Что может объединять все биологические науки

Биология как наука. Изучение природы. Организация живой природы

Предмет, задачи и методы биологии

Многообразие живой природы настолько велико, что современная биология представляет собой комплекс биологических наук, значительно отличающихся одна от другой. При этом каждая имеет собственный предмет изучения, методы, цели и задачи.

Система биологических наук

Биологические науки можно разделить по направлениям исследований.

НАУКАПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Науки, изучающие систематические группы живых организмов
ВирусологияНаука о вирусах
МикробиологияНаука о микроорганизмах
МикологияНаука о грибах
Ботаника (фитология)Наука о растениях
ЗоологияНаука о животных
АнтропологияНаука о человеке
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни
АнатомияНаука о внутреннем строении
МорфологияНаука о внешнем строении
ФизиологияНаука о жизнедеятельности целостного организма и его частей
ГенетикаНаука о наследственности и изменчивости организмов отдельных организмов
Науки, изучающие разные уровни организации всего живого
Молекулярная биологияНаука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне
ЦитологияНаука о клетках
ГистологияНаука о тканях
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни и сообществ живых организмов
ЭкологияНаука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой
БиогеографияНаука о закономерностях географического распространения живых организмов
Науки о развитии живой материи
Биология индивидуального развитияНаука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти
Эволюционное учениеНаука об историческом развитии живой природы
ПалеонтологияНаука о развитии жизни в прошлые геологические времена
Науки, использующие различные методы исследований
Биохимия (на стыке биологии и химии)Наука о химических веществах и процессах в живых организмах
Биофизика (на стыке биологии и физики)Наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах
Прикладные науки
БиотехнологияСовокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов
БионикаРазработка технических устройств по подобию живых систем
РастениеводствоРазработка технологий выращивания сельскохозяйственных растений
ЖивотноводствоРазработка технологий выращивания сельскохозяйственных животных
ВетеринарияРазработка технологий лечения сельскохозяйственных животных

Методы биологии

Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы.

Название методаХарактеристика
Метод наблюдения и описанияСбор и описание фактов
Метод измеренийИзмерение характеристик объектов
Сравнительный методАнализ сходства и различий изучаемых объектов
Исторический методИзучение хода развития исследуемого объекта
Метод экспериментаИзучение явления природы в заданных условиях
Метод моделированияОписание сложных природных явлений относительно простыми моделями
Метод прогнозированияПредсказание будущего объекта или процесса

Связь биологии с другими науками. Биология принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе, и тесно связана с другими науками:

Уровни организации живой природы

Иерархичность организации живой материи позволяет условно подразделить её на ряд уровней. Уровень организации живой материи — это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого.
Выделяют следующие уровни организации живой материи.

Уровни организации живой материи

УровеньХарактеристика
Молекулярный (молекулярно-генетический)На этом уровне живая материя организуется в сложные высокомолекулярные органические соединения, такие как белки, нуклеиновые кислоты и др.
Субклеточный (надмолекулярный)На этом уровне живая материя организуется в органоиды: хромосомы, клеточную мембрану, эндоплазматическую сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы и другие субклеточные структуры.
КлеточныйНа этом уровне живая материя представлена клетками. Клетка является элементарной структурной и функциональной единицей живого.
Органно-тканевойНа этом уровне живая материя организуется в ткани и органы. Ткань — совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ. Орган — часть многоклеточного организма, выполняющая определённую функцию или функции.
Организменный (онтогенетический)На этом уровне живая материя представлена организмами. Организм (особь, индивид) — неделимая единица жизни, её реальный носитель, характеризующийся всеми её признаками.
Популяционно-видовойНа этом уровне живая материя организуется в популяции. Популяция — совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определённой части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида. Вид — совокупность особей (популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих в природе определённую область (ареал).
БиоценотическийНа этом уровне живая материя образует биоценозы. Биоценоз — совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории.
БиогеоценотическийНа этом уровне живая материя формирует биогеоценозы. Биогеоценоз — совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва).
БиосферныйНа этом уровне живая материя формирует биосферу. Биосфера — оболочка Земли, преобразованная деятельностью живых организмов.

Необходимо отметить, что биогеоценотический и биосферный уровни организации живой материи выделяют не всегда, поскольку они представлены биокосными системами, включающими не только живое вещество, но и неживое. Также часто не выделяют субклеточный и органно-тканевой уровни, включая их в клеточный и организменный соответственно.

Источник

1. Актуальность биологических знаний в современном мире. Место общей биологии в системе биологических наук.

3. Понятие «жизнь» и свойства живого.

4. Уровни организации живого.

5. Практическое значение биологии.

1. Актуальность биологически знаний в современном мире.

БИОЛОГИЯ – наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой. Название ее возникло из сочетания двух греческих слов: БИОС – жизнь, ЛОГОС – учение. Эта наука изучает все живые организмы.

Таким образом, современная биология – комплекс наук, изучающих живое.

Но эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях.

· Что же изучает общая биология?

Общая биология изучает закономерности жизни на всех уровнях ее организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.

· Что может объединять все биологические науки?

Общая биология играет объединяющую роль в системе знаний о живой природе, поскольку в ней систематизируются ранее изученные факты, совокупность которых позволяет выявить основные закономерности органического мира.

· Какова цель общей биологии?

Осуществление разумного использования, охрана и воспроизведение природы.

2. Методы изучения биологии.

Основными методами биологии являются:

наблюдение (позволяет описать биологические явления),

сравнение (дает возможность найти общие закономерности в строении, жизнедеятельности различных организмов),

эксперимент или опыт (помогает исследователю изучить свойства биологических объектов),

моделирование (имитируются многие процессы, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения),

исторический метод (позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познать процессы развития живой природы).

Общая биология пользуется методами других наук и комплексными методами, которые позволяют изучать и решать поставленные задачи.

1. ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ метод, или морфологический метод изучения. Глубокое внутренне сходство организмов может показать родство сравниваемых форм (гомология, аналогия органов, рудиментарные органы и атавизмы).

3. КОМПЛЕКСНЫЙ – метод тройного параллелизма.

4. БИОГЕОГРАФИЧЕКИЙ – позволяет проанализировать общий ход эволюционного процесса в самых разных масштабах (сравнивание флор и фаун, особенности распространения близких форм, изучение реликтовых форм).

5. ПОПУЛЯЦИОННЫЙ – позволяет улавливать направления естественного отбора по изменению распределения значений признака в популяциях на разных стадиях ее существования или при сравнении разных популяций.

6. ИММУНОЛОГИЧЕКИЙ – позволяет с большой степенью точности выявить «кровное родство» разных групп.

7. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ – позволяет определить генетическую совместимость сравниваемых форм, а значит, определить степень родства.

8. ПАРАЗИТОЛОГИЧЕКИЙ – доказано, что эволюция паразитов и хозяев протекает сопряжено, а в некоторых группах паразиты оказываются специфическими для видов, родов и семейств. Поэтому по присутствию определенных паразитов порой можно с большой точностью судить о филогенетических связях видов – хозяев этих паразитов.

Нет ни одного «абсолютного» или совершенного метода. Целесообразно использовать их в комплексе, поскольку они взаимодополняемы.

3. Понятие «жизни» и свойства живого.

Жизнь возникает и протекает в виде высокоорганизованных целостных биологических систем. Биосистемами являются организмы, их структурные единицы (клетки, молекулы), виды, популяции, биогеоценозы и биосфера.

Живые системы обладают рядом общих свойств и признаками, которые отличают их от неживой природы.

4. Уровни организации живой материи.

Во всём многообразии живой природы можно выделить несколько уровней организации живого. Просмотр учебного фильма «Уровни организации живого» и на его основе составление краткого опорного конспекта.

1. Молекулярный. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.

2. Клеточный. Клетка структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.

6. Биосферный. Биосфера совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.

5. Практическое значение общей биологии.

o В МЕДИЦИНЕ – изучение и борьба с инфекциями, паразитическими заболеваниями.

o В БИОТЕХНОЛОГИИ – биосинтез белков, синтез антибиотиков, витаминов, гормонов.

o В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ – селекция высокопродуктивных пород животных и сортов растений.

o В СЕЛЕКЦИИ МИКРОООРГАНИЗМОВ.

o В ОХРАНЕ ПРИРОДЫ – разработка и внедрение методов рационального и рачительного природоиспользования.

1. Дайте определение «биологии». Кто предложил данный термин?

2. Почему современную биологию считают комплексной наукой? Из каких подразделов состоит современная биология?

3. Какие специальные науки можно выделить в биологии? Дайте их краткую характеристику.

4. Какие методы исследования используют в биологии?

5. Приведите определение понятия «жизнь».

6. Почему живые организмы называют открытыми системами?

7. Перечислите основные свойства живого.

8. Чем отличаются живые организмы от неживых тел?

9. Какие уровни организации характерны для живой материи?

Источник

Разработка урока №1 для 10 класса по биологии

Общая биология, 10 кл. по учебнику Пономаревой

курса общей биологии

Биология – наука о жизни.

Жизнь на Земле необычайно разнообразна

Цель: расширить представление о системе биологических наук, показать значение биологических знаний и их происхождение.

Систематизировать знания учащихся о частных биологических науках;

Дать определение биологии как системы биологических наук;

Показать круг важнейших задач, стоящих перед человечеством и биологией как наукой;

Охарактеризовать содержание курса биологии для 10 класса и раскрыть его связь с курсом биологии для 9 класса.

2. Развивающая: формировать умение выделять проблемы и находить для них решения.

3. Воспитательная: обеспечить понимание и необходимость решения биологических и экологических проблем.

знать методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия.

уметь показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснять значение общей биологии как интегрирующей науки

понимать место общей биологии в системе биологических знаний, значение биологической науки в целом.

Схемы: «Связь биологии с др.науками», «Система биологических наук»

Основные понятия: Биология. Жизнь

1. Организационный момент.

— Необходимые принадлежности к урокам в 10 кл,

3. Вступление (справочный материал)

Биология зародилась в античное время (Гиппократ, Аристотель, Гален), но получила свое наименование в 1802 г., когда термин был предложен Ж.Б.Ламарком и Г.Р.Тревиранусом.

Исследования природы происходило на ранних этапах развития человечества. В дальнейшем – передача биологических знаний людьми от поколения к поколению. Период накопления знаний о природе называется «естественная история». Чем отличается биология от естественной истории?

4. Актуальность биологических знаний в современном мире

Современная биология – быстроразвивающаяся наука. Сегодня она имеет совершенно иной облик, чем 10 лет назад. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально-техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной. Современная биология – система биологических наук

5. Биология – комплекс знаний о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живое. Используем ранее полученные знания для расширения понятия «биология».

Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой

Система биологических дисциплин

Что может объединять все биологические науки. Смотреть фото Что может объединять все биологические науки. Смотреть картинку Что может объединять все биологические науки. Картинка про Что может объединять все биологические науки. Фото Что может объединять все биологические наукиЧто может объединять все биологические науки. Смотреть фото Что может объединять все биологические науки. Смотреть картинку Что может объединять все биологические науки. Картинка про Что может объединять все биологические науки. Фото Что может объединять все биологические наукиЧто может объединять все биологические науки. Смотреть фото Что может объединять все биологические науки. Смотреть картинку Что может объединять все биологические науки. Картинка про Что может объединять все биологические науки. Фото Что может объединять все биологические науки

Биология охраны природы

Ботаника – наука о растениях

Зоология- наука о животных

Анатомия –наука о строении организмов

Гигиена- наука о сохранении своего здоровья

Энтомология – о насекомых

Орнитология – о птицах

Дендрология – о деревьях

Лихенология – о лишайниках

Ихтиология – о рыбах

Цитология – о клетке

Современная биология опирается на достижения других естественных наук – физики, химии, математики

Биофизика, биохимия, биометрия – математическая биология

Другие направления в систематике биологических наук: по уровням организации жизни, по систематическим категориям, по способу поведения и передачи информации.

6. Место общей биологии в системе биологических наук

Общая биология – область знания, рассматривающая наиболее универсальные для вего живого закономерности.

Биология развития тканей

Изменчивость и наследственность

УЧто может объединять все биологические науки. Смотреть фото Что может объединять все биологические науки. Смотреть картинку Что может объединять все биологические науки. Картинка про Что может объединять все биологические науки. Фото Что может объединять все биологические наукилучшение пород животных и сортов растений

Учение о происхождении жизни

Дифференцировка всех биологических наук привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки.

Интеграция – объединение, взаимопроникновение наук друг в друга

— Что может объединять все биологические науки?

(*Закономерности жизни на всех уровнях ее организации,

*Механизмы биологических процессов и явлений,

* пути развития органического мира)

Цель общей биологии: изучать закономерности жизни, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира.

7. История развития биологии.

1. История становления и развития науки биологии.

Понятие биология упоминается уже в сочинениях Т. Роозе, 1797 и К. Бурдаха, 1800. Но специально предложено как термин Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом в 1802, независимо друг от друга.

Что может объединять все биологические науки. Смотреть фото Что может объединять все биологические науки. Смотреть картинку Что может объединять все биологические науки. Картинка про Что может объединять все биологические науки. Фото Что может объединять все биологические науки

1. Период до появления

земледелия и скотоводства

Что может объединять все биологические науки. Смотреть фото Что может объединять все биологические науки. Смотреть картинку Что может объединять все биологические науки. Картинка про Что может объединять все биологические науки. Фото Что может объединять все биологические науки

земледелия и скотоводства

3Что может объединять все биологические науки. Смотреть фото Что может объединять все биологические науки. Смотреть картинку Что может объединять все биологические науки. Картинка про Что может объединять все биологические науки. Фото Что может объединять все биологические науки. Появление древних государств (Греция, Рим)

Ученые: Аристотель (описал около 500 видов животных),

Теофраст («Отец» ботаники),

Гален (выдающийся римский врач)

Что может объединять все биологические науки. Смотреть фото Что может объединять все биологические науки. Смотреть картинку Что может объединять все биологические науки. Картинка про Что может объединять все биологические науки. Фото Что может объединять все биологические науки

4. Период Средневековья

Что может объединять все биологические науки. Смотреть фото Что может объединять все биологические науки. Смотреть картинку Что может объединять все биологические науки. Картинка про Что может объединять все биологические науки. Фото Что может объединять все биологические науки

5. Период Возрождения

Ученые: Роберт Гук (открытие клетки),

Антон ван Левенгук (открытие одноклеточных),

КЧто может объединять все биологические науки. Смотреть фото Что может объединять все биологические науки. Смотреть картинку Что может объединять все биологические науки. Картинка про Что может объединять все биологические науки. Фото Что может объединять все биологические наукиарл Линней («вид», классификация живых организмов)

6. Создание клеточной теории и развитие

эволюционных идей (XIX ст.н.э.)

Ученые: Т.Шванн, Шлейден, Ж.Б.Ламарк, Ч.Дарвин, Э.Геккель

Что может объединять все биологические науки. Смотреть фото Что может объединять все биологические науки. Смотреть картинку Что может объединять все биологические науки. Картинка про Что может объединять все биологические науки. Фото Что может объединять все биологические науки

7. «Генетический» период (с 1900 года)

Г.Мендель, Т.Морган, Уотсон и Крик

8. Развитие молекулярной биологии, генетической инженерии, биотехнологии.

8. Содержание курса «Биология» для 10 класса, его связь с курсом «Биология» для 9 класса.

Если в 9 классе программа курса предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их систематизированном, но рядоположенном изложении, то в курсе биологии 10 – 11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы. Рассмотренные ранее, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии со стандартом в полной средней школе на базовом уровне.

Наличие словаря особых понятий – стр.209.

Вывод (основные положения):

1. Биология изучает строение, жизнедеятельность, среду оби­тания всех живых организмов.

2. Биология исследует многообразие существующих и вымер­ших живых существ.

3. Общая биология рассматривает общие свойства живых орга­низмов, закономерности, присущие жизни во всех ее прояв­лениях.

4. Значение биологии огромно, и с ее развитием связано реше­ние проблем всего человечества.

Вопросы для контроля:

Что изучает наука биология?

Какой период развития биологии называется естественной историей?

Назовите исследовательские области современной биологии. В чём их суть?

Приведите примеры достижений биологии в ХХ веке.

Домашнее задание: § 1 – изучить текс, вопросы в конце параграфа.

Источник

Биология. 10 класс

Конспект урока

Урок 1. «Биология — наука о живой природе»

3. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;

Урок посвящён теме «Биология — наука о живой природе». В ходе урока школьники научатся: определять значение биологических знаний в современной жизни; оценивать роль биологической науки в жизни общества и формировании научного мировоззрения в системе современной естественно-научной картины мира, рассмотрят свойства живых систем, уровни организации жизни, методы изучения общей биологии

4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Биология – это наука о живой природе, о закономерностях, управляющих ею. Что изучает биология? Биология как наука изучает структуру, происхождение, рост, функционирование и эволюцию живых организмов.

Признаки живого организма:

Мир живого разнообразен и имеет сложную структуру.

Организация жизни осуществляется на различных уровнях. Самый нижний уровень – молекулярных структур. Клеточный уровень. Органно-тканевый уровень. При этом уровне организмы являются многоклеточными. Целостного организма. Популяционно-видовой уровень. Уровень биоценозов, то есть сообществ всех видов, которые населяют территорию. Биосфера. Это совокупность живого на Земле. Целостная (живая) система обладает следующими качествами:

Методы изучения. Биология для изучения живых организмов применяет множество разнообразных методов.

Например, к ним можно отнести:

Биология как наука очень важна для людей, так как исследования, которые проводятся, позволяют нам больше знать о процессах и явлениях, происходящих в живом мире и использовать этот бесценный опыт в повседневной жизни, решить глобальные мировые проблемы. Знание законов биологии позволяет решить практические задачи, например, обеспечить население продовольствием. Агрономия и зоотехника опираются на биологию. Медицина не может обойтись без знания структуры (анатомии) тела человека.

5. основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д. К. Беляева и профессора Г. М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О. В. Саблина.- М.: Просвещение, 2018г. С4-6

3. А. А. Кириленко, С. И. Колесников., «Биология тематические тесты. (подготовка к ЕГЭ)» Учебно- методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2009г. С 13-16.

4. Г. И. Лернер «БИОЛОГИЯ : Полный справочник для подготовки к ЕГЭ »: АСТ, Астрель; Москва; 2010г (раздел I)

5. А.Ю. Ионцева. «Весь школьный курс в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2014. С 9-13

6. открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

1.Образовательный портал для подготовки к экзаменам Гущин Д. Д. https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1тема 1, 2

2.Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

4.Открытый колледж Биология http://college.ru/biology/

5.Каталог образовательных ресурсов по биологии http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=133

6.«Решу ЕГЭ»: биология. ЕГЭ – 2018. Обучающая система. https://bio-ege.sdamgia.ru

www.molbiol.ru. Справочник по молекулярной биологии

7. теоретический материал для самостоятельного изучения;

Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой

Биология – это наука о живой природе, о закономерностях, управляющих ею. Что изучает биология? Биология как наука изучает структуру, происхождение, рост, функционирование и эволюцию живых организмов.

Признаки живого организма:

Методы изучения. Биология для изучения живых организмов применяет множество разнообразных методов.

Биология как наука очень важна для людей, так как исследования, которые проводятся, позволяют нам больше знать о процессах и явлениях, происходящих в живом мире и использовать этот бесценный опыт в повседневной жизни, решить глобальные мировые проблемы. Знание законов биологии позволяет решить практические задачи, например, обеспечить население продовольствием. Агрономия и зоотехника опираются на биологию. Медицина не может обойтись без знания структуры (анатомии) тела человека.

8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Вставьте пропущенные слова

Что может объединить все биологические науки?

……….жизни на всех уровнях ее организации;

………биологических процессов и явлений;

Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные).

Варианты ответа: закономерности; механизмы; пути развития.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:

Закономерности; Механизмы; Пути развития

Заполните пропуски в тексте:

Организм — это целостная система, способная к ________существованию. По количеству____, входящих в состав организмов, их делят на ________и______. _______уровень организации у одноклеточных организмов (амебы обыкновенной, эвглены зеленой и др.) совпадает с_________.

Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные).

Варианты ответа: Самостоятельному; самопроизвольному; организменным; молекулярным; организации; многоклеточные;клеток;органов; одноклеточные; клеточный.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:

Самостоятельному, клеток, одноклеточные, многоклеточные, клеточный, организменным

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *