Что может привести молодого человека на скамью подсудимых сочинение

Что может привести человека к бесчестному поступку (Итоговое сочинение (декабрьское))

Каждый человек сам для себя решает, какой дорогой ему идти, в зависимости от того, каких моральных ценностей он придерживается. Одни люди выбирают идти по пути добра, быть благородными, честными. Другие же, либо случайно, либо намеренно, встают не на совсем правильную дорогу. Обычно у таких людей оказываются в приоритете материальные блага, личная выгода, желание быть признанными в обществе. Ради достижения своих целей, они, не обращая внимания на чувства других людей, могут совершать бесчестные поступки. Что же такое бесчестный поступок? Я считаю, что это действие, которое не соответсвует сложившимся моральным принципам. Что может подтолкнуть человека к совершению бесчестного поступка?

Я думаю, что человека к бесчестному поступку приводит желание быть счастливым вопреки всему. Для таких людей понятие «счастье» отличается от общепринятого.

Таким образом, Дикой совершает бесчестные поступки: обижает других людей, жадничает, ведет себя грубо. Своими нечестными действиями он добивается личного счастья, которое заключается для Савёла Прокофьевича во власти, уважении, богатстве.

Подводя итог, хочется сказать, что людей может привести к бесчестному поступку желание обладать тем, что хочешь, вопреки всему. Такие поступки не проходят бесследно, потому что, как мы видим из примеров, плохо влияют на окружающих людей. Счастья нужно добиваться честными путями, без ущерба другим, так как иначе счастья теряет свой первоначальный, хороший смысл.

Источник

Что может привести человека к бесчестному поступку?

Автор: Guru · 25.12.2016

В жизни иногда возникают ситуации, когда мы вынуждены подавить внутреннее чувство справедливости, потому что обстоятельства не оставляют нам другого выбора. Что же может привести человека к бесчестному поступку? На мой взгляд, самая часто встречающаяся причина — безвыходность. Бывает, что мы не можем поступить иначе, на другой чаше весов жизнь ближних или наше личное счастье. Нам необходимо выбирать между моральными принципами и реальными судьбоносными шагами, поэтому нередко мы жертвуем добрым именем ради цели, которая кажется нам оправданием. Плохо это или хорошо — мы не можем честно ответить, пока не окажемся между этих двух огней.

В качестве примера ситуации, которая может привести человека к бесчестному поступку, рассмотрим аморальное поведение Ларисы Огудаловой (из пьесы Островского «Бесприданница»). Героиня сбегает от жениха к своему возлюбленному Паратову. Она давно полюбила его и надеялась, что он возьмет ее замуж. Однако после ночи, проведенной вдвоем с Паратовым, Лариса узнает от него, что он обручен и расторгать помолвку не собирается. Девушка лишилась чести, грубо нарушила нормы приличия, но читатель сочувствует ей, ведь она рисковала (и проиграла) из-за любви. Не порок и не жажда наживы повлекли ее на «Ласточку». Пот отношению к жениху, матери и обществу, к которому она принадлежит, ее поступок бесчестен, она не имела морального права так поступать. Но любовь сводит людей с ума, и, когда это святое чувство попрано условностями и расчетом, оно превращается в неуправляемую стихию, которая может привести человека к бесчестью.

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь, доведенная до лихорадки, и крайняя нужда, когда речь идет о выживании, могут подтолкнуть человека к бесчестному поступку. Безвыходное положение, которое складывается под действием этих сильнейших чувств, загоняет людей в тупик, из которого выводит только кривая дорожка.

Источник

Что толкает человека на преступление?

Вам удалось в сочинении раскрыть тему на базе одного литературного произведения, обратившись к разным его эпизодам, и продемонстрировать знание текста. Вместе с тем следует обратить внимание на логические и речевые ошибки. Критерий «Грамотность» находится на границе зачета/незачета, так как ошибок достаточно много.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Очевидно, что текст произведения М.Ю. Лермонтова вам хорошо знаком, но анализ получился сумбурным, «прыгающим» с места на место.

К3 (логика и композиция) + 0 балл

Логика построения текста нарушена: тезис, доказательная часть и вывод ведут в разные стороны.

Размышляя над тем, что же толкает человека на преступление, я пришла к выводу, что под действием своего эгоизма и жестокости человек может пойти на такой безнравственный поступок.
М.Ю. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» рассмотрел множество философских и нравственных проблем, которые занимали Лермонтова в его время и продолжают занимать нас в наш непростой век. Носителем взглядов поэта является его герой – Печорин.
В главе «Бэла» образ Печорина вызвал у меня довольно негативное отношение.
Он показывает себя с некрасивой стороны, хоть и испытывает чувства к Бэле.
Он не задумывается о последствиях, о том какого на душе у Бэлы. В итоге он становиться причиной гибели Бэлы.
Безусловно можно сказать, что после ее гибели герой страдал, ведь Бела была ему симпатична, но даже эту симпатию можно назвать эгоистичной, поскольку настоящую любовь он испытывать не может.
Из выше сказанного следует, что у каждого человека в жизни должна быть своя дисциплина, контроль за собой. Многие преступления могу совершаться из-за скуки. Печорин живет без цели в жизни.
. я пришла к выводу, что под действием своего эгоизма и жестокости человек может пойти на такой безнравственный поступок.

Многие преступления могу совершаться из-за скуки. Печорин живет без цели в жизни.

Речевые ошибки не влияют существенно на восприятие текста

Размышляя над тем, что же толкает человека на преступление, я пришла к выводу, что под действием своего эгоизма и жестокости человек может пойти на такой безнравственный поступок.
М.Ю. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени » рассмотрел множество философских и нравственных проблем, которые занимали Лермонтова в его время и продолжают занимать нас в наш непростой век

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 13

Конечно, доля правды есть в его словах, но главная его задача ТИРЕ заполучить внимание Мери.
В скором времени Печорин признался ей, что их отношения были игр ой, и ему просто было весело наблюдать за ее чувствами.
Он совершает нравственные преступления, а на это его толкает ск ука, и о тсутствие цели в жизни.
Мери проявляет сочувствие к герою, и влюбляется в него до безумия. В скором времени Печорин признался ей, что их отношения были игрой, и ему просто было весело наблюдать за ее чувствами

Общий вывод по работе

Итак, Ксения, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой, грамотностью и речью.

Источник

Конспект урока по ОБЖ в 10 классе

Что может привести молодого человека на скамью подсудимых сочинение. Смотреть фото Что может привести молодого человека на скамью подсудимых сочинение. Смотреть картинку Что может привести молодого человека на скамью подсудимых сочинение. Картинка про Что может привести молодого человека на скамью подсудимых сочинение. Фото Что может привести молодого человека на скамью подсудимых сочинение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. им. Тельмана»

«Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»

-познакомить учащихся с видами ЧС природного характера;

-ознакомить учащихся с общими правилами поведения при возникновении ЧС;

-совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения ЧС природного характера.

-Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

-физическая карта мира.

II.Проверка домашнего задания.

(Учащиеся зачитывают мини-сочинения на тему «Что может привести молодого человека на скамью подсудимых?»)

III. Изучение новой темы.

1.Беседа с учащимися.

-Что вы понимаете под стихийными бедствиями?

-Какие стихийные бедствия возможны на территории России?

-Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

О т в е т ы у ч е н и к о в:

-Стихийные бедствия—это бедствия из-за стихий.

-Это бедствия целых стран.

-На территории России возможны оползни, землетрясения, ураганы, пожары.

-В нашей местности возможны пожары лесов, суховеи, ураганы.

У ч и т е л ь. Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные разрушения, которые приводят к возникновению большого количества поражённых. Создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения, они способствуют возникновению массовых инфекционных заболеваний.

А что такое чрезвычайная ситуация природного характера?

(Ситуация, не зависящая от деятельности человека.)

2.Знакомство с содержанием федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

«Статья 1. Основные понятия.

Чрезвычайная ситуация—это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

У ч и т е л ь. Как вы думаете, что включает в себя понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций?

О т в е т ы у ч е н и к о в:

-Это действия, которые проводятся для сохранения жизни и здоровья людей.

-Это мероприятия, проводимые для уменьшения последствий ЧС.

Давайте сравним ваши ответы с определением, зафиксированном в федеральном законе.

«Статья 1. Основные понятия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций—это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.»

В статье 3 определены цели настоящего федерального закона:

-предупреждение возникновения и развития ЧС;

-снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

Учитель зачитывает главу IV «Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших» (статья 18 «Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»; статья 19 «Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»).

3.Р а с с м о т р е н и е примеров ЧС природного характера. Это:

-крупные природные пожары и т. д.

Учитель обращается к физической карте мира, отмечает, что каждому региону свойственны свои климатогеографические способности, следовательно, и чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в нашей местности, имеют свою специфику.

Учащиеся делают выводы вместе с учителем о ЧС природного характера, возможных в наших условиях:

Определяется алгоритм действий при ЧС.

3.Знание сигналов оповещения

4.Обращение за помощью

5.Изготовление простейших средств защиты и спасения

6.Действия по самоспасению

7.Оказание помощи окружающим.

5.Р е к о м е н д а ц и и «Ваши действия при ЧС природного характера».

БУРИ И СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ

В а ш и д е й с т в и я:

1.Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стёкла наклейте крест-накрест полоски пластыря.

2.Приготовьте свечи (может отключиться электричество).

3.Отключите электроприборы и внешнюю телеантенну.

4.Не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер.

5.Если приближается ураган, постарайтесь держаться подальше от берега моря, от рек и низин: вас там могут настигнуть поднятые ураганом волны.

6.В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную его часть, а лучше всего—в подвал.

7.Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте, ползите в сторону какого-нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое могло бы погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем более деревьев.

8. Бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ураган немного стихает (центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и не оставайтесь на месте, потому что ветер скоро возобновится, но с другой стороны.

В а ш и д е й с т в и я:

1.Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно скорее покинуть его и оказаться на улице—желательно подальше от зданий. Если же выбраться из дома по каким-то причинам невозможно (обвалилась лестница, завалило вход и т. п.), укройтесь под прочным столом или под кроватью либо в дверном проёме или в углу, образованном капитальными стенами.

2.Держитесь подальше от окон: они могут не выдерживать вибрации и вы поранитесь битыми стёклами.

3.Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя.

5.Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.

6.Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия могут обрушиться и завалить выход или придавить вас.

Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.

В а ш и д е й с т в и я:

1.Если пожар только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя ветками.

2.Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину, подгребайте за собой угли.

3.Если поймёте, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.

Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги.

4.Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или дороги.

5.Относительно безопасными местами являются также вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

6.Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.

7.В мягкой земле можно вырыть яму и укрыться в ней, закрывшись курткой или одеялом, чтобы защититься от жара.

8.Когда фронт огня пройдёт, идите в том направлении, где огонь уже потух.

Чаще всего спуск лавин случается во время оттепелей и после снегопадов.

В а ш и д е й с т в и я:

1.Будьте внимательны к предупреждениям о возможных сходах лавин. Избегайте пересекать рискованные склоны. Если же этого не избежать, то проходите их по одному: остальные члены группы смогут помочь, если склон вдруг начнёт скользить.

2.Будьте внимательны к первым признакам схода лавин—это звуки трескающегося льда, белая пыль, клубящаяся выше по склону горы, катящиеся вниз снежные комья, отдалённый глухой гул.

3.Если вы видите, что находитесь на пути лавины, оцените ситуацию, прежде чем предпринять что-либо. Не бегите от лавины вниз по склону: она может развивать скорость до 30 км/ч.

4.Попытайтесь отбежать с её пути или забраться на высоту (на дерево, скалу или большой камень), чтобы пропустить лавину под собой.

5.Если лавина близко, освобождайтесь от рюкзака, лыж, палок, так как они будут только мешать, когда вы окажетесь под снегом.

6.Если такое всё-таки случится, закройте лицо и старайтесь не дышать, иначе снег набьётся вам в рот и вы задохнётесь.

7.Катясь в снегу, попытайтесь зацепиться за что-нибудь—например, за выступ скалы. Даже если обвал и накроет вас на время, он может пронестись дальше, оставив вас за собой, старайтесь удержаться на её гребне. Барахтайтесь, как умеете, но продвигайтесь к краю, руками отгребая от себя камни.

В а ш и д е й с т в и я:

1.Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда лавина замедлит движение. Потом это сделать будет много труднее, так как снег после остановки обвала быстро твердеет.

2.Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать пространство для дыхания.

3.Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого накопите во рту побольше слюны и сплюньте её сквозь зубы. Если она попадёт вам в нос, вы будете знать, что находитесь вверх ногами.

4.Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.

В а ш и д е й с т в и я:

1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо постараться быстро выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

3.Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через неё.

4.Прежде всего поищите более мелкое место для переправы.

5.Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе; расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку, чтобы при необходимости вы быстро от них освободились.

6.Возьмите длинную палку, чтобы измерять глубину.

7.Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас и, главное, не могло сбить; двигаться следует боком вперёд, отрывая ногу от дна только после того, как плотно поставите другую.

8.При движении не переплетайте ноги, чтобы не потерять равновесия.

9.Если вы форсируете реку не в одиночку, а группой, пусть кто-нибудь, взяв один конец верёвки, переберётся со страховкой на берег и закрепит его там, привязав к дереву или большому камню; после этого можно начинать переправу; идти нужно, одной рукой придерживаясь за верёвку, а в другой держа палку.

10.Если вы форсируете реку группой, но у вас нет верёвки, можно обойтись и без неё, двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего впереди: шагать можно и одновременно, и поочередно, но главное, каждый должен страховать идущего впереди.

-Назовите способы защиты населения в ЧС природного характера.

-Для чего создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС?

-Чего требует закон от граждан в области защиты населения и территорий от ЧС?

Домашнее задание: Разработать варианты поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера в нашей местности.

2.. ОБЖ. 10 кл.: поурочные планы. Волгоград, «Учитель АСП»,2004.

3.Законы Саратовской области, касающиеся вопросов безопасности населения при ЧС природного и техногенного характера.

4.. ОБЖ. 10 класс. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель», 2008.

Источник

В чем причины?

Когда на скамье подсудимых оказывается подрос­ток— это всегда беда. Для него самого. Для его роди­телей. Для всего общества. Какие причины и условия способствовали тому, что человек, только готовящийся вступить в самостоятельную жизнь, уже нарушил за­кон, совершил преступление? Ответ па этот, прямо ска­жем, не простой вопрос ищут ученые, юристы, педаго­ги, социологи, работники правоохранительных органов.

Когда на скамье подсудимых оказывается подрос­ток— это всегда беда. Для него самого. Для его роди­телей. Для всего общества. Какие причины и условия способствовали тому, что человек, только готовящийся вступить в самостоятельную жизнь, уже нарушил за­кон, совершил преступление? Ответ па этот, прямо ска­жем, не простой вопрос ищут ученые, юристы, педаго­ги, социологи, работники правоохранительных органов.

Остановимся на некоторых особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей и характере совершаемых ими преступлений. Прежде всего отме­тим, что преступления подростков в большинстве слу­чаев приводят к менее тяжким последствиям, чем пре­ступления, совершаемые взрослыми. Они отличаются меньшей степенью общественной опасности. Данные судебной статистики говорят о том, что до 80% пре­ступлений, которые совершают подростки, составляют кражи (обычно небольших сумм денег, спиртных на­питков и т. п.), а также хулиганские действия. В сель­ской местности подростки совершают правонарушения реже (25%), чем в городе (75%).

Обычно подростки совершают преступления неподалеку от школы, дома или места работы. И если бы родители, учителя, производственный коллектив — все те, кто обязан заниматься воспитанием несовершенно­летних, постоянно контролировали их поведение — многие правонарушения были бы своевременно преду­преждены.

Культурно-образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей обычно невысок. Они не отличаются трудолюбием. Интересы их ограниченны и носят односторонний характер. Вот какой разговор произошел однажды между судьей и подростком, на­ходящимся на скамье подсудимых:

— Скажите, подсудимый, как вы проводили сво­бодное время?

— Гулял в парке. Ходил в кино.

— Какие фильмы вы смотрели?

— Названий я сейчас не припомню.

— Ну, назовите те, которые вам особенно понра­вились.

— Мне нравятся про ковбоев и шпионов.

— А что вы читали в последнее время?

— Вы знаете, кто такой Пушкин?

— Но ведь вы его изучали в школе! Вам наверня­ка задавали читать его произведения.

— Может, задавали. Да только я не читал. Вот если бы про шпионов и ковбоев — тогда бы другое дело. А все остальное читать неинтересно.

— А чем вы вообще увлекаетесь?

— Вы учитесь в школе?

— Ну тогда пошли бы работать. Вам 16 лет, и вы могли бы трудиться на производстве.

— Очень мне это нужно.

Собраться компанией, выпить бутылку-другую вина, а затем бесцельно бродить по улицам — вот основной круг «занятий» таких подростков. Лишь очень немно­гие из них занимаютсяв каких-то кружках или секци­ях. Чувствуя себя отчужденными в школьном или про­изводственном коллективе, они находят общий язык в «своей» компании. Они могут оскорбить девушку не­пристойным замечанием, обидеть младших. Характер­ная особенность устойчивых и злостных несовершенно­летних правонарушителей — ослабленное чувство сты­да за свои действия, искаженное представление о та­ких понятиях, как товарищество, дружба, смелость. Об этом свидетельствует хотя бы такой случай, взятый из судебной практики.

Родители 17-летнего Бориса Колесова уехали в от­пуск, и юноша остался в квартире один. В прошлом судимый за хулиганство, он и теперь не отличался при­мерным поведением. Пользуясь отсутствием родителей, к нему домой зачастили приятели. Они покупали спиртные напитки и до поздней ночи пьянствовали. Во время одного такого вечера кто-то предложил обо­красть магазин. «Идея» всем понравилась. Только Бо­рис отказался, заявив, что после недавно перенесен­ной им болезни он не может участвовать в таком рис­кованном деле. Приятели не особенно на этом и на­стаивали. Последующие два дня ребята внимательно изучали все подходы к магазину. Борис был в курсе их приготовлений. Поздней ночью они оглушили сторожа, нанеся ему опасные для жизни телесные повреждения. Взломали замок и похитили товары. Преступники были задержаны. Их судили по статье закона, предусматри­вающей ответственность за разбойное нападение. На скамье подсудимых находился и. Борис Колесов. По­чему? Ведь он же непосредственно не участвовал в преступлении. Верно, не участвовал. Но он знал, что оно готовится. При нем разрабатывались все детали предстоящего преступления. Среди ребят он пользо­вался определенным авторитетом и, если бы захотел, мог бы остановить их от неразумного шага. Но не сде­лал этого. Как потом объяснил в суде, побоялся «уронить» себя в глазах приятелей. Председательствующий спросил его:

— Почему же вы не сообщили о готовящемся преступлении в милицию или прокуратуру?

Борис искренне изумился:

— Но это же — предательство по отношению к моим друзьям! Разве я мог выдать своих товарищей?!

Вроде бы и справедливые слова произнес Борис, да только в свете всего происшедшего они имеют вовсе не тот благородный смысл, который мы придаем таким понятиям, как дружба, товарищество, верность. Выго­раживал-то он не кого-нибудь, а тех, кто готовился со­вершить преступление. И наверное, гораздо честнее с его стороны было бы не смотреть равнодушно на действия приятелей и затем покрывать их, а постараться сделать все, чтобы предупредить преступление. И для тех, кто сейчас находится на скамье подсудимых, все ограничилось бы строгим внушением, не больше. Те­перь же, после того как они совершили преступление, их ждет воспитательно-трудовая колония, годы лише­ния свободы. Вот цена того «благородства», которое проявил по отношению к своим друзьям Борис Колесов. Хотя он и не участвовал в разбойном нападении, но тем не менее он также совершил преступление, ко­торое по закону квалифицируется как недонесение о преступлении. Именно за это и привлекли его к уголов­ной ответственности.

Каковы же основные причины совершения подрост­ками преступлений?

Одна из них — отрицательное влияние в семье. Се­мья занимает большое место в жизни ребенка. В ней он растет. Получает первые уроки нравственного вос­питания. Ребенок чутко реагирует на все, что происхо­дит в семейном кругу. В здоровой, доброжелательной обстановке он чувствует себя спокойно, уверенно. Если в семье возникает конфликт, он уже начинает нервни­чать, беспокоиться, недоумевать. А если конфликты происходят постоянно? Превратились в систему? Рано или поздно это неизбежно скажется на психике ребен­ка, его развитии, поведении. Анализ преступлений, со­вершенных подростками, показывает, что семьи, в ко­торых росли и воспитывались несовершеннолетние пра­вонарушители, относились к числу неблагополучных. Один из родителей, обычно отец, пьянствовал. Случа­лось, что пьянствовали оба родителя. Подростки росли в явно нездоровой среде. А результат? По судебной статистике, в 30—40% случаев подростки совершалиправонарушения в результате отрицательного примера родителей и других старших членов семьи. И тут нет ничего неожиданного. Что может перенять несовер­шеннолетний от матери и отца, которые пьянствуют? Только то, что и он сам может поступать так же. И ру­ководствуясь этим «уроком», полученным от родите­лей, в один прекрасный день протягивает руку к рюм­ке спиртного. Потом совершает антиобщественный по­ступок. После этого — преступление. Логическая цепочка замыкается. А началом послужила неблагополучная обстановка в семье.

Вот случай из судебной практики. Подросток избил одноклассницу, причинив ей тяжкие телесные повреждения. Все выступавшие в суде свидетели утверждали, что подсудимый очень неуравновешенный человек, не­уживчив с товарищами. И что особенно странно, с ка­ким-то подчеркнутым пренебрежением относился к де­вочкам. В чем причина такого поведения подростка? В ходе судебного разбирательства выяснилось, что отец подсудимого был очень грубым человеком. Во взаимоотношениях с домашними не стеснялся в выражениях, всячески унижал жену, иногда даже пускал в ход кулаки. Помыкая женой, он любил повторять, что с женщинами надо обращаться только «с позиции силы», поскольку доброго отношения они не заслужи­вают. Все это происходило на глазах у мальчика. Было время, когда выходки отца вызывали в нем протест, и он даже бросался на защиту матери. Но со временем он привык к ним. Находясь в обстановке постоянных семейных раздоров, подросток рос неуравновешенным, издерганным, не терпящим чужих мнений. И когда сверстница сделала ему в сущности справедливое за­мечание, он затаил на девочку тяжелую беспричинную злобу и затем избил ее. Здесь отец своим поведением но многом способствовал тому, что его сын стал пре­ступником.

Родители обычно являются для детей высшим авторитетом. Кому из нас не доводилось наблюдать та­кую картину. О чем-то спорят двое мальчишек. И ког­да одному из них не хватает иных доказательств, он в подтверждение своей правоты восклицает: «А мой папа тоже считает, что надо делать так-то!» Последний до­вод для подростка самый убедительный, поскольку он твердо уверен, что его папа знает решительно все на свете. И вообще он самый сильный и умный. То, что он говорит и делает,— все правильно. Эта уверенность в непогрешимости родителей — свойство психологии ребенка. Именно от отца и матери, самых близких ему людей, он перенимает многие черты характера. Если родители грубы, жестоки друг к другу и по отношению к окружающим, ведут себя аморально, совершают ан­тиобщественные поступки, то для подростка, привык­шего считать, что они во всем правы, это становится «нормой» его собственного поведения.

Во дворе играют мальчишки. Один из них, лет ше­сти, схватил камень и кинул вслед товарищу. Но, к счастью, промахнулся. Сидевшая неподалеку пожилая женщина сделала ему замечание:

— Ты что же делаешь? А если бы попал камнем в голову?

— А ну вас,— отмахнулся мальчуган.

Он хотел было побежать дальше, но женщина остановила его и начала объяснять, почему он не прав. Мальчуган шмыгал носом и смущенно глядел в землю, кончики его ушей порозовели от стыда. На этом, возможно, конфликт бы и закончился, но тут вмешался подошедший отец. Он сердито начал выговаривать женщине:

— Ну, что вы лезете не в свое дело! Дети играют, и они сами между собой во всем разберутся. Бывает же у людей дурная привычка: совать свой нос куда не следует.

А 6-летний мальчик стоял рядом и слушал слова отца. Смущение его уже прошло, на веснушчатом лице было написано удовлетворение. В эти несколько минут он получил урок гражданского «воспитания» в самом худшем значении этого слова. Оказывается, во время игры можно причинить боль товарищу. На замечания старших не обращать внимания. А если будут особенно приставать, то взять и отчитать их как следует —так, как это сделал сейчас отец, самый авторитетный для него на свете человек.

Предвижу возражения: подумаешь, велика важ­ность! Да этот мальчуган тут же забудет о случившем­ся. Нет, не забудет. Может, уйдут из памяти суть и подробности самого происшествия во дворе, но оста­нутся— это уже наверняка! — его конечные резуль­таты. Они отложатся на полочку его житейских наблю­дений как частица опыта познавания окружающего мира.

Эдик Гусаров, оказавшийся на скамье подсудимых, не мог пожаловаться на то, что в семье у него была плохая обстановка или родители относились к нему невнимательно. Напротив, мать и отец жили дружно. Все свои помыслы они сосредоточили на сыне. Ста­рались исполнять малейшие его желания. Захотел он иметь дорогой японский магнитофон — купили. Под­росток потребовал мотоцикл — и вскоре его получил. В планах он лелеял иметь собственную машину, и ро­дители незамедлительно стали копить деньги на эту дорогую покупку, собираясь приурочить ее к 17-летию сына. А сын в свою очередь приготовил им свой «по­дарок»: совершил преступление, за которое его при­влекли к уголовной ответственности. На судебном про­цессе председательствующий спросил у отца подсуди­мого:

Вот вы говорите, что стремились ни в чем не ограничивать сына. Но имел ли он представление о том, каких трудов стоило вам, родителям, заработать те деньги, которые на него тратились?

— Когда-нибудь он участвовал в планировании семейных расходов?

— Зачем? — удивился отец.— Он ведь совсем ребенок.

— Но этот ребенок,— председательствующий невольно бросил взгляд на великовозрастного широкоплечего парня, сидевшего на скамье подсудимых,— имел такие запросы, какие бывают не у всякого взрос­лого человека. А между тем в своей жизни он лично не заработал еще ни копейки. Вы считаете нормаль­ным такое положение вещей?

— Мы с женой живем для сына,— сказал отец.— И потому не жалеем для него ничего. И вообще. к чему весь этот разговор? В конце концов покупать или не покупать что-то сыну — наше личное семейное дело!

И все-таки ему пришлось отвечать на эти вопро­сы, касающиеся, как ему казалось, сугубо семейной жизни. Как выяснилось, мальчик рос избалованным. С ранних лет он усвоил истину: он может требовать от родителей все что угодно. С годами это потреби­тельское отношение к матери и отцу развивалось, при­нимало все более уродливые формы. Он мог взять без спросу на личные расходы семейные деньги. Или вер­нувшись с прогулки на такси, распорядиться, чтобы отец пошел и расплатился с шофером. И родители от­носились ко всему этому благосклонно. Единственный сын, как ему можно в чем-либо отказать! Вот такое потакание всем прихотям великовозрастного бездель­ника и привело однажды к тому, что он совершил пре­ступление. И то, что ему предшествовало, вовсе не «личное семейное дело», как пытался доказать стар­ший Гусаров. Если из-за безответственности отдельных родителей, неумеренно балующих детей, вырастают бездельники, способные в любой момент пойти на на­рушение закона, то от этого страдает не только семья, но и все общество.

При рассмотрении в суде одного из уголовных дел выяснилась такая подробность. Подсудимый, 17-лет­ний юноша, в течение нескольких лет занимался кра­жами из дома. Тайком вытащит из сумки матери десятку-другую и на эти деньги пьянствует с приятеля­ми. Унесет из дома магнитофон, продаст его, а выруч­ку— опять же в собственный карман. Думаете, роди­тели не знали о происходящем? Знали. Но не прида­вали особого значения. И таким образом потворство­вали преступлениям сына. Когда на суде им сказал об этом судья, они стали энергично протестовать: какие же это преступления, если они совершались дома, в семье? Но позвольте спросить: разве кража из роди­тельского кошелька перестает быть кражей? И чем-нибудь она отличается от кражи, совершенной тем же подростком, в метро или в автобусе? И в том и в дру­гом случае это преступления. А «домашних преступле­ний» не бывает. Такое попустительство дурным на­клонностям подростка впоследствии нередко приводит к тому, что он совершает опасное преступление и оказывается на скамье подсудимых.

Неблагоприятное бытовое окружение и контакты по месту жительства, учебы или работы — одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Зачастую они объединяются в группы, где вер­ховодят ребята, уже не раз совершавшие антиобщественные поступки. Подчас такие компании находятся под влиянием взрослых людей, имевших в прошлом судимости за совершенные преступления. Оторванные от интересных дел и увлечений, такие группы обычно заполняют свой досуг бесцельным хождением по ули­цам, выпивками, хулиганскими выходками. Наличие

группы создает у каждого из ее участников чувство уверенности в своих силах и зачастую толкает на очень дерзкие поступки. Статистики подсчитали, что около 70—75% преступлений подростков носит груп­повой характер.

. Идет допрос несовершеннолетнего правонарушителя. Следователь спрашивает у подростка:

— Школу после какого класса бросил?

—Хотел пойти работать. — Ну и как, устроился?

— В одном месте проработал две недели — ушел.

— Чем после этого занимался?

— И сколько продолжалось это ничегонеделание?

— До самого того дня, пока не совершил преступление?

Подросток порвал все связи со школой. Не при­жился в заводском коллективе. Да и родители, как выяснилось в ходе расследования, не особенно забо­тились о том, чтобы их сын был занят каким-то де­лом. Паренек связался с дурной компанией и вскоре оказался замешанным в групповом преступлении. И ничего неожиданного в этом не было.

Длительное отсутствие определенных занятий — причина, нередко способствующая возникновению у подростка антиобщественных взглядов и привычек. Он легче поддается отрицательному влиянию. Но по­жалуй, самая главная беда заключается в том, что, когда у него возникают намерения совершить какие-то противозаконные действия, рядом не оказывается здорового крепкого коллектива — школьного или производственного, который бы мог вовремя остановить его от неверного шага.

Подстрекательство со стороны взрослых — одна из непосредственных причин, по которой подростки совершают преступления. По данным выборочных исследований, примерно 20—30% правонарушений подростки совершают по подстрекательству взрослых.

Отрицательное влияние книг и кинофильмов, показывающих в «романтическом» виде преступный мир, также относится к числу причин, толкающих несовершеннолетних на преступления. Вот выдержка из пись­ма одной из читательниц, присланного в редакцию журнала «Человек и закон»:

«Недавно я посмотрела один зарубежный фильм. Не знаю, как на других, но на меня он произвел непри­ятное впечатление. Буквально с первых кадров стали показываться насилия, садистские приемы, кровь. Все это смаковалось в расчете на то, чтобы пощекотать нервы зрителям. И что самое поразительное, авторы фильма даже в определенной мере симпатизировали преступнику, который с помощью пистолета и ножа лихо расправлялся со своими жертвами. Он смел, ре­шителен и даже время от времени произносит громкие слова о чести и достоинстве. Для чего это сделано? Видимо, для того, чтобы внушить зрителям: вот перед вами образец смелого, решительного человека, кото­рому вы можете подражать. Я твердо считаю, что та­кие фильмы вообще не надо пускать в прокат. Кроме низменных побуждений, они никаких других эмоций не вызывают. »

И с этим мнением читательницы нельзя не согла­ситься. Безусловно, детективный жанр имеет право на существование, он любим людьми разных возрастов и профессий. Но в отдельных книгах и кинофильмах при показе нравов преступного мира допускается, что называется, «перехлест». Особенно этим страдают зарубежные киноленты, изобилующие сценами жестокости, насилия, показом сексуальных моментов. В них проповедуются идеи, чуждые нашему обществу. Та­кая кинопродукция, безусловно, оказывает вредное влияние на зрителей, особенно на подростков. И за примерами далеко не надо ходить. В свое время по экранам страны прошло несколько серий «Фантомаса», фильма на редкость пустого, но зато насыщенно­го неимоверным количеством погонь, драк, загадоч­ных превращений. И что же? Вскоре после этого в не­которых областях были зарегистрированы преступле­ния, совершенные. «фантомасами». Чулок на голову, измененный голос, характерная усмешка и требование к опешившему случайному прохожему: выкладывай деньги! Подобные фильмы действительно несут боль­шой отрицательный заряд и в определенной степени (разумеется, при наличии других неблагоприятных условий) способствуют развитию у подростков анти­общественных взглядов.

Это объясняется тем, что подростки не могут критически оценить все, что происходит на экране, и соотнести с реальной действительностью.

Воздействие буржуазной пропаганды, опасность которой нельзя недооценивать,— одна из причин пре­ступности среди несовершеннолетних. Различные «го­лоса» на разные лады восхваляют образ жизни в ка­питалистическом обществе. Попадающие разными пу­тями в нашу страну иностранные журналы броско и эффектно рисуют красивую, лишенную всяких мате­риальных забот жизнь за рубежом. Все это произво­дит впечатление на отдельных молодых людей. Еще не имея представления о том, что такое трудовая ко­пейка, они тем не менее хотят жить, «как за грани­цей». И для достижения этой цели идут подчас на та­кие преступления, как кражи, грабежи, разбойные нападения. Некоторые из них часами околачиваютсявозле гостиниц, выклянчивая у иностранцев вещи, с тем чтобы потом их перепродать другим людям, столь же завороженным заграничными этикетками. Правоохранительные органы ведут решительную борьбу, с этими антиобщественными явлениями.

Несколько слов о причинах рецидивной (повтор­ной) преступности среди несовершеннолетних. В боль­шинстве случаев подростки, совершившие преступле­ния, впоследствии становятся на путь исправления. Но подчас бывает так, что, отбыв наказание, подро­сток возвращается в ту же нездоровую среду, которая в свое время отрицательно повлияла на его поведе­ние,— в семью, где родители продолжают пьянство­вать, или в компанию прежних приятелей, склонных к правонарушениям. Все это во многом способствует тому, что несовершеннолетний возвращается к ста­рым, антиобщественным привычкам.

Есть и еще одна причина, по которой подростки иногда вторично совершают правонарушения. Как мы знаем, закон, учитывая возрастные особенности несовершеннолетних правонарушителей, а также возможности их исправления без лишения свободы, преду­сматривает применение к ним принудительных мер воспитательного характера, отсрочку назначенного наказания, условное осуждение. Виновные, отбываю­щие наказание в воспитательно-трудовой колонии, мо­гут быть условно досрочно освобождены. Но эти гу­манные меры следует применять лишь к тем, кто их действительно заслуживает. Если же несовершенно­летний преступник необоснованно освобожден от уго­ловной ответственности, то это подчас рождает в нем чувство безнаказанности и толкает на совершение новых преступлений.

Мы назвали основные причины, которые во мно­гом способствуют преступности среди несовершеннолетних. Но это, разумеется, вовсе не означает, что если подросток находится в определенной неблагопри­ятной обстановке (скажем; в семье, где пьянствуют родители), то он непременно станет правонарушите­лем. Приведенные выше причины, бесспорно, форми­руют у слабых в нравственном отношении подростков дурные наклонности. Но для того чтобы они реализо­вались в конкретном преступлении, необходимы усло­вия, которые служат своеобразным толчком для пре­ступного поведения несовершеннолетнего. Об этом разговор в следующей главе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *