Что может привести к пожару на судне

Как бороться с пожаром на судне

Тушение пожаров на современных судах требует особого подхода и отличается от обычных действий. Здесь важным является вид и предназначение судна, свойства груза, а также техническое и противопожарное оснащение. Несвоевременная ликвидация возгораний вдалеке от причалов грозит человеческими потерями и материальным ущербом из-за невозможности быстрой эвакуации.

Принципы и правила

Противопожарная безопасность судна – сфера ответственности владельца, но на период плавания он делегирует ее капитану. На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной безопасности, а обязанности между другими членами экипажа распределяются в зависимости от их рабочей области. Например, старший механик обеспечивает безопасность, следит за состоянием и профилактикой в машинном отделении.

Что может привести к пожару на судне. Смотреть фото Что может привести к пожару на судне. Смотреть картинку Что может привести к пожару на судне. Картинка про Что может привести к пожару на судне. Фото Что может привести к пожару на судне

Знания и сплоченность экипажа судна очень важны для быстрого тушения, ведь конструкция любого судна предполагает быстрое распространение пожара по отсекам и каютам. Поэтому в каждом помещении судна устанавливают стационарные системы пожаротушения, которые соответствуют определенным требованиям.

Что может привести к пожару на судне. Смотреть фото Что может привести к пожару на судне. Смотреть картинку Что может привести к пожару на судне. Картинка про Что может привести к пожару на судне. Фото Что может привести к пожару на суднеК тому же все члены экипажа должны четко знать последовательность действий при пожаре и свои обязанности во время его тушения. Для этого регулярно проводятся учения и тренировки с применением тренажеров, а члены экипажа повышают уровень квалификации.

Учитывая количество людей в экипаже судна, создают одну или несколько специальных групп, которые называют аварийными партиями. Они необходимы для борьбы с пожарами, затоплениями, неисправностями технических средств, чтобы обеспечить живучесть судна. Аварийные партии бывают кормовыми, машинного отделения и носовыми.

Если пожар на судне не ликвидирован в течение 15 минут, то дальнейшая ситуация усугубляется в разы. Этому способствует быстрое нагревание металлических конструкций судна, наличие множества емкостей с горючими материалами.

Профилактика возгораний

Профилактика пожаров — важнейшая часть борьбы с возгораниями на судне. Во-первых, проверяется исправность технических средств, целостность переборок, работоспособность систем пожаротушения. Все результаты и данные осмотров заносятся в судовой журнал.

Во-вторых, проводится обучение по пожарной безопасности на судах. Члены экипажа сдают экзамены и получают сертификаты и дипломы о прослушивании курса. Своевременные инструктажи закрепляют знания и помогают узнать специфику судна в части пожарной безопасности. Также составляют планы пожаротушения, на которых указано размещение всех необходимых технических средств и устройств в различных отсеках судна.

На судах в обязательном порядке дежурит пожарная вахтенная служба. В ее обязанности входит проверка соблюдений требований пожарной безопасности членами экипажа, обходы судна, осмотр противопожарных перекрытий. Именно на пост вахтенной службы в первую очередь поступает сигнал об обнаружении возгорания или задымления.

Установлены правила по обращению с электроприборами, пожароопасными веществами, использованию огня на судах, а также обозначены требования к отведению определенных мест для курения и их оснащения средствами безопасности и маркировкой.

Огневые работы часто приходится проводить во время плавания. Однако это может повлечь за собой создание аварийной ситуации, в том числе возникновение пожара на судне. Перед началом таких работ их согласовывают с капитаном и придерживаются всех правил защиты.

Что может привести к пожару на судне. Смотреть фото Что может привести к пожару на судне. Смотреть картинку Что может привести к пожару на судне. Картинка про Что может привести к пожару на судне. Фото Что может привести к пожару на судне

Также на судах нельзя загромождать проходы и эвакуационные пути, все оборудование и технические средства пожаротушения должны быть исправны. В зависимости от длины судна создают определенное количество аварийных постов. На одних из них хранят средства пожаротушения и инструмент. В некоторых случаях разрешено объединять посты в один, если размер судна небольшой.

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Тушение пожара в основном производится стационарными системами пожаротушения. Принципиально отличается последовательность и список действий в машинно-котельном отделении, жилых и административных помещениях.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Что может привести к пожару на судне. Смотреть фото Что может привести к пожару на судне. Смотреть картинку Что может привести к пожару на судне. Картинка про Что может привести к пожару на судне. Фото Что может привести к пожару на суднеОбнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Используемые системы пожаротушения

Как и на обычных пожарах, на суднах используют различные огнетушащие вещества и установки нескольких типов. Однако системы пожаротушения в этом случае монтируют при постройке судна. Колена трубопроводов устанавливают определенным образом.

Для конкретных помещений и суден предназначены следующие типы систем пожаротушения:

Что может привести к пожару на судне. Смотреть фото Что может привести к пожару на судне. Смотреть картинку Что может привести к пожару на судне. Картинка про Что может привести к пожару на судне. Фото Что может привести к пожару на судне

Водяная система пожаротушения — основная на любом судне. Она всегда присутствует на них вне зависимости от назначения и размеров. Бывает кольцевой и линейной. В первом случае трубы располагают между собой на одинаковом расстоянии и закольцовывают. Во втором случае от основной трубы идут ответвления.

Система водяного пожаротушения на современном судне включает насосы, которые защищены специальными заслонками. В судоходной терминологии они обозначены как кингстоны. Они при необходимости преграждают путь воды из-за борта в другие помещения.

Кольцевая система имеет преимущество – при выходе из строя одного из участков трубопровода, остальные продолжают работать и охватывают его подконтрольную зону. Поэтому расстояние между трубами строго регламентировано и зависит от размеров отсеков или участки палубы судна.

Водяное орошение и завесы применяют в исключительных случаях, а также при выходе из строя машинно-котельного отделения судна. Пар представляет угрозу для человека, поэтому необходима экстренная эвакуация из помещения, если прозвучал сигнал о начале работы такой системы пожаротушения на судне.

Источник

Особенности и причины пожаров на судах, меры предупреждения

3.1. Особенности пожара на судне. Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело ло­кализуется, чему способствуют следующие факторы:

• наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;

• наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высо­ких температур;

• быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещест­ва, что затрудняет действия экипажа по ликвидации по­жара;

• вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;

• большое количество электрооборудования и элект­рических цепей, обесточивание которых нарушает ра­боту средств пожаротушения;

• ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;

• загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.

Пожар на судне быстро распространяется и часто приводит к тяжелым последствиям. 20% пожаров заканчиваются гибелью судна или его полным конструктивным разрушением. Критическим сроком локализации пожара являются 15 мин, после чего разрастание по­жара выходит из-под контроля.

3.2. Нарушение установленного режима курения. Горя­щая сигарета имеет температуру около 500 °С, что до­статочно для воспламенения многих горючих материа­лов и особенно воспламеняющихся жидкостей.

На сухогрузном судне курение разрешено в каютах только при наличии пепельниц, курение в постели всег­да чревато опасностью и поэтому должно быть исклю­чено. На танкере курение разрешается в одном-двух по­мещениях, установленных приказом по судну. На химовозах не только курение, но и хранение спичек и табака разрешено только в специальном помещении. На газо­возах курение запрещено полностью.

Запрещается курение на открытых палубах во время бункеровки и при перегрузочных операциях с воспламе­няющимися и взрывоопасными грузами. Запрещается курение в машинных помещениях, в трюмах судна и кладовых, где хранятся горючие вещества. В иностран­ных портах курение на судне регламентируется порто­выми правилами, о чем экипаж должен быть оповещен до захода в порт.

Небрежность при курении — причина мно­гих пожаров на судах.

3.3. Самовозгорание. Свойством самовозгорания об­ладают некоторые материалы, применяемые в повсе­дневных судовых работах, а также отдельные грузы.

Возможно самовозгорание ветоши, пакли, паруси­ны, постельных принадлежностей, одеял и других аб­сорбирующих (поглощающих) материалов, хранящихся во влажном виде навалом, в тюках или связках. Вероят­ность самовозгорания сильно возрастает в том случае, если эти материалы пропитаны органическими, расти­тельными маслами или животными жирами. Например, при хранении промасленной ветоши в теплом плохо проветриваемом помещении масло начинает окислять­ся, выделяется теплота, которая активизирует процесс окисления. Температура ветоши растет, она воспламе­няется — возникает очаг пожара.

Самовозгоранию подвержены и некоторые грузы: уголь, кормовая мука, хлопок, рыбий жир, арахис, ткани всех видов, пропитанные лаком, и другие грузы подкласса 4.2. Правил МОПОГ.

Отмечены случаи самовозгорания промасленных металлических опилок и деревянных конструкций при длительном воздействии на них низкотемпературных источников теплоты. В начальной стадии дерево посте­пенно обугливается, а затем воспламеняется образовав­шийся древесный уголь, температура воспламенения ко­торого значительно ниже, чем у дерева.

Металлические порошки магния, титана, циркония и кальция в присутствии воздуха и влаги быстро окис­ляются, в определенных условиях это может привести к самовозгоранию.

Перед укладкой на хранение все самовозго­рающиеся материалы должны быть очищены и просушены. Промасленную ветошь следует хранить в специальном металлическом ящике и своевре­менно удалять из машинного помещения.Свежеокрашенную парусину нельзя хранить в сложенном виде или в плохо проветриваемом помещении.

3.4. Неисправность электрических цепей и оборудова­ния. Судовое электрооборудование работает в тяжелых условиях: вибрация судна; влажный, пропитанный солью воздух; блуждающие токи, образующиеся в стальном корпусе. Неисправное электрооборудование может привести к превращению электрической энергии в тепловую и стать источником пожара. Наиболее легко повреждается изоляция электрических кабелей, которая со временем становится хрупкой и растрескивается. При повреждении изоляции один оголенный провод может вызвать явление электрической дуги с любым металлическим предметом. При оголении обоих прово­дов может произойти короткое замыкание, что сопро­вождается выделением теплоты. Открытая электричес­кая лампочка при соприкосновении с горючим матери­алом может вызвать его воспламенение. Перегрузка электрической цепи вызывает нагрев проводов, что может привести к воспламенению изоляции. Особую опасность представляют временные электрические выводы («времянки»), особенно в жилых помещениях. При неисправном состоянии может наблюдаться искрообразование в коллекторах электрических машин и в пускорегулирующей аппаратуре.

Необходимо своевременно проверять и под­держивать сопротивление изоляции электро­оборудования не ниже минимальных норм, ус­тановленных правилами эксплуатации. При уходе из помещения все электронагре­вательные, осветительные приборы и теле­-радио-приборы должны быть выключены. При перерывах в работе переносной электроинструмент следует выключать из сети.

Источник

Опасные факторы пожара

При пожаре в его очаге происходят химические и энергетические превращения, в результате которых генерируется повышение температуры и образуются продукты сгорания, формирующие опасные факторы пожара, вызывающие травмы, отравления и гибель людей, материальный ущерб и потерю живучести судна. К ним относятся следующие параметры:

Все перечисленные опасные факторы пожара переменны во времени и в пространстве.

При наружных пожарах (на палубах, надстройках, пирсах и акватории) наибольшее поражающее воздействие на судно и людей оказывают пламя, тепловое излучение пламени и поток искр, которые являются причиной образования новых очагов пожара.

Воздействие пожара на человека. Специфические условия развития пожара на судне, обусловленные его архитектурно-конструктивными особенностями и достаточно высокой степенью насыщенности горючими и взрывоопасными веществами, являются причиной того, что в процессе борьбы за живучесть судна при пожаре одной из главных и первостепенных является задача защиты и спасения людей, находящихся на борту судна.

С точки зрения воздействия пожара на человека к опасным факторам пожара относятся токсические газы, пониженная концентрация кислорода, высокая температура, непосредственный контакт с огнем, взрывы и задымленность.

Основными стресс-факторами, вызывающими нервно-психическое напряжение (стресс) у человека в обстановке борьбы с пожаром, являются опасность, создающая угрозу для жизни, ответственность за решение поставленной задачи, дефицит времени на принятие решения и выполнение необходимого действия, а также шум и ограниченное пространство помещений судна.

Токсические газы, выделяемые при пиролизе и горении судостроительных материалов и веществ, используемых в процессе эксплуатации судна, входят в состав дыма и являются основными опасными факторами пожаров для человека. Высокие концентрации токсических газов наблюдаются в зоне задымления при внутренних пожарах.

К токсическим газам относятся: окись углерода; углекислый газ; акролеин; формальдегиды; окислы азота; пары синильной кислоты; хлористый водород и т.д.

Тушение пожара хладоном сопровождается выделением фтористого водорода и брома, являющихся продуктами пиролиза молекул хладона.

Наибольшее количество токсических газов образуется при горении полимерных материалов (статистика: 70-90% людей гибнет по причине отравления токсическими продуктами горения полимерных материалов).

Токсическое действие СО заключается в блокировании гемоглобина крови с образованием карбоксигемоглобина, что нарушает процесс транспортировки кислорода из легких в ткани. Даже при низкой концентрации СО содержание карбоксигемоглобина в крови становится опасным. Отравление СО характеризуется: общей слабостью; усилением сердцебиения; нарушением ритма и глубины дыхания; потерей сознания.

Одним из наиболее опасных веществ, выделяемых при горении, является синильная кислота HCN. Ее пары образуются при горении шерсти, шелка, нейлона, многих пластмасс и каучуков. Особенностью синильной кислоты является возможность отравления ею через неповрежденную кожу. Пребывание свыше 5 минут в атмосфере, содержащей 1% синильной кислоты, является опасным для здоровья и даже для жизни.

Хлористый водород HCl образуется чаще всего при взрывах и пожарах в аккумуляторных помещениях. Он обладает раздражающим действием на слизистую оболочку глаз и верхних дыхательных путей. Так как HCl обнаруживается органами чувств человека задолго до образования смертельных концентраций, он является менее опасным газом по сравнению с СО, который по токсичности равноценен HCl.

В состав продуктов горения входят также твердые частицы и аэрозольная фаза, которые собирают на своей поверхности вредные и токсические вещества, играя тем самым транспортную роль и способствуя развитию отравления.

Дым. Частицы несгоревшего углерода и других веществ, находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии, образуют дым, который раздражает глаза, носоглотку и легкие. Дым перемешан с газами, и в нем содержатся все токсичные вещества, присущие газам.

Взрыв. Пожар может сопровождаться взрывами. При определенной концентрации паров горючих веществ в воздухе, изменяющейся под действием теплоты, создается взрывоопасная смесь. Причиной взрыва могут стать избыточный поток теплоты, разряды статического электричества или детонирующие удары, а также чрезмерное повышение давления в сосудах, находящихся под давлением. Взрывоопасная смесь может образоваться при содержании в воздухе паров нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей, угольной пыли, пыли от сухих продуктов. Последствиями взрыва могут быть серьезные разрушения металлических конструкций судна и гибель людей.

Формы, размеры и последствия пожаров бывают самые разнообразные и определяются:

Условия ликвидации пожара. Пожар можно ликвидировать следующими способами.

Свойствами изоляции пожара от притока свежего воздуха обладают некоторые огнегасительные средства.

Наиболее эффективно применение этого способа в закрытых помещениях. Необходимо помнить, что некоторые вещества, относящиеся к классу окислителей (нитраты, хроматы, хлораты и др.), при нагревании сами выделяют кислород, и их горение нельзя локализовать, прекратив поступление воздуха.

Литература

Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]

Источник

Причины и источники пожаров на судах

Основными причинами пожаров и взрывов на судах являются:

Самовозгорание веществ и материалов при протекании окислительного процесса (самовозгорание рыбной муки, угля, хлопка в кипах при попадании на них различных масел).

Самовозгорание веществ и материалов при попадании горючего вещества на поверхности, нагретые выше температуры воспламенения этих веществ.

Экзотермические реакции химических веществ охватывают:

Нарушение режимов работы, правил эксплуатации, а также аварии и поломки котельных, машинных (паротурбинных, газотурбинных, дизельных, компрессорных и др.) установок и обслуживающих их систем.

Эти причины способствуют образованию в отсеке (помещении) токсичных газов и пара, что создает пожароопасную и взрывоопасную обстановку.

60 литров воды, находящейся в котле под давлением 0.5 МПа, эквивалентны при испарении действию взрыва 1 кг пороха.

Пример 2. Температура сальников маневрового устройства может достигать 290° С, а фланца 400°С. Попавшее на такие поверхности турбинное масло быстро испаряется и воспламеняется, так как температура его вспышки равна 184°С, а нижний температурный предел воспламенения 148°С.

Пример 4. Раскаленные продукты горения, которые образуются при работе котлов, двигателей внутреннего сгорания и газовых турбин имеют температуру 600-1100° С. При наличии щелей, прогаров и других неплотностей в топках, газоотводах и камерах сгорания выходящие их них продукты горения являются мощным источником воспламенения.

Наиболее благоприятные для взрыва условия создаются в нагнетательном трубопроводе компрессора, где концентрация горючих веществ в воздухе является наибольшей. Самыми взрывоопасными являются участки трубопроводов от компрессора до воздухозаборника и сам воздухозаборник (воздушная колонка-распределитель). Взрывы чаще всего происходят при работе компрессора на повышенных давлениях, а также в момент их остановки, когда образуются самые благоприятные условия для самовозгорания масляных отложений из-за уменьшения теплоотвода при снижении скорости движения воздуха.

Разогрев тел от трения. При взаимном перемещении разогрев зависит от состояния поверхностей трущихся тел, качества их смазки, давления тел друг на друга и условий отвода теплоты в окружающую среду. Основными причинами недопустимого нагрева тел (подшипников и др.) от трения являются плохая смазка и нарушение режима охлаждения.

Неисправность электроустановок, нарушение требований по установке судового электрооборудования и правил его эксплуатации, являются причинами пожаров.

Пожарная опасность электрооборудования характеризуется:

Основной причиной короткого замыкания в электроэнергетических системах судов является нарушение изоляции токоведущих частей в процессе эксплуатации из-за теплового старения изоляционных материалов, перенапряжения сети, механических повреждений и воздействия агрессивной окружающей среды.

Перегрузка электросети возникает при подключении к сети потребителей, номинальный ток которых превышает допустимый по условиям перегрева. Перегрузка приводит к нагреву мест соединений кабелей и на контактах. Наиболее частой причиной перегрузки участков кабельной электрической сети является включение нештатных электронагревательных приборов.

Тепловая перегрузка электрических машин возникает из-за неисправности защитной аппаратуры при неноминальных режимах, которые могут быть вызваны неисправностью насосов, компрессоров, вентиляторов и т.д.

Довольно распространенной причиной пожаров в жилых помещениях судов являются возгорания от бытовых электрических приборов и светильников. Температура спирали открытых нагревательных приборов достигает 800° С, а поверхности закрытых элементов 550°С. Температура подошвы утюга может повышаться до 500° С. Стоваттная лампочка, обернутая хлопчатобумажной тканью (или при непосредственном контакте с деревом, бумагой), через 5 минут после включения нагревается до 340° С, после чего ткань начинает тлеть.

При неисправностях пускорегулирующей аппаратуры люминесцентных ламп лампа может нагреваться до 200° С, а дроссель до 120° С.

Во время эксплуатации судна все работы, связанные с применением открытого огня, можно выполнять только с письменного разрешения капитана по представлению старшего механика и под его личным руководством.

Работы с применением электро- и газосварки должны производиться в специально оборудованных помещениях, одобренных пожарной инспекцией и классификационными обществами. К выполнению работ может допускаться только специалист, имеющий квалификационное свидетельство (сертификат) сварщика.

Сварочные работы в судовых помещениях (отсеках, цистернах, котлах и т.п.) можно выполнять только в случаях крайней необходимости по решению капитана с проведением необходимой подготовки, обеспечивающей их безопасность (удалить горючие материалы, оборудовать пожарный пост, выставить наблюдателей). Особую опасность представляют работы в закрытых емкостях.

Категорически запрещаются электрогазосварочные работы и пользование открытым огнем: при бункеровках; во время перегрузочных операций с огнеопасными грузами; в помещениях, где возможно образование взрывоопасных смесей (аккумуляторные, фонарные, малярные, шкиперские, кладовые сухих продуктов), в местах промывки деталей механизмов, вблизи вскрываемых цистерн для хранения нефтепродуктов.

Попадание капель металла на горючую поверхность или во взрывоопасную атмосферу могут привести к пожару.

Искры от удара твердых тел. Искры образуются при достаточной силе удара и представляют собой раскаленную до свечения частичку металла размером 0,1-0,5 мм. Такие искры могут образовываться при интенсивном истирании металлов и других твердых тел. Несмотря на довольно высокую температуру (1200-1600° С), такие искры не являются мощным источником воспламенения из-за малого запаса тепловой энергии и незначительной продолжительности существования, исчисляемой долями секунды. Поэтому большей опасностью обладают не летящие искры, а неподвижные, которые после высечения падают на какое-либо препятствие. Неподвижные искры, попавшие на поверхность волокнистых материалов, вызывают очаги тления с последующим образованием пламени.

Искры в условиях судна образуются:

Образование смеси паров нефтепродуктов с воздухом в концентрациях, опасных в пожарном отношении. Любая горючая жидкость с температурой вспышки выше 60° С может стать легковоспламеняющейся при нагревании ее до определенной температуры. Теоретически этой температурой является нижний предел воспламенения, а практически эту величину следует уменьшить на 10-15° С. Например, нижний предел воспламенения дизельного топлива марки ДС равен 76° С, но уже при температуре 61-66° С ее следует считать легковоспламеняющейся.

В условиях судна накопление зарядов статистического электричества имеет место в случаях:

Недоброкачественный ремонт двигателей, насосов и других пожароопасных механизмов может привести к пожару.

Неосторожное обращение с огнем. Открытый огонь появляется при курении, использовании факелов и паяльных ламп, выбросе пламени из топок паровых котлов, при работе газо- и электросварочных аппаратов и т.д. Почти все горючие вещества воспламеняются от открытого огня, так как температура при пламенном горении достаточно высока.

Воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 43° С должны храниться в вентилируемых кладовых в специально оборудованных цистернах или металлических банках с плотными крышками.

Все утечки нефтепродуктов необходимо устранять немедленно во избежание их попадания на нагретые поверхности механизмов. Подогрев нефтепродуктов в открытых цистернах допускается до температуры на 15° С ниже температуры вспышки. В качестве бункерного топлива на суда можно принимать топливо с температурой вспышки не ниже 61° С.

Несоблюдение противопожарного режима в машинных помещениях. Из всех судовых пожаров 25% приходятся на машинные помещения. В первые же минуты пожара создается сильное задымление и развивается высокая температура, поднимаются раскаленные газы — все это перекрывает многие двери и трапы в машинном помещении и создает значительные трудности в ликвидации пожара.

Для предупреждения пожаров в машинных помещениях необходимо строго выполнять следующие мероприятия:

На сухогрузном судне курение разрешено в каютах только при наличии пепельниц, курение в постели всегда чревато опасностью и поэтому должно быть исключено. На танкере курение разрешается в специальных помещениях, установленных приказом по судну. На химовозе не только курение, но и хранение спичек и табака разрешено только в специальном помещении. На газовозе курение запрещено полностью.

Особенности пожара на судне. Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело локализуется, чему способствуют следующие факторы:

Пожар на судне быстро распространяется и часто приводит к тяжелым последствиям. 20% пожаров заканчиваются гибелью судна или его полным конструктивным разрушением.

Литература

Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *