Что может оказать отрицательное влияние на развитие волевых качеств личности ребенка
Что может оказать отрицательное влияние на развитие волевых качеств личности ребенка
Требования современного общества к подрастающему поколению с каждым годом охватывают всё больший спектр социальной деятельности, ежедневное преодоление трудностей и препятствий при решении даже самых незначительных вопросов, – то, с чем приходится сталкиваться почти каждому подростку, проявляя при этом сформированные в той или иной степени на данном этапе своей жизни волевые качества. Постоянно усложняющиеся условия учебной и бытовой деятельности накладывают ощутимый отпечаток на еще не до конца сформировавшейся, хрупкой и от того весьма чувствительной к разного рода естественным и искусственно создаваемым воздействиям личности подростка.
Актуальность проблемы формирования волевых качеств на каждом новом этапе возрастной периодизации остается открытым вопросом как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и в настоящее время, поскольку поднимаясь на каждую новую ступень своего развития, ребенок ощущает на себе давление всех без исключения факторов в практически любой сфере своей жизнедеятельности. Личность ребенка стремится руководствоваться моральными нормами, интересами, индивидуальными потребностями, а также идеями, традициями людей, в среде которых он живет [1]. С точки зрения Е.П. Ильина, проблемы волевой деятельности и общения, с особой остротой возникающие на этом этапе, связаны непосредственно с включением подростка в новый вид ведущей деятельности, с изменением социальной ситуации развития, возникновением новых референтных групп.
Изучению воли и проблемам формирования ее отдельных проявлений у детей подросткового возраста посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей: Л.И. Божович, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, К. Макгонигал, А.Х. Маслоу, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов, И.В. Страхов и др.
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов жизни, который оказывает особое влияние на всю последующую судьбу человека и его нравственно-волевую сферу. Этот возраст обычно характеризуют как переходный, переломный, критический, возраст полового созревания, перехода от детства к юности, от незрелости к зрелости. Он характеризуется появлением таких важнейших специфических черт, как стремление к общению со сверстниками, возникновение в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию.
Сложности в осуществлении формирования волевой сферы на этапе подросткового возраста связаны с неравномерным развитием отдельных сторон психики, которые в свою очередь принимают непосредственное участие в произвольной деятельности. Особенно существенны в этом плане отставания в уровне развития нравственных качеств, тесно связанных с ними особенностей в мотивации ведущей деятельности, самооценки (ее неадекватность, неустойчивость). В связи с этим развитие воли у подростков приостанавливается доминированием психобиологических образований над естественно сформированными личностными новообразованиями [2].
У детей подросткового возраста особо сложно поддаются формированию такие волевые качества как выдержка, целеустремленность, настойчивость из-за неспособности сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции; нежелания постоянно и длительно добиваться цели, не снижая при этом энергии в борьбе с трудностями. Наряду с отмеченными недостатками в эмоционально-волевом развитии подростков имеется ряд положительных личностных предпосылок для формирования волевых качеств, к ним, в частности, относится повышенный интерес школьников к постоянному развитию личности, приобретению навыков самоконтроля, самоорганизации в процессе преодоления трудностей.
В этой связи одну из ключевых ролей в ходе формирования волевых качеств занимает личность педагога, который при решении существующей проблемы в свою очередь должен обладать потенциальными возможностями успешно решать те или иные задачи в этом объективно сложном процессе, одновременно сочетая в себе такие характеристики, как ответственность, организованность, дисциплинированность, умение избирать наиболее оптимальные пути достижения поставленной цели, стремление регулярно повышать уровень качества своего профессионализма [3].
Особое место в целостно организованном педагогическом процессе по формированию разносторонне развитой личности подростка, обладающей обширным набором активно используемых по мере возможностей во всех видах своей деятельности волевых качеств, уделяется средствам физической культуры, способным полноценно влиять на положительную динамику уровня их формирования [4]. Принято считать, что к средствам физической культуры, оказывающим влияние на становление воли у подростков относят физические упражнения, оздоровительные силы природы, а также гигиенические правила и нормы. Общеразвивающие физические упражнения, гимнастика с основами акробатики, лыжные гонки, легкая атлетика – все это непосредственно влияет на решение рассматриваемого вопроса, однако в контексте изучения одного из способов решения проблемы формирования волевых качеств у школьников подросткового возраста на уроках физической культуры, в рамках нашего исследования хотелось бы уделить особое внимание спортивным играм [5].
Формируя волевые качества подростка в процессе проведения спортивных игр, авторы обратили внимание на то, что педагог должен учитывать особенно характерное для ребенка этого возраста эмоционально яркое желание принимать активное участие в жизни коллектива. Получение опыта коллективных взаимоотношений непосредственным образом влияет на формирование волевой сферы подростков на уроке и внеклассных занятиях, которые являлись неотъемлемой частью нашего эксперимента. Проанализировав до начала формирующего этапа диссертационного исследования научную литературу, мы приняли во внимание то, что спортивные игры, активно используемые на уроках физической культуры, развивают чувство долга, товарищества, ответственности перед коллективом, стремление к взаимопомощи, способность не считаться с личными интересами, когда это необходимо в ответственный момент.
В игре для подростка особенно важно мнение коллектива сверстников, оценка коллективом его поступков и поведения. Как правило, общественная оценка классного коллектива на проводимых нами уроках физической культуры и в ходе спортивной игры, например баскетбола, волейбола или часто применяемой его свободной интерпретации – пионербола, значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей в других сферах деятельности, что отражается в наибольшей степени чуткой реакцией отдельного учащегося на дружное воздействие коллектива одноклассников. Поэтому предъявление требований к подростку, для дальнейшего формирования у него рассматриваемых волевых качеств, через спортивные игры – один из путей воздействия на развитие его личности.
В рамках нашего исследования под формированием волевых качеств мы понимаем педагогический процесс, результатом которого является улучшенная способность человека сознательно регулировать свое поведение и деятельность, связанная с преодолением внешних и внутренних препятствий (Е.П. Ильин). В этой связи выбор разработки и реализации авторской модели по формированию волевых качеств у подростков средствами физической культуры с использованием спортивных игр как одного из важнейших средств решения поставленной проблемы весьма обоснован. Волейбол, баскетбол, пионербол, футбол и др. существенно повышают двигательную активность ребенка, заставляя его искать наиболее оптимальный путь решения задач и целей игры, тем самым проявляя такие актуальные в подростковом возрасте волевые качества, как выдержка, решительность, инициативность, настойчивость, целеустремленность, мало того, тактические вопросы, решаемые в течение самой игры, активно обсуждаются командами, подтверждая то, что коллективная форма организации уроков, плодотворно влияет на все без исключения стороны личности школьника. Хотелось бы отметить, что именно эти качества являются определяющими у многих авторов волевой проблематики, а также получили наибольший рейтинг всеми субъектами образовательного процесса, в рамках которого проходил наш эксперимент.
Приведем краткие характеристики каждого из рассматриваемых качеств: выдержка (качество личности, проявляющееся в способности сдерживать психические и физические проявления, являющиеся непосредственной помехой достижения цели), решительность (индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением самостоятельно, а также своевременно принимать ответственные решения, упорно реализуя их в реальной деятельности), целеустремленность (точно сформулированная, отчетливо осознанная человеком способность предпринимать необходимые действия для осуществления намеченных планов), инициативность (способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, а также волевым проявлениям в ситуациях требующих участия), настойчивость (качество, позволяющее добиваться поставленных целей, несмотря на препятствия возникающие на пути ее достижения).
В ходе эксперимента 4 класса одной параллели двух образовательных организаций МАОУ «Лицей № 36» и ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» (в 2014/15 гг. 7-е классы, в 2015/16 гг., 8-е классы) были разделены на экспериментальную и контрольную группы (всего 102 человека). На протяжении всего исследования был применен комплекс методов и средств, представленных в работе, отдельно также произведены замеры в ходе использования спортивных игр, как одного из путей формирования волевых качеств у школьников подросткового возраста, результаты которых впоследствии были включены в общие данные уровня сформированности рассматриваемых
качеств.
В эксперименте использовался авторский диагностический инструментарий, позволяющий не только на отметке рубежной диагностики выявлять уровни сформированности волевых качеств, но и оценивать их проявления в онлайн-режиме. Подсчет полученных данных производился методом математической обработки данных самим соискателем по каждому отдельному качеству у каждого ученика, после чего оценки обобщались.
Особенностями формирования волевых качеств подростков являлось то, что:
1) на протяжении всего исследования авторами были применены принципы индивидуализации (учет физиологических и психических возможностей организма) и дифференциации (деление класса на группы с целью достижения наибольшей результативности в использовании спортивных игр) [6];
2) разработано календарно-тематическое планирование по дисциплине «физическая культура», активно используемое учителями образовательных организаций;
3) учебный год нами был условно поделен на три этапа с разными задачами на каждом и непременно сообщающимися друг с другом;
4) внедрением в ход урока программы «SpArt», способствующей одинаковому повышению уровней сформированности как у учащихся с хорошей физической подготовкой, так и у более слабо подготовленных подростков и т.д.
По результатам анкетирования мы выявили уровни сформированности пяти основных волевых качеств, рассматриваемых нами в процессе всего исследования (выдержка, решительность, инициативность, настойчивость, целеустремленность) в условиях использования спортивных игр на уроках физической культуры. Полученные данные отображены в таблице уровня сформированности волевых качеств у подростков на занятиях физической культурой (спортивные игры), где первое число – полученное на констатирующем этапе, второе – по окончании эксперимента.
Уровень сформированности волевых качеств у подростков на занятиях физической культурой (спортивные игры), в % от общего количества испытуемых
Что может оказать отрицательное влияние на развитие волевых качеств личности ребенка
Нам кажется важным и целесообразным формирование и развитие волевых качеств личности у детей. Волевые качества возможно формировать в различных сферах деятельности, особенно важно начинать продуманное развитие и формирование воли с дошкольного возраста в деятельности, которая будет доступна и интересна детям в соответствии с их возрастными особенностями [1].
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, это естественное времяпровождение дошкольников, в игровой деятельности возможно без насилия над личностью формировать и развивать различные качества, в том числе и волевые. Игровая деятельность содействует познавательной активности детей, развивает двигательные умения, навыки, формирует волевые качества, укрепляет физическое и психическое здоровье детей и многое другое [2]. Игровая деятельность представляет собой совокупность различных способов и организационных форм работы с детьми, наиболее эффективных в дошкольном возрасте.
Использование игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе важно для формирования всесторонне развитой личности. Ценность данного вида деятельности трудно переоценить, в игре происходит не только развитие двигательной активности, но и побуждение проявлять волю, интеллектуальное развитие, желание взаимодействовать с другими людьми, быть активным участником общественной жизни [3]. Благодаря играм организм ребенка втягивается в работу, улучшается пищеварение, становится глубже дыхание, укрепляется нервная система, воспитываются такие черты характера, как воля, дисциплинированность, сдержанность и тому подобное [4, 5].
Выдающиеся педагоги прошлого и настоящего считали игровую деятельность основой развития дошкольника. Например, основатель системы физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин считал игру «рычагом дошкольного воспитания». П.Ф. Лесгафт в системе физического воспитания основное место отводил подвижным играм [6].
Цель исследования: определение наиболее эффективных методов и приемов организации игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств.
Материал и методы исследования
Методологическую основу нашего исследования составляют труды отечественных психологов, педагогов, изучавших проблему развития и формирования волевых качеств, это Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович. Аспекты развития волевых качеств у дошкольников разрабатывали В.В. Котырло, В.С. Мухина. В ходе исследования был использован комплекс методов, включающих анализ, синтез психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, системный подход, формализацию, аксиоматический метод, сравнительный анализ, беседа, анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие волевых качеств начинается с детства, первые проявления воли мы видим в первых произвольных действиях ребенка [7, 8]. Инициативность, самостоятельность ребенка служит основой развития для произвольного поведения. Ребенок уясняет, что определенное волевое усилие способно помочь в достижении поставленной цели, преодолеть трудности. Развитие волевых качеств интенсивно проходит с трех до семи лет [9–11]. О степени развития волевых качеств свидетельствуют способности ребенка справляться с поручениями, для достижения которых необходимо преодолевать препятствия, прилагать определенные усилия [12, 13].
Изучение научной литературы по теме исследования ведущих ученых позволило сделать теоретические выводы. Для развития волевых качеств важен период становления самостоятельности ребенка, при этом ребенок еще не владеет многими знаниями и умениями, чтобы осуществлять самостоятельную деятельность [14–16]. В этот период ребенок болезненно воспринимает навязывание воли взрослых, зачастую возникает негативное отношение к любому требованию, совету со стороны. Отсутствие волевых качеств или недостаточное их развитие не позволяют ребенку адекватно воспринимать указания, просьбы взрослых людей, достигать поставленных целей и преодолевать трудности.
Дошкольный возраст отличается от других возрастов специфической деятельностью – игрой, в которой происходит процесс воспитания и обучения. Умелое использование игровой деятельности позволяет эффективно развивать различные стороны личности дошкольника. В разных видах игр проявляются и развиваются различные качества, в том числе и волевые, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Рассмотрим, на наш взгляд, наиболее эффективные в плане развития дошкольника игры, позитивно влияющие на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Игра помогает дошкольникам познать окружающий мир, «отрепетировать» взаимоотношения в обществе, побыть во взрослом мире, это помогает развивать воображение и самостоятельность. В игре ребенок может почувствовать себя абсолютно самостоятельным, всемогущим, может проектировать будущее, возвращаться в прошлое, повторять действия, которые интересны, доставляют удовольствие [17].
К участию в детских играх рекомендуется привлекать родителей воспитанников, они могут выполнять функцию эксперта, профилактическая работа с родителями в индивидуальных беседах и на родительских собраниях также будет способствовать развитию волевых качеств дошкольников. Спонтанное развитие воли дошкольников, несогласованность действий родителей и педагогов может негативно отразиться на волевых качествах дошкольника, может проявиться в неадекватности поведения, нервозности, агрессивности, отклоняющегося поведения.
Первым доступным видом игры являются конструктивные предметные игры. Они способствуют развитию произвольной регуляции действий, умению реагировать на действия других, осуществлять самоконтроль [18].
Одним из первых видов деятельности являются подвижные игры. Они оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка, различных свойств личности, морально-волевых качеств. В подвижных играх целесообразно использовать задания на закрепление определенных умений, навыков, которые еще не стали обыденными, повседневными. Подвижные игры отличает от других видов возможность выплеснуть накопившуюся энергию, относительная независимость, свобода от влияний извне, принуждений взрослых. В игре ребенок проявляет свою самостоятельность, свободу выбора, инициативность, решительность. В педагогике все вышеперечисленные показатели являются основой для развития такой сферы личности, как воля. Подвижные игры подготавливают ребенка к волевым поступкам: самостоятельно действовать на основе своих взглядов и убеждений, не поддаваться чужому влиянию, закреплять волевые качества, полученные ранее.
Коллективные подвижные игры закрепляют умение саморегулировать поступки. В старшем дошкольном возрасте у детей возникает психологическая потребность в прохождении специальных испытаний, подтверждающих ловкость, наличие упорства, решительности, выдержки и др.
Сюжетно-ролевые и ролевые игры представляют собой особую значимость в развитии волевых качеств, практически все основные волевые качества можно тренировать в процессе этих игр. Любую роль в процессе игры ребенок изучает, осознает, углубляя, обогащая тем самым свою личность, формируя при этом ряд морально-волевых качеств.
Хочется отметить значение творческих и дидактических игр в формировании волевых качеств. Творческие игры заинтересовывают ребенка, но в соответствии с возрастными особенностями, интерес быстро пропадает, и ребенок не хочет заканчивать начатое дело. Задача воспитателей активизировать волевые качества ребенка, чтобы закончить начатое, помочь проявить целеустремленность, усидчивость, настойчивость [19].
В ходе нашего теоретического исследования представляет особый интерес рассмотрение путей формирования и развития основных волевых качеств личности посредством использования в образовательном процессе различных игр [20]. Можно, наоборот, провести практическое соревнование, например мальчикам и девочкам дать задание разыграть одну и ту же сценку, а затем сравнить. Можно дать задание выполнить работу девочек мальчикам и наоборот.
Волевое качество решительность характеризуется умением без колебаний принимать быстрое решение в трудной ситуации, брать ответственность на себя, уверенностью в своих действиях, отсутствием растерянности, нерешительности в затруднительных ситуациях. Решительность возможно формировать и развивать несложными играми, в которых главное – определенный сигнал на начало выполнения действий и завершение деятельности. В качестве формирования и развития решительности у дошкольников можно использовать игру «Прыжок через пропасть» [21], выполнять ее следует в спортивном зале. Можно попросить детей пробежать над вращающейся скакалкой, преодолевая свой страх.
Педагог в учебно-воспитательном процессе должен грамотно подбирать игры с соответствующим содержанием, не все игры содействуют развитию волевых качеств, нравственному развитию. Игра должна соответствовать определенным критериям: увлекательность содержания, содержание игры должно отражать реальные общественные взаимоотношения, явления жизни, цели игры должны быть значимы и доступны детям, игры должны затрагивать нравственные чувства ребенка. В ходе игровой деятельности воспитатель должен играть направляющую роль, передавать свой взгляд на мир, нравственный опыт, приобщать к общественной жизни и взаимоотношениям в социальной сфере [22].
В игровой деятельности инициатива должна принадлежать детям, они должны интересоваться разными видами и темами игр, предлагать тему для игры, последовательность действий, в общих чертах представлять результат игры. В старшем дошкольном возрасте дети могут сами распределять роли, хотя иногда требуется помощь воспитателя.
Игра помогает дошкольникам познать окружающий мир, «отрепетировать» взаимоотношения в обществе, побыть во взрослом мире, это помогает развивать воображение и самостоятельность. В игре ребенок может почувствовать себя абсолютно самостоятельным, всемогущим, может проектировать будущее, возвращаться в прошлое, повторять действия, которые интересны, доставляют удовольствие [23].
К участию в детских играх рекомендуется привлекать родителей воспитанников, они могут выполнять функцию эксперта, профилактическая работа с родителями в индивидуальных беседах и на родительских собраниях также будет способствовать развитию волевых качеств дошкольников. Спонтанное развитие воли дошкольников, несогласованность действий родителей и педагогов может негативно отразиться на волевых качествах дошкольника, может проявиться в неадекватности поведения, нервозности, агрессивности, отклоняющемся поведении [24].
Следует отметить важную функцию взрослого, который направляет, показывает на собственном примере, как можно контролировать свое поведение. Для эффективного взаимодействия детей и взрослых для воспитания волевых качеств необходимо придерживаться определенных правил:
– постановка цели должна быть доступна для понимания ребенка, интересна и достижима в выполнении;
– оказывать помощь в выполнении задания, достижении цели;
– учить детей преодолению любых трудностей;
– учить детей использовать творчество для достижения результата деятельности;
– учить планированию своих действий, доводить их до логического завершения;
– интересоваться всеми результатами работы, поощрять успешное выполнение.
Заключение
Мы пришли к выводу, что волевые качества позволяют человеку добиваться поставленной цели, выполнять различные виды деятельности, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Развитие волевых качеств оказывает непосредственное влияние на успешность в учебной и трудовой деятельности. Отсутствие волевых качеств или недостаточное их развитие не позволяют ребенку адекватно воспринимать указания, просьбы взрослых людей, достигать поставленных целей и преодолевать трудности.
Сенситивным периодом для развития волевых качеств является дошкольный период. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к воздействию и взаимодействию со взрослыми. Развитие и формирование волевых качеств является неотъемлемой частью общего развития личности. Развивать волю необходимо систематически и последовательно, используя методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям. Недостатки развития воли проявляются в капризах, непослушании, упрямстве, эгоизме, негативизме по отношению к окружающим, особенно часто к родителям.
В дошкольном возрасте существенным фактором, содействующим воспитанию волевых качеств, является точное соблюдение режима дня ребенка, что приучает к ответственности, организованности и порядку, дисциплинирует. Режимные моменты следует соблюдать не только в детском саду, но и дома. Родители должны поощрять самостоятельность детей, активность, следить за соблюдением режима дня, воспитывать ответственность, дисциплинированность у детей. Ежедневное планирование своего дня и вечернее подведение итогов позволяет осознать свою значимость для других, ощутить временные рамки.
Развитие воли происходит во всех видах доступной по возрасту деятельности: игре, общении, продуктивной деятельности. В этой деятельности важно пояснить смысл, определить цель и задачи, что повлечет за собой развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности, дисциплинированности. В старшем дошкольном возрасте помимо игры можно применять ряд других методов и приемов: беседа, экскурсия, продуктивная деятельность, наблюдение, тренировки.
Дошкольный возраст отличается специфической деятельностью – игрой, в которой происходит процесс воспитания и обучения. Умелое использование игровой деятельности позволяет эффективно развивать различные стороны личности дошкольника. В разных видах игр проявляются и развиваются различные качества, в том числе и волевые, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Наиболее эффективные виды игр, на наш взгляд: предметные, коллективные, сюжетно-ролевые, дидактические и творческие [25].
Педагог в учебно-воспитательном процессе должен грамотно подбирать игры с соответствующим содержанием, не все игры содействуют развитию волевых качеств, нравственному развитию. Игра должна соответствовать определенным критериям: увлекательность содержания, содержание игры должно отражать реальные общественные взаимоотношения, явления жизни, цели игры должны быть значимы и доступны детям, игры должны затрагивать нравственные чувства ребенка. В ходе игровой деятельности воспитатель должен играть направляющую роль, передавать свой взгляд на мир, нравственный опыт, приобщать к общественной жизни и взаимоотношениям в социальной сфере.
Формирование волевых качеств дошкольников в процессе игровой деятельность – процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и учителя, и психологи, и родители учащихся. Для эффективности данного процесса необходимо создавать специальные педагогические условия, использовать разнообразные педагогические методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям дошкольника. Развитые волевые качества позволят детям успешно учиться в школе, выполнять порученную работу, адаптироваться в социальной среде.