Что могут рассказать старинные русские романсы

В чём секрет притягательности романсов: История жанра от испанского до жестокого

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Появление романса

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

К привычному представлению о романсе его предшественник имеет весьма отдаленное отношение – и дело не только в том, что эволюция этого вокально-музыкального жанра продолжается уже много столетий. В попытках прояснить историю возникновения романса музыковеды обращаются к Испании XIV – XV веков, когда и при королевском дворе, и на народных гуляниях стали звучать песни на местном наречии – в отличие от церковных псалмов, исполнявшихся на латыни. Предполагают, что родиной романса стало королевство Арагон, откуда эти песни стараниями трубадуров распространились по всей Испании.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Считается, что романсы стали первой стихотворной формой испанской литературы, иногда их приравнивают к похожему жанру баллады. Несомненно одно – они были частью народного фольклора, имели множество авторов, ведь из раза в раз романс исполнялся по-новому, в зависимости от настроения певца, его памяти, его творческого начала. Одна из самых ярких особенностей романса, сохранившаяся и до настоящего времени – в том, что музыка и текст, а с ними и исполнение, и переживания слушателя, объединяются в единое целое, превращая песню в некоторое подобие представления, сродни театральному.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Сборники испанских романсов назывались » романсеро «, их записывали с XIV века. Некоторые песенники включали романсы лучших испанских композиторов того времени – Хуана дель Энсины, Франсиско Пеньялосы, Хуана ди Анчиеты.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Романсы в Европе в новое время

Романсы исполняли и в Испании, и в ее колониях, знакомы с ними были во всей Европе. Но в эпоху романтизма этот музыкальный жанр стал набирать особенную популярность. Да и смысловое наполнение его поменялось согласно художественным запросам той эпохи, став более лирическим, сентиментальным. Композиторы-классики, в первую очередь австрийские и немецкие, такие, как Франц Шуберт, Роберт Шуман обращались в своем творчестве к романсу, следом возникла французская, а вскоре и русская школы. Большое влияние на жанр оказывало творчество крупнейших поэтов эпохи – Гёте и Гейне в Германии, Пушкина в России.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Поначалу словом «романс» в русском языке называли любую песню, написанную по-французски, в отличие от «русской песни». Благодаря эпохе романтизма в мировой культуре, с пристальным вниманием к чувствам человека, его природному началу, романс набирал все большую популярность. Когда-то создававшиеся только профессиональными композиторами и титулованными поэтами, они «спускаются» в народ, который изменяет их и создает новые. В первой половине XIX века возник жанр русского романса, а дальше – его разновидности: городской, жестокий, цыганский. Жестоким называли такой вид русского романса, который отличался особым драматизмом в описании семейных, бытовых конфликтов, акцентом на жестокости и, как правило, трагической концовкой.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Петербургские и московские цыгане начинали с собственного, самобытного стиля исполнения русского романса – драматично, с особой эмоциональной насыщенностью и напевностью, затем создавая уже новые произведения, как на русском, так и на цыганском языке.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Романсы привлекали и привлекают своей недосказанностью, слушателю открывается лишь один, текущий момент, без четкого описания того, что было прежде, и со смутными представлениями о будущем.

Некоторые русские романсы

У русского романса история вообще любопытна, но не меньший, даже, скорее, больший интерес вызывает судьба отдельных произведений – часто она была довольно драматичной.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Известный романс «Соловей» на стихи Антона Дельвига был написан Александром Алябьевым во время тюремного заключения по ложному обвинению в убийстве, произошло это в 1825 году. Во время игры за карточным столом Алябьев обвинил в шулерстве одного из офицеров и ударил его. Спустя несколько дней офицер, чье здоровье и без того оставляло желать лучшего, скончался. Считается, что заключение композитора в тюрьму было вызвано его близостью к декабристским кругам. Как бы то ни было, Алябьев продолжал заниматься сочинением музыки, за свою карьеру он создал около двухсот романсов.
Еще один из них – «Вечерний звон», на стихи Ивана Козлова. В свою очередь, поэт создал их в качестве перевода произведения английского поэта Томаса Мура.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Романс «Не уходи, побудь со мною» был написан в 1899 году композитором Николаем Зубовым для музы и любимой женщины, певицы Анастасии Вяльцевой. Она исполняла его в числе прочих романсов, которые посвятил ей Зубов – всего около двадцати.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

«Очи черные», романс, ставший один из самых узнаваемых в мире, появился благодаря стихотворению Евгения Гребёнки, которое он посвятил дочери своего соседа-помещика, ставшей впоследствии женой поэта. Романс стали исполнять с 1884 года.

А музыкальные произведения из фильма «Жестокий романс» укрепили и без того немалую популярность русского романса – на протяжении XX века этот жанр несмотря ни на что пользовался большой любовью исполнителей и слушателей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Что могут рассказать старинные русские романсы

Что такое романс, история романса

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Что такое романс, историю создания жанра и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое романс?

Романс – это произведение, обычно лирического содержания, относится к камерно-вокальному жанру. Оно сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.

Популярные романсы

«Средь шумного бала» музыка П.И. Чайковского , слова А.К. Толстого. Написанная в жанре вальса, эта вокальная композиция гениального русского композитора сразу приобрела большую популярность. Романс, имеющий красивую мелодическую линию, очень выразителен и лиричен, но самое главное, он написан так удобно, что его легко можно исполнить в домашнем музицировании.

«Гори, гори, моя звезда…» — музыка П. Булахова, слова В. Чуевского. Признанный во всём мире русский романс, который имеет большое количество аранжировок, как эстрадных, так и «академических». Несмотря на то, что композиция была сочинена в середине позапрошлого века, после революции она попала под запрет, так как пользовалась большой популярностью у белогвардейских офицеров.

«Очи чёрные» музыка Ф. Германа, слова Е. Гребёнки. Этот известный во всём мире романс переведён на многие языки. Популярность композиции связана с тем, что речь в ней идёт о страстной любви, сводящей с ума людей. Сопротивляться ей бесполезно, так как такая любовь необъяснима, и она сильнее смерти.

История романса

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Важно отметить, что в XIX веке жанр романса получил интенсивное развитие в России, а во второй половине столетия и в таких странах как Польша, Чехия, Норвегия и Финляндия. Он был ярко представлен в творчестве Б. Сметаны, А. Дворжака , К. Шимановского, Я. Сибелиуса, Э. Грига .

В XX веке в развитие жанра вокальной миниатюры внесли весомый вклад такие замечательные западноевропейские композиторы как К. Дебюсси , А. Шёнберг, М. Равель , М. де Фалья, Ф. Пуленк , Д. Мийо.

Романс в России

На вопрос, когда «романс» попал в Россию, сейчас никто ответить не может, но искусствоведы предполагают, что это случилось во второй половине XVIII века. Однако то, что он прибыл в нашу страну из Франции, это достоверно известно, так как изначально термином «романс» именовалось вокальное произведение лирического содержания, написанное на поэтический текст на французском языке. Необходимо отметить, что в тот период русские композиторы писали довольно много вокальных миниатюр именно на стихи французских авторов. Правда подобные произведения сочинялись и на русском языке, но назывались они «российской песней».

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Прижившись на благодатной почве «романс» стал быстро срастаться с русской культурой, и вскоре этим словом стали уже называться лирические, чувственные, любовные песни, причём создаваемые не только композиторами, но и просто музыкантами-любителями. В те времена повсеместно отмечалось значительное проявление интереса к любительскому музицированию и песенному сочинительству. Представители дворянского сословия и люди разных чинов считали обязательным среди предметов домашнего обихода иметь какой-либо музыкальный инструмент: скрипку , гитару , арфу или фортепиано. Тогда же в европейском и, соответственно, в русском искусстве господствовали романтические настроения. В таких благоприятных условиях в первой половине XIX века формировался жанр русского романса, наиважнейшую роль в развитии которого играла изумительная русская поэзия, представленная творчеством таких блистательных поэтов как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, К. Батюшков, Н. Языков, А. Пушкин, а затем М. Лермонтов и Ф. Тютчев. Основоположниками русского романса по праву считают композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва и П. Булахова. Следом за ними выдвигаются талантливые мастера камерно-вокального жанра, которые своим творчеством подняли вокальную миниатюру до высоты истинно классического искусства, среди них М. Глинка, А. Бородин , А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков , П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов . Далее традиции великих композиторов продолжили Р. Глиэр , Ю. Шапорин, H. Мясковский, а в советское время Д. Шостакович , С. Прокофьев, Г. Свиридов.

Важно упомянуть, что наряду с классическим романсом, являвшимся плодом творений профессиональных композиторов и подразделявшимся на различные жанровые варианты, среди которых элегии, баллады и баркаролы, в городах и пригородах России, где процветала своя субкультура, развивались и другие разновидности романса, такие как городской (бытовой), «жестокий» и цыганский. Они пользовались признанием и бытовали как фольклор, то есть их сочиняли авторы из народа. Наибольшую популярность такого рода композиции приобрели в первой четверти XX века. Именно в это время Борисом Фоминым, Яковым Фельдманом и Марией Пуаре были написаны такие шедевры, которыми впоследствии восхищался весь мир, среди них «Дорогой длинною», «Я ехала домой», «Ямщик не гони лошадей». После Октябрьской революции романсы в России, а затем и в СССР находились под запретом как чуждые пролетарской идеологии и пережиток прошлого. Известные исполнители подвергались гонениям и даже репрессиям. Постепенное возрождение романса началось в годы войны, но особый подъём жанра наблюдался в 70 – годы прошлого столетия.

Среди известных исполнителей русского романса необходимо особо отметить А. Вертинского, А. Вяльцеву, Н. Плевицкую, В. Панину, П. Лещенко, А. Баянову, И. Юрьеву, Т. Церетели, В. Козина, Н. Сличенко, В. Баглаенко, В. Пономарёву, Н. Брегвадзе, В. Агафонова, О. Погудина.

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Интересные факты

В настоящее время интерес к романсу не угасает. Мелодии, получившие признание в далекие времена и сейчас пользуются большой популярностью. Сегодня мы часто слушаем, наслаждаясь их очарованием и первозданной свежестью в концертных залах, телевизионных программах и радиопередачах. Романс не собирается отступать, он наоборот ненавязчиво увлекает всё больше людей разного возраста в свой прекрасный мир неподдельных чувств, мудрых мыслей и настоящих страстей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Романсы

Источник

Тема урока: «Образы старинных русских романсов» (6-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 6

Цель урока: ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса.

Ход урока

I. Музыкальное приветствие.

II. Вступительная беседа.

На фоне звучания музыки «Романс о романсе» А.Петрова учитель читает стихи Б.Ахмадулиной:

Не довольно ли нам пререкаться
Не пора ли предаться любви,
Чем старинней наивность романса
Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне,
Что я знаю про век и про дни,
Отвори мне калитку в былое
И былым моё время продли.

Учитель. Сегодня на уроке, мы отвлечёмся от нашей современной жизни с её сумасшедшими и стремительными темпами и «отворим калитку в былое», окунёмся в мир старины.

Посмотрите на выставку предметов, которую я подготовила, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик и др.)

Дети. Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.

Учитель (берёт в руки веер)

-Что вы знаете об этом предмете?

Дети делятся знаниями о веере.

-Поднимите руку, а у кого дома есть шкатулка?

Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки.

(послушать звучание музыкальной шкатулки).

— Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки музыкальным инструментом, который сейчас прозвучит?

Звучит р.н.п. «Тонкая рябина» в исполнении гитары.

— Какой музыкальный инструмент звучал? Что можете о нём рассказать?

Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара.

Учитель. Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

На выставке появляется гитара, старинный музыкальный инструмент.

— А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?

Дети. Романс.

III. Объяснение нового материала на основе изученного в 5-м классе.

Учитель. Вы знакомились с жанром романс в 5-м классе.

— Вспомните происхождение этого слова?

Дети. Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

Учитель. Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

Учитель. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

IV. Слушание и восприятие музыки.

Дети. Знакомятся с текстом романса Гурилёва «Колокольчик», который лежит у них на столах.

Учитель. Почему произведение называется «Колокольчик»? Раскройте содержание?

Дети. Поэт описывает дальнюю дорогу, в которой мы слышим песнь ямщика и звон колокольчика. Этот звон сопровождает весь долгий путь, без него картина дороги, путешествия на Руси была бы не полной.

Учитель. Ребята, кого на Руси называли ямщиком?

Дети. Управляющий лошадиной тройкой.

Учитель. В словаре С.И.Ожегова слово ямщик трактуется, как возница на ямских лошадях, перевозящая почту, грузы и пассажиров. Позднее ямщиком стали называть и того, кто управлял этой возницей.

Процитируйте строки из стихотворения, в которых говорится, о чём размышляет путник.

Дети. Он вспоминает дорогое прошлое: «И припомнил я ночи другие, и родные поля и леса»

«Столько чувства в той песне унылой, столько чувства в напеве родном…

Учитель. Послушайте романс «Колокольчик», о каких чувствах говорит путник?

Звучит романс «Колокольчик»

Ответы детей: тоска о чём-то родном, воспоминания, переживания, волнение…

Учитель. Как звучит мелодия романса (наиграть первые строки)? (поступенно, просто, искренне; близка естественной речи; с движением)

— Как звучит аккомпанемент, на что похожа мелодия? (аккомпанемент простой, похож на вальс, хочется покачаться)

-Послушайте ещё раз этот романс и нарисуйте мысленно картину, которая предстаёт перед путником, едущим в дальнюю дорогу?

Повторное слушание романса «Колокольчик».

Примерные ответы детей: дальняя дорога, широкие поля, бескрайние леса, тишина…

Учитель: У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека.

Так как в романсе «Колокольчик» затрагивается тема природы и души русского человека, какой образ рисуется в этом старинном произведении? (выбрать из предложенных образов: исторический, комический, лирический, драматический, трагический, эпический)

Дети. В старинном русском романсе «Колокольчик» рисуется лирический образ.

Учитель. Чем наполнен этот образ? (размышлением о жизни, воспоминанием о дорогом, переживанием о чём-то ушедшем)

Давайте обратимся к выставке, какие предметы по принадлежности близки романсу «Колокольчик»?

Дети. Колокольчик, русский платок.

Учитель. Для кого предназначался этот романс: простого народа или светского общества?

Романс «Колокольчик» был популярен в демократической среде и близок простой бытовой песне.

V. Разучивание I куплета романса «Колокольчик»

Разучивая мелодию романса «Колокольчик», предложить детям проследить за особенностями развития мелодической линии по нотной записи в учебнике. Дать учащимся почувствовать единство музыкальной и поэтической речи романса. Добиваться ровного, свободного льющегося звучания на всём диапазоне произведения.

Слушание и восприятие музыки (продолжение)

Учитель. Сейчас прозвучит ещё один старинный романс « Я вас любил», сравните его с романсом «Колокольчик» найдите сходство и различие.

Звучит романс «Я вас любил»

Учитель. Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)

-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой? (Лирический)

— Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …? (любви)

Любовь – великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

— Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)

-Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь?

— Образ какой любви воплощён в романсе «Я вас любил» (неразделённой) Почему?

— Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.

— Какими чувствами наполнен романс «Я вас любил»?

Дети. Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.

VI. Обобщение урока.

— Итак, вы познакомились с двумя старинными романсами, которые являются шедеврами русской музыкальной культуры, её лучшими образцами. Подведите итог, заполнив таблицу.

Работа в таблице (заполнить)

Романс «Колокольчик»

Романс «Я вас любил»

волнение, тоска, переживание

любовь, благодарность, сомнение

просто, искренне; близка естественной речи; с движением)

трепетно, проникновенно, с сожалением; красивая, благородная мелодия;

Источник

Что могут рассказать старинные русские романсы

В общении людей большую роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесённые эмоционально, с искренним чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе. Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие, горячее участие и равнодушие.

Термин «романс» возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. Также слово «романс» появилось в испанской литературе. Оно означало небольшой стихотворный рассказ. А сборники старинных испанских романсов называли «романсеро». В Испании, в отличии от церковных песнопений, которые всегда исполнялись на латыни, так называемые светские песни (вне церкви) пели на испанском языке. Позже романсом стали называть в Испании сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

Во все века во всех странах существовали лирические песни про любовью Их пели и простые деревенские девушки, и городские барышни, и их служанки. Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми для тех и других, особенно, особенно в «галантном» 17 веке. Аристократы того времени презрительно относились к простонародным песням. Даже само слово «песня» казалось им плебейским – это слово характеризует бедных людей или людей с небольшим достатком.

Первые русские романсы сочиняли на французском языке. Этим занимались не только композиторы, но и певцы-любители. Их имена часто оставались неизвестными.

Исследователь русской музыкальной культуры Т.Н.Ливанова пишет: «Романсы и песни сочинялись едва не повсюду, где на это хватало музыкальной грамотности. Эта тяга к «самостоятельному распеванию» поэтических текстов захватывает, по меньшей мере, весь 19 век, остаётся характерной и для первых десятилетий 20 века». Многие из этих романсов и сегодня близки и понятны нам так же, как были близки и понятны людям прошлого века.

Основные стилевые черты русского бытового романса:

— открытая эмоциональность, задушевность. На заре своего существования русский романс был связан с сентиментализмом. Именно чувствительность как стилевая категория постепенно преобразуется в яркую эмоциональность. И в этой чувствительности, и в открытой эмоциональности раскрывается русская душа – бесшабашная, удалая, и добрая, жалостливая, отзывчивая;

— мелодика русского бытового романса специфически вокальна. Ее интонационная мягкость и плавность идут от народно-песенных истоков. Ведущую роль играют интонации (часто – начало восходящие с последующим плавным спуском, или нисходящий скачок к вводному тону в тонику) и задержания интонаций, близких к основному тону, гибкость и пластичность мелодии;

— включение декламационных оборотов как средства драматизации;

— преобладание минора, чередующийся с мажором

— обращение к ритмам распространенных в быту танцев – вальса, мазурки, полонеза, русской пляски. Одним из самых популярных в русской бытовой лирике стал ритм вальса, в который легко укладывались песни;

— «гитарная» арпеджированная фактура фортепианного сопровождения (реже аккордовая);

— преобладание куплетной, строфической формы.

Жанр русского романса сформировался в обстановке яркого расцвета любительского музицирования. Русские города, поместья и усадьбы охватывает всеобщая тяга к музыке. Фортепиано, арфа, скрипка или гитара выступают как необходимые предметы домашнего быта, повсеместным явлением в дворянской и разночинной среде становится песенное сочинительство.

И. Прянишников Жестокие романсы

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть фото Что могут рассказать старинные русские романсы. Смотреть картинку Что могут рассказать старинные русские романсы. Картинка про Что могут рассказать старинные русские романсы. Фото Что могут рассказать старинные русские романсы

Связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы – этим отличается романс от песни.

В романсе одинаково значимы слово (текст), музыка, исполнение.

Музыка – душа поэзии, проясняет и открывает её. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию.

Одно из самых важных качеств романса — его интимность (личное сокровенное чувство, переживания), камерность (исполнение в маленьком помещении для небольшого количества зрителей-слушателей).

Послушай романс «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Анны Герман Ссылка ЗДЕСЬ.

Послушай романсы: «Колокольчик» А. Гурилёва Ссылка ЗДЕСЬ и «Я вас любил» Б. Шереметева Ссылка ЗДЕСЬ. Их роднит то, что они написаны композиторами, творчество которых известно благодаря сочинению именно романсов и песен. Различие же заключается в том, что музыка Шереметева отражала вкусы и интересы светского общества, в то время как романс Гурилёва был популярен в демократической среде и близок простой бытовой песне.

Проследи за особенностями развития мелодической линии, ты почувствуешь единство музыкальной и поэтической речи романсов. Послушай первые музыкальные фразы романсов, обрати внимание на изменения интонации, ритм и мелодику речи, повышения и понижения голоса, те моменты, когда они возникают.

О чём эти романсы? Какие чувства мы испытываем вместе с композитором? Задумайся над тем, что значит быть счастливым в любви. Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь? Какие чувства переплетаются в музыке романса? (Волнение, сомнения, нежность, восторг, благодарность.) Проникновенный поэтический образ дальней дороги также связан с воспоминаниями о дорогом прошлом, волнующем лирического героя романса. Что же помогает нам в музыке почувствовать образ дороги, безостановочного движения, проникнуться грустью, навеянной дорогими воспоминаниями? Мелодия близка естественной речи, как бы рождается из неё, а потому звучит просто и искренне. Ритмическая ровность, поступенное движение придают ей характер речевой декламации, задумчивой созерцательности. Вальсовое движение аккомпанемента подчёркивает характерный, по-русски напевный поэтический размер. Особенности построения мелодии и сопровождения свидетельствуют о не-разрывном слиянии текста и музыки, напева и слова, взаимопроникновении песенных и романсовых интонаций. Последние особенно явственно проступают во второй, мелодически более развёрнутой части романса. В чём проявляются романсовые интонации? Усматривается ли в них какое-либо сходство с интонациями романса Шереметева?

У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления, как в народной песне, так и в профессиональном творчестве, неразрывно связаны с природой. Современные авторы развивают традиции российской песенной культуры. Широта мелодии, её распевность, протяжённость ассоциируются и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека. Это мы часто слышим в протяжных народных песнях.

О каких чувствах, мыслях и переживаниях рассказал тебе этот романс? Какие образы созданы в нём?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *