Что может спросить гаишник на экзамене
Инспектор ГИБДД на экзамене по вождению
Ход экзамена в условиях городского движения определяет инспектор ГИБДД, принимающий у вас экзамен. Процесс экзамена не формализован, практически все передано на откуп экзаменатору.
Что определяет инспектор на экзамене вождения
При оценке ваших действии на дороге и выставлении штрафные баллов у инспектора ГИБДД тоже есть определенный маневр. А все люди, как известно, разные, инспектора также разные.
Если вы пообщаетесь с теми, кто погружен в процесс экзамена в МРЭО, пересдает экзамен, вам наверняка расскажут, что один инспектор “добрый”, а другой – “придирчивый”.
Наш совет прост – не думайте какой инспектор вам достался – вы не можете его поменять и можно сдать “придирчивому”, и не сдать самому лояльному. От инспектора, зависит очень многое, но далеко не все.
Как это не банально звучит, следует относиться к инспектору ГИБДД как к человеку и пытаться построить с ним отношения. Несмотря на то, что в некоторых случаях это невозможно. Построить отношения можно только одним способом, разговаривая с ним.
Команды инспектора ГИБДД на экзамене
Задавая маршрут и действия и маневры на нем, инспектор будет давать вам команды. Команды малорегламентированы вы должны подготовиться к разным вариантам и не нервничать.
Для этого обязательно нужно потренировать команды инспектора с инструктором и понимать, чем на практике отличается — «ищите место для разворота» и «развернитесь на ближайшем перекрестке».
Часто команды даются так что времени на принятие решения у вас не будет, если вы видите такой подход, то принципиально можно попросить давать команды заранее (в мягкой форме).
Что делать, если возникла спорная ситуация на экзамене с инспектором
Прежде всего, нужно сначала общаться с самим инспектором и ее обсуждать. Известны случаи, когда инспектора меняют свои решения. Для аргументированного общения нужно отлично знать правила дорожного движения (ПДД), правила и регламент экзамена в ГИБДД.
Решать вопрос нужно максимально спокойно и до выставления оценки “не сдал”, ее оспорить сложно. Нужно понимать, что как человек водит машину становится понятно инспектору ГИБДД по нескольким первым маневрам за рулем (по началу движения и первым поворотам).
Вы должны действовать уверенно в простых ситуациях, это основа быстрой сдачи экзамена и получения водительского удостоверения. А дальше как повезет. Успехов!
Как проходит экзамен в ГИБДД
Тестирование ГИБДД во многом повторяет то, что курсанты сдают на экзаменах в автошколе. Как проходит внутренний экзамен в автошколе, мы уже рассказывали. В этот раз поговорим о том, как проходит сдача экзамена в ГАИ в 2021 году.
Обычно на экзамен в ГИБДД курсанта записывает автошкола. Если этого не произошло или после окончания автошколы прошло уже много времени, записаться придется самостоятельно.
Содержание
Теоретический экзамен
Первым по счёту идёт теоретический тест на знание правил дорожного движения. Весь процесс обучения в автошколе сопровождается заучиванием правил по учебнику, и у хорошо подготовленного курсанта не возникнет сложностей со сдачей этой части экзамена.
Раньше вопросы выдавались на бумажных билетах — сейчас тестирование проходит за компьютером. Всего курсант отвечает на 20 вопросов за 20 минут с правом на две ошибки. Пытаться списывать или жульничать на теоретическом экзамене в ГАИ не стоит. Это обязательно заметят и отправят на пересдачу.
Экзаменационные вопросы каждый курсант знает заранее, поскольку из них состоят все учебники с билетами. По сути, подготовка представляет собой изучение экзаменационных вопросов и ответов к ним, а правила дорожного движения играют роль пояснения, почему нужно ответить так или иначе.
Автодром
Те, кто успешно сдал теорию, допускаются к сдаче вождения на автодроме. В экзаменационный день (обычно это суббота) тестирование курсантов идёт потоком. Иначе говоря, как только заканчивается теоретическая часть, начинается автодром. Эта часть экзамена, как правило, даётся курсантам проще всего. В нее входит демонстрация навыков по трём упражнениям из пяти разученных:
Самым простым упражнением считается «змейка», так как для слалома между конусами не нужно особых навыков, достаточно уметь вовремя вращать руль. Параллельная парковка и въезд в гараж даются сложнее, но самое сложное упражнение — трогание на ручнике в горку. Оно даётся труднее всего.
При трогании на подъеме важно грамотно сработать ручным тормозом и сцеплением одновременно, поэтому упражнение нередко становится причиной провала на автодроме. Те же, кто успешно сдаёт эту часть экзамена, отправляются на вождение в городе.
Конкретных оценок, сколько баллов и за какое упражнение выставляется, никто не озвучивает. Известно, что на автодроме можно допустить одну несерьёзную ошибку (например, задеть конус). Сбитый конус и уж тем более несколько приводит к пересдаче. Равно как и провал с троганием в гору.
Вождение в городе
Наиболее сложной частью экзамена считается вождение в городе. Оно проходит на определённых маршрутах, включающих в себя сложные перекрёстки и участки дороги, где запрещена остановка и стоянка.
На пассажирском сидении, справа от курсанта, находится его инструктор. На заднем сиденьи располагается инспектор, который ведёт записи о том, как курсант проходит экзамен, и фиксирует ошибки. Некоторые грубые ошибки автоматически засчитывают курсанту провал всего экзамена.
В первую очередь нужно пристегнуть ремень безопасности. Если ученик забыл это сделать, экзамен считается проваленным. Далее следует провести регулировку сидения и зеркал под себя. После автомобиль снимается с ручника и включается сигнал поворота, сигнализирующий о намерении отъехать от обочины на проезжую часть. Если что-то из этого не выполнено, экзамен считается проваленным.
Как проходит вождение в городе
В ходе теста инспектор ГИБДД, сопровождающий курсанта, может просит его выполнить определённые манёвры, например, разворот на перекрёстке или показать движение на определённой передаче. Грубыми ошибками считается, если автомобиль заглох — ученик бросил сцепление, или если манёвр был выполнен некорректно — не включен сигнал поворота или была создана аварийная ситуация.
Крайне внимательно нужно считывать дорожные знаки. На тихих улочках нередко встречается ограничение скорости в 20 километров в час. Превышение даже на пять километров в час в таком случае может стоить курсанту сданного экзамена.
В конце инспектор просит курсанта припарковать автомобиль, но не нужно сразу сворачивать на обочину. Останавливаться можно только там, где разрешена стоянка, и нужно быть уверенным, что по пути не было запрещающего знака или нет других препятствующих факторов (например, выезда из двора напротив места остановки). Но не стоит и затягивать с манёвром: если выбирать место слишком долго, экзамен будет считаться проваленным.
Как оценивается экзамен в городе
Всего у экзаменуемого есть 5 баллов. За каждую ошибку его лишают определённого количества баллов. Грубые ошибки оцениваются в 5, средние — в 3, а мелкие — в 1 балл.
Всё вышеперечисленное приводит к провалу экзамена. Средних и мелких ошибок меньше, если их составить вместе. Список едва нагонит полный перечень грубых нарушений. Математически вычисляется, что курсант имеет право на одну среднюю ошибку или на четыре мелких, при условии, что он не допустит более ни одного нарушения:
Чтобы успешно пройти экзамен в ГИБДД, нужно преодолеть все его этапы и выполнить команды инспектора, не допустив серьёзного или двух средних нарушений.
После финальной остановки в правильном месте инспектор ставит удовлетворительную оценку, с которой можно идти собирать документы, оплачивать пошлину и получать своё честно заработанное водительское удостоверение.
Как подобрать первый автомобиль
Еще на этапе обучения будущие водители начинают поиск первого автомобиля. Из-за малого опыта вождения высок риск мелких ДТП. Новую машину поцарапать жалко, поэтому лучше приобрести автомобиль с пробегом. Но большинство подержанных машин продается с проблемами.
О том, с какими проблемами вы можете столкнуться, купив б/у автомобиль той или иной марки, читайте в обзорах в нашем блоге. Чтобы избежать неожиданных «сюрпризов», перед покупкой проверьте историю автомобиля по госномеру ТС через сервис «Автокод».
Успехов в сдаче экзаменов и поисках первого автомобиля!
Провокационные вопросы ГИБДД и ответы на них
Спорить с сотрудником ГИБДД не стоит — он наверняка знает больше и ему виднее, что вы нарушили. Кроме того, ответ даёт инспектору представление о том, хорошо ли вы знаете закон или только имеете о нём общее представление. От правильности ответа зависит и сумма взятки. Для водителя при этом главным являются не знаки и правила, а санкции, предусмотренные за нарушения. Если гаишник услышит ответ: «лишение», то с радостью начнёт потирать руки, понимая, что может требовать любую сумму. Потому при встрече не следует стесняться и заглянуть в КоАП с помощью мобильного телефона.
«Отвечать на вопросы по поводу ПДД необходимо только на экзамене в автошколе, в дальнейшем водитель должен их только соблюдать. В законе «О полиции» и других документах, регламентирующих действия непосредственно сотрудников ГИБДД, нет ни слова о том, что полицейский вправе задавать подобные вопросы, а водитель должен на них отвечать», — поясняет юрист Елизавета Владимирова.
Вопрос в лоб призван застать человека врасплох. Спрашивая, выпивал ли водитель накануне, инспектор будет оценивать не только то, что отвечает водитель, но и как он при этом себя ведёт. От реакции на провокационный вопрос будет зависеть дальнейшая линия поведения инспектора. На такой вопрос всегда лучше сказать «нет». Отвечать положительно не стоит даже в шутку, ведь неизвестно, какая реакция полицейского может последовать. Сотрудник ГИБДД может посчитать, что если вы пили вчера, то у вас в организме ещё присутствует алкоголь. Вас могут направить на медосвидетельствование, и никакие заверения, что вы просто человек с юмором, тут уже не помогут.
«Сотрудники часто спрашивают о том, где работает водитель. Делается это не из праздного любопытства, а чтобы понять, с кем он имеет дело. Как именно инспектор распорядится полученной информацией, зависит уже от его добросовестности. В то же время нечистый на руку сотрудник полиции, узнав, что остановил представителя «безобидной» для него профессии, скорее всего, попытается раскачать водителя на взятку. Любимая категория таких, с позволения сказать, представителей закона — люди, чей труд непосредственно связан с управлением автомобилем. Ведь они готовы на многое, чтобы только сохранить права. Вывод: чем меньше знает полицейский, тем проще водителю», — считает юрист Елизавета Владимирова.
Интерес инспектора к нештатному ксенону, тонировке или самодельному фаркопу тоже возникает не на пустом месте. Задавая вопрос именно в такой формулировке, инспектор заведомо ставит вас в позицию нарушителя. Хорошо это работает с теми автолюбителями, которые плохо разбираются в ПДД. Водитель автомобиля всегда должен быть уверен в том, что его транспортное средство полностью пригодно к использованию. Любые изменения кузовной части автомобиля подлежат регистрации в установленном законом порядке. Соответственно, если в автомобиле есть какие-либо изменения, то это указывается в документах на данный транспорт.
«А вот правила перевозки детей в автомобиле, являющиеся предметом спора, привязаны к возрасту пассажиров. Согласно пункту 22.9 ПДД, малышей до семи лет необходимо возить в машине с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их весу и росту. Дети с семи до 11 лет включительно могут ездить сзади пристёгнутыми обычным ремнём безопасности. Загвоздка в том, что определить возраст маленького пассажира на глаз бывает непросто (некоторые дети выглядят младше сверстников). Доказать свою невиновность будет очень сложно. Паспорта с отметкой о детях или свидетельства о рождении ребёнка будет недостаточно, ведь в них нет фото. Я бы посоветовала положить в бардачок копию свидетельства о рождении ребёнка. Зачастую его демонстрации достаточно, чтобы сотрудник ДПС потерял интерес к вам и вашим пассажирам», — говорит юрист Елизавета Владимирова.
Не дал взятку и теперь не могу сдать на права
Летом 2018 года я учился вождению. Выбрал хорошую автошколу, чтобы действительно научили водить. О том, чтобы давать взятку за права, и мысли не было, хотя среди знакомых с правами почти 100% платили при сдаче. К школе претензий нет: водить научили хорошо, чувствую себя уверенно за рулем. С первого раза сдал теорию и площадку, а вот город не удалось сдать уже пять раз. Формально все справедливо, система балльная, но я уверен, что меня специально катают до первой серьезной ошибки, загоняют в аварийные ситуации и подлавливают.
Мне кажется, дело в том, что я отказался дать взятку. Один из инструкторов моей автошколы предлагал перевести ему деньги на карту, но подтвердить этот разговор мне нечем. Я отказался, считая, что могу честно сдать сам. Но, как бы я ни готовился, инспекторы всегда находят сложные случаи, где нет возможности не ошибиться. Думаю, что это связано с моим отказом платить.
Скоро истечет полгода с первой сдачи, и по закону мне придется снова сдавать теорию и площадку, а я очень этого не хочу. Что делать, не знаю. Факт вымогательства взятки я доказать не могу. Плюнуть на все и дальше ездить на метро? Потеряю деньги за автошколу, справки, пошлины и т. д. Заплатить и забыть как страшный сон? Тогда я сам стану преступником. Можно попробовать сдать в другом городе, но где гарантии, что там меньше коррупции?
Прошу вашего совета.
Вы правильно делаете, что отказываетесь давать взятку. С точки зрения закона тот, кто дает взятку, такой же преступник, как и тот, кто ее получает.
Вести видео- и аудиозапись в вашем случае не нужно: их не получится использовать для разоблачения.
Отказываться от сдачи на права и терять деньги из-за непорядочного инструктора я вам не советую. Объясню, как поступить правильно в вашей ситуации.
Сначала про взятку. Вот что говорит закон
Взятка — это когда должностное лицо получает деньги за незаконное предоставление услуг. Преподаватель автошколы предлагает заплатить за свои услуги, он должностное лицо и действует вне закона. Если вы серьезно раздумываете над тем, чтобы ему эту взятку дать, то рискуете тоже нарушить закон. За дачу взятки и попытку склонить должностное лицо к совершению законных или незаконных действий за вознаграждение тоже предусмотрено наказание.
Наказания по этим статьям схожие: от крупного штрафа до лишения свободы на 15 лет, если взятку получили в особо крупном размере. Особо крупный размер — это значит больше миллиона рублей.
Многие считают, что достаточно сделать видео- или аудиозапись разговора со взяточником и это поможет привлечь его к ответственности. Но это не так. По российскому законодательству доказать вымогательство взятки с помощью самостоятельно сделанной видеозаписи не получится.
К сожалению, это только в кино можно записать на телефон чье-то предложение о взятке или признание в совершении преступления и этим отправить человека в тюрьму.
Дело в том, что получение и дача взятки — уголовное преступление. Значит, все доказательства по нему нужно собирать в строгом соответствии с законом.
Основным доказательством в случае со взяткой будет факт передачи взяточнику денег. Сам по себе разговор о взятке не преступление, даже если он записан с соблюдением всех процессуальных норм. Нет передачи денег — нет уголовной ответственности.
А если самому записать на видео, как вы передаете деньги автоинструктору, вы задокументируете собственное преступление — дачу взятки — и в этом случае рискуете сами превратиться в обвиняемого.
Лучше заявить о вымогательстве взятки в полицию. При наличии информации о том, что человек совершает преступление, сотрудник полиции будет руководствоваться ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В этом случае он может даже прослушивать телефонные переговоры предполагаемого взяточника и записывать любой разговор, не ставя его в известность.
Только на основании таких записей можно возбудить уголовное дело в отношении взяточника и представить их суду в качестве доказательств. А запись, которую вы сделали самостоятельно, не привлекая полицию и не заявляя о записи второму участнику диалога, считается сделанной с нарушением прав гражданина. Суд может счесть ее недопустимым доказательством.
Если в ходе уголовного процесса обвиняемый заявит о том, что запись неподлинная, не установлено ее время, место и обстоятельства, суд может исключить такую фонограмму из числа возможных доказательств.
В отдельных случаях суд разрешает принимать аудиозаписи, сделанные одним из участников разговора без уведомления второго, но только в случае, если запись касалась обстоятельств, связанных с отношениями между сторонами диалога. Например, вы заняли деньги другу под честное слово, без расписки, но он отказался их возвращать. А вы записали телефонный разговор, где обсуждали возврат займа, и предоставили его в суд как доказательство того, что заем был на самом деле.
Но если запись будет касаться вопросов частной жизни — ее могут не принять в качестве доказательства.
Что делать со взяточником
Самостоятельно собирать доказательства не нужно. Вы потратите время и силы, а все, что соберете, может оказаться бесполезным.
Если вы действительно хотите привлечь автоинструктора к ответственности, спросите у него, делал ли он уже кому-то такое предложение. Инициатива о передаче денег не должна быть вашей, иначе вас же и обвинят в даче взятки.
Если инструктор готов обсудить условия, предложите сделать это позже в удобном месте. Но не пытайтесь получить доказательства сами, обратитесь в полицию. Вам расскажут, как поступить дальше.
В полиции объяснят, как разговаривать со взяточником: не предлагать деньги самому, но при этом узнать всю нужную информацию. Вам нужно будет задавать наводящие вопросы, а сотрудники полиции сами будут собирать доказательства.
Если дело дойдет до передачи взятки, вы будете отдавать не свои деньги, а специально меченые в полиции купюры. В этом случае вы будете свидетелем со стороны обвинения: придется давать показания, в том числе и в суде, участвовать в очных ставках.
Можно ли сдать экзамен в другой автошколе?
Конечно. Бояться мести со стороны других автошкол и автоинструкторов не стоит.
Но не торопитесь забирать документы и нести их в другую автошколу. Самая лучшая защита от взятки — это хорошая подготовка к экзамену.
Процесс сдачи внутреннего экзамена всегда фиксируется на видео. Если вы не согласны с действиями инструктора — обратитесь к руководству автошколы с просьбой о разборе ситуации. Руководство проведет проверку всех видеозаписей, по которым будет видно, умышленно вас ставили в проигрышные ситуации или виной тому слабая подготовка.
Постарайтесь как можно лучше подготовиться к экзамену. Возьмите несколько дополнительных уроков вождения по экзаменационному маршруту. Да, это стоит денег, но лучше заплатить за дополнительные занятия и сдать экзамен, чем потом еще раз проходить обучение в автошколе, если срок действия выданных ей документов закончится.
Изучите советы в соцсетях от других учеников, которые сдают маршрут вместе с вами. В Т—Ж уже писали, как в подготовке к экзамену по вождению могут помочь группы учеников во Вконтакте и других соцсетях.
В случае если вы считаете, что вас необоснованно ставят в проигрышную ситуацию, обратитесь с жалобой к руководству автошколы. Они изучат запись и сделают выводы.
Если решение автошколы вас не устроит — можно обжаловать его в Роспотребнадзоре или в суде.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
С 1 апреля 2021 года в России изменятся правила проведения экзамена на право управления транспортными средствами в ГИБДД
1. Объединение площадки и города
Теперь будет всего 2 этапа экзамена:
Проведение проверки имеющихся у кандидата в водители навыков в условиях реальной дорожной обстановки в конечном итоге повлечёт изменения в подходе автошкол при проведении практического обучения вождению транспортными средствами. Это исключит «натаскивание» на определенные виды упражнений на закрытой площадке и переориентирует подготовку кандидатов в водители к управлению транспортными средствами в реальных дорожных условиях вне зоны «заученных» учебных маршрутов.
Согласно регламенту, объединённый практический этап экзамена на права будет включать следующие упражнения:
2. Отмена стандартных маршрутов экзамена
Второе важное изменение касается маршрутов, по которым проходит практическая часть экзамена в городе. Сейчас у каждого экзаменационного подразделения ГИБДД есть свой утверждённый маршрут, включающий перекрёстки, пешеходные переходы, развороты и другие дорожные элементы, позволяющие оценить навыки курсанта по управлению автомобилем.
С 1 апреля 2021 года решено отказаться от использования стандартных экзаменационных маршрутов. Теперь будет утверждаться лишь перечень улиц и проспектов, на которых допускается проведение экзамена. Сам же маршрут каждый раз будет меняться – его будет определять экзаменатор прямо во время движения.
3. Новые упражнения для мотоциклов, квадрициклов и трициклов.
Регламентом вводятся новые упражнения для экзаменов на подкатегорию «В1» (квадрициклы и трициклы) – проверка у кандидата в водители навыков торможения транспортного средства и остановки при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение, а также прямолинейного движения задним ходом.
Изменились некоторые упражнения для получения прав и на мотоцикл. К примеру, предусмотрена новая схема упражнения «Габаритная восьмёрка».
4. Новые штрафные баллы на экзамене.
В новом регламенте ошибки при вождении разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам. При этом, грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок. Как и ранее, экзамен считается проваленным при получении 5 штрафных баллов.
Пересмотрена степень влияния ошибок на безопасность. К примеру, теперь ошибки «не пристегнул ремень безопасности» и «использовал во время движения телефон» будут считаться грубыми и станут основанием для прекращения проведения экзамена.
Оценка «Не сдал» будет выставляться при совершении следующих ошибок:
3 штрафных балла будут начисляться за следующие ошибки:
2 штрафных балла грозят за следующие ошибки:
1 штрафной балл будет начисляться за мелкие ошибки:
5. Аннулирование результатов экзамена
Результаты экзамена могут быть аннулированы в следующих случаях:
6. Аннулирование водительских прав
Новый регламент также содержит причины, по которым уже выданные права могут аннулировать. Так, водительские права могут быть аннулированы в следующих случаях:
7. Новые требования к документам.
При подаче заявления на сдачу экзамена заполнять и распечатывать его будет сотрудник ГИБДД – заявитель будет только предоставлять документы, проверять заполненное заявление и подписывать его.
Также вводится процедура получения выписки о выданном водительском удостоверении (к примеру, для устройства на работу).
УГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу