Что может собственных платонов и быстрых разумом ньютонов российская земля рождать
Что может собственных платонов и быстрых разумом ньютонов российская земля рождать
1.1.1. Почему первый взвод оказался в трудном положении?
1.2.1. Почему в оде, посвящённой восшествию на престол императрицы, М. В. Ломоносов обращается к молодому поколению?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.
Берег правый, как стена.
Этой ночи след кровавый
В море вынесла волна.
Было так: из тьмы глубокой,
Огненный взметнув клинок,
Луч прожектора протоку
И столбом поставил воду
Густо было там народу —
Наших стриженых ребят.
И увиделось впервые,
Шли на дно, на дно, на дно..
Под огнём неразбериха —
Где свои, где кто, где связь?
Только вскоре стало тихо, —
И покамест неизвестно,
Кто там робкий, кто герой,
Кто там парень расчудесный,
А наверно, был такой.
Темень, холод. Ночь как год.
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод.
И о нём молчат ребята
В боевом родном кругу,
Словно чем-то виноваты,
Кто на левом берегу.
Не видать конца ночлегу.
За ночь грудою взялась
Пополам со льдом и снегом
И усталая с похода,
Что б там ни было, — жива,
Дремлет, скорчившись, пехота,
Сунув руки в рукава.
Дремлет, скорчившись, пехота,
И в лесу, в ночи глухой
Сапогами пахнет, потом,
Мёрзлой хвоей и махрой.
Чутко дышит берег этот
Вместе с теми, что на том
Под обрывом ждут рассвета,
Греют землю животом, —
Ждут рассвета, ждут подмоги,
Духом падать не хотят.
Ночь проходит, нет дороги
Ни вперёд и ни назад.
(А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»)
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.
Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года (фрагмент)
…О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…
(М. В. Ломоносов, 1747)
1.1.2. Как в данном фрагменте передано чувство тревоги и ответственности остальных солдат за судьбу первого взвода?
1.2.2. Какие художественные средства придают оде М. В. Ломоносова торжественное звучание?
1.2.2. Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта, облеченный в стихотворную форму. Своеобразие нового поэтического жанра, которым написано произведение, становится заметным уже с первой строфы. Автор обильно вводит в свою речь типично ораторские приемы — восторженные фразы, восклицания, старославянизмы, многочисленные обращения:
…О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Можно наблюдать обилие усечённых форм прилагательных: благословенны, ободренны, сладки. Используются различные виды тропов: эпитеты (быстрых разумом Невтонов), развёрнутые метафоры:
. может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Всё эти средства и придают оде торжественное звучание.
Что может собственных платонов и быстрых разумом ньютонов российская земля рождать
Отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Сегодня мы прикоснёмся к произведению, которое было создано почти три столетия тому назад, в середине XVIII века. Написано оно к шестой годовщине царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого. Автор его — Михаил Васильевич Ломоносов.
Это стихотворение написано в жанре оды. Вспомним, в каких жанрах мы читали стихотворные произведения. (В жанре поэмы, баллады, лирического стихотворения.)
В чём же своеобразие стихотворения-оды? В русской поэзии XVIII века оды были широко распространены. И в творчестве Ломоносова ода была ведущим жанром. Создавались оды по случаю какого-либо выдающегося события, обычно общегосударственного значения. Их главной целью было прославить это событие и воздать хвалу важному высокопоставленному государственному лицу. Предназначались оды, как правило, для публичного чтения во время празднеств и являлись частью церемониала торжеств.
Необходимо отметить также особенность языка этого стихотворного жанра. Как вы думаете, допустимо ли, чтобы хвалебное произведение, предназначенное для чтения в торжественной обстановке, не звучало бы торжественно? Допустимо ли, чтобы оно было написано обыденным, повседневным языком? Выполнит ли такое стихотворение своё предназначение: восхвалить, возвысить, прославить. Конечно, нет! Здесь уместен только высокий стиль, который вызывает у слушателей и читателей чувства возвышенные, высокие.
А что делает речь возвышенной, высокой? Прежде всего, употребление старославянских слов, то есть слов из лексики Русской Православной Церкви — таких, с которыми верующие обращаются к Богу.
Теперь пришло время дать определение жанра оды. Давайте сделаем это сами. Что необходимо отметить в этом определении?
Первое. Ода — это прозаическое или стихотворное произведение? (Стихотворное.)
Второе. При каких обстоятельствах создавались оды? (По случаю какого-либо исторического или торжественного события в стране.)
Третье. Для чего создавались оды? (Для восхваления, прославления какого-либо лица или события.)
Каким эпитетом можно охарактеризовать такие стихи? (Хвалебные.)
И последнее. Каким языком писались оды: обыденным или возвышенным? (Возвышенным языком.)
Каким эпитетом это можно охарактеризовать такие стихотворения? (Торжественные.)
Сформулируем определение оды.
Ода — это (что?) стихотворение (какое?) хвалебное и торжественное (для чего создавалась?) для восхваления и прославления (кого? или чего?) какого-либо лица или события.
Итак, ода — это стихотворение хвалебного и торжественного характера для восхваления и прославления какого-либо лица или события.
Вспомним: по какому случаю Ломоносов написал свою оду? (К празднованию шестой годовщины царствования Елизаветы Петровны.)
Кого прославляла ода? (Русскую императрицу Елизавету Петровну.)
Теперь у каждого из вас должен возникнуть вопрос: почему Ломоносов писал хвалебные стихи самодержице Елизавете? Не принижают ли они его как гениальную личность?
Ломоносов не был бы Ломоносовым, если бы в его одах заключалось только то, что характерно для этого жанра по определению: восхвалять и прославлять. Его оды по содержанию гораздо шире жанра оды вообще. Сочиняя оды, Ломоносов думал о будущем России. Конкретно и чётко вырисовывал он своё видение государственных задач, излагал своё понимание путей их решения. Прославляя императрицу и её «славные дела», он изображал её такой, какой хотел бы видеть государыню на российском престоле. При этом не упускал случая напомнить прославляемому монарху о Петре I и призвать к продолжению его реформ. Оды Ломоносова — это прославляющие стихотворные послания с напутствием.
Мы прочитаем лишь несколько строчек из оды, но обнаружим в них всё, что вы узнали об одах Ломоносова. Стихами этого отрывка поэт убеждает в необходимости развития наук для процветания России.
Прочтём первое предложение, первые пять строчек.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Благословенны — какая часть речи? (Причастие.) От какого глагола оно образовано? (Благословить.) А не скажете ли, из каких слов образован глагол благословить? (Из прилагательного «благое» и существительного «слово».) «Благое слово» — как вы это понимаете? (Хорошее, доброе слово.)
Благословить — значит сказать «благое слово». Родители жениха и невесты благословляли своих детей перед венчанием. Князя Дмитрия Донского благословил святой Сергий Радонежский на сражение с ханом Мамаем. Благословляли тех, кто приступал к новому делу, начинал новую жизнь. Глагол благословить, благословлять пришёл к нам из старославянского языка; он многозначен, и одно из его значений — «дать доброе напутствие для благополучного исполнения дела, к которому приступали». Благословения просили у Бога.
Ваши дни благословенны — вам будет сопутствовать удача, успех в достижении поставленной вами цели, вам будет Божья помощь.
А теперь прочитаем эту строчку целиком.
О, ваши дни благословенны!
Чувствуете, какую эмоциональную мощь приобрело высказывание, употреблённое с междометием?! Кому же Ломоносов адресует столь добрую весть? Давайте отыщем в предложении слово-обращение. (Словом-обращением в предложении является местоимение «вы».)
Но кто эти «вы»? Смотрим начало предложения:
О вы, которых ожидает Отечество …
О вы, которых ожидает Отечество! Дерзайте!
Не путайте глагол дерзать с глаголом дерзить. От глагола дерзить прилагательное дерзкий, а от глагола дерзать — прилагательное дерзновенный. Что значит дерзать, дерзновенный. Дерзать — «бесстрашно стремиться к высокопоставленной благородной цели»; дерзновенный — «вызывающе смелый, отважный». В нашей речи эти слова употребляются очень редко. Почему? Они высокого стиля: мы же предпочитаем слова нейтральные. Глагол дерзать и прилагательное дерзновенный пришли в наш язык из старославянского языка.
Теперь необходимо напомнить вам о всемирно известных учёных Платóне и Ньютóне. Платон — древнегреческий философ; в его «Диалогах», то есть беседах с философами, и вы можете прочитать немало интересных строчек. Ньютон — английский физик, астроном, математик; его имя вы ещё не раз услышите в школе на других уроках. Но в России в XVIII веке вместо «Ньютон» говорили Невтон.
Прочитаем от пятой строчки до конца строфы.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
О вы, которых ожидает Отечество! Ваши дни благословенны, вы ныне ободренны.
Как вы думаете, кем благословенны и ободренны они. Кто ныне на российском престоле. Они благословенны и ободренны — или же должны быть благословенны и ободренны! — императрицей Елизаветой Петровной.
Обратимся снова к первым четырём строчкам.
О вы, которых ожидает,
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих…
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Давайте продумаем вторую строфу. Где науки сладки? Прочтите нижнюю строчку.
В покое сладки и в труде.
Где науки пользуют?
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине…
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Образованному человеку в любых обстоятельствах размышления научного характера являются желанной и приятной утехой.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…
Можно ли найти человека, которому науки были бы бесполезны.
Вот вы все в юношеском возрасте; скажите мне, чем «питают» науки юношей. (Духовной и интеллектуальной «пищей».) Это та «пища», которая формирует человека, определяет его сознание, его человеческий облик. А теперь скажите, к какому возрасту, к какому поколению обращается Ломоносов с призывом дерзать. К молодому поколению, к тем, которые вступают в жизнь, находятся на распутье жизненных дорог.
Вот сколько замечательных мыслей и пожеланий мы обнаружили в небольшом отрывке из оды М. В. Ломоносова — произведении, назначение которого восхвалять, возвышать, прославлять.
Информация для учителя.
Главную цель урока мы видим в том, чтобы добиться такой прозрачности текста на лингвосемантическом уровне, при которой само собою проявляются и становятся осязаемыми для школьника мощь и великолепие прочитываемого фрагмента оды.
На доске до начала урока записываются опорные слова:
Платон дерзать
Ньютон рачити
раченье
Help me помогите по литре плз
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов9
И быстрых разумом Невтонов10
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.11
Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.
Вопросы по отрывку оды Ломоносова на день восшествия.
Старославянизмы, может быть «дерзнет», но не уверена.
Найти Фрагмент ОбращениЯ к образцам и формам античности как к идеалу:
Что может собственных Платонов9
И быстрых разумом Невтонов10
Российская земля рождать.
Найти Фрагмент Принцип рационализма. Культ разума : мне кажется вот это полностью:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Найти Фрагмент обращение к общественной проблематике. Утверждение идей посвещённого абсолютизма патриотизма гражданственности :
тоже полностью я бы сказала:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов9
И быстрых разумом Невтонов10
Российская земля рождать.
больше не знаю. Удачи 🙂
1. раченье (=старание) ; зиждитель (=основатель, творец)
2. благословенны, ободренны, беспреткновенну, благословенну
3.О, ваши дни благословенны! ; О ангел мирных наших лет!
4. «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих»; «Тебе, о милости источник»
5. «Что может собственных Платонов, И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»
Что может собственных платонов и быстрых разумом ньютонов российская земля рождать
3.1. Почему в оде, посвящённой восшествию на престол императрицы, М. В. Ломоносов обращается к молодому поколению?
3.2. Какие художественные средства придают оде М. В. Ломоносова торжественное звучание?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года (фрагмент)
…О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…
(М. В. Ломоносов, 1747)
Ниже приведена сцена из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Во фрагменте оды М. В. Ломоносова и в репликах госпожи Простаковой проявляется различное отношение к науке и образованию. В чём состоит это различие?
Ломоносов в своей оде пишет о пользе науки для любых возрастов. Молодые, считает поэт, должны прославлять Россию упорным трудом, а для этого надо учиться. Иначе думают герои Фонвизина. Митрофанушка, поощряемый матерью, образовываться не считает нужным, учится только «для виду». От таких, как Митрофан, не будет пользы государству. В этом и проявляется различное отношение к науке и образованию в двух произведениях.
3.1. Центральные темы оды Ломоносова — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению — призывает молодых посвятить себя служению науке:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. Молодые должны прославлять Россию упорным трудом.
3.2. Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта, облеченный в стихотворную форму. Своеобразие нового поэтического жанра, которым написано произведение, становится заметным уже с первой строфы. Автор обильно вводит в свою речь типично ораторские приемы — восторженные фразы, восклицания, старославянизмы, многочисленные обращения:
…О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Можно наблюдать обилие усечённых форм прилагательных: благословенны, ободренны, сладки. Используются различные виды тропов: эпитеты (быстрых разумом Невтонов), развёрнутые метафоры:
. может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Всё эти средства и придают оде торжественное звучание.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВячеслав Останин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать.» — Транскрипт:
1 Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать
3 Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом Петром I Екатериною II А. С. Пушкин
4 Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник А. С. Пушкин
6 По убеждению поэта, благо и слава Родины в развитии » божественных » наук : механики, химии, астрономии, географии. Науки пользуют везде Среди народов и в пустыне, В покое сладком и в труде.
8 Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка М. В. Ломоносов