Что могут сделать мошенники по номеру счета
Как защитить реквизиты карты
Какие данные нельзя сообщать и в каких случаях включать параноика
Реквизиты банковской карты — это секретная информация. Если она попадет в руки не тех людей, вы можете потерять деньги.
В России 68% мошеннических операций совершается с помощью реквизитов. Это самый распространенный способ украсть деньги с карты. Мошеннику нужны только цифры, которые написаны прямо на карте, — и он уже сможет вас ограбить.
Что за реквизиты?
Реквизиты — это всё, что написано на карте: номер из 16 цифр (иногда 18), имя и фамилия владельца, срок действия и CVC-код — трехзначный код безопасности на обратной стороне. Для удобства мы отнесем к реквизитам и смс-код, который присылает вам банк, когда вы платите в интернете или переводите деньги.
По правилам платежных систем реквизиты нельзя сообщать посторонним. Если банк узнает, что ваши реквизиты попали в чужие руки, то сразу заблокирует карту. Однако кое-что сообщать все-таки можно. Если кратко, дела обстоят так:
Что можно сделать, зная реквизиты карты?
По реквизитам карты можно заплатить в интернете или оформить перевод с карты на карту. Человек, который знает ваши реквизиты, имеет полный доступ к деньгам.
Вернуть потерянное будет сложно. В договорах на оказание банковских услуг прописано, что ответственность за сохранность данных карты несет держатель карты. Если он сам добровольно эти реквизиты сообщил посторонним, банк за такие действия ответственности не несет. Придется обращаться в полицию и если она найдет мошенника, с него и взыскивать ущерб.
Какие реквизиты нужны вору, чтобы украсть мои деньги?
Обычно номер карты, срок действия, CVC-код и код из смс. Но есть магазины, которые проводят операции с меньшим числом реквизитов.
Например, чтобы заплатить на «Амазоне», нужен только номер, имя и срок действия. Ни кода безопасности, ни одноразового пароля из смс не нужно:
Виды мошенничества с картами
Фальшивые банкоматы. Не каждый банкомат, который вы видите, обязательно принадлежит банку. Мошенники могут скупать на черном рынке старые банкоматы, перенастраивать их и получать доступ к данным карты. Снять наличные в таком банкомате не получится — он выдаст сообщение, что купюр нет или что он неисправен. Зато такой банкомат передаст мошенникам все реквизиты карты.
Чтобы обезопасить себя, проверьте банкомат на карте с банкоматами в приложении банка.
Скрытые камеры. Мошенники крепят их на банкомат или прячут где-то возле. Миниатюрная камера направлена на клавиатуру банкомата и записывает, как клиенты вводят пин. Еще камера может записать все реквизиты, указанные на карте: имя владельца, срок действия и даже код безопасности.
Скимминг. Скиммер — это считыватель магнитной ленты на карте. Мошенники прикрепляют его к картоприемнику банкомата.
Банки знают об уловках мошенников, и поэтому начали выпускать банкоматы без картоприемников. На современных банкоматах карту достаточно приложить к специальной площадке со значком бесконтактной оплаты. Если есть альтернатива, рекомендую пользоваться именно такими банкоматами.
Траппинг, или «ливанская петля». Мошенник вставляет в картридер кусок фотопленки или пластика, и карта, попадая в прорезь, не возвращается владельцу, а попадает в конверт, который мошенник вытащит и получит возможность пользоваться картой.
По возможности пользуйтесь банкоматами без прорезей. В них карта в принципе не может быть удержана из-за неисправности устройства и к мошенникам в руки не попадет ни при каких обстоятельствах.
Накладная клавиатура. Мошенники устанавливают на банкомат поддельную клавиатуру поверх оригинальной. Поддельная запоминает все, что вы набираете, и передает нажатия на настоящие клавиши.
Фишинг. Это рассылка писем и уведомлений от имени брендов, банков, платежных систем, почтовых сервисов, социальных сетей. В письме содержится ссылка, якобы ведущая на сайт сервиса, но на самом деле она ведет на сайт мошенников, внешне не отличающийся от оригинала.
Как не попасться на удочку хакеров
Пользователя убеждают ввести данные карты якобы для оплаты товаров или услуг, но на самом деле покупки не происходит, а данные попадают в руки мошенников.
Совет здесь только один: не переходить по ссылкам, если не уверены в их надежности. Убедитесь, что отправитель — именно тот, за кого себя выдает.
Смс-мошенничество. Мошенники через смс убеждают держателя карты перевести деньги. Например, предлагают поучаствовать в розыгрыше приза, получить компенсацию или просто позвонить на платный номер.
Вишинг — телефонное мошенничество. Самый распространенный сейчас вид мошенничества.
Мошенники представляются работниками службы безопасности, сотрудниками правоохранительных органов, Центробанка. Бывает, что они представляются покупателями на сайтах объявлений.
Цель у них одна — получить реквизиты карты: ее номер, код безопасности, а если повезет, то и код из смс.
Можно ли сообщать номер банковской карты и имя владельца
Если у кого-то есть номер карты, он не сможет украсть ваши деньги. Но он может использовать это знание для фишинга: прикинуться банком и выудить у вас другую информацию.
А вот если у мошенника есть и номер карты, и ваше имя латиницей, он сможет подобрать срок действия методом перебора и, например, привязать карту к «Амазону».
Номер карты и имя владельца следует беречь точно так же, как вы бережете данные паспорта.
Мошеннику нужен только номер карты, срок действия и ваше имя, чтобы украсть деньги.
Какие данные карты можно сообщать для перевода денег, а какие нельзя
Можно сообщать | Нельзя сообщать |
---|---|
Номер из 16 цифр | Имя и фамилия |
Cрок действия | |
Код безопасности на обратной стороне | |
Код из смс |
Вопросы о безопасности банковских карт из жизни
Я забыл карту в кафе, вернулся за ней через 15 минут. Надо перевыпускать? Лучше перевыпустить. Если вам не повезет, официант перепишет реквизиты в блокнот или просто сфотографирует карту. Он не будет тратить все деньги, а просто через месяц-другой по-тихому купит что-нибудь в интернете.
Если у вас не подключен смс-банк, вы можете даже не заметить пропажи денег с карты. А если клиент не забил тревогу, то и банк ничего не заметит. Вы никогда не узнаете, что деньги украли.
Официант унес карту, чтобы провести оплату на кассе. Это плохо? Да. Целую минуту он может делать с вашей картой что угодно. Если вам совсем не повезет, официант окажется еще и скиммером: проведет карту через специальный считыватель, потом продаст данные в Таиланд через анонимный форум. Там ребята обналичивают сразу и много.
Чтобы такого не случилось, попросите официанта принести терминал. Сейчас во всех приличных заведениях терминал приносят к столу. Но если такой возможности нет, сходите на кассу вместе с официантом.
Как мошенники могут завладеть деньгами с вашей карты, зная только её номер
Мошенничество по банковским картам стремительно набирает обороты. Задумайтесь, в 2016 году недоброжелатели обокрали добросовестных клиентов популярных финансовых организаций на 2.5 миллиарда долларов! Именно поэтому мы и решили написать эту статью, в которой расскажем, как мошенники снимают деньги по номеру карты и что делать, чтобы обезопасить себя.
Два распространённых метода завладеть вашими данными
Что такого делают преступники, чтобы иметь возможность снять ваши кровно заработанные деньги? Вот два популярных способа мошенничества:
1. Скимминг
Прогресс не стоит на месте, и преступники это знают. Они используют специальные устройства для считывания информации, помещая их непосредственно в банкоматы. После того как вы воспользуетесь им, мошенник завладеет всеми необходимыми для него данными и создаст дубликат карты, с которым сможет снять все средства на счету. Чтобы обезопасить себя от скимминга, пользуйтесь теми банкоматами, которые стоят у всех на виду — недоброжелатель никак не сможет установить на них считывающее оборудование.
2. Фишинг
«Фишинг», если перевести с английского, значит «рыбалка». Метод заключается в том, что недобросовестный человек подсовывает жертве в интернете фальшивую страницу банка, которым та пользуется, и она решит ввести свой логин и пароль на сайте-фейке, ими сразу же завладеют. Также жулики могут прислать письмо якобы от сотрудника банка, прося доверчивого человека сообщить CVV- или пин-код. Методов много, и чтобы обезопасить себя, нужно быть максимально внимательным и подозрительным. Знайте одно: даже сотрудники финансовых организаций не должны знать CVV- и пин-коды клиентов, а потому, во всех случаях, когда просят сообщить такую информацию — это мошенничество чистой воды.
Клиенты Сбербанка в опасности
Если вы являетесь клиентом Сбербанка, то наверняка знаете, что можете переводить деньги с одной карты на другую, зная только её номер. Действительно, это очень удобно, но безопасно ли?
Если вы продаёте или продавали что-либо на Авито, наверняка вам часто предлагали перевести средства на вашу пластиковую карту. Все, естественно, соглашаются, но мало кто задумывается, кому в итоге станет известен их номер.
Зная номер карточки, злоумышленник сможет узнать и ФИО жертвы, сделав любой денежный перевод на минимальную сумму, в процессе которого система сообщит ему, кому именно придут финансовые средства (его даже не нужно доводить до конца). Таким образом, недоброжелатель будет владеть всеми необходимыми сведениями для того, чтобы тратить деньги ничего не подозревающего человека.
Вы можете спросить, что же в этом такого? Да то, что зная ФИО и номер, злоумышленник может сделать любую покупку в интернете на сервисах, где не требуется ввод CVV-кода или MasterCard Secure Code.
Например, известный интернет-магазин Amazon требует ввода только номера карточки, имя владельца и срок окончания её действия.
Как мошенники узнают ваши данные
Итак, чтобы украсть ваши деньги мошеннику необходимо знать:
Номер карты преступник может получить, как мы уже писали выше, на Авито. Если вы, к примеру, продаёте стиральную машину, недоброжелатель может проявить заинтересованность в данной бытовой технике и попросить вас сообщить ему, куда перевести деньги. Вполне логично, и подозрений никаких не вызовет, согласны?
Некоторые умудряются носить с собой микрокамеры в магазинах, кафе и других местах, а когда очередная «жертва» расплачивается картой, мошенник записывает её на видео, а потом смотрит видео и узнаёт всё необходимое для того, чтобы тратить чужие деньги.
Далее финансовому вору нужно знать ФИО жертвы. Он может ненавязчиво спросить вас, кому перевести финансовые средства или использовать описанный выше способ: начать переводить на карту деньги и остановиться, когда станет известны фамилия, имя и отчество её владельца.
Далее ФИО жертвы вбивается в любой транслит сервис, чтобы злоумышленник знал, как прописывать эти данные на латинице.
Вот, по сути, и всё. Хитроумный жулик уже может заходить на Amazon или любой другой сайт, где при оплате товара не требуется CVV код и SecureCode, а также не требуются одноразовые пароли от Сбербанка. Так вот легко мошенник может тратить деньги жертвы своей аферы, покупая многочисленные товары за чужой счёт. Осталось лишь узнать одну маленькую деталь — срок действия карты.
Тип карточки жулик узнает легко по одному лишь её номеру. Если цифр 16 или 13, значит это Visa Card. Все VISA начинаются с цифры 4. Если же цифр 16, но первое число 5, значит это MasterCard. Maestro начинаются с цифр 3, 5 или 6 и могут состоять из 13, 16 и 19 символов. Как вы поняли, тип можно определить наугад, используя всего 3 попытки.
Теперь же жулику осталось узнать срок действия пластиковой карточки, но и это — дело нескольких минут. Всё, что нужно, создавать всё новые и новые запросы на покупку определённого товара в сети, каждый раз вводя разные значения. Так как большинство карт выдаются банком на срок от 3 до 4 лет, а в году 12 месяцев, злоумышленнику нужно перебрать всего от 36 до 48 вариантов, с чем можно справиться за полчаса. Тем более, нет никакой защиты: онлайн магазины не будут требовать ввода капч или ограничивать количество попыток. Поэтому через некоторое время мошенник всё-таки введёт нужное значение, и деньги его жертвы канут в лету.
Представьте, как это обидно, если вы случайно сообщите номер карты не тому человеку, и он вытащит с неё все ваши честно заработанные деньги. Хорошо, если потратят 2000 рублей, но что делать, если уйдут 10 000 руб или ещё больше?
Обезопасить себя вы можете довольно просто: оформите Cirrus/Maestro Momentum Card. Они выдаются в Сбербанке, и с их помощью нельзя оплачивать покупки в интернете, поэтому вам не будут страшны никакие мошенники.
Как обезопасить себя от мошенничества
Рассмотрим способы, которые помогут вам не стать финансовой жертвой:
Что делать, если деньги уже начали пропадать со счёта
В теории вам должны вернуть деньги, если вы их не тратили, однако на практике такое происходит крайне редко. Доказать что-либо будет крайне сложно, а потому всегда следите за тем, какую информацию и кому вы сообщаете. Будьте крайне осторожны и вы никогда не станете жертвой недоброжелателей.
Можно ли по номеру карты снять деньги и как от этого уберечься?
Закончил в 2001 году СПбГЭУ по направлению «Бухучет и анализ». Работал с 2009 по 2016 год в банке Санкт-Петербург. В данный момент занимается юридической практикой.
Мы рассмотрим, как злоумышленники умудряются снять деньги, зная лишь номер карточки, и расскажем, как противостоять такой мошеннической схеме.
Можно ли снять деньги с карты, зная лишь ее номер?
Чем больше среди населения распространяются банковские карты и счета, тем активнее в этой области развивается всевозможное мошенничество. Что только не придумывают преступники, чтобы украсть денежные средства: они звонят «из банка» и представляются сотрудниками (читайте об этом, например, здесь), чтобы вытащить из человека ценные сведения о карте; проводят фиктивные розыгрыши, в рамках которых получить «выигрыш» можно только после предоставления данных о карте. Продолжать список мошеннических схем можно сколь угодно долго.
Но одно непонятно добропорядочному человеку: почему и зачем мошенникам нужен номер банковской карты? Разве настойчивые попытки выяснить номер не бесполезны, ведь, кажется, по одному лишь номеру нельзя провести успешную кражу денег со счета?
К сожалению, снятие денег по одному лишь номеру возможно. Причиной тому послужило распространение магазинов в сети интернет: преступники в режиме онлайн покупают некий товар или услугу, представляясь владельцем карты. Деньги списываются с карточки жертвы, пока та ни о чем не подозревает.
Да, формально это сложно назвать именно снятием денег, ведь преступники лишь покупают что-то в интернете. Но, фактически, это именно кража, т.к. полученное в результате покупки имущество затем перепродается на черном рынке по низкому ценнику. Так злоумышленник получает «черную наличку», и все это — за счет жертвы.
У некоторых карт предусмотрена система безопасности, благодаря которой подобный сценарий становится невозможным. Например, к числу таких карт относится Maestro и карты Momentum. При всем желании, через них нельзя совершить покупку в интернете, не предоставив полные сведения о карте — а полные данные, благо, преступникам получить гораздо сложнее, чем обычный номер карточки.
Кроме того, интернет-магазины тоже стараются учитывать «мошеннический спрос» на подобное обналичивание денег. В результате система требует несколько раз проверить настоящего в актуальный момент владельца карточки: сначала сам сайт требует ввести CVV-код (что это — читайте здесь) и срок действия пластика, а затем банковская система, обслуживающая карту — например, Сбербанк Онлайн — дополнительно высылает смс на привязанный телефон с просьбой подтвердить транзакцию.
Что еще более важно, так это особенная опасность для клиентов Сбербанка. В отличие от ВТБ, Газпромбанка и любой другой крупной банковской организации в России, Сбербанк дает возможность при совершении перевода узнать имя и первую букву фамилии получателя перевода. Можно сказать, что снятие денег только по номеру карточки — это головная боль клиентов Сбербанка, но в меньшей — клиентов остальных банков.
Как это происходит?
Итак, мы уже разобрались, могут ли снять деньги по номеру карты. Ответ неприятный, но правдивый. Теперь исследуем вопрос, как мошенники снимают деньги с карты, зная только номер карты — так мы поймем, в каких именно ситуациях нужно быть вдвойне внимательным.
Все начинается с, казалось бы, невинного объявления на, например, доске «Авито» или сообщения в социальной сети. Часто человек, становящийся жертвой мошенников, сначала размещает небольшую информацию о себе — например, объявление о продаже машины, бытовой техники, ноутбука и т.п.
Мошенник списывается с продавцом, представляясь самым обычным покупателем. Он всячески имитирует интерес к объекту торговли, выражает свое желание купить его прямо сейчас. Таким образом он выпытывает номер карты продавца, чтобы «поскорее перевести деньги за товар». Дело сделано — продавец, предвкушая получение денег, дает номер карточки.
Далее злоумышленник заходит в Сбербанк Онлайн и вбивает номер для совершения перевода. Достаточно отправить всего лишь 1 рубль или даже не отправлять ничего, если операция производится через мобильное приложение — и преступнику уже станет известно имя и первая буква фамилии получателя.
Остальное — дело техники: мошенник под разными предлогами старается выяснить, как звучит полностью фамилия получателя. Иной раз он даже не спрашивает саму жертву, а находит информацию самостоятельно через поисковики, социальные сети и т.д. По этой причине никогда нельзя привязывать к объявлению свою страницу «ВКонтакте», т.к. вы фактически сами передадите ценную для преступника информацию.
Имея на руках номер пластика, имя и фамилию, преступник уже может обналичить деньги через интернет-магазин. Для этого ему понадобится такой сайт-магазин, где не требуют ввода CVC-кода для списания денежных средств. Вводится номер пластика и те самые главные паспортные данные. Готово — деньги списаны, товар получен.
Так что могут сделать мошенники, зная номер карты? Они могут купить что-либо в интернете, представляясь вами. Могут снять абсолютно все, что есть на счете. Могут, наконец, даже создать вам крупную задолженность, если злоумышленник получил доступ к кредитной карточке или карте с опцией овердрафта. Поэтому ни в коем случае нельзя доверять ни свою настоящую фамилию, ни тем более номер карточки. Также читайте про другую схему мошенничества здесь.
Что делать, если мошенники узнали номер вашей карты?
Для ответа нужно представлять себе сам процесс воровства денег. Ведь после того, как злоумышленнику становится доступна информация о пластике, ему еще нужно как-то обзавестись вашей полной фамилией.
Ни в коем случае не делитесь с чужими незнакомыми людьми своими паспортными данными! Это касается и фамилии. Если эта информация еще недоступна преступнику, вероятность того, что он сможет наугад определить вашу фамилию, минимальна. А ваша задача заключается только в том, чтобы не проговориться.
Но что делать, если уже и полная фамилия известна преступнику? В таком случае срочно звоните на горячую линию Сбербанка по номеру 8800-555-5550 или +7 (495) 500-55-50. Попросите сотрудника банка заблокировать ваш пластик. И будьте готовы назвать кодовое слово или словосочетание (контрольная информация, как правило, выглядит как ответ на вопрос по типу «девичьей фамилии матери»).
Да, вы потеряете немного времени, совершая звонок и, затем, перевыпуская карточку. Но ведь лучше так в обмен на гарантию полной безопасности, чем пустить все на поток, рискуя в любую минуту оказаться без средств на карте.
Советы по защите денежных средств от мошенников
Краткое резюме статьи
Так устроен мир — где деньги, там и преступники. Даже зная номер карточки, имя и фамилию человека, через Amazon и другие интернет-магазины можно обналичить деньги без особых препятствий. А потому доверять номер карты и паспортные данные нельзя никому — только знакомым и близким людям.
11 типичных и новых схем мошенничества с нашими банковскими счетами
В прошлом году мошенники совершили более полумиллиона незаконных операций с использованием электронных средств платежа и украли 6,42 миллиарда рублей — об этом говорится в отчете Банка России. Конфиденциальную информацию преступники получали напрямую от людей с помощью различных психологических уловок — обман или злоупотребление доверием. Люди сами сообщали полные реквизиты своих карт, в том числе CVV / СVC-код, пароли и коды из СМС.
Ежегодно компания BI.ZONE и эксперты Сбербанка готовят аналитическое исследование «Threat Zone: не дожидаясь бури», которое освещает ключевые тренды кибератак и их влияние на мировую экономику и бизнес. Под угрозой находятся не только корпорации, но и частные лица. По этому исследованию, 90 процентов случаев мошенничества с банковскими счетами выполняется с помощью методов социальной инженерии. 90 процентов атак на счета с использованием социальной инженерии происходит с помощью телефонных звонков. Половина хищений совершается через мобильное приложение.
Социальная инженерия — это метод манипуляции мыслями и поступками людей. Он базируется на психологических особенностях личности и закономерностях человеческого мышления. Одной из сфер применения социальной инженерии является получение закрытой ценной информации.
Основные схемы, которые используют мошенники
1. Социальные выплаты
Мошенники пользуются состоянием обеспокоенности людей в связи с потерей дохода из-за пандемии. Они представляются работниками Пенсионного фонда, Роспотребнадзора и других государственных структур, сообщают о положенной социальной выплате или материальной помощи, таким образом вынуждают предоставить информацию о карте, кодах, паролях из СМС, персональных данных. Особенно легко таким образом обманывают людей пожилого возраста.
2. Продажа в интернете
Человек размещает объявление о продаже товара. Мошенники звонят и узнают данные карты продавца под предлогом необходимости совершить перевод за товар. Далее они списывают деньги с карты, узнав у продавца код подтверждения — якобы система его запрашивает для подтверждения транзакции.
Другой вариант этой схемы — использование подложного сервиса «Безопасная сделка» в интернете. Схема выглядит так: создается полная копия сайта и размещается на домене, похожем, например, на домен SafeCrow. Если человек не проверит написание URL в адресной строке, то примет мошеннический сайт за настоящий, проведет через него оплату и потеряет деньги. Еще один вариант: после создания сделки на подлинном ресурсе мошенники направляют в почту жертве письмо с указанием реквизитов для оплаты на QIWI-кошелек или другой сервис.
3. Копирование данных
Используются устройства, считывающие информацию с магнитной полосы / чипа банковской карты при ее использовании в банкоматах. Специальные «клавиатуры» устанавливают поверх клавиатур настоящих банкоматов и считывают конфиденциальные данные, включая ПИН-код. Далее мошенники делают поддельную карту и списывают с нее деньги.
Потенциальной жертве по электронной почте приходит письмо с предложением заработать на инвестициях. Она связывается с лжеброкерами и переводит им деньги для игры на бирже. Сумма на «брокерском счете» начинает быстро расти, что мотивирует жертву продолжать «играть», а когда она решает вывести средства, оказывается, что для этого нужно заплатить дополнительную комиссию. После второго перевода на ее счет мошенники пропадают.
5. Программы удаленного доступа
Жертве поступает звонок от «службы безопасности банка». Мошенники сообщают, что на устройстве клиента обнаружен вирус, необходимо скачать антивирус и запустить проверку гаджета. Во время сканирования устройства, сообщают мошенники, его нельзя использовать, так как вирус может серьезно повредить данные и открыть доступ злоумышленникам к конфиденциальной информации. На самом деле клиент скачивает программу удаленного доступа, а во время «сканирования» преступники получают доступ к мобильному банку и выводят средства клиента.
И здесь человеку звонит «служба безопасности банка». Ему сообщают об утечке данных через недобросовестных сотрудников организации, мол, проводится внутренняя проверка. Предлагают снять деньги через безопасный банкомат банка-партнера и перевести их на специальный страховочный счет. Или же предлагают сразу перевести деньги на счет. Мошенники предупреждают, что банк не несет ответственность за сохранность денежных средств по условиям обслуживания клиентского счета, если оперативно не предпринять предложенные ими меры.
7. Автоматическая голосовая служба банка
По телефону от имени сотрудника банка клиенту банка сообщают, что зафиксирован вход в личный кабинет из другого города или страны и произведены подозрительные операции со счетом, например, многократный перевод небольших сумм денег. Он, разумеется, отрицает свою причастность к этим операциям. Тогда мошенник просит назвать номер карты для идентификации и сообщает, что сейчас поступит код по СМС, но его никому нельзя называть, — таким образом вызывает доверие жертвы. После этого переключаются на «голосовую службу». Клиент доверяет голосу автоинформатора и вводит код в тональном режиме. Мошенники меняют пароль и логин в его личном кабинете и выводят деньги.
Многоходовочка. На первом этапе мошенники заманивают жертв объявлением о проведении конкурса, акции или опроса с внушительным призовым фондом от имени известных людей, используя поддельные аккаунты. Генерируется индивидуальная ссылка. После перехода по ней жертва проходит опрос и должна поделиться результатами с подписчиками в социальных сетях — так мошенники обеспечивают приток трафика на свои сайты. Также они запрашивают адрес электронной почты, позднее его используют для рассылки писем с фишинговыми ссылками и вирусами.
Затем всем прошедшим опрос приходят электронные письма или сообщения в мессенджере, в которых предлагается принять участие в новом опросе или викторине за вознаграждение. Чтобы жертва не передумала и не покинула сайт, ей угрожают потерей денег, ссылаясь на несуществующий документ, согласно которому, если в течение суток пользователь не пройдет новый опрос и не получит деньги, вся сумма якобы вернется организаторам. «На холодную», то есть на неподготовленных людей, такие письма не действуют, но жертвы уже участвовали в опросе, сделали репост и указали адрес своей электронной почты, поэтому в большинстве случаев соглашаются с новым предложением. В конце опроса жертве под разными предлогами предлагают перевести определенную сумму денег. Это может быть комиссионный сбор или налог. Введенные в заблуждение люди отдают в руки мошенников свои деньги и персональные данные, поскольку в процессе опроса указывают конфиденциальную информацию о себе, включая реквизиты банковских карт.
9 апреля 2020 года Group-IB — компания, специализирующаяся на предотвращении кибератак, сообщила о распространении новой волны мошенничества. Уже пострадавшим от таких фокусов людям предлагают получить компенсацию того ущерба, но вместо этого людей обманывают вновь — списывают деньги со счетов и похищают данные банковских карт. Злоумышленники представляются сотрудниками несуществующих организаций — Международной службы «Единый центр возвратов», «Национального Лотерейного Содружества», «Центра финансовой защиты» и других. Чтобы втереться в доверие, мошенники используют публикации в фейковых СМИ о тех, кто якобы обратился в организацию и без проблем получил возврат средств.
10. Забывчивый клиент
Мошенник стоит у банкомата и якобы производит какие-то операции по карте, поджидая жертву. Как только в очередь за ним становится другой человек, мошенник уходит и «забывает» карту в банкомате. Будущая жертва обнаруживает ее, окликает владельца и передает ему забытую карту. После проверки баланса обнаруживается «пропажа средств» и начинается скандал. Появляется свидетель, который подтверждает версию «пострадавшего». Вместе они начинают угрожать жертве полицией, аргументируя тем, что на карте остались отпечатки его пальцев. Пострадавший под давлением и угрозой потенциальных неприятностей с полицией сдается и соглашается отдать деньги, которые он не брал.
11. СМС с номера 900
15 июля этого года ТАСС опубликовал новость о том, что мошенники научились отправлять потенциальным жертвам СМС-сообщения с официального номера Сбербанка. Злоумышленник под видом сотрудника службы безопасности звонит клиенту Сбербанка, сообщает о серии неудачных попыток входа в интернет-банк и предлагает открыть резервный счет, чтобы перевести туда деньги и таким образом обезопасить их от несанкционированного доступа. Для этого он просит назвать данные банковской карты. Если клиент отказывается сообщать их, в ход идет другой способ убеждения — мошенник предлагает направить клиенту СМС-сообщение с номера 900 для «дистанционного резервирования счета» с кодом подтверждения номера.
Такую возможность мошенничества ТАСС подтвердили в колл-центре кредитной организации. Но пресс-служба Сбербанка в ответ на запрос редакции «Инде» опровергла эту информацию: мошеннические сообщения и звонки с номера 900 невозможны. В 2019 году Сбербанк, сообщает пресс-служба, провел большую работу с операторами связи, в результате которой техническая возможность таких действий исключена.