Что может повысить престиж соц работы
Коронавирус повысил престиж профессии соцработника
В оценке престижности профессии соцработника студенты разделились практически поровну: 52% согласны с утверждением, что профессия соцработника сегодня престижна, 48% – не согласны.При этом большинство студентов (75%) считают, что в последние годы уважение россиян к социальным работникам и выполняемой ими работе выросло, а ситуация с пандемией коронавируса повысила общественный статус профессии: соцработников стали больше уважать и ценить.
Более половины студентов (52%) считают зарплату в диапазоне от 60 до 80 тысяч рублей достойной для социального работника. Среднее значение достаточной зарплаты соцработника, названное опрошенными – 66 000 рублей.
Доброта и доброжелательность – основные качества, которые объединяют людей, решивших стать социальными работниками (57%). Другие важные качества – сочувствие и милосердие (28%), желание помогать людям (23%), ответственность (18%) и отзывчивость (12%).
По мнению опрошенных, социальная работа становится более технологичной и инновационной (такого мнения придерживаются 84%). Появляются востребованные онлайн-услуги, «умные» устройства, помогающие в быту, а также новые технологии в здравоохранении.
«Несомненно, позитивным трендом стало то, что с каждым годом растет интерес молодежи к участию в развитии социальной сферы. Так, только за последний год более чем в шесть раз увеличилось число участников Всероссийского конкурса социальных проектов для студентов. Молодые люди реализуют проекты, нацеленные на решение наиболее острых и социально значимых задач, таких как сохранение здоровья и жизни граждан старшего поколения, их интеграция в общество, создание безбарьерной среды для инвалидов. И главные задачи на сегодняшний день – повышение оплаты труда социальных работников до среднего уровня зарплат в реальном секторе экономики, создание возможностей для более активного участия молодых людей в развитии социальной сферы».
«Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Социальный работник совмещает несколько профессий – психолога, социолога, педагога, а также юриста. Интересно, что студенты, обучающиеся на профессию социального работника, считают, что эта профессия сродни служению – требует особых человеческих качеств.
Основными барьерами на пути развития социальной работы в России являются ограниченность финансовых возможностей и пониженная активность гражданского общества. Из-за кризисной ситуации с коронавирусом социальная работа оказалась в фокусе общественного внимания. В настоящее время основное внимание к труду социальных работников сфокусировано на уровне их заработной платы. Такие вопросы как трудоустройство и рост квалификации остаются пока вне внимания. Важным фактором, влияющим на развитие социальной работы как направления является ее технологизация и внедрение новых инновационных подходов. В этой связи успех достигается, когда государство работает в связке с инициативными общественными группами, НКО и бизнесом, поскольку последние более гибки и активны».
Cкачать пресс-релиз с таблицами данных
«Согласны ли Вы со следующими утверждениями?», % опрошенных, давших положительный ответ
% опрошенных, согласных с утверждением | |
Профессия социального работника престижная | 52 |
В последние годы уважение людей к социальным работникам и выполняемой ими работе выросло | 75 |
Социальная работа становится более технологичной и инновационной | 84 |
Ситуация с пандемией коронавируса повысила общественный статус социального работника, его стали уважать и ценить | 83 |
Три составляющие престижа профессии соцработника
Изменить ситуацию
Государство продолжит делать все для повышения благосостояния работников соцсферы, заявил российский премьер-министр на встрече с женщинами-работниками социальной сферы в преддверии 8 марта.
«Задача государства — если не радикально ситуацию изменить, то сделать все возможное, чтобы вывести работников социальной сферы на уровень бюджетного обеспечения, схожий с другими бюджетниками», — заявил он.
Медведев напомнил, что согласно принятой госпрограмме эта цель должна быть достигнута к 2018 году.
Привлекать рублем и вниманием
На встрече зашел разговор о нехватке социальных работников. Одна из участниц поинтересовалась, как государство будет привлекать новые кадры, в том числе мужчин, в эту отрасль.
Он отметил, что в социальную сферу вряд ли удастся привлечь людей, которые хотят заработать большие деньги. «В социальную сферу не пойдут те, кто ищет быстрых и легких денег. Мы с вами реалисты, мы понимаем: тот, кто хочет зарабатывать деньги, пойдет в бизнес, но это не означает, что мы не должны повышать зарплату. Мы ее повышали и будем повышать», — заверил премьер-министр.
Премьер-министр также отметил, что, помимо повышения зарплаты, государство планирует обеспечивать социальных работников жильем и поднимать престиж профессии.
«Деньги — деньгами, но очень важно, чтобы было свое жилье. И вот программы по жилью для бюджетников, для социальных работников, мне кажется, не менее важны, чем просто автоматическое увеличение зарплаты, пусть даже и на приличный уровень, потому что даже при средней заработной плате по региону далеко не легко вписаться в ипотечную программу. Нужны специальные ипотечные программы для бюджетников, и нужно делать все, чтобы ипотечная ставка и вступительный взнос были приемлемы не только для предпринимателя, но и для бюджетника», — сказал премьер.
Полис для многодетных
Премьер поручил министру труда и социальной защиты Максиму Топилину разработать предложения по созданию медицинского полиса для многодетных семей.
В ходе встречи многодетная мать Елена Данилова выступила с инициативой предоставления возможности для многодетных семей получать расширенный медицинский полис.
Глава правительства отметил, что это хорошая идея и ее можно обсудить.
Защитить детей-инвалидов
На встрече поднималась также тема поступления в вузы выпускников обычных детских домов и детских домов для детей с серьезными ограничениями по здоровью.
«Это тоже отдельный вопрос. Он сложный. Я общался с ребятами, у которых есть ограничения по здоровью, которые учатся в университетах. Самое главное, что они попадают в новую среду. Там, где система отлажена, они себя не чувствуют обездоленными, поэтому очень важно, чтобы использовались все возможные способы и все существующие места для поступления инвалидов в высшие учебные заведения», — отметил премьер.
Традиции сострадания и перемены в сознании
«Я абсолютно уверен, что в современной России мы сами способны эту задачу решить», — заявил он.
«У нас традиции сострадания, воспитания вековые; в некоторых регионах вообще недопустима ситуация, когда ребенок попадает в детдом», — напомнил он. «Такие традиции должны распространяться по всей территории страны вне зависимости от того, где это происходит, вне зависимости от веры», — считает премьер.
Престиж профессии социального работника
Рубрика: 14. Социальная работа
Дата публикации: 15.02.2018
Статья просмотрена: 2573 раза
Библиографическое описание:
Гюлджян, А. Г. Престиж профессии социального работника / А. Г. Гюлджян. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13801/ (дата обращения: 18.12.2021).
В данной статье рассматривается актуальность и значимость изучения научных и учебных дисциплин, связанных с социальной работой, обозначаются проблемы, которые снизили привлекательность их изучения среди студентов, а также предлагаются способы повышения престижа данной специальности и профессии.
Социальная работа представляет собой, в первую очередь, деятельность, в большей степени организовываемую государством для обеспечения должной поддержки и заботы отдельных категорий населения. То, что данная деятельность направлена на социальную защиту тех лиц, которые по тем или иным обстоятельствам не способны (утратили способность) самостоятельно удовлетворять свои потребности, говорит о колоссальном значении такой деятельности для всего общества в целом, так как ни один член социума не защищен от возможности оказаться в числе этих лиц.
Понятие «социальная работа» включает в себя, помимо прочего, комплекс научных и учебных дисциплин, изучение которых непосредственным образом позволяет на практике реализовывать общественно значимую деятельность. Однако на сегодняшний день изучению данных дисциплин не отведено должное внимание как со стороны государства, так и со стороны общества. Указанное препятствует формированию необходимой количественной и качественной кадровой подготовки, с помощью которой было бы возможно обеспечение соответствующих социальных нужд.
На сегодняшний день подготовка специалистов по направлению «Социальная работа» осуществляется в высших учебных заведениях Российской Федерации на гуманитарных факультетах и зачастую связана с такими специальностями, как «Педагогика» и «Психология». [1] Несмотря на то, что интерес к различным специальностям гуманитарной направленности остается достаточно высоким, количество заинтересованных в изучении дисциплин, связанных с социальной работой, резко сократилось.
Согласно социальному опросу, проведенному исследовательским центром портала SuperJob.ru, профессию социального работника оценивают престижной лишь 15 % россиян. [2]. Вместе с тем средняя заработная плата социальных работников в 1,8 раз меньше средней заработной платы по Российской Федерации. Указанное демонстрирует сложившееся отношение к данной профессии в нашем обществе, которое, в том числе, не позволяет в полной мере понять и принять всю важность роли социальной работы в развитии всего общества.
В первую очередь, это связано с сокращением финансирования социальных учреждений и поощрения деятельности молодых специалистов в рассматриваемой сфере. В условиях экономических потрясений, к сожалению, социальная политика страдает больше всего, так как ввиду необходимости эффективного и рационального распределения бюджетных средств государство снимает с себя часть социальных обязательств перед членами общества, что непосредственно ведет к снижению уровня заработных плат в данной сфере и влечет за собой сокращение количества занятого в сфере социальной работы населения.
Другой проблемой, вызывающей отсутствие интереса у обучающихся к изучению комплекса дисциплин по специальности «Социальная работа», является отношение в российском научном обществе к указанному направлению. Социальная работа предполагает наличие у соответствующего работника обширных знаний в таких науках, как социология, педагогика, психология и медицина, а также необходимость обладания навыками работы с информационными технологиями и базами данных и владения иностранными языками. Однако в современной действительности сформировано отношение к социальной работе, как «второсортной деятельности», которую может выполнять любой обыватель. [3] Тем самым, снижается качество преподавания в высших учебный заведениях важнейших для рассматриваемой профессии дисциплин. Более того, сокращается научный интерес к изучению вопрос и проблем в данной сфер, количество научных работ и исследований, необходимых для ее развития. И, соответственно, снижается количество преподавателей, специализирующих на дисциплинах, изучаемых в процессе подготовки по направлению «Социальная работа».
Не менее важной причиной, способствующей снижению интереса к профессии социального работника, является рост качества жизни людей. Как ни странно, но именно улучшение качества жизни общества в целом вызывает такую тенденцию. Сокращение количества людей, нуждающихся в уходе, оказываемом социальными работниками, к примеру, по сравнению с временами участия нашего государства в масштабных военных действиях, приводивших к многочисленному количеству раненых и больных, приводит к снижению спроса на соответствующие услуги и провоцирует снижение предложения.
Для решения вышеуказанных проблем и причин снижения привлекательности профессии социального работника необходимо социально-политическое решение, поддержанное представителями научных кругов российского общества. [4] Во-первых, общество и государство должны осознать и определить степень важности данной профессии в контексте общественного развития в общем и развития отдельных социальных институтов. Это даст возможность установить более высокие ставки заработной платы в сфере социальной работы. Во-вторых, в целях повышения уровня подготовки специалистов образовательные программы должны обеспечить их подготовку таким образом, чтобы базовая подготовка социальных работников осуществлялась в средних специальных учебных заведениях, которая бы позволяла им выполнять обязанности, напрямую несвязанные со здоровьем и безопасностью людей, а профессиональная — в высших образовательных учреждениях. Такое разделение позволит показать важность выполняемой социальными работниками деятельности и установить требования к уровню профессионального развития кандидатов на соответствующие должности социальной работы.
Несомненно, профессия социального работника сложна, так как связана с выполнением нравственно важной деятельности — оказанием моральной, материальной и физической помощи представителям наиболее уязвимых слоев населения. Несмотря на это, социальная работа остается одной из самых недооцененных профессий. Помимо прочего, это связано с тем, что такую деятельность относительно сложно коммерциализировать, следовательно, она не может приносить прибыль, что само по себе не является плюсом в условиях рыночных отношений. [5] Однако нашему обществу необходимо осознать важность социальной работы и поднять ее престиж путем увеличения финансирования деятельности социальных работников и социальных учреждений, а также проведения преобразований в образовательной сфере.
Престиж и трудности профессии социальный работник
Автор: Брун Наталья Юрьевна
Меня часто спрашивают, почему я выбрала именно эту профессию, профессию социального работника? И глядя в глаза собеседнику, чувствую себя как на экзамене, только на экзамене жизни. Я не знаю. Но то, что это моя профессия – уверенна точно. На все сто процентов.
Какая она – профессия социального работника? Трудная? Да. Бывает так трудно, что порою хочется все бросить, уйти в отпуск и забыться. Но.. проходит время, и начинаешь скучать по милым пожилым людям, беспокоиться об их здоровье. Идёшь к ним, а сама ловишь себя на мысли, что ты спешишь просто, что бы узнать: живы, ли здоровы, что было вчера, какие проблемы. Чем могу помочь. Открываешь дверь и видишь их, а на душе спокойно и радостно: живы, здоровы, а проблемы – пустяки, решим.
Ни в одной профессии не увидишь такого восторга просто от того, что ты пришла. И в это время испытываешь гордость, что ты преодолел первую трудность – завоевал любовь и доверие пожилых людей.
Тяжелая? Да. Как трудно нести полные, неподъемные сумки с продуктами, выстаивать длинные очереди в магазинах, аптеках, больницах. Чувствуешь себя марафонцем, когда бегаешь по различным инстанциям, учреждениям. Бегаешь не для себя лично, а для других. А у тебя их – десять человек. Тяжело на душе, когда не клеиться, не срастается, не удаётся. Но ты точно знаешь, завтра все получиться.
Неблагодарная? Нет! Какое счастье, когда все получается, что хотел сделать, сделано! Получилось, нашла, добилась! Несу приятные новости в дом подопечным и слышу слова благодарности. Они меня любят, верят, доверяют. И ты испытываешь гордость от того, что труд, который ты прилагаешь – оценен, что нужна людям и необходима, гордишься выбранной профессией, которая учит быть внимательной, благородной, тактичной и обходительной.
Творческая? Да! Работа социального работника – это постоянное перевоплощение из одного образа в другой. Это игра в разноплановых по жанру фильмах, написанных одним режиссером – жизнью. В один день можно стать психологом врачом, спасателем, почтальоном, парикмахером. И роль надо так сыграть, чтобы пожилые люди поверили, открылись, пустили к себе в сердце.
Престижная? К сожалению нет. Профессия социального работника сегодня за чертой престижных профессий. Это можно объяснить не только молодостью профессии, но и низкой оплатой труда, отсутствием льгот и привилегий. Но за последние годы система социальной защиты превратилась в мощную современную социально-ориентированную отрасль. Доля людей пожилого возраста ежегодно растет, поэтому увеличивается потребность в социальных услугах. В будущем спрос на данные услуги будет возрастать. Следовательно, данная профессия будет востребована, станет популярной и престижной. Все больше приходит молодых специалистов, и приходят не равнодушные, а очень заинтересованные в своем деле. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать структуру предоставления социальных услуг, условия оплаты и вообще – развития рынка социальных услуг для пожилых граждан и инвалидов.
Престиж профессии и проблемы мотивации в социальной работе
В обыденном сознании с социальной работой зачастую связаны представления, которые не соответствуют действительности, но они, тем не менее, очень живучи. Возьмём, к примеру, вопрос об истоках социальной работы. Нередко можно услышать мнение, что социальная работа – это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье. На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам – целям, методам и структуре, которые связаны с особой подготовкой работников-исполнителей, – они существенно различаются.
Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха.
Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой является клиент, а целью – освобождение его от нужды в социальных работниках.
особенности функционирования отражаются и в специфике управления процессом мотивации сотрудников социальных организаций, а именно:
1. особое значение приобретает внутреннее поощрение, удовлетворение трудом оказание реальной помощи нуждающимся;
2. стимулирование касается вопросов условий труда (сокращенный рабочий день, перемена в чередовании трудовых функций и другие), так как основная деятельность характеризуется взаимодействием с людьми с девиантным поведением;
3. поскольку уровень основного заработка в социальной сфере очень низкий, постольку нужно развивать дополнительные виды материального вознаграждения на коммерческой основе. Следует предоставить социальным организациям еще большие, чем сейчас, возможности для дополнительных платных услуг.
4. необходим комплекс мер по профессиональному продвижению кадров;
5. важно рассмотреть возможность обучения кадров, повышения их квалификации.
26. Социально педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов
педагогический подход. Именно он выступает в качестве необходимого методологического основания, обеспечивающего реализацию интегративно-координационной функции общей и социальной педагогики.
Основными функциями социально-педагогического подхода выступают: методологическая (обеспечение целостного единства знания учащимися общей картины мира, человека, отечества, культуры; знаний о законах и закономерностях; об общенаучных понятиях; методах познания и языках; о функциональных теориях и идеях); проектировочная (конструирование и реконструирование содержания, методов и форм организаии учебно-воспитательного процесса с позиций социальных изменений); диагностическая (изучение социальной и жизненной ситуации учащихся, их личностного развития, условий среды); преобразующая (активизация субъектной социально ориентированной позиции; развитие индивидуальности, гармонизация отношений, формирование значимых интересов, мотивов, потребностей в познании и труде; обогащение опыта творчества); технологическая (определение содержания, средств и технологий организации воспитания как социального института); координационно-регулирующая (создание единого образовательного пространства; согласование усилий его субъектов, обеспечение социально-психологического комфорта жизнедеятельности учащихся; педагогическая поддержка самоопределения, самореализации и рефлексивности); аналитико-рефлексивная (осуществление контроля, анализа и оценки эффективности педагогической поддержки развития личности).
Идеи социально-педагогического подхода концентрируют в себе помощь и поддержку меры человечности в человеке и отражаются в соответcвующих способах и средствах жизнедеятельности человека, ориентированной на индивидуализацию и дифференциацию взаимодействия, на создание комфортных условий для развития личности каждого. Индивидуализация означает деятельность педагогов по поддержке того единичного, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрел в индивидуальном опыте социализации. При этом гуманистический взгляд на личность не отрицает, а предполагает наличие у него социальной, этической и индивидуальной ответственности за принимаемые им решения.
Происходит развитие субъект-объектно-субъектных отношений, сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и социальным опытом, что позволяет достичь свободы выбора действий и решает задачу помощи будущему члену общества как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности). Данное обстоятельство позволяет в образовательном и воспитательном процессе сместить приоритеты от влияния нормативного, жестко регламентированного процесса к личностно и социально значимой деятельности детей в условиях социально-педагогической поддержки.