Что может быть источником информации для человека

Источники информации

В различных ситуациях может возникнуть необходимость получить общее представление об интересующих событиях и их участниках, иметь текущую оперативную информацию обо всех изменениях, получать ответы на конкретные вопросы, подтвердить или опровергнуть какие-либо выводы и предположения, оценить значение того или иного факта или события, сделать прогноз на будущее. Для этого надо точно знать, какие сведения необходимы, где и в каком виде может находиться полезная информация, как ее можно получить и использовать.
Источниками получения информации могут быть ее носители, которыми можно считать все, что существует или происходит вокруг и внутри нас. Это может быть текст на бумаге или диске, содержимое оперативной памяти компьютера, человеческая память, готовая продукция и отходы производства, происходящие события и явления, а также многое другое. Содержать в себе как собственно факты и сведения, так и определенные свидетельства произошедших событий, могут разнообразные следы и изменения. Поэтому надо представлять себе, что или кто может быть источником информации в конкретном случае, как получить доступ к нему, как изъять нужную информацию. Польза от использования источника информации складывается из его наличных и потенциальных возможностей, допустимых пределов использования и степени надежности.
По степени доступности информация может быть открытой, ограниченного пользования и закрытой (секретной). Соответствующий уровень доступа получают средства обработки, хранения и передачи данных, каналы связи, образцы продукции и их описание, люди, имеющие отношение к информации.
Ценность информации напрямую зависит от возможности ее использования, что, в свою очередь, определяется достаточностью, достоверностью и своевременностью предоставленных фактов и правильностью их истолкования.

Люди как источник получения информации.
Временами интересующую информацию можно подслушать, подсмотреть, скопировать, сканировать, перехватить при передаче или выкрасть. Тогда нужно иметь доступ к местам проведения переговоров и средствам обработки, хранения или передачи информации или к занятым этим делом людям.
Подслушать ведущиеся разговоры можно, просто расположившись в пределах слышимости, применяя специальные подслушивающие устройства (направленные микрофоны, «жучки» и др.), считывая информацию по движениям губ (при наличии соответствующих навыков либо используя видеозапись и хорошую оптику).
К вероятным источникам информации можно отнести тех людей, которые имеют прямое или косвенное отношение к интересующим сведениям, могут получить доступ к ним или оказать содействие в получении такого доступа. Надо найти подходящего человека и добиться его согласия на сотрудничество.
Идеальным вариантом можно считать, если доступ к сведениям получает проверенный человек, разбирающийся в ситуации, имеющий к ней отношение и способный отличить нужные сведения от дезинформации. Хорошо, если удастся внедрить своего агента на нужный уровень или завербовать человека из нужной среды.
Своеобразным источником информации являются неосторожные в выражениях или доверчивые люди, но обычно приходится искать подходящих людей и получать у них сведения в обмен на деньги или какие-либо услуги. Определенную пользу получают от людей, выдающих сведения под давлением. Однако следует проявить бдительность, чтобы не стать жертвой мошенничества или дезинформации и не привлекать лишнего внимания своей активностью.
В случае, если человек имеет доступ к нужным сведениям, но не в состоянии разобраться в них либо не должен знать о проявленном к этим сведениям интересе, используют его способность организовать доступ к сведениям тем людям, которые смогут поступить с ними должным образом (например, скопировать документы или установить устройства съема информации).
Иногда в качестве полезного информатора может выступить совершенно неожиданный человек, в руки которого случайно попали интересующие сведения.
Нередко люди свободно распространяют определенные сведения, используя средства массовой информации (пропаганда, агитация) и канал межличностного общения (разговоры, слухи) для формирования общественного мнения и коррекции отношения и взглядов. Многие слухи, как правило, правдоподобны, а некоторые содержат достоверную информацию. Однако, относиться к слухам следует осторожно.

Материальные носители информации.
В эту группу могут войти официальные документы, деловые бумаги, различные рукописные и печатные тексты, корреспонденция делового и личного характера, черновики и мусор, а также аудио-, фото- и видеоматериалы. Сюда же можно отнести технические средства хранения, обработки и передачи информации, средства и линии связи, системы электропитания.
К официальным документам относятся личные дела, учетные карты и записи, архивы и банки данных, лицензии, согласования, отчеты, докладные и объяснительные записки, протоколы событий, акты, регистрируемые письма и прочие данные, засвидетельствованные ответственными лицами. Деловые бумаги, корреспонденция и архивы отражают особенности имевших место событий и отношений, а также причастных к ним людей и общественных структур. Здесь можно отметить разного рода соглашения и договоры, отчетность, описание технологических процессов и достижений, ведомости, графики и прочие. В деловых документах четко прослеживаются и удостоверяются причинно-следственные и временные связи.
Определенный интерес могут представлять официальные и неофициальные обнародованные сведения, распространяемые в рукописном или печатном виде в ограниченной среде (лекции, листовки, анонимные письма) или в массовом порядке (периодические издания, реклама). Авторство может принадлежать существующим или вымышленным людям, группам или организациям, может приписываться им, а также может отсутствовать. Информация, содержащаяся в таких изданиях, может иметь различную степень достоверности. Имеет значение сам факт их появления, групповая принадлежность авторов и отношение к ним различных лиц.
Личные документы, бумаги и архивы служат хорошим источником информации о биографии, а также об отношениях, связях, особенностях личности и жизнедеятельности человека. Эту категорию источников информации составляют записные книжки, семейные и не только фотографии, аудио- и видеозаписи, письма и открытки, дневники, записки, памятные надписи и прочее. К личным документам можно отнести и официальные документы, отражающие:
— гражданство и социальный статус (паспорта, удостоверения личности, свидетельства ЗАГС, дипломы об образовании, членские книжки),
— уровень благосостояния и право на владение имуществом (банковские счета, расчетные книжки, свидетельства о собственности, технические паспорта, гарантийные талоны, чеки),
— направление и особенности деятельности (лицензии, разрешения, пропуска),
— характер некоторых взаимоотношений (соглашения, доверенности, расписки).
Помимо документов существуют еще официальные и неофициальные свидетельства. Таковыми являются соответствующим образом оформленные и запротоколированные отражения произошедших событий, выполненные в виде аудио-, фото- или видеоматериалов. Без надлежащего оформления такие свидетельства не считаются официальными, однако могут иметь доказательственную силу, если соблюдены условия их произведения. Как правило, эти материалы выступают как дополнение к учетным или архивным материалам и к различным разработкам, а также в качестве хроники.
Составлению деловых и личных документов любой степени важности может предшествовать их предварительное проектирование на черновиках, в качестве которых могут выступать писчая бумага, страницы еженедельника, обрывки газетных листов, упаковочные и прочие материалы, которые затем летят в мусорную корзину. По этим черновикам, а также по материалам, послужившим «подкладкой» (лежавшим под бумагой, на которой делались записи), можно отследить конечный вид составляемого документа. К такому полезному мусору также можно причислить использованные копирки и печатные ленты, испорченные копии, компьютерные диски и дискеты.
Информацию, содержащуюся на материальных носителях, можно получить, либо изъяв оригинал, либо сняв с него копию или просто ознакомившись с его содержанием.

Технические средства как источник информации.
Широкие возможности для получения интересующих сведений предоставляют технические средства обработки, хранения и передачи информации, системы и линии связи и электропитания. Их работе сопутствует электромагнитное излучение, грамотное использование которого позволяет считывать информацию на расстоянии. Кроме того, в технических средствах хорошо себя чувствуют всевозможные устройства съема информации, использующие линии связи и электропитания как антенны и получая энергию требуемой мощности.
Многие компьютеры соединены между собой посредством телефонных линий, что позволяет получить доступ к информации даже из другого города. При знании кодов доступа или алгоритма операций по взлому кода можно получить доступ к любым данным, хранящимся в памяти компьютера или на активированных съемных носителях (дисках, дискетах). Данные, выведенные на экран монитора, могут быть считаны бесконтактным способом (с использованием радиоизлучения) либо с помощью подключения к компьютерной сети или линиям электропитания. Снятые с компьютера данные содержат в себе достаточно достоверную информацию.
Из средств связи наиболее распространенным является телефон. Причем можно прослушивать как сами телефонные переговоры, так и разговоры, ведущиеся вблизи телефонного аппарата даже при положенной трубке. Устройства съема информации встраиваются внутрь аппарата или подсоединяются к телефонной линии.
Радиостанции служебного или гражданского пользования отличаются незащищенностью эфира и позволяют любому постороннему с помощью подходящего приемника (сканера) настроиться на нужную частоту и прослушивать циркулирующие по радиоканалу сообщения. Мобильные телефоны сотовой связи и пейджеры, в которых не используется защитное кодирование сигнала, также открыты для радиоперехвата с помощью сканера радиочастот. Телефонные переговоры записываются и хранятся компаниями-операторами, предоставившими связь. Радио- и телефонные переговоры содержат в себе достаточно достоверные сведения, но могут быть также использованы с целью введения в заблуждение или распространить дезинформацию.
По каналам телеграфной, телетайпной и телефаксовой связи передается как графическая, так и знаковая информация, которая выводится на бумажные носители. Перехватить информацию, передаваемую такими способами, можно при подключении к линиям связи или бесконтактно (с использованием особенностей работы приемо-передающих устройств) при отсутствии защитных систем.
Решение задачи по съему информации с технических средств и линий связи не представляет серьезных трудностей, а единственной проблемой может считаться определение и преодоление защитных мер, и получение доступа к нужному месту.

Происходящие события как источник информации.
Получить представление о происходящих событиях можно путем отслеживания и фиксации изменений, вызванных этими событиями. Отслеживание производится путем организации наблюдения (подсматривания и подслушивания) за интересующими объектами и обстановкой. Результаты наблюдения фиксируются, сохраняются и рассматриваются в различных взаимосвязях с полученными ранее и вновь поступающими данными. Свидетельствами и следствиями произошедших ранее событий могут быть изменения в расстановке сил, отношениях и поведении людей, смена целей и ориентиров, принятые решения, осуществленные действия, а также разнообразные следы и изменения материального характера. Правильное истолкование их значения определяет правильность последующих выводов.

Источник

Основные источники информации и ее виды

Что может быть источником информации для человека. Смотреть фото Что может быть источником информации для человека. Смотреть картинку Что может быть источником информации для человека. Картинка про Что может быть источником информации для человека. Фото Что может быть источником информации для человека

Кто осведомлен, тот вооружен… Эта поговорка отражает значимость для человека сведений об окружающей действительности. Ежедневно он принимает множество решений, основываясь на тех знаниях, которые уже получил в процессе обучения и усваивания социального опыта. Новые сведения из самых разных источников информации также могут стать движущей силой для его поступков.

Ни дня без новостей!

Человек стремится к новым знаниям для практического их использования в трудовых действиях.

Что может быть источником информации для человека. Смотреть фото Что может быть источником информации для человека. Смотреть картинку Что может быть источником информации для человека. Картинка про Что может быть источником информации для человека. Фото Что может быть источником информации для человека

Например: строитель хочет знать об особенностях нового для него инструмента, чтобы уметь им пользоваться; врач внимательно изучает инструкцию по применению лекарственного препарата; учитель регулярно читает профессиональную литературу. Сам процесс получения и передачи информации может стать развлечением: прямое общение с друзьями при встречах или по телефону, в соцсетях.

Информация — это что?

Ее потребитель живет в неизвестности относительно интересующего его познавательного материала до той поры, пока не получит необходимые сведения — информацию. Благодаря ей представления об окружающем становятся понятными, конкретными. Основатель теории информации К. Шеннон (США) считал, что информация — это устраненная неопределенность.

Что может быть источником информации для человека. Смотреть фото Что может быть источником информации для человека. Смотреть картинку Что может быть источником информации для человека. Картинка про Что может быть источником информации для человека. Фото Что может быть источником информации для человека

Внешнюю информацию воспринимают не только человек и другие организмы, но и созданная им специальная аппаратура.

Свойства информации

Любой предмет имеет собственные качества, которые могут или не могут быть изменены при стороннем на них воздействии. Человек хочет получать информацию, обладающую следующими свойствами:

Кроме того, полученные сведения должны быть краткими и понятными, что гарантирует их правильное использование.

Искажение свойств информации, или даже одного из них, может быть преднамеренным (с целью введения получателя в заблуждение).

Что может быть источником информации для человека. Смотреть фото Что может быть источником информации для человека. Смотреть картинку Что может быть источником информации для человека. Картинка про Что может быть источником информации для человека. Фото Что может быть источником информации для человека

Или невольным — из-за несовершенства средств передачи, из-за субъективного видения и оценки проблем и их деталей.

Получение сведений об интересующем объекте из дополнительных источников информации, появление более совершенных способов его изучения приводит к устареванию, частичному или полному обновлению знаний.

Виды информации

В информатике способы хранения и шифровки, передачи и получения информации определяют ее вид:

Научная классификация видов информации:

Что может быть источником информации для человека. Смотреть фото Что может быть источником информации для человека. Смотреть картинку Что может быть источником информации для человека. Картинка про Что может быть источником информации для человека. Фото Что может быть источником информации для человека

Специфические ее виды связаны с чувственным способом получения: обонятельная, вкусовая, тактильная, зрительная, слуховая. Люди используют и смешанные виды информации, например, видеописьмо, кинофильм.

Источники и потребители информации

Новые знания, сведения современный человек получает по различным каналам (интернет, телевидение, радио периодическая печать). Основные источники информации, то есть ее поставщики — люди, события. Она поступает из государственных и иных учреждений, из научных, любительских сообществ, от отдельных лиц, и может носить официальный или неофициальный характер, быть открытой (предназначенной для всех) или закрытой (для небольшого круга специалистов), личной.

Что может быть источником информации для человека. Смотреть фото Что может быть источником информации для человека. Смотреть картинку Что может быть источником информации для человека. Картинка про Что может быть источником информации для человека. Фото Что может быть источником информации для человека

Используемые источники информации разнообразны, могут быть живыми и неодушевленными (природные процессы, литература).

Почему их так много

Большое количество видов и форм источников информации объясняется спецификой и разнообразием запросов ее потребителей. Они обращаются за сведениями из самых разных областей научного знания — общественной, культурной, политической жизни. Это требует некоторых навыков поиска нужной информации:

Что может быть источником информации для человека. Смотреть фото Что может быть источником информации для человека. Смотреть картинку Что может быть источником информации для человека. Картинка про Что может быть источником информации для человека. Фото Что может быть источником информации для человека

Анализ источников информации даст ответ на вопросы: насколько достоверной и ценной она будет (поверить, но проверить!), какому контингенту потребителей интересна.

Информационная культура

Это понятие характеризует способность индивида или общества, отдельных его групп умело пользоваться современными средствами поиска, получения, обработки и использования информации. Она основана на знании ее основных и дополнительных источников, норм и правил взаимодействия в информационном поле, иностранных языков.

Как и поведенческая, информационная культура — один из показателей общей воспитанности человека. Она характеризует его этическое отношение к содержанию, качеству поступающей извне информации и целесообразности ее использования для самовоспитания и саморазвития.

Источник

Урок 2. Поиск информации и выбор источников

Что может быть источником информации для человека. Смотреть фото Что может быть источником информации для человека. Смотреть картинку Что может быть источником информации для человека. Картинка про Что может быть источником информации для человека. Фото Что может быть источником информации для человекаАбсолютно любая деятельность человека в современном мире, если речь идёт хотя бы о малейшем развитии и получении новой информации, предполагает поиск новых данных. Но просто искать информацию – это одно, а искать её профессионально и грамотно – это другое.

В этом уроке мы поговорим о том, что вообще представляет собой поиск информации, где и как следует искать информацию, как выбирать источники информации, анализировать их и проверять на достоверность, а также расскажем о правилах поиска информации в Интернете и работе с полученными данными.

Содержание:

Что такое информационный поиск?

Впервые понятие «информационный поиск» было употреблено в 1948 году американским математиком и специалистом в области компьютерных технологий Кельвином Муэрсом, но в общедоступной литературе оно начало встречаться лишь с 1950 года.

Изначально автоматизированный информационный поиск (имеются в виду информационно-поисковые системы) применялся с целью поиска научных данных и соответствующей литературы, и использовался он университетами и публичными библиотеками. Однако с появлением и развитием сети Интернет информационный поиск получил широкое распространение.

По сути, поиск информации является процессом выявления в определённом массиве текстовых документов тех данных, которые касаются конкретной темы и удовлетворяют указанным условиям, и в которых имеются необходимые сведения и факты (к примеру, вся необходимая информация по теме самообразования).

Состоит процесс поиска информации из нескольких последовательных этапов, посредством которых обеспечивается сбор данных, их обработка и предоставление. Как правило, поиск осуществляется следующим образом:

Определяется информационная потребность и формулируется запрос.
Определяется комплекс источников, в которых может находиться нужная информация.
Информация извлекается из выявленных источников.
Происходит ознакомление с данными, и оцениваются результаты поиска.

Но, несмотря на то, что на первом этапе нужно как можно правильнее определиться с тем, какую конкретно информацию вы собираетесь искать (а это может показаться первостепенным), наибольшую важность представляет именно второй этап, ведь определиться с тем, где искать информацию, на порядок сложнее.

Где искать информацию?

Вопрос о том, где искать информацию, действительно очень важен. И в первую очередь, по той причине, что XXI век – это век информационный. А это, в свою очередь, значит, что информационный поиск на настоящее время имеет свою специфику.

Давайте вспомним: в конце прошлого века и даже начале настоящего столетия с целью поиска информации люди обращались в специализированные заведения. К таким можно отнести библиотеки, архивы, картотеки и другие подобные органы информации. Но если в то время, чтобы отыскать информацию о том, что интересует, человеку нужно было собраться, выйти из дома, добраться до нужного места, заполнить заявку, отстоять очередь, чтобы её отдать, некоторое время подождать, пока нужная литература будет найдена, а затем провести несколько часов в поиске конкретной информации и её записи на бумагу, то сегодня все эти пункты можно обойти стороной, т.к. практически у каждого дома имеется компьютер и доступ в Интернет.

Исходя из этого, актуальные ещё в не таком далёком прошлом информационные базы (архивы, библиотеки и прочее) сегодня, если и не потеряли своей актуальности, то во всяком случае имеют гораздо меньшее количество клиентов.

Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов – интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всем прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.

Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.

Как выбирать достоверные источники информации?

Любые рассуждения на тему того, какие источники могут быть, и какие следует считать достоверными, так или иначе, приведут нас к стилистическому пониманию источников информации, а их существует немалое количество. Представим лишь самые распространённые:

Научные исследования, имеющие под собой реальные доказательства, полученные эмпирическим путём.
Научно-популярные размышления, включающие в себя как фактические эмпирические данные, так и субъективные точки зрения людей, являющихся специалистами в той или иной области.
Философские трактаты и рассуждения, отличающиеся наибольшей оригинальностью, субъективностью и формой подачи.
Художественная литература, служащая, как правило, источником информации – пищи для размышления, но не достоверных эмпирических данных.
Публицистические произведения – категория произведений, которые посвящены актуальным явлениям и проблемам текущей социальной жизни. Нередко в таких произведениях можно отыскать немало достоверных данных и фактов.
Средства массовой информации – комплекс органов публичной передачи информации, таких как телевидение, радио, журналы и газеты, а также Интернет.

Всегда следует брать в расчёт то, что практически ни один источник информационных данных не может являться на 100% достоверным. Исключение составляют лишь научные исследования и, в некоторой степени, научно-популярные размышления, т.к., как уже и было подмечено, в них содержатся преимущественно факты, подтверждённые опытом и официально признанные научной общественностью (есть, конечно, и люди, и точки зрения, идущие вразрез с общепринятыми, но в данной статье частные случаи мы рассматривать не будем).

Информацию же из любых других источников следует подвергать тщательной проверке, дабы удостовериться в её актуальности и правдивости. Но прежде чем перейти непосредственно к принципам отбора информации, не будет лишним сказать о том, что для самого процесса информационного поиска является очень удобным и эффективным использование идей особого философского направления – позитивизма, т.к. благодаря этому в ряде случаев (особенно если это касается поиска конкретно научных данных) множество вопросов отпадают сами собой.

Тест «Источники информации»

Только что вы познакомились с описанием источников информации по признаку их достоверности. И теперь самое время проверить, удалось ли вам усвоить материал на должном уровне.

Ниже представлено пять вопросов, в каждом из которых содержится небольшой список источников информации. Ваша задача выбрать среди них те, которые могут считаться достоверными, и те, которые, наоборот, не могут.

Уверены, у вас получилось ответить на вопросы правильно. Если же нет, это вовсе не повод расстраиваться. Нужно лишь получить больше знаний. Впрочем, сделать это нужно в любом случае, и именно этим мы и предлагаем заняться дальше.

Совсем немного о позитивизме

Позитивизм является философским направлением в учении о методах и процедурах научной деятельности, в котором считается, что единственным источником истинного и действительного знания вообще являются только эмпирические (подтверждённые опытным путём) исследования.

Также позитивизм говорит о том, что философское исследование не несёт в себе познавательной ценности. Базовой предпосылкой позитивизма является то, что любые подлинные (они же позитивные) знания – это совокупность результатов специальных наук.

Основной же целью позитивизма является получение объективного знания, что возможно только через проверку информации на деле. Руководствуясь всем этим, мы снова можем вернуться к идее о том, что наиболее достоверными источниками информации являются научные исследования и научно-популярные размышления.

Вооружившись этим принципом как основным, можно начать использовать и другие.

Принципы отбора информации

Можно выделить несколько принципов отбора информации:

Принцип наглядности

Исследуемая информация, которая соответствует этому принципу, обладает следующими признаками:

Принцип научности

Принцип научности подразумевает, что исследуемая информация соответствует современным научным данным. Если такое соответствие соблюдается, то появляется возможность обнаруживать неточности и ошибки, воспринимать другие точки зрения, руководствоваться собственной аргументацией и преобразовывать информацию, сопоставляя её с другой.

Вкратце критерии принципа научности можно выразить так:

Принцип актуальности

Согласно этому принципу, информация должна быть практичной, злободневной, соответствующей современным запросам, важной на текущий момент времени. Такая информация способна вызвать наибольший интерес, в отличие от неактуальной. Здесь нужно руководствоваться следующими соображениями:

Принцип систематичности

Если информация соответствует принципу систематичности, можно наблюдать её многократное повторение в той или иной интерпретации в рамках одного источника или в той же или другой подобной интерпретации в других источниках.

Таким образом, информация достойна внимания и может быть применена, если:

Принцип доступности

Нередко затруднения в поиске и обработке информации могут быть вызваны, во-первых, самим её содержанием, а, во-вторых, стилем, в котором она излагается. По этой причине, работая с информацией, необходимо учитывать, что:

Принцип избыточности

Исследуемая информация должна позволять исследователю выделять основную мысль, находить скрытый смысл, если таковой имеется, приходить к пониманию авторской позиции, определять цели изложения и развивать умение соотносить содержание с назначением.

Принципы поиска информации, о которых мы поговорили, могут быть применены в работе с любыми источниками данных: книгами, документами, архивными материалами, газетами и журналами, а также интернет-сайтами. По сути, эти принципы универсальны, но здесь следует чётко понимать для себя, что для поиска информации в традиционных источниках их может быть вполне достаточно, но при поиске информации в сети Интернет во избежание ошибок необходимо соблюдать ещё один ряд правил.

Правила поиска информации в Интернете

Для опытного пользователя поиск информации в Интернете предельно прост, однако, для людей, столкнувшихся с вопросом автоматизированного информационного поиска впервые, этот процесс может показаться довольно сложным из-за обилия всевозможных поисковых операторов. Ниже мы рассмотрим простой поиск и расширенный поиск, а также укажем дополнительную информацию, которая будет полезна при поиске данных в Интернете.

Простой поиск информации в Интернете

Для начала стоит сказать, что наиболее популярной поисковой системой в мире является «Google». В России к нему добавляется «Яндекс», «Поиск@mail.ru» и «Rambler».

Чтобы найти нужную информацию, нужно просто внести в поисковую строку сервиса интересующий запрос, например «Иван Грозный» или «Как правильно водить машину», и нажать «Найти» или клавишу «Enter» на клавиатуре компьютера. В результате поисковик выдаст множество страниц, на которых представлена информация по запрашиваемому запросу. Обратите внимание на то, что наиболее актуальными считаются результаты, расположенные на первой странице поисковой системы.

Расширенный поиск информации в Интернете

По своему принципу расширенный поиск ничем не отличается от простого, кроме того, что можно указывать дополнительные параметры.

При помощи специальных фильтров у пользователя есть возможность задать дополнительные условия для своего запроса. Это может быть ограничение по региону, конкретному сайту, нужному языку, форме слова или фразы, дате размещения материала или типу файла.

Чтобы активировать эти функции, нужно щёлкнуть по специальному значку, расположенному на странице поисковика. Откроется дополнительное меню, где и задаются ограничения. Сбрасываются фильтры (ограничения) нажатием кнопки «Очистить» на странице поисковика.

Дополнительная информация

Каждый пользователь должен иметь в виду, что:

Этих правил будет достаточно для поиска информации в Интернете. Освоить его в состоянии любой человек, причём потребуется на это совсем немного времени – обычно хватает буквально 2-3 практических подходов.

Но что делать с найденной информацией, ведь весь её массив не обязателен для изучения? Неважно, как вы предпочитаете искать данные на интересующую тему – ходить в библиотеку или кликать по сайтам, одновременно попивая кофе – помимо того, что вы должны обладать навыками поиска, вы также должны уметь обрабатывать тот материал, который изучаете. И для этого как нельзя лучше подходит конспектирование и некоторые другие техники.

Работа с полученной информацией: конспекты, ментальные карты, опорные схемы и блок-схемы

Конспектирование по праву считается самым популярным и применяемым способом обработки информации. Учитывая это, мы решили уделить этому процессу наибольшее внимание, а по ментальным картам, опорным схемам и блок-схемам представить лишь ознакомительную информацию.

Что такое конспект?

Как все мы знаем, конспект представляет собой письменный текст, где последовательно и кратко излагаются основные моменты какого-либо источника информации. Конспектирование подразумевает приведение к определённой структуре сведений, взятых из оригинала. Основой этого процесса является систематизация данных. Заметки могут быть либо точными выдержками и цитатами, либо иметь форму свободного письма – главное, чтобы оставался смысл. Стиль, в котором выдерживается конспект, в большинстве случаев близок к первоисточнику.

Конспекты также различаются по видам, и чтобы можно было правильно применять тот вид конспекта, который в большей степени подходит выполняемой работе, эти виды нужно уметь различать.

Виды конспектов

Выделяют плановые конспекты, схематические плановые конспекты, текстуальные, тематические и свободные конспекты. Вкратце о каждом из них.

Плановый конспект

Основой планового конспекта является предварительно подготовленный материал, а сам конспект включает в себя заголовки и подзаголовки (пункты и подпункты). Каждый из заголовков сопровождается небольшим текстом, по причине чего имеет понятную структуру.

Плановый конспект в наибольшей мере соответствует подготовке к семинарам и публичным выступлениям. Чем чётче будет структура, тем более логично и полноценно можно будет донести информацию до адресата. По мнению специалистов, плановый конспект должен дополняться пометками, указывающими на использовавшиеся источники, ведь запомнить их все довольно сложно.

Схематический плановый конспект

Схематический плановый конспект состоит из пунктов плана, представленных в форме предложений-вопросов, на которые нужно ответить. При работе с информацией нужно вносить по несколько пометок под каждое из-предложений-вопросов. В таком конспекте будет отражена структура и внутренняя связь данных. Кроме того, этот вид конспектов помогает хорошо усвоить изучаемый материал.

Текстуальный конспект

Текстуальный конспект отличается от всех остальных максимальной насыщенностью, т.к. для его составления используются отрывки и цитаты из первоисточника. Его легко можно дополнить планом, терминами, понятиями и тезисами. Текстуальный конспект рекомендуется составлять тем, кто занят изучением литературы или науки, ведь здесь цитаты представляют особую важность.

Но и составляется этот вид конспектов непросто, т.к. необходимо уметь определять самые важные отрывки текста и цитаты так, чтобы, в конечном счете, они могли дать целостное представление об изученном материале.

Тематический конспект

Тематический конспект отличен от других более всего. Его смысл заключается в том, что освещается какая-либо конкретная тема, вопрос или проблема, а для его составления обычно используют целый ряд источников информации.

Посредством тематического конспекта лучше всего можно провести анализ исследуемой темы, раскрыть главные моменты и изучить их с разных ракурсов. Но нужно понимать, что для составления такого конспекта потребуется исследовать массу источников, чтобы суметь создать целостную картину – это является непременным условием действительно качественного материала.

Свободный конспект

Свободный конспект является лучшим выбором для людей, способных применять разные способы работы с информацией. В свободный конспект можно включить всё: тезисы, цитаты, отрывки текста, план, пометки, выписки и т.д. Необходимо только уметь быстро и грамотно излагать мысли и работать с материалом. Многие считают, что использование конспекта такой формы является самым полноценным и целостным.

Как только вы определились с тем, какой конспект вы будете составлять, можно приступать к самому процессу. Чтобы выполнить работу качественно, нужно руководствоваться определёнными правилами.

Правила составления конспекта

Таких правил несколько и все они предельно просты:

1Ознакомьтесь с текстом, выявите его основные особенности, характер, сложность; определите, есть ли в нём термины, которые вы видите впервые. Отметьте незнакомые понятия, места, даты, имена.
2Узнайте всю необходимую информацию о том, что вам показалось незнакомым в тексте при первом прочтении. Наведите справки о людях и событиях. Узнайте значение терминов. Полученные данные обязательно зафиксируйте.
3Прочтите текст повторно и проведите его анализ. Это поможет вам выделить основные моменты, разделить для себя информацию на отдельные блоки и наметить план конспекта.
4Изучите отмеченные ранее основные моменты, составьте тезисы или выпишите отдельные фрагменты или цитаты (если их наличие не обязательно, то выразите авторскую мысль своими словами с сохранением смысла). При фиксации цитат и фрагментов обязательно помечайте, откуда взята информация, и кто является автором.
5Если у вас есть возможность выражать авторские мысли своими словами, то старайтесь делать это так, чтобы даже большие объёмы данных были выражены в 2-3 предложениях.

Применяя эти рекомендации на практике, вы овладеете навыком грамотного конспектирования, и фиксировать и обрабатывать информацию у вас будет получаться очень быстро и качественно (в качестве подспорья вы можете использовать дополнительный материал о методах конспектирования).

Помимо конспектов, для фиксации информации можно использовать и другие не менее интересные и эффективные методики.

Ментальные карты

Ментальные карты или, как их ещё принято называть, диаграммы связей, интеллект-карты, карты мыслей или ассоциативные карты являются таким методом структурирования информации, в котором используются графические записи, имеющие форму диаграмм.

Ментальные карты изображаются в виде древовидных схем, на которых присутствуют задачи, термины, факты и/или какие-либо иные данные, которые связаны ветвями. Ветви, как правило, отходят от главного (центрального) понятия.

Эффективность данного метода обусловлена тем, что его можно использовать в качестве удобного и простого инструмента управления информацией, для которого необходимо лишь наличие бумаги и карандаша (также можно использовать маркерную доску и маркеры).

Рекомендуем вам ознакомиться с подробным описанием метода ментальных карт.

Опорные схемы

Опорные схемы наглядно отображают интеллектуальную психологическую структуру человека, которая управляет его мышлением и поведением. Они позволяют изложить информацию при помощи логико-графического языка посредством значимых опор.

При составлении опорной схемы указывается её название, отмечаются ключевые понятия и схематически изображаются показатели и критерии, на основе которых производится группировка материала.

Этот вид структурирования информации очень удобен при подготовке к зачётам, экзаменам, семинарам. Его можно сопровождать конспектами и дополнительными пометками.

Блок-схемы

Блок-схемы – это ещё один действенный метод, помогающий структурировать информацию. Он представляет собой графические модели, которые описывают последовательность мыслительных операций.

Суть блок-схемы заключается в изображении отдельных шагов в форме блоков, имеющих различную форму. Все блоки соединяются друг с другом линиями-стрелками, которые указывают нужную последовательность мышления.

Чаще всего блок-схемы используются для работы с чётко структурированной информацией, когда все шаги являются конкретными. Каждый блок, имея свою форму, указывает на тот или иной мыслительный процесс, и ориентироваться по блок-схеме можно даже с минимальным количеством текстовых данных на ней. Удобно применять в качестве дополнительного инструмента.

В заключение

Как можно заключить, поиск информации и её обработка – это не только интересная, но и увлекательная деятельность. Если научиться применять этот навык с учётом всех особенностей, о которых мы сегодня поговорили, найти нужную информацию и использовать её в своих целях не будет составлять никакого труда, в особенности, если выполнить приемлемый для себя алгоритм действий несколько раз подряд.

В следующем уроке вы узнаете о том, почему в процессе самостоятельного обучения рекомендуется следовать конкретному плану, о том, как его составить, и на что нужно обратить внимание, чтобы обучение было максимально эффективным.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Далее переходим к разговору о составлении плана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *