Что может быть огненным
Словари
1. соотн. с сущ. огонь 1., 3., связанный с ним
2. Свойственный огню [огонь 1., 3.], характерный для него.
3. Обжигающе горячий; жгучий.
Сверкающий, огненный (о взгляде, взоре).
Страстный, пылкий, порывистый (о человеке).
6. Имеющий цвет огня; ярко-красный или оранжево-красный.
Относящийся к стрельбе посредством воспламенения пороха, взрывчатых веществ; огнестрельный.
Морфология: о́гнен, о́гненна, о́гненно, о́гненны; нар. о́гненно
1. Огненным вы называете то, что состоит из пламени или является частью пламени.
Над горящим домом поднимался огненный столб. | Огненные языки пламени быстро пожирали сухую древесину. | Из топки паровоза летели огненные искры. | Ракета, оставляя за собой огненный шлейф, уносится в высоту.
2. Огненным вы называете то, что излучает яркий, ослепительный свет.
На огненный шар Солнца невозможно было смотреть. | Огненная вспышка молнии на мгновение осветила его лицо. | нар.
Огненно осветилось небо.
3. Огненным вы называете ярко-красный, оранжево-красный цвет, а также то, что в такой цвет окрашено.
Оправленный в кольцо рубин был огненного цвета. | На небе горел огненный закат. | В окнах дрожит и переливается огненный, зыбкий отсвет зари. | Огненные гроздья рябины полыхали на белом снегу.
4. Огненными вы называете ярко-рыжие волосы.
Из-под фуражки выбивался огненный чуб мальчика. | Девушка развязала ленту, и её огненные кудри рассыпались по плечам.
5. Огненным вы называете то, что имеет очень высокую температуру, обжигает при соприкосновении с ним.
Огненный ветер пустыни иссушил его тело. | Раскалённая печь обдала меня огненным жаром. | Гость зачерпнул ложкой огненную уху.
6. Огненными вы называете слишком острую еду, а также крепкие алкогольные напитки, вызывающие у вас во рту или желудке ощущение жжения.
Проглотив огненный спирт, он закашлялся. | Огненные приправы мексиканской кухни всегда вызывают у меня изжогу. | Из-за обилия добавленного в него перца соус был огненный.
7. Огненным вы называете быстрый, исполненный страсти танец.
На сцене огненный канкан неожиданно сменился томным вальсом. | Все как зачарованные смотрели на огненный танец цыганки.
8. Говоря об огненном взоре, взгляде, вы имеете в виду тот особый блеск, который приобретают глаза человека, когда он испытывает страстное желание, сильную злобу, ненависть к кому-либо и т. п.
Незнакомец бросил на девушку огненный взгляд. | Атаман сдвинул брови и грозно обвёл казаков огненным взором. | нар.
Она огненно взглянула на меня и убежала.
9. Огненным вы называете горячий, страстный поцелуй, которым обмениваются влюбленные.
Их уста слились в огненном поцелуе.
О́ГНЕННЫЙ, огненная, огненное (книжн.).
1. прич. к огонь. Огненные языки (о пламени).
2. перен. Сверкающий, пламенный, выразительный (о глазах; поэт.). Огненный взор.
3. перен. Исполненный силы, подъема, бурный (поэт.). Огненные речи, звуки. Огненная страсть.
4. То же, что огнестрельный (старин.). «Снабжая его одеждой, пищалью и огненным припасом.» А.Н.Толстой.
2. Оранжево-красный, цвета огня. Огненные лепестки мака. Огненные волосы (ярко-рыжие).
3. перен. То же, что огневой (во 2 и 3 знач.). Огненные глаза. Огненная речь.
1. к Ого́нь (1 зн.). О-ые языки пламени. Из топки паровоза летят о-ые искры. О-ая лава плавки. О-ая дуга электросварки. // Излучающий яркий, ослепительный свет. О-ые вывески на улицах города. О-ое сверкание солнечных лучей. О-ая вспышка молнии.
2. Цвета огня, пламени, ярко-красный, оранжево-красный. О-ые краски заката. О-ые гроздья рябин. Шерсть у лесной лисицы огненного цвета. О-ые волосы (ярко-рыжие). Щёки залил о. румянец (яркий, пунцовый).
3. Разг. Обжигающе горячий. О. чай. О-ая уха. Меня обдаёт огненным жаром пятидесяти градусов. // Вызывающий во рту ощущение жжения, жгучий, едкий (о еде, крепких напитках и т.п.). Похлёбка, приправленная огненным перцем. От огненной приправы загорелось во рту. Пили о. спирт-первач.
4. Сверкающий, пламенный, исполненный огня (о глазах, взоре и т.п.). О-ые сверкающие глаза, очи. Незнакомец бросил на неё о. взгляд. Под пристальным огненным взглядом она невольно потупилась.
5. Пылкий, горячий, страстный. Характер у него о. О. поцелуй горел на её губах. Он обладал огненным, пылким воображением. Звучали о-ые речи ораторов.
6. Наполненный напряжением, борьбой, испытаниями и т.п. О-ые военные дни, годы. О-ые битвы. О-ое время.
◁ О́гненно, нареч. (1, 4, 5 зн.). Закат о. багровел. Глаза горели о. Щёки о. вспыхнули. Говорил страстно, о.
Дым становился сильнее и сильнее, становилось даже тепло от огня пожара. Изредка взвивались огненные языки из-за крыш домов. Л. Толстой, Война и мир.
На соломенной крыше стоял огненный, в сажень вышиною, столб, который клубился и сыпал от себя во все стороны искры, точно фонтан бил. Чехов, Мужики.
2. Цвета огня, пламени, ярко-красный, оранжево-красный.
[Аннинька] накладывала на свои пепельные волосы совершенно огненный парик. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.
На подоконниках в жестянках от консервов цвел огненный бальзамин. Паустовский, Золотая роза.
Сверкающий, пламенный, исполненный огня (о глазах, взоре и т. п.).
Тут я заметил быстрый, огненный, вопросительный взгляд m-lle Blanche на Де-Грие. Достоевский, Игрок.
Пылкий, горячий, страстный.
[Германн] имел сильные страсти и огненное воображение. Пушкин, Пиковая дама.
Вдруг она [девушка] вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. Лермонтов, Тамань.
Исполненный страсти, подъема, воодушевления.
Как гроза, своим огненным словом Ты [поэт] царишь над послушной толпой. И. Никитин, Обличитель чужого разврата.
— огненный бой (устар.)
о́гненный, о́гненная, о́гненное, о́гненные, о́гненного, о́гненной, о́гненных, о́гненному, о́гненным, о́гненную, о́гненною, о́гненными, о́гненном, о́гнен, о́гненна, о́гненно, о́гненны, о́гненнее, поо́гненнее, о́гненней, поо́гненней
Огонь. огненная энергия. виды огня
песня «Огонь Небес»
https://www.realmusic.ru/songs/1685938
песня «Возродится все живое»
https://www.realmusic.ru/songs/1685939
В Послании Софии говорится: «Земля в данный момент является одной из самых глобальных точек Солнечной системы. Наступает период смены циклов. Что это значит? Это значит, что идет новый эволюционный период, что влечет за собой коренные изменения как в духовном, так и в материальном плане.
Мир тонкий будет постепенно воссоединяться с миром плотным, но тот, в свою очередь, будет утончаться. Значит будут глады, моры, землетрясения, очищения. Земля будет очищаться от грубых, плотных существ. Будет литься на Землю огненная энергия, которая, в свою очередь, тонкий Дух утончает, а грубый разрушает».
Огонь – это высшая энергетическая субстанция, это качество духа. «. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2) – возвещал Иоанн Креститель две тысячи лет назад. С приходом на Землю Иисуса Христа началась новая эпоха. Небо приблизилось к Земле, тем самым, ускоряя, обостряя все процессы, подвергая всё испытанию на качество.
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49) – говорил Христос.
Мир Небесный – это мир Огня. Земное само по себе не содержит огня, оно подобно глиняному изделию, которое, проходя через огонь, качественно меняется и тогда может быть вместилищем для огня – т.е. светильником.
Все творение отображает собой в своем устройстве Создателя – высшую Божественную Семью. Мужчина и женщина, рождаемые ими дети, их семья, природа, в которой они существуют, взаимосвязи, которые обустраивают их жизнь, их Любовь – всё это грани и проявления каждой из Божественных Ипостасей в отдельности и их нераздельного Союза в целом. Образ Божий – это не только особая матрица, заложенная в нас – это вся Жизнь в совокупности. Потому, этот Образ может раскрыться лишь в полном принятии всех граней Жизни, а не в отречении от нее и от себе подобных, не в отделении, и не в обособлении.
В том же Послании говорится:
«Я приду на Землю к детям Моим, которые приняли Меня и соблюли заповеди Мои, а также признали ЗАКОНЫ мироздания космических эволюционных преобразований. Они гласят:
. Полное искоренение изоляции друг от друга.
Полное уничтожение межнациональных усобиц.
Воссоединение всех народностей, племен в одну большую семью, никаких национальностей. Один общий закон для всех. Все братья, сестры.
Полное доверие друг к другу. Безграничная любовь.
Свое «Я» забыть, есть только «МЫ – НАС»».
Образ Божий может раскрыться лишь в единстве с себе подобными, в полноте принятия Жизни – ведь Бог един – все Ипостаси объединяет безграничная Любовь.
Сейчас, с приходом на Землю Другого Утешителя – начался завершающий этап в эволюции Земли – это ее обожение в горниле Небесного Огня, это полная трансформация, в результате которой будет Новая Земля и Новое Небо. Это значит, что процесс, происходящий на Земле – это катализатор глобальных преобразований не только здесь, но повсюду – во всех мирах, в их структуре и устройстве. Это начало существования огненного Мироздания – целостного, живущего в единстве и движимого Волей Бога.
С приходом Софии на Землю, с глубиной раскрытия в Ней Божества – Огонь все сильнее снисходит в этот мир. Одновременно – даруя возможность полной трансформации и преображения земного в Небесное, и одновременно, обнажая суть и открывая эпоху Суда.
В Библии немало говорится о вышнем Огне, как о Божьем проявлении:
«. Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой» (Пс.49:3,4)
«Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его» (Пс.96:3)
«. Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли [сыпались] от Него» (Пс.17:9)
Ближайшая к Богу иерархия ангелов, согласно учению Дионисия Ареопагита – это серафимы, название которых означает – пламенные, огненные.
«Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс.103:4)
Когда пророк Исайя, увидев Господа сидящим на престоле в окружении серафимов, стал сокрушаться: «О, окаянный я человек, с нечистыми устами», к нему прилетел один из серафимов. «В руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: се отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит». Так через огонь произошло очищение, для того, чтобы человек смог правильно слышать и чистыми устами возвещать Божью Истину.
Если ближайшие к Богу ангелы – огненные, то Сам Господь – это высший Огонь. И чем выше и ближе к Нему, тем Огонь усиливается. Это подобно Солнцу. Оно согревает своими лучами все живое, но приблизиться к нему человек не может – он не вынесет этого пламени. Так когда-то сгорел своевольный Икар!
Проходит век за веком, и Божьи лучи формируют человеческие сосуды, готовя их к Огню. Вышнее Солнце все ближе к нам! Небо приближается к Земле. Оно требует высокого качества наших душ, высшей пробы.
«Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» – Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис.33:14-16).
И если во времена Исайи его очищение происходило через горящий уголь, то уже на Пятидесятницу на учеников Христа снизошли языки пламени. И это было новое качество Огня. Он не был уже внешним для человека, но входил в его существо. Этот Огонь – качество проявления Духа Святого в этом мире. И не просто проявление – это есть движение Духа Истины к живым душам, это проявление Любви Божьей, Любви Матери.
Испытание Огнем – это самое высшее испытание души. Это проверка и подготовка сосуда души к огненному крещению – сможет ли он выдержать огонь.
«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1Пет.4:12).
Ситуации такого рода часто не могут быть осознаны через обычное земное рассуждение, через земной опыт – они поднимают над всем, что человек видел и понимал. Они часто настолько противоречивы, что разум просто загоняется в тупик, пытаясь найти выход. Но при этом всем они создают внутри человека особую тесноту, психическое напряжение, включение всех духовных «мышц», в результате чего открывается из глубины нечто такое, что иначе никак раскрыться не могло.
Качество Небесного Огня в том, что он есть концентрированная Истина, Божественное сияние, Божье Присутствие, Божье Царство. Каждый квант его – это Святость, вышняя Гармония, абсолютная Огненная Чистота. Огонь – это горячее Божье Дыхание, движение Святого Духа.
Огонь – это бурное движение, движение целенаправленное, идущее к высшей точке совершенствования, и оно чуждо любому застою. Уныние, сомнения, неуверенность, страх, прозябание, ложь, лукавство – чуждо Огню, и изгоняет его из души. Подобное притягивает подобное – чтобы Огонь вошел в человека и начал свою работу – в человеке должна вспыхнуть искра. И она притягивает вышний Огонь.
Когда Небесный Огонь входит в душу, проникая через каналы Веры и Любви, то его матрица выравнивает и выстраивает все в человеке по своему подобию на всех уровнях существа, вплоть до самого плотного. Истинное смирение дает возможность всему существу человека – его духу, душе и физическим структурам послушно следовать за силой Божьего Огня. Тогда все неистинное, что человек отторгнул от себя через осознание и покаяние – сгорает, а все Божье – раскрывается и идет в рост, получая огненный импульс. «Тонкий дух утончает, грубый – разрушает» Проявление же гордыни, самости, своеволия – противится Огню, становится у него на пути и если человек не осознал этого, не отделил от себя, то оно начинает гореть, причиняя страдания, т.к. срослось с личностью. Если это занимает не такой большой процент – то в жизни человека происходят встряски, болезни, потери, которые способны сделать его более пластичным через огонь испытаний. Если процент самости слишком большой, то человек начинает сгорать, ибо не выстроил в себе духовное ядро, духовную опору.
Как поется в нашей песне: «Я в Огне не сгорю – я сама из Огня». Чтобы суметь принять вышний Огонь – нужно быть подобным ему, иметь высшее качество Света.
София говорила, что за время наших приходов на Землю произошли многие искажения не только в душе, но и в нашем духе. Вирус, что вжился в земной мир через различные ловушки, соблазны, искушения проникает в наше существо. Даже внутренний камертон души за время скитаний сместился с точки Истины. Потому каждому необходима глобальная серьезная трансформация. Это происходит благодаря Ее присутствию на Земле и воздействием Небесного Огня. Ведь в этом важная часть Ее задачи – подготовить души к приходу Христа.
Нам часто кажется, что мы поступаем правильно, что ничего плохого, не угодного Богу не совершаем. Стремимся к Свету, к Любви, работаем над собой, стараемся делать что-то полезное. Но когда Огонь приближается, Свет становится ярче, то становятся видны все изъяны – нестойкость мыслей, незрелость чувств, слабость воли, недостаточная чистота намерений, которые мы прятали под какими-то благими целями. Люди часто находятся в напряжении, не замечая того. Потому что внутри них что-то серьезно не выстроено, но они умом понимают, что так поступать нельзя – нельзя, например, говорить с претензией, с высокомерием, обидой, злостью. Но это продолжает жить внутри – оно не убрано, не осознано, и каждый раз человеку приходится группироваться, чтобы оборачиваться своим «светлым ликом» и прятать то плохое, что в нем есть. Но когда усиливается Огонь – то все тайное высвечивается, обнажается, выходит наружу – человек просто не в состоянии это удержать. И крайне неприятным открытием для многих окажется наличие внутри себя корней злых деревьев, которые давно научились управлять жизнью человека, заставляя его делать то, что угодно темным силам. И если мы хотим по-настоящему стать чистыми – то мы должны просить и жаждать этого Огня и отдаться его силе, чтобы он пережег все то, что разрушает нас. Огненная энергия чужда страсти, хотя немало людей сильно путают проявление огненности и страстности. Огненность – это стремительное движение духа, который становится центром жизни человека. Страстность – это движение самости, которая остается центром жизни человека. Любить Бога больше, чем себя – вот закон огненности.
«. Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:13-15).
Концентрация огненной энергии становится все сильнее. Это отражается и в событиях, происходящих на Земле. Если раньше процессы и события развивались намного медленнее, то сейчас все происходит буквально взрывами. От сильного огня события взрываются подобно попкорну. Прежде всего, у людей, которые сильно соединились с миром, под воздействием огненной энергии дает сбой рассудок и нервная система. Рассудок должен быть настолько пластичным, чтобы суметь принять происходящее и войти в новую Эпоху. Нервная система также должна пропускать лучи высокой частоты, не теряя своего внутреннего баланса. Люди, живущие миром, не в состоянии этого сделать, они слишком косны.
В мире происходит множество событий, движутся множество линий, процессов – они переплетаются между собой, и нам бывает сложно увидеть – что в данный момент важное, а что – второстепенное. Эпоха Огня требует четкости и ясности, она требует точного попадания в цель, умения видеть суть, выбирать главное, не теряя при этом объема и глубины. Часто люди, стараясь быть активными, деятельными – просто отметают все, что кажется им лишним. При этом они теряют глубину, ограничивают свое виденье. Иногда, чтобы не иметь эмоциональных привязок, не чувствовать зависимости от кого-то – человек отметает качество нежности, единения. Энергия Огня, который снисходит все мощнее с Небес – предполагает целостность и полноту всего, а не отсечение того, что живое, даже если оно и сложно понимается, и потому – мешает. Огонь требует от нас зрелости и целостности. Он требует максимальной честности. И тогда он входит и возжигает в нас новый мир, который раскрывается и заполняет собой всю нашу жизнь.
Небесный Огонь, как мы видим, имеет следующие качества:
— Он обличает, обнажает суть. В покаянии, осознании, человек просит вхождения Огня для подготовки его сосуда, отшлифовки. Огонь Святого Духа снимает пелены, скрывающие Истину, выводит на поверхность то, что сокрыто от сознания.
«. Обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:23,24).
— Он очищает, сжигает то, что отжило. Прося очищения – человек совершает многие усилия по отторжению того, что было открыто ему Духом, как искажение, как чуждое Божьему Образу. И Огонь входит и сжигает тленное.
«И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11).
— Он возрождает Божье. Внося матрицу Истины, Божьего Царства, Огонь Духа оживляет все Божьи качества, живые ростки, дает силу роста, укрепляет.
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом», (Тит.3:5).
«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26).
— Он корректирует пути человека, его проявления. Огонь Духа Истины является высшим Камертоном Истины. Входя в душу, он дает правильное звучание, через которое настраивается все существо человека.
«Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1Иоан.4:13).
«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим.8:9).
— Огонь Духа Святого открывает сознание и душу к познанию Бога и Мира Божьего.
«. Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (Еф.1:17,18).
— Он перерождает, пробуждает дух, соделает человека живым храмом для Бога. Входя в готовые сосуды, Огонь Святого Духа претворяет все существо человека в новое качество, вплоть до структуры ДНК. Отслаивает и сжигает все то, что принадлежит смерти, тленности, ветхости, освобождая и обновляя матрицу нового человека. Пробуждая душу, Он ведет к единению с Богом, возжигая внутреннее пламя до максимальной силы. И приходит момент, когда оно становится настолько сильным, что пробуждает и дух. После происходит обожение человеческого существа.
«Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.8:11).
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16)
— Огонь Святого Духа воссоздает целостность человека. Огонь Небесный собой заполняет, убирая все противоречия, соединяя все начала воедино, образуя единство духа, души и тела, сердца, разума и воли.
— Он помогает утвердиться в Боге, обрести, сформировать внутреннее ядро.
«. Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф.3:16,17).
— Огонь Духа Божьего дает и открывает высшие дары – дары Святого Духа, утончает духовное восприятие человека, делает его Божьим светильником.
«Но каждому дается проявление Духа на пользу. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:7,11).
— Через соединение с Богом, силой Небесного Огня происходит усыновление человека Богом, и Он становится уже Божьим ребенком.
«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:14-16).
— Он разделяет. На Пятидесятницу явились разделяющие языки пламени. Это разделение означает самоопределение каждой духовной личности, ее индивидуальность.
«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян.2:3).
— Он соединяет. Одновременно с самоопределением отдельной личности, Огонь Духа Святого соединяет все готовые частички, клеточки Церкви воедино – в одно Тело, не нарушая индивидуальности каждой.
«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф.2:19-22).
Значение слова «огненный»
1. Прил. к огонь (в 1 знач.). Дым становился сильнее и сильнее, становилось даже тепло от огня пожара. Изредка взвивались огненные языки из-за крыш домов. Л. Толстой, Война и мир. На соломенной крыше стоял огненный, в сажень вышиною, столб, который клубился и сыпал от себя во все стороны искры, точно фонтан бил. Чехов, Мужики.
2. Цвета огня, пламени, ярко-красный, оранжево-красный. [Аннинька] накладывала на свои пепельные волосы совершенно огненный парик. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы. Небо в зените было синее и глубокое, а над горами — огненное. Гладков, Цемент. На подоконниках в жестянках от консервов цвел огненный бальзамин. Паустовский, Золотая роза.
3. перен. Сверкающий, пламенный, исполненный огня (о глазах, взоре и т. п.). — Это что еще! — вскричал Пугачев, сверкнув 586 огненными глазами. Пушкин, Капитанская дочка. Тут я заметил быстрый, огненный, вопросительный взгляд m-lle Blanche на Де-Грие. Достоевский, Игрок.
4. перен. Пылкий, горячий, страстный. [Германн] имел сильные страсти и огненное воображение. Пушкин, Пиковая дама. Вдруг она [девушка] вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. Лермонтов, Тамань. — Помилуйте! это честнейшее сердце, благородная натура, но нервная, страстная, огненная и раздражительная! — защищали его [Райского] два-три дружеские голоса. И. Гончаров, Обрыв. || Исполненный страсти, подъема, воодушевления. Как гроза, своим огненным словом Ты [поэт] царишь над послушной толпой. И. Никитин, Обличитель чужого разврата. Четвертый — барин, с тонкими, аристократическими чертами, всегда корректно, изысканно одетый, необыкновенно изящный, человек с огненной речью. Серафимович, У холодного моря.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
О’ГНЕННЫЙ, ая, ое (книжн.). 1. Прил. к огонь. Огненные языки (о пламени). 2. перен. Сверкающий, пламенный, выразительный (о глазах; поэт.). О. взор. 3. перен. Исполненный силы, подъема, бурный (поэт.). Огненные речи, звуки. Огненная страсть. 4. То же, что огнестрельный (старин.). Снабжая его одеждой, пищалью и огненным припасом. А. Н. Тлстй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
о́гненный
2. обладающий яркостью и цветом огня ◆ Огненное оперение петуха.
3. перен. яркий, зажигательный ◆ Огненная речь.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: хорохориться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?