Что может быть хуже катастрофы
Гнев Земли: 7 самых масштабных природных катастроф последнего десятилетия
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Извержение вулкана Кальбуко. Чили
Гора Кальбуко в Чили является достаточно активным вулканом. Однако последнее его извержение состоялась более сорока лет назад – в 1972 году, да и тогда длилось всего один час. Но 22 апреля 2015 года все изменилось в худшую сторону. Кальбуко в буквальном смысле взорвался, начав выброс вулканического пепла на высоту в несколько километров.
В Интернете можно найти огромное количество видеороликов про это удивительной красоты зрелище. Однако наслаждаться видом приятно лишь посредством компьютера, находясь за тысячи километров от места событий. В реальности же находиться рядом с Кальбуко страшно и смертельно опасно.
Правительство Чили постановило отселить всех людей в радиусе 20 километров от вулкана. И это только первая мера. Пока что неизвестно, насколько долго будет продолжаться извержение и какой реальный урон принесет. Но это однозначно будет сумма в несколько миллиардов долларов.
Землетрясение на Гаити
12 января 2010 года Гаити постигла невиданная ранее по масштабам катастрофа. Произошло несколько подземных толчков, основной из которых имел магнитуду 7. В результате практически вся страна оказалась в руинах. Разрушен был даже президентский дворец – одно из самых величественных и капитальных зданий в Гаити.
Согласно официальным данным, во время землетрясения и после него погибло более 222 тысяч человек, а 311 тысяч получили повреждения разной степени. При этом миллионы гаитян остались без крыши над головой.
Нельзя сказать, что магнитуда 7 является чем-то невиданным в истории сейсмических наблюдений. Масштабы разрушений оказались настолько огромными по причине высокой изношенности инфраструктуры в Гаити, а также из-за предельно низкого качества абсолютно всех построек. Помимо этого, само местное население не спешило оказывать первую помощь пострадавшим, а также участвовать в разборе завалов и восстановлении страны.
В итоге в Гаити был отправлен международный воинский контингент, который и принял на себя управление государством в первое время после землетрясения, когда традиционные органы власти оказались парализованы и предельно коррумпированы.
Цунами в Тихом океане
До 26 декабря 2004 года подавляющее большинство жителей Земли знали о цунами исключительно по учебникам и фильмам-катастрофам. Однако тот день навсегда останется в памяти Человечества из-за огромной волны, накрывшей побережье десятков государств в Индийском океане.
Началось все с крупного землетрясения с магнитудой 9,1-9,3 произошедшего чуть севернее острова Суматра. Оно вызвало гигантскую волну высотой до 15 метров, которая разошлась во все стороны океана и смысла с лица Земли сотни населенных пунктов, а также всемирно популярные морские курорты.
Цунами накрыло прибрежные зоны в Индонезии, Индии, Шри-Ланке, Австралии, Мьянме, ЮАР, Мадагаскаре, Кении, Мальдивах, Сейшелах, Омане и других государствах на берегу Индийского океана. Статистики насчитали более 300 тысяч погибших в этой катастрофе. При этом тела многих так и не удалось найти – волна унесла их в открытый океан.
Последствия данной катастрофы колоссальны. Во многих местах инфраструктура так и не была полностью восстановлена после цунами 2004 года.
Извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль
Труднопроизносимое исландское название Эйяфьядлайёкюдль стало одним из самых популярных слов в 2010 году. А все благодаря извержению вулкана в горной гряде с этим именем.
Парадоксально, но во время данного извержения не погиб ни один человек. Зато это природное бедствие серьезно нарушило деловую жизнь во всем мире, в первую очередь, в Европе. Ведь огромное количество вулканического пепла, выброшенного в небо из жерла Эйяфьядлайёкюдля, полностью парализовало авиасообщение в Старом Свете. Природный катаклизм дестабилизировал жизнь миллионов людей в самой Европе, а также в Северной Америке.
Были отменены тысячи авиарейсов, как пассажирских, так и грузовых. Ежедневные потери авиакомпаний в тот период составляли более 200 миллионов долларов.
Землетрясение в китайской провинции Сычуань
Как и в случае с землетрясением на Гаити, огромное количество жертв после схожей катастрофы в китайской провинции Сычуань, произошедшей там 12 мая 2008 года, обусловлено низким уровнем капитальных построек.
В результате основного подземного толчка магнитудой 8, а также последующих за ним сотрясений поменьше, в Сычуани погибло более 69 тысяч человек, 18 тысяч пропало без вести, а 288 тыс. были ранены.
При этом правительство Китайской Народной Республики сильно ограничило международную помощь в зоне катастрофы, оно пыталось решить проблему собственными руками. Как считают эксперты, китайцы таким образом хотели скрыть реальные масштабы произошедшего.
За публикацию реальных данных о погибших и разрушениях, а также за статьи про коррупцию, приведшую к столь огромным цифрам потерь, власти КНР даже посадили на несколько месяцев в тюрьму самого известного современного китайского художника – Ай Вейвея.
Ураган Катрина
Впрочем, далеко не всегда масштабы последствий природной катастрофы напрямую зависят от качества строительства в том или ином регионе, а также от наличия или отсутствия там коррупции. Примером тому может послужить ураган Катрина, обрушившийся в конце августа 2005 года на Юго-восточное побережье США в Мексиканском заливе.
Отказавшееся или не успевшее эвакуироваться население спасалось на крышах домов. Главным местом сбора людей стал знаменитый стадион Супердом. Но он превратился одновременно и в ловушку, потому что выйти из него было уже невозможно.
Во время урагана погибли 1836 человек, а более миллиона оказались без крова. Ущерб от этого стихийного бедствия оценивается в 125 миллиардов долларов. При этом Новый Орлеан за десять лет так и не смог вернуться к полноценной нормальной жизни – население города до сих пор примерно на треть меньше уровня 2005 года.
Землетрясение в Японии 2011 года
Но самое страшное в природных катастрофах происходит тогда, когда естественные факторы наслаиваются на рукотворные. Печальным примером тому может послужить землетрясение 2011 года в Японии. Сами подземные толчки и их прямые последствия мир уже практически не помнит, зато у всех до сих пор на слуху страшное название Фукусима.
11 марта 2011 года в Тихом океане восточнее острова Хонсю произошли толчки с магнитудой 9-9,1, что привело к появлению огромной волны цунами высотой до 7 метров. Она обрушилась на Японию, смыв множество прибрежных объектов и уйдя вглубь на десятки километров.
В разных частях Японии после землетрясения и цунами начались пожары, была разрушена инфраструктура, в том числе, и промышленная. Всего в результате этой катастрофы погибло почти 16 тысяч человек, а экономические потери составили около 309 миллиардов долларов.
Но и это оказалось не самым страшным. Мир знает о катастрофе 2011 года в Японии, в первую очередь, из-за аварии на атомной станции Фукусима, случившейся в результате обрушения на нее волны цунами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
10 самых страшных катастроф в истории человечества
Человек живет в мире, который постоянно может преподнести ему неприятные сюрпризы. Самым частым из них является плохая погода. Но бывают и более серьезные проблемы. Они «ломают» наши города и уносят жизни людей. Кто-то считает, что это его не коснется, но так думают все. В итоге, кого-то это касается и очень сильно. Хорошо, если это окажется чем-то временным, но некоторые люди потом всю жизнь «разгребают» последствия. Я же предлагаю вспомнить десять самых смертоносных катастроф на нашей планете. Вспомним, как они произошли, сколько людей погибло и чему это должно нас научить. Готов спорить, что о некоторых из катастроф, о которых я расскажу, вы даже не слышали.
Не совсем такое, но подобное в мире случалось.
В нашей сегодняшней подборке будут самые масштабные катастрофы с точки зрения унесенных жизней и самые известные косвенные ”убийцы”. Дело в том, что иногда просто невозможно точно определить количество жертв. Расчетные данные расходятся в разы, если не десятки раз, но от этого катастрофы не становятся менее пугающими.
Начать предлагаю с двух очень необычных катастроф. С одной стороны, кажется, что катастрофа должны быть связана с взрывами, разрушениями, обрушениями и прочими ”спецэффектами”. Это не совсем так. Иногда глупость и недальновидность ученых или невнимательность и раздолбайство простых людей могут уносить миллионы жизней. Так и получилось.
Что едят воробьи
Да, именно воробьи. Они стали причиной того, что в период с 1958 по 1961 год в Китае умерло по разным оценкам от 10 до 30 миллионов человек. Причиной смертей стал голод, который в свою очередь вызвал массовое истребление воробьев.
В то время в рамках экологической политики в Китая проводилась борьба с некоторыми типами вредителей, которые портили или съедали запасы зерна. К таким вредителям отнесли крыс, мух, комаров и воробьев.
Ученые и агрономы подтвердили, что только из-за воробьев ежегодно терялся объем зерна, которым можно было бы накормить не менее тридцати пяти миллионов человек в течение года. В итоге, 18 марта 1958 года был разработан план борьбы с этими птичками.
Милая птичка, которая играет большую роль в нашей жизни.
Местному населению было поручено не давать им садиться на землю. Крестьяне бегали за ними, стуча палками по ведрам. В итоге, через 15 минут обессиленные птицы падали на землю замертво. Так по расчетам было уничтожено около двух миллиардов воробьев.
В итоге зерна действительно стало больше, но через некоторое время начался взрывной рост количества гусениц и прочих насекомых, которыми до этого питались воробьи. И через какое-то время зерна стало настолько мало, что это привело к массовому голоду и унесло миллионы жизней.
Массовое отравление в Ираке
Массовая гибель людей из-за отравления в Ираке до сих пор остается загадкой с точки зрения числа жертв. По официальной статистике умерло от 500 до 6 000 человек, а по неофициальной — до 100 000 человек. Это только непосредственно от допущенной ошибки. По разным данным было еще три миллиона человек, которые могли пострадать косвенно.
Случилось все из-за партии зерна, обработанного метилртутью. Ее завезли в Ирак из Мексики в 1971 году. На мешках с зерном было написано, что они непригодны для употребления в пищу, так как предназначались для проращивания. Из-за того, что никто не знал испанский язык, зерно начали употреблять в пищу. В итоге, это привело к отравлениям и гибели огромного количества людей.
Метилртуть — вещество c химической формулой [CH3Hg]+. Это токсичное соединение способно накапливаться в организме и вызывать болезнь Минамата (отравление ртутью)
Косвенным дополнительным фактором, который заставил жителей думать, что в мешках именно еда, стало то, что партия пришла с опозданием, когда посевная уже закончилась. Люди и не стали разбираться. Разобрали, съели и отравились.
Зерно только кажется безобидным. С ним надо быть осторожнее.
В результате это привело к усилению контроля за экспортом и импортом зерна со стороны ВОЗ и других международных органов.
Массовая утечка газа в Индии
Одна из самых страшных техногенных катастроф произошла в индийском городе Бхопал.
В городе творилось что-то страшное.
Люди проснулись от резкого запаха. Через несколько минут у них начало жечь глаза, а вслед за этим началось удушье. В итоге, люди начали в панике покидать свои дома и бежать куда попало. Только чуть позже они поняли, что проблема была на заводе, но было уже поздно.
”Начался рассвет и перед нами предстала более ясная картина масштаба катастрофы. Мне и моим ребятам пришлось собирать трупы. Мертвые тела лежали повсюду. Я подумал, боже мой, что это? Что случилось? Мы буквально онемели, мы не знали, что делать!” — из интервью начальника полиции Бхопал службе BBC.
Полиция, которая прибыла на место происшествия, просто не знала, что делать. Всюду лежали мертвые люди. В итоге, только за первые 72 часа с момента взрыва погибло 8 000 человек. Официально жертвами считаются примерно 15 000 человек (неофициально — 20 000 человек). Количество тех, кто после этого года страдал хроническими заболеваниями, достигло 700 000 человек. Это не считая отклонений у потомства.
Бывшие руководители компании Union Carbide, в том числе крупный индийский бизнесмен Кешуб Махиндра, возглавлявший индийское подразделение американской компании во время аварии, получили по два года заключения за непредумышленное убийство, а правительство Индии получило от компании компенсацию в 470 миллионов долларов, хотя изначально требовали 3,3 миллиарда долларов (заключили мировое соглашение). Пострадавшие получили компенсацию по 500 долларов.
Самое разрушительное цунами
Мы уже рассказывали о том, какие бывают цунами, как они формируются и какой вред причинили человеку. Тогда я говорил, что самая большая волна была высотой около 500 метров. И образовалась она около 70 лет назад на Аляске.
Но тогда пострадавших было всего несколько человек из-за того, что в этом месте почти никого не бывает. В отличии от Юго-восточной Азии. Больше всего жизней унесло цунами, которое обрушилось на этот регион 26 декабря 2004 года.
Последствия цунами всегда очень страшные.
Формирование волн произошло в Индийском океане из-за тектонической активности дна. В итоге, до берега дошли волны, высота которых составляла больше 10 метров. Кажется, что это не так много, но в результате этого явления погибло примерно 240 000 человек
Атомная станция Фукусима
Авария на атомной станции Фукусима тоже произошла из-за цунами. Оно обрушилось на Японию 11 марта 2011 года. Само цунами унесло жизни 15 000 человек и еще около 9 000 пропали без вести.
Что касается аварии на атомной станции, то она произошла из за разрушения средств охлаждения реакторов. В итоге они начали перегреваться и врываться.
Если вы не знали, самое время ознакомиться с тем, как работает атомный реактор
Непосредственно на станции погиб 1 человек. Около 50 человек погибли при эвакуации со станции. Всего из района было эвакуировано до 150 000 человек. Из них более 1 000 умерло в первый год после аварии.
Авария на этой станции сильно изменила жизнь японцев.
Многие стали инвалидами и до сих пор не могут вернуться в свои дома, которые были рядом со станцией. Поэтому не совсем логично считать, что от аварии погибли только те, кто умер в тот день. Аварии на атомных станциях тянутся широким шлейфом еще в течение многих лет.
Лично у меня самый большой вопрос к тем, кто разрешил строить атомную станцию на берегу океана в цунамоопасном регионе
Кроме людей и близлежащей территории суши, пострадал и океан. В него тоже попали радиоактивные отходы и зараженный мусор, которые до сих пор дрейфуют в Тихом океане.
Авария на Чернобыльской АЭС
Первое слово, которое приходит в голову при разговорах об авариях на атомных станциях, это ”Чернобыль”. Мы рассказывали о многих авариях, которые происходили на объектах атомной промышленности, но именно Чернобыль стоит среди них особняком.
Авария произошла 26 апреля 1986 года и в первые минуты с момента взрыва погиб 31 человек из состава дежурной смены ЧАЭС и пожарных расчетов, прибывших на место для тушения пожара.
Разрушение этой станции дорого обошлось почти всей планете.
В течение десяти лет с момента аварии умерло еще 4 000 ликвидаторов и местных жителей. Но самое большое количество людей пострадало от радиоактивного облака, которое двигалось в сторону от станции. По разным подсчетам их количество варьируется от 600 000 до миллиона человек. Стоит отметить, что облако прошло не только по территории СССР и Европы, но даже было зафиксировано в США.
К аварии привело стечение обстоятельств и сочетание большого количества нарушений на самой станции, включая ошибки при строительстве.
На станции должны были проводиться испытания по переключению питания от реактора на дизельные генераторы, но их перенесли на тот день, когда на станции работала неподготовленная бригада. В итоге, когда мощность реактора начала лавинообразно расти, вместо ликвидации ситуации включили аварийную защиту, которая все только усугубила
В ночь аварии на ЧАЭС проводились испытания, но бригада специалистов, дежурившая на станции, была некомпетентна в таких работах.
Было эвакуировано население сначала 10-километровой, а затем и 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС. Всем обещали, что это только на три дня, но назад не вернулся никто.
Так эвакуировали людей из Припяти.
Станция до сих пор находится в состоянии консервирования. Над ней строятся саркофаги, но последствия мы ощущаем до сих пор.
Столкновение самолетов в аэропорту Лос-Родеос
Эта авария не унесла столько жизней, как Цунами в Азии или голод в Китае, но она является одним из самых серьезных происшествий на транспорте и самым серьезным столкновением двух самолетов.
Произошло это 27 марта 1977 года на Канарских островах (остров Тенерифе). В результате аварии погибло 583 человека — члены обоих экипажей столкнувшихся самолетов и бОльшая часть пассажиров. Всего в двух самолетах было 644 человека.
Спастись в этом аду было просто невозможно.
Столкнувшиеся самолеты принадлежали компаниям KLM и Pan American. Это были два огромных Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. Интересно, что в баках первого самолета было достаточно топлива, чтобы уйти на другой аэродром, но диспетчеры сказали садиться именно в Лос-Родеос.
Само столкновение произошло при заходе на посадку одного самолета и подготовке к взлету другого и стало следствием плохой погоды, сильного акцента диспетчера и того, что в переполненном эфире пилоты перебивали друг друга.
Атака на здания Всемирного торгового центра
Так даже не верится, что это не кадры из фильма.
В результате теракта погибли не только граждане США, но и еще 96 государств. В результате это привело к военным действиям в Сирии, Афганистане, Ираке и Ливии. Целью ввода войск называлась борьба с терроризмом.
Небоскребы вообще не могут быть полностью безопасными. но могут быть красивыми, как самое высокое здание на земле.
Также после событий 9/11 были серьезно пересмотрены правила безопасности на воздушном транспорте. Например, в самолеты теперь нельзя проносить жидкости, средства индивидуальной защиты и маникюрные принадлежности.
Крушение ”Титаника” в Атлантическом океане
Люди любят строить теории, согласно которым каждой крупной катастрофе приписывается тот, кому это было выгодно. Так было и с атаками на Всемирный торговый центр и с крушением ”Титаника”. По мнению фанатов конспирологии так за него пытались получить страховку, которая существенно превышала его стоимость.
”Титаник” утонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. В результате крушения погибли полторы тысячи человек. Лайнер следовал из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк (США). И взял на борт около 2 500 пассажиров.
«Титаник» действительно был очень красив.
Его как только не называли. ”Самый роскошный корабль”, ”Непотопляемый”, ”Суперлайнер” и еще много других названий. Но он все равно утонул. Причиной этого стало столкновение с айсбергом.
Капитану ”Титаника” Эдварду Смиту стоило бы быть осторожнее, ведь он знал, что корабль входит в зону с напряженной ледовой обстановкой, но не придал этому значения. При этом, он неоднократно получал предупреждения от капитанов других кораблей, что на пути могут попадаться айсберги.
Корабль шел на максимальной для себя скорости примерно 21-22 узла (около 40 км/ч). Есть версия, что у него было задание максимально быстро преодолеть маршрут, чтобы корабль получил неофициальный приз ”Голубая лента Атлантики”. Такое задание дало руководство компании ”Уайт Стар Лайн”, владевшая ”Титаником”, ”Атлантиком” ”Британиком” и другими судами подобного класса.
Во время столкновения ледяная глыба, которую не заметил впередсмотрящий буквально вскрыла пять носовых отсеков корабля по правому борту. В результате этого они начали затапливаться. ”Титаник” обладал хорошей системой перегородок, но при повреждении 90 метров борта шансов на спасение просто не было.
Примерно 1 500 погибших появились из-за того, что на корабле не хватало спасательных средств, а те, что были, использовались крайне нерационально. В первых шлюпках уплывало по 12-15 человек, а последние спускались на воду с 70-80 пассажирами при вместимости 60 человек.
Так «Титаник» выглядит сейчас.
Сейчас останки корабля лежат на дне Атлантического океана на глубине около 3 500 метро. Многие спрашивают, почему его не поднимут. Технически такую задачу нельзя назвать невыполнимой, но большая глубина сильно мешает в ее реализации. Главной трудностью является сгнивший металл, который уже почти развалился. Окончательно он ”растворится” в соленой воде примерно через 80-100 лет.
Могут ли в море столкнуться два корабля
Как показывает практика могут столкнуться и самолеты в небе, и корабли в море. Это только кажется, что там много места. На самом деле весь подобный транспорт движется по одним и тем же заранее проложенным маршрутам.
20 декабря 1987 года пассажирский паром ”Doña Paz” (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером ”Вектор”. Каких-то более крупных катастроф на воде в мирное время не происходило ни до, ни после этого события.
Паром ”Doña Paz” два раза в неделю следовал по маршруту Манила — Катбалоган. В тот роковой день он выполнял обычный рейс с почти 4 500 пассажирами. Примерно в 22:30, когда многие пассажиры уже спали, паром столкнулся с танкером, который перевозил бензин и другие нефтепродукты.
Корабли столкнулись примерно так.
В результате столкновения бензин разлился и загорелся. Можно только представить, как себя чувствовали пассажиры, которые уже спали, а проснулись от сильного удара и сразу увидели огонь вокруг. Началась паника и люди стали искать способы спастись, но средств спасения на борту было недостаточно. В итоге, выжили всего 24 пассажира парома (из 4 500) и 2 члена экипажа танкера.
Со слов выживших, погода в тот день была хорошей, но на море было волнение. Причиной столкновения стали ошибочные действия экипажей, которые и привели к трагедии.
Самые смертельные катастрофы в истории
Как я уже говорил в самом начале, в этот рейтинг я включил катастрофы из разных сфер жизни человека — от природных катаклизмов до техногенных катастроф. Сказать, что есть катастрофа, в которой погибло больше всего человек, сложно, ведь люди могут погибнуть сразу, а могут и через какое-то время. Например, во время эпидемии Испанки, которая бушевала 100 лет назад, умерло больше 50 миллионов человек, но можно ли это считать катастрофой с точки зрения происходящего? Да и подсчеты тогда были достаточно примерными и могли колебаться как в большую, так и в меньшую сторону.
В любом случае, катастрофа — это смерти людей, мучения пострадавших, ночные кошмары выживших и огромные расходы для государств. В моей подборке были одни из самых крупных катастроф. Если вы хотите что-то добавить, буду рад ознакомиться с вашим мнением в комментариях или нашем Telegram-чате.