Что может передавать музыка
Эссе «О чем может рассказать музыка?»
Виктория Цаер
Эссе «О чем может рассказать музыка?»
О чём может рассказать музыка? Музыка — самое таинственное из всех искусств. Она способна выражать тончайшие движения души, неподвластные слову. Музыка обладает особой силой воздействия. О чём может рассказать музыка? Обо всё на свете!
Она может рассказать о времени года, о природных явлениях, повторив в музыке шум дождя, раскат грома, передать движение поезда, бег коня, пение птиц, полёт птиц. Но главная особенность музыки это умение передать настроение и чувства человека.
Музыка помогает мне лучше понимать моих друзей и членов моей семьи — не так уж и велика разница между общением людей друг с другом и нашим общением с музыкой. Просто в одном случае это сочувствие словам и мыслям собеседника и сопереживание им, а в другом — сопереживание настроению звуков музыки.
Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать. Это понятия разные. Можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хочет сказать композитор, а можно слушать внимательно. И тогда ты обязательно услышишь, о чём эта музыка, какие чувства и настроения она передаёт, какие картины рисует.
Музыка щедро раскрывает перед нами сокровища, накопленные человечеством. Музыка открывает каждому целый мир высоких чувств, стремлений, надежд, мыслей. Учитесь слушать и ценить музыку.
Возможности музыки огромны. Это особый мир. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть нашей жизни.
Дидактическая игра «Чем похожи и в чем отличие Дедов Морозов разных стран мира» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам ознакомиться с моей авторской дидактической игрой «Чем похожи и в чем отличие Дедов Морозов разных стран.
Что рассказать дошкольникам о зиме? Зима – чудесное время года. Знакомя дошкольников с данным временем года, я обращаю внимание на то что, зима – самое холодное время года.
Консультация для родителей «Как рассказать детям дошкольникам о ВОВ» Как рассказать детям дошкольникам о том тяжелом военном времени? Так, что бы вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания? Расскажите.
Рисование по замыслу «На чем люди ездят» («На чем бы ты хотел поехать») Конспект занятия рисование по замыслу «На чем люди ездят».Подготовительная группа. Программное содержание. Учить изображать различные виды.
Статья для воспитателей детских садов «Как рассказать дошкольникам о Дне Великой Победы 9 мая» Как рассказать дошкольникам о Дне Победы 9 мая Совсем скоро в нашей стране будет Великий Праздник – День Победы! День Победы в Великой.
Великая отечественная война: как рассказать о подвиге детям? Сменяя друг друга, идут поколения, Но память о прошлом не знает забвенья. И грозные строки взывают с гранита: «Никто не забыт, ничто.
Эссе «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» В. И. Даль Это высказывание является для меня девизом в моей профессиональной деятельности. Автор раскрывает проблему влияния образа педагога на подрастающее.
Как музыка передает смысл?
Автор исследования Филипп Шленкер (Philippe Schlenker), старший научный сотрудник Института Жан-Никод (Institut Jean-Nicod) при Национальном центре научных исследований Франции, профессор Нью-Йоркского университета, отмечает, что музыканты и ценители музыки интуитивно знают, что музыка способна передавать информацию о том, что вне ее. Это возможно благодаря абстрактным музыкальным образам, которые связаны с иконическими компонентами значения. Последние обычно используются в языке жестов, но редко – в устной речи.
Шленкер добавляет, что разговорная речь раскрывает образные значения: так, мы говорим, что лекция была ну очень «дооолгой», тем самым подчеркивая, что хотим выразить. Однако все-таки в нашей обыденной речи это встречается не так часто. В отличие от языка жестов, в котором, по словам ученого, куда более значительная образная составляющая.
Исследователь предположил, что различные значения, черпаемые из музыкальных источников, комбинируются посредством иконических правил. Так, музыка может имитировать реальность, создавая «воображаемый источник» для того, что воспринимается настоящим. В качестве примера Шленкер приводит сюиту для ансамбля Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» (1886 год), которая пытается передать движение черепах.
Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние
Музыка занимает важное место в нашем сердце, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах. Некоторые люди усматривают в текстах песен свою личную историю, что сразу находит отклик в их душе.
Ощущения, которые мы испытываем при прослушивании музыки, отличаются друг от друга.
Если бы нам нужно было ответить на вопрос, чем отличается звук тубы от звука флейты, то мы могли сказать что-нибудь в этом роде: звук флейты – высокий и нежный, а звук тубы – низкий и грубый. С точки зрения музыкальной теории, мы определили бы эти звуки как разные по высоте, тембру и громкости.
Исследования, проводимые звукозаписывающими компаниями в 60х-70х годах, доказали, что музыка одинаково влияет на слушателя с физической точки зрения: именно по этой причине толпы людей на фестивалях реагируют на одну и ту же песню одинаково. Однако что насчет эмоционального восприятия?
Римский-Корсаков воспринимал колорит различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений природы. Про тональность ля мажор он говорил: «Это тональность молодости, весны, – и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда не чуть брезжится свет, уже весь восток пурпуровый и золотой».
Колорит тональности ми-бемоль мажор – «темный, сумрачный, серо-синеватый; тон городов и крепостей». Фа мажор – «яснозеленый, пасторальный; цвет весенних березок». Ля минор – «бледно-розовый; это как бы отблеск вечерней зари на зимнем, белом, холодном, снежном пейзаже». Си мажор – «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч».
Соль минор – «без определенной окраски, имеет характер элегико-идиллический». Ля-бемоль мажор – «серовато-фиолетовый, имеет характер нежный, мечтательный».
Композитор Адам Героу (Adam Gerow) говорит, что для него музыка несет особый смысл: «Ощущение того, что кто-то испытывает те же ощущения, что и ты, при прослушивании одной и той же песни, нельзя описать словами. В такие моменты между музыкантом и слушателем возникает своя особая связь».
«Некоторым не нравятся песни группы Pink Floyd, а я даже не могу прочитать текст «Wish You Were Here» и не расплакаться», – делится Адам.
Так как музыка влияет на нас? Бернд Уиллимэк (Bernd Willimek), музыкальный теоретик, считает, что ответить на данный вопрос достаточно сложно. «Музыка не может передать какие-либо эмоции, – объясняет Уиллимэк, – она может их только вызвать, если у слушателя установятся с ней какие-либо ассоциации». Подобное происходит при просмотре фильма, когда зритель начинает переживать за главного героя.
Аннэли Хаке (Anneli Haake) также отмечает, что важно понимать разницу между тем, какие чувства музыка вызывает, и тем, какие эмоции она выражает. Например, чтобы заставить человека грустить одной только грустной мелодии недостаточно. Справедливо и обратное – человек не начнёт радоваться, едва прослушав веселую мелодию, поскольку у него могут быть свои, даже негативные, ассоциации с этой песней (например, разрыв отношений с любимым человеком).
Итан Хейн, профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что восприятие музыки целиком и полностью зависит от культурной принадлежности слушателя. Вряд ли найдется такая мелодия, которая на всех произведет одинаковое впечатление. В качестве примера Итан рассказывает свою историю: «Мне очень нравилась еврейская мелодия «Der Gasn Nigun», которая, как я думал, является погребальной песнью. Позже я выяснил, что это – свадебный гимн».
В Западной культуре считается, что, если песня звучит в мажорных тонах – значит она веселая, а если в минорных – грустная. То же самое касается и ритмики. Быстрый темп ассоциируется с некой активностью – бегом, прыжками, восторженными танцами. Медленный темп ассоциируется со сном, отдыхом или усталостью.
Также уровень «эмоциональности» зависит от музыкальных интервалов. «Счастливые» интервалы являются наиболее созвучными и основываются на простых пропорциях – это октавы (2:1), квинты (3:2), мажорные терции (5:4). Однако все это, опять же, зависит от культурной принадлежности слушателя.
Это связано с тем, что, в общем случае, музыкальные вкусы разных народов мира формировались независимо друг от друга. «Для западного слушателя, корейская музыка звучит грустно, хотя для самих корейцев она звучит празднично и красиво», – сказал композитор Майкл Сидни Тимпсон (Michael Sidney Timpson).
Клэр Элизабет Картер (Claire Elizabeth Carter) говорит, что для объяснения влияния западной музыки на человека хорошо подходит круговая модель Дж. Расселла (J.A. Russell) – это так называемая модель эмоционального опыта, где эмоции располагаются в следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°).
По вертикали – это шкала «интенсивности эмоции», по горизонтали – шкала «валентности»
«Получается, что быстрая музыка обладает высокой интенсивностью, а медленная – низкой. Что касается тональностей, то мажорная тональность – это положительная валентность, а минорные – отрицательная», – объясняет Клэр.
Музыка может отправить нас в захватывающее приключение и рассказать свою собственную историю. В ней могут переплетаться консонансы и ритмические синкопы, повествующие о мире и благополучии, которые сменят различные диссонансы, выражающие некий конфликт.
Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют свое внимание на любимом деле.
Мы решили обратиться за комментарием к экспертам из самых разных отраслей бизнеса и спросили об их взаимоотношениях с музыкой – о том, как музыка помогает настроится на рабочий лад или отвлечься от дел:
Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания – одной из ведущих компаний-поставщиков решений для домашнего и портативного аудио и видео:
Лично я часто использую музыку для настроя на определённый лад. Часто бывает, что нужно обработать большой объём информации – в этом мне помогает ритмичная современная музыка, обычно в стиле House.
Скорость работы резко возрастает и это сразу ощущается. Если же я пишу какой-то комментарий для прессы или работаю над большими текстами, мне помогает музыка из 80-ых в стиле диско. Но это всё очень индивидуально.
У нас в офисе есть сотрудники контент отдела, которые слушают тяжелую музыку. У меня создаётся ощущение, что она «грузит», но они под такой «запил» работают лучше, во всяком случае, так говорят.
А вот в бухгалтерии у нас всегда тихо. Финансисты говорят, что цифры любят тишину. Я не могу с этим согласиться, но у них – так.
Лилиана Пертенава, директор по маркетинговым коммуникациям в компании «Новые облачные технологии» – разработчика решений в области обработки и хранения электронных документов:
В студенческие и пост-студенческие времена я неплохо разбиралась в электронной музыке – сама иногда диджеила на вечеринках и работала на радиостанции. У меня были собственные техно- и хаус-миксы, составленные по моему вкусу.
Сейчас я просто слушаю то, что бодрит или помогает сосредоточиться. Люблю классическую музыку, она идеальна для концентрации.
В плейлисте есть как оперные арии Паваротти, органные фуги Баха, так и произведения Боуи, Guns and Roses, группы Кино и Боба Марли. Из молодых артистов нравится Игги Азалиа. Daft Punk, как и Jamiroquai, чаще всего помогают поднять настроение.
Олег Анисимов, генеральный продюсер финансового форума нового формата «FinNext» и член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Мне доставляет удовольствие находить малоизвестные группы, которые, однако, играют интересную музыку. Например, через сервис «Яндекс.Музыка» я недавно вышел на группу The Duritti Column, основанную в Манчестере в 1978 году.
Слушая такое, понимаешь, откуда растут ноги, скажем, у любимой нами группы «Кино», которая развила пост-панк традиции получше многих британцев, добавив нашей советско-российской печали и надежды.
С точки зрения разгрузки от работы, я люблю концерты. Из последних, которые мне удалось посетить, это сразу два концерта: A-ha и Messer Chups.
Что может передавать музыка
О чем говорит музыка
Музыка является частью нашей жизни. Без нее наша жизнь была бы скучна и однообразна. Она всегда рядом с нами, даже если мы ее не ощущаем. Почему же так происходит? Все дело в том, что музыка подобна закрытой волшебной шкатулке. Чтобы научиться слушать музыку, особенно классическую, нужно подобрать к шкатулке волшебный ключик.
Музыка может поднять настроение, когда нам грустно; она может разделить с человеком радость и грусть, сделать его добрее и лучше. Музыка может изменить мировоззрение человека, его отношение к жизни. Она в состоянии заставить человека задуматься о смысле жизни, пересмотреть все ценности и расставить правильные приоритеты. О чем же говорит нам музыка?
Норвежский композитор Эдвард Григ говорил, что слова нуждаются в музыке, а вот музыка не нуждается ни в чем. Музыка, как волшебная фея, может без слов передать настроение, характер, переживания, изобразить картины природы.
Музыка хранит в себе загадки, а человек пытается их разгадать. Но дело в том, что каждый воспринимает музыку по своему. Кто-то, слушая музыкальное произведение видит себя в лесу, вдыхает его аромат и наслаждается его очарованием. Другой же представляет пьянящий шум прибоя. Не каждый человек представит лунный диск на прекрасном ночном небе во время прослушивания «Лунного света» Клода Дебюсси , как и подразумевал композитор.
Вальс «Сказки венского леса» Иоганна Штрауса не имеет никакого отношения к лесу. Композитор мог дать этому вальсу любое другое название, но как бы он не назывался ─ это просто красивый вальс, написанный гениальным композитором. Здесь нет никаких историй, вся музыка строится на описывании каких-то картин. Слушая этот вальс мы пытаемся ухватить идею этой картины. Кто-то представляет чарующую ночь в лесу, кто-то видит восход солнца.
Модест Петрович Мусоргский создал талантливое произведение « Картинки с выставки ». Эти фортепианные пьесы композитор написал в память о своем друге художнике Викторе Гартмане. Он попытался описать картинки, которые видел в музее.
Картинку о цыплятах «Балет невылупившихся птенцов», Мусоргский выразил писклявыми нотами, показывая крик маленьких пушистых комочков. В картинке о детях, которые играют на лужайке, композитор имитировал голоса детей музыкой, и это у него получилось. Большие аккорды в следующей картинке «Богатырские ворота» легко рисует воображению слушателя тяжелые колонны, поддерживающие ворота.
Но не потому ли мы так явно видим то, что хотел сказать музыкой композитор, что мы знаем о чем она? Мы думаем о воротах, а ведь также могли думать о широкой реке, если бы пьеса называлась именно так. Картина лишь дополняет саму музыку, нам необязательно при этом представлять реку, лес, ветер или море.
Главное свойство классической музыки заключается в том, что она передает чувства человека. Это может быть боль, отчаяние, радость, страх, волнение, любовь и т.п. Классическая музыка способна заставить слушателя переживать такие сильные чувства, какие испытывал сам композитор во время написания произведения. Музыка означает именно то чувство, какое мы испытываем во время прослушивания.
Но чувства многообразны, не каждым из них мы можем подобрать названия. Есть радость, печаль, а есть настолько глубокие чувства, которые мы не способны передать словами. Тогда на помощь приходит музыка, она творит чудеса и передает их.
Так о чем же говорит музыка? Она говорит о чувствах человека. Во время прослушивания музыкального произведения человек испытывает сильные чувства, одна музыка вызывает у него тревогу, другая, наоборот, чувство умиротворения и спокойствия. Выражая чувства, музыка вызывает ответные чувства у человека. Смысл музыки ─ в самой музыке.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Почему музыка вызывает у нас эмоциональную реакцию
Анна Веселко
Пока что никто не может сказать наверняка, почему музыка так сильно влияет на наши эмоции: заставляет танцевать от радости, чувствовать моральный подъем или грусть, даже если ничто, кажется, не предвещало упаднических настроений. И тем не менее ряд недавних исследований, возможно, вот-вот приоткроет завесу тайны над феноменом влияния музыки над человеком и предложит несколько интригующих ответов на поставленный вопрос. Разбираемся в механизмах, благодаря которым мы эмоционально реагируем на звуки музыки.
В 2001 году нейробиологи Энн Блад и Роберт Заторре из Университета Макгилла в Монреале, кажется, сумели найти ответ на этот вопрос. Используя магнитно-резонансную томографию, они показали, что у людей, слушающих музыку, которая им приятна, активны участки мозга, называемые лимбической и паралимбической областями, которые связаны с эйфорическими реакциями вознаграждения. А это, к слову, те же самые реакции, которые человек испытывает от хорошего секса, вкусной еды и, к сожалению, наркотиков. Ощущение приятного «мозгового» вознаграждения исходит от потока нейромедиатора, называемого дофамином. Так что выражение «музыка — это наркотик» не так далеко от истины, как кажется на первый взгляд.
И, по утверждению Мейера, музыка как раз и работает как та самая чашка кофе или любовь. Она формирует некоторые звуковые паттерны и закономерности, которые побуждают нас делать бессознательные предсказания о том, что будет дальше. И если мы правы, мозг дает себе небольшую награду — выброс дофамина. Таким образом, постоянное лавирование мозга между музыкальным ожиданием и результатом оживляет его приятной игрой эмоций.
Но почему нас так заботит то, оправдаются ли наши музыкальные ожидания или нет? Не похоже, что новый альбом Билли Айлиш или кого-либо еще — это нечто, от чего зависит наша жизнь. Однако, по мнению музыковеда Дэвида Гурона из Университета штата Огайо, возможно, что однажды дело обстояло именно так. Прогнозы о нашей окружающей среде (то есть интерпретация того, что мы видим и слышим, сформированная на основе частичной информации) когда-то могли иметь важное значение для выживания. Более того — они остаются таковыми и в некоторых ситуациях в современной жизни, например когда мы переходим дорогу и слышим шум едущей машины или звуковой сигнал светофора.
Обходя логический мозг и сокращая путь к примитивным лимбическим цепям, контролирующим эмоции, мысленная обработка звука может вызвать выброс адреналина, внутреннюю реакцию, которая сигнализирует о потенциальной опасности еще до того, как мы ее реально осознаем
Все это в совокупности также подразумевает, что музыка — это не только хорошие вибрации, она может вызывать и другие чувства вроде беспокойства, скуки и даже гнева. Композиторы и исполнители ходят по тонкому льду, подстраиваясь под ожидания аудитории
Все это может объяснить, почему мы испытываем эмоции от определенных музыкальных мелодий и перформансов. Совсем недавно идеи Мейера получили дальнейшую поддержку в исследовании Заторре и его коллег по сканированию мозга, которое показало, что награды, стимулируемые музыкой, услышанной впервые, особенно зависят от связи между эмоциональными и логическими цепями в мозге. Наша эмоциональная реакция на мелодии также может быть обусловлена множеством других факторов — например, реакции разные, когда мы слушаем музыку одни или в компании или когда связываем определенную песню с прошлым опытом, хорошим или плохим.