От молодых изобретателей до «газелей»: как в России поддерживают малый инновационный бизнес?
Зарегистрировать ИП или ООО в России очень просто, но успешно вести деятельность уже гораздо сложнее. Особенно сложно это делать в сфере инновационного бизнеса. Чтобы поддержать тренд на импортозамещение и технологическое развитие экономики, государство всячески поощряет молодых новаторов. Мы расскажем о некоторых программах поддержки.
«Газели» и Корпорация МСП
Малый бизнес считается очень важным сегментом рынка – несмотря на свой размер, такие компании вносят существенный вклад в развитие экономики. Особенно важна роль малого и среднего бизнеса для поддержания занятости – предпринимательская деятельность снимает с государства часть ответственности за трудоустройство. А еще малый бизнес важен с точки зрения инноваций.
Но инновационный бизнес – рискованный сегмент, особенно для предприятий с ограниченными финансовыми ресурсами. За границей проблему решают венчурные фонды и инвесторы, вкладывающиеся в перспективные и потенциально высокодоходные компании. Но хоть в России и есть такие фонды, их влияние на отрасль пока ограничено, а основная поддержка инноваций остается ответственностью государства.
Для поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного, была создана «Корпорация МСП». Кроме прочего, корпорация вместе с компанией «Иннопрактика» еще в 2019 году открыла прием заявок от быстрорастущих инновационных малых и средних предприятий. Такие компании называют «газелями», и для получения поддержки компания должна соответствовать таким требованиям:
Правда, основное требование – компания должна иметь документы, которые подтверждают ее права на результаты интеллектуальной деятельности.
Но если компания-«газель» попадет в программу, ее ждут такие преференции:
Среди участников программы – самые разные компании. Например, не так давно заявку на участие в ней подала компания «Аэротрейд» из Иркутской области. Компания работает с 2003 года и занимается строительством прогулочных и спортивных судов. Основная новация в деятельности – компания использует в производстве аэролодок FORTESS легкий надувной корпус из морозостойкого материала, который защищен армированной «чешуей».
Благодаря участию в программе компания получила поддержку и доступ к закупкам.
Насколько выгодны условия?
«Корпорация МСП» финансирует инновационные проекты через «МСП Банк». Кроме прочих условий, компании должны соответствовать требованиям к «газелям», а также иметь регистрацию на портале «Бизнес-навигатор МСП».
Основных продуктов для инновационных компаний два:
Суммы и сроки кредитования зависят от категории заемщика. Например, чтобы получить инвестиционный кредит на сумму от 1 до 10 миллионов рублей, компания должна быть включена в реестр МСП, не заниматься добычей полезных ископаемых и не торговать подакцизными товарами. Срок кредита – до 36 месяцев.
Если компания претендует на кредит до 1 миллиарда рублей, она должна быть создана в форме юридического лица, специально под проект, а также соответствовать определенной рейтинговой модели. В этом случае срок кредитования составит до 84 месяцев.
По оборотным кредитам сумма составляет от 1 до 500 миллионов рублей примерно с теми же ограничениями, но срок кредитования будет составлять до 36 месяцев.
Процентная ставка, как и всегда, определяется индивидуально и начинается от 7% годовых. Учитывая, что без такой программы ИП придется оформлять простой потребительский кредит, чтобы вложить его в дело, программа от «МСП Банка» будет выгоднее.
Правда, чтобы получить финансирование, придется оформить обеспечение:
В каждом случае решение принимается в индивидуальном порядке, и главное в работе «МСП Банка» – он ориентирован на работу исключительно с малым и средним бизнесом.
Как еще получить помощь?
В России существует масса разных способов помочь малому и среднему бизнесу, в том числе в начале деятельности: от единоразовой выплаты от Центра занятости до помощи от региональных фондов поддержки и бизнес-акселераторов.
Только на федеральном уровне существуют несколько независимых программ поддержки начинающих предпринимателей:
Все эти программы, а также некоторые другие реализует Фонд содействия инновациям. По сути, молодой предприниматель-новатор проходит все этапы от проработки идеи до ее коммерциализации, кооперации и даже интернационализации.
Но еще больше возможностей можно найти на уровне региона – для этого достаточно обратиться в отдел поддержки предпринимательства региона, там объяснят, под какие программы подходит молодой предприниматель.
Реферат: Государственная поддержка инновационной деятельности
Название: Государственная поддержка инновационной деятельности Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат Добавлен 04:40:23 02 августа 2005 Похожие работы Просмотров: 9648 Комментариев: 23 Оценило: 10 человек Средний балл: 4.3 Оценка: 4 Скачать
Московский институт предпринимательства и права
Государственное регулирование и поддержка экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства.
Однако российское правительство не уделяет достаточного внимания проблемам вывода страны из кризиса. Вследствие этого Россия входит в ХХI век государством – инвалидом. По сравнению с 1989 г. спад производства в промышленности в 1996 г. составил 60%, 20% оборудования имеет возраст свыше 20 лет, промышленный потенциал страны к 2000 г. составил 30% потенциала 1992 г.
Для создания программы по выходу государства из кризиса, развитию научно-технического и инновационного потенциала страны необходима поддержка государства.
1. Государственная поддержка инновационной деятельности.
Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы:
1. отрасли, имеющие мировую конкурентоспособность;
2. отрасли, потенциально конкурентоспособные на мировом рынке;
3. отрасли, неконкурентоспособные на мировом рынке.
Первая группа отраслей включает в себя отрасли, которые обладают большим конкурентоспособным потенциалом и давно работают на мировом рынке. Они производят конкурентоспособную продукцию. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность. Они должны постоянно повышать свой производственно-экономический потенциал, чтобы удержаться на мировом рынке в период кризисов.
Отрасли второй группы производят продукцию, которая по многим параметрам близка к конкурентоспособной на мировом рынке. У них есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. Для этого им нужна определенная поддержка и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др.
Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность, промышленность строительных материалов и др. Их продукция на мировом рынке не котируется. Поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок. Как правило, эти отрасли имеют низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, малорентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п. Инновационная политика государства для каждой из этих групп отраслей должна осуществляться дифференцировано.
К мерам по государственной поддержке отраслей первой и второй группы можно отнести:
1. внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника и т.д.) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок государством должна контролироваться.
2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.
3. Государственная поддержка формирования совместных предприятий.
4. Создание и организация функционирования совместных предприятий.
5. Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную продукцию.
6. Оказание государственного содействия при создании вертикально интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия путем предоставления головной компании пакета акций.
К мерам по государственной поддержке отраслей третьей группы относятся:
1. Стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потребительские товары, выпускаемые российскими предприятиями, путем роста заработной платы.
2. Ипотечное кредитование в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.
3. Предоставление населению кредитов.
4. Направление бюджетных средств только на приобретение отличной продукции.
5. Развитие лицензионных и сборочных производств предметов потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами.
6. Содействие в формировании собственной сбытовой сети.
7. Создание в России информационных систем по всем видам выпускаемой продукции.
В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции в 1995г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.1995г. №827 «О Федеральном фонде производственных инноваций». (1)
Федеральный фонд производственных инноваций – государственная некоммерческая организация. Основными задачами фонда являются:
содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;
участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;
поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;
содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.
При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ от18.06.1999г. №651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий».(1) Статус федерального центра науки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Статус присваивается Правительством РФ по представлениям Правительственной комиссии по инновационной политике. Присвоение данного статуса означает предоставление научным организациям государственного обеспечения их научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения центром обязательств по выполнению конкретных задач.
На 1998-2000 гг. были установлены следующие направления инновационной политики государства.
1. Разработка и усовершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институционных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.
2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях.
3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной отставания является не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.
4. Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологических организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.
5. Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.
6. Реализация критических технологий, приоритетных направлений, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.
7. Использование технологий двойного назначения. Такие технологии могут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.)
К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности можно отнести следующее:
предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
создание сети технополисов, технопарков и т. п. (2)
Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:
а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства. (2)
В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи малых предприятий, действует упрощенный порядок налогообложения. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.
Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур малых предприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции малых предприятий, осваивающих новые технологии.
К государственной поддержке инновационной деятельности можно также отнести финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возросла необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций и т.д.) то есть внебюджетных средств.
2. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России.
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:
1. государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
2. создание государственных налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т.ч. лизинговых) льгот инноваторам;
3. включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;
4. государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методичками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
5. государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
6. проведение государственной протекционисткой политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
7. оказание государственной помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
8. государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;
9. осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;
10. создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;
11. осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов.
Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим “Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ” от 12.04.1994 г.(1) Субъектами образования внебюджетных фондов являются.
Министерство науки и технологий РФ образует Российский фонд технологического развития;
федеральные министерства – внебюджетные фонды соответствующих министерств;
иные федеральные органы исполнительной власти – внебюджетные фонды ведомств;
корпорации, концерны и ассоциации могут образовывать внебюджетные фонды объединений.
В соответствии с постановлением Правительства РФ внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1.5% от себестоимости реализуемой продукции. Значительную роль в развитии инновационного предпринимательства играет Указ Президента РФ “О частных инвестициях в Российской Федерации” от 17.09.1994 г. Данный указ принят в целях привлечения частных инвестиций.
В этом указе предусматривается ежегодное выделение средств федерального бюджета в размере 0.5% ВВП на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, подготовленных с участием коммерческих структур, при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Там же установлено, что право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием точек роста экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает 2 лет.
Создание внебюджетных федеральных фондов способствует завершению рентабельных научных проектов включая патентование за рубежом и сертификацию мирового уровня, что необходимо для выхода отечественных инновационных фирм на зарубежный рынок, ускорения продвижения на рынок наиболее перспективных разработок. Число внебюджетных фондов возросло с 57 в 1994 г. до 71 в 1996 г., объем аккумулируемых ими средств увеличился с 12 млрд. руб. в 1994 г. до 500 млрд. руб. в 1995 г.
Для осуществления государственной поддержки высокоэффективных инновационных проектов Постановлением Правительства РФ от 26.08 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций, который на возвратной основе должен поддерживать инновационные проекты, способные инициировать прогрессивные сдвиги в промышленности.
Одним из важнейших направлений формирования инновационной инфраструктуры в России является формирование инновационных центров, внебюджетных и бюджетных фондов которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции. Созданы Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций, Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 1996.
Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области
Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области
Государственная поддержка инновационной деятельности
П оддержка инновационной деятельности возможна с использованием существующих механизмов и институтов развития федерального уровня, направленных на стимулирование инновационной активности в рамках государственных программ.
В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в целях поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности посредством ее финансового обеспечения создаются государственные фонды. Крупнейшими государственными фондами поддержки являются:
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Предоставление Фондом поддержки осуществляется по приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники в Российской Федерации.
Фонд реализует программы инновационного развития, направленные на создание новых и развитие действующих высокотехнологичных компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности:
АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК»)
АО «РВК» — государственный фонд фондов и институт развития венчурного рынка Российской Федерации.
Миссия компании — формирование зрелого венчурного рынка и содействие достижению Россией технологического лидерства в приоритетных сферах через объединение и развитие ресурсов, компетенций и инициатив государства, общества, частных инвесторов, предпринимателей, исследовательских, экспертных и образовательных организаций для создания и продвижения инновационных продуктов и технологий. Реализуется посредством:
— создания и инвестиций в венчурные фонды с привлечением профессиональных инвесторов и управляющих команд;
— предоставления поддержки организациям, разрабатывающим и внедряющим отечественные технологии для создания и производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы.
Информация о Фонде и о проводимых им конкурсах размещена на сайте: https://www.rvc.ru/about/
Фонд развития интернет-инициатив
Крупнейший венчурный фонд России для IT-Стартапов.
Российский фонд венчурных инвестиций, учреждённый Агентством стратегических инициатив по предложению В.В. Путина. Фонд предоставляет инвестиции технологическим компаниям на ранних этапах развития, проводит акселерационные программы и участвует в разработке методов правового регулирования венчурной отрасли.
Информация о Фонде и о проводимых им конкурсах размещена на сайте: https://www.iidf.ru/
Фонд инфраструктурных и образовательных программ, инновационного центра «Сколково»
Для получения статуса участника проекта Инновационного Центра «Сколково» (осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ) юридические лица направляют проекты НИОКР по следующим направлениям в сферах:
Информация и порядок действия соискателя для получения статуса участника «Сколково» размещена на сайте http://sk.ru
Фонд инфраструктурных и образовательных программ
Фонд инфраструктурных и образовательных программ — один из основных инструментов реализации государственной инновационной политики.
Информация о Фонде и о проводимых им конкурсах размещена на сайте: https://fiop.site/
Фонд перспективных исследований
Фонд создан в соответствии с Федеральным законом от 16.10.2012 г. № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований».
Целью деятельности Фонда является содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах, в том числе в интересах модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения.
Информация о Фонде размещена на сайте https://fpi.gov.ru/about/
Дальневосточный Фонд Высоких Технологий
Информация о Фонде и о проводимых им конкурсах размещена на сайте http://www.vostokventures.ru/
Фонд развития промышленности
Фонд предлагает софинансирование проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. Программы Фонда позволяют российским предприятиям получить доступ на льготных условиях к финансовым ресурсам, необходимым для налаживания производства уникальных отечественных продуктов, а также аналогов передовых международных разработок.
Информация о Фонде и о проводимых им конкурсах размещена на сайте http://rftr.ru /
Российский фонд фундаментальных исследований
Фонд поддерживает наиболее активный научно-технический потенциал страны, обеспечивает ученых России финансовой поддержкой, реализует конкурсные механизмы финансирования научных исследований по основным областям знаний: гуманитарных наук; наукам о Земле, о человеке и обществе; информационным технологиям и вычислительным системам; фундаментальным основам инженерных наук.