Что может быть заголовком для дорожки bpmn
Нотация BPMN 2.0: ключевые элементы и описание
BPMN (Business Process Management Notation) – это язык моделирования бизнес-процессов, который является промежуточным звеном между формализацией/визуализацией и воплощением бизнес-процесса.
Говоря проще, такая нотация представляет собой описание графических элементов, используемых для построения схемы протекания бизнес-процесса.
Как минимум, такая схема нужна, чтобы выстроить в соответствии с ней бизнес процесс и понятно регламентировать его для всех участников. Немаловажным является то, что моделирование BPMN позволяет впоследствии провести автоматизацию бизнес-процессов в соответствии с имеющейся схемой.
Является ли нотация BPMN лучшей для поставленных перед ней задач? Хороший ответ, актуальный до сих пор, дал еще в семидесятых годах XX века Чарльз Бокс «Все модели неверны, некоторые полезны». BPMN точно полезна, а некоторые ограничения, которые нотация имеет, по мнению экспертов не столь важны на практике:
Моделируя что-либо, мы удаляем некоторые аспекты реального мира, чтобы их визуализировать. И все же ИТ-профессионалы продолжают искать одну истинную нотацию моделирования и набор семантики, чтобы управлять сразу всем. Они предполагают, что должно быть возможно перевести все аспекты и их взаимосвязи на визуальный язык. Я думаю, что большинству людей бизнеса это не нужно. Они используют модели для общения друг с другом … и да, в ходу круги и стрелки, прямоугольники и облака, и … лишь очень немногие заинтересованы в том, чтобы отразить взаимосвязь всех аспектов друг с другом.
Дерек Миерс (Derek Miers) – Отраслевой аналитик и консультант. Более 25 лет специализируется в сферах управления бизнес-процессами, цифровой трансформации, бизнес-архитектуры и технологических инноваций. В настоящее время работает в Gartner время на позиции директора по исследованиям в сфере Enterprise Architecture (EA)
История возникновения BPMN
Основные графические элементы BPMN
BPMN-процесс – это любой бизнес-процесс, отражённый с помощью нотации. Процессы состоят из элементов, каждый из которых обозначается на схеме специальным значком.
Элементы нотации BPMN – это элементы графической схемы, но также и элементы самого бизнес-процесса.
Нотация опирается на следующие базовые графические элементы:
BPMN элементы “Пул” и “Дорожка”
Весь бизнес-процесс состоит из пулов: совокупности операций + лиц, которые эти операции выполняют.
Например, пулом окажется весь набор действий по погрузке товара и отправке его клиенту.
При этом выделяют так называемые “дорожки”, из которых состоит любой пул. Для нашего примера одной из дорожек станет оформление документов, касающихся погрузки и отправки товара, второй дорожкой – физическая погрузка нужной партии на автомобиль и поездка автомобиля к клиенту. Обе эти дорожки дополняют одна другую, проходят параллельно, но в целом служат выполнению одного и того же этапа бизнес-процесса.
Пул | Используется для обозначения границ бизнес-процесса | |
Дорожка | Используется для отражения ответственных исполнителей и их ролей в процессе |
BPMN элемент “Действие”
Под “действием” понимается единица работы, выполняемой в ходе исполнения бизнес-процесса. Действия могут быть как элементарными (задача/task), так и составными (подпроцесс/sub-process).
Есть несколько типов элементарных действий, которые отличаются условиями выполнения:
BPMN элементы “Развилка” или “Шлюз”
Под шлюзами понимаются элементы, определяющие ветвление и слияние потоков работ.
BPMN описывает 7 типов развилок. В качестве основных выделяют 2 типа:
Шлюз исключающего «или» | Используется для создания альтернативных потоков процесса или сходящихся потоков управления. | |
Параллельный шлюз | Используется для создания параллельных путей без оценки какого бы то ни было условия или для сходящихся потоков и синхронизации параллельных веток выполнения процесса. |
Двух развилок, описанных выше достаточно для построения бизнес-процессов любой сложности. Остальные типы развилок, описанных в BPMN, позволяют строить более компактные схемы процессов, но это преимущество многие эксперты ставят под сомнение, т.к., маловероятно, что люди без специальной подготовки поймут такие схемы.
Пример использования шлюза исключающего «или» для создания альтернативных потоков процесса:
Фактически, шлюзы являются одними из самых ответственных и сложных этапов бизнес-процессов. От того, насколько грамотно будут прописаны все условия и следствия по принципу “Если… то”, во многом зависит эффективность работы всей системы.
BPMN элемент “Событие”
“Событие” является одним из главных элементов BPMN и служит для описания того, что должно случиться (в отличие от задачи, когда что-то должно быть сделано). Событием может быть, например, подписание договора, или разговор с клиентом.
Графические элементы событий в BPMN классифицируют двумя способами:
BPMN элементы “Потоки”
Поток – это последовательность действий, которая обозначается стрелкой. Элемент “поток” показывает какое действие после какого необходимо совершить.
Поток управления | На стандартный поток управления не воздействуют условия и он не проходит через шлюзы, т.е. является неконтролируемым. | |
Условный поток управления | Используется для того, чтобы показать, что дальнейшее выполнение процесса будет происходить по определённому потоку только в том случае, если выполнятся заданное условие. Ромбик у основания стрелки добавляется, если условный поток управления является исходящим от процесса. Ромбик не добавляется, если условный поток управления является исходящим от шлюза. | |
Поток управления по умолчанию | Используется тогда, когда необходимо показать, что дальнейшее выполнение процесса будет происходить по определённому потоку только если не выполняется ни одно из заданных условий. | |
Поток сообщений | Используется для отображения межпроцессного взаимодействия – отображает передачу сообщений или объектов из одного процесса в другой процесс или внешнюю ссылку. | |
Ассоциация | Применяется для визуализации связи между элементами потока и объектами, не являющимися элементами потока (артефактами). |
BPMN элементы “Артефакт”
Под артефактами в BPMN понимают объекты, которые не влияют на исполнение бизнес-процесса напрямую. Это могут быть документы, данные, информация.
Основные виды артефактов:
Группа объектов | Используется для группировки графических элементов, принадлежащих одной и той же категории и позволяет повысить простоту восприятия диаграммы. | |
Текстовая аннотация | Применяется для уточнений к диаграмме – комментариев и пояснений, которые увеличат читабельность диаграммы. | |
Объект данных | Используется для отображения информации о данных, которые обрабатывается в ходе процесса. |
Преимущества BPMN
BPMN-описание бизнес процесса имеет несколько преимуществ.
Первое – простота трансляции диаграмм в исполняемые модели с помощью языка формального описания бизнес-процессов.
Описание элементов BPMN является понятным для большинства участников бизнес-процессов и часто не требует никаких дополнительных разъяснений. С помощью простого графического выражения можно составить конкретные регламенты, которые будут исполняться сотрудниками.
Наряду с тем, что описание нотации BPMN 2.0 позволяет добиться понимания сотрудниками того, как происходят бизнес-процессы, данную нотацию поддерживают большинство современных инструментов бизнес-моделирования, что позволяет импорт готовых схем бизнес-процессов в BPM-системы.
Comindware Business Application Platform – современная платформа для автоматизации бизнес-процессов с поддержкой нотации BPMN 2.0, включая как возможность моделирования BPMN-процессов прямо в платформе, так и импорт схем бизнес-процессов из сторонних инструментов моделирования для их дальнейшего исполнения в системе Comindware.
Хотите узнать больше о платформе Comindware и оценить насколько она подойдёт для вашей компании? Закажите бесплатную демо-презентацию.
Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Business Application Platform.
Нотация BPMN
Диаграмма, описанная в нотации BPMN, представляет собой алгоритм (сценарий) выполнения процесса, а также отображение того, как процесс взаимодействует с другими процессами с точки зрения обмена сообщениями (информацией, документами и другими функциональными объектами). Алгоритм выполнения процесса представляется на диаграмме с помощью объектов потока (событий, процессов, шлюзов), которые связываются между собой потоками управления, определяющими ход выполнения процесса. Подробнее об объектах, используемых на диаграмме процесса BPMN, описано в методике Проектирование системы управления в главе Нотация BPMN.
Палитра элементов окна диаграммы процесса в нотации BPMN
Описание назначения кнопок палитры элементов Окна диаграммы процесса в нотации BPMN приведено в статье Нотация BPMN.
Работа с объектами диаграммы процесса в нотации BPMN
Для всех объектов диаграммы можно выбрать другой объект из справочника с помощью пункта контекстного меню Сменить объект. Для процесса в этом случае будет создана ссылка на единицу деятельности выбранного типового процесса. На диаграмме процесса в нотации BPMN фигура «Ссылка на единицу деятельности» обозначается жирной линией, а сами ссылки на единицу деятельности в нотации BPMN называются процессами с типом «Вызов».
При переименовании оргединицы или функционального объекта на диаграмме BPMN новое название может совпасть с названием объекта, уже существующего в соответствующем справочнике. При этом дальнейшая работа программы аналогична ситуации, возникающей при переименовании события (см. Рис. 12).
Для добавления существующих объектов на диаграмму можно пользоваться механизмом Drag&Drop, то есть «перетаскивать» их из Навигатора или из Окна справочника.
При использовании на диаграмме дорожек добавляемая задача помещается на дорожку оргединицы, которая его выполняет. При этом автоматически создается связь единицы деятельности с оргединицей с типом «выполняет». Тип этой связи может быть изменён пользователем вручную в Окне свойств этой оргединицы или единицы деятельности на любой другой. При перемещении задачи из дорожки одной оргединицы на дорожку другой оргединицы в свойствах этой связи вместо оргединицы дорожки откуда переместили задачу, пропишется оргединица дорожки, куда переместили задачу, а тип связи останется неизменным. Если задачу вынести за пределы дорожек оргединиц, соответствующая связь будет удалена.
Работа с дорожками
В системе Business Studio в качестве исполнителя единицы деятельности может выступать как оргединица, так и функциональный объект (Программный продукт, База данных, Материальный объект или Прочее).
На диаграммах нотации BPMN исполнители показаны в виде дорожек.
Для добавления функциональных объектов на диаграмму в виде дорожек исполнителей, в выпадающем меню кнопок добавления объекта данного типа на палитре элементов окна диаграммы должен быть выбран тип фигуры «Дорожка» (уголок у таких кнопок закрашен красным цветом). Добавлять дорожки на диаграмму для таких объектов можно любым из следующих способов:
Оргединицы на диаграмму процесса в нотации BPMN добавляются перетаскиванием из иерархического справочника оргединиц, который показывается в Навигаторе. Подробнее о перетаскивании фигур на диаграмму см. Добавление фигур на диаграмму перетаскиванием.
Внимание! Задача считается помещенной в дорожку исполнителя по центральной точке фигуры (Рис. 3).
При увеличении ширины фигуры диаграммы, расположенной внутри дорожки исполнителя, ширина этой дорожки будет также пропорционально увеличиваться.
Для изменения ширины дорожки выделите её и подвиньте значок на боковой грани заголовка (подробнее о графической трансформации объектов на диаграмме см. Графическая трансформация фигур на диаграмме). Высоту поля заголовка дорожки также можно изменить, передвигая значок на верхней или нижней грани заголовка. При изменении высоты заголовка одной дорожки меняется высота заголовка всех других.
Для изменения ширины сразу всех дорожек диаграммы выделите группу дорожек и подвиньте значок на боковой грани контура группы.
При добавлении очередной дорожки может оказаться, что страница диаграммы не вмещает её (Рис. 4). Новая дорожка, тем не менее, будет добавлена на диаграмму. Для того чтобы на листе отображалось все содержимое, можно изменить масштаб диаграммы. Подробнее об изменении параметров страницы диаграммы см. Изменение параметров страницы диаграммы.
Работа с процессами
Процесс BPMN представляет собой действие или набор действий, выполняемых над исходным объектом (документом, материальным объектом и прочим) с целью получения заданного результата. Процессы BPMN подразделяются на задачи (простые действия, не имеющие дальнейшей декомпозиции) и подпроцессы (декомпозированные процессы), которые в свою очередь могут быть разных типов. Тип подпроцесса можно выбрать еще до декомпозиции процесса.
На диаграмме тип цикла для задачи или подпроцесса определяется при помощи подменю Тип цикла в контекстном меню, вызываемого от процесса (Рис. 6).
Для выбора типа процесса «Компенсация» в контекстном меню, вызываемом от процесса, можно установить флажок в пункте меню Компенсация (Рис. 7).
Работа с событиями
Событие представляет собой состояние, которое является существенным для целей управления бизнесом и оказывает влияние или контролирует дальнейшее развитие одной или более бизнес-процессов. События могут активизировать задачи (то есть привести к началу выполнения задачи), а могут быть результатом выполнения задачи.
На палитре элементов предусмотрены отдельные кнопки для добавления стартового события, промежуточного события-инициатора и конечного события. После добавления события на диаграмму первоначально выбранный тип события можно изменить при помощи подменю Тип события в контекстном меню, вызываемом от события (Рис. 8).
По умолчанию события добавляются на диаграмму с типом триггера «Неопределенное». На диаграмме тип триггера определяется при помощи подменю Тип триггера в контекстном меню, вызываемом от события (Рис. 9).
Для добавления граничного события необходимо сначала просто добавить на диаграмму промежуточное событие. Затем, удерживая левую клавишу мыши, необходимо добавленное событие присоединить к границе фигуры так, чтобы появился индикатор присоединения (Рис. 10).
После присоединения события к границе фигуры, тип события (граничное прерывающее, граничное непрерывающее) можно изменить при помощи подменю Тип события в контекстном меню, вызываемом от события (Рис. 11). Тип триггера можно сменить при помощи подменю Тип триггера в контекстном меню, вызываемом от события (см. Рис. 9).
В свойствах события можно задать «Параметры имитации», которые будут использоваться при проведении имитации (см. Имитационное моделирование).
В справочнике События ( Главное меню → Справочники → События ) от любого события можно выполнить «Отчет по событию», который содержит перечень процессов, на диаграммах которых событие является стартовым или конечным, и перечень процессов, порождающих событие или активизируемых событием.
Работа с шлюзами
Шлюзы представляют собой точки разветвления и слияния потоков управления процесса. Шлюзы могут быть различных типов. На палитре элементов Окна диаграммы предусмотрены отдельные кнопки для добавления эксклюзивного шлюза, параллельного шлюза и неэксклюзивного шлюза, а также кнопка для добавления шлюза с выбором его типа. После добавления шлюза любого типа на диаграмму его тип можно сменить при помощи подменю Тип шлюза в контекстном меню, вызываемом от шлюза (Рис. 12).
Работа с свернутыми пулами
Свернутый пул обозначает внешний (по отношению к текущей диаграмме) процесс или внешнюю ссылку. В качестве свернутого пула могут использоваться внешние процессы или объекты справочника «Внешние ссылки». Свернутый пул используется для указания взаимосвязей процесса:
Создание связей
На диаграмме процесса в нотации BPMN можно использовать 3 типа соединений элементов: потоки управления (соединяют элементы основного потока процесса: события, процессы, шлюзы), потоки сообщений (соединяют события и процессы основного потока процесса с внешними процессами и внешними ссылками, находящимися за рамками текущего процесса) и ассоциации (соединяют объекты данных с событиями и процессами основного потока, а также с внешними процессами и внешними ссылками).
Потоки управления могут быть условными потоками и потоками управления по умолчанию. Такие потоки могут исходить из процесса или эксклюзивного/неэксклюзивного шлюзов. Условный поток управления используется тогда, когда необходимо показать, что по рассматриваемому потоку будет происходить дальнейшее выполнение процесса только в том случае, если выполнится условие, указанное в названии потока. Поток управления по умолчанию используется тогда, когда необходимо показать, что по рассматриваемому потоку будет происходить дальнейшее выполнение процесса только в том случае, если не выполнилось ни одно из условий, заданных на условных потоках управления, исходящих из процесса или эксклюзивного/неэксклюзивного шлюза.
Тип потока управления, исходящего из процесса, можно сменить на условный поток или поток по умолчанию при помощи подменю Тип потока управления в контекстном меню, вызываемом от потока управления (Рис. 13). Тип условного потока управления, исходящего из эксклюзивного/неэксклюзивного шлюза, можно сменить на поток по умолчанию при помощи этого же подменю.
В справочниках типов связей ( Главное меню → Справочники → Типы связи ) можно создать собственные типы связей.
На диаграмме процесса в нотации BPMN можно показывать передачу объектов по потокам управления или потокам сообщений, связывающих 2 элемента.
В случае если объект данных передается между двумя последовательно соединенными процессами, то можно использовать тип связи «Ассоциация», которая присоединяется к потоку управления и строится в направлении от объекта данных к потоку управления, связывающему два процесса. После добавления ассоциации последовательно будет предложено выбрать типы связи: тип связи единицы деятельности с объектом данных и тип связи объекта данных с единицей деятельности. Подобно ассоциации, связанной с потоком управления, объекты данных можно присоединять ассоциацией к потокам сообщений. При этом также будет создано две связи: связь единицы деятельности с объектом данных и связь объекта данных с единицей деятельности. Выбрать тип соответствующей связи также будет предложено последовательно. Например, на Рис. 16 Объект данных 2 передается из Задачи 1 в Задачу 2. А Объект данных 1 передается из свернутого пула «Процесс 2» в Задачу 1.