Что может служить основанием для включения организации в реестр нарушителей правоправной информации
Что может служить основанием для включения организации в реестр нарушителей правоправной информации
Дата публикации: 28.10.2020
Основанием для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень) совершение противоправных действий террористической или экстремистской направленности. Полный перечень оснований для включения в Перечень приведен в пункте 2.1 статьи 6 Федерального закона от 08.07.2001 № 115-ФЗ.
Включение в Перечень либо исключение из него организаций и физических лиц осуществляется Росфинмониторингом исключительно на основании информации государственных органов, поименованных в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. № 804 «Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».
Физические лица, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, признанные судом виновными, в совершении преступлений террористического или экстремистского характера, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также подозреваемые и обвиняемые в совершении указанных преступлений, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, физическое лицо, (далее – Перечень), вправе:
1) осуществлять операции, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;
2) осуществлять операции, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по своим обязательствам;
3) осуществлять операции, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем 10 000 рублей, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в Перечень. При этом соответствующая операция будет приостановлена на пять рабочих дней (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица).
Физические лица, включенные в Перечень на основании решений международных организаций, осуществляющих борьбу с терроризмом, или уполномоченных ими органов, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе обратиться в Росфинмониторинг с письменным мотивированным заявлением о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
МИД России во взаимодействии с Росфинмониторингом обеспечивает рассмотрение этого заявления международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами.
Постановление Правительства РФ от 19 августа 2015 г. N 857 «Об автоматизированной информационной системе «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 19 августа 2015 г. N 857
«Об автоматизированной информационной системе «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 15.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила создания, формирования и ведения автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных»;
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2015 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Правила
создания, формирования и ведения автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных»
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 августа 2015 г. N 857)
С изменениями и дополнениями от:
2. Создание, формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
4. Реестр включает в себя:
д) информацию об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
5. Информация об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных включает в себя:
а) дату и время получения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций акта об ограничении доступа;
в) дату и время направления провайдеру уведомления о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
г) дату и время внесения доменного имени в реестр;
д) дату и время внесения сетевого адреса в реестр;
ж) сведения о решении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об исключении доменного имени и сетевого адреса из реестра;
з) дату и время внесения в реестр сведений об исключении доменного имени из реестра;
и) дату и время внесения в реестр сведений об исключении сетевого адреса из реестра.
7. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в течение 3 рабочих дней со дня получения акта об ограничении доступа осуществляет:
а) внесение в реестр сведений, указанных в подпунктах «а», «в» пункта 4 и подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил;
б) определение провайдера;
в) направление провайдеру на русском и английском языках в электронном виде уведомления о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных с информацией в отношении акта об ограничении доступа, доменном имени, сетевом адресе, а также с требованием принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанные в акте об ограничении доступа;
8. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, является вступивший в законную силу акт об отмене акта об ограничении доступа или решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об исключении доменного имени и сетевого адреса из реестра.
Информация об изменениях:
9. По истечении 3 рабочих дней со дня направления уведомления провайдеру Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций проверяет устранение нарушений, указанных в акте об ограничении доступа.
В случае отсутствия доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства, или устранения нарушения, указанного в акте об ограничении доступа, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решение об исключении доменного имени и сетевого адреса из реестра, а также вносит в реестр сведения, указанные в подпунктах «ж» и «з» пункта 5 настоящих Правил.
При наличии доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вносит в реестр сведения, указанные в подпункте «б» пункта 4 и подпункте «д» пункта 5 настоящих Правил, и направляет операторам связи доменное имя, сетевой адрес и сведения, указанные в подпункте «в» пункта 4 настоящих Правил, для принятия мер по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства.
После получения информации, обрабатываемой с нарушением законодательства, оператор связи незамедлительно обязан ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона «О связи».
10. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в течение 3 рабочих дней со дня получения акта об отмене акта об ограничении доступа осуществляет:
а) внесение в реестр сведений, указанных в подпунктах «е», «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил;
б) уведомление провайдера и (или) операторов связи о внесении в реестр сведений об исключении доменного имени и сетевого адреса из реестра.
11. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в течение 3 рабочих дней со дня получения от владельца сайта, провайдера или оператора связи извещения об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных проверяет изложенные в нем сведения, а также осуществляет следующие действия:
1. Наличие технической возможности для приема обращений субъектов персональных данных о принятии мер по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
2. Наличие технических и организационных возможностей для ведения автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных», включая возможность взаимодействия с провайдерами хостинга и операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Установлен порядок формирования автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных».
Данная система создается в целях ограничения доступа к информации в сети Интернет, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных.
Реестр ведет Роскомнадзор либо привлекаемая ведомством организация. Приведены требования к ней.
В реестре отражаются следующие сведения. Доменные имена и (или) указатели страниц сайтов, содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства о персональных данных. Сетевые адреса, позволяющие идентифицировать эти сайты. Реквизиты вступившего в силу судебного акта об ограничении доступа к информации и изложенная в нем суть нарушения. Дата и время направления Роскомнадзором операторам связи вышеперечисленных сведений для принятия мер по ограничению доступа к информации. Информация об устранении нарушения законодательства в области персональных данных.
Урегулированы вопросы взаимодействия Роскомнадзора, владельцев сайтов, провайдеров и операторов связи в целях ведения реестра.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2015 г.
Постановление Правительства РФ от 19 августа 2015 г. N 857 «Об автоматизированной информационной системе «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных»
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2015 г.
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 20 августа 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 августа 2015 г. N 34 ст. 4911
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2019 г. N 1443
Изменения вступают в силу с 26 ноября 2019 г.
Что может служить основанием для включения организации в реестр нарушителей правоправной информации
Статья 15.5. Порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 242-ФЗ)
2. В реестр нарушителей включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
3) указание на вступивший в законную силу судебный акт;
4) информация об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
5) дата направления операторам связи данных об информационном ресурсе для ограничения доступа к этому ресурсу.
3. Создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Основанием для включения в реестр нарушителей информации, указанной в части 2 настоящей статьи, является вступивший в законную силу судебный акт.
6. Субъект персональных данных вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании вступившего в законную силу судебного акта. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
7. В течение трех рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу судебного акта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании указанного решения суда:
1) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее обработку информации в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
2) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте, доменном имени и сетевом адресе, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также об указателях страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанные в решении суда;
3) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в реестре нарушителей.
8. В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанного в уведомлении, или принять меры по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
9. В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного в пункте 1 части 7 настоящей статьи лица уведомления о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных владелец информационного ресурса обязан принять меры по устранению указанного в уведомлении нарушения. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 настоящей статьи.
10. В случае непринятия провайдером хостинга или иным указанным в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицом и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, доменное имя сайта в сети «Интернет», его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по автоматизированной информационной системе операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сетевому адресу, доменному имени, указателю страниц сайта в сети «Интернет».
10.1. После получения по автоматизированной информационной системе информации, указанной в части 10 настоящей статьи, оператор связи незамедлительно обязан ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи».
(часть 10.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 90-ФЗ)
11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра нарушителей исключает из такого реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющие идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных или на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене ранее принятого судебного акта.
12. Порядок взаимодействия оператора реестра нарушителей с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в таком реестре информации оператором связи устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных
Во исполнение № 152-ФЗ «О персональных данных»
Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных
Вопрос: Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций?
Вопрос: Кто может являться оператором персональных данных?
При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.
Вопрос: Что включает в себя понятие конфиденциальности?
Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопрос: В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?
Ответ: Согласно п. 2-11 ч. 1 ст. 6. Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
Вопрос: В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?
Ответ: В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:
1) обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными;
5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
9) обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора https://rkn.gov.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.
Вопрос: Вправе ли физическое лицо представлять персональные данные своих близких родственников?
Ответ: Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.
Вопрос: Если при обработке персональных данных организацией нарушаются мои права, куда я могу обратиться за защитой?
Ответ: Вы вправе обратиться в ближайшее территориальное управление Роскомнадзора. Адреса и контактные телефона указаны на официальном сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушения оператором требований Федерального закона «О персональных данных»?
Ответ: Ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» определяет ответственность за нарушение данного Федерального закона, которая выражается в виде уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.
Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона наступает за:
— неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);
— нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ);
— разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) (ст. 13.14 КоАП);
— непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7. КоАП РФ).
Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 137, 272 УК РФ.
Вопрос: Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону? Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?
Ответ: При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных является файл электронной цифровой подписи.
Кроме того, предложения оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта.
Таким образом, субъект персональных данных, акцептируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.
Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
Вопрос: Вправе ли оператор запрашивать сведения о судимости?
Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
Вопрос: Какие иностранные государства обеспечивают адекватную защиту персональных данных?
Ответ: До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор, осуществляющий обработку персональных данных (далее – Оператор) на территории Российской Федерации, обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.
Критериев, определяющих адекватность защиты прав субъектов персональных данных на территории иностранного государства, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Оператору, осуществляющему трансграничную передачу персональных данных, необходимо руководствоваться законодательством иностранного государства, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, законодательством Российской Федерации в области защиты прав субъектов персональных данных, а также международными нормативными актами, в том числе Конвенцией о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. ETS № 108 с учетом перечня стран, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию. Это Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бывшая Югославская Республика Македония, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская республика, Швейцария, Швеция, Эстония.
Вторая группа, которые могут претендовать на статус стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, это страны, имеющие общенациональные нормативные правовые акты в области защиты персональных данных и уполномоченный надзорный орган по защите прав субъектов персональных данных. Это Австралия, Аргентинская Республика, Государство Израиль, Канада, Королевство Марокко, Малайзия, Мексиканские Соединенные Штаты, Монголия, Новая Зеландия, Республика Ангола, Республика Бенин, Республика Кабо-Верде, Республика Корея, Республика Перу, Республика Сенегал, Тунисская Республика, Республика Чили.»
Вопрос: Распространяются ли требования Федерального закона «О персональных данных» на юридическое лицо иностранного государства?
Ответ: Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.
Вопрос: Является ли веб-сайт информационной системой обработки персональных данных?
В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.
Вопрос: Как документально оформить факт уничтожения персональных данных субъекта?
Ответ: Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора. Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале. Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором.
Вопрос: Существуют ли стандарты или рекомендации по исполнению Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» операторами?
Ответ: Да, такие документы, разработанные отдельными представителями операторского сообщества, существуют. Ознакомиться с ними можно в разделе «Стандарты, рекомендации и концепции» Портала «Персональные данные»: