Что может сильно садить аккумулятор
Почему аккумулятор может сесть за одну ночь
Утром вы спешите на работу, открываете автомобиль, поворачиваете ключ в замке зажигания, а в ответ — тишина… И даже лампочки на приборной панели не горят. Или вовсе подходите к автомобилю, нажимаете на брелоке сигнализации кнопку открытия центрального замка, а машина не реагирует… Сел аккумулятор. Хотя еще вчера все было в порядке, и вы ездили на машине. Бывали у вас такие ситуации?
При этом важно помнить, что в таком случае недостаточно просто зарядить аккумулятор. То, что он сел, — это следствие наличия определенных проблем. Их нужно выявить и устранить.
Давайте рассмотрим основные причины, которые могут привести к подобным неприятным сюрпризам.
Аккумулятор отработал свой ресурс
Любой аккумулятор не вечен и имеет определенный срок службы, на продолжительность которого также оказывают влияние условия эксплуатации и уход за АКБ. Когда ресурс полностью исчерпан, он просто перестает работать. Если аккумулятору несколько лет, вполне вероятно, он просто уже отслужил свое. Единственным правильным решением в таком случае будет покупка новой аккумуляторной батареи. О сроках жизни АКБ мы рассказывали в отдельном посте.
Проблемы с генератором
Если сел аккумулятор, купленный недавно, или разрядка АКБ происходит уже не в первый раз, то одной из причин может быть неисправность генератора. Даже если сам аккумулятор был исправен, но при этом не получал необходимый заряд от генератора во время поездки, он может быстро разрядиться. С такой неисправностью ездить на автомобиле крайне не рекомендуется, АКБ будет разряжаться каждую ночь, что резко сократит срок ее службы. Обязательно проведите диагностику состояния генератора, либо самостоятельно (вам понадобится мультиметр), либо обратившись в автосервис.
Утечка тока
Неправильное подключение потребителей энергии, а также различные повреждения в приборах, устройствах и проводке могут привести к утечке тока в бортовой сети. Это весьма обширная тема, поэтому мы расскажем о ней подробнее в самое ближайшее время.
Климатические условия
Сильный мороз — настоящее испытание для аккумулятора. Вязкость электролита увеличивается, и его способность проводить ток снижается. Если аккумулятор сильно разряжен, электролит при низких температурах может просто замерзнуть. Как решать подобные «зимние проблемы», вы можете узнать из нашего отдельного рассказа. Не забывайте, что сильный перегрев так же негативно влияет на АКБ, как и сильное охлаждение.
Забыли выключить
Самая распространенная причина того, что аккумулятор резко разрядился, — водитель забыл выключить фары автомобиля. Но следить нужно не только за этим. Ушли домой и не обратили внимания на работающую лампу освещения салона. Поставили машину в гараж или сервис и не закрыли дверь, о чем всю ночь напоминала соответствующая включенная лампочка. Зачастую это может быть и обогрев стекол. Поэтому, покидая автомобиль, не забывайте проверить всевозможные потребители энергии, цепь питания которых идет мимо замка зажигания.
Почему за ночь может сесть аккумулятор в машине?
Неисправность аккумулятора — один из наиболее распространенных кошмаров автолюбителей. Ситуация, когда вечером в гараж поставили машину в рабочем состоянии, а утром все попытки завести ее оказались тщетны, не редки. АКБ не подает совершенно никаких признаков жизни. Такой «сюрприз» может преподнести совершенно новый аккумулятор в машине. Попробуем разобраться, в чем могут быть причины этой неисправности, почему садится аккумулятор за ночь.
Общие причины неполадок
Рассмотрим основные причины, почему быстро, например, за ночь, садится аккумулятор на машине. Постараемся сгруппировать главные.
Какой бы хороший и качественный аккумулятор вы ни выбрали, в некоторых ситуациях он все равно может подвести. Поэтому не нужно удивляться, что АКБ машины резко села за ночь, даже если он новый. Такой ситуации есть объяснения.
Основные из них представлены ниже:
Физический износ аккумулятора
Любая вещь, и АКБ — не исключение, имеет свой срок службы и неизбежно приходит в негодность. Если раньше они были рассчитаны на то, что владелец машины может их обслуживать (следить за состоянием пластин, устанавливать уровень электролита и его плотность), то сегодня это не предусмотрено. Можно сказать, что современные батареи одноразовые, поскольку имеют закрытый корпус. Они служат в среднем от 3 до 5 лет, после чего ремонту или какому-то обновлению не подлежат. Подробнее о необслуживаемом аккумуляторе →
Поэтому, если сел аккумулятор, который отслужил свое, лучше не мучиться и купить другой. Если батарея старого образца, то можно попытаться реанимировать ее (проверить уровень и плотность электролита, довести ее до нормы с помощью дистиллированной воды). Подробный алгоритм действий можно найти во всех деталях на многочисленных форумах автолюбителей. Но следует понимать, что все подобные мероприятия — всего лишь кратковременный уход от проблемы. Поэтому единственное правильное действие в этой ситуации — приобретение нового аккумулятора взамен старого.
Отсутствие заряда от генератора
Если на машине быстро садится аккумулятор, приобретенный совсем недавно, или разрядка происходит постепенно систематически на протяжении недели, то стоит задуматься об исправности генератора. В этом случае первым действием должна стать диагностика его состояния.
Как определить, что заряд от генератора достаточный? Для этого нужно проверить его работу при помощи мультиметра. Этим прибором нужно измерить напряжение на выводах батареи при условии включенных фар, обогрева стекол, музыки и двигателя. Его значение в норме должно находиться в пределах 13-14,4 вольта. Если полученный результат отличается в меньшую сторону, значит проблема именно в недостаточном поступлении заряда к батарее от генератора.
Причины такой неполадки генератора могут быть в следующем:
Если АКБ постоянно разряжается по причине проблем в генераторе, недостаточного заряда от него, нужно обратиться к специалистам в автосервис для диагностики и устранения поломки.
Утечка тока
АКБ может сесть из-за утечки тока в бортовой сети машины. Установить сам факт утечки не сложно. Для этого потребуется лишь немного свободного времени, амперметр либо мультиметр. А вот определить конкретное место утечки — задача посложнее.
Причин утечки несколько, чаще всего встречаются следующие:
Чтобы измерить потери тока в сети автомобиля, нужно:
Замеры нужно проводить при выключенном зажигании и отключенных устройствах, потребляющих ток. При этом нужно оставить открытыми двери в салон или окна на случай, если центральный замок заблокирует их.
В пределах нормы будет показатель утечки тока от 15 до 80 мА. Большие значения указывают на неисправность электрики в машине, требуется диагностика и ремонт.
Иные причины разрядки батареи
Ошибки в работе автоэлектрика, неправильное подключение приборов в автомобиле приводят к тому, что сами устройства работают и радуют этим хозяина, а вот в электрической цепи образуется повышенная нагрузка. При этом владелец машины может столкнуться не только с тем, что аккумулятор разрядился, но и с тем, что вышли из строя другие электроприспособления.
Чем больше подключено в машине всевозможных гаджетов (магнилота, антирадар, навигатор, подсветки и др.), тем выше нагрузка на генератор. И если генератор не справляется, то часть «обязанностей» берет на себя АКБ. В таком случае она сядет довольно быстро.
Из вышесказанного следует закономерный вопрос — а может ли разрядиться аккумулятор от сигнализации? Да, может, но случается такое не часто.
Сигнализация может стать основной причиной того, что батарея садится слишком быстро, если:
Во избежание таких проблем можно рекомендовать автовладельцам не экономить, а приобретать хорошую автосигнализацию проверенного производителя. Если это условие соблюдено, то сигнализация редко становится причиной севшей батареи.
АКБ может полностью разрядиться, если оставить машину на долго и забыть выключить фары, музыку или какие-то другие электроприборы. Если это происходит не часто, паниковать не нужно. После подзарядки аккумулятор будет функционировать как обычно.
Причиной быстрой потери заряда батареей может стать мороз. Зимой она садится намного интенсивнее, чем летом. На морозе от 15°С каждый градус снижения температуры воздуха приводит к уменьшению емкости аккумулятора на 1 мАч. Если есть проблемы с зарядом, то электролит в аккумуляторе замерзает. Чтобы не допустить такой ситуации, необходимо следить за уровнем заряда АКБ и плотностью электролита.
Что делать, чтобы аккумулятор быстро не разряжался?
Чтобы проблема севшей батареи касалась автолюбителя как можно реже, нужно соблюдать следующие условия:
Говоря о мерах по продлению службы аккумулятора автомобиля, следует упомянуть о таком явлении, как сульфатация. Это явление часто приводит к сокращению жизни АКБ, уменьшая ее емкость. Развитию его способствует повышенная плотность электролита, сильные морозы или жара, а также хранение батареи в течение долгого периода без подзарядки. Поэтому, чтобы она работала как часы и как можно дольше, нужно предусмотреть такие нюансы, по возможности избегая их. И своевременно проводить обслуживание аккумулятора.
Если же ситуация застала вас врасплох, полезно будет узнать, как открыть машину, если сел аккумулятор.
Садится аккумулятор за ночь
Что делать, если аккумулятор садится за ночь
Перед началом исследования необходимо зарядить аккумулятор от сетевой станции полностью. Если у вас гибридный или малообслуживаемый аппарат, необходимо провести замер плотности электролита в банках и его уровень. Нужно добавить дистиллированной воды в элементы, если уровень его меньше нормы 1,2-1,5 см, с последующей подзарядкой. Необслуживаемый герметичный аккумулятор просто подзарядить.
Причинами, почему аккумулятор за ночь садится в машине, могут быть:
При нормальных условиях в период простоя расход энергии должен составлять меньше 0,05 А, все большие потери – паразитные.
Причины, почему за ночь садится аккумулятор в машине
Велик соблазн установить в авто современные системы коммуникации, климатическое оборудование, мощные фары подсветки. Но все эти приборы берут энергию от генератора, который на избыточное потребление не рассчитан. В результате автомобиль, пробег которого между пусками не превышает 20 минут, не успевает зарядить АКБ на ночь. На сигнализацию и охрану контура дополнительно будет тратиться энергия во время длительного простоя.
Стандартное потребление на сигналку небольшое, но есть еще паразитарные токи. Где-то старая проводка оголилась и касается корпуса. Возможно, неправильно собрана схема прибора, не отключается, работает в спящем режиме. Часто магнитола остается в сети, выключен звук и прибор потребляет ток в режиме ожидания. В результате оказывается – на машине за ночь сел аккумулятор, почему она и не заводится. Найти все источники утечки из бортовой системы поможет тестирование, с обнаружением потерь от каждого источника.
Признаки неисправного аккумулятора
Каждый АКБ имеет срок службы. За это время электролит теряет свою активность, меняет плотность. Свинцовые пластины и сепаратор разрушаются, в результате происходит сульфатирование поверхности или замыкание банок. Емкость банок уменьшается при перемораживании, полной разрядке батареи или при разрушении стенок и пластин. Продлить срок малообслуживаемых банок можно омолаживанием электролита, но ненадолго. Необслуживаемые аккумуляторы не восстанавливаются при полной потере заряда.
С помощью штыревых сопротивлений нагрузочной вилки имитируют полную нагрузку. В течение 5 сек она должна быть не ниже 10,2 В, не снижаться. Если показания неустойчивые – батарея неисправна. Если показания устанавливаются на уровне 9,6 В, батарея разряжена на 25%.
Генератор недостаточно подзаряжает аккумулятор
Если при работе мотора горит аварийный сигнал, указывающий на низкий заряд аккумулятора, причину нужно искать в генераторе. Генератор питает бортовые сети и подзаряжает аккумулятор во время движения до 13,6 – 14,2 В. Причины недостаточного заряда могут быть из-за несоответствия мощности генератора увеличенной емкости аккумулятора. Если в бортовой системе много потребителей, генератор работает на их питание, оставляя аккумулятор на голодном пайке. В результате на длительную стоянку АКБ остается без должной зарядки и к утру может сесть в ноль.
Неисправности в работе генератора:
Потребление тока сервисными бортовыми приборами, паразитные токи
Если все бортовые внутренние и внешние потребители исправны, схема подключения собрана грамотно, они отключаются от сети полностью, а не остаются в спящем режиме. Замеры при подключенной сигнализации, блокировке и бесконтактном иммобилайзере не превышают общего потребления 0,05 – 0,07А. При таком расходе, даже в зимнее время, батарея справится с запуском двигателя утром.
При обнаружение утечки необходимо провести полную диагностику устройств и приборов, запитанных от бортового энергоснабжения. Причиной может стать неправильное подключение сервисного оборудования, мощных мультимедийных систем. Даже сложная схема электроснабжения гаджета может вызвать паразитарные потери.
Особенности зимнего расхода энергии от аккумулятора
Недозаряженный аккумулятор в период длительного простоя в холод быстрее саморазряжается, теряя емкость. Опасно, если электролит с недостаточной плотностью перемерзнет. Кальциевая АКБ после одноразового обледенения может не восстановиться. Если батареи часто садятся на ноль, они теряют способность к самовосстановлению. Почему зимой часто садится аккумулятор за ночь? В зимний период подзарядка идет медленнее, а потери емкости становятся значительными. На запуск оборудования с загустевшей смазкой требуется больше усилий. В результате опасность зимой посадить аккумулятор на ноль возрастает многократно.
В холодное время необходимо чаще контролировать уровень зарядки батареи. Для восстановления емкости, движение должно быть интенсивным, с малым количеством простоев с заглушенным мотором. Аккумулятор или подкапотное пространство необходимо утеплять, сохраняя как можно дольше остаточное тепло мотора.
Если за ночь садится аккумулятор в машине ВАЗ
Зачастую именно владельцы автомобилей ВАЗ жалуются, что аккумулятор садится за ночь на морозе. Самой распространенной причиной является плохой контакт. Большие токи в цепях генератора, стартера, аккумулятора приводят к местному разогреву при малейшем нарушении мест соединений. Нарушение плотности сопряжений приводят к окисление проводов, увеличению сопротивления, излишнему падению напряжения. Соединения, контакты должны быть тщательно зачищены, крепежные болты и гайки обтянуты.
Другой характерной, причиной почему за ночь сел аккумулятор, является хронический недозаряд его от генератора на машине. Современные бортовые системы используют большое количество энергии, на подзарядку аккумулятора мощности генератора не хватает, особенно при поездках длиной менее чем 20 минут хода.
Ошибки водителя
При подготовке авто к ночевке, необходимо убедиться, что все приборы выключены. Любой потребитель энергии за ночь может разрядить аккумулятор полностью. Предлагаем посмотреть подробное видео исследование, почему за ночь садится аккумулятор в машине.
10 возможных причин почему разрядился новый аккумулятор
Когда однажды утром подводит прослужившая верой и правдой несколько лет аккумуляторная батарея, автолюбитель, конечно, расстраивается. Но если внезапно оказывается разряженным только недавно приобретенный аккумулятор, к расстройству добавляется еще и удивление, а то и злость на продавца.
Ваш случай? Перед тем, как «бить продавцу морду», предлагаем пройтись по 10 возможным причинам, почему разрядился новый аккумулятор. Естественно, есть небольшая вероятность, что вы неудачно отоварились. Но, как правило, почти всегда причина кроется где-то в машине, и ее довольно легко вычислить. В статье подробно рассказано – как это сделать, даже у вас нет большого опыта ремонта и обслуживания автомобиля.
Краткий перечень возможных причин
Иногда даже опытные автолюбители из-за эмоций или зацикленности на какой-либо одной проблеме, не могут понять, почему разрядился новый аккумулятор. Для таких бывает достаточно вот этого краткого перечня, который поможет взглянуть на проблему как можно шире, и не упустить элементарных, но важных вещей:
Для начинающего же автолюбителя этот список (по крайней мере, многие его пункты) нуждается в расшифровке – в чем суть проблемы, почему из-за нее разрядился новый аккумулятор, и как ее найти или исключить из списка.
Аккумулятор не совсем новый
Аккумуляторная батарея является одним из самых «скоропортящихся» элементов автомобиля. Даже если она не эксплуатируется, а просто стоит себе где-то на складе или на витрине магазина, неизбежно происходит ее постепенная деградация. Соответственно, даже если вы купили АКБ буквально вчера, это вовсе не является гарантией, что она «свежая».
Единственный способ исключить эту вероятную причину, по которой разрядился новый аккумулятор, посмотреть на дату его изготовления. Причем, не в гарантийном талоне или каких-либо бумажных этикетках, налепленных на АКБ продавцом. Сами понимаете – написать там можно что угодно, лишь бы продать.
Истинная дата изготовления автомобильного аккумулятора набита на его корпусе так, что исправить ее незаметно практически невозможно. Однако здесь есть одна маленькая проблемка – дата изготовления содержится в непонятном обычному человеку наборе цифр, которые еще надо знать, как расшифровать. Сделать это можно с помощью специальных таблиц, в которых содержатся расшифровки всех дат в недавнем прошлом и обозримом будущем.
Альтернативным способом определения даты изготовления аккумуляторной батареи является сканирование штрих-кода, имеющегося на корпусе. В нем содержится и другая информация о товаре, а дата изготовления в том числе. Чтобы расшифровать штрих-код, достаточно воспользоваться одним из многочисленных мобильных приложений, которые устанавливаются на смартфон или планшет. Приложения эти, в большинстве, абсолютно бесплатные и их несложно найти на соответствующих ресурсах.
Вместо штрих-кода на аккумуляторе может быть так называемый QR код. Он считывается абсолютно так же легко при помощи приложений, но уже других. Их тоже легко найти при желании. Хотя, все же, обычные штрих-коды встречаются на автомобильных аккумуляторных батареях чаще, чем QR. Если же нет ни того, ни другого – придется расшифровывать дату из выбитых на корпусе цифр.
Допустим, дату вы выяснили тем или иным способом. Что дальше? Какой аккумулятор можно считать реально новым, а какой уже «слегка не свежим»? Здесь многое зависит от того, что именно вы купили. К примеру, раньше, когда были доступны классические сурьмянистые АКБ, хранить их можно было без заметных потерь менее года. Сегодня же, как любят говорить, технологии не стоят на месте, и многие продаваемые аккумуляторы способны ждать своего потребителя на складе до двух лет.
Доверяете ли вы не стоящим на месте технологиям, о которых нам так настойчиво твердят? Если да, то на даты выпусков можете вообще не смотреть. Аккумулятор двухлетней давности вам продадут разве что только самые наглые и бессовестные продавцы. Если же вы консервативный автолюбитель, не верящий всему, что пишут в Интернете, ориентируйтесь на старое доброе правило «трех месяцев». То есть, когда в следующий раз будете покупать новый аккумулятор, убедитесь, что он томился на складах не более 90 суток. Поверьте, найти и купить такой сегодня совсем не сложно.
С другой стороны, многие тут скажут, что есть же гарантия. Гарантия же есть! И по действующим законам она начинает работать не с момента выпуска аккумулятора, а с даты его продажи/покупки. То есть, на дату выпуска вообще не стоит обращать внимание. Еще такие люди говорят, что вон в развитой Европе уже лет сто никому и в голову не приходит высматривать какие-то там даты.
Ага. Опять же, если вы в это верите – не смотрите. Только потом не сильно огорчайтесь, если не сможете доказать продавцу при попытке возврата по гарантии, что купленный вами аккумулятор эксплуатировался и умер в идеальных условиях, прописанных в инструкции. Сделать это очень сложно. А в некоторых магазинах и вовсе – нереально.
В общем и целом – если у вас быстро разряжается аккумулятор, которому не более трех месяцев, то но действительно новый, а эта причина – не ваша.
Попался брак
Встречается такая причина довольно редко, но и вовсе исключать ее не стоит. Бракованные аккумуляторы попадаются и в век развитых технологий. Как правило, автолюбители поопытнее умеют определить брак еще до того, как аккумулятор установлен на машину. Для этого достаточно проверить изделие при покупке с помощью мультиметра и нагрузочной вилки. Ну а, если АКБ с жидким электролитом и к нему есть доступ, то еще можно заглянуть внутрь, и измерить плотность во всех «банках».
Определить бракованный необслуживаемый аккумулятор тоже можно. С помощью все той же нагрузочной вилки. Кроме того, грамотный автовладелец никогда не ставит новый аккумулятор на машину, предварительно не зарядив его полностью при помощи стационарного зарядного устройства. А процедура эта – тоже позволяет при наличии опыта выявить брак, и сразу же вернуть свои деньги обратно.
Из личного опыта автора… Среди четырех купленных АКБ (недорогих, но с известными названиями) в маленьких загородных магазинчиках брак попался только один раз. Если бы не этот случай, то рассматриваемого пункта вовсе бы не было в предложенном выше списке причин быстрого разряда нового аккумулятора…
Аккумулятор не обслуживался продавцом
От производителя к продавцу аккумуляторы попадают заряженными. Далее, пока каждый из них ждет своего покупателя, продавец обязан их подзаряжать с периодичностью, рекомендованной для каждой модели ее производителем. Добросовестно ли относятся к этой работе все продавцы АКБ? Однозначного ответа на этот вопрос нету.
Из личного опыта автора… Есть знакомый, который занимается продажей сугубо аккумуляторов. В наличии постоянно около 300 АКБ. Есть специальный журнал, в котором отмечаются даты подзарядки каждого аккумулятора, находящегося на балансе, и он очень дотошно относится к этому. А еще по месту жительства есть автомобильный магазинчик, где помимо прочих «радостей» автолюбителя продается 4-5 аккумуляторов. Так вот, никто и никогда их там не подзаряжает. Это видно по тому, что все АКБ как были упакованы в пленку производителем, так и пылятся в ней неведомо сколько времени.
Неправильно подобранная АКБ
На эту причину особо надеяться не стоит, поскольку она очень маловероятная. Но, раз некоторые грешат на то, что АКБ большей или меньшей емкости, чем была до этого, может стать причиной быстрого разряда, надо об этом обязательно упомянуть.
На самом деле, если у вас был аккумулятор, например, на 65 А*ч, а вы купили новый на 75 А*ч или на 55 А*ч – причиной того, что он быстро разрядился, этот аспект вряд ли может быть. То же самое касается тока холодной прокрутки.
Да. Когда аккумулятор уже не совсем «свежий», а у вас дизельный двигатель, то от емкости и пусковых характеристик зависит многое. Но если АКБ новая, и изначально не предназначена для мопеда, а вы воткнули ее в «КАМАЗ», таких проблем быть не должно. По крайней мере, из-за аккумулятора.
Новый аккумулятор не был заряжен перед эксплуатацией
Эта причина тесно взаимосвязана с той, которая про обслуживание аккумуляторов продавцами. Даже если вас заверили, что вам продают регулярно подзаряжаемую АКБ, не поленитесь «погонять» ее на стационарном зарядном устройстве перед установкой на машину. Во-первых, вы уменьшите риск быстрого разряда нового аккумулятора. Во-вторых, с первых же дней эксплуатации не подвергнете АКБ глубокому разряду, из-за которых многие современные модели катастрофически теряют емкость.
Повышенный ток утечки в бортовой сети автомобиля
Это одна из самых вероятных и часто встречающихся причин, почему разряжаются новые аккумуляторы. Даже если она не основная, а лишь одна из нескольких – обратить на нее внимание стоит в первую очередь.
Чтобы проверить ток утечки, нужно мультиметр в режиме амперметра подключить в разрыв одной из клемм установленного на машине аккумулятора. Нормой являются показатели тока в диапазоне от 10 мА до 80 мА. Хотя, по большому счету, даже 150 мА тока утечки за одну ночь новый, полностью заряженный аккумулятор, высадить в ноль не сможет.
Если же ток утечки выше нормы, да еще и другие причины ускоренного разряда не исключены – начать стоит именно с устранения этой проблемы. Чаще всего во время стоянки «жрет батарею» какое-либо неправильно подключенное оборудование (магнитола, навигатор, сигнализация), либо же вышедшие из строя штатные приборы. Иногда ток потребляют и штатные системы автомобиля – ABS, ЭБУ и прочие.
Вычислить «виноватого» крайне просто. При подключенном амперметре в разрыв одной из клемм АКБ по очереди вытаскиваются предохранители до тех пор, пока ток утечки не придет в норму. По предохранителю и схеме их расположения в блоке определяется потребитель, который садит батарею.
Кратковременные поездки
Довольно частая причина, из-за которой даже новый аккумулятор приходится с завидной регулярностью подзаряжать от стационарного зарядного устройства. Проблема проста и хорошо изучена автолюбителями. Если на машине ездить редко и мало, а стартером крутить часто – потраченная на стоянке и во время запусков двигателя энергия попросту не успевает «вернуться в АКБ» от генератора.
Из личного опыта автора… Сколько это – ездить мало? Автор этого материала в основном пользуется машиной через день, и режим ее эксплуатации довольно жесткий для АКБ. Выглядит это так – запустил мотор, прогрел пару минут, проехал 5 километров, заглушил. Потом еще две-три поездки по километру-два, каждая из которых с участием стартера. Потом в гараж еще 5 километров, и все. Двое суток – стоит без движения. АКБ новая, ток утечки – около 30 мА. Генератор и стартер в норме. Двигатель запускается с пол тычка. Но, тем не менее, когда наступает период описанной эксплуатации, АКБ приходится «гонять» зарядным устройством примерно два раза в месяц. Когда на улице мороз – и того чаще…
Длительная стоянка
Дабы не быть голословными, давайте посчитаем на калькуляторе, какая стоянка может называться длительной при известном токе утечки и примерной емкости АКБ. Допустим, аккумулятор новый, и в нем реально есть 60 А*ч. Перед длительной стоянкой вы его полностью на 100% зарядили от стационарного зарядного устройства. Измерили ток утечки с включенной сигнализацией. Допустим, он немаленький – 150 мА.
Считаем. При токе потребления 150 мА машина «вытянет» из АКБ за один час 0,15 А*ч. За сутки – 3,6 А*ч. На сколько суток хватит при таких раскладах 60 А*ч? Примерно на полмесяца. Но…
Это только при условии, что в АКБ действительно можно «запихнуть» 60 А*ч, и вы их туда реально «затолкали». Только тогда можно рассчитывать на столь длительную стоянку. Однако следует понимать, что мы посчитали время до полного разряда АКБ. А это значит, что двигатель запустить вы уже не сможете, ибо не будет энергии для стартера. Кроме того, рассчитанное время может значительно уменьшиться, если машина оставлена стоять на морозе.
Проблемы с генератором
В процессе езды на машине АКБ подзаряжается от генератора. Чтобы аккумулятор успевал полностью (именно полностью) восстанавливаться после стоянки и запуска двигателя, должны быть выдержаны хотя бы следующие условия:
Повторим, что эти условия нужны для полного восстановления заряда АКБ. Как правило, они никогда не выдерживаются. Например, достаточно включить печку или фары, и напряжение в бортовой сети проседает – АКБ уже не восстановится до 100%. И так далее.
Проверить генератор и реле-регулятор напряжения довольно просто. Во время работы двигателя измерьте напряжение непосредственно (это важно) на клеммах АКБ. Измерьте напряжение на разных режимах – холостые обороты, пару тысяч оборотов, а потом то же самое с включенными мощными потребителями. Напряжение при любых условиях не должно проседать ниже 13,8 В. Хотя лучше, чтобы во время езды генератор с реле-регулятором «поддерживали» не менее 14 вольт при любых подключенных приборах. Добиться этого несложно, и про это много уже написано.
Если же просадки напряжения на вашем автомобиле значительные – то даже новый аккумулятор будет быстро разряжаться во время стоянки. А все потому, что ставится он на нее не полностью заряженным или вообще – почти разряженным.
Неисправный или необслуженный стартер
Последняя из часто встречающихся причин, из-за которой может быстро разряжаться новый аккумулятор, касается стартера. Несмотря на то, что работает это устройство буквально по несколько секунд, потребляет энергии из АКБ оно немало. Даже тогда, когда стартер полностью исправный и своевременно обслуживаемый.
Сколько энергии в А*ч «высасывает» стартер из аккумулятора, можно примерно посчитать. Забегая наперед, отметим, что теоретические расчеты дают крайне маленькие цифры, взглянув на которые, может сложиться впечатление, что это никак не может быть причиной быстрой разрядки аккумулятора. Тем более, если он новый.
Так вот. Возьмем для примера стартер бензинового двигателя объемом около двух литров. На таких моторах, как правило, устанавливаются стартеры мощностью около полутора киловатт. Зная напряжение и мощность, можно вычислить потребляемый устройством ток. А зная ток и время, на протяжении которого потребляется этот ток, можно узнать количество ампер-часов, затрачиваемых стартером на запуск мотора.
Напряжение возьмем среднее 12 вольт (хотя при запуске двигателя оно проседает еще ниже). При мощности в 1,5 кВт и таком напряжении ток получается около 125 А (возьмем побольше, с запасом – 200 А). Если бензиновый двигатель исправный и заводится с первой попытки, то для его запуска стартеру надо около 3-5 секунд. Мы же рассмотрим случай, когда мотор удалось запустить со второй попытки, на каждую из которых ушло по 5 секунд. Переведем это время в часы, так как нам нужны ампер-часы. Десять секунд – это всего лишь 0,003 часа.
При токе 200 ампер за такое время АКБ в теории отдаст всего лишь 0,6 А*ч. А в аккумуляторе у нас сколько запасено? 60 А*ч? Вот такая занимательная математика. Но это только голая математика, которая плохо подходит для расчетов, касающихся автомобильных аккумуляторов. Здесь не учитываются многие факторы. Тем не менее, если стартер исправен, а аккумулятор новый и полностью заряжен – крутить мотор можно очень долго. Так долго, что скорее стартер сгорит, чем АКБ сядет. Вот так-то.
А если стартер неисправен или необслуженный? Тогда, конечно, картина не такая оптимистичная. Стартер может брать на себя много тока, сам по себе туго крутиться, превращать почти всю энергию в тепло, а не в крутящий момент. Он даже подклинивать может. Из-за всего этого энергия, которая нужна для двух-трехсекундной прокрутки стартера, может увеличиться так, что и нового аккумулятора не хватит для успешного запуска мотора.
Чтобы «вычислить» неисправный или необслуженный стартер, работающий в паре с заведомо исправной (новой) АКБ, иногда достаточно простого мультиметра. Он подключается к клеммам в режиме измерения напряжения, и показания снимаются во время запуска двигателя. Если напряжение просаживается ниже 9 вольт с 12,7 вольт, то со стартером явно есть проблемы. Убедиться в том, что стартер берет на себя много тока, можно с помощью токоизмерительных клещей (не пытайтесь измерить ток стартера мультиметром – это опасно).
Из личного опыта автора… То ли конструкция стартера такая, то ли ему сто лет от роду, но раз в полгода его приходится разбирать, чистить и смазывать. Только после этого он крутит бодро, как надо, и батарею быстро не высаживает, даже если ездить мало, а двигатель запускать часто…
Краткие итоги
Как видите, ответов на вопрос – почему разрядился новый аккумулятор – не так уж и мало. Разобранные в статье – это основные. Они и на практике часто встречаются, и на профильных форумах усиленно обсуждаются сплошь и рядом. Особенно те, которые касаются непосредственно неполадок в машине, а не нового аккумулятора.