Что может делать сми на избирательном участке
Что может делать сми на избирательном участке
Статья 35. Представители средств массовой информации
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, вправе:
1) знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;
2) получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных в пункте 1 настоящей части протоколов;
3) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение.
2. Представители средств массовой информации, указанные в части 1.2 статьи 32 настоящего Федерального закона, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии.
Положения ст. 35 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
3. Для осуществления полномочий, указанных в частях 1.2, 5 и 6 статьи 32 настоящего Федерального закона, части 2 настоящей статьи, представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакцией средства массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования).
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Аккредитованный в соответствии с частью 3 настоящей статьи представитель средства массовой информации считается извещенным о проведении мероприятия избирательной комиссии, если выполнены требования закона об опубликовании (обнародовании) соответствующей информации.
Статья 35. Представители средств массовой информации
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ статья 35 изложена в новой редакции
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений статьи 32 настоящего Федерального закона см. определение Конституционного Суда РФ от 7 июля 2016 г. N 1358-О
1. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, вправе:
1) знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;
2) получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных в пункте 1 настоящей части протоколов;
3) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение.
2. Представители средств массовой информации, указанные в части 1.2 статьи 32 настоящего Федерального закона, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
3. Для осуществления полномочий, указанных в частях 1.2, 5 и 6 статьи 32 настоящего Федерального закона, части 2 настоящей статьи, представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакцией средства массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования).
4. Аккредитованный в соответствии с частью 3 настоящей статьи представитель средства массовой информации считается извещенным о проведении мероприятия избирательной комиссии, если выполнены требования закона об опубликовании (обнародовании) соответствующей информации.
Что может делать сми на избирательном участке
Организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, являются организации, осуществляющие теле-, радиовещание, и редакции периодических печатных изданий.
(пункт 46 статьи 2 Федерального закона)
Средства массовой информации:
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
под специализированным средством массовой информации понимается средство массовой информации для регистрации или распространения продукции которого установлены специальные правила в Федеральном законе «О средствах массовой информации»;
под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
(пункт 52 статьи 2 Федерального закона)
Представителями СМИ являются:
(статья 2 Закона о СМИ)
Правила, установленные Федеральным законом «О средствах массовой информации» для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.
Правила, установленные Федеральным законом «О средствах массовой информации» для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
(статья 24 Закона о СМИ)
Права представителя СМИ
Представители СМИ вправе:
— присутствовать на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, и осуществлении участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования;
— присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей;
— представителям СМИ должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.
(статья 30 Федерального закона, статья 29 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области», статья 25 Закона Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области»)
Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск СМИ, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, по инициативе работодателя не могут быть уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период проведения избирательной кампании и в течение одного года после ее окончания, за исключением случая, когда на указанных лиц в соответствии с трудовым законодательством было наложено взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
(пункт 6 статьи 45 Федерального закона)
Обязанности представителя СМИ
При информировании избирателей средствами массовой информации должны соблюдаться следующие требования:
— содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ или распространяемые иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений;
(пункт 2 статьи 45 Федерального закона)
— в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
(пункт 5 статьи 45 Федерального закона)
Журналист обязан соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации при осуществлении профессиональной деятельности.
(пункт 10 статьи 49 Закона о СМИ)
При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, редакции СМИ, граждане и организации, публикующие (обнародующие) такие результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование).
(пункт 2 статьи 46 Федерального закона )
(пункт 3 статьи 46 Федерального закона )
(статья 45 Федерального закона)
Организации, осуществляющие выпуск СМИ, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующим кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.
Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем должен быть не меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем объем опровергаемого текста. Непредоставление кандидату, политической партии возмож ности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основани ем для привлечения организации, осуществляющей выпуск СМИ, и ее должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установленные выше требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.
(пункт 6 статьи 56 Федерального закона)
Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации:
— в целях совершения уголовно наказуемых деяний;
— для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
— для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм;
— других экстремистских материалов;
(статья 4 Закона о СМИ)
Экстремистская деятельность (экстремизм):
— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
— публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
— нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
— совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (обстоятельствами отягчающими наказание являются: совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
— пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
— публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
— публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
— организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
(статья 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» )
(подпункт 3 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»)
Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
(статья 51 Закона о СМИ)
Юридическая ответственность
Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
(статья 56 Закона о СМИ)
Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственно сти за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
2) если они получены от информационных агентств;
3) если они содержатся в ответе на запрос информации, либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, в том числе периодическом печатном издании, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов.
(статья 57 Закона о СМИ)
Уголовная ответственность СМИ
Уголовная ответственность средств массовой информации предусмотрена статьями 129, 130, 141.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение следующих преступлений:
(статья 129 Уголовного кодекса Российской Федерации)
(статья 130 Уголовного кодекса Российской Федерации)
Использование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах, выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соответствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам.
При этом крупным размером признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда кандидата, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но не менее одного миллиона рублей.
(статья 141.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)
Кроме того, уголовную ответственность влечет воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации.
Административная ответственность СМИ
Средства массовой информации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение действий, предусмотренных статьями 5.3, 5.5, 5.10, 5.13, 5.20 КоАП РФ.
Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии.
Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов
Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).
Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах
Предвыборная агитация вне агитационного периода, установленного законодательством.
Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации
Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным.
Статья 5.20. Незаконное финансирование избирательной кампании, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам
Приостановление выпуска СМИ за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию СМИ, не вправе отказаться от обращения в суд на основании представления; соответствующей избирательной комиссии о приостановлении выпуска СМИ, если главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск СМИ, в период одной избирательной кампании совершено более двух нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, повлекших назначение административного наказания на основании вступивших в силу решений суда.
Рассмотрение судом указанных заявлений о приостановлении выпуска СМИ осуществляется в порядке и сроки, которые установлены для производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Для целей настоящей статьи не признается нарушением законодательства Российской Федерации о выборах распространение в СМИ материалов и сообщений, за содержание которых главный редактор или организация, осуществляющая выпуск СМИ, не несет ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Административная ответственность за нарушения прав
представителя СМИ
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушения прав представителя средств массовой информации.
Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, ко миссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации
Оно выражается в осуществлении наблюдения и своевременном получении информации и копий избирательных документов, в том числе заверенной копии протокола избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии с правом решающего голоса копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом.
Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов, в том числе представителям СМИ, равно нару шение им сроков направления сведений либо неполное предоставле ние сведений об итогах голосования на выборах в средства массовой информации для опубликования.
Статья 13.16. Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации
Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания.
Время публикации: 15.01.2010 09:27
Последнее изменение: 25.02.2011 14:20