Что может делать депутат государственной думы в дополнение к своей основной деятельности
Прямое взаимодействие с жителями – одно из основных направлений в работе депутата
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
Продолжаем соблюдать необходимые меры предосторожности, оберегать наших избирателей и не менее эффективно решать их вопросы».
Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов:
«Прием населения – это фактически прямая адресная помощь горожанам. Считаю этот формат взаимодействия с жителями ключевой частью своей депутатской работы. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация диктует достаточно жесткие требования, общение с людьми проходит в дистанционном формате, и главным рабочим инструментом стал телефонный аппарат. Но этот факт отнюдь не снижает остроты вопросов, с которыми москвичи ко мне обращаются.
Каждый раз у нас выстраивается содержательный и порой весьма эмоциональный диалог, я сталкиваюсь с целым потоком вопросов и проблем, среди них по-настоящему острые, требующие немедленной реакции. Впрочем, для каждого человека, обратившегося за помощью, именно его вопрос, разумеется, самый важный. По-другому ведь не бывает.
Что касается конкретной тематики приемов, то жителей столицы, как свидетельствует мой опыт, волнуют прежде всего вопросы, относящиеся к социальному блоку. Это и просьбы об улучшении жилищных условий, об ускорении процесса постановки на учет многодетных семей, кто-то сталкивается с трудностями при оформлении статуса «ветеран труда» или «труженик тыла», есть жалобы на работу управляющих компаний. Также регулярно поднимаются вопросы правовой защиты граждан.
Безусловно, радует то, что люди охотно идут на прямой откровенный разговор со своим депутатом, доверяя ему и надеясь, что в итоге это обращение изменит их жизнь к лучшему. Во всяком случае свою основную задачу вижу именно в содействии такому изменению».
Руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:
«Личные приемы избирателей так же важны для депутата, как и заседания, на которых мы принимаем законы города Москвы. Именно в разговорах с жителями происходит сверка повестки нашего парламента, востребованности решений, появляются новые темы и проблемы, которые требуют решения на законодательном уровне.
В период пандемии и связанного с ней режима ограничений долгое время приемы проходили в дистанционном формате: по телефону или даже посредством Zoom-конференций, если были коллективные запросы. Такой формат оказался эффективным, и его можно будет продолжить в будущем наряду с личными приемами, так как экономится время на дорогу в общественную приемную. Это важно для работающих москвичей, позволяет обратиться маломобильным людям или находящимся в группе риска заражения коронавирусной инфекцией, опасность которой хоть и уменьшилась, но не исчезла.
Чаще всего ко мне обращаются по вопросам реновации, градостроительным проблемам и конфликтам, неудовлетворительной работе управляющих организаций, неправильно начисляемых коммунальных тарифов. Алгоритмы решения таких обращений есть, все решаемо, если есть активные жители, готовые идти вместе со мной до конца».
«В период действия жестких ограничений, связанных с пандемией, я осуществляла дистанционный прием граждан: обращения принимались по телефону, через электронную почту и соцсети. Ряд проблем, связанных с оказанием медицинской и иной помощи людям, заболевшим COVID-19, решался в рабочем порядке достаточно оперативно.
Основные обращения в пандемию касались диагностики коронавируса, помощи в получении иных медуслуг, не связанных с COVID-19. Значительное количество обращений поступало в связи с режимом самоизоляции, а также в связи с использованием приложения «Социальный мониторинг», необоснованными штрафами, некорректной работой приложения. В целом было много вопросов к целесообразности этих мер, а также целесообразности введения цифровых пропусков.
Поступали обращения от медиков по вопросам выплат положенных премий за работу с коронавирусными пациентами, запросы, связанные с использованием общественного и личного транспорта. В частности, запросы о предоставлении бесплатной парковки врачам и отмене платной парковки на период пандемии. Также поступали обращения о мерах поддержки для самозанятых и временно лишившихся дохода из-за пандемии людей. Особое внимание москвичи уделяли проблеме оптимизации поликлиник и больниц, необходимости срочного отказа от такой политики, возврата инфекционных больниц и строительства новых поликлиник в шаговой доступности.
Однако, несмотря на увеличение числа вопросов, связанных с медициной, сохранялись в большом количестве обращения по капитальному ремонту, качеству услуг ЖКХ и благоустройству, а также вопросы социального характера и касающиеся проблем образования».
Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев:
«Летний прием проходит в трех приемных фракции в ЦАО, СВАО, ЮАО. На сегодняшний день на очный прием стало приходить меньше жителей, в целом москвичи предпочитают обращаться через электронную приемную. По особо острым вопросам стараюсь выезжать оперативно на местность или направляю своих помощников. Основные вопросы москвичей связаны все-таки с пандемией: сложности с оплатой коммунальных услуг, а также нарушения при строительных работах, московский стройкомплекс начал бешеными темпами наверстывать упущенное за период пандемии. Также обращаются по вырубке зеленых насаждений, шумным ночным работам.
Особенно остро встал вопрос москвичей о невозможности оплачивать кредитные обязательства перед финансовыми учреждениями, ведь в период пандемии часть людей потеряли свои рабочие места. С подобными обращениями начали приходить даже жители из ближайшего Подмосковья».
Председатель комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция партии «Единая Россия»:
«Зачем нужны приемы жителей? Зачем вообще обращаться к депутатам? Вопрос непраздный. Ведь в 95% случаев поступающие обращения никак не связаны с работой Мосгордумы и непосредственными полномочиями депутата МГД. Но наша задача – подсказать жителям верную юридическую формулу решения проблемы, направить нужный запрос, обратить внимание на ту или иную ситуацию коллег из исполнительной власти, добиться решения проблемы, держать это решение на контроле.
Письма, жалобы и сообщения, которые поступают ко мне на личном приеме, на почту, через социальные сети или мобильную линию, всегда касаются большого спектра. Кто-то сообщает о проблеме конкретного двора, дома, подъезда, кого-то волнует тема экологии или работы правоохранительных органов, кто-то задает личный вопрос о своей ситуации или о ситуации близких родственников. Кому-то достаточно просто направить мне обращение, а кому-то важно попасть на личный прием. В целом, не так важна форма, как результат».
Депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин, фракция партии «Яблоко»:
«К сожалению, официальный прием в Думе из-за пандемии возможен только в дистанционном формате. Это не очень удобно для жителей, поэтому часто приходится, поговорив с ними по телефону, выезжать на место.
Вопросы, с которыми обращаются жители, очень разные и в каждый необходимо вникать отдельно. В основном это проблемы с нерадивыми чиновниками различного рода. Некачественный капитальный ремонт и нарушение прав в связи с новым строительством и реновацией. Последний вопрос широко распространен сейчас в Пресненском районе».
Главное на тему борьбы с коронавирусом и экономическими последствиями пандемии:
С какими вопросами обращаться к депутатам?
Я живу в Санкт-Петербурге, в Петроградском районе, в муниципальном округе Кронверкское. Знаю, что у нашего округа, района и города есть выбранные депутаты. У них определенная зона ответственности, часы и место приема.
Но с чем именно можно прийти к местному депутату? Например, не только у меня есть желание изменить одну из статей жилищного кодекса. Чем депутат действительно может помочь? Как лучше обратиться: массово с сотней подписей или даже один мой голос может что-то изменить? Как взаимодействуют граждане и депутаты?
К любому депутату можно прийти с конкретным вопросом или проблемой. Но важно, чтобы они были в пределах его полномочий. Так, в Санкт-Петербурге, где вы живете, два вида депутатов: депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, или городские депутаты, и депутаты муниципальных округов. У каждых свои полномочия.
Расскажу, с какими вопросами можно обращаться к местным депутатам и как это сделать. Но сразу предупрежу. Чтобы внести изменения в федеральное законодательство, в том числе жилищный кодекс, лучше обращаться к депутатам Госдумы: у них есть право законодательной инициативы.
Какие бывают депутаты
В России вопросы местного самоуправления и полномочия местных депутатов регулируются законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он прямо действует на территории всей страны, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Поэтому с депутатами и местным самоуправлением в этих городах не все так просто.
Санкт-Петербург — это субъект РФ. У него свой законодательный орган — законодательное собрание Санкт-Петербурга, или ЗакС. Там работают городские депутаты.
При этом Санкт-Петербург разделен на 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок. В каждом образовании есть администрация и совет муниципальных депутатов.
Города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, сами определяют, какие полномочия передать на низовой уровень — в муниципальные образования. Для этого они принимают отдельные законы.
Похожим образом организовано местное самоуправление в Москве и Севастополе.
Как победить выгорание
Полномочия депутатов
Поскольку бывают депутаты разных уровней, то и полномочия у них разные.
Так, городские депутаты Санкт-Петербурга:
У депутатов муниципальных округов полномочия поскромнее — они называются вопросами местного значения. Муниципальные депутаты Санкт-Петербурга, например:
В отдельных муниципальных округах — например, в Репине, Шушарах и вашем округе, Кронверкское, — полномочия депутатов шире. Они участвуют в работе призывной комиссии, проводят местные праздники и досуговые мероприятия. А еще отвечают за благоустройство территории муниципального округа, следят за текущим ремонтом и дорогами.
Также у муниципальных депутатов в Санкт-Петербурге есть некоторые государственные полномочия, к примеру:
Муниципальные депутаты не сами вывозят мусор или выписывают штрафы. Они реализовывают свои полномочия через решения коллегиального органа — совета депутатов. Сотрудники муниципалитета готовят проекты решений и рассылают их депутатам, которые на заседании совета обсуждают проекты, вносят поправки и голосуют за или против. Когда решение вступает в силу, муниципалитет берет его в работу.
Если сравнить полномочия городских и муниципальных депутатов, видно, что городские решают вопросы в масштабах города, а муниципальные — местные проблемы, и то далеко не все.
А в Москве, например, у муниципальных депутатов полномочия еще уже, чем в Санкт-Петербурге. Хотя есть несколько необычных полномочий:
Как обратиться к депутату
Каждый гражданин вправе прийти на прием к депутату или написать обращение.
Личный прием граждан — это обязанность депутатов. У каждого депутата свои часы приема. График приема граждан муниципальными депутатами можно найти на сайте управы района.
Вид и форма обращения зависят от конкретной ситуации. Если вопрос личный, то хватит, например, приема. А если ситуация затрагивает интересы многих людей — например, речь об очередной точечной застройке, — то лучше собрать подписи нескольких сотен людей.
Коллективное обращение с подписями — это сигнал о социальной напряженности населения для депутатов и госслужащих. Такие обращения попадают в отдельный реестр и находятся на контроле.
В письменном обращении лучше быть конкретным, избегать эмоциональных и пространных рассуждений. В идеале сослаться на нормы права и законы. И четко написать, чего конкретно вы хотите. Лучше ограничиться 2—3 страницами : больше никто читать не будет.
По закону депутат должен рассмотреть обращение только в пределах своих полномочий. В остальных случаях надо переслать обращение в профильный комитет. Поэтому важно сразу обращаться по адресу, чтобы не получить формальный ответ и не ждать, когда просьба дойдет до правильного адресата.
С другой стороны, ничто не запрещает депутату заниматься вопросами, которые не входят в его полномочия. Как-то ко мне на прием пришла пенсионерка, у которой были проблемы с задолженностью по коммуналке: юристы районного ЖЭКа не хотели делать рассрочку и требовали полностью выплатить долг, иначе обещали взыскать деньги через суд. Это сфера гражданских правоотношений, и муниципальный депутат никак их не касается. Мне было несложно позвонить директору ЖЭКа, коротко описать ситуацию и попросить войти в положение. В итоге пенсионерка договорилась о рассрочке.
Что может сделать депутат
Депутат не сантехник и не начальник местного ЖЭКа, хотя бывает и так. Поэтому он не может пойти и решить проблему одним махом — многое зависит от самого депутата и того, насколько он готов помогать.
У муниципального депутата в Санкт-Петербурге есть несколько инструментов, при помощи которых он может помочь гражданам:
Что в итоге
Депутаты бывают разных уровней и занимаются решением разных проблем.
Обращаться к депутатам можно и нужно, но лучше направлять обращения по адресу, чтобы не столкнуться с «футболом» и формальным подходом к рассмотрению вопросов.
В то же время решение проблемы во многом зависит от желания депутата: он может выйти за пределы полномочий и помочь.
Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 октября 2016 г. N 4-7 ГД часть 1 изложена в новой редакции
1. Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, и депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, выдвигавшиеся политической партией в качестве кандидатов в составе федерального списка кандидатов, и все депутаты Государственной Думы, выдвигавшиеся этой политической партией в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Информация об изменениях:
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 октября 2016 г. N 4-7 ГД статья 16 дополнена частью 1.1
1.1. Во фракцию могут входить также депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательным округам, если в качестве кандидатов они были выдвинуты политической партией, федеральный список кандидатов которой не был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, и депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательным округам, если в качестве кандидатов они были выдвинуты в порядке самовыдвижения.
Информация об изменениях:
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 октября 2016 г. N 4-7 ГД часть 2 изложена в новой редакции
2. Полное наименование фракции должно соответствовать наименованию политической партии, указанному в уставе политической партии. Фракция вправе иметь установленное положением о фракции краткое наименование, соответствующее ее полному наименованию.
Информация об изменениях:
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 февраля 2017 г. N 1005-7 ГД в часть 3 внесены изменения
3. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции фракция может образовывать руководящий орган (руководящие органы). Руководитель фракции вправе иметь до тридцати помощников на общественных началах по работе в субъектах Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 января 2008 г. N 35-5 ГД часть 4 изложена в новой редакции
4. В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции.
Информация об изменениях:
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 февраля 2017 г. N 916-7 ГД в часть 4.1 внесены изменения
4.1. В части материально-технического обеспечения деятельности первый заместитель руководителя фракции численностью более 225 депутатов Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции, являющийся руководителем внутрифракционной группы, численность которой превышает численность любой фракции в Государственной Думе, за исключением фракции, в составе которой была создана данная внутрифракционная группа, приравниваются к руководителю фракции.
5. Деятельность фракции организуется ею в соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях», настоящим Регламентом, положением о фракции.
Информация об изменениях:
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 октября 2016 г. N 4-7 ГД в часть 6 внесены изменения
6. Фракция принимает положение о фракции на организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, избранных в Государственную Думу в составе федерального списка кандидатов от соответствующей партии, и депутатов Государственной Думы, выдвигавшихся этой партией в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам. В положении о фракции устанавливаются:
а) полное и краткое (если оно имеется) наименование фракции;
б) структура фракции;
в) порядок избрания руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции;
г) порядок избрания руководящих органов фракции (если они имеются);
д) порядок избрания (назначения) лиц, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;
е) порядок принятия решений фракции;
ж) иные положения, касающиеся внутренней деятельности фракции.
7. Решения фракции принимаются, как правило, открытым голосованием. Фракция может принять решение о проведении тайного голосования. Решения фракции принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Регламентом, положением о фракции.
Информация об изменениях:
8. Фракции информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту о решениях по вопросам организации своей деятельности.
Статья 8. Взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ в часть 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения
1.1. Утратила силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
2. Депутат Государственной Думы обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.
3. Депутат Государственной Думы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
4. Депутату Государственной Думы ежемесячно предоставляются соответствующие дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона дополнена частью 5
5. Встречи депутата Государственной Думы с избирателями в целях информирования о своей деятельности проводятся в пределах территории, определенной данному депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона дополнена частью 6
6. Встречи депутата Государственной Думы с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат Государственной Думы вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона дополнена частью 7
7. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов Государственной Думы с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) для проведения встреч депутатов Государственной Думы с избирателями, и порядок их предоставления.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона дополнена частью 8
8. Воспрепятствование организации или проведению в соответствии с настоящим Федеральным законом встреч депутатов Государственной Думы с избирателями влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона дополнена частью 9
9. Встречи депутата Государственной Думы с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона дополнена частью 10
10. Воспрепятствование организации или проведению встреч депутата Государственной Думы с избирателями в форме публичного мероприятия, определяемого законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 440-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»»
Принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 74; 1999, N 28, ст. 3466; 2001, N 7, ст. 614; N 32, ст. 3317; 2002, N 28, ст. 2785; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 160; N 27, ст. 2700; 2004, N 17, ст. 1588; N 25, ст. 2484; N 35, ст. 3607; N 51, ст. 5128; 2005, N 19, ст. 1749; N 30, ст. 3104; 2006, N 29, ст. 3123, 3124; N 31, ст. 3427; 2007, N 1, ст. 40; N 6, ст. 683; N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; 2008, N 13, ст. 1186; N 44, ст. 4996; N 52, ст. 6229; 2009, N 7, ст. 772, 789; N 20, ст. 2391; 2010, N 31, ст. 4181; 2011, N 1, ст. 16; N 31, ст. 4703; N 43, ст. 5975; N 48, ст. 6730; 2012, N 47, ст. 6389; N 50, ст. 6954, 6961; 2013, N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3439; N 30, ст. 4042; 2014, N 11, ст. 1094; N 26, ст. 3397; N 30, ст. 4217; 2015, N 10, ст. 1393; N 27, ст. 3987; N 41, ст. 5639; N 45, ст. 6204; 2016, N 19, ст. 2670; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4244; N 52, ст. 7500; 2017, N 1, ст. 46; N 24, ст. 3476; N 31, ст. 4776; 2018, N 47, ст. 7129; N 53, ст. 8487; 2019, N 27, ст. 3532; N 40, ст. 5488; N 51, ст. 7484; 2020, N 17, ст. 2726) следующие изменения:
1) наименование изложить в следующей редакции:
«О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
2) в преамбуле слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «член Совета Федерации» заменить словами «сенатор Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
б) часть первую изложить в следующей редакции:
а) представитель от субъекта Российской Федерации;
в) представитель Российской Федерации, назначенный Президентом Российской Федерации.»;
г) в части третьей слова «Членом Совета Федерации» заменить словами «Сенатором Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Статус члена Совета Федерации» заменить словами «Статус сенатора Российской Федерации»;
в) в части второй слова «члены Совета Федерации» заменить словами «сенаторы Российской Федерации»;
г) дополнить частью второй 1 следующего содержания:
в абзаце первом слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «в» слова «члена (депутата) Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «г» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «д» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «е» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «ж» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
в пункте «з» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
е) в части четвертой слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации»;
ж) в части пятой слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) часть первую изложить в следующей редакции:
«1. Порядок установления срока полномочий сенатора Российской Федерации и порядок установления сроков начала и прекращения осуществления сенатором Российской Федерации своих полномочий определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в абзаце первом слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «а» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
пункт «б» изложить в следующей редакции:
«б) избрания сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или выборным должностным лицом местного самоуправления, а равно назначения сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, поступления сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу;»;
пункт «в» изложить в следующей редакции:
«в) участия сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией в случае, предусмотренном пунктом «г» части второй статьи 6 настоящего Федерального закона, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, предусмотренным пунктом «в» части второй статьи 6 настоящего Федерального закона;»;
в пункте «в 1 » слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «в 2 » слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
пункт «в 3 » изложить в следующей редакции:
«в 3 ) установления фактов, свидетельствующих о несоблюдении требований, ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации в отношении лиц, претендующих на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы:
в пункте «в 4 » слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
пункт «г» изложить в следующей редакции:
«г) утраты сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;»;
в пункте «д» слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
в пункте «е» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «ж» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «и» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в) пункт «а» части третьей после цифр «111» дополнить цифрами «, 112»;
г) в части четвертой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации», слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в) в части второй слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
г) в части третьей слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
в) в части первой 1 слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации», слова «от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ» исключить, слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в абзаце первом слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
пункт «а» изложить в следующей редакции:
«а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или выборным должностным лицом местного самоуправления, замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью первой 1 настоящей статьи;»;
в пункте «е» слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации», слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
д) в части второй 1 слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
е) в части второй 2 слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации», слова «членами Совета Федерации» заменить словами «сенаторами Российской Федерации»;
ж) в абзаце первом части второй 3 слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
з) части третью и четвертую признать утратившими силу;
и) в части пятой слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в абзаце первом слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «е» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в) в части третьей слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
10) статью 9 изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Соблюдение этических норм сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы
Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации», слова «членами Совета Федерации» заменить словами «сенаторами Российской Федерации»;
в пункте «а» слова «членами Совета Федерации» заменить словами «сенаторами Российской Федерации»;
пункт «б» изложить в следующей редакции:
«б) соблюдения сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы ограничений и запретов, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.»;
г) пункт «а» части четвертой изложить в следующей редакции:
«а) правоохранительными, налоговыми и иными федеральными государственными органами;»;
д) в части седьмой слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
е) в части восьмой слова «членами Совета Федерации» заменить словами «сенаторами Российской Федерации»;
ж) в части девятой слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в абзаце первом слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации», слова «к члену Совета Федерации» заменить словами «к сенатору Российской Федерации»;
в пункте «б» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «к члену Совета Федерации» заменить словами «к сенатору Российской Федерации»;
в) в части второй слова «к члену Совета Федерации» заменить словами «к сенатору Российской Федерации»;
г) в части третьей слова «к члену Совета Федерации» заменить словами «к сенатору Российской Федерации»;
13) в наименовании главы II слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
в) в части второй слова «членов Совета Федерации» заменить словами «сенаторов Российской Федерации»;
г) в части четвертой слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
в) в части второй слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
г) часть третью изложить в следующей редакции:
«3. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы обязаны принимать личное участие в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членами которых они являются, в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. В случае невозможности присутствовать на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии по уважительной причине сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы заблаговременно информируют об этом соответственно Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя комитета, комиссии, сопредседателя согласительной и специальной комиссии. Ответственность за отсутствие на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы без уважительной причины устанавливается регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.»;
д) в части четвертой слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
16) часть вторую статьи 13 изложить в следующей редакции:
«2. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа сенаторов или депутатов соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
в) в части второй слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
18) часть вторую статьи 15 изложить в следующей редакции:
«2. В порядке работы соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации предусматривается время для обращения сенаторов, депутатов соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации с вопросами к должностным лицам, перечисленным в части первой настоящей статьи, и ответов на них.»;
19) статью 16 изложить в следующей редакции:
«Статья 16. Право сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами
По вопросам своей деятельности сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций независимо от форм собственности, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в) в части второй слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
г) в части третьей слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации»;
д) в части четвертой слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
е) в части пятой слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
21) статью 18 изложить в следующей редакции:
«Статья 18. Недопустимость вмешательства сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов
1. Вмешательство сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.
2. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
в) в абзаце первом части второй слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
г) в части третьей слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
д) в части четвертой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
е) часть шестую изложить в следующей редакции:
«6. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу сенатора Российской Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в) в части второй слова «член Совета Федерации» заменить словами «сенатор Российской Федерации»;
г) в части третьей слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
д) в части четвертой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
24) дополнить статьей 20 1 следующего содержания:
25) статью 21 изложить в следующей редакции:
«Статья 21. Право сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний
Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому, административному или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.»;
26) статью 22 изложить в следующей редакции:
«Статья 22. Обязательное государственное страхование сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае:
а) гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;
б) причинения увечья или иного повреждения здоровья.»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации»;
в) в части второй слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в) в части второй слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
г) части третью и четвертую признать утратившими силу;
д) в части пятой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
29) часть первую статьи 26 после цифр «111» дополнить цифрами «, 112»;
а) в наименовании слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Членам Совета Федерации» заменить словами «Сенаторам Российской Федерации»;
в) в части третьей слова «Члену Совета Федерации» заменить словами «Сенатору Российской Федерации», слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
г) часть четвертую изложить в следующей редакции:
д) в части шестой слова «Члену Совета Федерации» заменить словами «Сенатору Российской Федерации», слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации», слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
е) часть седьмую изложить в следующей редакции:
ж) часть девятую изложить в следующей редакции:
31) статью 28 изложить в следующей редакции:
«Статья 28. Ежегодный оплачиваемый отпуск сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
1. Сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы предоставляется отпуск продолжительностью, превышающей продолжительность, установленную частью первой настоящей статьи.»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Члену Совета Федерации» заменить словами «Сенатору Российской Федерации», слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
г) в части третьей слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
д) в части четвертой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
е) в части пятой слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
ж) в части седьмой слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
33) статью 30 изложить в следующей редакции:
«Статья 30. Предоставление сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы служебного помещения
Сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в здании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи.»;
а) в наименовании слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
б) в части первой слова «членам Совета Федерации» заменить словами «сенаторам Российской Федерации»;
в) в части второй слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
г) в части третьей слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
д) в части четвертой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
е) в части пятой слова «членами Совета Федерации» заменить словами «сенаторами Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
в) в части второй слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации»;
г) в части третьей слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
д) в части пятой слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
е) в части шестой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
ж) в части седьмой слова «Члену Совета Федерации» заменить словами «Сенатору Российской Федерации», слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
з) в части седьмой 1 слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации», слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
36) статью 33 изложить в следующей редакции:
«Статья 33. Право сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на внеочередное поселение в гостинице
Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение одного часа предоставлять сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостинице распространяется на лицо, сопровождающее сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы.»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Члену Совета Федерации» заменить словами «Сенатору Российской Федерации», слова «членов Совета Федерации» заменить словами «сенаторов Российской Федерации»;
в) в части второй слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации», слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации»;
г) в части третьей слова «член Совета Федерации» заменить словами «сенатор Российской Федерации», слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
д) в части четвертой слова «член Совета Федерации» заменить словами «сенатор Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в) в части второй слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
г) в части третьей слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
39) статью 36 изложить в следующей редакции:
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в) дополнить частью первой 1 следующего содержания:
г) в части второй слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
д) в части третьей слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
ж) в части пятой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
з) часть шестую изложить в следующей редакции:
«6. Помощнику сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы выдается удостоверение. В удостоверении, выдаваемом помощнику сенатора Российской Федерации, указывается, что он является помощником сенатора Российской Федерации по работе в Совете Федерации или по работе в субъекте Российской Федерации (с указанием наименования субъекта Российской Федерации). В удостоверении, выдаваемом помощнику депутата Государственной Думы, указывается, что он является помощником депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе или по работе на соответствующей территории (с указанием наименования (наименований) субъекта (субъектов) Российской Федерации). В удостоверение помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, работающего на общественных началах, вносится запись о его работе на общественных началах.»;
и) в части седьмой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации»;
к) в части восьмой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
л) в части девятой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в) часть вторую изложить в следующей редакции:
г) в части третьей слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
д) в части четвертой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
е) в части шестой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
ж) в части седьмой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
з) в части восьмой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в абзаце первом слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «а» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «б» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «в» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «г» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
к) в части одиннадцатой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
л) в части двенадцатой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
м) в части тринадцатой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в абзаце первом слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «а» слова «к члену Совета Федерации» заменить словами «к сенатору Российской Федерации»;
в пункте «б» слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации»;
в пункте «в» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации»;
в пункте «г» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «е» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в абзаце первом слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
в пункте «б» слова «члену Совета Федерации» заменить словами «сенатору Российской Федерации»;
в пункте «г» слова «с членом Совета Федерации» заменить словами «с сенатором Российской Федерации»;
в пункте «д» слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
а) в наименовании слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) в части первой слова «Члену Совета Федерации» заменить словами «Сенатору Российской Федерации», слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «член Совета Федерации» заменить словами «сенатор Российской Федерации»;
в) в части первой 2 слова «Член Совета Федерации» заменить словами «Сенатор Российской Федерации», слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
г) в части второй слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
д) в части третьей слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации», слова «членом Совета Федерации» заменить словами «сенатором Российской Федерации»;
е) в части четвертой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
ж) в части пятой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
з) в части шестой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
и) в части седьмой слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
44) статью 41 изложить в следующей редакции:
«Статья 41. Ответственность за создание препятствий в осуществлении деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, избирательных комиссий и комиссий референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений настоящего Федерального закона, в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим Федеральным законом сроков и порядка предоставления информации, нарушение положений настоящего Федерального закона, регулирующих вопросы неприкосновенности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.»;
45) статью 42 изложить в следующей редакции:
«Статья 42. Ответственность за неправомерное воздействие на сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, членов их семей и других родственников
Неправомерное воздействие на сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, членов их семей и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения ими деятельности в качестве сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы или в целях изменения ее характера, влечет за собой ответственность, предусмотренную уголовным законодательством.»;
46) статью 43 изложить в следующей редакции:
«Статья 43. Проявление неуважения к сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы
Неуважение к сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Федеральному Собранию Российской Федерации или к установленным настоящим Федеральным законом правилам, влечет за собой ответственность, предусмотренную административным законодательством.»;
а) в части второй слова «члена Совета Федерации» заменить словами «сенатора Российской Федерации»;
б) дополнить частью четвертой следующего содержания:
«4. Действие положений, предусмотренных частью второй статьи 29 настоящего Федерального закона, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин