Что может преподавать юрист

«Хочу преподавать — с чего начать?» — инструкция для экспертов

Что может преподавать юрист. Смотреть фото Что может преподавать юрист. Смотреть картинку Что может преподавать юрист. Картинка про Что может преподавать юрист. Фото Что может преподавать юрист

Об авторе: Зиба Джафарова, руководитель методического центра «Теории и практики».

Мы живем в информационную эру: данных очень много и благодаря стремительному развитию технологий они доступны «на кончиках пальцев». Алгоритмы искусственного интеллекта работают, чтобы помочь нам разобраться в этом бесконечном океане сведений и найти то, что нужно. Но эта информационная и технологическая революция отнюдь не означает, что мы стали мудрее.

Как никогда людям необходима помощь в фильтрации и осмыслении этой информации, получении и рефлексии практического опыта — это все еще прерогатива человека, а именно эксперта.

Сегодня развиваются платформы для каталогизации и шеринга экспертизы, создаются нетворки, которые позволяют соединять запросы людей и компаний с нужным экспертом. Возник даже термин экспертная экономика (expert economy), объемы которой растут. При этом «звание» эксперта не всегда означает, что человек может грамотно делиться этой экспертизой.

Что может преподавать юрист. Смотреть фото Что может преподавать юрист. Смотреть картинку Что может преподавать юрист. Картинка про Что может преподавать юрист. Фото Что может преподавать юрист

Кто такой эксперт?

Вокруг этого термина идет много споров, и однозначного ответа тут нет. Но есть несколько ключевых признаков, по которым можно определить эксперта:

Но если вы собрались заниматься преподаванием, то перечисленных выше характеристик мало — у вас еще должно быть достаточно времени и энергии, чтобы не только проводить занятия и выступать, но и качественно к ним готовиться.

Зачем преподавать?

Для того чтобы стать успешным преподавателем, важно понимать, что вами движет. Определение мотивации и приоритетов поможет вам выстроить стратегию развития в дальнейшем, если вы планируете продолжать преподавать.

Что может преподавать юрист. Смотреть фото Что может преподавать юрист. Смотреть картинку Что может преподавать юрист. Картинка про Что может преподавать юрист. Фото Что может преподавать юрист

Как правило, мотивацией к преподаванию для эксперта становятся:

Как выстроить личный бренд эксперта?

Если вы узнали себя в пунктах выше — отлично. А знают ли о вас другие? Не рассказывать о том, что у вас есть ценные и полезные для других знания и не делиться ими нерационально. Развитие личного бренда повысит осведомленность о вас и вашей экспертизе. Как это делать?

Речь идет не только о предметных знаниях, но и способностях упаковывать и преподносить эти знания и себя.

Подумайте, какой образ вы хотите сформировать у окружающих.

Можно использовать форматы текстового блогинга (например, писать статьи на Medium), завести свой канал на YouTube, делать короткие обзоры событий вашей профессиональной сферы в Instagram, завести канал в Telegram.

Что может преподавать юрист. Смотреть фото Что может преподавать юрист. Смотреть картинку Что может преподавать юрист. Картинка про Что может преподавать юрист. Фото Что может преподавать юрист

Расскажите своим коллегам и знакомым, что хотели бы выступать на определенные темы.

Если вас уже приглашают или начинают приглашать куда-то выступать и преподавать, проверяйте, что это за место, какая там аудитория — это тоже часть вашей репутации. Не на всех площадках стоит выступать.

Как трансформировать знания в обучающий продукт?

Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.

Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:

В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.

Как составить план занятия?

К этому моменту у вас уже, скорее всего, сложилось понимание основных тематических блоков. Чтобы они превратились в урок, их нужно уложить в определенную структуру.

Есть несколько подходов к проектированию выступления, но так или иначе любое занятие можно поделить на три части: введение, основная часть и заключение. Что не забыть сделать на каждом этапе.

Введение

«Айсбрейкер» — техника для выстраивания позитивного взаимодействия между членами группы на этапе знакомства и создания благоприятной атмосферы на уроке.

Здесь отлично сработают истории и яркие кейсы из опыта — эмоции помогают вовлечься и запомнить.

Это позволит настроить ожидания участников, увеличит комфорт и чувство безопасности.

Основная часть

Активное вовлечение обучающихся в процесс — это не только залог эффективности курса, но и «лайфхак» для ведущего образовательного процесса, т.к. позволяет перераспределить нагрузку и выдохнуть, пока студенты, к примеру, заняты групповой работой.

Это один из главных принципов обучения взрослых. Побуждайте аудиторию «приземлять» новую информацию на их прошлые или текущие кейсы.

Разделите занятие на блоки по 15–20 минут, после каждого желательно задать вопрос слушателям, подвести промежуточный итог и сделать связку со следующим блоком.

После выполнения каких-то заданий или проведения обсуждений важно свериться, все ли участники сделали в соответствии с целями и требованиями задания, обозначить для них точки роста.

Это, как минимум, придаст процессу динамику за счет смены спикеров и поможет лучше фасилитировать групповую работу. Это и отличная подстраховка, если вы только начинаете преподавать, и вам страшно: вдвоем всегда легче.

Что может преподавать юрист. Смотреть фото Что может преподавать юрист. Смотреть картинку Что может преподавать юрист. Картинка про Что может преподавать юрист. Фото Что может преподавать юрист

Заключение

Описанные выше шаги относятся и к офлайн-, и к онлайн-занятиям. Подготовка и к тому, и к другому формату нужна одинаково тщательная. Можно сказать, что к подготовке онлайн-занятий нужно относиться даже более серьезно, потому что удерживать внимание аудитории становится сложнее. Если у вас уже было подготовлено офлайн-выступление, будет мало просто сделать то же самое онлайн — подумайте о сокращении длительности урока, вынесите часть материала на самостоятельное изучение, потренируйтесь использовать различные цифровые площадки и инструменты взаимодействия с аудиторией.

Финишная прямая

После того, как у вас сложилась структура занятия и подготовлен контент, остается еще несколько шагов:

Сделайте поминутный тайминг и добавьте к нему еще хотя бы 15% времени, чтобы точно уложиться в заявленные временные рамки.

На слайды можно вынести промежуточные вопросы аудитории, названия блоков и обозначения перерывов — так вы не собьетесь с хода занятия.

К примеру, студентам может понадобиться предварительная регистрация в каком-то из ваших цифровых инструментов, или будет нужна особенная расстановка столов в аудитории — все это лучше продумать до занятия.

В заключение

Преподавание полезно не только учащимся, но и самому эксперту, который систематизирует и переосмысливает свой опыт. Более того, это реалистичный трек развития второй карьеры.

Для начинающих экспертов-преподавателей главное — не бояться ошибки или неудачного опыта. Нужно помнить, что все это — прокачиваемый навык, нужно делать выводы и улучшать результаты следующих попыток.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Как стать успешным юристом

Как стать успешным юристом

Онлайн-интервью с Суреном Адибековичем Авакьяном, заведующим кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессором, д.ю.н., заслуженным юристом РФ

Как состояться в профессии юриста, профессионально развиваться и не проиграть в конкурентной борьбе? Об этом и многом другом мы поговорили с Суреном Адибековичем Авакьяном, заведующим кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессором, д.ю.н., заслуженным юристом РФ.

КонсультантПлюс: Успешный юрист – что это значит для вас? Что это за человек, какой у него должен быть бэкграунд: образование, опыт, интеллектуальный и культурный уровень?

Что может преподавать юрист. Смотреть фото Что может преподавать юрист. Смотреть картинку Что может преподавать юрист. Картинка про Что может преподавать юрист. Фото Что может преподавать юристСурен Адибекович Авакьян: Давайте прежде всего скажем, что ответы на ваши вопросы дает немолодой (мягко говоря) человек. А те, кто читает мои ответы, в основном молоды, и им хотелось бы успешность приобрести не через десятилетия, а через годы. Иначе остается читать «Фауста» Гете и мучиться воспоминаниями – чего же когда-то не сделал и как это сказалось на всей жизни.

Так вот, прежде всего, надо иметь голову, уметь думать. Как бы тебя ни учили, все продумывай сам. Приведу пример из своей жизни. Нас учили политэкономии и весь мир делили на капиталистов-эксплуататоров и работников-эксплуатируемых. А я интересовался историей кино и ходил в лекторий по Чаплину, это было в нашем клубе на Герцена, где теперь снова церковь святой Татианы. И узнал, что из бедного артиста он со временем стал не только знаменитостью, но еще и богатым человеком. А богатые для нас – по идеологии того времени – все были эксплуататорами. Но парадокс – он же сам трудился, так куда же его относить?! Вы думаете, сегодня все иначе? Возьмите текст Конституции 2020 года, найдете там слова о том, что человека труда надо уважать. Скажите мне, кто это – человек труда? Рабочий у станка, механизатор? А владелец сети магазинов – он кто? Ведь ему надо каждый день обеспечить привоз товаров, торговлю, чистоту, культуру обслуживания и т.д. Он тоже работает, зарабатывает побольше, но ведь и налоги платит и со своих доходов, и от фирмы. Вот и анализируйте…

Следовательно, образование надо иметь, старание тоже, навыки вырабатывать. Но вы ничего не добьетесь, живя заученными догмами, учитесь думать сами.

КонсультантПлюс: С чего начать молодому юристу, чтобы достичь успеха в профессии? Какие навыки необходимо осваивать в первую очередь?

С.А. Авакьян: Учиться, учиться и еще раз учиться! Осваивать, постигать. И опять скажу – думать! Растите в себе аналитика. Сошлюсь на свой пример: что ни возьмешь посмотреть по юриспруденции в мои молодые годы – везде читаешь, что люди должны исполнять законы. И лишь у французских и английских классиков 18 века (и ранее) вычитал, что закон прежде всего обязателен для тех, кто его принял (сочинил). Но в тогдашнем лексиконе не находил слова о том, что закон обязателен для функционера компартии и государства.

И еще одно: не ленитесь. Отдыхать в вашем возрасте очень легко – стоит только начать, не остановишься. А книги, подготовка? Потом и как-нибудь… Ничего так не выйдет! Будете повторять вслед за поэтом, что «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», но тогда и успехи у вас будут «какие-нибудь».

КонсультантПлюс: Какие навыки, кроме профессиональных, могут стать конкурентным преимуществом для начинающего юриста?

С.А. Авакьян: Культура! Читайте все подряд. Например, речи адвокатов прошлого по уголовным делам. Книги по истории. Художественную литературу. И еще все музеи Москвы надо посетить! Тщательно, внимательно, не спеша, не для галочки. Каюсь, я сам еще не все посетил. Но знаю, что это необходимо, поэтому и вам советую. И театры!

КонсультантПлюс: Какое направление выбрать молодому юристу: быть специалистом широкого профиля или развиваться в узкой специальности?

С.А. Авакьян: Я за широкий профиль. Но смотря для кого. Адвокат для граждан вполне может быть помощником и по гражданским, и по уголовным делам. Но не каждый возьмется за охрану авторских прав, здесь нужен специалист. Кстати, и этот специалист может быть широкого профиля – авторские права на книги, музыку, картины имеют свою специфику. Юрист суда, прокуратуры, иных правоохранительных органов чаще специалист широкого профиля. В науке есть специализация, но эксперт в какой-то сфере может преподавать весь объем предмета, а писать по нескольким темам. Это индивидуально.

КонсультантПлюс: На юридическом рынке большая конкуренция. Как в таких условиях молодому специалисту заявить о себе и не потеряться среди коллег?

С.А. Авакьян: Не надо разбрасываться. Покажите себя в чем-то. Вас оценят, и не пропадете. Но помните слова Е. Евтушенко: «Кто хочет все и сразу, тот беден тем, что не умеет ждать».

КонсультантПлюс: Как вы думаете, что может поменяться в ближайшее время в работе юриста? К чему нужно готовиться уже сейчас студентам юридических вузов?

С.А. Авакьян: Виртуальный мир пронизывает нас. Очень многое – и хорошее, и плохое – уходит туда. В том числе и общение, и работа.

КонсультантПлюс: Юрист – интеллектуальная профессия, нужно постоянно повышать свое мастерство. Что, на ваш взгляд, этому способствует в первую очередь: чтение профессиональной литературы, обучение на курсах повышения квалификации или практика?

С.А. Авакьян: Чтение профессиональной литературы – и да, и нет. Здесь не надо забывать известное: не сотвори себе кумира. Кто советует – предлагает, дальше решать вам. Обучение на курсах повышения квалификации – то же самое. Идите прежде туда, где пополните свои знания. И идите к тому, кто любит дискуссию. Собственная наработка профессионального опыта – неплохо, но общение может быть полезнее.

КонсультантПлюс: Какие книги вы могли бы порекомендовать будущим юристам?

С.А. Авакьян: На отдыхе я всегда читаю Лескова. Никогда не понимал, почему в школе настоящих писателей заменяли литературой, которую трудно читать даже взрослым. Философствующих юристов много, но как себя заставить их читать… Читайте сначала обычную художественную классику. Когда трудно, читайте юмор. Чтобы логично мыслить, читайте классику детектива. И еще: на этой основе развивайте свою речь. Юрист, говорящий убого, – что может быть грустнее.

КонсультантПлюс: Что посоветуете молодым юристам?

С.А. Авакьян: Дерзайте! И все получится. Не усмехайтесь и не говорите: «к вашим годам. ». Можно кое-чего добиться и в молодые годы. Горжусь тем, что в 23 года был помощником прокурора, и он – прокурор города – доверял мне выступления в суде по уголовным и гражданским делам. Уже в те годы я получил приглашение перейти на работу в прокуратуру РСФСР, но ждал жилье как молодой специалист (тогда давали!) и поэтому не мог. На работе как помощник по общему надзору в меру сил помогал людям. Никогда не забуду, как пришла на прием пара – он и она, оба маленькие и горбатенькие, но счастливые тем, что нашли друг друга и дали жизнь здоровому ребенку. Они жили в бараке, а когда его ломали, всем дали жилье, а им даже комнаты не нашлось. И я, молодой, сначала по телефону, а потом и с вызовом в прокуратуру железным голосом требовал у 50-летнего замдиректора предприятия, чтобы их обеспечили жильем. Сделали, а потом они зашли и сказали мне спасибо. И еще одно знаю твердо: никогда не надо почивать на лаврах.

В завершение приведу стихи, которые для меня – девиз жизни. Может, и вам они пригодятся.

Е. Евтушенко. Не возгордись

Смири гордыню – то есть гордым будь.
Штандарт – он и в чехле не полиняет.
Не плачься, что тебя не понимают, –
Поймет когда-нибудь хоть кто-нибудь.
Не самоутверждайся. Пропадет,
Подточенный тщеславием, твой гений,
И жажда мелких самоутверждений
Лишь к саморазрушенью приведет.
У славы и опалы есть одна
Опасность – самолюбие щекочут.
Ты ордена не восприми как почесть,
Не восприми плевки как ордена.
Не ожидай подачек добрых дядь
И, вытравляя жадность, как заразу,
Не рвись урвать. Кто хочет всё и сразу,
Тот беден тем, что не умеет ждать.
Пусть даже ни двора и ни кола,
Не возвышайся тем, что ты унижен.
Будь при деньгах свободен, словно нищий,
Не будь без денег нищим никогда!
Завидовать? Что может быть пошлей!
Успех другого не сочти обидой.
Уму чужому втайне не завидуй,
Чужую глупость втайне пожалей.
Не оскорбляйся мнением любым
В застолье, на суде неумолимом.
Не добивайся счастья быть любимым, –
Умей любить, когда ты нелюбим.
Не превращай талант в козырный туз.
Не козыри – ни честность, ни отвага.
Кто щедростью кичится – скрытый скряга,
Кто смелостью кичится – скрытый трус.
Не возгордись ни тем, что ты борец,
Ни тем, что ты в борьбе посередине,
И даже тем, что ты смирил гордыню,
Не возгордись – тогда тебе конец.

Источник

Право преподавать право

О курсах повышения квалификации Федеральной палаты адвокатов

В качестве руководителя курсов повышения квалификации я часто езжу в регионы вместе с нашими лекторами и имею возможность сравнивать, как обстоят дела с обучением в разных палатах. Сразу могу отметить, что те палаты, которые приглашают лекторов из Москвы, делают это не для галочки, потому что мы никак не проверяем и не просим никаких отчетов после прослушанных курсов. Есть палаты, в которых адвокаты сдают экзамены для проверки подготовленности, но это даже не единичные – исключительные случаи. В тех же палатах, где мне довелось побывать, подход к учебе творческий, неформальный, что радует. Главный критерий, по которому я оцениваю, эффективно ли прошла учеба – это повторное приглашение с лекциями. Если позвали второй раз – значит, курс удался, если нет – это сигнал, что не полностью выложились, не совсем актуальная информация. Но, к счастью, все палаты, где мы были, – сразу приглашают приехать еще.
Конечно, курсы повышения квалификации идут по всей стране, каждый регион работает над своими программами. Но есть еще один фактор – личное общение. Считаю, что общение с умным человеком – эффективней любых лекций. Если ты с кем-то обсуждаешь проблемную тему и тебе рассказывают, что и как сделал профессионал, делятся азами мастерства – это очень эффективный способ обучения. Именно поэтому я люблю заказывать себе билеты с лекторами. По приезде всегда шучу, что могу себе выписать свидетельство о повышении квалификации. Потому что каждый из наших лекторов, которых я очень люблю, – специалист в своем деле. И пока мы вместе в самолете, в переездах, за обедом они рассказывают все, что появилось нового в их сфере. Я повышаю свою квалификацию и от общения с адвокатами в том регионе, в который приехала. То есть за время курсов повышения квалификации, которые мы привозим в регионы, я сама узнаю много полезного и интересного. Очень не хотелось бы, чтобы все это превращалось в зачет часов.
Однажды я была в Чикаго на программе, рассказывающей о том, как у них построено повышение квалификации. Меня смутило, что очень большая часть времени была посвящена системе проверки. В Америке адвокаты могут покупать различные курсы и программы, и задача контролирующих органов понять, смотрит ли человек программу или просто включил курс на компьютере и ушел. Для этого нужно щелкать в телефоне, кликать мышкой, писать слова в определенный промежуток времени. По-моему, это какой-то формализм. Я же хочу, чтобы была такая среда, в которой быть неумным стыдно. Создание такой среды, где быть непрофессиональным – это значит выпасть из профессии, гораздо важней, чем щелкать мышью. Можно и ребенка научить вовремя нажимать на кнопку. Роль повышения квалификации состоит в том, чтобы показывать, что профессионализм приводит к результатам. У адвоката не должно возникать ощущения: «что бы я ни делал в уголовном деле, я не смогу ничего изменить». Это профессиональная апатия. Чтобы ее избежать, мы должны показывать реальные примеры того, что мы можем что-то сделать, тогда и среда будет другая.
Лекторов, к сожалению, немного, хотя я постоянно нахожусь в поиске новых людей. Только проблема в том, что людей, способных просто поговорить обо всем и ни о чем, много, а преподавателей, которые знают больше, чем практикующие адвокаты, – единицы. Выйти в аудиторию, где 300 человек смотрят на тебя с вопросом, скажешь ли ты что-то новое или нет, – это тоже способ сдавать экзамен. Это большая ответственность, поэтому, как бы я ни хотела увеличить круг лекторов, сделать это очень сложно.
Вениамин Яковлев однажды сказал, что прежде чем стать преподавателем, он пошел в адвокаты, потому что должно быть «право преподавать право». Право преподавать адвокатам имеют только правоприменители, чтобы стать лектором наших курсов, нужно быть таким экспертом, который знает свою область гораздо глубже, чем просто профессиональный адвокат.

Источник

Дополнительное образование адвоката: право или обязанность?

О необходимости критериев допустимости образовательных продуктов

Современный мир с нескончаемым потоком информации требует от любого человека постоянного совершенствования. Не является исключением и адвокатское сообщество. При этом знаний, приобретенных в высшей школе, в современных условиях недостаточно для оказания квалифицированной юридической помощи.

Адвокатское удостоверение – не просто документ, освобождающий от предъявления диплома о высшем юридическом образовании в ходе судебного процесса, а знак качества для юриста, прошедшего экзаменационные испытания по проверке уровня знаний.

Нужно ли продолжать совершенствоваться и повышать профессиональный уровень? Ответ на данный вопрос очевиден.

Повышение профессионального уровня – это не только получение конкурентных преимуществ перед коллегами, но и обязанность каждого адвоката и стажера по постоянному и непрерывному совершенствованию знаний.

Так, Всероссийским съездом адвокатов 18 апреля 2019 г. утвержден Стандарт профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов. Стандарт закрепил требования к прохождению стажировки стажерами адвокатов, а также требования к повышению профессионального уровня адвокатов. Согласно п. 13 Стандарта адвокаты со стажем менее 3 лет должны ежегодно повышать профессиональный уровень в количестве не менее 40 академических часов. Адвокаты со стажем более 3 лет должны ежегодно повышать профессиональный уровень в количестве не менее 30 академических часов. При этом адвокатские палаты субъектов РФ могут повысить минимальное количество часов повышения профессионального уровня до 60 академических часов.

Организацию мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов осуществляют Федеральная палата адвокатов РФ и адвокатские палаты субъектов РФ.

Формы повышения профессионального уровня адвокатов могут быть следующими:

– очные аудиторные мероприятия (лекции, тренинги, обучающие мероприятия);

– заочные мероприятия (вебинары, онлайн-курсы);

– подписка на издание «Адвокатская газета»;

– научно-практические и иные мероприятия, проводимые Федеральной палатой адвокатов или палатами адвокатов субъектов.

В п. 18 Стандарта определены примерные направления программ повышения профессионального уровня адвокатов, однако они не являются исчерпывающими при составлении плана подготовки на год.

Проблемным вопросом является возможность зачета времени обучения, которое было осуществлено адвокатом не под эгидой Федеральной палаты адвокатов и палат субъектов РФ.

Не секрет, что бурно развивающаяся отрасль банкротного права требует от адвоката как твердых знаний материального и процессуального права, так и знаний в области экономической специальности. Практические знания в области банкротства возможно получить в рамках профильных образовательных проектов, зачастую организуемых высшими учебными заведениями.

Возможность и условия зачета времени повышения профессионального уровня путем получения знаний вне адвокатских палат предусмотрена только для адвокатов со стажем адвокатской деятельности более 3 лет.

Согласно п. 33 Стандарта Советы адвокатских палат субъектов вправе предусмотреть условия и возможность зачета времени документально подтвержденного обучения по специальным программам в рамках юридической, экономической и иной специальности, требующейся адвокату для углубленной специализации в рамках адвокатской деятельности.

В условиях распространения дистанционного образования и продуктов по повышению квалификации и профессионального уровня в сети «Интернет» различными организациями, физическими лицами, органами государственной власти считаем необходимым разработать и принять адвокатскими палатами субъектов критерии допустимости образовательных продуктов для зачета времени обязательного обучения по повышению профессионального уровня. Данные критерии приведут как к непосредственному повышению требований к уровню образовательного продукта, так и станут фильтром для отбора действительно полезного для адвоката материла для обучения.

При этом, определяя критерии допустимости образовательного продукта к зачету времени повышения профессионального уровня, необходимо руководствоваться принципами применимости знаний в повседневной деятельности адвоката, уровнем экспертности спикера или преподавателя, актуальностью темы занятия и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *