Что может быть продуктом проекта по физике
Проекты на уроках физики: плюсы и минусы
Проектная деятельность — спорная тема
Введение проектной деятельности как обязательной не ново. Такой метод обучения внедрялся в России еще в начале XX века. Советская власть запретила его как несовместимый с новым устройством общества, но со временем проектная деятельность была возрождена и снова заняла почетное место в образовательном процессе. Однако возможно ли ее действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например, на уроке физики? Давайте разберемся, что такое настоящая проектная деятельность.
Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели, создание определенного, уникального продукта или услуги.
Итак, ключевое слово – уникальный. То есть готовым проектом ученика должен стать некий продукт, не существовавший до сих пор. Многие же работы являются лишь имитацией. Например, в начальной школе создание простой поделки из шишки (причем, как правило, усилиями родителей) — навряд ли можно назвать настоящей проектной деятельностью. Так же как и создание презентации учениками постарше. Презентация — это не более чем возможная форма представления своей работы, она может быть защитой проекта, но не самим проектом.
Если говорить о семиклассниках на уроках физики, то они в редких случаях смогут осуществить настоящую проектную деятельность, поскольку этот процесс требует базовых знаний и четко спланированной структуры работы. Детей, способных на начальном этапе изучения физики сделать стоящий проект, — единицы.
Что в современной школе является настоящей проектной деятельностью, а что ее имитацией, и почему? Рассмотрим на основе спорных видов проектной деятельности, которые часто упоминаются в методической литературе.
Виды проектной деятельности
Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Исследовательская деятельность — основной метод в физике, все результаты мы получаем именно этим путем. Исследование можно провести за один урок, и эксперты рекомендуют заменять такой формой некоторые традиционные лабораторные работы. Однако исследование не может быть проектом, поскольку оно не предполагает конкретного результата и в принципе может не привести к какому-либо результату. У исследования и проекта есть много схожих черт: они требуют самостоятельной работы ученика по четкой структуре для достижения заданных целей. Но путать их не следует.
Творческие проекты. Не имеют детально проработанной структуры, развиваются по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм).
В наши дни творческим проектом называется многое из того, что раньше именовалось творческим делом, творческим заданием. Однако если любую газету, любой снятый на телефон видеофильм или другую ученическую работу называть проектом, это просто нивелирует понятие проектной деятельности. Кроме того, нельзя назвать проектом то, что не имеет регламентированных этапов работы. Как же совместить творчество и проектную деятельность в занятиях по физике? Например, можно наладить выпуск тематического журнала. Речь идет не о создании одного номера, а об организации школьного издательства с распределением ролей (редактор, корреспондент, дизайнер и т.д.), с установкой дедлайнов, с понятной схемой распространения. Также проектом может стать, например, видеозадачник, для которого ученики готовят ролики с разными сюжетами, а из них рождаются задачи.
Игровые проекты. Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
Раньше такая деятельность называлась дидактической игрой. Отсутствие структуры лишает подобную работу статуса проекта. Совсем другое дело, если ученики сами создают новую игру с физическим содержанием. Это может быть настольная игра с карточками или даже компьютерная игра. Такой проект становится гордостью учеников и педагога, им с интересом пользуются дети в подрастающих классах. Разумеется, за один урок физики игру не сделать, но можно отвести один урок на презентацию проекта.
Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте. Структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
Реферат или доклад никак не может являться проектом, хотя в школах ими часто подменяют настоящие проекты. Реферат или доклад в лучшем случае становится результатом исследовательской деятельности. Здесь подмена понятий особенно опасна. Брать чужой текст, представлять его как собственную работу, получать награду фактически за плагиат — это фальсификация проектной деятельности. Неудивительно, что после ученик может заниматься «заимствованием» в университете, при научной деятельности.
Практико-ориентированные проекты. Четко обозначенный результат (продукт), тщательно продуманная структура и сроки выполнения каждого этапа, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.
Данный вид работы соответствует описанию проекта и единственный в полной мере относится к проектной деятельности. Он может подразумевать создание игры, устройства, 3D-модели и многого другого.
С конкретными темами для проектной деятельности по физике вы можете ознакомиться в учебнике «Физика. 8 класс».
Технология проектной деятельности учащихся на уроках физики.
Разделы: Физика
Введение
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследовательская и проектная работа школьников. Значительная роль принадлежит внеурочному времени, а также на различных этапах урока можно развивать познавательный интерес учащихся. Физика является одним из ведущих среди других предметов, где успешно можно использовать элементы исследования. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить её на решение возникшей проблемы исследовательского характера, о ней должно быть что-то известно, задача содержала в себе психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к исследовательскому поиску.
В последнее время наблюдается некоторый спад интереса учащихся к естественно-математическим наукам. Эта тенденция прослеживается не только в Кыргызстане, но и во всех экономически развитых странах. Для быстрого экономического подъёма Кыргызстана необходимо воспитывать и обучать собственных высококвалифицированных специалистов во всех областях экономики.
В связи с этим возникает необходимость в активизации поиска молодых людей, проявляющих интерес к физике, математике, информатике, то есть к предметам, которые определяют основу современного образования.
Модернизация общего образования в целом включает и реформирование физического образования. Физика как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения, воспитания и развития учащихся, подготовки их к труду и жизни.
Изучение физики в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
Я постоянно задаю себе вопрос: «как на уроках физики оживить процесс обучения и пробудить у учащихся тягу к знаниям?».
Всё гениальное просто: создать условия, в которых ученик выступает в качестве исследователя, учёного или первооткрывателя. Вспомним слова А.Эйнштейна «Очень важно не переставать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку». И учитель в первую очередь должен стараться создать атмосферу, сопутствующей поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это интересно. Важно обучать школьников навыкам исследовательской деятельности. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, достигнуть более высоких результатов. Для учителя физики важным является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников: зарождаются основы системного мышления, формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов, развиваются творческие способности, воображение, фантазия, воспитываются целеустремленность, организованность, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Проекты, бывают разными:
Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки работы, пробудить интерес к исследовательской работе. А для этого важно научить учащихся:
Проектная деятельность включает следующие этапы:
Представленный конечный продукт совместной деятельности может быть разный: создание сайта, научных рефератов в электронном виде, мультимедийных презентаций, сборка электрических схем, макетов и т.д.
По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, делятся идеями о дальнейшей работе. Оценка проекту, его значимость во многом зависит от умения учащегося представить свою работу. И поэтому важно сформулировать ряд вопросов, отвечая на которые ученик докажет важность его работы. К ним можно отнести:
Учебный проект имеет ряд преимуществ: он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой; обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; успешно интегрируется в образовательный процесс; проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
5. Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:
Вывод:
Таким образом, проектная исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.
Проектная деятельность очень хорошо показывает личностный рост ребенка. Те знания которые он получает на уроках он может подтвердить воплотив их в проект. В результате проектно-исследовательской деятельности у обучающихся развивается мышление, наблюдательность, устойчивость внимания и более успешно усваивается содержание материала по предмету; обучающиеся уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными. Как следствие растет качество знаний по физике.
Сформированность у обучающихся гражданских компетенций (Soft skills) и исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, на работу, помогает реализовать их жизненные цели. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша задача – мотивировать учеников на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может (кто знает) и большие открытия.
Результаты работы преподавателя
Функция учителя.
Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Мои предложения:
Список используемой Литературы:
Проектная деятельность на уроках физики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 «Эдельвейс»
(Из опыта работы Костенко Е.Б.)
Костенко Екатерина Борисовна
I квалификационной категории
Проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта.
В основе метода проектов лежит:
развитие познавательных, творческих навыков учащихся;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического мышления.
ориентирован: на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Метод проектов предполагает:
решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей;
Работа по методу проектов предполагает:
не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс её раскрытия, решения, что включает чёткое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, чёткое распределение ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», предметными.
Учебный проект это:
и задание для учащихся, сформулированное виде проблемы,
и их целенаправленная деятельность,
и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой,
и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Проект с точки зрения учащегося:
возможность делать, что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя: это интегративное средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
целеполаганию и планированию деятельности.
с открытой, явной координацией;
с открытой координацией.
Погружение в проект.
Алгоритм деятельности учителя, организующего проектное обучение:
подбор в научных журналах на сайтах интернета материала, переработав который можно составить задания для учащихся по конструированию или модернизации установок;
формулировка тем и целей проектов;
формирование ученических групп для работы над проектами;
распределение тем и индивидуальных заданий между группами с учётом интересов и возможностей;
проведение консультаций (обсуждение плановдействий);
заслушивание гипотез, возникающих в ходе работы над проектом, и их обсуждение; анализ схем, способов решений;
выбор приемлемых вариантов;
постановка эксперимента, конструирование модели;
планирование выступлений учащихся сообщениями на уроках физики, конференциях.
Исследовательская деятельность школьников – перспективная образовательная технология, позволяющая комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развития личности.
Для меня как учителя:
это решение образовательных задач при минимуме часов учебного времени;
осуществление личностно – ориентированного подхода к обучению;
возможность творческого самовыражения.
формирование мировоззрения, основанного на научных принципах (объективность, бескорыстность, нейтральность, независимость);
формирование устойчивости человеческой психики в современном, быстро меняющемся мире;
В среднем ученики в школе проводят 40 % своего суточного времени. Поэтому работа во внеурочное время для учащихся, приобретает особое значение. Одной из форм такой деятельности является проект.
После формулировки тем, целей и задач проектной работы, создаются группы и составляются индивидуальные планы работ по выбранным темам. Поисковый этап, когда ребята собирают и систематизируют информацию, составляют промежуточные отчёты, оформляют материал к защите, длится обычно около двух месяцев. После этого следует защита проекта: устные сообщения с презентацией рисунков, схем, демонстрацией опытов, моделей, изготовленными своими руками, а порой и с помощью старших (родителей, братьев, дядей).
Расскажу о двух наиболее удачных проектах.
Они носят исследовательский характер.
из них высокой степени – 11%;
Перед учащимися была поставлена проблема: причины потери зрения у школьников. Для работы над проектом были выделены микро темы:
Свойства глаза (или как мы видим).
на модели глаза (взятой из кабинета биологии):
Ход светового луча:
Были приведены интересные данные:
женщины плачут в 4 раза чаще мужчин, но это связано не с мужественностью или женственностью, а с содержанием гормона пролактина, который отвечает за выработку грудного молока и слёз;
в Византии, Персии, у древних славян замужние женщины собирали слёзную жидкость в специальные сосуды и использовали для лечения ран.
Свойства глаза ученики раскрыли, остановившись подробно на вопросах:
Острота зрения (способность различать мелкие предметы).
Аккомодация (способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далёком расстоянии).
Адаптация (рефлекторное приспособление к изменению яркости).
От чего зависит цвет радужки (от количества пигмента меланина).
Инерционность (среднее время светового ощущения – у человека оно составляет около 0,05 с).
Цветоощущение (способность различать цвета).
Дефекты зрения отражены
Дальнозоркость и близорукость (коррекция дальнозоркости и близорукости при помощи линз) Была использована схема
Таблица о плюсах очков, контактных линз и лазерной коррекции
Самый доступный вариант коррекции зрения
Безопасно при условии соблюдения гигиены и правила хранения/ношения
Радикальное исправление зрения. Отсутствие зависимости от очков и линз.
Возможность введения имиджевой составляющей
Хороший результат с минимальными усилиями
Новые возможности в личной жизни и карьере. Психологический комфорт.
Огромный ценовой диапазон, начиная с наиболее бюджетных решений
Относительно бюджетное решение в краткосрочном периоде
Дешевле использования качественных линз в долгосрочной перспективе (2-3 года).
Астигматизм ( рефракции глаза при которой нарушается сферичность роговицы, т.е. в разных меридианах разная преломляющая сила и изображение предмета при прохождении световых лучей через такую роговицу получается не в виде точки, а в виде отрезка прямой ).
Косоглазие (несогласованная работа глазных мышц).
Дальтонизм ( цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность
зрения человека и приматов, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. )
Куриная слепота (потеря зрения при слабом освещении)
Оптические обманы, когда мы смотрим не глазами, а мозгом.
Зрительные обманы и иллюзии возникают, когда мы видим, то бессознательно рассуждаем, причём невольно вводим себя в заблуждение.
Зрение у животных, этот вопрос вызвал особый интересу любителей животных.
у самого большого в мире животного (голубого кита) глаза с футбольный мяч, 23 см в диаметре;
орёл видит зайца с высоты 3 км;
у хищников объёмное стереоскопическое зрение, у травоядных животных панорамное зрение;
у насекомых, ракообразных и некоторых беспозвоночных – фасеточное зрение (отсутствует единая сетчатка)4
у кобры между глазами и ноздрями у неё есть особые ячейки, способные улавливать инфракрасное излучение, поэтому она «видит» ночью.
Анализ причин возникновения некоторых дефектов зрения позволил ученикам научно обосновать применение рада профилактических мер:
ношение специальных очков для тренировки глазных мышц, снижения давления на глазное дно, фиксации колбочек;
использование зрительного тренажёра для снятия усталости и укрепления мышц глаза.
Были отмечены пути и средства сохранения зрения, что очень сложно осуществить в нашем веке – веке высоких компьютерных технологий: ограничить наличие искусственного света (телевизор, компьютер, электролампы).
Ученикам были предложены микро темы:
История возникновения и развития национальной обуви.
Опорно-двигательный аппарат человека.
Медицинские требования к обуви.
Школьная статистика медицинских исследований развития стопы у младших школьников.
Первая группа выяснила, что явилось побудительным мотивом возникновения одежды. Сформулировала несколько версий: климатическая, моральная, социальная, желание изменить свой природный облик.
Они рассказали о происхождении и внешнем виде обуви:
Древнего Египта (обмотки, сандалии).
Старого мира Нового Света (Мокасины).
Древнего Китая (лёгкие матерчатые и плетеные туфли «сё», ноги девочек бинтовали )
Японии (кожаные или деревянные башмаки; девочкам надевали специальные колодки или заставляли носить очень тесную обувь)
Древнего Рима(сандалии «солеи», а свободные граждане кожаные сапоги-башмаки «кальцеи»).
Италии в эпоху Возрождения (туфли –копытца, котурны: ).
Франции XVIII века (атласные безкаблучные туфли – «стерлядки», с изогнутыми каблуками «голубиная лапа»).
Стоящий человек не падает до тех пор, пока отвесная линия из центра тяжести находится внутри площадки, ограниченной краями ступней. Поэтому так трудно стоят на одной ноге или на высоких каблуках.
Привели примеры (выступление канатоходца в цирке; Странная походка с широко расставленными ногами у старых «морских волков»), изящные женские изваяния с кувшином на голове).
Разделила обувь по назначению:
специальная – спортивная, медицинская – ортопедическая, производственная.
Сформулировала основные требования к обуви:
Модная тенденция –острый носок, серьёзно беспокоит ортопедов. Они предостерегают, что всякий раз, когда в моду входила остроносая колодка, количество пациентов с изуродованными ногами серьёзно увеличивалось. Наиболее удобная обувь на широком каблуке умеренной высоты.
Высота каблука может составлять:
1-2 см – для младших школьников;
Особенно противопоказано ношение обуви на высоком каблуке подросткам. Это вызывает искривление позвоночника, изменение формы таза, смещение внутренних органов.
Наиболее гигиенична обувь из кожи и на кожаной подошве.
Материал для обуви должен обладать достаточной прочностью, паро- и воздухопроницаемостью.
Спортивная обувь должна быть лёгкой и с отсутствием скольжения.
Четвёртая группа провела исследования с помощью участкового медицинского работника и выяснила, что 98 % всех детей рождаются со здоровыми ступнями ног, и только 40 % взрослого населения сохраняют здоровые ноги. Активное формирование стопы происходит до 18 лет.
Проектный метод обучения позволяет учащимся глубже осознать теоретические основы курса физики и его практическое применение, позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает ребёнку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности
«Круговорот воды в природе»
Социальный заказ: систематизация знаний о процессе круговорота воды в природе, выяснение его роли для жизни на Земле
Предметы: физика, химия, биология, экология, география.
Тип проекта: информационно исследовательский.
Формируемые учебно-информационные умения:
работать с письменными и устными текстами
работать с информацией
осуществлять качественное и количественное описание исследуемого объекта
осуществлять комплексное сравнение объектов исследования
определять и обобщать проблемы
классифицировать полученную информацию
проводить доказательство и опровержение гипотез и теорий
Место в учебном процессе защита проекта осуществляется как итоговая зачетная работа по теме: «Силы в природе», в курсе физики 9 класса.
Проблема : возможность создания динамической картины круговорота воды в природе.
Содержание учебного проекта по темам :
движение под действием силы тяжести
силы межмолекулярного взаимодействия
силы вызываемые разностью давлений
Основное содержание проекта: итоговый проект состоит из нескольких индивидуальных или групповых проектов:
Тепловые явления в географической оболочке: испарение, конденсация, осадки, движение воздуха.
Факторы, влияющие на круговорот воды в природе
Движение воздушных и водных масс (ветры, движение воды на суше, сток подземных вод)
Исследование процесса влагооборота с помощью приборов
Круговорот других веществ в природе (азот, углерод, биогенные элементы)
Создание графической модели кругооборота воды в природе с учётом всех физических явлений и действующих сил.
«Экологическое образование в начальной школе: игры, опыты, самоделки».,
Школьная энциклопедия. Естественные науки. – М.; Росмэн, 2002. – 448с.
Большая книга экспериментов для школьников/Под ред. Антонеллы Мейяни. – М.; Росмэн, 2001. – 260с
Социальный заказ: осознание учащимися роли научных открытий и изобретений русских учёных в области светотехники; создание мотива для использования современных светотехнических устройств.
Предметы: физика, химия, биология, ОБЖ.
Формируемые учебно-информационные умения:
работать с письменными и устными текстами;
работать с информацией;
классифицировать полученную информацию
использовать интернет – ресурсов;
оптимального выбора формы представления проектной работы;
определять объект и аспект анализа и синтеза;
осуществлять качественное и количественное описание исследуемого объекта;
осуществлять комплексное сравнение объектов исследования;
определять и обобщать проблемы;
проводить доказательство и опровержение гипотез и теорий
вести терминологию словаря по теме «Постоянный электрический ток»
Место в учебном процессе защита проекта осуществляется как итоговая зачетная работа по теме: «Постоянный электрический ток» и «Электрический ток в различных средах», в курсе физики 10 класса.
Проблема : разрешение исторически сложившейся ситуации отсутствия национальной гордости за достижения российских учёных в области светотехники; исторических «недоразумений»
почему изобретённая В.Н. Чиколёвым дуговая лампа с автоматическим регулятором исторически называется лампой Сименса;
лампа накаливания А.Н.Лодыгина – лампой Эдисона;
открытие электрической дуги В.В. Петровым – опытами Дэви; … );.
укоренившейся традиции преимущественного использования в современном быту ламп накаливания, а не альтернативных световых источников.
Содержание учебного проекта по темам :
электрический ток и его использование с целью освещения определённых объектов
Исторический обзор развития русской школы светотехники.
Технология и классификация современных электрических ламп.
Влияние электрических ламп на здоровье человека.
Основное содержание проекта: итоговый проект состоит из нескольких индивидуальных или групповых проектов, тематика которых представлена в виде электронной презентации, которую использует учитель на мотивационном этапе проектной деятельности:
Использование современных электрических источников света в архитектурном освещении, световом дизайне помещений, световых шоу – представлениях (моделирование с применением светотехнических устройств разного типа).
Работы М.В. Ломоносова по изучению природы электрических явлений:
«Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих, с истолкованием многих других свойств натуры».
Василий Владимирович Петров:
Открытие электрической дуги;
Электрическая проводимость различных веществ.
Борис Семёнович Якоби:
Проблема электрического освещения города.
Владимир Николаевич Чиколев:
Дуговая лампа с автоматическим регулятором;
Александр Ильич Шпаковский:
Дуговые лампы с механическими регуляторами4
Ночной сигнальный фонарь.
Павел Николаевич Яблочков:
Способ подачи электроэнергии в дома;
Создание генератора переменного тока;
Александр Николаевич Лодыгин:
Освещение улиц города.
Лампа накаливания. Лампа дневного света. Светодиод. Сравнительная характеристика современных источников света по следующим основаниям:
устройство и принцип действия;
преимущества и недостатки в работе.
Проблемы экономии электроэнергии (оптимальный выбор ламп для определённых целей освещения, способ соединения, использование дополнительных устройств).
История освещения города Находки (Владивостока).
А.Антрушин, «Рассказы о русской технике», Ленинград, 1950г.
Л.Д. Белькинд, «Люди русской науки», очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники, М., 1965г.
М.М. Епанешников, «Электрическое освещение», учебник для студентов Вузов, М., Энергия, 1973г.
3. Оптика и автомобиль
Социальный заказ: осознание учащимися роли изучения естественных наук в современном обществе, применение полученных знаний по физике в повседневной жизни
Предметы: физика, химия, ОБЖ.
Тип проекта: информационно исследовательский.
Формируемые учебно-информационные умения:
работать с письменными и устными текстами
работать с информацией
осуществлять качественное и количественное описание исследуемого объекта
осуществлять комплексное сравнение объектов исследования
определять и обобщать проблемы
классифицировать полученную информацию
проводить доказательство и опровержение гипотез и теорий
формирование простейшей модели
Место в учебном процессе защита проекта осуществляется как итоговая зачетная работа по теме: «Оптика», в курсе физики 11 класса.
Проблема : возможность изучения теории световых явлений на примере изучения одного конкретного объекта – оптические системы легкового автомобиля.
Содержание учебного проекта по темам :
законы геометрической оптики
волновые свойства света
теория твёрдого тела
органические и неорганические вещества
синтетические и высокомолекулярные соединения
проблемы безопасности движения автомобиля
Основное содержание проекта: итоговый проект состоит из нескольких индивидуальных или групповых проектов:
Использование плоских и сферических зеркал в конструкции современного автомобиля.
Необходимость ухода за кузовом автомобиля и его оптическими деталями:
рассеянное отражение в загрязнённом автомобиле;
влияние на безопасность движения изменение цвета окраски кузова из-за грязи («ночью все кошки серы»).
Использование светофильтров в конструкционных деталях салона автомобиля и его кузова.
Виды, устройство, принцип действия фар легкового автомобиля.
Необходимость проверки зрения водителя и пути коррекции нарушенного зрения.
Светоотражающие надписи и покрытия автомобиля и дорожных знаков.
Влияние цвета и раскраски автомобиля на безопасность его движения.
Режим освещения в салоне автомобиля и внешние «огни» машины.
Выбор стёкол для автомобиля, достоинства и недостатки каждого вида:
создание материалов для стёкол с заданными свойствами.
Проблемы инсоляции салона при увеличении площади остекления автомобиля:
органические стёкла, задерживающие инфракрасное излучение.
Проблемы «ослепления» водителей светом встречного и сзади, идущего транспорта:
регулировка угла наклона зеркал заднего вида.
Проблемы «забрызгивания» оптических элементов автомобиля:
дефлекторы – щитки, направляющие воздушные потоки в определённом направлении;
выбор угла наклона деталей;
Будущее автомобильной оптики:
миниатюрные телекамеры; и т.д. и т.п..
«Легковые автомобили»., Цыбин В.С., Галашин В.А.; «Просвещение», АО «Московские учебники», Москва, 1998г – 360 стр..
Рекомендуемые темы проектов
Предполагаемое название проекта
Что изучает физика
Виды движения материи в живых организмах
Измерение физических величин
Измерение параметров биологического организма
Круговорот воды в природе
Свободное падение тел
Мечты о полете человека и физические основы полета
Давление в природе и технике
Режущие и колющие приспособления в живой природе
Атмосфера и атмосферное давление
Проблемы дыхания живых организмов
Энергетические затраты человеческого оганизма и их восполнение
Три состояния вещества
Использование ядерной энергии
Да или нет ядерной энергетике
Условия равновесия тел
Проблемы равновесия у живых организмов
Диэлектрики в электрическом поле
Электрический ток в различных средах
Нервная система человека
Законы постоянного тока
От электрической искры до интернета
Оптика и автомобиль
Приложение к журналу «Физика в школе» № 3, 2004г., стр. 3 – 4, «Виды теплообмена», 8 класс.
Приложение к журналу «Физика в школе» № 3, 2004г., стр. 5 – 7, «Электрические явления в природе», 9 класс.
Приложение к журналу «Физика в школе» № 35, 2004г., стр. 3 – 5, «Законы распространения света», 8 класс.
Приложение к журналу «Физика в школе» № 35, 2004г., стр. 5 – 6, «Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры», 10 класс.
Приложение к журналу «Физика в школе» № 35, 2004г., стр. 7 – 8, «Таинственная энергетика пирамид: да или нет?».
Приложение к журналу «Физика в школе» № 15, 2004г., стр. 8, «Обувь».
Журнал «Физика в школе» № 6, 2002г., стр. 34 – 41 «Современная энергетика», «Мир тепловых явлений».
Журнал «Физика в школе» № 5, 2002г., стр. 34 – 36, «Скорость, масса, сила»
Журнал «Физика в школе» № 5, 2005г., Н.В. Шиян, А.А. Шиян «Метод проектов в физическом образовании»