Что могут сделать за прогулы в школе
Юридическая сила объяснительной, подписанной учеником школы
Какова юридическая сила объяснительной или иного, подписанного несовершеннолетним учеником школы, документа, в котором он берет на себя какие-либо обязательства по требованию руководства школы?
В первую очередь отметим, что на основании ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) изменение образовательных отношений, т.е. взаимное изменение прав и обязанностей обучающегося и образовательной организации возможно по инициативе обучающихся (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) или образовательной организации.
Таким образом, подписание несовершеннолетним обучающимся (при отсутствии подписи родителей (законных представителей)) какого-либо документа, возлагающего на него дополнительные обязанности в отношениях с образовательной организацией, юридических последствий не влечет.
Что касается письменного объяснения от обучающегося, то на основании п. 8 Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденного приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 (далее – Порядок), образовательная организация обязана его затребовать перед решением вопроса о применении меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося.
Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт.
Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.
В силу п. 6 Порядка письменное объяснение обучающегося относительного обстоятельств предполагаемого дисциплинарного проступка учитывается при определении меры дисциплинарного взыскания.
Закон об образовании и Порядок не содержат каких-либо норм, требующих обязательного присутствия родителей при затребовании письменного объяснения от обучающегося.
В то же время с учетом норм Семейного кодекса РФ о том, что на родителей возлагаются обязанности по защите прав детей (п. 1 ст. 64 СК РФ), их участие в любом дисциплинарном разбирательстве в отношении несовершеннолетних детей должно быть обеспечено.
Что могут сделать за прогулы в школе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации по совершенствованию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях (направлены письмом Минпросвещения России от 20 августа 2020 г. N 07-4977)
I. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации направлены на совершенствование индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, через формирование единообразных системных подходов при организации в образовательных организациях превентивной, мониторинговой и социально-реабилитационной деятельности в отношении обучающихся несовершеннолетних.
Методические рекомендации могут являться основой для разработки либо совершенствования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих управление в сфере образования, локальных нормативных актов образовательных организаций, определяющих систему организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый человек и гражданин Российской Федерации имеет право на образование, основное общее образование является обязательным, обеспечивают получение детьми основного общего образования родители или лица, их заменяющие.
Обязанность родителей по обеспечению получения детьми общего образования закреплена пунктом 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 4 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 12, пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ руководители и педагогические работники органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних наделены правом в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами.
Пунктом 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ установлены обязанности обучающихся в части посещения предусмотренных учебным планом или индивидуальным учебным планом учебных занятий.
1.3. В Методических рекомендациях используются следующие основные понятия:
Уважительными причинами пропусков несовершеннолетними занятий в образовательных организациях признаются обстоятельства, объективно препятствующие посещению несовершеннолетними учебных занятий в образовательных организациях: состояние здоровья (при наличии подтверждающего документа из медицинской организации), семейные обстоятельства (при наличии заявления родителей [законных представителей] о необходимости пропусков учебных занятий ребенком и подтверждении обязательств о принятии ими мер по продолжению освоения несовершеннолетним образовательных программ в период его отсутствия в образовательной организации), участие в спортивных, массовых, оздоровительных и иных мероприятиях (при наличии документов, подтверждающих участие) и иные, установленные локальными нормативными актами образовательной организации.
Неуважительными причинами пропусков несовершеннолетними занятий в образовательных организациях признаются обстоятельства личного характера (отсутствие интереса к обучению, девиантное, антиобщественное и противоправное поведение, низкая успеваемость [неосвоение образовательных программ] и иные), неофициальное трудоустройство, наличие неразрешенной конфликтной ситуации с другими несовершеннолетними обучающимися (травля), педагогами и иные причины, установленные локальными нормативными актами образовательной организации либо признанные таковыми коллегиальным органом, структурным подразделением, наделенным образовательной организацией соответствующими полномочиями в указанной сфере.
II. Организация выявления и учета несовершеннолетних, пропускающих и систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях
Выявление и учет несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, ведутся органами, осуществляющими управление в сфере образования, и образовательными организациями.
Сведения о численности несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, в рамках федерального статистического наблюдения предоставляются органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, на основании данных, получаемых от образовательных организаций, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, представляет сведения о численности несовершеннолетних указанной категории в Минпросвещения России.
2.1. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования:
а) ведет учет несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях на территории субъекта Российской Федерации;
б) информирует о несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимаемых мерах по сокращению численности обучающихся указанной категории комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав субъекта Российской Федерации не менее двух раз в течение учебного года, иные заинтересованные органы и учреждения с периодичностью, установленной по согласованию;
в) принимает меры в пределах своей компетенции по устранению причин и условий в образовательных организациях, способствующих пропускам несовершеннолетними учебных занятий.
2.2. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования:
а) ведет персонифицированный учет несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях на территории муниципального образования;
б) на регулярной основе проводит анализ причин и условий пропусков несовершеннолетними учебных занятий в образовательных организациях по неуважительным причинам;
г) ежеквартально до 10 числа месяца следующего за отчетным кварталом (если иные сроки не установлены органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования) информирует орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, муниципальную (территориальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, иные заинтересованные органы и учреждения о несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, об итогах анализа причин и условий пропусков несовершеннолетними учебных занятий, о принимаемых мерах по сокращению численности обучающихся указанной категории;
2.3. Образовательные организации:
а) выявляют и ведут персонифицированный учет несовершеннолетних, пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по недопущению несовершеннолетними указанной категории систематических пропусков занятий;
б) выявляют и ведут персонифицированный учет несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
в) выявляют и анализируют причины и условия пропусков несовершеннолетними учебных занятий в образовательных организациях по неуважительным причинам, принимают меры по их устранению;
г) ежемесячно до 5 числа месяца следующего за отчетным (если иные сроки не установлены органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования) информируют орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, муниципальную (территориальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, иные заинтересованные органы и учреждения о несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, об итогах анализа причин и условий пропусков несовершеннолетними учебных занятий, о принимаемых мерах по сокращению численности обучающихся указанной категории;
д) информируют территориальный орган внутренних дел, орган опеки и попечительства о выявлении сведений о неисполнении (ненадлежащем исполнении) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, обучению несовершеннолетних;
е) принимают меры по оказанию несовершеннолетним, пропускающим и систематически пропускающим по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, с отклонениями в поведении либо имеющим проблемы в обучении социально-психологической и педагогической помощи.
2.4. Образовательные организации в рамках выявления несовершеннолетних, пропускающих и систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, организуют:
а) ежедневный контроль за посещаемостью обучающимися учебных занятий;
б) выяснение в течение одного дня причин пропуска несовершеннолетним учебных занятий (учебного дня, учебного занятия);
в) информирование в течение одного дня (с момента выявления) родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о пропуске им занятий, о необходимости устранения причин, способствовавших пропуску занятий;
г) выяснение потребности оказания социально-психологической и педагогической помощи обучающемуся, его семье, условий проживания ребенка, состояния детско-родительских отношений в семье;
д) информирование муниципальной (территориальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориального органа внутренних дел, органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, в случае продолжения несовершеннолетним пропусков занятий по неуважительным причинам и выявления необходимости организации межведомственной индивидуальной профилактической работы.
III. Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, пропускающими и систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях
При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, пропускающими и систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, представляется целесообразным применение Методических рекомендаций по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением (письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. N АК-923/07); Рекомендаций по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица; Рекомендаций по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность (письмо Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. N 07-7453) и иных.
3.1. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в целях совершенствования индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях:
а) принимают дополнительные меры по организации мероприятий, направленных на повышение квалификации в сфере организации воспитательной работы классных руководителей, педагогов образовательных организаций с наиболее высокими показателями численности несовершеннолетних, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия;
б) организуют проведение семинаров, заседаний круглых столов и иных мероприятий для педагогов по распространению опыта оказания социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним обучающимся и их родителям (законным представителям), по формированию навыков выявления неуважительных причин пропусков обучающимися занятий, разрешения межличностных и детско-родительских конфликтных ситуаций;
в) проводят мониторинг состояния воспитательной работы в образовательных организациях, анализируют итоги диагностики, проводимой образовательными организациями по выявлению комфортности пребывания несовершеннолетних в детском коллективе, образовательной организации.
3.2. Образовательные организации в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях:
а) организуют посещение обучающегося несовершеннолетнего с целью выяснения причин пропусков занятий, условий проживания и воспитания ребенка, проведения беседы с несовершеннолетним, его родителями (законными представителями);
б) организуют информирование родителей (законных представителей) ребенка о детском телефоне доверия, интернет-ресурсах, службах психологической, социальной, педагогической помощи детям и семьям в кризисных ситуациях, по коррекции девиантного поведения несовершеннолетних;
в) определяют порядок ежедневного информирования родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о посещаемости им учебных занятий;
г) принимают (в случае выявления) меры по урегулированию конфликтных ситуаций, обеспечению наблюдения за динамикой межличностных отношений после снятия остроты либо завершения конфликта, в том числе, после примирения сторон;
д) принимают (в случае выявления) меры по обеспечению повышения успеваемости обучающегося, организации дополнительных занятий по учебным предметам, дополнительные меры по педагогическому сопровождению процесса обучения несовершеннолетнего;
е) при отсутствии положительной динамики ситуации организуют рассмотрение случая на заседании коллегиального органа, структурного подразделения, наделенного образовательной организацией соответствующими полномочиями в указанной сфере, с приглашением несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей);
ж) разрабатывают и реализуют индивидуальный план профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями (законными представителями), включающий меры по оказанию социально-психологической и педагогической помощи, организации досуговой занятости;
з) обеспечивают мониторинг проведения педагогами индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним; осуществление контроля за исполнением индивидуального плана профилактической работы; проведение анализа результативности оказания социально-психологической и педагогической помощи, профилактических мер, принятых в отношении обучающегося классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом в целях устранения выявленных причин пропусков учебных занятий;
и) организуют превентивные мероприятия в отношении обучающихся в классном коллективе с несовершеннолетним, пропускающим по неуважительным причинам занятия, по формированию интереса к учебной деятельности, воспитанию ответственности; досуговые мероприятия, направленные на сплочение коллектива.
* Направлены письмом Минпросвещения России от 20.08.2020 N 07-4977 для сведения и использования в работе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации. Разработаны совместно с Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» с учетом правоприменительной практики, имеющейся в субъектах Российской Федерации.
** Периоды предоставления отчетов установлены приказом Росстата от 27.08.2012 N 466 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений».
Обзор документа
Минпросвещения подготовило рекомендации по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях. Они содержат правила выявления, учета таких лиц и принимаемые меры.
Работник не вышел на работу: когда можно уволить за прогул, а когда нет
Первым делом надо разобраться в причине невыхода
Если работник не был на работе дольше четырёх часов или всю смену без уважительной причины — это прогул. За прогул в Трудовом кодексе есть статья для увольнения. Но соль в том, что нигде не написано, какие причины считаются уважительными, а какие — нет.
Работодателю придётся на глазок оценить, мог ли работник прийти на работу. Кошка выпала из окна и сломала лапу — это уважительная причина? А если жена уехала с ключами от квартиры, а работник остался заперт внутри? Ответов и критериев в законе нет.
Если работник решит, что его уволили несправедливо, он пойдёт в суд. Судьи ещё раз оценят причину невыхода. Если посчитают причину уважительной, увольнение отменят. Работодателя заставят заплатить зарплату за все месяцы после увольнения и до конца судебного разбирательства. Это позиция Конституционного Суда из Определения № 381-О.
Доказывать в суде, что работник прогулял, а не болел или застрял в дороге тоже придётся работодателю — п. 38 Постановления Пленума № 2.
Получается, что работодатель всегда рискует, увольняя работника за прогул 😡
Чтобы снизить риски отмены увольнения, советуем действовать так:
Выяснить причину невыхода. Если сомневаетесь, что причина прогула веская, лучше сделать выговор. Он уйдёт в копилку дисциплинарных нарушений работника. Когда выговоров накопится больше двух, можно уволить за неоднократное нарушение дисциплины. Главное, оформить выговор по процедуре из закона — об этом будет в последнем разделе.
Исключить причины законного отсутствия на работе — их список в следующем разделе.
Оформить дисциплинарное взыскание в виде увольнения за прогул по процедуре из закона — инструкция в последнем разделе.
Когда работник может законно не выйти на работу
В Трудовом кодексе прописаны ситуации, когда работника нет на месте, но это не прогул. Вот они.
Болезнь
В идеальном мире заболевший работник вызывает врача и получает листок нетрудоспособности — бумажный или электронный. Работодателя ставит в известность, мол, я на больничном, не приду. Вместо зарплаты ему начисляют пособие. Потом работник закрывает листок и в день выхода на работу сдаёт его в бухгалтерию или называет номер.
Но бывает, что работник не может позвонить и предупредить. Например, из-за высокой температуры. Если работник сообщил о больничном позже или принёс его не в первый день после болезни — это не повод увольнять за прогул — Определении ВС № 69-КГ13-4.
Другая история — когда работник говорит, что болел, выйти не мог, врача не вызывал, а сегодня стало лучше. Суды оценивают болезнь без больничного примерно так.
Если работник не вышел и не позвонил, а потом объяснился плохим самочувствием — можно уволить за прогул. Подобный спор с работодателем проиграла прогулявшая официантка — дело № 88-6995/2020.
А вот один-два дня до открытия больничного суды обычно не признают прогулом. Работнику верят, что ему было плохо, просто он не добрался до врача. На эти дни составляют акт отсутствия на работе, чтобы не начислять зарплату.
Подлинность бумажного листа нетрудоспособности можно проверить на сайте Фонда социального страхования. Подозреваете больничный из фотошопа — посмотрите признаки фальшивого больничного. А украденные бланки есть в списке недействительных листков нетрудоспособности. Поддельные бумажные больничные, конечно, не оплачивают и не принимают в подтверждение болезни.
Специальный отпуск
В обычный ежегодный отпуск работники ходят по графику, уйти отдыхать самовольно нельзя. Но в Трудовом кодексе есть отпуска, время которых не зависит от работодателя. Например, чтобы сдать сессию или встретить жену из роддома.
Если работник написал заявление на специальный отпуск, а работодатель не пустил, это не прогул — п. 39 Постановление Пленума № 2.
Отказ выйти из отпуска досрочно
Вызвать работника из ежегодного отпуска можно только с его согласия. Работник не хочет выходить — это не прогул. Причину объяснять он не должен — п. 37 Постановление Пленума № 2.
Отказ работать в выходной
Сделать работнику выходной или праздник рабочим можно только с его письменного согласия. Исключение — когда нужно устранить аварию, тут согласия не нужно — ст. 113 ТК РФ.
Долг по зарплате
У работника есть право остановить работу, если зарплату задерживают дольше 15 дней. С него — письменное предупреждение работодателя. А с работодателя — средний заработок за все нерабочие дни.
Работник обязан выйти на работу на следующий день после письменного сообщения работодателя о готовности выдать зарплату. Права остановить работу нет у военных, госслужащих, работников ЖКХ и скорой помощи — ст. 142 ТК РФ.
Смена графика
Новый график сменности объявляют за месяц — ст. 103 ТК РФ.
На устные просьбы выйти не в свою смену работник может не реагировать. А прогулять не свою смену вообще нельзя, пример — дело № 33-9958/2016.
Перевод без согласия
Понизить работника в должности или перевести на другую точку, если она меняет место работы, можно только с его согласия — ст. 72, 72.1 ТК РФ.
Если работнику сказали с понедельника выйти на точку в другом конце города, а он не вышел, это не прогул — п. 40 Постановления Пленума № 2.
Опасная работа
Работник не обязан рисковать жизнью и здоровьем, если работодатель нарушает охрану труда. Уволить за отказ работать зимой в офисе без отопления или дышать гарью нельзя — ст. 219, 220 ТК РФ.
Как уволить за прогул
Если не верите оправданиям работника, можно уволить за прогул — по пп. а) п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса.
Прогул — это не только, когда работник проспал и опоздал на четыре часа или не вышел вовсе. Верховный Суд также относит к прогулу ситуации:
— Работник написал заявление по собственному, но не отработал две недели, а по временному договору или на испытательном сроке — три дня. Кроме случаев, когда работодатель отпустил без отработки.
— Работник ушёл в отпуск не по графику или взял отгул без заявления — п. 39 Постановление Пленума № 2.
Для удалёнщиков прогулом также считается невыход на связь дольше двух дней. Но надо смотреть, как по трудовому договору договорились созваниваться и списываться. Если связь через зум, а работник два дня офлайн, это прогул — ст. 312.3, 312.8 ТК РФ.
За прогул нельзя уволить беременную. Даже если работодатель не знал о положении. Но женщине можно сделать выговор и лишить премии, тут нет запрета — ст. 261 ТК РФ, Определение ВС № 18-КГ14-148.
За увольнение беременной на владельцев бизнеса даже могут завести уголовное дело по ст. 145 УК РФ.
Уволить за прогул работника до 18 лет можно только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних — ст. 269 ТК РФ.
Чтобы уволить за прогул, надо оформить бумаги и следовать процедуре из ст. 193 ТК РФ:
1. В день прогула составляют акт об отсутствии на работе или пишут служебную записку. Если работник не выходит несколько дней, акт или записку составляют на каждый день.
2. У работника просят письменную объяснительную.
Запрос вручают под подпись или отправляют на домашний адрес. Объяснительную ждут два рабочих дня, потом делают акт об отказе.
❗ Объяснительную нельзя спрашивать пока работник на больничном, надо дождаться закрытия листка. Иначе суд отменит увольнение — Определение ВС № 69-КГ20-3.
3. Дальше выносят приказ о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Приказ оформляют не позднее месяца со дня обнаружения прогула и шести месяцев со дня самого прогула. День обнаружения — когда о прогуле узнал непосредственный начальник работника, и это необязательно владелец бизнеса — п. 34 Постановления Пленума № 2.
❗ В месячный срок не засчитывают дни больничного и отпуска. Поэтому на деле может выйти, что срок увольнения за прогул сильно сдвинется.
4. Работника знакомят с приказом об увольнении — под подпись. На это есть три дня. Если работник не хочет подписывать приказ, зовут свидетелей и пишут акт об отказе.
День приказа — это последний рабочий день уволенного. В этот день ему выдают трудовую книжку, остатки зарплаты и компенсацию за неиспользованный отпуск.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Сроки увольнения за прогул принципиальны. Боитесь ошибиться с датами — позовите на помощь опытного юриста или кадровика. Их гонорар будет точно ниже, чем выплаты работнику, которого вернёт суд.
Выговор оформляют по той же схеме, что и прогул. Только вместо приказа об увольнении выносят приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора. Если в течение года работник ещё раз прогуляет, можно уволить уже смелее.
Статья актуальна на 15.12.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур