Что может растворить вода
Конспект занятия «Вода — растворитель. Очищение воды»
Маргарита Халисова
Конспект занятия «Вода — растворитель. Очищение воды»
Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.
Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.
1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.
2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.
Социально – коммуникативное развитие
обогащение: фильтр, фильтрование
Предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека; проводили наблюдения за водой в детском саду, дома; опыты с водой; рассматривали иллюстрации на тему «Вода»; знакомились с правилами безопасности во время исследования и экспериментирования; загадывание загадок о воде; чтение художественной литературы, экологические сказки; игры о воде.
Демонстрационно-наглядный материал: кукла в синем костюме «Капелька».
Раздаточный материал: стаканы пустые, с водой; растворители: сахар, соль, мука, песок, пищевой краситель, растительное масло; пластмассовые ложечки, воронки, марлевые салфетки, ватные диски, фартуки клеёнчатые, кружки с чаем, лимон, варенье, одноразовые тарелки, клеёнка на столы.
Ход НОД
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (вода)
— Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.
-Давайте вспомним какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях. Перечислите.
1. У воды нет запаха.
5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Вправо, влево повернись,
В лаборатории окажись.
(дети подходят к мини-лаборатории).
Хотите узнать что лежит в этой коробке?Отгадайте загадки:
1. Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище – каждому нужна (соль)
Там и пропал. (сахар)
3. Из меня пекут ватрушки,
Если делаете тесто,
Положить меня должны (мука)
4. Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде пенится,
Брызгается и шипит (масло)
Пищевой краситель – применяется в кулинарии для украшения тортов, покраски яиц.
Песок – для строительства, играть с ним в песочнице.
Дети рассматривают пробирки с веществами.
(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).
1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.
2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.
Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.
Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.
Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.
Мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.
Но после того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.
Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.
Порошок пищевого растворителя быстро изменил цвет воды, значит, растворяется хорошо.
Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.
Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.
(Дети садятся за другой стол и проводится игра.
Игра: «Угадай напиток на вкус (чай)».
Чаепитие с разными вкусами: сахаром, вареньем, лимоном.
II Экспериментальная работа.
Подходим к 1 столу.
Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.
Делаем фильтры с детьми.
Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.
Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром.Говорю пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».
Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.
Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Так же произошло с песком. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль.
Вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.
После фильтрования красителя цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался цветным.
1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль, краситель, мука.
2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, масло.
3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.
4. С помощью чего? – фильтра.
5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример).
6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?
«Капелька» благодарит вас за оказанную помощь и дарит вам альбом для зарисовки опытов. На этом наши исследования закончены,возвращаемся из лаборатории в группу:
Вправо, влево повернись.
В группе снова очутись.
1. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-Пресс 2010.
5. Экспериментирование с водой и воздухом – Д/В №6 2008год.
6. Экспериментальная деятельность в детском саду – Воспитатель ДОУ №9 2009год.
7. Игры – экспериментирования младшего дошкольника – Дошкольная педагогика №5 2010год.
Конспект НОД «Без воды нет жизни на Земле. Запасы воды моего края» Цель: Обогащение представлений детей о воде. Дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода.
«Вода, водица — милая сестрица». Экологическая неделя, посвященная Всемирному Дню воды. «Вода, водица – милая сестрица». Экологическая неделя, посвященная Всемирному дню воды. Цель: развивать кругозор детей, интерес.
Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Конспект НОД по экспериментированию «Вода-растворитель. Очищение воды» ЦЕЛЬ: прививать интерес к исследовательской деятельности. ЗАДАЧИ: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная,.
Конспект НОД в ходе режимных моментов «Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Золотой петушок» г. Пролетарска Пролетарского.
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода вокруг нас. Свойства воды» Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить.
Открытое занятие по ФКЦМ «Вода, свойства воды. Круговорот воды в природе» Конспект открытого занятия по ФКЦМ с детьми подготовительной группы на тему : «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе «. Образовательная.
НОД в старшей группе «Свойства воды. Вода-растворитель. Очищение воды» Старшая группа. Свойства воды. Вода – растворитель. Очищение. Цель: •Формирование познавательной активности через создание проблемных ситуаций.
Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе». Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений.
Конспект лекции по теме «Вода как растворитель. Растворы. Растворимость веществ» дисциплины ОУД.10 Химия, специальности 33.02.01 Фармация, СПО
Тема: Вода, как растворитель. Растворы. Растворимость веществ
1. Вода, как растворитель. Растворы, их виды.
2. Процессы, протекающие при растворении веществ (физический и химический).
3. Растворимость веществ, виды растворов (насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные) и виды веществ по растворимости.
4. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
5. Массовая доля растворенного вещества.
1. Вода, как растворитель. Растворы
Раствор – это гомогенная (однофазная: газ +газ, жидкость + жидкость) система, состоящая из двух или более компонентов.
Жидкие растворы, как правило, прозрачные и устойчивые системы, не осаждаются и не расслаиваются при длительном стоянии, растворенные частицы фильтрами не задерживаются.
2. Процессы, протекающие при растворении веществ
(физический и химический)
При растворении веществ протекают два основных процесса.
Продуктами взаимодействия растворенного вещества с растворителем являются соединения, которые называют сольватами, а процесс их образования – сольватацией.
Если растворителем является вода, то соединения называют гидратами , а процесс образования – гидратацией. Гидраты – непрочные соединения и разлагаются при попытке выделить их в свободном виде. Но в ряде случаев образуются довольно прочные соединения с водой, которые можно выделить из раствора в кристаллическом состоянии – кристаллогидраты: это доказывает наличие в воде гидратов, а воду, входящую в их состав называют кристаллизационной. Состав кристаллогидратов выражают формулами, показывающими, какое количество вещества воды содержит 1 моль кристаллогидрата:
FeSO 4 * 7 H 2 O (железный купорос), CuSO 4 * 5 H 2 O (медный купорос).
Вывод: Таким образом, при растворении протекают как физические, так и химические процессы, поэтому растворы занимают промежуточное положение между химическими соединениями постоянного состава и механическими смесями.
Как химические соединения, растворы однородны, их образование сопровождается тепловыми явлениями.
Как и механические смеси, они не имеют постоянного состава, их можно разделить на составные части.
3. Растворимость веществ,
виды растворов и веществ по растворимости
Растворимость – это способность вещества растворяться в воде или другом растворителе.
Количественно растворимость характеризуется коэффициентом растворимости, или просто растворимостью вещества.
Растворимость (коэффициент растворимости) – масса вещества, которое может раствориться при данной температуре в 100 г растворителя с образованием насыщенного раствора:
А). По растворимости растворы бывают.
Насыщенный раствор – это раствор, который находится в динамическом равновесии с растворяющимся веществом. Насыщенный раствор содержит максимальную массу растворенного вещества при данной температуре (в нем нельзя растворить добавочно вещество, оно выпадает в осадок).
Например, при температуре 20 градусов в 100 г воды растворяется 35,86г хлорида натрия. Это значит, что его растворимость при данной температуре равна 35,86г. Если сверх этой массы при той же температуре добавить еще хлорид натрия, то соль не растворяется, а осаждается в виде осадка.
Ненасыщенным называют раствор, в котором содержание растворенного вещества при данной температуре меньше, чем в насыщенном , В таком растворе можно растворить дополнительную массу вещества при той же температуре.
Насыщенные и ненасыщенные растворы устойчивы при хранении.
Можно приготовить раствор, в котором при данной температуре содержание растворенного вещества больше, чем в насыщенном. Например, если насыщенный раствор сульфата натрия, приготовленный при температуре 80 градусов, осторожно и медленно охладить, то избыток растворенного вещества не выделяется в виде осадка. В этом случае получается раствор, содержащий значительно больше растворенного вещества, чем это требуется для насыщения при данной температуре. Это явление было открыто и изучено российским химиком Т.Е. Ловицем, который назвал такие растворы пересыщенными.
Пересыщенные растворы при хранении, как правило, неустойчивы. Если пересыщенный раствор встряхнуть или бросить в него кристаллик растворенного вещества, то выпадает осадок и образуется насыщенный раствор. Легко образуют перенасыщенные растворы глауберова соль, бура, тиосульфат натрия.
Б). По растворимости в воде вещества подразделяются на:
— хорошо растворимые – в 100 г воды при температуре 20 градусов растворяется более 10 г вещества (сахар, гидроксид натрия, спирт, аммиак);
— мало растворимые – в 100 г воды при температуре 20 градусов растворяется менее 10 г вещества, но не более 0,01 г вещества (гипс, сульфат свинца, метан);
— практически нерастворимые – в 100 г воды при температуре 20 градусов растворяется менее 0,01 г вещества (хлорид серебра, стекло, керосин, благородные газы).
4. Факторы, от которых зависит растворимость веществ
Природа растворяемого вещества и растворителя определяются их строением. Так, вещества, состоящие из полярных молекул или ионов, лучше растворяются в полярных растворителях (хлороводород, этанол, хлорид натрия хорошо растворяются в воде, которая является полярным растворителем), а неполярные соединения – в неполярных растворителях (иод, бром хорошо растворяются в бензоле, который является неполярным растворителем). Следовательно, растворение вещества протекает согласно правилу : подобное растворяется в подобном.
Температура. Влияние температуры на растворимость веществ зависит от их агрегатного состояния. Растворимость твердого вещества определяется соотношением энергии, которая затрачивается на разрушение его кристаллической решетки, и энергии, которая выделяется при образовании гидратов (энергия гидратации).
Рассмотрим равновесие между твердым веществом и его насыщенным раствором:
кристалл + растворитель насыщенный раствор + Q
Согласно принципу Ле-Шателье, в тех случаях, когда вещества растворяются с поглощением энергии (эндотермические процессы), повышение температуры увеличивает их растворимость (нитраты калия, свинца, сульфата меди ( II ) и др.). Это характерно для большинства твердых веществ. Если же вещества растворяются с выделением энергии (экзотермические процессы), то повышение температуры уменьшает их растворимость . (некоторые соли лития, кальция, магния, алюминия, гашеная известь).
Растворение газов в воде – экзотермический процесс:
Поэтому, согласно принципу Ле-Шателье, растворимость газов в воде с повышением температуры уменьшается. Так, кипячением можно удалить из воды растворенный в ней воздух.
Некоторые жидкости неограниченно растворяются одна в другой (спирт и вода), другие – ограниченно (эфир и вода). В этом случае образуются двухслойные (гетерогенные) системы, как, например, система бензин – вода: верхний слой – насыщенный раствор воды в бензине, а нижний слой – насыщенный раствор бензина в воде. В большинстве случаев с повышением температуры растворимость жидкостей увеличивается.
Концентрация раствора определяется количеством вещества или массой растворенного вещества, содержащегося в определенном объеме или массе раствора (растворителя). Способы выражения состава раствора довольно разнообразны. Состав растворов выражают содержанием растворенного вещества в виде массовой доли.
5. Массовая доля растворенного вещества
w (раств. в-ва) – отношение массы растворенного вещества m (раств. в-ва) к общей массе раствора m (р-ра). Это безразмерная величина, ее выражают в долях единицы или в процентах:
Массу раствора можно выразить через его объем и плотность:
Урок №32. Вода — растворитель. Растворы.
Растворы – это однородные гомогенные системы, состоящие из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия. Растворенное вещество равномерно распределено в растворителе. Раствор может состоять из двух и более компонентов.
Растворы по агрегатному состоянию бывают жидкие (раствор соли, кровь), твердые (сплавы металлов) и газообразные (воздух).
Растворитель – это то вещество, которое не изменяет агрегатное состояние при растворении. В случае смешения веществ с одинаковым агрегатным состоянием (жидкость-жидкость, газ-газ, твердое-твердое) растворителем считается тот компонент, содержание которого больше.
Образование раствора зависит от характера взаимодействия частиц растворителя и растворенного вещества, и их природы.
В школьном курсе рассматриваются преимущественно растворы электролитов (растворы с электропроводимостью). В курсе ВУЗов рассматриваются также истинные и коллоидные растворы, золи и другие системы.
Раствор, содержащий растворенного вещества больше, чем его должно быть в данных условиях в насыщенном растворе, называется пересыщенным. Пересыщенные растворы представляют собой неустойчивые, неравновесные системы, в которых наблюдается самопроизвольный переход в равновесное состояние. При этом выделяется избыток растворенного вещества, и раствор становится насыщенным.
Насыщенный раствор – это раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется.
Суспензией называют взвесь, в которой мелкие частицы твёрдого вещества равномерно распределены между молекулами воды.
Эмульсией называют взвесь, в которой мелкие капельки какой-либо жидкости распределены между молекулами другой жидкости.
По способности растворяться вещества условно делят на:
малорастворимые (от 0,001 до 1 грамма растворенного вещества на 100 грамм растворителя);
растворимые (больше 1 г растворенного вещества на 100 г растворителя);
нерастворимые (менее 0,001 г растворенного вещества на 100 г растворителя).
При попадании в воду вещество может:
1. раствориться в воде, то есть перемешаться с ней на атомно-молекулярном уровне;
2. химически прореагировать с водой;
3. не раствориться в воде и химически не прореагировать.
Одни вещества хорошо растворяются в воде, другие мало, а третьи – не растворяются совсем.
Физический – разрушение структуры растворяемого вещества
Химический – образование гидратов (сольватов, если растворитель не вода), вследствие взаимодействия молекул растворителя с частицами растворённого вещества).
Если на разрушение кристаллической решётки затрачивается больше энергии, чем выделяется при образовании гидратов, то растворение сопровождается охлаждением раствора (NH 4 NO 3 ; KNO 3 ), а если меньше – нагреванием (приготовление растворов щелочей, кислот).
Растворение газов и жидкостей не сопровождается разрушением кристаллической решётки, поэтому такие процессы растворения всегда экзотермические.
Тепловые эффекты растворения подавляющего большинства веществ незначительны, потому не заметны.
Растворимость увеличивается с ростом температуры (бывают исключения). Вы прекрасно знаете, что удобнее и быстрее растворять сахар в горячей, а не в холодной воде.
Попробуйте сами определить растворимость веществ (см. Таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде).
Растворимость веществ
По растворимости в воде все вещества делятся на три группы:
1) хорошо растворимые, 2) малорастворимые и 3) практически нерастворимые.
Многие вещества в воде растворяются весьма хорошо. Примером таких веществ могут служить сахар, медный купорос, гидроксид натрия (твердые вещества), спирт, ацетон (жидкие вещества), хлороводород, аммиак (газообразные вещества).
Из приведенных примеров следует, что растворимость прежде всего зависит от природы веществ. Кроме того, она зависит также от температуры и давления. Сам процесс растворения обусловлен взаимодействием частиц растворимого вещества и растворителя; это самопроизвольный процесс.
По соотношению преобладания числа частиц, переходящих в раствор и удаляющихся из раствора, различают растворы насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные. С другой стороны, по относительным количествам растворенного вещества и растворителя растворы подразделяют на разбавленные и концентрированные.
Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, т. е. раствор, находящийся в равновесии с растворяемым веществом, называют насыщенным, а раствор, в котором еще можно растворить добавочное количество данного вещества, — ненасыщенным.
Что может растворить вода
Автор: Инюткина Светлана Ивановна
Организация: МБОУ СОШ №2
Населенный пункт: г. Батайск
Цель урока: познакомить со свойством воды растворять в себе вещества.
Дидактические задачи урока: дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ;
Педагогические задачи урока:
Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.
Формы работы учащихся: работа в группах (мини-лабораториях).
Оборудование и наглядные пособия:
Для ученика: хрестоматии, мини –лаборатории наборы(поддоны ) : стаканы пустые; стаканы с поваренной солью, сахаром, содой, речным песком, глиной, мелом, чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток, стеклянные палочки для размешивания; гуашь (акварельные краски), кисти, карты для исследований на каждого ученика;
для учителя: стакан, воронка, фильтры, кофе растворимый, мыло жидкое, таблетки; презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.
Предметные результаты:
Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды – растворять вещества, ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Познавательные УУД:
Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте, логические: устанавливают причинно – следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков, приводят доказательства
Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке,
Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание, в соответствии с требованиями речевого этикета, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Используемые технологии, активные формы обучения: развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация), развитие исследовательских навыков.
Ход урока
Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
Взгляните на своего соседа, улыбнитесь.
Сегодня у нас гости, учителя из других школ, которые тоже пришли на заседание клуба. Поздоровайтесь! Начинаем урок.
Приглашаю вас на третье заседание школьного научного клуба «Мы и окружающий мир». Слайд 1.
—Почему школьный клуб назвали научным? (получим научные знания)
-А кем вы сегодня будете работать в научном клубе? (исследователями)
-А кто такие исследователи?
Давайте обратимся к Толковому словарю.
II.Актуализация и постановка проблемы
Слайд 2. Прочитайте высказывание.
Антуан де Сент-Экзюпери
— французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? Почему Антуан де Сент-Экзюпери такие строки о воде?
— Жизнь зародилась в воде.
— О чем пойдет речь на уроке? (о воде)
— Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.
-Давайте вспомним, в каких состояниях встречается вода? (тв., жид., газообр.)
— Назовите свойства, которыми обладает вода в жидком состоянии?
Слайд 3
Определите свойства воды:
Докажите, что вода не имеет формы?
Докажите, что вода прозрачная?
Докажите, что вода текучая?
Докажите, что вода не имеет вкуса и запаха? (Мы знаем, что вода не имеет вкуса и запаха. А незнакомую жидкость нельзя пробовать на вкус и нюхать, т.к. она может быть ядовитой, опасной для здоровья.)
Докажите, что вода-растворитель?
Растворитель – это свойство воды или нет?
Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет.
Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске, рядом поставим знак вопроса.
РАСТВОРИТЕЛЬ?
IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации
— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема: Вода – растворитель?
Назовите цель урока?
Предлагаю наш класс превратить на время в научную лабораторию, а работать будут шесть исследовательских групп. В каждой группе 4 человека: руководитель и лаборанты.
Господа ученые, перед нашей научной лабораторией стоит важная цель. Назовите ее.
Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель».
Каждая группа будет работать с 4-мя веществами. После, мы обобщим опыт всех групп. Посмотрит и скажите, что у вас лежит на столах? Что необходимо для проведения исследования? (в стаканах с цифрами лежат вещества для проведения опытов) Для чего нужна стеклянная палочка?
На столах находятся с необходимые приборы, для проведения опытов. Чтобы провести опыт вам понадобится план проведения опыта и карта ведения опыта. Давайте познакомимся с планом проведения опыта и рассмотрим карту.
Слайд 4
Что такое фильтр? Для чего предназначен? Давайте обратимся к Толковому словарю.
Рассмотрим карту проведения опытов.
Демонстрация порядка проведения опыта учителем с веществом №1.
Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, выступает руководитель.
Докладчик группы №1:
— После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль растворилась. Мы профильтровали воду и сделали вывод: солёная вода прошла через фильтр. Соль растворяется в воде.
Докладчик группы №2:
— После того, как насыпали в воду сахар, размешали, мы увидели, что сахар стал незаметным. Вывод: сахар растворяется в воде и проходит через фильтр. Сахар растворяется в воде.
— Какой вывод вы сделали?
Доказали мы что вода-растворитель?
Докладчик группы №3:
Мы насыпали в воду глину. Она опустилась на дно. Вывод: глина не растворяется в воде и через фильтр выходит мутной. Глина не растворяется в воде.
Докладчик группы №4:
Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился и делает воду мутной. Мел не растворяется в воде.
Докладчик группы №5:
Мы положили в воду песок. Со временем он опустился на дно. Песок в воде не растворился и делает воду мутной. Песок не растворяется в воде.
Докладчик группы №6
Мы положили в воду сода. Она растворилась. Сода растворяется в воде.
Какой вывод сделаем?
(Вода растворяет не все вещества.)
— Вспомните вопрос, который стоял перед научной лабораторией.
— Как вы сейчас ответите на него?
Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.
(на доске прикрепляем табличку)
— Достигла ли цели ваша лаборатория?
Физминутка
VII. Закрепление
С каким новым свойством воды мы познакомились?
Сначала предположить, а потом показать опытным путем на демонстрационном столе.
1. мыло жидкое «Мыло растворяется в воде» Вода –растворитель для этого вещества.
2. пакетик растворимого кофе «Кофе растворяется в воде» Вода –растворитель для этого вещества.
3. Лекарственные вещества в виде таблеток.
-Когда вы пьете таблетки? (по назначению врача, когда болеем)
А чем вы запиваете их?
Давайте посмотрим фильм о том, как лекарственные вещества в виде таблеток растворяются.
Фильм
Вода растворяет таблетки?
Для чего нужно знать свойства воды? Слайд 5.
(Слайд ) Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.
(Слайд ) Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.
(Слайд ) В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом.
(Слайд ) (Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные.
— Вода может растворять полезные вещества. Такая вода называется целебная.
— Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Вода может содержать болезнетворные палочки. Через воду могут передаваться многие опасные для человека болезни: холера, брюшной тиф, дизентерия, желтуха, гельминтоз и др. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».
Работа с научно-популярным текстом. Хрестоматия. Окружающий мир.
Существует ли в природе абсолютно чистая вода?
Какие газы встречаются в воде?
Над какой проблемой работают ученые?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Кем вы были на уроке?
Какое свойство воды исследовали?
К какому выводу пришли?
— Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.)
— Все ли вещества растворяются в воде?
— Какое устройство помогает очистить воду от вредных примесей?
—Оценивание.
Домашнее задание: провести опыты с веществами. Раздать карты для исследований, в которых написаны вещества (с этими веществами дети на уроке не работали). Раздать по группам в конвертах.
Какое свойство воды мы используем на уроках изобразительного искусства, рисуя красками? (растворитель)
Предлагаю вам, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению. (Слайд 6 )
«Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение.
«Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное.
«Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение.
Покажите свои стаканы с раскрашенной водой в стакане.
Спасибо за урок! Вы молодцы!
— Готовясь, к уроку я натолкнулась на такую сказку. Послушайте:
Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.
Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее тяжелее?
Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар?
— Так как вы думаете, какое свойство воды нам будет важно узнать сегодня на уроке?
становилась навьюченная на него вата.
Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?
3. Работа с информацией
— Об интересных фактах о воде мы прочитаем в детской энциклопедии. Перед нами электронный вариант некоторых страниц энциклопедии.
— Что интересного для себя вы узнали?
— Представьте, что на Земле пропала вся вода. Как бы выглядела наша планета? Слайд 7
— Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.
— В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
— Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.
— Много ли воды в нашем теле?
— Мы можем сосчитать: массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
Например. Мой вес 33кг, делю на 3 и умножаю на 2, получаю 22кг. Значит, в моем теле примерно 22кг воды.
4.Работа с таблицей и диаграммой.
— Зачем в организме человека содержится вода?
— В каком органе воды содержится больше?
— В какому возрасту содержание воды в организме уменьшается?
— Основные пути поступления воды в организм
Почему же ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду?(Потому что в воде растворены сотни, а может и тысячи разных веществ)
Список использованной литературы: