Что может быть продуктом проекта по литературе
Проектная деятельность
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
? письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
? художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
? отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
? формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
? формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
? определение этапов работы
? подбор методов и средств решения проблемы
? проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
? получение и анализ данных
? оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
? обсуждение и корректировка данных
? выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
Заключение по объему не более 1 страницы
Список литературы включает не менее 8 источников
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
«Проектная деятельность на уроках литературы в 5-9 классах»
ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка
муниципального района Волжский Самарской области
Методическая разработка на тему:
«Проектная деятельность на уроках литературы
Королёва Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка
м.р. Волжский Самарской области
Глава 1. Организация проектной деятельности
на уроках литературы.
Алгоритм деятельности учителя и учащихся
Глава 2. Классификация проектов по литературе
Характеристика проектов по ведущему методу
За последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
На современном уроке не должно быть скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха, зато должна присутствовать радость от преодоления трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельность учащегося.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
4. Использование исследовательских методов.
5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Виды продуктов проектной деятельности
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на учебных занятиях, во внеурочной деятельности, в жизни).
Продуктом проектной деятельности может быть:
1. Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.), предназначенные для дальнейшего использования в аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе студентов.
2. Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, спектакля, альбома компьютерной анимации др.
3. Материальный объект (макет, модель, конструкторское изделие др.), который в дальнейшем будет использоваться в учебном процессе или для потребительских целей.
4. Отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать описание методов и результаты проведенных исследований в виде текстов, диаграмм, схем, мультимедийного продукта и др., в которых описывается эффект от реализации проекта.
Примеры продуктов проектной деятельности
Наименование продукта | Описание продукта |
Альбом | Красивое печатное издание на особой бумаге, в котором представлены картины, фотографии и т.п.; собрание изображений или таблиц для наглядного объяснения разных научных сведений. |
Атлас | Сборник карт, таблиц, диаграмм и т.п. с пояснительным текстом и изданных в виде книги или набора листов (зоологический, исторический, анатомический атласы и др.). |
Бизнес-план | План, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности или документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. Это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект. |
Буклет | Вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, имеющей внешнюю схожесть с брошюрой, но обычно более сложной конструкции и проработанного дизайна. Буклет – это рекламно-информационное издание, содержащее текстовую или графическую информацию о товарах, услугах, анонсируемых событиях. Продуктом проекта является подготовленный буклет. |
Веб-сайт | Сборники документов, известных как веб-страницы (или страницы для краткости). Они содержат некоторую информацию: изображения, текст, видео-, аудиоматериалы и другое. Главная страница вебсайта, т.н. файл начала, называется домашней, с нее можно перейти на все остальные страницы. Они связаны гиперссылками, которые выделены особым видом шрифта или представлены при помощи изображений. При перемещении курсора на них, он приобретает вид руки с вытянутым указательным пальцем. После клика на такие элементы пользователь перемещается на новое место. Это может быть другая страница, другое место на той же странице или иной веб-сайт. |
Видеофильм | Аудиовизуальное произведение, снимается по определенному сценарию. |
Видеоклип | Короткий музыкальный видеосюжет или непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Видеоклипы наиболее часто применяются для рекламы товаров и услуг и для визуального сопровождения аудиокомпозиций на телевидении. |
Виртуальная экскурсия | Представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов экспедиции по программе. |
Выставка | Публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. |
Газета (стенгазета) | Вид изобразительного народного творчества. Делается, в основном, на листе формата А1. Обычно посвящается праздникам или текущим событиям. Сочетает самодеятельность в живописи, поэзии и искусстве составления текстов. |
Дизайн-макет | Крупное изображение, результата графического исполнения какого-то объекта согласно техническому заданию. |
Журнал | Издание в виде книжки, содержащее статьи, художественные произведение, рисунки или иллюстрации. |
Законопроект (З.) | Текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения в законодательный орган или на референдум. Процесс подготовки 3. включает принятие решения о его разработке, выработку текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки 3. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По субъекту законодательной инициативы 3. Подразделяются на правительственные, депутатские и т.д. |
Игра, соревнование, конкурс, викторины и т.п. | Разновидность физической или интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Игры, соревнования, конкуры, викторины и т.п. могут быть: спортивными, дидактическими, интеллектуальными, музыкальными и т.д. Продуктом является разработанный сценарий. |
Иллюстрация/серия иллюстраций | Изображение в издании, поясняющее текст, помогающее читателю лучше понять его благодаря своей наглядной изобразительной форме или дополняющее текст, выражающее содержание, которое либо вообще нельзя передать в текстовой форме, либо передать в ней гораздо сложнее, а воспринимать намного труднее. |
Макет | Модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого, невозможно или просто нецелесообразно. |
Модель | Воспроизведение предмета в уменьшенном виде; образец обыкновенно в малом виде, по которому изготовляют какое-либо изделье. |
Мультимедийный продукт | Интерактивная, компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т.д. Мультимедийные продукты можно подразделить на: энциклопедии; обучающие программы; развивающие программы; программы; игры и т.п.; документ, созданный в программе PowerPoint. |
Папка с информационными материалами | В папке собран материал по определенной тематике. Продуктом проекта является папка с материалами. |
Плакат | Броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Продуктом проекта является стенд (плакат), подготовленный плакат для определенной цели. |
Праздник | Торжество, установленное в честь или в память какого-либо события (исторического, корпоративного, гражданского или религиозного). Продуктом проекта является сценарий праздника. |
Презентация PowerPoint | Набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, предназначенных для демонстрации изображения на экране с помощью мультимедийных средств. Продуктом проекта является подготовленная в программе PowerPoint интерактивная презентация. |
Прогноз | Предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания; научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели. |
Публикация | Литературное произведение, научный труд, газетная статья и т.д., которые были где-то напечатаны. Продуктом проекта является публикация в официальных источниках. |
Рекламный проспект | Печатная реклама, красочное издание, буклет, содержащие информацию о товаре или группе товаров родственного назначения, предлагаемых одной фирмой. |
Сборник | Книга, в которой собраны, напечатаны вместе различные документы, литературные или иные произведения. Сборник рассказов. Сборник статей, стихотворений. Сборник романсов. |
Словарь | Справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т.п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и другое. |
Справочник | Издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку. Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.). |
Сравнительно- сопоставительный анализ | В основе многих приемов анализа лежит операция сравнения однородных по назначению объектов, или явлений, или лиц Сравнение всегда дает материал для наблюдений, будит мысль, сосредоточивает внимание на деталях, которые остаются незамеченными вне сопоставления с другим предметом, явлением. Любое сравнение предполагает выделение общих и отличительных черт, а также поиск причин и смысла данных отличий. Продуктом проекта, как правило, является таблица, в которой определены общие признаки или критерии для сравнения. |
Стендовый доклад | Одна из эффективных форм оперативного представления научных данных на бумажном носителе. Стенд предназначен для того, чтобы кратко и наглядно ознакомить конкурсную комиссию с содержанием вашей работы и достигнутыми результатами. Продуктом проекта является стенд (плакат), подготовленный в соответствии с установленными требованиями. |
Электронная газета или журнал | Сайт, где размещаются новости, обзоры, аналитические материалы, а также статьи по конкретной тематике. |
Требования к оформлению индивидуального проекта:
1. Заполнение титульного листа. Титульный лист заполняется по форме, приведенной в Приложении И.
4. Нумерация страниц. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, начиная с титульного листа. Номер листа ставится в его верхней части посередине. На титульном листе номер страницы не ставится.
5. Оформление листа «Введение». Введение является следующим листом после «Оглавление». Введение не нумеруется и на подразделы не разбивается. Слово «Введение» записывают в виде заголовка симметрично тексту с прописной буквы, размер шрифта 14.
Рекомендуется на введение отводить не более 1-2 страниц. Введение должно включать следующие вопросы:
Задачи – предполагаемый локализованный результат исследования. Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить основную часть работы. Это обычно делается в форме перечисления (изучить. описать. установить. выявить. сформулировать. и т.п.).
Методы исследования представляют собой способы достижения поставленной цели и задач, направленных на решение проблемы. Основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить задачи.
Статья «Проектная технология на уроках литературы»
Проектная технология на уроках литературы
1.Теоретические основы технологии проектного обучения.
1.1. Проектная технология: понятие и структура.
1.2.Технология проектного обучения в современной общеобразовательной школе.
2. Организация проектной деятельности на уроках литературы.
2.1.Использование основных типов проектов на уроках литературы.
2.2. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.
2.3. Правила успешной проектной деятельности.
2.4.Общие подходы к структурированию проекта.
2.5.План действий учащихся в проекте.
2.6. Критерии оценивания работ учащихся.
2.7. Опыт организации проектной деятельности по литературе при изучении поэмы Гоголя «Мёртвые души»
1. Теоретические основы технологии проектного обучения.
1.1 Проектная технология: понятие и структура.
Метод проектов – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. 1
Прежде всего, определимся с типологическими признаками:
-доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентированная и т.д;
-предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
-характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
— характер контактов (среди участников одной школы, класса, региона и т.д.)
количество участников проекта;
— продолжительность выполнения проекта.
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
– исследовательские – эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
– творческие – следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Здесь очень тщательно следует продумать о представлении планируемых результатов (статья в газету, спектакль, праздник, видеофильм и т.д.);
– ролевые, игровые – в таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями;
– ознакомительно-ориентированнные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. 3
Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:
– цель проекта, его актуальность.
– практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, проект зимнего сада и т.д.). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.
По второму признаку – предметно-содержательной области можно выделить следующие два типа.
– Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.
Типы проектов: литературно-творческие, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные.
— Межпредметные – как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения», «Проблема человеческого достоинства в российском обществе X I X XX веков и т.д.)/ Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
По количеству участников проектов можно выделить проекты:
По продолжительности выполнения проекты бывают:
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2.Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
3.Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4.Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5.Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или заседаниях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке и т.д.)
6.Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
7.Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов. 5
Структура учебного проекта:
Основная проблема, компоненты которой требуют решения
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы
Планирование деятельности по реализации проекта
Практически значимый материальный или культурный продукт, подготовка продукта
Выбор формы презентации
Самооценка и самоанализ
1.2.Технология проектного обучения в современной общеобразовательной школе.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность. Вот некоторые из них:
Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (1 – 2 месяца).
Выполнение работы (2 – 3 месяца).
Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них
Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца)
Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года
Предложенная схема работы заимствована из практики работы научного общества учащихся (НОУ), которые получили широкое распространение в отечественной школе на рубеже 1980 – 1990-х гг.
Однако, в отличие от проектной деятельности, работа НОУ ограничивалась чисто исследовательским кругом тем, предпочтением монопредметных проблем, не всегда заметной связью с практической внешкольной жизнью учащихся, а также невниманием к творческой форме продукта исследования.
Работа над проектом начинается с решения школьного парламента о защите проекта. Затем заведующие кафедр обозначают проблемы, создают «мастерские», в которые имеют право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков (заведующие кафедрами) выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятельность.
Предметные индивидуальные проекты приравниваются к сдаче предметного экзамена. 6
В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосрочных и, как правило, межпредметных проекта (в течение учебной четверти реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждой четверти.
Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы школы на четверть (для административного контроля) (1-я неделя четверти).
Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти).
Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделя четверти).
Выполнение практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти).
Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти. (Предпоследняя неделя четверти.)
Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по 100-балльной шкале.) Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта. (Последняя неделя четверти.)
Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е. С. Полат.
Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
Стендовая информация о проектной работе.
Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.).
Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
Формирование проектных групп.
Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
Промежуточные отчеты учащихся
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
Обобщающий этап: оформление результатов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений
Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
Подготовка к публичной защите проектов
Генеральная репетиция публичной защиты проектов
Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие
Заключительный этап: публичная защита проектов
Подведение итогов, анализ выполненной работы.
2. Организация проектной деятельности на уроках литературы.
2.1.Использование основных типов проектов на уроках литературы.
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. Можно выделить несколько видов проектной деятельности на уроках литературы:
— ролево- игровой проект,
— практико- ориентированный проект,
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения. В качестве примера такого проекта можно предложить учащимся десятого класса исследовать следующую тему: «Проблема выбора в произведениях русских писателей 19-го века». Данная тема может быть продолжена и в одиннадцатом классе, причем можно расширить рамки темы, включив в исследование произведения и зарубежных писателей 20-го века.
Информационный проект изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, история создания книги.
В ролево- игровых проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Например, инсценировка эпизода любого произведения.
Практико- ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования языкового, литературоведческого, исторического характера; программа действий и т.д.)
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение функций каждого из них, четких результатов совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.
Например, проект « Роль книги в жизни современного подростка».
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.
Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.
Например, « Устное народное творчество в нашей жизни».
Проектная деятельность по литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Проекты по литературе распределяются и по продолжительности.
Мини- проекты можно создать за один урок, например, « Слово о писателе», « Мой любимый писатель». Над такими проектами работа ведётся в группах в составе не более 3-4 человек.
Краткосрочные проекты по литературе занимают от 2 до 4 уроков. Например, « Уроки доброты»( по произведению В.Распутина 2 Уроки французского»).
Среднесрочные (недельные) проекты выполняются в группах. Работа идёт под руководством учителя, возможно сочетание классных форм работы( лекции, мастерские) с внеклассными формами. Например, проект « Адресаты любовной лирики Лермонтова».
Долгосрочные (годичные) проекты по литературе могут выполняться как лично, так и индивидуально. Весь годичный проект- от определения проблемы, темы до презентации- выполняется во внеурочное время. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на научно- практических конференциях. Например, « Быт и нравы симбирских дворян в произведениях писателей XIX века».
Примеры проектов по литературе.
«Басни Крылова в сопоставлении с притчами Леонардо до Винчи»
« Исследование образа русалки в русской литературе XIX века»
«Создание книжек- малышек».
«Создание герба помещиков Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина»
«В гостях у сказки» ( урок инсценирования сказки»
Урок- суд по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник».
Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли: что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы (разыграйте беседу по ролям)
«Образ русской женщины в русской литературе XIX века».
Феврония Муромская и Соня Мармеладова « ( сопоставительный анализ женских образов на христианской основе)
« История земли Симбирской» ( по материалам литературного краеведения)
Представьте себе, что вы – художники. Нарисуйте отношения Сони Мармеладовой и Раскольникова.
«Кто мы? Как жить?» ( воображаемый диалог подростка начала 20 века и подростка начала 21 века)
5-11 кл. «Живой голос эпохи» ( к юбилею писателя, поэта)
К созданию проектов по литературе ученики могут приступить уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства.
Необычные по форме, такие проекты вызывают особый интерес учащихся, при этом учитель решает серьезные образовательные задачи. Например, в 5 классе учим детей работать с текстом: видеть особенности жанра, структуру произведения, вычленять эпизоды. Эти задачи решаем, предлагая такой творческий проект: создать комиксы по произведению (небольшого объема, хорошо известного жанра). Сама форма «приказывает» ученикам внимательно прочитать произведение, выделить самые важные эпизоды, отобрать текст, в рисунках попытаться выразить характер персонажей. Работа проходит в группах, где роли распределяют сами ученики.
Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее проектные задания. Так, в 7 классе ученики не только самостоятельно изучают произведение, но и рассматривают его в контексте эпохи. При изучении раздела «Духовная литература» ученики получают задание: создать сценарий лекции для Виртуального литературного музея по «Житию Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Этот проект опирается на ролевую игру, и работа организуется следующим образом: после обсуждения класс делится на творческие группы «историков», «литературоведов», «искусствоведов». Ребята самостоятельно находят исторические сведения об эпохе, в которую жил Сергий, дают комментарии к тексту, подбирают музыкальное и художественное оформление, отрывки для выразительного чтения.
Традиционные сочинения на литературную тему можно легко превратить в проект, если придать работе практическую направленность: написать статьи для хрестоматии, литературного альманаха. «Значительность» такого задания вызывает в среднем звене желание выполнить работу как можно лучше.
Программа А.Г. Кутузова в большой степени способствует претворению в жизнь литературно-творческих проектов. Программа особую роль отводит творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание творческой деятельности, которую можно осуществить в форме проектов, заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра, где мир и специфика художественного произведения определяются законами этого жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки и т.д. индивидуально или, если работа вызывает затруднения, в группах. В этом случае дети не только пишут литературные произведения, но и создают к ним иллюстрации. А задания для творческих проектов можно найти в хрестоматии в разделах «Творческая мастерская», «Проба пера».
2.2. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.
Как организовать проектную деятельность на уроке? Любой проект включает следующие этапы:
Определение темы и целей проекта
Обсуждение и выбор темы
Предлагает темы проектов
Выделение подтем в теме проекта
Выбор подтемы или предложение новой подтемы
Совместное обсуждение подтем проекта
Формирование творческих групп
Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды
Организационная работа по объединению школьников в группы
Подготовка материалов к исследовательской работе
Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса
Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания
Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания
Определение источников, способов сбора и анализа информации
Корректировка и дополнение предложений учителя
Предлагает основную литературу, способы сбора информации
Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение
Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации
Консультации, координирование работы обучающихся
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
Консультации, координирование работы обучающихся
Предоставление выполненной работы
Доклад о результатах работы
Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников
Оценка работ согласно разработанным критериям
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы
Применение метода проектов на уроках литературы повышает практическую, навыкообразующую направленность содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой, организацией «круглого стола», консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
2.4. Общие подходы к структурированию проекта.
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
2.5. План действий учащихся в проекте.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы: