Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи

Темпо-ритмические нарушения речи у дошкольников с дизартрией

Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Смотреть фото Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Смотреть картинку Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Картинка про Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Фото Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи Ольга Мирошниченко
Темпо-ритмические нарушения речи у дошкольников с дизартрией

Темпо-ритмическое нарушение это сложное психофизиологическое расстройство, нарушение плавности речи. Плавность речи связана в первую очередь с интонационной выразительностью речи, где особое значение имеет её темпо-ритмическая организация. Такие параметры являются так называемым паралингвистическим средством вербальной коммуникации людей и имеют важное значение в психологии общения.

В рамках настоящей работы будут рассматриваться нарушения темпо-ритмической организации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на фоне дизартрических расстройств.

Нарушение темпо-ритмической организации речи

у дошкольников с дизартрией

Дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании. В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.

Лопатина отмечает, что фонетическая сторона речипредставляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

В работах Е. М. Мастюковой, посвященных изучению речи детей с дизартрией, отмечается нарушение темпа речи, а также трудность использования динамического, ритмического и мелодического ударений. В исследовании Л. И. Беляковой, И. З. Романчук, посвященном изучению особенностей интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что в возрасте 11–12 лет у них выражены стойкие нарушения просодики. Наиболее сложные пробы на преобразование предложений в вопросительные, на выразительное чтение предложений разных конструкций. Эти данные говорят о том, что спонтанного улучшения просодики с возрастом не отмечается.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена.Страдает голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных). Нарушается тембр речи, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. У части детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч, отмечается верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание, ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен и они говорят на вдохе, в этом случае речь становится захлебывающейся. Речь детей невыразительная, дикция нечеткая. При рассказывании стихотворная речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Наблюдаются нарушения формирования интонационной структуры предложения, при этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонации, чем процесс их самостоятельной реализации.

Итак, у детей с дизартрией вследствие артикуляторных нарушений и органической недостаточности мышц речевого аппарата нарушаются просодические компоненты, а именно темп и тембр речи, сила и высота голоса, интонационное оформление речи, умение различать и воспроизводить ритм, ударение, паузацию в речи.

Организация логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи СОДЕРЖАНИЕ. Введение …. 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ…. 4 1.1 Какие нарушениям речи относятся.

Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Смотреть фото Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Смотреть картинку Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Картинка про Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Фото Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речиИгровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и.

Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее.

Конспект НОД «Русская берёза» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (нарушения речи) с ОВЗ Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи» и «Познание» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с.

«Животные». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР (вторая половина учебного.

Консультация для воспитателей «Нарушения речи у дошкольников» Консультация для воспитателей. Тема: «Нарушения речи у дошкольников». Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается в различных учреждениях.

Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией. Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического.

Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией Многие авторы, изучавшие стёртые дизартрии, обнаруживают у детей.

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у старших дошкольников, имеющих нарушения речи В настоящее время, по данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической.

Развитие речи с использованием темпо-ритмических упражнений на логоритмических занятиях у дошкольников Раздел «Музыка» музыкально-эстетического направления образовательной программы ДОУ подразумевает развитие у детей певческих навыков, слуха,.

Источник

Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи

Какие виды нарушений темпа и ритма речи бывают? Как диагностировать такие нарушения? Как работать с такими детьми в условиях обычной школы?

Бесплатные занятия с логопедом

Подчеркивая важность слов, мы произносим их медленно, а что-то второстепенное и малозначительное — как бы «скороговоркой». Однако встречаются патологии речи, при которых произношение слов настолько ускорено или замедленно, что теряется понимание речи — настолько она неразборчива. Это признаки речевой патологии — нарушения темпа и ритма речи. Взрослый и ребенок с такой патологией, видя, как окружающие реагируют на его речь, старается поменьше высказываться, чтобы не попасть в неловкое положение. Какие виды нарушений темпа и ритма речи бывают? Как диагностировать такие нарушения? Как работать с такими детьми в условиях обычной школы?

Виды нарушений ритма и темпа речи

Услышать, что речь ребенка отклоняется от нормального темпа и нарушен ритм, может не только логопед, но и родители, педагоги, однако определить структуру и причину дефекта может только специалист.

К нарушению темпа и ритма речи относятся:

Симптомы нарушений темпа и ритма речи

При тахилалии (ускоренном темпе речи) бурный поток высказывания ошеломляет собеседника, которого высказывающийся практически не дослушивает до конца, и часто перебивает. Артикуляционный аппарат не успевает отчетливо произносить звуки, слоги и слова, все высказывание произносится на одном выдохе, без передышки. Тахилалия может сопровождаться подергиваниями тела или отдельно рук и ног, гримасничаньем.

Спотыкание отличается, кроме частого повторения речевых единиц, еще и неоправданными паузами в речи, остановками в середине речевого высказывания. В отличие от заикания при спотыкании речь ребенка не ухудшается при незнакомой аудитории, не имеет периодичности.

При брадилалии артикуляция звуков вялая и нечеткая, гласные звуки произносятся растянуто. Голос монотонный, высказывания не окрашены эмоционально, в них не хватает характерных модуляций. Речь настолько замедленная, что вызывает у окружающих нетерпение и раздражение.

Дети, видя такое отношение, стараются чаще молчать, чем говорить. Такая позиция еще больше задерживает их умственное развитие. По данным научных исследований, при брадилалии не только внешняя, но и внутренняя речь имеет замедленный темп.

Заикание имеет обширную клиническую картину. Ему свойственны такие симптомы:

Обследование детей при нарушении темпа и ритма речи

Если у родителей возникло подозрение, что их ребенок имеет нарушения темпа и ритма речи, нужно проконсультироваться с логопедом детской поликлиники, речевого центра, школы или детского сада. Иногда можно услышать ошибочное мнение, что не стоит начинать коррекцию недостатков речи до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.

Это отчасти справедливо для неосложненных случаев формирования звукопроизношения, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, и звуки могут появиться самостоятельно. Во всех остальных случаях чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она будет.

При первичном обращении специалист обязан провести логопедическое обследование. Основные направления этого обследования:

Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем.

Причины речевых патологий

В основе нарушения темпа и ритма речи лежит неправильное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Причинами тахилалии (ускорения темпа речи) являются:

Причинами брадилалии (замедленной речи) могут быть:

Причинами заикания могут быть:

Основными факторами, провоцирующими патологию речевого развития, является врожденная или приобретенная слабость нервной системы, снижение ее устойчивости.

Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.

Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.

Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:

Соблюдение таких рекомендаций приведет к коррекции речевых нарушений.

Как работать с детьми с нарушениями ритма и темпа речи в общеобразовательной школе?

В начале коррекционной работы по устранению дефектов речи логопед может установить так называемый «режим молчания» на месяц для того, чтобы сломать стереотип неправильной речи. Необходимо, чтобы педагог поддерживал это мероприятие, не заставлял ребенка высказываться, а если это необходимо, то контролировал, чтобы это происходило путем шепотной речи.

Желательно, чтобы речь без запинок и пауз, отработанная на занятиях с логопедом поощрялась и поддерживалась учителем. Не нужно заставлять ребенка повторять неправильно произнесенное слово, обсуждать его дефект с посторонними людьми, демонстрировать особенности патологии. Если такой ребенок является левшой, нельзя переучивать его писать «как все». При таком подходе патологии речи возобновятся с новой силой.

Желательно оградить детей с нарушениями речи на время ее коррекции от участия в шумных и напряженных мероприятиях, длительных экскурсиях и путешествиях. Речь учителя должна быть образцом для подражания — четкая, плавная, спокойная, выразительная, безупречная по артикуляции.

Источник

Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи

В данной статье предлагается к использованию в своей практической деятельности учителей – дефектологов, логопедов стройная, опробованная, простая и подтвердившая свою эффективность последовательная система методов и приёмов коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями темп-ритмической организации речи различного генеза. Данные методы и приёмы наглядно демонстрируют эффективность коррекции основного дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей при минимальных затратах времени, наибольшем учёте интересов и направленности личности каждого ребёнка при условии установления эмоционально значимого контакта со всеми участниками коррекционного процесса.

Рассматриваемые в статье вопросы будут интересны с моей точки зрения как педагогам коррекционных учреждений работающих с означенным контингентом детей так и родителям детей имеющих данные отклонения в развитии, а так же и всем у кого имеется данное отклонение в речи, так как описываемая работа весьма доступна и при высокой заинтересованности позволяет даже не специалистам ею пользоваться. А язык, которым она изложена, максимально доступен широкому кругу лиц, как имеющему специальное образование, так и просто грамотному небезразличному обывателю. А при правильной организации специального коррекционного пространства использование этой системы методов и приёмов в разы увеличит эффективность и сократит сроки коррекции.

Как и любая речевая патология, нарушения темпо-ритма речи в современном бурно и неуклонно развивающемся мире имеют тенденцию к нарастанию и проявлению в различных сочетаниях с другими речевыми и физиологическими несовершенствами. И так как всё гениальное просто и в тоже время совершенно, всю коррекционную работу по преодолению этой достаточно широкой группы речевых нарушений можно смело и вполне научно обоснованно свести к небольшому набору универсальных и максимально эффективных методов и приёмов исправления. В результате достаточно долгого времени работы с детьми различного возраста имеющими те или иные нарушения в темпо – ритмической организации речи было подмечено одно важное обстоятельство: чем выше был порог осознанного желания преодолеть своё несовершенство, тем быстрее и успешнее шла коррекция, и тем устойчивее были достигнутые результаты.

Итак, обо всём по порядку.

В норме у представителей различных культур темп речи может варьироваться от 1 – 2 до 15 – 20 звуков в секунду, при том что речь остаётся внятной, ясной и понятной. Патологическое нарушение темпа, ритма и плавности речи характеризуется чрезмерностью её замедления или ускорения, общей неряшливостью в смешении фонем, неразборчивостью, повторами, перестановками, спазмами, семантическими и стилистическими неточностями вплоть до грубых ошибок.

Не вдаваясь глубоко в формулировки диагнозов и классификаций данных патологических явлений в речи будь то незначительные запинки в речи или заикание, а также патологически ускоренная (при тахилалии) или замедленная ( при брадилалии) речь, есть ряд моментов, которые требуют пристального внимания со стороны речевого окружения, т.е. тех с кем контактирует тот у кого нарушена речь.

В логопедии и этике есть такое понятие как правила речи. Эти правила могут быть сведены по сути своей к нескольким фундаментальным незыблемым и упрощённым до той степени, чтобы их мог произнести любой находящийся на коррекции в удобной для него форме. Начинают как правило с трёх основных правил:

ВАЖНО! – эти правила начинают соблюдать все, кто окружает корректируемого безо всяких поблажек, в этот момент и выявляется, кто может негативно влиять на процесс коррекции. Бывают, конечно, различные жизненные ситуации, если противостояние значительное, а мир в семье важнее всего, то тогда стоит минимизировать общение корректируемого с негативно настроенными членами семьи, детского и пр. коллективов, дабы не раздражать их, так как дальше будет больше требований к так называемой речевой среде, т.е. к тем, кто будет непосредственно закреплять все вновь полученные в процессе коррекции навыки.

Почему так много значения придаётся этой пресловутой речевой среде? Да потому что «договариваться надо на берегу», потом будет обидно и не понятно почему не получается быстро, «как, к примеру, у Васи», или всё шло хорошо, но тут приехал или пришёл кто-то и всё стало также или ещё хуже.

К чему хочется подвести – специалисты, надеюсь, меня уже поняли: что касается темпа, ритма и плавности речи, то здесь важна дисциплинированность, сплочённость и понимание важности личного примера и требовательность прежде всего к себе и своей речи. И вот тогда чудо не заставит себя долго ждать.

Поделюсь с вами «своими замечательными открытиями». Если все эти отклонения от нормы не обусловлены «органикой», то кого-то тут явно копируют, обычно тот больше всех и протестует: «но меня же понимают». И тут конечно очень важно параллельно убирать все сопутствующие нарушения исходя из более доступных на данный момент.

Следующий важный стимул: заразить уверенностью в положительном исходе коррекции «у Васи же получилось», потому что Вася то-то … и то-то делал, а давай попробуем, смотри как он красиво стал говорить (это и есть стимул нематериального характера, хотя на первых порах и чем младше ребёнок, важны и стимулы материального характера – ты научишься это говорить и сможешь сам попросить продавца показать тебе… то о чём мечтает ребёнок).

Поэтому мы всегда на первых порой «молчаливых» или «жестовых» занятиях как правило рисуем/ лепим/ вырезаем и наклеиваем мечту. Говорим о мечте шёпотом, чтобы не спугнуть её.

А ещё предлагаем попробовать всем овладеть чудесной «терапевтической» речью, которая звучит с особой искренностью, спокойствием и любовью ко всему человечеству, такая речь расплавит даже самый толстый лёд в душе самых сопротивляющихся. Такая речь действительно лечит, окрыляет и вдохновляет, дарит уверенность и прогоняет прочь все страхи.

О страхах, конечно, нужно говорить отдельно, прорабатывать каждый из них, если они имеются, со специалистом, но чтобы узнать о них, нужна высокая степень доверия. Иногда это испуг, или боязнь что-то не успеть, или что тебя не дослушают и т.д. и т.п. Бывает очень часто, что внезапно появившийся недуг, как к примеру заикание, вызывает у ребёнка речевой негативизм, который может носить довольно стойкий и тяжёлый характер, здесь без обращения к специалистам (неврологу, психотерапевту, психологу, дефектологу – логопеду) вряд ли обойдётся. Но всё же главное самому не поддаться панике, контролировать свои эмоции, чтобы быть опорой ребёнку, а не тем, кого самого надо приводить в чувства.

Массаж, о нём так много все знают, и так мало понимают, а некоторые даже боятся его. Пора здесь расставить все точки над «и». Конечно, существует понятие специального логопедического массажа при той или иной речевой патологии. Его желательно проводить самому близкому человеку, которому безоговорочно доверяет ребёнок, а овладеть этими несложными навыками в настоящее время стало в значительной степени доступно. Польза его однозначна и неоспорима, как то что массаж любят все и он нужен всем.

Мелкая моторика таких детей тоже весьма своеобразна: линии не чёткие, наблюдаются «скачки», разрывы, множественные линии. Здесь важен приём передачи уверенности ребёнку «рука в руке», формирование правильного двигательного стереотипа.

То же самое с ускоренной речью, только наоборот, даём образцы правильной слегка замедленной, чёткой, внятной, со всеми флексиями (началом, основой и окончанием) в каждом слове, если надо то и по слогам, постепенно сливая в слова, затем в норме.

Очень важно с самого начала обучить ребёнка приёмам рефлекторной регуляции:

Также очень помогает такой действенный приём как «голова баса» с использованием наклона головы немного вниз и вперёд, с мягкой придыхательной подачей голоса.

Ну и под конец о психологической устойчивости речи в критических эмоционально значимых и трудно контролируемых ситуациях как успеха так и неудачи. Важными оказываются тренинги на проявление доверия, моделируемые ситуации, диалоги в театрализации, интервьюирование, сочинение сказок с хорошим концом, рассказы о сбывшихся мечтах и ещё очень много всего.

Неизменной веры в себя и успехов во всех начинаниях!

Источник

Нарушения развития речи у детей и их коррекция

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Смотреть фото Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Смотреть картинку Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Картинка про Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Фото Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речиНо поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Основные показатели развития речи от 1 года до 6 лет приводятся в таблице 1.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие:

Оба речевых центра у правшей располагаются в левом полушарии головного мозга (рис. 1), а у левшей — наоборот, в правом. В соответствии с этим разграничиваются импрессивная речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).

Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Смотреть фото Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Смотреть картинку Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Картинка про Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Фото Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи
Рисунок 1. Речевые центры головного мозга

В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка. Первая из них — фонетика, система звуков речи. Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составляет основу звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). В русском языке различают 42 фонемы, среди них 6 гласных и 36 согласных. К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (был–пыл, дом–том, гость–кость), твердость и мягкость (пыл–пыль), ударность и безударность (за’мок–замо’к).

Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает правила сочетания слов в предложении, семантика объясняет значение отдельных слов и фраз, а прагматика — социальные правила, предписывающие, что, как, когда и кому следует говорить. В процессе развития речи дети осваивают эти законы родного языка (Дж. Баттерворт, М. Харрис, 2000).

Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.

Нарушения слуха являются распространенной причиной изолированной задержки речевого развития. Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша — отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше — избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха ребенку с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом.

Реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ребенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное психоневрологическое обследование.

Классификации нарушений развития речи у детей

Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике. До настоящего времени не разработано единой классификации речевых расстройств у детей. В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л. О. Бадалян (1986, 2000) предложил приведенную ниже классификацию.

I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы.

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).

III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

В отечественной логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999). Эти классификации, хотя и рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противоречат, а дополняют одна другую и оказываются ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса коррекции нарушений развития речи. Следует отметить, что обе классификации относятся к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям, когда нарушения развития речи наблюдаются при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Клинико-педагогическая классификация основана на принципе «от общего к частному», ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, разработку дифференцированного подхода к их преодолению (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999). Нарушения развития устной речи делятся на два типа: фонационное (внешнее) оформление высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания.

К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:

В психолингвистическом аспекте нарушения произношения могут возникать вследствие трех основных причин: недостатки операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия); несформированность операций отбора и реализации произносимых звуков; нарушения условий реализации звуков при анатомических дефектах речевого аппарата.

У большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы к 4–5 годам. Чаще всего дефекты речи бывают обусловлены тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или артикуляторные позиции сформировались неправильно, вследствие чего продуцируются искаженные звуки.

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания включают два подтипа.

Психолого-педагогическая классификация (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999) построена на противоположном принципе — «от частного к общему». Подобный подход ориентирован на логопедическое воздействие как педагогический процесс, разработку методов логопедической коррекции для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). С этой целью определяются общие проявления различных форм речевых расстройств. В соответствии с данной классификацией нарушения речи подразделяются на две группы: нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения. Нарушения средств общения включают фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи (ОНР).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Выделяются следующие основные проявления этого состояния (Т. Б. Филичева и др., 1989).

Подобные нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха препятствует полноценному осуществлению звукового анализа слов. Именно поэтому к школьному возрасту данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.

К ОНР относятся различные сложные речевые расстройства, при которых страдает формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Под ОНР понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом.

ОНР неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и др.). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени нарушений формирования средств общения, ОНР подразделяется на три уровня. По Р. Е. Левиной (1968), эти уровни речевого недоразвития обозначаются как:

Таким образом, разработка представлений об ОНР у детей ориентирована на разработку методов коррекции для групп детей со сходными проявлениями различных форм речевых расстройств. При этом необходимо учитывать, что ОНР может наблюдаться при различных поражениях ЦНС и отклонениях в строении и функциях артикуляционного аппарата (Р. Е. Левина, 1968; Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999), т. е. при разных клинических формах нарушений устной речи. В концепции ОНР находит отражение тесная взаимосвязь всех компонентов речи в ходе ее аномального развития, но вместе с тем подчеркивается возможность преодоления этого отставания, перехода на качественно более высокие уровни речевого развития.

Однако первичные механизмы ОНР не могут быть выяснены без проведения неврологического обследования, одной из важных задач которого является определение локализации поражения в нервной системе, т. е. постановка топического диагноза. Одновременно с этим диагностика направлена на выявление основных нарушенных звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего определяется форма речевых расстройств. Не вызывает сомнения то, что при использовании клинической классификации нарушений развития речи у детей значительная часть случаев ОНР оказывается связана с алалией. При этом поражение различных зон коры больших полушарий головного мозга в доречевом периоде влечет за собой определенное своеобразие в формировании симптоматики алалий.

Алалии относятся к числу наиболее тяжелых расстройств развития речи. Алалия — системное недоразвитие речи центрального генеза. Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, лежащий в основе алалии, может являться врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. Причиной алалии может быть раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов. В последние годы особое внимание исследователей привлекает роль наследственных факторов в формировании как речевых способностей, так и различных нарушений развития речи, в том числе алалий.

Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия — распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только детям старше 3–4 лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную речь либо говорить, т. е. пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей. Афазии обусловлены поражением речевых центров в коре доминантного полушария (у правшей — левого, у левшей — правого) при отсутствии нарушений со стороны артикуляционного аппарата и слуха.

В случаях поражений речевых центров у детей в возрасте до 3–4 лет речь обычно развивается, но с выраженным отставанием. Это состояние отечественные специалисты обозначают как алалия. Более точным является международный термин «дисфазия» или «дисфазия развития». Аналогично афазиям у взрослых, различают моторную и сенсорную алалии (дисфазии).

Моторная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального генеза. У ребенка имеются нарушения артикуляционного праксиса и организации речевых движений, поэтому речевое развитие задерживается. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенные артикуляционные движения и их последовательности. Ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться с одного слова на другое. Это ведет к обилию в речи ошибок, перестановок, персевераций (многократное повторение одного и того же слога или слова). Вследствие этого у ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии парезов артикуляционной мускулатуры самостоятельная речь долго не развивается, либо она остается на уровне отдельных звуков, слов.

Уже в раннем возрасте обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, подчеркивают, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях.

Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. По мере увеличения словарного запаса трудности, возникающие у детей в овладении структурой слова, становятся более заметными. Речь замедленна. В речевом потоке много оговорок, на которые дети обращают внимание и пытаются исправлять ошибочно сказанное — особенно по мере своего развития. Примеры искажений слов: пуговица — «кубыка», «пузыка», «пузувиса», «кубиска»; февраль — «фраль», «вираль», «фараль».

Словарный запас формируется медленно, искаженно, часто встречается неправильное использование слов. Характерны замены слов по внешним признакам предмета или действия: стирает-моет, топор–молоток, чашка–стакан и т. д. Дети не умеют пользоваться синонимами, антонимами, обобщающими словами. Узок и однообразен запас прилагательных, наречий.

Словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. Ребенок не может объяснить значение слов, не умеет пользоваться средствами словообразования. В своих высказываниях дети затрудняются в согласовании слов, использовании родовых и числовых окончаний, не используют предлоги и союзы. Их фразы состоят из неизменяемых слов («Книга, Таня!» и жест просьбы), что делает их понятными только в определенной ситуации. В предложениях нарушены количество и порядок слов, ребенок отвечает одним-двумя словами (преимущественно номинативными предложениями-существительными в правильном или искаженном падежном варианте) в сочетании с жестом. Несформированность структуры предложения является при алалии следствием незрелости внутренних речевых операций — выбора слова и построения плана высказывания.

Отмечается системность недоразвития всех сторон и функций речи. Наблюдаются трудности построения фразы, усвоения грамматического строя, недостаточность развития подражательной деятельности (в том числе подражательно-речевой) и всех форм произвольной речи. Дети не в состоянии постепенно переводить знакомые слова из пассивного словаря в активный.

При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при алалии не является полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у многих детей с алалией в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер.

В ряде случаев у детей с алалией развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность, у них отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. Некоторые дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к тому, что они стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения, охотнее пользуются жестами. Речевая неполноценность «выключает» ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.

Сенсорная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие импрессивной речи центрального генеза, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Сенсорная алалия считается менее изученным состоянием, чем моторная алалия. По-видимому, это связано с тем, что в чистом виде она встречается значительно реже, ее своевременное распознавание и дифференциальный диагноз могут быть достаточно трудны. В частности, всегда необходимо проводить дифференциальный диагноз сенсорной алалии со снижением слуха, которое может препятствовать нормальному речевому развитию, а также с аутизмом.

Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной.

В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не различает звуки речи и шумы неречевого характера. Он безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям. В других случаях он понимает отдельные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания (как это бывает, например, у здоровых людей при недостаточном знании иностранного языка). В обращении к нему ребенок улавливает не все слова и их оттенки, следствием чего становится неправильная реакция. Фонематическое восприятие развивается медленно, долго остается несформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Часто они понимают содержание высказываний только в определенном контексте и затрудняются в восприятии смысла при изменении форм и порядка слов, использовании грамматических конструкций.

Нередко дети не воспринимают на слух изменений в том или ином задании, не отличают ошибочно сказанное от правильного варианта. Иногда они просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что проговаривается несколько раз. Некоторые дети понимают только то, что могут проговорить сами. Такое проговаривание способствует улучшению понимания.

Часто дети смотрят в лицо говорящему. В этом случае понимание речи улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора — происходит «чтение с лица». Иногда ребенок понимает только определенного человека — мать, педагога — и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой.

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, услышанные ими, хотя это повторение является нестойким. Подражание звукам речи при сенсорной алалии непостоянно, во многом зависит от ситуации. Дети не в состоянии образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется соответствия между слышимыми и произносимыми ими словами. Понимание значений слов, которые ребенок произносит, неустойчиво. Его активный словарь превышает пассивный.

При произношении слов ребенок не уверен в правильности собственной речи, ищет адекватные речевые движения, например: слон — «сон», «вылон», «сылон», «салон». Ошибки в речи являются качественно иными, чем при моторной алалии. С одной стороны, диффузное недифференцированное восприятие звуков приводит к их неправильному проговариванию, а с другой — ошибки ведут к многочисленным поискам нужных кинестезий.

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов — своеобразная логорея, отмечаются персеверации с повторениями услышанного или произнесенного слова, словосочетания (эхолалии), при этом слова не осмысливаются и не запоминаются.

В словах отмечаются многочисленные ошибки в ударениях, звуковые замены, искажения, причем при каждом новом повторении характер искажений и замен обычно меняется. Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно. Высказывания ребенка неточны и их бывает трудно понять. К собственной речи он не критичен. Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих.

Из-за неустойчивости понимания значений слов дети, получив словесные инструкции, действуют неуверенно, ищут помощи, имеют ограниченные возможности при организации ролевой игры, не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают.

При менее тяжелых формах сенсорной алалии, когда у детей сформирована собственная речь, они говорят легко, без напряжения, не задумываются о подборе слов, точности высказывания, построении фразы, не замечают допущенных ошибок. Дети не контролируют собственную речь, употребляют слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Речь носит фрагментарный характер. Поскольку высказывания ребенка неточны по содержанию и ошибочны по форме, окружающим часто бывает трудно понять, о чем он говорит. В произносимых словах много звуковых замен, пропусков, персевераций, соединений частей слов между собой (контаминаций). В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне нарушенного понимания речи окружающих и недостаточного контроля над собственной речью.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко, гораздо чаще сенсорная недостаточность сопутствует моторной алалии. В этих случаях говорят о моторной алалии с сенсорным компонентом или сенсомоторной алалии. Существование смешанных форм алалии свидетельствует о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов. Тщательное обследование ребенка с алалией позволяет уточнить характер нарушений, установить ведущую неполноценность в структуре речевых расстройств и определить оптимальные подходы к их коррекции.

Лечение нарушений развития речи у детей

Для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей. Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях развития речи у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение.

Поскольку наиболее сложную медико-психолого-педагогическую проблему представляют собой алалии, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия должны осуществляться длительно и систематически. В процессе развития речи у детей с алалией прослеживается определенная положительная динамика, они последовательно переходят с одного уровня развития речи на другой, более высокий. Они приобретают новые речевые навыки и умения, но часто остаются детьми с недостаточно развитой речью. В процессе школьного обучения у детей наблюдаются затруднения в освоении навыков письменной речи. Поэтому наряду с проведением логопедической и психолого-педагогической коррекции детям с алалией рекомендуется назначать повторные курсы терапии препаратами ноотропного ряда.

Ноотропы — группа лекарственных средств, которые различаются по своему составу и механизмам действия, но имеют ряд общих свойств: оказывают положительное влияние на высшие интегративные функции головного мозга, улучшают память, облегчают процессы обучения, стимулируют интеллектуальную деятельность, повышают устойчивость мозга к повреждающим факторам, улучшают кортикально-субкортикальные связи.

Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Смотреть фото Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Смотреть картинку Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Картинка про Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи. Фото Что может лежать в основе нарушения организации темпо ритмической стороны речи
Рисунок 2. Изменение словарного запаса детей c моторной алалией в контрольной и основной (лечение энцефаболом) группах в течение 2 мес

Лечение алалий — длительный процесс, в ходе которого возникает необходимость в проведении повторных терапевтических курсов препаратами ноотропного ряд, например энцефаболом (рис. 2) или другими (табл. 2). Повторное назначение ноотропов бывает вызвано еще и тем, что помимо речевых нарушений у многих детей с алалиями приходится преодолевать сопутствующие познавательные, двигательные и поведенческие расстройства. Целесообразно назначать ноотропные препараты в виде монотерапии, уделяя при этом внимание индивидуальному подбору оптимальных дозировок и продолжительности лечения. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. Продолжительность курсов лечения составляет от 1 до 3 мес. Большинство ноотропных препаратов назначается в первую половину дня.

Побочные эффекты на фоне лечения препаратами ноотропного ряда у детей наблюдаются редко, они нестойкие и выражены незначительно. Часто они возникают при недостаточно строгом контроле со стороны родителей и неточном соблюдении режима применения лекарственных средств (с учетом постепенного увеличения дозы) и приема в утренние и дневные часы. Среди возможных побочных эффектов медикаментозной терапии препаратами ноотропного ряда встречаются: нарастание эмоциональной лабильности, раздражительности, трудности засыпания и беспокойный сон. При появлении подобных жалоб следует внести уточнения в режим назначения препарата, несколько уменьшить дозу.

В заключение следует еще раз подчеркнуть необходимость раннего выявления, своевременной и комплексной диагностики и коррекции нарушений развития речи у детей, объединения усилий врачей, логопедов, педагогов и психологов.

Литература

Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор
РГМУ, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *