Что может привести человека на скамью подсудимых

Драка может привести на скамью подсудимых

Хочется, хотя бы через статисти­ку, донести до жителей района по­следствия причинения различной степени тяжести вреда здоровью, что у нас, к сожалению, случается очень часто.

Из подследственных отделению дознания преступлений, предусмо­тренных главой 16 Уголовного ко­декса РФ, выделяется три основных состава: умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), максимальное наказа­ние — лишение свободы до трёх лет, из хулиганских побуждений — до пяти лет; умышленное причинение лёгко­го вреда здоровью (статья 115), мак­симальное наказание — арест на срок до четырёх месяцев, из хулиганских побуждений — лишение свободы до двух лет; побои (статья 116), макси­мальное наказание — лишение свобо­ды до трёх месяцев, из хулиганских побуждений — до двух лет.

Для сравнения отделением до­знания отдела МВД России по Благо­дарненскому району в 2013 году в суд направлено 15 уголовных дел, из них по ст.112 УК РФ — 7, по ст.115 УК РФ — 2, по ст.116 УК РФ — 6, а уже в 2014 году цифры значительно возросли: всего — 34 уголовных дела, из них по ст.112 — 10, по ст.115 — 6, по ст.116 — 18.

Только в январе 2015 года в суд направлено 4 уголовных дела по умышленному причинению вреда здоровью. А это негативный след в истории каждого отдельного чело­века: и того, кому причинён вред, и того, кто совершил преступление.

Поэтому просим задуматься над вышеуказанными санкциями как мо­лодёжь, так и их родителей, призы­ваем их донести эту информацию до своих детей.

Основной контингент, совершаю­щий подобные преступления, — это граждане нашего района в возрас­те от 16 до 35 лет, которые любят проводить свободное время в раз­личных кафе и питейных заведени­ях города. Эмоции, как и алкоголь­ное опьянение, быстро проходят и остаётся только горький привкус по­следствий. И особенно горек он для родителей.

Ссоры, заканчивающиеся руко­прикладством, имеют место и сре­ди неблагополучных слоёв насе­ления, случаются они также между сожителями и супругами, но основ­ная часть таких фактов приходится именно на развлекательные заве­дения. Причём, как правило, граж­дане начинают выяснять отношения по поводу и без: кто-то кого-то заце­пил плечом, кто-то не так поздоро­вался, и вот уже обида созрела, а если она к тому же сдобрена порци­ей алкоголя, то махание кулаками — это лишь вопрос времени. А потом суд подводит плачевный итог: синяк — это причинение физической боли, то есть ст.116 УК РФ, сломанный нос — ст.115, сломали челюсть, руку, клю­чицу — ст.112.

Очень часто драки, в том числе массовые, возникают буквально на пустом месте, несмотря на то, что как в помещениях, так и на терри­тории, прилегающей к кафе, уста­новлены камеры видеонаблюде­ния. Если раньше приходилось ис­кать свидетелей, то теперь есть ви­деозапись, при просмотре которой все правонарушители сразу видны и от уголовного наказания им уже не уйти, но, судя по цифрам, это никак не влияет на желание подраться.

И всё же задумайтесь, стоит ли оно того: сегодня ты учишься в ин­ституте и строишь планы на буду­щее, а завтра, казалось бы, из-за пустяка, сидишь на скамье подсу­димых.

начальник ОД отдела МВД России по Благодарненскому району капитан полиции

Источник

Изменения в уголовном кодексе РФ, касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних.

Цели:

Учебно-наглядный комплекс:

— статьи Уголовного кодекса РФ;

— Толковый и Орфоэпический словари русского языка.

Ход урока.

Вопросы:

Учитель продолжает знакомить учеников со статьями, касающимися уголовной ответственности несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 87 ч.2 несовершеннолетним, совершившим преступление, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательского воздействия.

Статья 88 перечисляет виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним:

Рассмотрим условия применения этих видов наказаний.

В ст. 90 говориться о том, что несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если его исправление возможно путем применения принудительных мер воспитательного воздействия:

Статья 91 определяет условия, и особенности применения этих мер воспитательного воздействия.

Работа с Толковым и Орфоэпическим словарями русского языка:

Лексическое значение ( ЛЗ) слов:

Результаты анкетирования среди обучающихся 7 – 9 классов.

III. Итог урока.

Преступность занимает одно из первых мест среди факторов, вызывающих обеспокоенность граждан. Серьезную тревогу в последние годы вызывает рост в стране числа насильственных и имущественных преступлений.

Защита от наиболее опасных посягательств на жизнь, здоровье, имущество, другие права и свободы человека возложена на уголовное право, которое борется с деяниями, выходящими за рамки конфликта одного человека с другим, угрожающими основам общественной жизни.

Даже если преступление причиняет вред конкретному человеку (кража его имущества, нанесение телесных повреждений и т.п.), под угрозой оказываются условия жизни всего общества ( в действующем законодательстве этот признак называется общественной опасностью).

Какой вывод можно сделать о ценностях, которые государство ставит под особую охрану?

Какие меры предусматривает уголовная ответственность в отличие от гражданской и административной ответственности?

Отметки за урок.

Домашнее задание.

Приложение 1.

Анкета

1. Несовершеннолетние – это лица:

А) с 14 до 16 лет;

Б) с 16 до 18 лет;

В) с 14 до 18 лет.

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

А) с 14 лет;

Б) с 16 лет;

В) с 18 лет.

3. Какие виды наказаний назначаются несовершеннолетним?

А) штраф;

Б) обязательные работы;

В) исправительные работы;

Г) арест или лишение свободы на определённый срок;

Е) все перечисленные виды наказаний.

Приложение 2.

Раздел V. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Глава 14. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

е) лишение свободы на определенный срок.

2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

5. Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.

6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

6.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину.

(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса.

(часть шестая.2 введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему

1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.

2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры.

(часть третья в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

4. Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

5. Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 205.1, частью первой статьи 206, статьей 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228.1, частями первой и второй статьи 229 настоящего Кодекса, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, не подлежат.

(часть пятая введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Статья 93. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Статья 94. Сроки давности

Сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.

Статья 95. Сроки погашения судимости

Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны:

а) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;

б) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Статья 96. Применение положений настоящей главы к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет

В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию.

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

Возможно Вас также заинтересуют следующие статьи:

Источник

В чем причины?

Когда на скамье подсудимых оказывается подрос­ток— это всегда беда. Для него самого. Для его роди­телей. Для всего общества. Какие причины и условия способствовали тому, что человек, только готовящийся вступить в самостоятельную жизнь, уже нарушил за­кон, совершил преступление? Ответ па этот, прямо ска­жем, не простой вопрос ищут ученые, юристы, педаго­ги, социологи, работники правоохранительных органов.

Когда на скамье подсудимых оказывается подрос­ток— это всегда беда. Для него самого. Для его роди­телей. Для всего общества. Какие причины и условия способствовали тому, что человек, только готовящийся вступить в самостоятельную жизнь, уже нарушил за­кон, совершил преступление? Ответ па этот, прямо ска­жем, не простой вопрос ищут ученые, юристы, педаго­ги, социологи, работники правоохранительных органов.

Остановимся на некоторых особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей и характере совершаемых ими преступлений. Прежде всего отме­тим, что преступления подростков в большинстве слу­чаев приводят к менее тяжким последствиям, чем пре­ступления, совершаемые взрослыми. Они отличаются меньшей степенью общественной опасности. Данные судебной статистики говорят о том, что до 80% пре­ступлений, которые совершают подростки, составляют кражи (обычно небольших сумм денег, спиртных на­питков и т. п.), а также хулиганские действия. В сель­ской местности подростки совершают правонарушения реже (25%), чем в городе (75%).

Обычно подростки совершают преступления неподалеку от школы, дома или места работы. И если бы родители, учителя, производственный коллектив — все те, кто обязан заниматься воспитанием несовершенно­летних, постоянно контролировали их поведение — многие правонарушения были бы своевременно преду­преждены.

Культурно-образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей обычно невысок. Они не отличаются трудолюбием. Интересы их ограниченны и носят односторонний характер. Вот какой разговор произошел однажды между судьей и подростком, на­ходящимся на скамье подсудимых:

— Скажите, подсудимый, как вы проводили сво­бодное время?

— Гулял в парке. Ходил в кино.

— Какие фильмы вы смотрели?

— Названий я сейчас не припомню.

— Ну, назовите те, которые вам особенно понра­вились.

— Мне нравятся про ковбоев и шпионов.

— А что вы читали в последнее время?

— Вы знаете, кто такой Пушкин?

— Но ведь вы его изучали в школе! Вам наверня­ка задавали читать его произведения.

— Может, задавали. Да только я не читал. Вот если бы про шпионов и ковбоев — тогда бы другое дело. А все остальное читать неинтересно.

— А чем вы вообще увлекаетесь?

— Вы учитесь в школе?

— Ну тогда пошли бы работать. Вам 16 лет, и вы могли бы трудиться на производстве.

— Очень мне это нужно.

Собраться компанией, выпить бутылку-другую вина, а затем бесцельно бродить по улицам — вот основной круг «занятий» таких подростков. Лишь очень немно­гие из них занимаютсяв каких-то кружках или секци­ях. Чувствуя себя отчужденными в школьном или про­изводственном коллективе, они находят общий язык в «своей» компании. Они могут оскорбить девушку не­пристойным замечанием, обидеть младших. Характер­ная особенность устойчивых и злостных несовершенно­летних правонарушителей — ослабленное чувство сты­да за свои действия, искаженное представление о та­ких понятиях, как товарищество, дружба, смелость. Об этом свидетельствует хотя бы такой случай, взятый из судебной практики.

Родители 17-летнего Бориса Колесова уехали в от­пуск, и юноша остался в квартире один. В прошлом судимый за хулиганство, он и теперь не отличался при­мерным поведением. Пользуясь отсутствием родителей, к нему домой зачастили приятели. Они покупали спиртные напитки и до поздней ночи пьянствовали. Во время одного такого вечера кто-то предложил обо­красть магазин. «Идея» всем понравилась. Только Бо­рис отказался, заявив, что после недавно перенесен­ной им болезни он не может участвовать в таком рис­кованном деле. Приятели не особенно на этом и на­стаивали. Последующие два дня ребята внимательно изучали все подходы к магазину. Борис был в курсе их приготовлений. Поздней ночью они оглушили сторожа, нанеся ему опасные для жизни телесные повреждения. Взломали замок и похитили товары. Преступники были задержаны. Их судили по статье закона, предусматри­вающей ответственность за разбойное нападение. На скамье подсудимых находился и. Борис Колесов. По­чему? Ведь он же непосредственно не участвовал в преступлении. Верно, не участвовал. Но он знал, что оно готовится. При нем разрабатывались все детали предстоящего преступления. Среди ребят он пользо­вался определенным авторитетом и, если бы захотел, мог бы остановить их от неразумного шага. Но не сде­лал этого. Как потом объяснил в суде, побоялся «уронить» себя в глазах приятелей. Председательствующий спросил его:

— Почему же вы не сообщили о готовящемся преступлении в милицию или прокуратуру?

Борис искренне изумился:

— Но это же — предательство по отношению к моим друзьям! Разве я мог выдать своих товарищей?!

Вроде бы и справедливые слова произнес Борис, да только в свете всего происшедшего они имеют вовсе не тот благородный смысл, который мы придаем таким понятиям, как дружба, товарищество, верность. Выго­раживал-то он не кого-нибудь, а тех, кто готовился со­вершить преступление. И наверное, гораздо честнее с его стороны было бы не смотреть равнодушно на действия приятелей и затем покрывать их, а постараться сделать все, чтобы предупредить преступление. И для тех, кто сейчас находится на скамье подсудимых, все ограничилось бы строгим внушением, не больше. Те­перь же, после того как они совершили преступление, их ждет воспитательно-трудовая колония, годы лише­ния свободы. Вот цена того «благородства», которое проявил по отношению к своим друзьям Борис Колесов. Хотя он и не участвовал в разбойном нападении, но тем не менее он также совершил преступление, ко­торое по закону квалифицируется как недонесение о преступлении. Именно за это и привлекли его к уголов­ной ответственности.

Каковы же основные причины совершения подрост­ками преступлений?

Одна из них — отрицательное влияние в семье. Се­мья занимает большое место в жизни ребенка. В ней он растет. Получает первые уроки нравственного вос­питания. Ребенок чутко реагирует на все, что происхо­дит в семейном кругу. В здоровой, доброжелательной обстановке он чувствует себя спокойно, уверенно. Если в семье возникает конфликт, он уже начинает нервни­чать, беспокоиться, недоумевать. А если конфликты происходят постоянно? Превратились в систему? Рано или поздно это неизбежно скажется на психике ребен­ка, его развитии, поведении. Анализ преступлений, со­вершенных подростками, показывает, что семьи, в ко­торых росли и воспитывались несовершеннолетние пра­вонарушители, относились к числу неблагополучных. Один из родителей, обычно отец, пьянствовал. Случа­лось, что пьянствовали оба родителя. Подростки росли в явно нездоровой среде. А результат? По судебной статистике, в 30—40% случаев подростки совершалиправонарушения в результате отрицательного примера родителей и других старших членов семьи. И тут нет ничего неожиданного. Что может перенять несовер­шеннолетний от матери и отца, которые пьянствуют? Только то, что и он сам может поступать так же. И ру­ководствуясь этим «уроком», полученным от родите­лей, в один прекрасный день протягивает руку к рюм­ке спиртного. Потом совершает антиобщественный по­ступок. После этого — преступление. Логическая цепочка замыкается. А началом послужила неблагополучная обстановка в семье.

Вот случай из судебной практики. Подросток избил одноклассницу, причинив ей тяжкие телесные повреждения. Все выступавшие в суде свидетели утверждали, что подсудимый очень неуравновешенный человек, не­уживчив с товарищами. И что особенно странно, с ка­ким-то подчеркнутым пренебрежением относился к де­вочкам. В чем причина такого поведения подростка? В ходе судебного разбирательства выяснилось, что отец подсудимого был очень грубым человеком. Во взаимоотношениях с домашними не стеснялся в выражениях, всячески унижал жену, иногда даже пускал в ход кулаки. Помыкая женой, он любил повторять, что с женщинами надо обращаться только «с позиции силы», поскольку доброго отношения они не заслужи­вают. Все это происходило на глазах у мальчика. Было время, когда выходки отца вызывали в нем протест, и он даже бросался на защиту матери. Но со временем он привык к ним. Находясь в обстановке постоянных семейных раздоров, подросток рос неуравновешенным, издерганным, не терпящим чужих мнений. И когда сверстница сделала ему в сущности справедливое за­мечание, он затаил на девочку тяжелую беспричинную злобу и затем избил ее. Здесь отец своим поведением но многом способствовал тому, что его сын стал пре­ступником.

Родители обычно являются для детей высшим авторитетом. Кому из нас не доводилось наблюдать та­кую картину. О чем-то спорят двое мальчишек. И ког­да одному из них не хватает иных доказательств, он в подтверждение своей правоты восклицает: «А мой папа тоже считает, что надо делать так-то!» Последний до­вод для подростка самый убедительный, поскольку он твердо уверен, что его папа знает решительно все на свете. И вообще он самый сильный и умный. То, что он говорит и делает,— все правильно. Эта уверенность в непогрешимости родителей — свойство психологии ребенка. Именно от отца и матери, самых близких ему людей, он перенимает многие черты характера. Если родители грубы, жестоки друг к другу и по отношению к окружающим, ведут себя аморально, совершают ан­тиобщественные поступки, то для подростка, привык­шего считать, что они во всем правы, это становится «нормой» его собственного поведения.

Во дворе играют мальчишки. Один из них, лет ше­сти, схватил камень и кинул вслед товарищу. Но, к счастью, промахнулся. Сидевшая неподалеку пожилая женщина сделала ему замечание:

— Ты что же делаешь? А если бы попал камнем в голову?

— А ну вас,— отмахнулся мальчуган.

Он хотел было побежать дальше, но женщина остановила его и начала объяснять, почему он не прав. Мальчуган шмыгал носом и смущенно глядел в землю, кончики его ушей порозовели от стыда. На этом, возможно, конфликт бы и закончился, но тут вмешался подошедший отец. Он сердито начал выговаривать женщине:

— Ну, что вы лезете не в свое дело! Дети играют, и они сами между собой во всем разберутся. Бывает же у людей дурная привычка: совать свой нос куда не следует.

А 6-летний мальчик стоял рядом и слушал слова отца. Смущение его уже прошло, на веснушчатом лице было написано удовлетворение. В эти несколько минут он получил урок гражданского «воспитания» в самом худшем значении этого слова. Оказывается, во время игры можно причинить боль товарищу. На замечания старших не обращать внимания. А если будут особенно приставать, то взять и отчитать их как следует —так, как это сделал сейчас отец, самый авторитетный для него на свете человек.

Предвижу возражения: подумаешь, велика важ­ность! Да этот мальчуган тут же забудет о случившем­ся. Нет, не забудет. Может, уйдут из памяти суть и подробности самого происшествия во дворе, но оста­нутся— это уже наверняка! — его конечные резуль­таты. Они отложатся на полочку его житейских наблю­дений как частица опыта познавания окружающего мира.

Эдик Гусаров, оказавшийся на скамье подсудимых, не мог пожаловаться на то, что в семье у него была плохая обстановка или родители относились к нему невнимательно. Напротив, мать и отец жили дружно. Все свои помыслы они сосредоточили на сыне. Ста­рались исполнять малейшие его желания. Захотел он иметь дорогой японский магнитофон — купили. Под­росток потребовал мотоцикл — и вскоре его получил. В планах он лелеял иметь собственную машину, и ро­дители незамедлительно стали копить деньги на эту дорогую покупку, собираясь приурочить ее к 17-летию сына. А сын в свою очередь приготовил им свой «по­дарок»: совершил преступление, за которое его при­влекли к уголовной ответственности. На судебном про­цессе председательствующий спросил у отца подсуди­мого:

Вот вы говорите, что стремились ни в чем не ограничивать сына. Но имел ли он представление о том, каких трудов стоило вам, родителям, заработать те деньги, которые на него тратились?

— Когда-нибудь он участвовал в планировании семейных расходов?

— Зачем? — удивился отец.— Он ведь совсем ребенок.

— Но этот ребенок,— председательствующий невольно бросил взгляд на великовозрастного широкоплечего парня, сидевшего на скамье подсудимых,— имел такие запросы, какие бывают не у всякого взрос­лого человека. А между тем в своей жизни он лично не заработал еще ни копейки. Вы считаете нормаль­ным такое положение вещей?

— Мы с женой живем для сына,— сказал отец.— И потому не жалеем для него ничего. И вообще. к чему весь этот разговор? В конце концов покупать или не покупать что-то сыну — наше личное семейное дело!

И все-таки ему пришлось отвечать на эти вопро­сы, касающиеся, как ему казалось, сугубо семейной жизни. Как выяснилось, мальчик рос избалованным. С ранних лет он усвоил истину: он может требовать от родителей все что угодно. С годами это потреби­тельское отношение к матери и отцу развивалось, при­нимало все более уродливые формы. Он мог взять без спросу на личные расходы семейные деньги. Или вер­нувшись с прогулки на такси, распорядиться, чтобы отец пошел и расплатился с шофером. И родители от­носились ко всему этому благосклонно. Единственный сын, как ему можно в чем-либо отказать! Вот такое потакание всем прихотям великовозрастного бездель­ника и привело однажды к тому, что он совершил пре­ступление. И то, что ему предшествовало, вовсе не «личное семейное дело», как пытался доказать стар­ший Гусаров. Если из-за безответственности отдельных родителей, неумеренно балующих детей, вырастают бездельники, способные в любой момент пойти на на­рушение закона, то от этого страдает не только семья, но и все общество.

При рассмотрении в суде одного из уголовных дел выяснилась такая подробность. Подсудимый, 17-лет­ний юноша, в течение нескольких лет занимался кра­жами из дома. Тайком вытащит из сумки матери десятку-другую и на эти деньги пьянствует с приятеля­ми. Унесет из дома магнитофон, продаст его, а выруч­ку— опять же в собственный карман. Думаете, роди­тели не знали о происходящем? Знали. Но не прида­вали особого значения. И таким образом потворство­вали преступлениям сына. Когда на суде им сказал об этом судья, они стали энергично протестовать: какие же это преступления, если они совершались дома, в семье? Но позвольте спросить: разве кража из роди­тельского кошелька перестает быть кражей? И чем-нибудь она отличается от кражи, совершенной тем же подростком, в метро или в автобусе? И в том и в дру­гом случае это преступления. А «домашних преступле­ний» не бывает. Такое попустительство дурным на­клонностям подростка впоследствии нередко приводит к тому, что он совершает опасное преступление и оказывается на скамье подсудимых.

Неблагоприятное бытовое окружение и контакты по месту жительства, учебы или работы — одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Зачастую они объединяются в группы, где вер­ховодят ребята, уже не раз совершавшие антиобщественные поступки. Подчас такие компании находятся под влиянием взрослых людей, имевших в прошлом судимости за совершенные преступления. Оторванные от интересных дел и увлечений, такие группы обычно заполняют свой досуг бесцельным хождением по ули­цам, выпивками, хулиганскими выходками. Наличие

группы создает у каждого из ее участников чувство уверенности в своих силах и зачастую толкает на очень дерзкие поступки. Статистики подсчитали, что около 70—75% преступлений подростков носит груп­повой характер.

. Идет допрос несовершеннолетнего правонарушителя. Следователь спрашивает у подростка:

— Школу после какого класса бросил?

—Хотел пойти работать. — Ну и как, устроился?

— В одном месте проработал две недели — ушел.

— Чем после этого занимался?

— И сколько продолжалось это ничегонеделание?

— До самого того дня, пока не совершил преступление?

Подросток порвал все связи со школой. Не при­жился в заводском коллективе. Да и родители, как выяснилось в ходе расследования, не особенно забо­тились о том, чтобы их сын был занят каким-то де­лом. Паренек связался с дурной компанией и вскоре оказался замешанным в групповом преступлении. И ничего неожиданного в этом не было.

Длительное отсутствие определенных занятий — причина, нередко способствующая возникновению у подростка антиобщественных взглядов и привычек. Он легче поддается отрицательному влиянию. Но по­жалуй, самая главная беда заключается в том, что, когда у него возникают намерения совершить какие-то противозаконные действия, рядом не оказывается здорового крепкого коллектива — школьного или производственного, который бы мог вовремя остановить его от неверного шага.

Подстрекательство со стороны взрослых — одна из непосредственных причин, по которой подростки совершают преступления. По данным выборочных исследований, примерно 20—30% правонарушений подростки совершают по подстрекательству взрослых.

Отрицательное влияние книг и кинофильмов, показывающих в «романтическом» виде преступный мир, также относится к числу причин, толкающих несовершеннолетних на преступления. Вот выдержка из пись­ма одной из читательниц, присланного в редакцию журнала «Человек и закон»:

«Недавно я посмотрела один зарубежный фильм. Не знаю, как на других, но на меня он произвел непри­ятное впечатление. Буквально с первых кадров стали показываться насилия, садистские приемы, кровь. Все это смаковалось в расчете на то, чтобы пощекотать нервы зрителям. И что самое поразительное, авторы фильма даже в определенной мере симпатизировали преступнику, который с помощью пистолета и ножа лихо расправлялся со своими жертвами. Он смел, ре­шителен и даже время от времени произносит громкие слова о чести и достоинстве. Для чего это сделано? Видимо, для того, чтобы внушить зрителям: вот перед вами образец смелого, решительного человека, кото­рому вы можете подражать. Я твердо считаю, что та­кие фильмы вообще не надо пускать в прокат. Кроме низменных побуждений, они никаких других эмоций не вызывают. »

И с этим мнением читательницы нельзя не согла­ситься. Безусловно, детективный жанр имеет право на существование, он любим людьми разных возрастов и профессий. Но в отдельных книгах и кинофильмах при показе нравов преступного мира допускается, что называется, «перехлест». Особенно этим страдают зарубежные киноленты, изобилующие сценами жестокости, насилия, показом сексуальных моментов. В них проповедуются идеи, чуждые нашему обществу. Та­кая кинопродукция, безусловно, оказывает вредное влияние на зрителей, особенно на подростков. И за примерами далеко не надо ходить. В свое время по экранам страны прошло несколько серий «Фантомаса», фильма на редкость пустого, но зато насыщенно­го неимоверным количеством погонь, драк, загадоч­ных превращений. И что же? Вскоре после этого в не­которых областях были зарегистрированы преступле­ния, совершенные. «фантомасами». Чулок на голову, измененный голос, характерная усмешка и требование к опешившему случайному прохожему: выкладывай деньги! Подобные фильмы действительно несут боль­шой отрицательный заряд и в определенной степени (разумеется, при наличии других неблагоприятных условий) способствуют развитию у подростков анти­общественных взглядов.

Это объясняется тем, что подростки не могут критически оценить все, что происходит на экране, и соотнести с реальной действительностью.

Воздействие буржуазной пропаганды, опасность которой нельзя недооценивать,— одна из причин пре­ступности среди несовершеннолетних. Различные «го­лоса» на разные лады восхваляют образ жизни в ка­питалистическом обществе. Попадающие разными пу­тями в нашу страну иностранные журналы броско и эффектно рисуют красивую, лишенную всяких мате­риальных забот жизнь за рубежом. Все это произво­дит впечатление на отдельных молодых людей. Еще не имея представления о том, что такое трудовая ко­пейка, они тем не менее хотят жить, «как за грани­цей». И для достижения этой цели идут подчас на та­кие преступления, как кражи, грабежи, разбойные нападения. Некоторые из них часами околачиваютсявозле гостиниц, выклянчивая у иностранцев вещи, с тем чтобы потом их перепродать другим людям, столь же завороженным заграничными этикетками. Правоохранительные органы ведут решительную борьбу, с этими антиобщественными явлениями.

Несколько слов о причинах рецидивной (повтор­ной) преступности среди несовершеннолетних. В боль­шинстве случаев подростки, совершившие преступле­ния, впоследствии становятся на путь исправления. Но подчас бывает так, что, отбыв наказание, подро­сток возвращается в ту же нездоровую среду, которая в свое время отрицательно повлияла на его поведе­ние,— в семью, где родители продолжают пьянство­вать, или в компанию прежних приятелей, склонных к правонарушениям. Все это во многом способствует тому, что несовершеннолетний возвращается к ста­рым, антиобщественным привычкам.

Есть и еще одна причина, по которой подростки иногда вторично совершают правонарушения. Как мы знаем, закон, учитывая возрастные особенности несовершеннолетних правонарушителей, а также возможности их исправления без лишения свободы, преду­сматривает применение к ним принудительных мер воспитательного характера, отсрочку назначенного наказания, условное осуждение. Виновные, отбываю­щие наказание в воспитательно-трудовой колонии, мо­гут быть условно досрочно освобождены. Но эти гу­манные меры следует применять лишь к тем, кто их действительно заслуживает. Если же несовершенно­летний преступник необоснованно освобожден от уго­ловной ответственности, то это подчас рождает в нем чувство безнаказанности и толкает на совершение новых преступлений.

Мы назвали основные причины, которые во мно­гом способствуют преступности среди несовершеннолетних. Но это, разумеется, вовсе не означает, что если подросток находится в определенной неблагопри­ятной обстановке (скажем; в семье, где пьянствуют родители), то он непременно станет правонарушите­лем. Приведенные выше причины, бесспорно, форми­руют у слабых в нравственном отношении подростков дурные наклонности. Но для того чтобы они реализо­вались в конкретном преступлении, необходимы усло­вия, которые служат своеобразным толчком для пре­ступного поведения несовершеннолетнего. Об этом разговор в следующей главе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *