Что может препятствовать достижению вами успеха собеседование
Вы приняты! 15 лайфхаков, которые помогут успешно пройти собеседование
⏱ Время прочтения — 7 минут
Спокойствие, только спокойствие
Подобная история не редкость, ведь собеседование — сильный стресс даже для кандидата с большим опытом. Волнение в такой ситуации естественно, однако оно не должно мешать мыслить конструктивно и вести диалог.
Предлагаем три способа, которые помогут быстро успокоиться.
Глотательные движения помогают нам прийти в себя — это физиология. Лучше всего сделать несколько глотков воды непосредственно перед встречей. Если вы почувствовали сильное волнение уже в процессе беседы, а воды с собой нет, попросите ее у рекрутера / нанимающего менеджера — в этом нет ничего страшного. Если воды не нашлось, просто несколько раз сглотните слюну.
«У меня как будто земля уходит из-под ног», — говорим мы, когда сильно волнуемся. Чтобы избежать потери контроля, сильно прижмите стопы к полу — это позволит в прямом смысле почувствовать под собой опору.
Возьмите с собой на собеседование вещь, которая связана с приятными воспоминаниями, карьерными или личными успехами. Это может быть ручка, часы, блокнот, браслет или какой-то небольшой сувенир, который можно зажать в руке или положить в карман. Такой якорь позитивных эмоций позволит чувствовать себя увереннее.
«Вижу цель, верю в себя»
Чаще всего в начале беседы рекрутеры просят рассказать о себе. Будьте к этому готовы и заранее подготовьте и отрепетируйте небольшую самопрезентацию — это не только придаст вам уверенности, но и выгодно подчеркнет вашу мотивацию.
Не углубляйтесь в детские и юношеские годы — рассказывайте только о том, что совпадает с профилем компании и вакансии. Для этого до интервью выясните как можно больше об организации, изучите требования вакансии и постройте свой рассказ с учетом этой информации.
Рассказывая о себе, дайте понять нанимателям, что вы разделяете миссию и ценности организации. Например, если вы устраиваетесь в компанию по продаже товаров для кошек и собак, не лишним будет упомянуть о своей любви к домашним животным.
Выберите из своего профессионального багажа те навыки, качества и кейсы, которые сочетаются с требованиями вакансии. И позаботьтесь, чтобы ваши слова были подкреплены фактами. Например, если должность предполагает наличие лидерских качеств, расскажите о своем опыте руководства коллективом или проектом и приведите конкретные измеримые показатели, которых удалось достичь.
В завершение самопрезентации расскажите, почему вы хотите работать именно в этой компании и на этой должности. Примеры подходящих ответов: «доверяю продуктам компании», «цели компании сочетаются с моими внутренними целями», «хотел бы вместе с вами трудиться над улучшением процессов» и т. п.
Не «что», а «как»…
По мнению психологов, первое впечатление о человеке на 70% складывается не из того, что он говорит, а как он это делает. Сюда относятся внешний вид, язык жестов, мимика и особенности речи. Поэтому для успешного прохождения собеседования стоит уделить особое внимание этим аспектам.
Излишняя торопливость либо медлительность речи может создать негативное впечатление. Поэтому говорите четко, спокойно и уверенно, сохраняя средний темп. Полезно накануне встречи отрепетировать свои ответы перед зеркалом или записать их на диктофон и послушать — так будет проще понять, что нужно подкорректировать в своей манере говорить.
Собеседник, тем более такой опытный, как рекрутер или HR-специалист, легко почувствует ваше состояние, особенно если вы волнуетесь. Поэтому важно настроиться на позитив: сделайте так, чтобы улыбка шла изнутри. В то же время важно не перестараться: улыбка на лице должна быть только тогда, когда она уместна.
Значение невербальных сигналов сложно переоценить: один неуместный жест может поставить крест на успешном исходе собеседования. Перед тем как отправиться на встречу с нанимателем, попробуйте найти позу, в которой вам будет комфортно вести длительную беседу и в которой вы будете чувствовать себя максимально уверенно.
Также не лишним будет посмотреть на свою мимику и жестикуляцию со стороны: запишите репетицию самопрезентации на видео. Не стоит ломать свою индивидуальность и пытаться вести себя на собеседовании как британские монархи — оставайтесь собой, ведь нанимать будут вас! Достаточно убрать суетливые движения, выдающие волнение.
«Назовите ваши слабые стороны»
На собеседовании могут задавать каверзные вопросы, единственно правильных ответов на которые не существует, — они призваны выявить именно ваши качества, лучше вас понять и узнать, как вы ведете себя в нестандартных ситуациях. Список таких вопросов ограничен только фантазией интервьюера, но есть самые популярные. Чем руководствоваться при ответе на них?
Если вас попросили рассказать о своих слабых сторонах, неверно будет ответить «У меня их нет» — это свидетельствует об отсутствии объективности к себе и стремления к развитию. Назовите одну-две слабые стороны, не несущие критической угрозы для рабочего процесса, и обязательно расскажите о том, как вы работаете над их устранением.
Скажем, вы признались, что иногда в процессе работы слишком погружаетесь в нюансы и отходите от основной задачи. Тогда дополните рассказ вашим секретом преодоления этого «недуга» — например, вы приклеиваете стикер с главной целью проекта на видном месте — и он возвращает вас на нужный вектор.
На просьбу рассказать о каком-либо вашем профессиональном промахе тоже не стоит отвечать: «У меня их не было». Действуйте по принципу из пункта № 10: сперва — про ошибку, неудачу, провал, и сразу же — про то, как всё исправили. А в завершение отметьте, чему вас научила эта ситуация и какие личностные и профессиональные качества помогла развить.
Пример: «На прошлой работе я не смог вовремя сдать проект, поскольку не рассчитал свои силы и время. Не спал ночь, но — хоть и с опозданием — закончил работу. Я проанализировал ситуацию и сделал выводы, что нужно развить навыки управления временем, чем и занялся: стал тщательно планировать дела, увлекся тайм-менеджментом. После этого случая я всегда сдаю работу в срок».
«Какую зарплату вы хотите получать?» — такой вопрос интервьюер может задать, если в описании вакансии не указан размер вознаграждения. Если вы откликнулись на такую позицию, перед собеседованием выясните, сколько в среднем получают специалисты вашего уровня на аналогичной должности. В зависимости от опыта и знаний вы можете варьировать сумму. Например, назвать размер оплаты на 5−10% больше, чем в среднем по рынку, если у вас большой опыт, или, напротив, немного меньше, если опыта мало или совсем нет. Также зарплатные ожидания стоит немного снизить, если по компетенциям и навыкам вы немного недотягиваете до требований вакансии.
Будь готов! Всегда готов!
HR-специалисты используют различные методы проведения собеседования. Самый распространенный из них —структурированное интервью по стандартным вопросам. Однако вы можете столкнуться и с другими вариациями интервью. Что же делать?
Суть метода в том, что вам предлагается решить какую-то ситуационную задачу — кейс, подобранный с учетом вакансии, на которую вы претендуете. Например, если вы устраиваетесь работать менеджером по продажам, то вас могут попросить решить следующую задачу: «Важный клиент просит сделать скидку, а вы не можете ее дать. Как себя поведете?»
Для того чтобы подготовиться к подобным кейсам, изучите внимательно требования вакансии, попробуйте предположить, какую задачу вам предложат, поищите в Сети примеры и рассказы других соискателей. Но и будьте готовы решать задачу в моменте — всего не предугадаешь!
Этот довольно жесткий метод используют, чтобы проверить стрессоустойчивость соискателя. Например, рекрутер может спросить: «Почему вы еще не замужем?» или «Почему у вас перхоть?» Также он может начать курить в вашем присутствии, отвлекаться на телефонные звонки или перебивать.
Как вы будете вести себя — зависит только от вас и от предлагаемых обстоятельств. Но помните, что ваша задача в такой ситуации не отшучиваться и не огрызаться, а перевести разговор в конструктивное русло, напомнив о цели вашей встречи.
Данный метод немного напоминает дружеский разговор: рекрутер может попросить рассказать про детство, школьные и студенческие годы. Цель такой беседы — понять, есть ли у соискателя предрасположенность к решению требуемых вакансией задач. Например, на должность психолога в детский сад охотнее примут кандидата, который расскажет, что с детства любил помогать другим людям, а в старших классах с удовольствием нянчился с маленькой двоюродной сестрой.
Для того чтобы успешно пройти такой тип собеседования, рекомендуем внимательно изучить вакансию и найти подтверждение нужных качеств в своей биографии.
Во многом результат собеседования зависит от качества вашей подготовки. Однако есть такие ситуации, на которые невозможно повлиять и о которых вы можете даже не узнать. Например, в компании приняли решение не вводить должность, на которую вы претендовали, и передать эти функции одному из сотрудников.
Отказ потенциального работодателя — не повод считать себя плохим кандидатом. Анализируйте ошибки, готовьтесь к собеседованию, тренируйтесь. Прохождение собеседования — это полезный навык, который приобретается с опытом. Верьте в себя и в свои силы!
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫
Как ответить на 30 самых распространенных вопросов для собеседования
Вряд ли вы умеете читать чужие мысли, поэтому мы можем предложить вам кое-что взамен. Представляем вашему вниманию список вопросов, которые часто встречаются на собеседованиях, а также советы о том, как на них отвечать.
Разумеется, мы не рекомендуем заучивать все ответы наизусть, однако продумать их не помешает. Как только вы поймете, что именно хочет услышать представитель компании, вы без труда сможете доказать свою пригодность в профессиональном плане.
Используйте этот список при подготовке к собеседованию.
1. Расскажите о себе
Это очень простой, но важный вопрос, о котором забывают многие соискатели. Вот в чем подвох: никто не хочет бесконечно выслушивать вашу карьерную или личную историю. Вместо этого вам нужно в нескольких словах продемонстрировать, что вы как нельзя лучше подходите на обсуждаемую должность. Расскажите о своих достижениях или опыте, связанном с работой и позволяющем судить о вашей профпригодности.
2. Как вы узнали о вакансии?
Отвечая на этот невинный вопрос, вы имеете возможность выделиться из толпы и показать свою заинтересованность в работодателе. Например, если вы узнали о вакансии от друга или коллеги, упомяните его имя, а затем расскажите о том, что конкретно он рассказал и как ему удалось вас вдохновить. Если вакансия попалась вам на глаза в отраслевом издании или на местной доске объявлений, сообщите, что именно показалось в ней привлекательным.
3. Что вы знаете о нашей компании?
Любой соискатель способен заглянуть на страницу «О нас» на сайте организации. Вряд ли собеседник, задающий этот вопрос, пытается узнать, насколько четко вы понимаете описанные там цели и задачи. Он должен понять, что вы позаботились о том, чтобы их прочесть. Используйте в своей речи ключевые слова с сайта, но не цитируйте его дословно, например: «Мне импонирует цель. потому, что. » или «Я верю, что этот подход будет полезен, так как. » Не забудьте привести примеры из личного опыта.
4. Почему вы хотите получить эту работу?
И снова, компаниям нужны люди, которые испытывают страсть к своему делу, и ответ на этот вопрос должен быть дан в подобном ключе. (Если вы не испытываете страсти к своему делу, возможно, вам стоит подать резюме в другое место.) Определите ключевые пункты, которые свидетельствуют о том, что работа вам подходит (например, «Мне нравится работать в службе поддержки, общаться с разными людьми и помогать им решать проблемы»). После этого расскажите, чем вас заинтересовала компания («Я люблю узнавать новое, а вы умудряетесь делать потрясающие вещи, и мне просто хочется в этом поучаствовать»).
5. Почему нам стоит вас нанять?
6. Перечислите свои профессиональные достоинства
При ответе на этот вопрос карьерный консультант Памела Скиллингс советует говорить только правду (т.е. рассказывать о реальных, а не вымышленных достоинствах), описывать качества, которые соответствуют рассматриваемой должности, а также избегать пространных рассуждений (например, «умение убеждать» вместо «превосходных навыков общения»). Не забудьте рассказать о реальных ситуациях, в которых вам удалось продемонстрировать эти достоинства.
7. Назовите свою основную слабость
Этот вопрос предназначен прежде всего для того, чтобы определить, насколько честен и открыт кандидат. Несмотря на это, не стоит говорить, что вы способны уложиться сроки, даже если от этого зависит ваша жизнь. Не стоит также пафосно восклицать, что вы лишены каких-либо недостатков. Выберите качество, которого вам не хватает и которое вы всеми силами стараетесь приобрести. Например, сообщите, что не умеете мастерски выступать публично, но недавно вызвались проводить общие собрания, чтобы чувствовать себя увереннее.
8. Назовите свое главное профессиональное достижение
Ничто не говорит о профессиональной пригодности лучше, чем список былых заслуг. Отвечая на этот вопрос, не стесняйтесь! Постройте ответ следующим образом: обозначьте ситуацию и задачу, которую вам требовалось решить, чтобы собеседник владел контекстом (например: «Я работал младшим аналитиком и управлял процессом выставления счетов-фактур»), сделайте акцент на шагах, которые вы предприняли, и результатах, которых удалось достичь (например, «Я проводил мероприятия по модернизации процесса в течение месяца, и в результате мне удалось сэкономить 10 человеко-часов, при этом количество ошибок уменьшилось на 25%»).
9. Расскажите о рабочем конфликте или затруднительной ситуации, с которой вам пришлось столкнуться. Опишите процесс разрешения вопроса
10. Каким вы видите себя через пять лет?
Отвечая на этот вопрос, честно расскажите о своих целях, но помните: собеседник хочет убедиться в том, что ваши ожидания и амбиции реалистичны, а рассматриваемая вакансия им соответствует. Если же позиция идет вразрез с вашими представлениями, скажите, что еще не можете сформулировать конечную цель, но хотите приобрести положительный опыт, который поможет вам определиться.
11. Опишите свою идеальную работу
В этом и аналогичных ему вопросах кроется желание узнать, насколько обсуждаемая позиция соответствует вашим карьерным стремлениям. Разумеется, если вы хотите насмешить собеседника, можете сказать, что хотите стать звездой NBA, но лучше будет рассказать о своих целях и соотнести их с тем, что предлагает работодатель.
12. Ходили ли вы на собеседования в другие компании?
13. Почему вы уходите с текущего места работы?
Сложный вопрос, который в настоящее время встречается на каждом шагу. Поддерживайте положительный тон и не злословьте о предыдущем работодателе. Скажите, что хотите развиваться и воспользоваться новыми возможностями, которых в текущий момент у вас нет. Например: «Я хотел бы участвовать в процессе разработки программных продуктов от начала и до конца, и я вижу, что вы предоставляете такую возможность». А если вас вежливо попросили уйти с предыдущего места? Так и скажите: «К сожалению, работодателю больше не требуются мои услуги».
14. Почему вас уволили?
Если при ответе на предыдущий вопрос вы честно признались в том, что вас уволили, будьте честны до конца, даже если правда не очень приглядна. Честный ответ далеко не всегда приводит к отказу! Покажите, что с тех пор вы многому научились и выросли. В большинстве случаев умение извлекать уроки из ошибок считается преимуществом, а не недостатком.
15. Чего вы ожидаете от новой работы?
Очевидно, того, что она может предложить. Не стоит пускаться в пространные рассуждения. Будьте предельно точны.
16. Какие условия труда кажутся вам приемлемыми?
Очевидно, те, что похожи на условия, предлагаемые потенциальным работодателем. Не стоит пускаться в пространные рассуждения. Будьте предельно точны.
17. Опишите свой стиль управления
18. Расскажите о ситуации, в которой вам удалось проявить свои лидерские качества
19. Опишите момент, когда вы были не согласны с решением, принятым вашим руководителем
20. Как бы вас описали ваши коллеги и руководители?
Помните, что ответ на этот вопрос должен быть честным, т.к. у работодателя есть возможность позвонить вашим бывшим коллегам и руководителям. Расскажите о достоинствах и качествах, которые еще не были упомянуты в ходе беседы (например, неукоснительное соблюдение правил внутреннего распорядка или готовность при необходимости включиться в работу соседних отделов).
21. Почему вы делали перерывы в работе?
Если вы некоторое время были безработным, честно расскажите, чем вы занимались Разумеется, эти занятия должны быть полезными (обучение, ведение профессионального блога или волонтерская деятельность). Подчеркните, что теперь вы готовы внести вклад в общее дело: «Я решил сделать перерыв, но теперь я полон сил и могу принести пользу компании».
22. Можете ли вы объяснить свое решение о смене направления в карьере?
Подобные вопросы часто сбивают с толку. Сделайте глубокий вдох и объясните собеседнику, почему вам пришлось принять то или иное карьерное решение. Приведите примеры, подтверждающие, что предыдущий опыт помог вам в новой должности. Связь может быть неочевидной. В этом случае вы сможете произвести сильное впечатление, рассказав о нестандартных ситуациях, из которых вам удалось выйти с честью.
23. Как вы справляетесь со стрессом?
24. Опишите свои первые 30/60/90 дней работы в новой должности
Расскажите, что требуется вам для быстрого старта. Какая информация вам нужна? С работой каких отделов вы хотели бы ознакомиться? С какими специалистами вы будете взаимодействовать? Выберите несколько видов деятельности, которая принесет плоды в краткосрочной перспективе (например, «В качестве первого проекта я планирую углубиться в процессы email-маркетинга и создать систему отслеживания писем»). Разумеется, если вы получите работу, планы могут поменяться, но собеседник должен увидеть, что вы готовы приносить прибыль, и вам не терпится приступить к своим обязанностям.
25. Пожалуйста, озвучьте свои ожидания об уровне заработной платы
Перед формулировкой ответа необходимо провести исследование о среднем уровне заработной платы с помощью Payscale или Glassdoor с учетом вашего образования, навыков и опыта. При этом эксперты рекомендуют называть верхнюю цифру диапазона, а затем проявлять гибкость при необходимости. Дайте собеседнику понять, что знаете себе цену, но при этом хотите получить работу и готовы к обсуждению.
26. Что вы делаете в нерабочее время?
27. Если бы вы были животным, то каким?
На первый взгляд этот вопрос кажется нелепым, а потому используется для того, чтобы сбить соискателя с толку и посмотреть, как он будет выпутываться. Правильных и неправильных ответов не существует, однако вы заработаете дополнительные баллы, если вам удастся рассказать о своих преимуществах. Совет: если вам необходимо немного подумать, заполните паузу словами: «Великолепный вопрос! Должен сказать, что. «
28. Сколько теннисных мячиков поместится в лимузин?
Тысяча? Десять тысяч? Сто тысяч? И правда, сколько?
Если вы претендуете на техническую вакансию, будьте готовы к вопросам-головоломкам. Помните, что собеседник вряд ли ожидает услышать конкретную цифру. Ему нужно знать, что вы поняли вопрос и готовы его анализировать. Глубоко вдохните и проведите расчеты. Вполне нормально попросить для этого ручку и бумагу!
29. Есть ли у вас дети? Планируете ли вы пополнение в семействе в ближайшие несколько лет?
Строго говоря, личные вопросы о семейном статусе, поле («Вы могли бы управлять отделом, в котором работают только мужчины?»), национальности («Где вы родились?»), религии и возрасте незаконны, однако работодатели продолжают их задавать. Далеко не все вопросы задаются со злым умыслом, однако их необходимо тактично пресекать. В рассматриваемом случае рекомендуется ответить: «Думаю, я еще не совсем готов. Но меня очень интересуют пути карьерного роста в вашей компании. Не могли бы вы рассказать о них подробнее?»
30. Как вы думаете, что мы могли бы улучшить или сделать иначе?
Такой вопрос чаще всего задают представители стартапов. С его помощью собеседник не только хочет убедиться в том, что вы потрудились собрать информацию о потенциальном работодателе, но и пытается почерпнуть новые идеи. Предоставьте им эти идеи! Какие дополнительные услуги могла бы оказывать компания? Как можно было бы увеличить прибыль или повысить качество обслуживания клиентов? Для того чтобы выдвинуть разумное предложение, вовсе необязательно изучать детальный план компании на ближайшие четыре года. Просто продемонстрируйте свою заинтересованность и опыт.
31. Есть ли у вас к нам вопросы?
Это ваш шанс убедиться, что предлагаемая компанией должность вам подходит. Что вы хотите узнать о вакансии? О компании в целом? Об отделе, в котором вам, возможно, предстоит работать? О команде потенциальных коллег?
Немалую долю вы узнаете в ходе беседы, поэтому вопросы должны быть нетривиальными. В частности, вы можете попросить представителя компании высказать личное мнение («Почему вам нравится здесь работать?») или обсудить перспективы («Планируете ли вы выпуск новых продуктов?»).
10 секретов успешного собеседования
Рано или поздно перед каждым человеком встает вопрос о смене работы. Часто самым важным и решающим этапом на пути к заветной должности является собеседование.
Любое собеседование — новый опыт, который может оказаться полезным, даже если вы не настроены менять работу прямо сейчас. Это возможность оценить себя, завести деловые контакты, вовремя осознать, что, возможно, засиделись на нынешнем месте работы, и решить, куда двигаться дальше.
Самый первый совет: готовиться
Нельзя идти на собеседование наобум. Необходимо тщательно подготовиться: изучить информацию о компании, найти сведения о человеке, который будет проводить интервью, продумать свою речь-презентацию. В компании о кандидате не обязаны ничего знать заранее, вся ответственность за то, чтобы произвести правильное впечатление, показать себя адекватным, конструктивным человеком и опытным профессионалом, лежит на соискателе. Нередки ситуации, когда отличный кандидат пугался, зажимался в незнакомой обстановке и из-за этого проваливал собеседование. Нужно помнить, что первое впечатление нельзя произвести дважды, а значит, надо собраться и настроиться, чтобы проявить себя самым лучшим образом, ведь второго шанса не будет.
Начинайте с разговора ни о чем
Первые несколько минут поговорите о погоде, об уличном трафике, о чем угодно. Можно сделать комплимент офису, похвалить вид из окна, поздравить с недавно прошедшим корпоративным праздником, какими-нибудь спортивными победами (например, долгожданной победой нашей сборной) или профессиональными достижениями (высокое место в рейтинге компании-работодателя и т. п.). Это, во-первых, позволит «растопить лед», снять общее напряжение, расположить собеседника, а во-вторых (и это не менее важно), такой разговор даст вам возможность успокоиться, осмотреться, собраться с силами и не нервничать. Но не стоит говорить о политике и событиях, мнения о которых у вас с интервьюером могут не совпадать.
Не превращайте разговор в монолог
Будет неверно сразу же выдавать заготовленную речь. Сначала нужно послушать собеседника и постараться понять, кого именно компания ищет, какой по профессиональным и личностным характеристикам человек им нужен. И, сделав соответствующие выводы, рассказывать о себе. «Слушания» на первоначальном этапе встречи должно быть 80%, а «говорения» — 20%.
Довольно распространенная ситуация, когда кандидат в стрессе начинает рассказывать о себе, но говорит совсем не то, что от него ожидали услышать. При этом он может обладать всеми необходимыми для данной позиции компетенциями, но во время разговора не смог правильно расставить акценты в своем опыте и знаниях и не высветил ключевые для работодателя качества. И в результате у интервьюера сложится впечатление, что кандидат на эту должность не подходит.
Установите доверительный контакт
Любая коммуникация уже наполовину успешна, если установлен доверительный контакт. Модное сейчас слово раппорт означает «динамическое состояние, возникающее во время коммуникации, при котором повышается взаимопонимание и создается ощущение глубокого доверия». И вот этот неосознанный раппорт очень важен для успеха встречи. Интервьюер словно «примеряет» вас на свою компанию: насколько вы «свой», «похожий» на него, его коллег и всех сотрудников, разделяющих интересы и ценности компании-работодателя.
Для того чтобы человек, который вас не знает, поверил вам и стал доверять, необходимо говорить с ним на одном языке, одними словами. А для этого уметь слушать и слышать.
Если генеральный директор — человек старой закалки, то и говорить с ним нужно словами из советского прошлого, например, вспомните какие-то истории из детства, которое у всех людей старшего поколения было примерно одинаковым. А если перед вами человек современной формации, то с ним нужно говорить на другом языке, к примеру, вставляя англицизмы и модные аббревиатуры. Подстройка необходима, потому что только на 7% воспринимается то, что человек говорит, на 38% — то, как он это говорит, и 55% занимает язык тела.
Постарайтесь быть модератором беседы
С помощью грамотных вопросов можно так построить диалог, чтобы вам было комфортно и чтобы именно вы задавали тон всей беседе. Вопросы должны быть «умными»: о бизнесе компании, о стратегии, о путях достижения целей, принятых в компании, о роли и ожидаемом вкладе искомого специалиста в реализацию этих целей. В нашей практике были примеры, когда кандидаты задавали вопросы типа «Какой метраж будет у моего кабинета?» или «Какими авиалиниями вы летаете в командировки?» и т. д. Понятно, чем заканчивались подобные собеседования. Из ваших вопросов работодатель должен понять, что вы серьезно относитесь к данному предложению, глубоко изучаете ситуацию, как говорится, «зрите в корень» и уже ощущаете сопричастность с компанией и командой.
Позаботьтесь о внешнем виде
Первое впечатление о человеке формируется в первые 30–40 секунд встречи.
Дружелюбное выражение лица, естественность движений и свежий, опрятный, презентабельный внешний вид — вот самые важные факторы, вызывающие симпатию собеседника.
На собеседовании необходим деловой стиль. Но не нужно быть мужиком в юбке. Женщина должна всегда оставаться женственной. Лучше всего подойдет элегантный костюм, но можно и строгое деловое платье. И нужна «изюминка»: шейный платочек, красивая брошь, нитка жемчуга.
Что касается причесок, то лучше всего воспринимаются убранные волосы и открытое лицо. Но все очень индивидуально. Был случай, я волновалась за одну кандидатку-финансового директора, которая пошла на собеседование в платье без рукавов и с распущенными волосами по пояс. Но встреча прошла успешно, клиент остался доволен беседой. С одной стороны, мужчине было приятно общаться с красивой молодой женщиной, он получил эстетическое удовольствие, и в то же время он воспринимал ее на равных, потому что она говорила очень взвешено, спокойно, профессионально, рассудительно. Не было ненужного намека на кокетство.
Не ведите себя, как сноб
На собеседование вы приходите, чтобы презентовать, «продать» себя. Будьте контактны, охотно отвечайте на вопросы, фраза «прочитайте мое резюме, там все написано» не сыграет в вашу пользу. У нас был пример, когда интервью длилось буквально 5 минут. Достойный по опыту кандидат выбрал неправильную стратегию самопрезентации: пришел, развалился в кресле и всем своим видом показывал, что это он оценивает компанию. Он сразу сообщил, что у него есть несколько предложений и спросил, чем его могут удивить. А финансовый директор просто встал и ушел, так как сразу понял, что такой человек компании не подходит.
Будьте готовы поделиться информацией
Ведите себя доброжелательно, открыто, делитесь информацией. Иногда кандидат не отвечает на вопросы, говоря, что это коммерческая тайна, несмотря на то, что вся информация доступна в интернете. Такое поведение вызывает недоумение у работодателей. Также не советую возмущаться, если задают вопросы о личной жизни. Если молодую женщину спрашивают, замужем ли она, сколько в семье детей и с кем они будут оставаться в случае возможной болезни, — это нормально. Работодатель просто хочет видеть в вас надежного и постоянного работника. Но бывает и обратная ситуация, когда кандидат рассказывает слишком много личной информации, которая совершенно не уместна. Необходимо во всем соблюдать меру.
Подружитесь с хорошим хедхантером
Очень часто талантливые соискатели проходят мимо, их просматривают, потому что никто их не порекомендовал. Я советую искать работу в том числе с помощью кадровых агентств. Грамотный хедхантер знает, как правильно преподнести достоинства кандидата, на что обратить внимание работодателя, чтобы он рассмотрел вашу кандидатуру. Кроме того, если все-таки собеседование прошло неудачно, он свяжется с клиентом, а потом проведет «работу над ошибками», в спокойной и необидной форме обратит внимание на зоны для развития и даст профессиональные советы.
Чаще ходите на собеседования
Каждое новое интервью — это опыт, через который вы становитесь мудрее, профессиональнее и увереннее в себе. Даже если вы не настроены менять работу прямо сейчас, такая периодическая «встряска» очень полезна. Вы сможете понять, насколько вы «в рынке», оценить свои возможности, завести деловые контакты, вовремя осознать, что, возможно, засиделись на настоящем месте работы и решить куда двигаться дальше.