Что может сделать гражданин для защиты природы 7 класс обществознание
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов итоговое повторение глава 3
Вопросы для итогового повторения к главе 3
Вопрос 1. Какие ресурсы человек получает от природы? Каковы исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы?
Человек получает от природы все необходимые для поддержания своей нормальной жизнедеятельности ресурсы. Он получает от нее воду, может взращивать на земле овощи и фрукты, шить из растительных материалов одежду, создавать предметы быта.
Исчерпаемые ресурсы – это ресурсы, которые имеют ограниченный запас. К ним относятся газ, нефть, полезные ископаемые, почва, растительный и животный мир.
Неисчерпаемые ресурсы – это те ресурсы, которые природа дает человеку в неограниченном количестве. Здесь речь идет о воде, воздухе, энергии солнца, ветра, приливов и отливов, солнечной радиации.
Вопрос 2. Каковы основные причины загрязнения природы?
Загрязнения природы могут быть связаны с естественными причинами или с деятельностью человека. Природные способны загрязнения включают в себя различные катаклизмы. Примером может стать извержения вулканов, в ходе которых из жерла в атмосферу, воду и почву попадают тонны вредных химических соединений.
Деятельность человека способна загрязнить воздух, почву и воду в большей степени. Транспорт и заводы выпускают в атмосферу выбросы и выхлопы, содержащие опасные химические соединения. Предприятия сбрасывают в реки тонны отходов. Мусор, складируемый на свалках, разлагается и причиняет вред почве.
Вопрос 3. В чем заключается опасность загрязнения воздуха и воды?
Опасность загрязнения воздуха и воды заключается в негативном воздействии ресурсов на здоровье живых организмов. При худшем исходе живые существа могут погибнуть, что грозит исчезновению целых видов животных, растений и даже человечества.
Вопрос 4. Что значит относиться к природе по-хозяйски?
Относиться к природе по-хозяйски означает распоряжаться ее ресурсами, но при этом проявлять заботу. Природа дарит человеку свои несметные богатства и взамен требует только трепетного отношения к себе. Человек, как хозяин природы, должен беречь и охранять окружающую среду от любого негативного воздействия.
Вопрос 5. В чем состоят правила и главный смысл экологической морали?
Экологическая мораль учит нас поступать с природой так, чтобы не причинить ей зла. Смысл заключается в том, что мы должны всегда задумываться над последствиями своих действий и не наносить вреда окружающей среде.
Вопрос 6. Почему природа нуждается в защите?
Природа нуждается в защите, потому что деятельность людей способна погубить ее богатства. Безответственное и легкомысленное отношение к ней порождает страшные последствия в виде исчезновения целых видов животных и растений, загрязнений окружающей среды и глобальных природных катаклизмов. Мы должны рационально использовать природные ресурсы и защищать окружающую среду, чтобы не допустить собственной гибели.
Вопрос 7. Почему закон стоит на страже природы?
Закон стоит на страже природы, потому что люди осознают, что они в ответе за окружающую среду. На уровне государства создаются законы, которые вводят наказания для тех, кто совершил преступления против природы. Закон позволяет регулировать отношения между человеком и природой, устанавливает нормы использования ресурсов и вводит запреты на нерациональную деятельность человека.
Вопрос 8. Какие объекты природы находятся под защитой закона?
Под защитой закона находятся практически все природные объекты. Особое внимание уделяется различным видам растений, животных и птиц, которые находятся на грани вымирания.
Вопрос 9. Какие наказания закон устанавливает за причинение вреда природе?
За причинения вреда природе человек будет отвечать по закону. Он должен будет заплатить штраф или лишиться свободы на определенный срок в зависимости от тяжести своего преступления.
Вопрос 10. Что может сделать гражданин для охраны природы?
Любой гражданин может принести пользу природе. Он не должен выбрасывать мусор на улице и потреблять больше природных ресурсов, чем ему нужно.
Человек в праве проявлять заботу к природе. Он может помогать животным и растениям в своем дворе или городе.
Самое главное, что каждый гражданин не только может, но и обязан соблюдать законы, связанные с правильным отношением к природе.
Что может сделать гражданин для защиты природы
Что может сделать гражданин для защиты природы?
— повторить и обобщить имеющиеся у учащихся знаний и выстроить их в систему;
— способствовать овладению навыками практического применения усвоенных знаний и умений;
— стимулировать развитие глубокого и устойчивого интереса к необходимости охраны и защиты природы.
Тип урока: урок – практикум.
Методы: поисковый, практический, систематизация результатов поисково-исследовательской деятельности.
Формы познавательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Оборудование: учебник «Обществознание» 6 класс/ Под ред. и др.; Конституция РФ; карта «Заповедники РФ»; листы с практическим заданием.
I. Оргмомент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих учеников дежурными по классу.
II. Постановка целей и задач урока.
Слово учителя: На предыдущих уроках мы изучали тему «Человек и природа», которая посвящена взаимоотношениям человека и природы. А сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме. В ходе выполнения практической работы, которая будет проходить в группах, раскроете воздействие человека на природу с нравственной и правовой точек зрения и ответите на главный вопрос темы «Что может сделать гражданин для защиты природы?»
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Задание классу (цель – повторение): раскройте содержание следующих понятий:
Задание классу (цель – проверка знаний учащимися основных правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры).
1) Какие биологические признаки наследует живое существо?
2) Чем различается деятельность животного и человека?
3) Известны ли Вам случаи, когда человеческого детеныша воспитывали звери? Что из этого получилось?
4) Выделите две группы ресурсов. Приведите примеры.
5) Определите причины загрязнения атмосферы, почвы и воды.
6) Можно ли утверждать, что богатства природы неисчерпаемы? Как наука отвечает на этот вопрос?
8) Какое отношение людей к природе Вы знаете?
9) Опиши важнейшие черты человека ответственного.
10) Почему ответственное отношение к природе мы называем истинно человеческим?
Ученик: читает стихотворение английского поэта А. Милна «О вежливости».
11) По каким чертам поведения можно узнать человека безответственного?
12) В чем состоит опасность безответственности?
13) Какое отношение к природе выбираете лично Вы? Объясните, почему?
14) В чем состоит главный смысл экологической морали?
Ученики: читают стихотворение Е. Шкловского «Смотрю на глобус – шар земной…»
15) Что подлежит охране со стороны государства и граждан?
16) Что делает государство для охраны окружающей среды?
17) Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?
18) Что могут делать общественные организации и граждане для защиты природы?
IV. Выполнение практических заданий: (цель – усиление практической направленности обучения, способствование прочному, неформальному усвоению изученного материала)
Мотивация учебной деятельности учащихся:
В ходе урока мы повторили основные понятия, обобщили знания по теме «Человек и природа», а сейчас перейдем к выполнению практических заданий. Каждая группа учащихся получит задание, выполнит работу и подготовит отчет. Задача всех учащихся внимательно выслушать отчеты групп и подготовить ответ на главный вопрос темы «Что может сделать гражданин для защиты природы?»
Способ организации деятельности учащихся – групповая форма работы.
Класс делится на три группы, при этом каждая группа выполняет отличающуюся от других групп практическую работу.
Средством управления учебной деятельности учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по правилам последовательно устанавливает действия учеников.
1. Ознакомление учеников с инструкцией.
2. Подбор необходимых материалов, средств обучения и оборудования.
3. Выполнение работы учащимися под руководством учителя.
4. Подготовка и составление отчета.
5. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
6. Практические задания (внести в план урока):
Задание №1.Составьте короткий рассказ о своем домашнем любимце, его привычках, особенностях, повадках, забавных случаях, связанных с ним.
Задание № 2.Выполните задание в учебнике (рубрика в классе и дома) №1, с.37-38.
Задание № 3.Рассмотрите рисунки с. 40. Ответьте на вопросы: Что означает право граждан на защиту среды, в которой они живут? Приведите примеры неразумной хозяйственной деятельности, ухудшающей окружающую среду?
Задание № 4. Выполните задание в учебнике (рубрика в классе и дома) №3, с.49.
Задание № 5 (опережающее). Подготовьте фотовыставку на экологическую тему, создайте экологическую газету или альбом, плакат «Береги природу!»
Задание № 1.Придумайте рекламное объявление на тему «Самый лучший домашний зверь».
Задание №2.Оцените высказывание: «Беречь природу – значит беречь человека».
Задание №3.Рассмотрите рисунки с. 42. Сформулируйте правила, за нарушение которых следует наказание.
Задание №4. Выполните задание в учебнике (рубрика в классе и дома) №3, с.49.
Задание №5 (опережающее). Подготовьте фотовыставку на экологическую тему, создайте экологическую газету или альбом, плакат «Береги природу!»
Задание №1.Поделитесь своим мнением с одноклассниками: для чего люди держат дома собак, кошек, попугаев, рыб и других представителей животного мира?
Задание №2. Подготовьте короткое сообщение об экологическом состоянии Вашего двора, улицы. Определите основные источники их загрязнения.
Задание №3.Рассмотрите (на с. 44-45) карту нашей страны. Найдите на ней заповедники. Назовите государственные заповедники нашего края.
Задание №4. Выполните задание в учебнике (рубрика в классе и дома) №3, с. 49
Задание №5 (опережающее). Подготовьте фотовыставку на экологическую тему, создайте экологическую газету или альбом, плакат «Береги природу!»
V. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.
Решение проблемного вопроса: Что может сделать гражданин для защиты природы?
Учащиеся формулируют выводы по теме «Человек и природа».
Ученик: читает стихотворение А. Яшина «Доверие птиц умею ценить…»
Закон на страже природы (окончание)
ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК
Профессор Петербургского университета естествоиспытатель Василий Васильевич Докучаев (1846—1903) занимался научной работой, учил студентов. «Чернозём — царь почв, кормилец России», — говорил Докучаев. Он положил начало новой науке — почвоведению. В своих книгах «Русский чернозём», «Наши степи прежде и теперь» он писал о способах охраны плодородных почв (регулирование стока воды, защитное лесоразведение, посадка деревьев и кустарников и др.). Им был разработан комплекс мер по борьбе с засухой в степных районах. По инициативе Докучаева начались работы в Каменной степи Воронежской губернии: посадка лесополос, создание системы водоёмов.
Труды Докучаева оказали влияние на развитие естествознания, физической географии, лесоведения, мелиорации и других наук о земле. Опыт хозяйственного использования земли в XX в. подтвердил правильность его идей. Именем выдающегося учёного назван научный институт.
Подумай, в чём значение деятельности В. В. Докучаева. Можно ли сказать, что он жил заботой о России?
Рассмотри на с. 144—145 карту нашей страны. Найди на ней заповедники и национальные парки. Есть ли в области, республике, крае, где ты живёшь, государственные заповедники или национальные парки? Назови их.
Что может сделать гражданин для защиты природы?
Каждый гражданин Российской Федерации может:
— создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
— принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды;
— оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы;
— обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды;
— участвовать в природоохранительной деятельности.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
В 1960 г. преподавателями и студентами биолого-почвенного факультета Московского государственного университета была организована дружина по охране природы. В 1979 г. в Иркутской области был проведён молодёжный поход под девизом «Малым рекам — полноводье и чистоту!». В 1989 г. было создано общество «Зелёное движение». К началу 1991 г. возникло движение дружин по охране природы, объединившее по всей стране более 100 организаций, в деятельности которых принимало участие более 5000 человек. Возникли и многие другие объединения: студенческие экологические отряды, трудовые объединения школьников, десанты, дружины, агитбригады, школьные лесничества, экологические клубы. Они повели борьбу с браконьерством (с незаконными порубками леса, охотой, рыбной ловлей, наносящими большой вред природе), требовали от государственных органов пресечения действий, причиняющих вред природе, проводили экологические субботники, занимались очисткой малых рек, лесопосадками и другими полезными делами.
Выясни, какие экологические объединения существуют в наши дни.
Необходимо сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охранять природу — значит охранять Родину.
Охрана окружающей среды — задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и для всего мира. Поэтому Российская Федерация, осуществляя природоохранную деятельность, сотрудничает с другими государствами, с международными организациями.
1. Почему необходима активная деятельность по охране природы?
2. Почему земля и другие природные ресурсы оцениваются как основа жизни народов?
3. Что делает государство для охраны окружающей среды?
4. Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?
5. Что могут делать общественные организации и граждане для охраны природы?
1. Сделай полезное дело: вырасти растение, покорми зимующих птиц.
2*. Подготовь фотовыставку на экологическую тему, создай экологическую газету или альбом, плакат «Береги природу!».
3. Статья 58 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Как ты понимаешь свою роль в выполнении этой обязанности?
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 17
Параграф 17. Закон на страже природы
Страница 140
Каковы обязанности граждан России?
Обязанности граждан России заключаются в соблюдении законов, прописанных в Конституции и других нормативно-правовых актах. Люди должны адекватно вести себя в обществе и заботиться о сохранении природы.
В Конституции Российской Федерации записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории. Что означают слова о том, что земля и другие природные ресурсы – основа жизни человека?
Земля и природные ресурсы являются основой жизни человека, потому что представляют собой то, без чего не могут существовать люди. Если на нашей планете не будет, к примеру, воздуха или воды, то все человечество погибнет.
Страница 141
Сравни географическое положение, природные условия Восточной Европы и Греции. Покажи, как природа повлияла на жизнь древних греков и населения Руси.
Географическое положение Греции довольно выгодное. Страна расположена между тремя частями света.
Климатические условия благоприятные – летом почти нет дождей, а зимой – температура опускается не ниже 12 градусов.
Восточной Европой считается территория от Черного моря до Балтийского моря. Страны не богаты природными ресурсами, в частности, полезными ископаемыми. Климат территории умеренный, а природа богата разнообразием растительного и животного мира.
Климат Греции более мягкий, чем у стран Восточной Европы. Ее местоположении можно считать более выгодным, так как она соединена со многими странами. В то же время Греция не богата плодородными почвами, в отличие от Восточной Европы.
Природа оказала влияние на жизнь жителей разных стран. В Греции люди больше занимались ремеслом – созданием керамической посуды. Они отлавливали рыбу, но не охотились на зверей, так как их территория не богата пушниной.
Жители Руси больше времени уделяли земледелию. Плодородные земли позволили взращивать овощи, ягоды и фрукты.
Страница 142
Рассмотри рисунки. Что означает право граждан на защиту среды, в которой они живут? Приведи примеры неразумной хозяйственной деятельности, ухудшающей окружающую среду; катастрофических природных явлений (землетрясений, наводнений и т.п.); аварий машин и механизмов, разрушительно воздействующих на природу.
Право граждан на защиту среды, в которой они живут, означает то, что каждый человек имеет право проявлять заботу к природе. На плечи граждан возложена обязанность – беречь природные богатства: охранять животных, тушить лесные пожары, высаживать новые растения.
Неразумная хозяйственная деятельность способна привести к многочисленным проблемам. По рисункам можно привести несколько таких примеров:
Страница 146
Рассмотри рисунки и сформулируй правила, за нарушение которых следует наказание.
Презентация по обществознанию «Охрана природы-дело каждого» 7 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО КАЖДОГО 7 класс
Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа — среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре.
ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане. В 2001 году был принят закон «Об охране окружающей среды».В нём сказано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия как в результате чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.
Что подлежит охране Во-первых: земли, недра, почва. Во-вторых: поверхностные и подземные воды. В-третьих: атмосферный воздух и околоземное космическое пространство. В-четвертых: леса и иная растительность, животные и другие организмы.
С 1600 по 1900 г. на Земле безвозвратно исчезло 36 видов крупных млекопитающих и 94 вида птиц. И дело не в истреблении. Просто на изменённых человеком территориях дикие животные не могут жить. Чтобы защитить животных от исчезновения, важно знать, кого именно нужно защищать. Для этого существует Красная книга фактов. Занесённые в Красную книгу животные попадают под строгую охрану.
Заповедники Заказники Национальные парки Биосферные Памятники природы
Заповедники, национальные парки, заказники России
территории, исключенные из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность.
Памятник природы — охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении.
ОХРАНА ПРИРОДЫ Гринпис (англ. Greenpeace — «зелёный мир») — международная общественная природоохранная организация, основанная в Канаде в 1971 году. Основная цель — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.
ОХРАНА ПРИРОДЫ В НАШЕМ ГОСУДАРСТВЕ Конституция РФ, статья 58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.: закреплено право граждан России на благоприятную окружающую среду.
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ Охрана природы – важнейшая задача, которая стоит не только перед Российским государством, но и перед каждым его гражданином. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов России. Охраной природы занимается государство, которое издает законы, устанавливающие обязательные правила использования и сбережения природы, и наказывает тех, кто своими действиями наносит ей ущерб. В охране природы участвуют добровольные общественные организации и граждане, которые заботятся о своей стране, о своем будущем. Охраняя природу, они охраняют Родину. Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охрана окружающей среды требует объединения усилий всех стран. Россия участвует в международном сотрудничестве по охране природы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1599375
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.