Что может случиться в самолете
Спросите пилота. Вся правда о том, что может случиться в полете
Давайте скажем честно: летать (конечно, если вы не летите самым шикарным рейсом на свете) почти всегда некомфортно и слегка жутковато. Теснота, рециркулируемый воздух, турбулентность, непонятные подозрительные звуки и (самое страшное для некоторых) – паршивая кормежка.
Если все это вам знакомо, вы не одиноки: четверть населения планеты боится летать. И что особенно пугает, ничьи доводы и никакое самовнушение не помогут справиться с тревожным ощущением того, что ты, беспомощный, несколько часов вынужден «висеть» в воздухе на высоте десятков тысяч футов.
А если самолет ощутимо потряхивает? А если гроза? Сколько вопросов сразу приходит на ум!
Давайте разберемся с тем, что волнует пассажиров больше всего. И помогут нам в этом сайт Supercompressor и капитан воздушного судна Том Банн, который вот уже 30 лет эффективно помогает людям избавляться от аэрофобии.
Вот его ответы на самые популярные вопросы.
1. Мой самолет разобьется?
Нет. Потому что катастрофа – это всегда исключительное событие. А большинство нештатных ситуаций, которые могут возникнуть, не несут смертельной опасности, ведь все самое важное в самолете имеет резерв, и не один. Например, основную систему гидравлики дублирует запасная, а запасную – еще одна запасная. То же самое с навигационной системой: сломалась главная – будет работать запасная, сломалась запасная – и ей найдется замена. А чтобы все разом отказало – это из области фантастики.
2. А что, если пуля прошьет фюзеляж?
Во-первых, чего точно НЕ случится, так это развала самолета. Область повреждения от пули не грозит целостности фюзеляжа. Опасность возникнет, если пуля повредит гидравлику или электрическую систему. Но даже в этих случаях с самолетом должно быть все в порядке, потому что все приборы и оборудование заменяемые (см. пункт 1).
3. А если сломается шасси?
Опять же, есть несколько способов выпустить заклинившее шасси. Когда все в норме, пилоты получают подтверждение на табло, что шасси выпущено и зафиксировано в таком положении. Если этого не произошло, они открывают замки, которые удерживают его в убранном положении во время полета. После этого шасси выпускается под действием гравитации. Если и это не помогло, шасси можно выпустить вручную при помощи рычага.
4. А вдруг что-то лишнее/странное появится на крыле?
Весь мой опыт подсказывает, что такое возможно только в кино, вроде «Сумеречной зоны» (где пассажир самолета видит, как гремлин пытается сломать крыло). Хотя люди видят разное и многие думают, что это видят только они. Например, в определенных условиях вдоль крыла появляется «испарина», похожая на туман: появляется и исчезает. Но в этом нет ничего опасного.
5. Может ли самолет рухнуть из-за турбулентности?
Я скажу нет, хотя в самом начале эпохи реактивных двигателей произошла единичная катастрофа из-за турбулентности. Самолет British Airlines совершал экскурсионный облет горы Фудзи, и из-за мощной реактивной струи, ударившей в гору, попал в такую турбулентность, что развалился. Но это была уникальная ситуация: особая форма горы, определенное расстояние, малый опыт полетов с таким двигателем. В общем, больше подобных катастроф не было.
6. А что, если разобьется иллюминатор?
Иллюминаторы в салоне сделаны из органического стекла, и оно не разобьется. В кабине пилотов – настоящее стекло, но очень и очень прочное. Оно с подогревом. Если система подогрева даст сбой, то окно кабины может треснуть. Но, опять же, это бывает весьма редко.
7. Правда, что безопасно летать в грозу?
И да, и нет. В грозу опасно совершать посадку из-за такого явления как «микрошквал», или «микропорыв», когда происходит сильное кратковременное нисходящее движение воздуха. Это не страшно, когда вы на высоте 5 тысяч футов, но когда вы в считанных метрах от земли, это чревато. Поэтому самолеты не садятся на полосе, над которой бушует гроза.
8. Что произойдет, если в самолет ударит молния?
9. Над какими территориями лучше не летать?
Конечно, первое, что приходит в голову, это восток Украины, где был сбит пассажирский лайнер. Авиакомпания виновна в том, что направила туда самолет, несмотря на то, что в предыдущие дни бойцы в этой зоне применяли зенитные ракеты. Такие могут сбивать цели на большой высоте.
10. Что будет, если не выключить телефон во время взлета?
Ничего. Ваши телефоны ни на что не влияют и никогда не влияли. Это мера «на всякий пожарный», придуманная авиационными властями, которым не очень-то хочется проверять каждое электронное устройство: а может ли оно вызвать проблему? В общем, телефоны никогда не были угрозой, они не работают на тех частотах, что используются в авиации.
11. Опасно ли лететь над Бермудским треугольником?
Я сам не раз там летал. Это место – не более странное и опасное, чем все остальные места на планете. Конечно, кому-то хочется острых ощущений, вот они и рисуют в воображении сюжеты в духе Стивена Кинга. Самолеты пропадали то там, то сям. И Бермудский треугольник в этом смысле никакой не особенный.
12. А чего боятся сами пилоты?
Не знаю. не особенно-то они и боятся. Про полеты можно с уверенностью сказать одно: самолеты стали такими надежными, что тревожиться совершенно не о чем. Так что дело не в технике. Наверное, просто волнует ощущение ответственности за жизни сотен людей.
13. Что, если откажет один из двигателей?
Самолет может лететь и на одном двигателе. Но все-таки в этом случае нужно совершить посадку, потому что резерва больше не осталось (снова см. пункт 1). Как правило, самолет с одним отказавшим двигателем садится в ближайшем аэропорту.
14. А если откажут оба двигателя?
Тогда самолет будет планировать. Такое случалось лишь дважды. Много лет назад в Канаде у Boeing 767 во время полета перестали работать двигатели, причем по смехотворной причине: полет был рассчитан в метрической системе, а заправку осуществили по английской системе мер. И вот посреди облаков вдруг стало тихо-тихо: остановились двигатели. Пилоты нашли ближайший аэропорт, правда, выяснилось, что он уже давно не действует, а полосу используют автогонщики. Но они быстро смекнули, что с самолетом что-то не так, и мигом убрались с полосы.
15. Какая самая страшная ситуация случалась с вами в полете?
Ни единой на гражданских авиалиниях и очень много, когда я был летчиком ВВС. По правде говоря, летать гражданскими рейсами скучно, и главная задача пилотов – чтобы все так и оставалось.
Ну а мы добавим (раз уж на носу сезон отпусков): пусть ваш полет будет самым скучным впечатлением во всех предстоящих путешествиях. Запаситесь эмоциями для земных чудес – как например, эти умопомрачительные места, куда, возможно, вы однажды захотите прилететь.
11 побочных эффектов перелета на самолете, влияющих на человеческий организм
11 вещей во время путешествия на самолете, которые влияют на ваше тело
Хотя авиаперелеты в целом безопасны, на высоте 10 000 метров вы можете испытать не очень приятные побочные эффекты из-за особенностей организма.
Низкое содержание кислорода может вызвать сонливость или головную боль
Миллионы людей путешествуют на самолете каждый день. Если вы планируете стать одним из них в ближайшее время, вы, естественно, захотите, чтобы полет прошел для вас максимально комфортно. К сожалению, очень часто перелеты связаны с неприятными ощущениями. И речь идет не о страхе перед перелетами, а о нашем организме. Ведь помимо толп в аэропорту, стресса перед поездкой, путешествие на такой большой высоте оказывает реальное влияние на организм. И хотя атмосферное давление в кабине регулируется так, чтобы предотвратить высотную болезнь, вы все равно можете испытывать сонливость или головную боль.
«Более низкое давление кислорода в самолете эквивалентно высоте от 1800 до 2400 метров, как, например, в горах в Сочи, – говорит Петр Алдеев, доктор медицинских наук, представитель компании «МедАвиа» (компания предоставляет медицинские услуги в аэропортах Европы).
– Когда самолет набрал высоту, падает парциальное давление кислорода, создавая умеренную гипоксию [низкий уровень кислорода], которая может вызвать головную боль у некоторых восприимчивых людей».
Одно британское исследование показало, что уровень кислорода в крови падает у пассажиров самолета в среднем на 4 процента, что может негативно влиять на организм. Особенно если у вас есть проблемы с сердцем или легкими. Чтобы предотвратить головные боли, пейте много воды и избегайте алкоголя и кофеина.
Во время перелета кровь, собирающаяся у вас в ногах, может вызвать их отек или риск образования тромбов
Сидение в тесных креслах самолета долгие часы может повлиять на кровоток по всему телу, приведя к опуханию ног и лодыжек. Также хорошо известно, что долгое сидение в статичном положении в салоне самолета может увеличить риск образования тромбов (тромбоз глубоких вен). Это связано с тем, что, когда человек находится в одном положении, кровь в его ногах плохо циркулирует.
«В этом положении вены в наших ногах сжимаются, и кровоток через них замедляется», – поясняет Петр Алдеев. Вы часто слышите совет, что нужно периодически вставать в самолете, чтобы разогнать застоявшуюся кровь в ногах, но, как считает доктор Алдеев, на практике это сделать практически нереально. Во-первых, если все начнут ходить по салону самолета, то образуется пробка из пассажиров. Во-вторых, это может быть опасно в случае неожиданной турбулентности.
Однако, по словам доктора, для большинства пассажиров есть вариант запустить кровоток. Для этого необходимо выполнять простые движения голеностопного сустава – вращения, сгибания, разгибания, которые можно выполнять на своем собственном сиденье как можно чаще.
Обычно риск образования тромбов повышен для лиц, которые к этому расположены. Как правило, факторы риска имеют люди, страдающие ожирением, беременные женщины или женщины в послеродовом периоде. Также риск тромбоза присутствует у тех, кто принимает противозачаточные таблетки, лица старше 40 лет или те, кто имеет серьезные заболевания.
«Люди с факторами риска тромбоза могут его уменьшить, используя компрессионные чулки. Людям с большим риском тромбоза может быть показано даже использование антикоагулянтных препаратов», – говорит доктор Алдеев.
Поэтому если вы в ближайшее время собираетесь лететь на самолете, обратитесь к врачу, если у вас есть один или несколько факторов риска. В этом случае, после того как вы сдадите необходимые анализы, врач определит вашу степень риска и даст рекомендации.
Вы можете получить обезвоживание
Воздух, которым вы дышите в салоне самолета, на самом деле проходит снаружи. А на этой высоте воздух имеет очень мало влаги. «Этот воздух очень сухой, с влажностью менее 10 процентов, – предупреждает Константин Балодис, доктор медицинских наук, генеральный директор консультационной службы по авиационной медицине европейской авиакомпании.
– Обезвоживание может вызвать чувство усталости, особенно в сочетании с пониженным давлением воздуха в салоне. Некоторые состояния организма и некоторые лекарства могут усугубить неприятные ощущения во время перелета».
Согласно данным Everyday Health, лучший способ предотвратить обезвоживание – это пить много воды даже перед посадкой в самолет. Возьмите с собой в салон самолета бутылку с водой, чтобы вам не пришлось полагаться на стюардессу и постоянно просить ее принести вам стакан воды. Возьмите с собой несколько бутылок воды, только не наполняйте пустую бутылку в раковине туалета. Эта вода не пригодна для питья.
Аэрокосмическая медицинская ассоциация также рекомендует использовать глазные капли для снижения сухости глаз и рассмотреть солевые назальные спреи, чтобы увлажнить высохшие носовые проходы, а также для того, чтобы предотвратить кровотечение из носа.
Изменение давления в салоне самолета приводит к метеоризму
Для каждого из нас самое ужасное, что может быть, – это почувствовать признаки метеоризма во время перелета. К сожалению, даже если вы будете строго соблюдать диету перед отлетом, все равно есть риск получить повышенный метеоризм. По данным Аэрокосмической медицинской ассоциации США, во время перелета в кишечнике человека количество газа может увеличиться на 25 процентов. Причина – в простой физике при изменении давления в салоне самолета.
«Из физики мы знаем, что газ имеет тенденцию обратного расширения при изменении давления, – рассказывает доктор Алдеев.
– Поэтому, когда мы взлетаем, внешнее давление постепенно снижается и любой газ, попавший в полости нашего тела, будет, соответственно, расширяться». Это применимо и к газу в кишечнике, который может привести к вздутию живота. Итак, что нужно делать? Терпеть и держать газы нехорошо для вашего организма, поэтому, если вы чувствуете распирание живота, лучше выпустить его в туалете, если это возможно.
Изменение давления воздуха вызывает закладывание ушей
Наряду с увеличением газа в кишечнике ваши уши, скорее всего, также почувствуют последствия изменения давления воздуха. «По мере подъема самолета давление в салоне меняется (уменьшается), заставляя барабанную перепонку выпячиваться наружу, что дает нам это хорошо известное ощущение заложенности ушей, – говорит Петр Алдеев.
– Это продолжается до тех пор, пока захваченный воздух не выйдет через евстахиеву трубу в глотку и уши не вернутся в норму». Жевательная резинка полезна для этого процесса. Во время спуска происходит обратное: давление воздуха увеличивается, поэтому больше воздуха должно возвращаться в среднее ухо. «Это достигается глотанием или зеванием, – советует доктор. – Другой способ сделать это – осторожно вытолкнуть воздух из легких, прикрыв нос и рот так, чтобы воздух проходил через евстахиеву трубу в среднее ухо. Таким образом мы снова выравниваем давление».
Ваши вкусовые рецепторы могут притупиться
Вы обращали внимание, что очень часто еда в самолете кажется безвкусной или слишком мягкой? Но это не говорит о том, что авиакомпания экономит на качестве продуктов, которые используются для еды в самолете. Чаще всего ваше восприятие еды меняется во время перелета. Дело в том, что воздух с низкой влажностью, которым вы дышите в самолете, высушивает слизистые оболочки рта и носа, что может повлиять на ваше чувство вкуса.
Исследование, проведенное авиакомпанией Lufthansa, показало, что восприятие сладкой и соленой пищи во время перелета снижается на 30%. Кстати, авиакомпания British Airways недавно пыталась вернуть вкус еды, ароматизируя салоны самолета специальными веществами. Однако эксперимент был признан неудачным. Но знаете ли вы, что, оказывается, можно противодействовать этому неприятному эффекту? Например, вы можете помочь оживить свои вкусовые рецепторы обычной питьевой водой.
«Сухость во рту может снизить вкусовую чувствительность, но вкус восстанавливается с помощью увлажнения», – говорит доктор Константин Балодис.
Перелет на самолете может вызвать зубную боль
Несмотря на то что газовые изменения в нашем теле во время перелета встречаются реже, они тем не менее могут даже повлиять на зубы, так как газ попадает в пломбы и полости. Одним из недостатков зубной боли в самолете, в отличие, например, от заложенности ушей, является то, что мы мало можем что-то сделать, чтобы предотвратить это, сказал врач-стоматолог клиники «Стоматология 21 века» Сергей Конев.
«К сожалению, как думают многие, жевательная резинка или глотание не уменьшат давление внутри вашего зуба. Соответственно, боль не уйдет. А это делает авиаперелеты с зубной болью настоящей проблемой. Особенно для тех, кто имеет проблемы с зубами».
Да, вы можете принимать обезболивающие препараты от зубной боли. Но они не всегда работают и к тому же вредны. Лучше же всего – это обратиться к стоматологу, прежде чем отправляться в полет. Помните, что даже маленькая, терпимая зубная боль может во время перелета перерасти в нестерпимую.
Ваша кожа теряет влагу
Еще один эффект, который может проявляться во время перелета, – это сухая кожа. Обезвоживание может привести к сухости кожи и появлению трещин на губах, хотя большая часть экспозиции на самолете ограничена во времени, – отмечает Константин Балодис.
– Увлажняющие лосьоны перед полетом могут смягчить эти последствия».
Также, чтобы предотвратить обезвоживание организма, пейте много воды даже тогда, когда вы вышли из самолета.
У вас может появиться плохой запах изо рта
Когда ваш рот высыхает в самолете из-за сухости воздуха, у вас уменьшается количество слюны, что может вызвать рост бактерий во рту и привести к появлению зловонного дыхания. Если вы не ели и пьете мало воды во время перелета, изо рта может появиться неприятный запах.
Многие думают, что сладкие напитки и фастфуд в самолете может решить эту проблему. Но это миф. Сочетание сухости во рту и отсутствие чистки зубов при длительных перелетах может вызывать слишком сильный неприятный запах изо рта, который будет трудно вывести даже использованием жвачки, предупреждает стоматолог Сергей Конев. Вы можете исправить это, взяв с собой дорожную зубную щетку (некоторые авиакомпании даже предоставляют ее пассажирам). Также пейте много воды, чтобы рот был увлаженным.
Полеты на большие расстояния сбрасывают ваш циркадный ритм
Как правило, при перелете на большие расстояния мы сталкиваемся со сменой поясов. «Выделение гормонов, сонливость, настороженность и чувство голода, а также множество других функций зависят от наших внутренних биологических часов, – объясняет Петр Алдеев. – Путешествие в другой часовой пояс сбивает нас с толку, и нам, как правило, нужно время, чтобы перезагрузить внутренние часы.
Правило состоит в том, что нам требуется около одного дня на каждый час часового пояса, который мы пересекаем, поэтому это означает, что после шестичасового трансатлантического полета нам потребуется около шести дней, чтобы наши циклы были полностью синхронизированы с местным временем».
Так что вы можете сделать, если ваша поездка длится всего неделю или меньше?
«В командировке с быстрым поворотом часто лучше не пытаться по-настоящему приспособиться к новому часовому поясу, поскольку полная адаптация была бы невозможна с физиологической точки зрения, – говорит Петр. – С другой стороны, если мы хотим максимально увеличить наше пребывание в туристической поездке, лучше попытаться приспособиться как можно быстрее, что достигается путем воздействия на себя солнечного света и физической активности на открытом воздухе». Поскольку мы лучше приспособлены к более длинному, а не короткому дню, полет с востока на запад легче, чем полет с запада на восток.
Риск подцепить вирус в самолете на самом деле низкий
Хотя воздушно-капельным путем заболеть можно в любом закрытом транспорте, риск поймать вирус на самом деле очень низкий. И это несмотря на то, что вирусы, передающиеся воздушно-капельным путем, очень хорошо могут распространяться в условиях низкой влажности. Все дело в специальных салонных фильтрах, используемых в самолетах. Плюс в самолетах используется специальная циркуляция воздуха. Все это в сочетании с качественной фильтрацией снижает риск воздушных инфекций в самолете.
Так что если вы не сидите рядом с тем, кто кашляет или чихает, вы не должны слишком беспокоиться о том, что заболеете. Однако многочисленные исследования показали, что бактерии могут долго жить на поверхностях в салоне самолета. Поэтому часто мойте руки или обрабатывайте их специальными антибактериальными гелями/жидкостями. Также не прикасайтесь грязными руками к глазам, ушам, носу и рту.
Секреты пилотов: 8 жутких ситуаций в полете, о которых вы не подозреваете
Любой полет – это, по большому счету, вопрос доверия. Вы поручаете свою жизнь авиакомпании и конкретным людям, от мастерства и храбрости которых зависит, вернут ли вас на землю в целости, если вдруг случится нештатная ситуация. А такие, поверьте, бывают часто, причем даже без ведома пассажиров. Пилоты анонимно рассекретили на сайте Reddit самые страшные случаи в полете, которые обычно от вас скрывают.
1. Пилот теряет сознание
Само собой, никто вам не скажет посреди облаков, что человек за штурвалом оказался в отключке – зачем поднимать панику на борту? Но чтобы вы знали – так бывает.
Пилот коммерческих авиалиний с 12-летним стажем признался, что однажды во время перелета через Атлантику лайнер попал в жуткую турбулентность и произошло непредвиденное: «Второй пилот усаживался в кресло, в этот момент нас сильно тряхануло, и он локтем заехал мне прямо в лицо. Я вырубился где-то на полминуты. Спасибо, что он не растерялся и смог взять все под контроль. Для меня это был худший эпизод за всю карьеру: мало того, что была ужасная погода, так еще у меня раскалывалась голова».
2. Ваш самолет едва не сталкивается с другим
До пассажиров изредка доходят такие истории, но, по признанию пилотов, в действительности они случаются чаще, чем вы думаете, и остаются тайной.
Он добавил: «Обычно попадаются один-два догадливых пассажира, которые начинают выпытывать, что это было. С такими я честен, но никогда не скажу, насколько близки мы были к столкновению».
3. Кабину затягивает дымом
Когда такое случается, пассажиры даже не догадываются, что пилоты сидят в кислородных масках и готовятся к аварийной посадке.
Один из пилотов на рейсе Инсбрук-Лондон рассказал: «Однажды после взлета кабину затянуло густым дымом, так что капитан даже не видел приборной доски. Кроме того, из-за весовых ограничений у нас было на тонну меньше топлива, чем требовалось. Но мы выкрутились, сначала дотянув до Брюсселя, потом до лондонского аэропорта, который был ближе, а когда стало ясно, что топлива хватает, совершили посадку там, где изначально планировалось. Пассажиры так и не узнали обо всех этих ухищрениях».
4. В самолете что-то ломается
Если с самолетом что-то не так, пассажиров не станут посвящать в детали, а во многих случаях вообще не поставят в известность.
Пилот под ником IFlyAirplanes описал такой случай: «Как-то раз прямо перед заходом на посадку на крыле оторвалась часть элерона. Мы ничего не сказали пассажирам, но они же не слепые, чтобы не заметить болтающейся «железяки». Я-то знал, что бояться нечего, а люди в салоне могли подумать, что самолет разваливается на части».
5. В ваш самолет бьет молния
По идее, современным лайнерам молнии не страшны, каждый из коммерческих рейсов получает такие удары как минимум раз в год. Тем не менее, это зловещий опыт как для пассажиров, так и для экипажа.
Он добавил: «Я ожидал увидеть на носу самолета обширный след от удара молнии, но на мое удивление там оказалось семь или восемь отметин, хоть и менее крупных».
6. Ваш самолет «заносит» от сильного ветра
Посадка при боковом ветре – зрелище не для слабонервных, с земли это выглядит особенно драматично. Вот пример: A320 садится в аэропорту Бирмингема (январь 2015 года).
Пассажиры понятия не имеют, насколько это сложно, пилоты никогда не станут их предупреждать. Впрочем, они успокаивают: «Не бойтесь. Мы не будем пытаться посадить самолет, если это слишком опасно или за пределами тестовых возможностей конкретной модели».
Один летчик добавил: «Нас специально обучают такой посадке, и лично я при боковом ветре ни разу не заходил на второй круг, а пассажирам вовсе не надо знать, как страшно мне было временами».
7. Вашему самолету угрожает стая птиц
Еще одну ситуацию, когда у пилота трясутся поджилки, а пассажирам невдомек, описал пользователь iampug. «Однажды мне пришлось садиться на небольшом аэродроме, где по пути на юг остановились тысячи диких гусей. Эти 5-килограммовые птицы были повсюду, от них было не увернуться, так что оставалось лишь молиться, чтобы не случилось «лобового столкновения» – ведь они могли запросто пробить стекло и напрочь снести мне лицо».
Реальные последствия столкновения:
8. Пилот отвлекается и совершает ошибку
Наконец, никто не застрахован от элементарной невнимательности или забывчивости, хотя на гражданских рейсах такое все-таки случается реже, чем на частных. Например, пилот легкого самолета рассказал, как летел на авиашоу со своей девушкой.
Фото: Shutterstock
«Во время предпосадочного контроля я должен был проследить, чтобы топливо расходовалось из того бака, что полнее. Но я отвлекался на подругу и забыл вовремя переключить насос, так что он фактически качал бензиновые пары́. К счастью, когда я это заметил, было еще не поздно исправить ошибку. Мы приземлились штатно, но я усвоил урок на всю жизнь. С той девушкой мы женаты уже 29 лет, но я так никогда и не признался, насколько близко подвел нас тогда к гибели».