Что может служить местом ночлега дикого животного
Урок ОБЖ «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях»
Описание разработки
Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель урока:
Образовательная: получение знаний о правилах поведения при встрече с дикими животными, о заболевании бешенством, оказании первой помощи при укусах дикими животными, змеями; обеспечение учащихся необходимой информацией для решения ситуационных задач и творческих упражнений и формирование собственных стратегий и технологий.
Развивающая: формирование способности конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развитие способности применения полученных знаний для решения проблемы урока.
Воспитывающая: стимулирование интереса учащихся к вопросам урока, воспитание чувства сострадания, участия.
Познавательная: осознанно находить решение из сложной ситуации.
Коммуникативная: работать в группе над поставленной задачей и вместе находить решение данной проблемы.
Личностная Оценивать содержание усваиваемого материала.
Этапы урока:
Определение темы и целей, проблемного вопроса урока.
Изучение нового материала.
Рефлексия. Подведение итогов урока
Оборудование: учебный класс, мультимедийный проектор, стационарный компьютер, карточка с заданиями.
Ход учебного занятия
Организационный момент.
Настроить на положительное восприятие нового материала
II этап учебного занятия: определение темы, целей, проблемного вопроса урока
Обращение учителя к ученикам.
Слайд 2 В июне группа ребят отправилась в лес в турпоход. Основная цель похода состояла в составлении гербария на тему «Флора леса». Однажды во время движения ребята случайно наткнулись на лису: она пряталась под сваленным деревом, скалилась и готовилась к нападению. Руководитель группы Иван Сергеевич оттолкнул ребят и схватил толстую палку и громко закричав, начал стучать по дереву. Лисица скрылась в кустарниках шиповника и убежала. Через день, когда ребята проходили через густой залесок, с ними произошла еще одна очень неприятная история: во время пешего хода, один из ребят громко закричал и упал на колени. Когда все подбежали, он жаловался на сильную боль в ноге. Иван Сергеевич закатил штанину и все увидели две красные точки, похожие на укусы, вокруг которых кожа опухла и покраснела.
— Что произошла с мальчиком?
— Как вы думаете, кто укусил мальчика?
— А зачем руководитель группы при встрече с лисой стал громко кричать и стучать палкой?
— Естественно ли такое поведение дикого зверя? Почему зверь вел себя так?
Учитель: А сейчас, проанализировав сказанное, я прошу вас определить тему и поставить цели урока. Слайд 3
Технологическая карта урока. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. ОБЖ 6 класс.
Баламутов Евгений Михайлович,
учитель ОБЖ и физической культуры
МБОУ «Наголенская средняя общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
Технологическая карта урока ОБЖ, 6 класс
Тема: Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Тип урока: изучение и первичное закрепление
Цель: создать условия для:
— формирования у учащихся знаний о правилах поведения при встрече с дикими животными, о заболевании бешенство, оказании первой помощи при укусах дикими животными, змеями; обеспечение учащихся необходимой информацией для решения ситуационных задач и творческих упражнений и формирование собственных стратегий и технологий ;
— формирования умений формирование способности конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развитие способностей для применения полученных знаний при решении проблемы урока;
— воспитания мотивов, направленных на стимулирование интереса учащихся к вопросам урока, воспитание чувства сострадания, участия.
Оборудование: модель корабля, модели спасательных кругов, мультимедийный проектор, компьютер, электронный ресурс (мультимедийные уроки по ОБЖ, 6 класс с сайта http://urokicd.ru/obzh ).
Технологии: проблемного обучения, коллективные способы обучения, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества.
Планируемые результаты обучения:
— знать правила поведения при встрече с дикими животными ;
— уметь оказывать первую помощь при укусах дикими животными ;
— уметь решать ситуационные задачи и творческие упражнения.
— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
— оценивать собственный вклад в работу группы.
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— планировать свою деятельность под руководством учителя;
— работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
— оценивать работу одноклассников.
Содержание учебного материала
Здравствуйте! Я рад приветствовать всех вас в кабинете ОБЖ и предлагаю всем удобно сесть, закрыть глаза и вслушаться в музыку: вы чувствуете как уходит напряжение, ощущаете спокойствие. Не открывая глаз возьмите за руку своего товарища…Чувствуете поддержку и тепло? Эту поддержку вы будете ощущать в течение всего урока, и у вас все сегодня получится. Откройте глаза и начнем наш урок.
Учащиеся класса предварительно разделены на 3 группы.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, закрыв глаза и расслабившись.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию урока.
Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Ребята, послушайте рассказ, чтобы определить тему и поставить цели урока.
В июне группа ребят отправилась в лес в турпоход. Основная цель похода состояла в составлении гербария на тему «Флора леса». Однажды во время движения ребята случайно наткнулись на лису: она пряталась под сваленным деревом, скалилась и готовилась к нападению. Руководитель группы Иван Сергеевич оттолкнул ребят и схватил толстую палку и громко закричав, начал стучать по дереву. Лисица скрылась в кустарниках шиповника и убежала. Через день, когда ребята проходили через густой залесок, с ними произошла еще одна очень неприятная история: во время пешего хода, один из ребят громко закричал и упал на колени. Когда все подбежали, он жаловался на сильную боль в ноге. Иван Сергеевич закатил штанину, и все увидели две красные точки, похожие на укусы, вокруг которых кожа опухла и покраснела.
— Что произошло с мальчиком?
-Как вы думаете, кто укусил мальчика?
— А вы знаете, что необходимо предпринять в случае укуса змеи?
— А зачем руководитель группы при встрече с лисой стал громко кричать и стучать палкой?
— Естественно ли такое поведение дикого зверя? Почему зверь вел себя так?
Что мы на уроке будем изучать?
Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Тема урока есть, цели мы определили, а еще нам с вами необходимо поставить проблемный вопрос, ответ на который и будет результатом нашего эффективного занятия, итогом нашего урока.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
— (пытаются дать ответы)
— чтобы отпугнуть зверя.
— Нет, наверно, это был бешенный зверь.
— Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока (Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях)
— Выявить правила поведения с дикими животными, определить способы оказания ПМП помощи при травмах.
— Как обеспечить личную безопасность при встрече с дикими животными и змеями?
выделять существенные характеристики объектов, уметь строить высказывание, формулировать проблему.
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи
Личностные: формирование умений самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий.
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Учитель: Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Данные правила нам необходимо выработать на уроке.
В путь мы отправляемся на нашем корабле (Демонстрация модели корабля). Посмотрите на него внимательно – он не пригоден для путешествия. Почему?
— Паруса мы можем натянуть, а в плавание отправляться нельзя. На борту нашего корабля 16 пассажиров. А без чего не может обойтись ни одно судно? Конечно, без спасательного круга!
Вот такой круг мы и попытаемся сделать.
— Я вам даю вот такой спасательный круг, но он не подойдет. Он пустой и не может помочь ни одному человеку.
Наши спасательные круги должны содержать всю информацию, которая необходима неподготовленному человеку.
Ваш круг разбит на три сектора: каждый сектор состоит из заголовка и свободного поля. В свободном поле необходимо записать правила поведения и запрещающие действия, а также правила оказания ПМП для каждого вопроса.
— Я надеюсь, вы продуктивно поработали, заполнили часть круга.
— Прошу вас, озвучить результаты проделанной работы.
— Проверяем правильность выполнения задания.
Давайте вспомним, почему, скорее всего, была так агрессивна лисица (из рассказа учителя в начале урока), ведь на самом деле она должна была убежать?
А как вы думаете, серьезно ли это заболевание?
Следующий наш вопрос, наш сектор спасательного круга – это тема «Бешенство» (задание 2 (приложение 1)).
Для того чтобы заполнить данный пустой сектор, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.
Будьте внимательны и по ходу прослушивания заполняйте.
— Попросим вторую группу ответить нам, что они записали в сектор своего круга. Может быть, кто-то захочет добавить? Какой мы с вами можем сделать вывод?
— Проверяем правильность заполнения таблицы!
Сейчас я предлагаю вам игру: «Правда-ложь»
Если мое утверждение верно – вы встаете, если нет – остаетесь сидеть.
1. Бывалые охотники считают, что зверь чувствует, когда человек боится его.
2. При встрече с медведем или тигром можно повернуться к зверю спиной.
3. Большинство диких животных избегают встречи с человеком.
4. Встреча с копытными в брачный период не опасна.
5. Звери чуют человека до того, как он сможет их увидеть, и почти всегда стараются уйти с его дороги.
6. Большинство животных не опасны во время охоты, когда они ранены, когда защищают своих детёнышей.
7. Медведь сам нападает на человека.
8. Лоси, кабаны, олени, косули — более осторожны, чем хищники.
Вот мы и подошли к последнему сектору спасательного круга? Этот сектор называется «Укусы змей» (задание 3 (приложение 1)).
— Ребята, а какие виды змей вы знаете?
— Какие змеи обитают в России?
-Приступаем к выполнению задания. Найти ответы на все вопросы данного сектора вам поможет материал учебника на странице 120.
— Озвучит свой ответ на этот вопрос нам третья группа. Все согласны? Может кто-то желает добавить?
Проверьте правильность выполнения задания.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Что делать при встрече с диким животным в лесу
Правила поведения
Дикие животные, обитающие в наших лесах, никогда не нападают без причины. Это может произойти, если человек сам спровоцирует зверя своими неправильными действиями. Лучше всего вообще избегать таких встреч, а для этого стоить придерживаться правил поведения в лесу.
Избегать заросших участков
В лесу необходимо обходить стороной участки, заросшие высокой травой и густым кустарником. Такие места являются основным местом обитания диких зверей в дневное время.
Шуметь или молчать?
Если вы идете по лесу в одиночестве или вдвоем, нельзя шуметь. Звуки могут привлечь дикого зверя, а иногда и спровоцировать атаку.
Если же вы находитесь в лесу с группой, то нужно, наоборот, издавать как можно больше звуков. Следует переговариваться, перекликаться и даже петь. Громкий шум заставит зверя обойти группу людей стороной.
Не приближаться к животным
Если вы увидели животное вдалеке, то ни в коем случае не приближайтесь к нему. Нужно осторожно обойти его, соблюдая при этом максимально большую дистанцию. Никогда не поворачивайтесь к дикому зверю спиной, постоянно держите его в поле зрения.
Не трогать детенышей
Если вы обнаружили детенышей животных, то ни в коем случае нельзя трогать их или пытаться сфотографировать. Следует быстро и тихо покинуть это место, так как их мать, скорее всего, находится поблизости. Чтобы защитить потомство, она без раздумий нападет на любого.
При встрече с животным
К лесным животным, встреча с которыми может быть чревата неприятными последствиями, относятся медведь, волк, кабан и лось.
Медведь
Если перед вами появился медведь, то прежде всего не паникуйте. Бежать бесполезно – «топтыгин» только на первый взгляд кажется неповоротливым, но на самом деле это очень быстрое животное. Не пытайтесь спрятаться от него на дереве – он с легкостью может туда забраться. Не прикидывайтесь мертвым – медведи едят в том числе падаль, так что этот прием может даже спровоцировать нападение.
Сохраняйте спокойствие и медленно отступайте назад. Не поворачивайтесь к зверю спиной, громко призывайте на помощь. Возьмите в руки куртку или свитер и поднимите их над головой – в глазах медведя вы станете больше, это поможет его отпугнуть.
При встрече с волком не пытайтесь от него убежать – это бесполезно, потому что он очень быстро бегает. Нельзя кричать и смотреть ему в глаза – животное воспримет это как угрозу или вызов.
Нужно осторожно отходить назад, стоя лицом к зверю и постоянно держа его в поле зрения. Лучший выход – забраться на ближайшее дерево и дождаться, когда животное уйдет на достаточное расстояние.
Кабан
Кабан – очень осторожное животное. При встрече с человеком он чаще всего старается скрыться. Большую опасность представляют раненый зверь или самка с детенышами. Кабан тоже обладает высокой скоростью, поэтому убежать от него сложно.
Лучше всего залезть на ближайшее дерево и бросать в него ветки или содержимое карманов, чтобы отпугнуть. Кабан не будет караулить вас, а почти сразу уйдет. Также зверь боится криков, шума и свиста. Услышав их, он убежит.
Лось – это безобидное травоядное животное. Если не спровоцировать его на агрессию, то встреча с ним ничем не грозит человеку. Однако это тяжелый, быстрый и сильный зверь, который смертельно опасен в ярости.
Лоси старательно и умело избегают встреч с человеком в лесу. Однако бывают случаи, когда они атакуют. Чаще всего это происходит во время гона: с августа по октябрь самцы ищут самок для размножения, и в этот период лоси становятся довольно агрессивными.
Не стоит пытаться напугать животное громкими звуками, не стоит махать руками и топать ногами. Лучше всего просто отходить спиной вперед, постоянно держа животное в поле зрения – лось поймет, что вы не собираетесь причинять ему вред. Если вы оступитесь или даже упадете, он все равно не будет воспринимать вас как источник угрозы.
При нападении
При нападении волка выставьте вперед руку, которую желательно заранее обмотать свитером или курткой. Если волк в нее вцепится, то другой рукой нужно бить по носу и глазам – это самые чувствительные места на теле хищника.
Особые средства
Собираясь в лес, помните, что это – дом диких животных, и вести себя там следует осторожно. При встрече со зверем постарайтесь не терять самообладание: животные очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние человека. Главное – не проявляйте агрессию и любыми средствами избегайте конфликтов.
Разработка урока ОБЖ 6 класс по теме «Обеспечение личной безопасности при встрече с дикими животными»
Выбранный для просмотра документ конспект урока_6.docx
Технологическая карта урока ОБЖ 6 класс по теме: Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Тип урока: изучение и первичное закрепление
Цель: создать условия для:
— формирования у учащихся знаний о правилах поведения при встрече с дикими животными, о заболевании бешенство, оказании первой помощи при укусах дикими животными, змеями; обеспечение учащихся необходимой информацией для решения ситуационных задач и творческих упражнений и формирование собственных стратегий и технологий ;
— формирования умений формирование способности конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развитие способностей для применения полученных знаний при решении проблемы урока;
— воспитания мотивов, направленных на стимулирование интереса учащихся к вопросам урока, воспитание чувства сострадания, участия.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку
Технологии: проблемного обучения, коллективные способы обучения, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества.
Планируемые результаты обучения:
— знать правила поведения при встрече с дикими животными ;
— уметь оказывать первую помощь при укусах дикими животными ;
— уметь решать ситуационные задачи и творческие упражнения.
— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
— оценивать собственный вклад в работу группы.
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— планировать свою деятельность под руководством учителя;
— работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
— оценивать работу одноклассников.
Содержание учебного материала
Здравствуйте! Я рада приветствовать всех вас и предлагаю всем удобно сесть, закрыть глаза и вслушаться в музыку: вы чувствуете как уходит напряжение, ощущаете спокойствие. Не открывая глаз возьмите за руку своего товарища…Чувствуете поддержку и тепло? Эту поддержку вы будете ощущать в течение всего урока, и у вас все сегодня получится. Откройте глаза и начнем наш урок.
Учащиеся класса предварительно разделены на 3 группы.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, закрыв глаза и расслабившись.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию урока.
Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Ребята, послушайте рассказ, чтобы определить тему и поставить цели урока.
В июне группа ребят отправилась в лес в турпоход. Основная цель похода состояла в составлении гербария на тему «Флора леса». Однажды во время движения ребята случайно наткнулись на лису: она пряталась под сваленным деревом, скалилась и готовилась к нападению. Руководитель группы Иван Сергеевич оттолкнул ребят и схватил толстую палку и громко закричав, начал стучать по дереву. Лисица скрылась в кустарниках шиповника и убежала. Через день, когда ребята проходили через густой залесок, с ними произошла еще одна очень неприятная история: во время пешего хода, один из ребят громко закричал и упал на колени. Когда все подбежали, он жаловался на сильную боль в ноге. Иван Сергеевич закатил штанину, и все увидели две красные точки, похожие на укусы, вокруг которых кожа опухла и покраснела.
— Что произошло с мальчиком?
-Как вы думаете, кто укусил мальчика?
— А вы знаете, что необходимо предпринять в случае укуса змеи?
— А зачем руководитель группы при встрече с лисой стал громко кричать и стучать палкой?
— Естественно ли такое поведение дикого зверя? Почему зверь вел себя так?
Что мы на уроке будем изучать?
Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Тема урока есть, цели мы определили, а еще нам с вами необходимо поставить проблемный вопрос, ответ на который и будет результатом нашего эффективного занятия, итогом нашего урока.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
— (пытаются дать ответы)
— чтобы отпугнуть зверя.
— Нет, наверно, это был бешенный зверь.
— Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока (Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях)
— Выявить правила поведения с дикими животными, определить способы оказания ПМП помощи при травмах.
— Как обеспечить личную безопасность при встрече с дикими животными и змеями?
выделять существенные характеристики объектов, уметь строить высказывание, формулировать проблему.
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи
Личностные: формирование умений самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий.
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Учитель: Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Данные правила нам необходимо выработать на уроке.
В путь мы отправляемся на нашем корабле (Демонстрация модели корабля). Посмотрите на него внимательно – он не пригоден для путешествия. Почему?
— Паруса мы можем натянуть, а в плавание отправляться нельзя. На борту нашего корабля 3 пассажиров. А без чего не может обойтись ни одно судно? Конечно, без спасательного круга!
Вот такой круг мы и попытаемся сделать.
— Я вам даю вот такой спасательный круг, но он не подойдет. Он пустой и не может помочь ни одному человеку.
Наши спасательные круги должны содержать всю информацию, которая необходима неподготовленному человеку.
— Я надеюсь, вы продуктивно поработали, заполнили часть круга.
— Прошу вас, озвучить результаты проделанной работы.
— Проверяем правильность выполнения задания.
Давайте вспомним, почему, скорее всего, была так агрессивна лисица (из рассказа учителя в начале урока), ведь на самом деле она должна была убежать?
А как вы думаете, серьезно ли это заболевание?
Сейчас я предлагаю вам игру: «Правда-ложь»
Если мое утверждение верно – вы встаете, если нет – остаетесь сидеть.
1. Бывалые охотники считают, что зверь чувствует, когда человек боится его.
2. При встрече с медведем или тигром можно повернуться к зверю спиной.
3. Большинство диких животных избегают встречи с человеком.
4. Встреча с копытными в брачный период не опасна.
5. Звери чуют человека до того, как он сможет их увидеть, и почти всегда стараются уйти с его дороги.
6. Большинство животных не опасны во время охоты, когда они ранены, когда защищают своих детёнышей.
7. Медведь сам нападает на человека.
8. Лоси, кабаны, олени, косули — более осторожны, чем хищники.
— Ну что, готовы? Отправляемся в путь!
Мы входим с вами в лес. (Дети маршируют на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками)
Посмотрели вправо, влево (Наклоны вправо, влево)
Наклонились и присели (Наклон вниз, приседание)
Заниматься тихо сели. (Ученики садятся на место)
Вот мы и подошли к последнему сектору спасательного круга? Этот сектор называется «Укусы змей» (задание 3 (приложение 1)).
— Ребята, а какие виды змей вы знаете?
— Какие змеи обитают в России?
-Приступаем к выполнению задания. Найти ответы на все вопросы данного сектора вам поможет материал карточки
— Озвучит свой ответ на этот вопрос нам третья группа. Все согласны? Может кто-то желает добавить?
Проверьте правильность выполнения задания.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.