Что может развиваться в учениках на занятиях
1. На каком уровне способностей учащийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности?
• нет верного ответа
• репродуктивный уровень
• творческий уровень
2. Понятие «технология» включает следующие составляющие части:
• Информационную
• Социальную
• Инструментальную
3. Формирование личности понимается как совокупность следующих элементов:
• процесс прогрессивных или регрессивных внутренних изменений личности
• физические изменения тела
• воспитание
• социализация
4. Модель обучения можно считать развивающей, если в ней присутствуют следующие компоненты:
• отказ от взаимосвязей с другими видами деятельности
• наличие в методическом обеспечении образовательного процесса разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований
• понимание того, что каждому возрасту соответствуют определенные психические новообразования
• организация обучения на основе ведущей деятельности конкретного возраста
9. Какая образовательная философия направлена на развитие интеллектуальных способностей ребенка, селективный отбор многообещающих детей?
• когнитивная
• личностная
• профессиональная
10. Что может развиваться в учениках на занятиях?
• Личностные качества
• Память
• Внимание
• Воображение
• Темперамент
11. Какую долю общего числа учащихся составляют одаренные дети?
• 5-7%
• 10-15%
• 1-3%
• 7-10%
12. В какой технологии обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как изменяющий себя субъект учения, а постижение предмета происходит не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития?
• развивающее обучение
• догоняющее обучение
• технология классического обучения
• технология содержательных обобщений
13. Какая образовательная философия направлена на эмоциональное и социальное развитие ребенка?
• личностная
• когнитивная
• нет правильного ответа
• профессиональная
16. Условиями, при которых обучение становится развивающим, являются:
• Создание ситуации успеха для ученика
• Формирование познавательной мотивации, интереса
• Реализация принципа успешности обучения
• Реализация перехода от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству
17. Укажите принципы развивающего обучения:
• общее развитие всех учащихся
• изучение учебного материала медленным темпом
• обучение на низком или умеренном уровне сложности
• ведущая роль теоретических знаний
Что может развиваться в учениках на занятиях
Методика развития творческого потенциала
Теория обучения и воспитания
Теория и практика дополнительного образования детей и взрослых
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых
Итоговый тест_Педагог дополнительного образования (творческая деятельность)
Здравствуйте, есть вопросы к МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Сама прошла. Примеры вопросов
Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей
1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и др., т.е. наиболее обусловленные наследственностью, заложенные от природы; их «ломать» нельзя: нужно заботиться о том, чтобы выявить задатки, которые заложены и которые еще не раскрылись;
2) психологические характеристики, т.е. качества, характеризующие индивидуальный характер и играющие огромную роль в процессе обучения; они тоже заложены от природы, но эти качества нужно развивать;
4) направленность личности, выражающая ее потребности (нужду в чем-либо), мотивы, интересы, т.е. социальные по своему содержанию качества, определяющие отношение человека к миру и регулирующие его поведение, служащие психологической основой поведения.
Названные качества структуры личности можно представить в виде схемы:
Все подсистемы качеств личности связаны между собой, обуславливают и часто компенсируют друг друга, представляя целостную систему. Природа заложила в каждого человека сложный, но безупречно работающий механизм самоорганизации, саморазвития и самообучения. И главная деталь этого механизма – чувственный опыт, который способен перевести все внешние признаки окружающих явлений в систему адекватных оценок, рефлексии и мотивации. Роль педагога – помочь ребенку использовать заложенный в него природой универсальный механизм.
Возникает вопрос: что может развиваться в учениках на занятиях?
1.Ощущение. 2.Восприятие. 3.Воображение. 4.Память. 5.Внимание. 6.Воля. 7.Мышление (мыслительные приемы). 8.Деятельность практическая (мыслительные операции). 9.Личностные качества (ответственность, самостоятельность, нравственность и др.).
Педагог может развивать на занятиях все психические функции ученика. Но для того чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и под выбранные цели проектировать образовательный процесс.
Основанием для расстановки приоритетов в выборе целей развития является как состояние конкретного ученика, так и образовательные цели предмета. Если нет потребности в специальной коррекции состояния ученика, то на первое место выступают цели развития мышления (овладение мыслительными операциями синтеза, анализа, сравнения, абстрактирования, конкретизации и др.) и цели развития практических предметных умений.
Психическое развитие личности присуще каждому индивиду от природы. Особенности строения мозга и нервной системы индивидуальны для каждого человека и называются задатками.
На основе задатков у личности развиваются способности, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как «знания», нельзя разучиться что-либо делать, потому что забыл. Способность, рассматриваемая как владение обобщенным способом деятельности, может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия, предлагается пространство для ее проявления.
Для практики образования очень важны способности ребенка, проявляющиеся в образовательной деятельности и определяющие особую характеристику личности — уровень умственного развития.
Уровень умственного развития ребенка в педагогической практике связывают прежде всего с его успехами.
По уровню общего умственного развития (обучаемости + обученности) выделяют следующие группы детей:
— малоспособные дети (с аномалиями развития задатков): с задержкой психического развития, с развитием значительно ниже нормы; такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний, умений и навыков. Они составляют до 5% детей; их надо обучать по особой программе, с особыми целями;
— педагогически запущенные дети: настолько слабая обученность, даже в условиях дополнительного образования их трудно вывести на возрастную норму достижений; однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10-40%);
— дети со средним уровнем умственного развития, которые соответствуют среднестатистической норме и составляют большинство — 60-70%);
— способные, продвинутые в развитии, быстро «схватывают» и много знают по сравнению со своими сверстниками, это основная часть отличников и хорошистов — 5-10%;
— одаренные, или талантливые: им по силам то, с чем не могут справиться все остальные; они могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся.
Период детства характеризуется проявлением талантов. Поддержка и развитие детского творчества – одна из задач дополнительного образования, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. Оно по своей сути личностно-ориентировано, индивидуализировано, не обременено никакими госстандартами, направлено на интересы ребенка, его социальную адаптацию в среде. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства и особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Помимо этого, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.
Уже с дошкольного возраста многие дети начинают избирательно относиться к различным видам и сферам деятельности, проявлять интерес, который выражает избирательное предпочтение данных предметов и явлений окружающего мира. Это особенно важно для системы дополнительного образования детей, которая предоставляет условия для развития этих способностей.
Развитие интереса выражается в появлении склонности — предпочтения, пристрастия к определенному виду деятельности и формировании соответствующих этой деятельности специальных способностей.
К старшему школьному возрасту познавательные интересы детей соединяются с социальными, появляется ориентация на профессию. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять и формировать специальные способности детей.
Ребенок по природе – исследователь. Эта способность подкреплена на эмоциональном уровне чувствами любопытства, радости открытия и достижения цели. Развивая исследовательские качества ребенка, педагог гарантирует ему успешный процесс непрерывного самообразвания в зрелом возрасте, что и определяет его состоятельность как личности и профессионала.
Полноценное развитие ребенка, раскрытие его личностного потенциала происходит только при условии воздействия социальной среды. Как отмечает А. Анастази в книге «Дифференциальная педагогика индивидуальных различий: тексты. (М., 1982): «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды.»
Для обеспечения оптимальных условий развития детей в учреждении дополнительного образования детей требуется педагогическая среда, моделирующаяся с максимальным приближением к окружающему социуму. Возможный вариант 4-х уровневой педагогической среды предложили педагоги из Ярославля:
1 уровень – сфера общения, ролевых игр и учебной практики. Задача – позволить детям испытать полученные знания и оценить их социальную. Значимость.
2 уровень – область творческой ориентации. Задача – дать детям возможность выбрать интересный и доступный вид деятельности.
3 уровень – включение ребенка в процесс социализированного обучения. Задача – заложить основу профессиональных знаний и развить способности.
4 уровень – индивидуальная работа с наиболее одаренными детьми в рамках исследовательской творческой деятельности.
Перечисленные уровни взаимосвязаны в образовательном процессе.
Значительная роль в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах принадлежит взрослым и сверстникам. Взрослый вводит ребенка в мир социальной деятельности общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и продолжает оставаться главным фактором формирования личности ребенка.
Общение со сверстниками, сравнение себя с другими приводит к тому, что у детей возникает интерес к себе, к собственной личности, к выявлению и оценке своих возможностей, а это является важнейшим содержанием психического развития детей становится самопознание.
Таким образом, развитие ребенка на всех этапах происходит в непосредственном общении с окружающими людьми, которые помогают ему усвоить накопленный человечеством опыт и войти полноправным членом в социальную среду.
Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при включении их в деятельность позволяет, с одной стороны, выбирать тот учебный материал, который дети способны усвоить, с другой стороны, строить процесс обучения таким образом, чтобы ребенок лучше развивался.
Исходя из сказанного, формирование личности понимается нами как:
—развитие, т.е. процесс прогрессивных или регрессивных внутренних изменений личности;
—социализация, т.е. изменение личности под влиянием внешних условий, во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в обществе;
—воспитание, т.е. целенаправленное изменение личности, содействие формированию системы ценностных отношений к миру на уровне современной культуры.
Все сказанное находит отражение в таких практических задачах, которые решает дополнительное образование детей, как:
— творческая ориентация детей дошкольного и школьного возраста;
— психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала каждого ребенка;
— организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
— социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе;
— организация необходимых условий для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей детей;
— психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала каждого ребенка;
— организация широкого спектра деятельности детей и учет их индивидуальных способностей, формирование способностей и качеств личности с учетом природных задатков, склонностей и жизненного опыта.
В учреждении дополнительного образования детей в отличие от массовой школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.
Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого ученика.
Учреждения дополнительного образования детей обладают большей свободой по сравнению с массовой школой и по своей специфике обязаны обновлять содержание своей деятельности и совершенствовать методику и технологию преподавания, создавать условия для каждого обучающегося, учитывая его возможности и способности. Внешкольные учреждения оказались на передовой педагогики, не желающей мириться с бытующими взглядами на ребенка как на «полуфабрикат», из которого человека предстоит делать. Они отстаивают самоценность детского возраста, уникальность мироощущения ребенка, его творчества, дающего ему ощущение радости, гармонии, полноты жизни. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не «выпадает» из учебного процесса.
В соответствии с выбранной концепцией личностно-ориентированного обучения в учреждениях дополнительного образования детей сформировалась система психолого-педагогической диагностики и мониторинга развития личности в обучении, содержащая следующие элементы: мотивация, воспитанность, нравственность, познавательный интерес, общеучебные умения и навыки, тревожность, темперамент. Особое внимание психологи уделяют формированию и динамике развития социально-значимых качеств личности.
Оно происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.
Задача технологии как науки заключается в выявлении физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.
Понятие «технология» включает три составляющих части:
Эти составляющие технологии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной из них требует соответственного изменения других.
М. Чошанов обращает внимание на характерные признаки технологии:
-технология может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;
-технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.
Обратимся к пониманию технологии в педагогическом аспекте.
Еще Я.-А. Коменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы…, также приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте».
Бурный технологический прорыв начался на уровне осмысления и проектирования образовательного процесса.
В конце 50-х годов в США и Англии появилось специальное направление – педагогическая технология, призванное обеспечить решение поставленных выше вопросов. В 70-80-е годы оно получило распространение во всех развитых странах, в том числе и в СССР. Сегодня интерес к педагогическим технологиям с их прикладным характером выделился в отдельную область образовательной деятельности.
Это объясняется тем, что провозглашенные в прошлые годы целевые установки на «повышение качества знаний», на «развитие мышления учащихся» зачастую оставались на уровне деклараций, не изменяя реального положения дел на практике. Поэтому возникла масса вопросов: как гарантировать достижения целей? Как достичь запланированных результатов? Как повысить эффективность образовательного процесса? Поиски ответов на эти вопросы привели к попытке ученых и практиков «превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом».
Термин «педагогическая технология» в отечественной педагогической науке появился недавно. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса. Первой ласточкой педагогической технологии в этом ее понимании явилось программированное обучение (70-80-е годы). До этого педагогика пользовалась терминами «дидактика» и «методика».
В упрощенном варианте педагогическая технология употребляется как синоним дидактики или методики преподавания, что не соответствует действительному смысловому объему данных понятий.
Попытаемся понять, что представляют собой привычные нам «дидактика» и «методика» и что значит такое нововведение, как «образовательная технология».
Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать процесс обучения и условия его реализации, а также разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, т.е. новые технологии.
Традиционная дидактика создает теорию обучения, направленную на разработку методических приемов, организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс усвоения знаний, умений, навыков учебной деятельности.
Таким образом, дидактика оперирует общими вопросами, которые присущи различным частным методикам, а потому является более общей дисциплиной.
В этой логике, понятие «методика» шире понятия «технология», так как включает в себя и вопросы образовательной политики, в том числе выбор технологий для целесообразного проведения работы, для достижения поставленных образовательных целей.
Таким образом, одной из задач методики является выявление критериев, позволяющих в конкретных условиях обучения избрать адекватную технологию
Если говорить о технологии, то в переводе это означает искусство и трактуется как совокупность методов.
Технология отличается от методики преподавания своей воспроизводимостью и устойчивостью результатов.
Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. В ней более представлена процессуальная часть процесса обучения, а в методике – содержательная, качественная сторона. Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. Беспалько, Б. Блума, М. Кларина, И. Марева, М. Чошанова, В. Гузеева, Г. Селевко, В. Сластенина и др.) по проблемам педагогических технологий позволяет выделить наиболее существенные признаки, присущие именно педагогической технологии и отличающие ее от дидактики и методики:
Главное в Технологии развивающего обучения – личностное развитие ученика
МКОУ Митрофановская сош
Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика
Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:
обучение на высоком уровне трудности;
быстрый темп изучения программного материала;
преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями;
общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.
Преобладающие формы работы на уроке : групповые, коллективные.
Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
Учитель может развивать все психологические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.
Условиями, при которых обучение становится развивающим (по Л.С. Выготскому, К. Коффке), являются:
При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Как организовать такой учебный процесс?
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. На первом уроке русского языка в 5 классе проводим лингвистическую конференцию на тему: “Что такое язык? Из чего он состоит?” Дети получают задание: назвать языковые единицы. Какие разделы языкознания изучают эти языковые единицы? Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов.
В конце учебного года проведём заключительный урок “Слово в гостях у 5 родственников”, на котором рассмотрим слово с т. з. всех разделов лингвистики, т. е. произведём все виды разборов. В начале изучения раздела “Морфология” возможно составление сопоставительной таблицы “Части речи и члены предложения”. При составлении задаю такие вопросы: почему ЧР выполняют разные роли в предложении? Почему ученые разделили все слова на ЧР? Вопросы такого характера помогут не повторить (на что обычно нацелены заключительные уроки), а обобщить, сопоставить, выявить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений. При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей 10 лет это вполне проблемная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, составим предложение, например, со словом вуз. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдём в собственной речи. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление.
Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.). Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость инсайта. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.
На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Выбор лучших планов, работ, параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой: во время чтения работ дети думают: что можно убрать, дополнить, за что похвалить, нет ли неудачных выражений? Предоставлять возможность выбора форм отчетности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием. Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.