Что может дать мама ребенку
Консультация на тему «Роль мамы в жизни ребенка»
Марина Беленко
Консультация на тему «Роль мамы в жизни ребенка»
Консультация на тему «Роль мамы в жизни ребенка! «
В преддверии праздника Дня матери,еще раз хочется поговорить о роли мамы в жизни ребенка. Что такого особенного в материнстве? Ведь маму могут заменять любые другие люди? Да и мама имеет право жить как хочет, правда? Или не имеет и заменить ее не получится? Материнство — это не только любовь, нежности, умилительные фотокарточки.
Это еще и особый вид ответственности. Ответственности женской – понимать, как именно ты влияешь на неокрепшие умы своих малышей, в чем твоя сила и где стоит быть внимательнее – к себе, конечно же.
В идеале мама – это тот человек, с которым ребенку наиболее комфортно и спокойно. С ней он может быть расслаблен, может быть собой. Потому как находится под ее защитой. Почти всегда так и происходит – пусть и безопасность не идеальная, пусть до конца быть собой не получается. Но с посторонними людьми в любом случае ребенку будет сложнее – под них уже нужно подстраиваться, адаптироваться. Мама дает возможность за первые пять лет познать себя в безопасной обстановке. Когда ты можешь быть собой, совершать ошибки, быть смешным и нелепым, нуждаться в помощи. Если ребенок напитался этой безопасностью, то ему проще строить отношения с миром. Он уже знает себя и поэтому в его отношениях нет чрезмерной подстройки, он себя уже не предает. Он может оставаться собой и с другими людьми, не боясь насмешек или ошибок. Разве это не ценно?
Одна из форм защиты ребенка матерью – это защита его права быть ребенком. Быть активным, иногда что-то ломать и портить, бегать, прыгать, играть и заниматься совершенно «неполезной» деятельностью. Если ребенок находится с мамой, у него появляется возможность спать столько, сколько хочется, есть когда хочется, познавать мир так, как хочется. Она защищает его от мира, который хочет как можно скорее слепить из него полезного и управляемого взрослого.
То есть все, что делает мать, при ребенке и даже без ребенка – это важно. Сейчас многие люди заботятся об имидже, то есть о том, что о них думают другие. Полезнее всего было бы думать о том, какими нас видят наши дети. Если мы живем совсем не той жизнью, какой хотели бы чтобы жили дети, если делаем то, что хотелось бы, чтобы они – никогда — это повод задуматься.
Очень важно, что мы берем с родителей свои модели именно в отношениях. Так девочка, мама которой была любима своим мужем, да так, что ребенок все это видел, с большей вероятностью вырастет именно счастливой женщиной.
В этом смысле роль матери проста – стать такой женщиной, какой она хотела бы видеть свою дочь. И при этом быть счастливой и любимой своим мужчиной. Так как глаза дочери в сердце отца, увидев как самый лучший для нее мужчина любит маму, она сама захочет стать такой как мама.
С мальчиками все тоже просто (просто на словах, непросто на деле). Стать такой женщиной, какую вы хотите видеть рядом со своим сыном. Помочь мужу стать таким мужчиной, каким вы хотите видеть мальчика. И любить всем сердцем мужа, чтобы ребенок это видел и чувствовал.
Все наши взаимоотношения дети считывают. Даже если нам кажется, что они ничего не понимают. Они видят наши скривившиеся от пренебрежения губы, когда мы разговариваем с мужем. Замечают и то, как снисходительно мы о нем отзываемся. Чувствуют и то, что мы давно не восхищаемся своей второй половиной. Большая часть наших тайных сигналов проходит незаметно для нас самих. Но дети успешно их перехватывают и расшифровывают. А потом – копируют.
Если мама недолюбила – никогда не будешь чувствовать себя любимым.
. К сожалению, это так. Если ребенок до пяти лет не напитался любовью мамы до самой маковки, потом он начинает жить так, словно ненавидит самого себя. Может быть, она очень хотела любить, но не знала как, не умела и не имела для этого силы. Последствия таковы, что ребенок выходит в мир незащищенным. Словно забыл надеть доспехи на поле боя. Ему могло бы быть гораздо легче и проще, если бы мама позаботилась о защите не только его тела, но и его психики, его души. Но по незнанию или отсутствию сил – она не смогла.
Если она не научила любить — никто не научит
Для каждого из нас важно уметь и принимать, и отдавать любовь. И мама учит и тому, и другому. Если в принятии нами любви мама непосредственно принимает участие, то в науке отдавать любовь главным является ее пример. Мы смотрим, как живет мама, какие у нее ценности, ради чего она живет, как относится к людям и миру.
• Умеет ли мама любить вообще? Насколько открыто или закрыто ее сердце? Только ли привязанности руководят ею или есть и любовь?
• Есть ли в ее жизни разделение свой-чужой? Этих люблю, этих ненавижу, к этим равнодушна? Насколько широко ее сердце?
• Какая у нее любовь – гипер-опека, гипер-забота, полу-равнодушие или служение? Давит ли она своей любовью? Контролирует ли? Дрессирует? Или?
• Нравится ли ей самой любить, получает ли она удовольствие от отдавания?
• Насколько бескорыстна ее любовь? Или каждый раз она выставляет счет – сначала внутри себя, потом – озвучивает его и ждет оплаты?
Материнская любовь – как бескорыстное служение
Говорится, что именно любовь матери наиболее духовна в этом мире. Потому что мать не может отречься от своего ребенка и любит его любым. Мать не перестает любить, даже когда дитя в два раза ее больше в размерах, даже когда у него уже есть своя семья, даже когда он забывает о ней, живя своей жизнью. В сердце матери ребенок навечно.
Мать отдает ребенку столько, сколько он никогда не сможет ей вернуть. И значит, она отдает все это без ожидания получить назад. Мать дает своим детям очень многое – свою кровь, свою родовую силу, родовую память. Свой образ, свою любовь, свои ценности, пример жизни, пример отношений к себе и другим. Поэтому было бы неосмотрительно говорить о том, что быть мамой это просто. Что это ерунда. Что с этим справится любая. Родить может практически любая. А стать матерью – далеко не каждая. Особенно в этом мире. Мире, которому так нужны Матери.
Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка» Консультация для молодых специалистов на тему: «Театр в жизни ребенка».»Весь мир-театр, а люди в нем- актеры»-говорит классика. В жизни.
Консультация для родителей на тему «Игра в жизни вашего ребенка» Консультация для родителей на тему «Игра в жизни вашего ребенка» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.
Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.
Что может дать мама ребенку
Понятие «долг» подразумевает следующие толкования: добровольно принимаемое обязательство, освященное совестью или необходимость поступка из уважения к нравственному закону.
О « любви» сказано, что это чувство глубокой привязанности, присущее человеку, стремление к другому человеку (объекту), чувство глубокой симпатии.
А теперь скажите, вы своих сына или дочь растите из чувства долга или из-за любви к ним? Чувство долга вступает в силу тогда, когда нет любви, симпатии, желания, а воздействовать на человека нужно. Тогда ему и напоминают о долге.
Новорожденного родители любят нежной, трепетной любовью. Они готовы оберегать малыша от всех невзгод, свернуть горы, чтобы обеспечить все его потребности. Это отчасти инстинкты, гормоны и прочая химия, которой природа позаботилась, чтобы беспомощный младенец выжил в суровых условиях.
Но одними гормонами родительскую любовь не объяснишь. Это душевная тяга к младенцу как к частичке себя, своему продолжению. Малыша любят не за что-то конкретное, а просто за то, что он есть, беззащитен, привязан к нам и так мило улыбается… Спросите маму или папу новорожденного, за что они обожают своего кроху, и получите только бессвязные ответы. Любви не нужны причины. Она безусловна.
Но вместе с любовью приходит ответственность, и тут начинают действовать человеческие изобретения — Закон и воспитанное обществом чувство долга. На случай, если малышу достанутся нерадивые родители, в Законе прописано, чем они должны обеспечивать ребенка:
На самом деле обязанности родителей намного шире. Правда, психологи предлагают рассматривать их не с точки зрения долга родителей перед детьми, а как желание позаботиться об их будущем, продиктованное любовью. Окружить вниманием, теплом, заботой, дать необходимые знания, чтобы подготовить его к будущей самостоятельной жизни.
Только постоянное общение дает подрастающему человечку уверенность в том, что он важен родителям. Когда им интересно, как он провел день, что нового узнал, с какими трудностями столкнулся и как вышел из положения, что радовало сегодня, а что огорчало. Он должен видеть, что родители задают не дежурные вопросы, а искренне интересуются, выслушивают, сопереживают — переживают те же эмоции, что и он. Не отмахиваются, ссылаясь на занятость, а готовы отложить дела ради того, чтобы узнать, что его беспокоит.
Тогда он будет бежать к родителям, чтобы поделиться с ними важной для него новостью. И меньше всего ему будет интересно, есть ли у мамы в сумке подарок для него, и сколько папа даст карманных денег. Воспитанный в атмосфере внимания, малыш научится ценить человеческое общение.
Родители должны не только слушать своих детей, но и стараться их понять. Не говорить с ними в приказном тоне, а взаимодействовать, сообща искать решения, удобные обеим сторонам.
Приведу распространенные ошибки, допускаемые родителями, и способы правильной коммуникации:
Часто, опасаясь, что сын или дочь попадут под дурное влияние, родители тщательно контролируют их круг общения, ограничивая нежелательные контакты. Должны ли родители выбирать друзей своим детям? Если между вами установлен психологический контакт, то они сами расскажут обо всех своих друзьях, приятелях. И вы сможете вовремя отреагировать на сомнительные знакомства. Не запретом, а разбором поведения такого друга в доверительной беседе.
С вашей помощью ребенок увидит плюсы и минусы подобной дружбы, затем сам сделает верный вывод. Не навязывайте свое мнение. Умение разбираться в людях, выбирать друзей — важный навык, который должен развиться у взрослеющего человека. Задача родителей — научить анализировать поступки окружающих. Будьте рядом, ненавязчиво контролируйте, направляйте, но дайте самому определяться с правильным решением. Подмена ценностей Когда у родителей недостаточно времени для общения с сыном или дочерью, они «задабривают» его дорогими подарками или деньгами: покупают бесконечное количество игрушек, красивой одежды и всего, на что укажет маленький требовательный пальчик. Это не про заботу и любовь, а про подмену ценностей. Вместо человеческого внимания они занимают ребенка бездушными материальными безделушками.
А между тем, лишают своих чад возможности мечтать, стремиться к достижению цели. Когда все появляется по мановению руки, человек становится пассивным потребителем, не умеющим самостоятельно добиваться целей. Где же тут забота о будущем? Таким родителям до старости придется помогать взрослым детям. Они очень заблуждаются, если считают, что благодарные дети должны будут платить им за щедрость любовью и заботой. Такие дети перестают ценить родителей. Они ценят их покупательскую способность.
Родители должны помнить о том, что когда избалованный ребенок, не знающий отказа, перестанет получать от родителей желаемое, он начнет давить на чувство вины или, что еще хуже, шантажировать: «У тебя для меня никогда нет времени… Ты меня не любишь!», «А вот Маше купили! А ты не можешь!». В дальнейшем эти же дети будут такими же ценностями измерять свою любовь к собственным отпрыскам. И так же испытывать чувство вины при отсутствии возможности удовлетворить их потребности. Круг замкнется.
Хуже всего детям из несостоятельных семей, которым мало уделяют внимания, но все так же стараются откупиться подарками. Они, наблюдая за «благополучными» сверстниками, сравнивают своих родителей с другими. Сравнение, естественно, не в их пользу. Воображение вырисовывает образ идеального родителя, богатого и щедрого. Взрослея, они сами будут стремиться ему соответствовать. Хорошо, если это удастся. Иначе причин для возникновения чувства вины только прибавится. Когда человеку не привиты душевные ценности и слабо обеспечены материальные, формируется комплекс неполноценности.
Многие родители интересуются, должны ли они давать детям карманные деньги. Чтобы научиться ими распоряжаться — да. Чтобы откупиться — нет. Важно привить ребенку понимание того, что деньги — не замена родительского внимания, а ресурс, которым нужно уметь пользоваться. Но тема карманных денег настолько обширна, что о ней нужно писать отдельную статью.
Какую роль в воспитании мальчика играет мать
Первое слово, нежное слово
Важность роли отца в становлении сына не подвергается сомнению. В то же время выражение «настоящего мужчину воспитывает его мать» считается аксиомой. Не в последнюю очередь это связано с тем, что во многих семьях ввиду отсутствия супруга (абсолютного или частичного — пример «папы выходного дня») все родительские функции вынуждена выполнять женщина. Впрочем, даже когда ячейка общества представлена в полном составе, чаще всего именно мама большую часть времени занимается детьми. Как вырастить своего любимого малыша успешным и уверенным в себе мужчиной? Беседуем со старшим преподавателем кафедры психологии и управления Минского областного института развития образования психологом Ириной Ботяновской.
— Ирина Викторовна, есть мнение, что для мальчика именно мама становится образцом настоящей женщины в его дальнейшей жизни. Так ли это на самом деле? Правда ли, что как бы ни относились друг к другу свекровь и невестка, между ними почти всегда много общего? Не обязательно внешность, конечно. Речь скорее о духовном родстве, похожем восприятии жизни, поведении.
— Как-то в одной из книг прочитала: «Если вы обучите мальчика, то получите образованного мужчину. Если вы обучите мать, то получите образованную семью». Уникальная способность матерей — оказывать влияние на род, последующие поколения. Мама действительно является первым образцом настоящей женщины для сына. Нередко в жены выбирается мамина копия. Потому что для мальчика мама — синоним защиты, безопасности, стабильности, комфорта. Вполне естественно, что и в будущей жене он хочет видеть аналогичные качества. Но нередки случаи, когда по разным причинам мать не способна дать ребенку эти ощущения. И тогда защиту и стабильность он находит, допустим, в лице учительницы или близкой родственницы, бабушки. Предсказать, на кого будет равняться сын, не так уж сложно. В поддержке, мудрости, безопасности нуждаются порой не только маленькие мальчики, но и вполне взрослые мужчины со сложившимся характером.
— Нашла в интернете совет: «В воспитании сына маме очень важно не переборщить с лаской, нежностью и опекой». Но где проходит невидимая грань между шансом вырастить доброго, отзывчивого мужчину или же — типичного «маменькиного сынка», прототипа бородатых анекдотов и современных телешоу про Розу Марковну и Сему?
— Нужно понять одну простую вещь: проявляя нежность, мы заботимся о комфорте других, а проявляя опеку — о себе. Поэтому с лаской и нежностью переборщить сложно. С опекой же — элементарно. Будьте честны с собой, отвечая на вопрос, о чем вы думаете в первую очередь, когда покупаете малышу дорогие красивые игрушки, отдаете ребенка в частный детский сад или выбираете повзрослевшему сыну невесту — о его предпочтениях и желаниях или о собственном комфорте? И я уверена, что чем больше вы начнете задумываться об этом, тем легче вам будет ответить на вопрос, счастливого или удобного ребенка (а впоследствии — мужчину) вы хотите вырастить.
— Мужчина, обожающий свою мать и во многом зависящий от ее мнения, с одной стороны, выглядит весьма трогательно. Но с другой — это привносит в его жизнь слишком много проблем, начиная от отношений с женой, которой вряд ли нравится всегда быть для него на вторых ролях, и заканчивая собственным неумением принимать решения и нести за что-то ответственность, ибо «мама знает, как лучше». Эмоциональное привязывание сына к себе — это вообще нормально?
— Не секрет, что каждому возрасту соответствуют свое место в социуме, свои социальные отношения, свои социальные роли. Все эти явления, а также переживания, касающиеся занимаемого в социальной среде места и выполняемых ролей, объединяются одним психологическим термином — «социальная ситуация развития». И эта социальная ситуация развития формирует личность ребенка. Всем известно о «детях-маугли». Это дети, которые по каким-то причинам жили вне человеческого общества и воспитывались животными. И попав во взрослом возрасте в человеческий мир, они еле-еле наверстывали пропущенные годы развития вне человеческого общества, вне социума. И многого наверстать так и не смогли.
Так вот, социальная ситуация развития ребенка до года носит название «Мы». Многие мамы так и говорят: «Мы пошли на горшок», «У нас вырос первый зубик» или «Мы не любим стричься». Почему так происходит? Ребенок на первых порах ничего не может без взрослого человека. Малыш и мама связаны (младенец плачет — у мамы начинает течь грудное молоко). Но примерно к году жизни сынишки ситуация меняется. Окружающее, безразличное ранее, становится привлекательным или отвергаемым. Ребенок начинает самостоятельно ходить, у него возникает речь. И постепенно мама все меньше нужна ему как «перевозчик» и «переводчик». Между мамой и малышом встает условный предмет, вокруг которого и строится их общение на ближайшие пару лет. Все, что можно достать, достается. Все, что можно открыть, открывается. Социальная ситуация развития «Мы» разрывается по инициативе ребенка ради познания окружающей действительности.
И вдруг мы слышим такие заявления мамы: «Мы хотим именно в вашу школу» (6 лет), «Мы выбираем (или не выбираем) ваш кружок (факультатив)» (3-й класс), «Мы поступили в университет» (1-й курс) и — внимание! — «Вы нам не подходите» (заявление потенциальной свекрови своей теперь уже, скорее всего, несостоявшейся невестке). Программа развития дала сбой! Надеюсь, это ответ на вопрос, нормально ли эмоциональное (да и любое другое) привязывание ребенка к себе мамой.
— А как насчет искренней дружбы? Должна ли мама быть для сына-подростка «своим парнем», обсуждать с ним все подряд, давать советы?
— Стены наших домов сегодня все больше становятся «прозрачными». И маме все сложнее конкурировать с многочисленными «экспертами» из социальных сетей, друзьями и приятелями сына. Но парадокс в том, что с мамой в выполнении ее ролей никто из окружающих конкурировать не может, да и не хочет. Так стоит ли ей стараться сменить свое уникальное предназначение на другое? Оставайтесь мамой. В этой роли вы — лучшая, здесь конкурентов вам нет!
— Какие ошибки, которые впоследствии имеют влияние на поведение взрослого мужчины, чаще всего совершают матери мальчиков?
— Одной из самых распространенных ошибок как раз является чрезмерная опека ребенка, из-за чего он не может развиваться в кругу своих сверстников. Мама не может заменить собой весь мир для ребенка, но в маминых силах научить его жить в этом мире.
Еще одна крайность — эмоциональное отвержение, холодность. Не так давно наблюдала такую картину: трехлетний малыш бросался песком, мама пригрозила ему, что уйдет и бросит его в песочнице одного. Бросаться песком он перестал. Но в ответ мама получила отчаянный детский крик: «Мама, не бросай меня!» Это уже перебор, согласитесь.
Столичный психолог рассказала о роли матери в разные периоды жизни ребенка
22 октября 2020 года
В младенчестве ребенок не может обходиться без мамы. Со временем он подрастает, и ее роль меняется, но значение не уменьшается. Подробнее об этом рассказала психолог семейного центра «Печатники» Ирина Кутянова.
Дайте ребенку свободу выбора!
В семейный центр «Печатники» обратилась мама 12-летнего сына. Она жаловалась, что ребенок перестал слушаться. После нескольких встреч с психологом мать поняла, что необходимо перестраивать отношения с подрастающим сыном, дать ему больше свободы, например, в выборе увлечений и кружков, при этом мягко направляя его энергию в конструктивное русло.
Период от 0 до 1 года
«Самая важная задача мамы в этот период — эмоциональный и телесный контакт с малышом, удовлетворение его базовых потребностей, развитие ребенка сообразно его возрасту», — говорит психолог.
Для ребенка (от 0 до 1 года) очень важно пережить опыт безусловной любви матери к малышу. Через взаимодействие с мамой он формирует базовое доверие либо недоверие к миру. Если мама реагирует на сигналы от ребенка, понимает их, взаимодействует с чадом, дарит ему свою любовь и заботу, то он формирует установку, что мир хороший, доброжелательно относится к нему. И в дальнейшем ему будет гораздо проще выстраивать отношения с другими людьми, стать самостоятельным и независимым.
В самом раннем возрасте ребенок нуждается в тактильном контакте, не случайно такие приспособления, как слинг и кенгуру, очень популярны. Если малыш плачет, не голоден, чист, то первым делом нужно взять его на руки. Находясь в телесном контакте с мамой, у нее на руках, он успокаивается. «Не раздражайтесь на плач маленького ребенка, а постараться успокоить и выяснить причину. За этим стоит неудовлетворенная потребность или дискомфорт. Он плачет, когда что-то не так, если устал или голоден, а не для того, чтобы насолить родителям или манипулировать ими», — советует Ирина.
Из развивающих игр в этом возрасте актуальны яркие погремушки, неваляшки, игрушки, с разными наполнителями, которые малыш может брать в ручки (например, крупы, горох и т. п.). Такие игрушки родители могут сделать своими руками. Актуальны песенки и колыбельные, которые мама поет для малыша. Также очень важно разговаривать с ребенком: общение должно выражать радость и любовь к малышу.
Раннее детство: от 1 до 3 лет
Начиная с 1 года, ребенок учится самостоятельно ходить, основная роль мамы — создать безопасную среду для малыша. Также это время, когда ребенок активно развивается. Мама становится проводником ребенка в окружающий мир, она учит называть предметы, произносить слова и предложения. При этом важно, чтобы речь мамы была неторопливой, тогда малыш гораздо быстрее научится говорить. Можно слушать и петь с малышом простые песенки.
Обеспечьте безопасное пространство: уберите из доступных для ребенка мест бытовую химию, острые предметы, поставьте ограничители на шкафы, розетки, окна.
Обучите ребенка основам безопасного поведения: не выбегать на дорогу, не подбирать мусор с земли, не отбирать игрушки у других детей. Очень важно делать это в корректной форме, не кричать на ребенка. А находясь на улице и в общественных местах, всегда держите ребенка за руку. Таким образом вы передаете ему информацию о внешнем мире, о том, как он устроен, при этом обеспечиваете его безопасность.
Из развивающих игр отдайте предпочтение пальчиковым, которые тренируют мелкую моторику: «сорока-ворона», пальчиковая гимнастика.
Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет
С каждым годом с ребенком становится все интереснее общаться, можно обсуждать с ним, что происходит на улице или в парке, собирать вместе осенние листья, делать поделки для детского сада. Как правило, в этот период мама возвращается на работу, если нет младших братьев и сестренок, а ребенок начинает ходить в детский сад.
С началом посещения детского сада жизнь ребенка меняется, он учится общению не только в семье, но и первом детском коллективе с другими детьми. «Обращайте внимание на то, к чему тянется ребенок: одним детям нравится рисовать, а другие больше увлекаются танцами или спортом. Учитывайте, как ребенок адаптируется к садику, охотно ли остается в группе, как общается с другими ребятами. Поощряйте природные стремления детей с раннего возраста, и тогда в будущем они могут раскрыться в полной мере и стать настоящими талантами», — комментирует психолог.
Младший школьный возраст: от 7 до 11 лет
В этом возрасте ребенок еще сохраняет много детских качеств, он по-прежнему нуждается в заботе и сопровождении. Основное изменение, которое происходит в этот период, — это начало обучения в школе. Мама как никто другой может помочь в адаптации ребенка, вовремя выявить проблему и решить ее.
«Находитесь рядом, помогайте ребенку, если у него сразу не получается решить задачку или написать прописи. Не давите на него, а объясните, что если у него будут сложности, он всегда может обратиться с вопросом и за помощью к маме. Интересуйтесь, как у него успехи, что непонятно или сложно, с какими трудностями сталкивается ребенок, с кем общался в школе, какие предметы самые любимые», — говорит Ирина.
Подростковый период: от 12 до 15 лет
Этот период самый сложный в жизни не только родителей, но и детей. Поэтому роль матери должна заключаться в понимании задатков и способностей подростка, которые нужно помогать развивать. Ребенок в этом возрасте больше ориентируется на сверстников, чем на мнение родителей. В то же время это нормальное явление и связано с взрослением ребенка. Трудности подросткового возраста пройдут, но важно в течение этого периода сохранить контакт с ребенком. Помогут в общении с ребенком признание его взросления, расширение самостоятельности и ответственности, привлечение к помощи по дому.
«Роль мамы в этом возрасте заключается в том, чтобы помочь сориентироваться ребенку в будущей профессии, сохранить хорошие отношения, поддерживать эмоциональную связь. В этот период с подростком можно общаться на темы, которые его волнуют: о смысле жизни, предназначении, о жизни и смерти», — считает психолог.
Кризисы
В общении с ребенком важно учитывать переломные моменты, или кризисы развития: по Льву Выготскому это 1 год, 2 года, 3 года, 6 —7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, которые дают новое качество в развитии детей: 1 год — овладение ходьбой; 2 года — формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года — период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка, малыш осознает себя как личность; 6–7 лет — период подготовки к школе; 12–13 лет — пубертатный период, период полового созревания.
Где могут помочь
В случае если мамы хотели бы разобраться в том, как они могут лучше общаться и развивать детей разного возраста, всегда можно обратиться к специалистам столичных семейных центров за квалифицированной помощью через портал «Мой семейный центр». Психологи подскажут родителям, как лучше взаимодействовать с детьми. Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы