Что может быть хуже убийства
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ХУЖЕ УБИЙСТВА?
«Доступный плод с древа смерти»: позволим себе словесную вольность и назовем так одну из современных медицинских технологий – искусственное прерывание беременности. Прогресс – удивительная вещь. Если женщины прошлых времен с болью вопрошали: «Как можно?» – то современные женщины в большинстве своем в недоумении спрашивают: «Почему нельзя?» Действительно, почему нельзя, если законодательство ряда стран, в том числе и российское, торжественно утверждает право каждой женщины на искусственное прерывание беременности. Значит, можно? Либеральное «можно» в данном случае основывается на принципе: «Каждая женщина обладает правом распоряжаться своим телом». Такого рода либерализм – это производная натуралистическо-материалистических представлений о человеке. В границах натуралистического материализма человек – это «тело и только тело» (Ф.Ницше). Таким образом, основополагающий принцип либерального «можно» приобретает здесь вид суждения «тело имеет право распоряжаться своим телом». Столь же «содержательным» выглядит дальнейший ряд суждений о том, что «новое существо» не является «новой жизнью». Противопоставление жизни и существования сохраняется и в вопросе: «Когда же это существо становится человеческой жизнью?» Еще одно фундаментальное «открытие» либеральной идеологии – противоречие между правами матери и правами ребенка – также опирается на натуралистическо-материалистические представления о человеческих отношениях, естественное состояние которых – «война всех против всех». Как известно, в Библии нет изречений, прямо относящихся к обсуждаемой проблеме, за исключением, быть может, одного высказывания, согласно которому человек, толкнувший беременную женщину, что стало причиной выкидыша, обязан заплатить штраф (см.: Исх 21, 22).
Каковы же основания отрицательного христианского отношения к абортам? В православном богословии принято при решении сложных нравственных вопросов опираться на события жизни Христа, воплотившей в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению. В этом плане благовещение Архангела Гавриила Марии в момент зачатия Спасителя: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк 1, 28) – представляет собой символическую форму христианского понимания начала человеческой жизни. Этот принцип ставит под сомнение право женщины на собственное тело, допускающее, что плод есть лишь часть материнской ткани. «Это не ее тело; это тело и жизнь другого человеческого существа, вверенного ее материнским заботам»[94]. Оценка аборта как смертоубийства, как нарушения заповеди «не убий» – одно из оснований христианского «нельзя».
Другое основание приводит святой Иоанн Златоуст. Он пишет, что плодоизгнание – «нечто хуже убийства, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие»[95]. Что может быть хуже убийства? Очевидно, то, что приводит к убийству, что является его основанием. И это – нарушение «первой и наибольшей заповеди», заповеди любви. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 37-40). Преподобный Максим Исповедник различает пять видов любви: любовь «ради Бога», любовь «по причине естества, как родители любят чад», «ради тщеславия», «из-за сребролюбия», «вследствие сластолюбия». Из этих видов любви на второе место Максим Исповедник помещает любовь «по причине естества». Аборт – это нарушение заповеди любви, причем в самой ее человеческо-глубинной сути, через убийство матерью своего ребенка. Даже животный мир, к сравнению с которым так часто прибегает натурализм, не знает аналогов подобного деяния, что свидетельствует о его противоестественности.
Аборт – это препятствие рождению. Но рождение – это выход из материнской утробы, которая в христианской семантике является не просто анатомическим термином. Смысл этого слова в христианской традиции, по мнению С.Аверинцева, чрезвычайно широк и значим: и «милосердие», и «милость», и «жалость», и «сострадание», и «всепрощающая любовь». Аверинцев считает, что символика «теплой» и «чревной» материнской любви особенно характерна для греко-славянской православной культуры (в отличие от античности). С этим связано и особое почитание Богородицы в Православии, что проявляется в величаниях церковных песнопений, в наименованиях явленных икон Божией Матери. Вот лишь некоторые из них: «Животодательница», «Нечаянная Радость», «Умиление», «Отрада или Утешение», «Сладкое лобзание», «Радость всех радостей», «Утоли моя печали», «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение», «Заступница усердная», «Взыскание погибших», «Умягчение злых сердец», «Избавление от бед страждущих», «Целительница», «Путеводительница (Одигитрия)», «Живоносный Источник».
Каждое название иконы Богоматери – буква в алфавите православной нравственности. Из этих букв складывается и понятие о свободе, данной человеку Богом. Женщина, идущая на аборт, теряет свою свободу, теряет дар стать матерью. И какие бы аргументы ни сопровождали это превращение, они вряд ли смогут превратить «нельзя» в «можно».
ВОПРОС РЕБРОМ О «РЕБРЕ»
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 22). Физиологическая метафоричность многих библейских текстов очевидна. Она не раз становилась предметом размышления и методом, с помощью которого христианская мысль пытается открыть и проявить, по выражению блаженного Августина, «видимое вещество и невидимое существо». «Сердечность» человека – понятие не из ряда научных терминов патофизиологии. А словосочетание «материнское чрево» стало символом христианского смысла таких человеческих отношений, как милосердие, милость, жалость, сострадание, любовь, умиление, душевная теплота. Какой же смысл вложен в конкретную анатомо-физиологическую определенность творения женщины из ребра Адама?
Макс Фасмер, автор «Этимологического словаря русского языка», связывает слово «ребро» с греческим erefo, что означает «покрывать крышей». В медицинском контексте ребро значимо как элемент функции защиты внутренних органов: сердца, легких и др. Если исходить из перечисленных смыслов, то оказывается, что женщина призвана покрывать, защищать, охранять мужчину. Весьма неожиданный поворот. Но чрез «видимое вещество» мужской силы в христианской традиции действительно прослеживается значение «невидимого существа» женского «покрова»: заботы, долготерпения, самоотверженности. Порой только это и может спасти мужчину, как, например, в случае с Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой.
Как символично, что именно женам-мироносицам, а не апостолам впервые является воскресший Христос, и именно женщины становятся первыми вестницами воскресения (см.: Мф 28, 8-Ю; Мк 16, 7-11; Лк 24, 9-11; Ин 20, 1, 2). В евангельских повествованиях Христос не раз обращает внимание на особую силу веры некоторых женщин: о, женщина! велика вера твоя (Мф 15, 28). Не этой ли великой вере княгини Ольги внял народ? Не этой ли верою слабых женщин по Промыслу Божиему была сохранена Церковь в России во времена жестоких гонений? Не этими ли христианскими смыслами определялось и традиционное светское отношение к женщине в России (в противоположность исламскому Востоку)?
Никто не станет отрицать, что христианские смыслы русской литературы даже в советской школе делали свое дело. В общественном сознании сохранялись представления о женщине как о «райском создании», «прекрасной даме». Блоковское «Российская Венера бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры. » было идеалом отношения к женщине.
В западной культуре значительное место занимает интерпретация женщины как «цветка зла». Вершиной этой тенденции явился принцип психоанализа: «быть женщиной само по себе преступно». Психоанализ теоретически обосновал это положение, вводя понятие женского комплекса кастрации. В 1903 году О.Вейнингер в книге «Пол и характер» говорил, что в силу особенностей женской психологии человечество вряд ли когда-нибудь будет располагать таким феноменом, как психология женщины, описанная самой женщиной. Прогнозы Вейнингера не сбылись. Уже через 25 лет психология обогащается дифференцированным подходом к женской психологии, у истоков которого стоит женщина-психоаналитик Карен Хорни[96], которая средствами самого психоанализа несколько смягчает представление о «преступности» женщины в классическом психоанализе. К типичным особенностям женского поведения она относит выраженную менее явно, чем у мужчин, агрессивность, отношение к себе как существу слабому и требование себе в силу этого особых преимуществ, использование слабости как средства подчинения мужчин («цепкость плюща»). Это связано, в частности, с тем, что комплекс кастрации, обусловленный анатомо-физиологической организацией женщины, нейтрализуется таким женским физиологическим преимуществом, как материнство. Данное женское преимущество в свою очередь не безопасно для мужчин. Оно формирует на бессознательном уровне сильнейшую зависть мальчиков к материнству. При этом женская компенсация зависти безобиднее зависти мужской. На личностном уровне она проявляется в большей склонности женщин к неврозам, на социальном – в уходе от женственности. Спектр этого ухода широк: от стремления к социальной эмансипации до транссексуализма. Хорни широко использует понятие «идеал». Но оно для психоанализа совсем не обладает той ценностно-смысловой значимостью, которую оно имеет, в частности, в христианской культуре. Психоанализ вообще выстраивается по модели антимира, если принять за мир христианскую культуру как исходную и первоначальную, по отношению к психоанализу, модель (или парадигму) понимания человека. В первую очередь это относится к фундаментальному по своему значению – и в христианстве, и в психоанализе – идеалу любви. Хорни утверждает, что для христианской культуры вообще характерна переоценка любви, то есть наполнение ее метафизическим смыслом. Любовь же – это всего лишь «восхищенная зависть» или к «пенису, или к материнству», то есть это всего лишь психическое последствие анатомической разницы полов.
Для религиозного сознания потребность в любви – это проявление в нас Божественного начала. С позиций психоанализа – это «прикрытие тайного желания получить что-то от другого человека, будь то расположение, подарки, время, деньги и т.п.». Христианская мораль самоотречения весьма сомнительна с точки зрения психоанализа для здоровой, «эгоцентрической» психики. Она может и должна быть заменена моралью «адекватной агрессивности», что предполагает, по Хорни, «инициативу, приложение усилий, доведение дела до конца, достижение успехов, настаивание на своих правах, умение постоять за себя, формирование и выражение собственных взглядов, осознание своих целей и способность планировать в соответствии с ними свою жизнь». В рамках психоанализа христианское понимание страдания оценивается как распространение мазохизма в культурной среде. Напомним, что мазохизм – это получение удовольствия от физических страданий, причиняемых сексуальным партнером. Кстати, общеизвестно, что именно режим функционирования нашей сексуальности является в психоанализе ключом к решению многих психологических и поведенческих проблем человека: «Поведение в жизни в целом строится по образцу сексуального поведения»[97]. Эдипов комплекс, как модель психосексуального поведения, становится компасом психоаналитика в его движении по лабиринту человеческих судеб. При этом психоанализ отказывается от богоподобия человека, заменяя его принципом «цареподобия»[98]. Так, именно Эдипов комплекс определяет, с точки зрения психоанализа, выбор мужа или жены. Муж или жена – всегда лишь замена, суррогат детской привязанности к родителю. Традиционно христианское понимание моногамного брака как единомыслия, как таинства любви, по мнению Хорни, нуждается в пересмотре, ибо таит в себе опасность. Опасность моногамного брака, по психоанализу, заключается в силе запретов на пути бессознательных сексуальных желаний.
Несмотря на свои многочисленные отступления от классического психоанализа, Хорни не подвергает сомнению тот факт, что психоаналитические исследования проблем женской психологии и брака являются конкретным средством решения жизненных проблем. Но быть конкретным еще не значит быть истинным. Весьма символично в этом отношении, что на одной из видеокассет творчество Пазолини представлено двумя фильмами. Составители вряд ли отдавали себе отчет, какой глубокий смысл заключен в том, что на одной стороне они поместили фильм «Царь Эдип», а на другой – «Евангелие от Матфея». Вряд ли кто усомнится, что сегодня христианство и психоанализ – два различных подхода к пониманию ценностей и идеалов, проблем и загадок человеческой души, находящихся подчас в невидимой и непрекращающейся борьбе друг с другом.
Это хуже, чем преступление
Одна из самых знаменитых политических формул: «Это хуже, чем преступление. Это ошибка». Так говорят, когда какое-либо действие (сделанное, допустим, из лучших побуждений) приводит к трагическим последствиям. Иногда на много лет такая ошибка становится предметом ожесточённых споров политиков и историков.
Катастрофическая ошибка (или не ошибка) произошла сегодня, 16 декабря 2021 года, когда на сайте Кировского районного суда (Ростов-на-Дону) появился приговор по делу №1-82/2021. Подсудимый Забалуев получил 5 лет лишения свободы за взятки. Почти сразу в дело вмешался Кремль. И понятно, почему.
Забалуев да и весь Ростовский суд не представляют интереса для мировой политики, а вот приговор моментально оказался на первом месте в мировых новостях. Из него следует, что из России на Украину в ДНР и ЛНР регулярно отправлялись караваны грузовиков с продовольствием. Но — внимание! — это была не гуманитарная помощь, а снабжение российских частей, дислоцированных на территории ДНР и ЛНР. Вот фрагмент приговора:
«Поставки продовольствия в ДНР и ЛНР осуществлялись со склада, расположенного по адресу…, периодичность поставок 1 раз в две недели. Колонна формировалась более чем из 70 машин грузоподъемностью около 40 тонн и общим объемом более 1 300 тонн. В ассортимент поставляемого продовольствия входили мука, консервы, свежие овощи. Суммарная стоимость продовольствия на одну поставку составляла более 130 млн рублей. Данное продовольствие предназначалось для отправки в воинские части Вооруженных Сил РФ, дислоцирующихся на территории ДНР и ЛНР».
По поводу приговора Ростовского суда пресс-секретарь президента сегодня же утром на брифинге заявил:
ПЕСКОВ. Наверное, речь идет об ошибке тех, кто писал этот текст. Потому что это невозможно. Никаких вооруженных сил РФ на территории самопровозглашенных республик нет. Не было и нет. ВС РФ есть на территории Российской Федерации.
Через минуту Песков повторил (уже без всяких «наверное»): «Ни о каких поставках, что вы процитировали, речи идти не может. Это ошибка тех, кто составлял этот документ».
Приговор занимает десятки страниц с именами, датами, ценами, перечислением обстоятельств и др.; и пр. Совершенно исключено, что за несколько минут кто-либо может разобраться в длинном и сложном документе. Даже если этим бы занялись все подчинённые Пескова… Даже девять женщин, забеременев в один день, не смогут родить одного ребёнка через месяц.
Кремль постоянно заявляет об абсолютной независимости российских судов от властей вообще и от президента России в частности. Но теперь, после того, как «уста президента» заявили, что в приговоре ошибка, придётся либо переделывать приговор, либо сказать, что Песков совершил ошибку, называя приговор ошибкой.
Независимо от того, что последует дальше, эти ошибки дорого обойдутся нашей стране.
Случаются преступные ошибки. Один Чернобыль чего стоит! Но прятать такие ошибки на государственном уровне — значит, превращать частное преступление в государственное.
Как Ли Харви Освальд, якобы убивший Кеннеди, спустя 58 лет стал агентом КГБ
Политолог Александр Роджерс — о том, как накануне съёмок почти советской версии об убийстве Кеннеди американские журналисты поспешили обвинить СССР.
Удостоверение личности Ли Харви Освальда. Карточка была обнаружена в бумажнике Освальда в день его ареста в связи с убийством президента Кеннеди. Фото © Getty Images / National Archives — JFK / Corbis Historical
В США опубликовали ряд документов, касающихся расследования убийства Джона Фицджералда Кеннеди. В связи с чем некоторые склонные к желтизне и нездоровым сенсациям СМИ уже успели заявить, что «ага! Теперь-то доказано, что за убийством Кеннеди стоит советский КГБ».
На самом деле в опубликованных материалах почти ничего нового. Только многочисленные свидетельства того, что за левыми диссидентами в США велась постоянная слежка. Равно как и вокруг советского посольства были понатыканы многочисленные камеры слежения и действовало наружное наблюдение.
Во всём остальном никаких сенсаций. Крики «смотрите, Освальд ходил в советское посольство! А значит, там получал инструкции от офицера КГБ!» не выдерживают никакой критики. В том, что Ли Харви Освальд поддерживал контакты с советским посольством, нет ни новизны, ни чего-то удивительного. Он же жил два года в СССР, его жена была из Белоруссии, и он хотел вернуться в Советский Союз. Это всё общеизвестные факты, ничего нового.
Ли Харви Освальд и его жена Марина покидают Минск. Фото © Getty Images / CORBIS
Освальда выводят из Техасского театра после ареста за убийство Типпита. Фото © Wikipedia
Ли Харви Освальд. Фото © ТАСС/AP
За несколько дней до убийства Кеннеди Освальд писал жалобу в ФБР, что их офицеры преследуют и допрашивают его жену, требовал, чтобы её оставили в покое, и говорил, что готов ответить на все вопросы офицеров сам. Иначе собирался жаловаться их начальству. «Жаловаться начальству» и «убить президента» как-то слабо сочетаются.
При переводе в тюрьму Освальд был убит Джеком Руби, владельцем ночного клуба, тесно связанным с организованной преступностью. В частности, с боссом итальянской мафии Карлосом Марчелло, который до этого неоднократно говорил об убийстве Кеннеди.
Джек Руби стреляет в Ли Харви Освальда. Фото © Wikipedia
Руби несколько раз пытался связаться с комиссией Уоррена, расследовавшей убийство Кеннеди, просил перевезти его из Далласа в Вашингтон, утверждая, что его жизнь в опасности, и повторяя: «Я хочу сказать правду, но я не могу сказать это здесь».
Специальный комитет по терроризму в 1979 году в заключительном отчёте высказал мнение: «…Стрельба Руби в Освальда не была спонтанным актом, в том, что он делал, есть, по крайней мере, некоторая преднамеренность. Кроме того, комитет считает, что маловероятно, что Руби вошёл в подвал полиции без посторонней помощи, хотя помощь могла быть предоставлена без какой-либо информации о намерениях Руби… Комитет беспокоят незапертые двери по маршруту и удаление охранников с территории гаража и с ближайшей лестницы незадолго до стрельбы… Существует также свидетельство того, что Департамент полиции Далласа скрывает соответствующую информацию от комиссии Уоррена, касающуюся доступа Руби на место перевода Освальда».
Артефакты, относящиеся к убийству Джона Ф. Кеннеди в 1963 году, выставлены в Национальном архиве в Вашингтоне, округ Колумбия, 1979 год. Фото © Getty Images / Michael Brennan / Hulton Archive
Более того, в свете свежеопубликованных материалов, подробно рассказывающих, что Освальд находился под постоянным наблюдением (слежкой) полиции и ФБР, возникают также новые вопросы. Как вообще мог Освальд, за которым следили федералы, незаметно добыть винтовку со снайперским прицелом, протащить её в помещение по маршруту следования президента, тщательно продумать план, подготовить место стрельбы, произвести выстрелы, а затем спокойно удалиться с места преступления? Это прямо не Ли Харви Освальд, которого все характеризовали исключительно как рассеянного и халатного человека, а какой-то Сё Косуги (актёр, в восьмидесятых годах игравший ниндзя в Голливуде).
Фотография Департамента полиции Далласа и Ли Харви Освальда после его ареста за возможное участие в убийстве Джона Ф. Кеннеди и убийстве офицера Джей Ди Типпита. Фото © ТАСС / Zuma / Dallas Police Department
Понятно, почему эти документы были засекречены так долго, они только доказывают, что вся версия относительно убийства Кеннеди Освальдом была шита белыми нитками и при ближайшем рассмотрении разваливается, как рыхлый снеговик под тёплым апрельским солнцем.
Говорят, что Оливер Стоун снимает свою версию убийства Джона Фицджералда Кеннеди. Некоторые западные СМИ и политики уже истерят, что он «повторяет советские вбросы семидесятых годов». Вот только до сих пор все фильмы Оливера Стоуна оказывались более правдивыми, чем официальная американская пропаганда…
Православная Жизнь
Если человек никого не лишил жизни, это ещё не значит, что он чист перед Богом и людьми в этом плане. Мало кто знает, что Церковь причисляет к нарушениям заповеди «Не убивай» множество других грехов.
Разберёмся со значением слов
Говоря о шестой заповеди, хотелось бы прежде всего сделать филологический анализ её слов. В Библии стоит еврейский глагол «ратзах», который означает «беззаконное убийство», «убийство с особой жестокостью», «убийство по причине кровавой вражды», редко — «убийство по неосторожности». Это важно, поскольку в этом языке есть и другие глаголы, обозначающие убийство, но имеющие другой смысл. Глагол «ратзах» не употребляется для обозначения убийства на войне или убийства животного. По отношению к смертной казни он употребляется всего один раз в Ветхом Завете. Таким образом, шестая заповедь подразумевает, что человек не имеет права лишать своего ближнего жизни насильственным путём и участвовать в кровопролитии. Она утверждает, что жизнь — это дар, данный людям Богом, и человек не в праве распоряжаться ей и обрывать её. Только Бог имеет право решать, кому сколько жить, человек же не имеет права брать на себя Его полномочия.
Физическое убийство
Хочу отметить, что физическое лишение жизни — первый и самый поверхностный уровень понимания этой заповеди. Человек состоит не только из тела, у него есть душа, и его можно убивать духовно, морально, психологически и даже на социальном уровне.
Под физическим убийством мы понимаем и аборты. Наша Церковь категорически их не приемлет, потому что мы веруем, что человеческая жизнь существует с момента зачатия. Мы убеждены, что микроскопический зародыш — это уже человек. У него ещё не оформилось физическое тело, но душа уже есть. Всё это подробно изложено в Социальной концепции Русской Православной Церкви.
Юридически зародыш считается человеком только с двенадцатой недели беременности. Возникает вопрос: а кто он до этого срока? Не человек? Законодатели своими человеческими законами отменили заповедь Божью и сделали незащищёнными самых беззащитных — нерождённых младенцев. Из-за бездумной политики, которая велась в СССР и ведётся до сих пор в нашей стране, катастрофически сокращается численность населения. Эта проблема сейчас остро стоит во многих странах, именно потому там появляются движения, защищающие право ребёнка на рождение.
Одним из самых страшных нарушений шестой заповеди считается самоубийство — когда человек обрывает свою жизнь умышленно, потому что таким образом люди пренебрегают даром жизни, который дал им Господь. В этом проявляется неверие в Промысл Божий, который не оставляет нас даже тогда, когда нам тяжело и больно. Исключение составляют самоубийцы, которые находятся в умопомрачении и не отдают отчёта своим действиям. В таких случаях Церковь может сделать снисхождение, но в целом самоубийство с давних времён было и остаётся одним с самых тяжких грехов. Самоубийц не отпевают и не поминают в церковной молитве.
К нарушениям шестой заповеди относится новое для нас, но получившее большое распространение Западе явление — эвтаназия, когда тяжело больной пациент принимает решение, чтобы его умертвили законным способом с помощью определённого медицинского вмешательства. Фактически такой человек тоже накладывает на себя руки, только более цивилизованным образом. Поступающие так люди оправдывают себя болезнью и нежеланием испытывать страдания, но по сути они проявляют неверие или недоверие Промыслу Божию, а также нежелание нести свой крест. Они забывают, что болезнь — это спасительный крест, который надо нести до конца. Можно избавиться от физической боли, но остаться с грехом, который для человеческой души намного хуже, чем болезнь.
Нанесение телесных повреждений тоже можно считать нарушением заповеди «Не убий». Нельзя бить, калечить ближнего, издеваться над ним. Более того: многие виды единоборств, бои без правил, некоторые виды бокса частично тоже эту заповедь нарушают, потому что занимающиеся ими люди могут наносить и получать серьёзные увечья. На мой взгляд, такой спорт не к лицу христианам. А священникам вообще запрещено поднимать руку на ближнего — это закреплено в нашей канонической базе. Если священник кого-то ударит, то будет извержен из сана. Мы уподобляемся Христу, Которого били, поносили и оплёвывали, но Он кротко всё сносил, не осуждая и не поднимая ни на кого рук.
Согрешают против шестой заповеди любители экстремальных видов спорта, потому что они ходят по лезвию ножа и искушают Бога. Человеку нужно бережно относиться к собственной жизни и не рисковать ей напрасно. Наш народ давно выразил это в пословице «бережёного Бог бережёт».
Самоубийством также можно считать курение, алкоголизм и наркоманию — три сильнейшие зависимости, которые разрушают организм и сокращают продолжительность жизни.
Духовное убийство
Помимо телесного, существует и духовное убийство. Один из самых изощрённых грехов такого плана — клевета. Именно она привела к убийству нашего Спасителя. Христианам категорически запрещено кого-то умышленно оговаривать, очернять. Это страшный грех, в котором надо каяться. Даже осуждение можно рассматривать как духовное убийство, потому что оно причиняет вред человеку: осуждая, мы убиваем его доброе имя. Более того: мы совершаем над ним преждевременный суд и выносим приговор, что не в наших полномочиях.
Это всегда было актуально, а в наши дни приобретает особую актуальность в связи с развитием интернет-технологий и, в частности, соцсетей. Посмотрите, во что превращаются сейчас некоторые интернет-издания, сайты, страницы в соцсетях, видеохостинги! В склочную яму, где люди дискредитируют друг друга, Церковь, государство и многое другое. Нередко там осуществляется травля, когда кого-то унижают, осмеивают в самых разных контекстах. Переносить такое отношение спокойно не получится ни у кого — ни у подростка, ни у взрослого, ни у священника. Всё это — тоже духовное убийство. Мы должны помнить, что за каждое слово дадим ответ на Страшном суде перед Богом, поэтому троллинг и травля в интернете — это очень опасный путь и большая духовная угроза.
Ещё один тяжелейший грех — доведение другого человека до сомнения в собственной адекватности или даже сумасшествия. Сюда же относятся попытки убедить ближнего в том, что он какой-то неправильный, плохой, неумелый. Недопустимо обесценивать и унижать людей.
Обобщая всё сказанное, сделаю вывод: шестая заповедь подчёркивает ценность человеческой жизни, учит тому, что она — бесценный дар, обращаться с которым нужно крайне бережно. Именно потому нарушение этой заповеди — грубый и тяжёлый грех, которому не место в жизни христианина.
Протоиерей Александр Хворост