Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры

13 причин коммуникативных неудач

Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть картинку Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Картинка про Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры

Отсутствие взаимопонимания, взаимодействия или согласия между участниками общения называется коммуникативной неудачей. На снижение уровня или несовершенства коммуникативных навыков человека могут негативно влиять внутренние или внешние факторы окружающей среды. Далее более подробно рассмотрим основные причины коммуникативных неудач.

Причины коммуникативных неудач

1. Все усилия участников общения могут просто сводиться на нет в чужой коммуникативной среде. Человек чувствует себя дискомфортно в новой среде, не может правильно выразить свои мысли и впечатления, что приводит к коммуникативным неудачам.

2. Причины коммуникативных неудач — нарушение паритетности общения. Нарушение правил солидарности наблюдается в случае доминирования одного из собеседников.

3. Нарушение основного правила доброжелательного отношения к собеседнику также является одной из причин коммуникативных неудач. Человек автоматически закрывается от общества, если к нему относятся с неуважением.

4. Неуместные замечания. Особенно оскорбительными для собеседника считаются замечания относительно личных качеств или действий. Это все сводит результативность разговора на нет.

5. Неоправданные ожидания одного из собеседников также является причиной коммуникативной неудачи.

6. Отличие схем поведения участников диалога также может приводить к коммуникативным недоразумениям и дисгармонии.

7. Использование одних и тех же знаков для обозначения различных вещей деловыми партнерами также приводит к коммуникативным неудачам. Очень часто лексика одного партнера непонятна для другого, что приводит к недоразумениям.

8. Отрицательно сказывается на общении неумение правильно выражать свои мысли. Нужно научиться слушать, задавать вопросы, чтобы получить максимум полезной информации от партнера.

9. Причины коммуникативных неудач — нарушение техники речи. Странная либо неестественная манера общения может негативно сказаться на общении.

10. Неумение слушать является еще одной причиной коммуникативных неудач. Человек, который постоянно перебивает, вызывает возмущение и недовольство у собеседников.

11. Причины коммуникативных неудач — приоритетный канал восприятия информации. Не каждый человек знает, о канале восприятия информации своего собеседника, что приводит к отрицательному конечному результату. Нужно быть терпимым, чтобы эффективно и бесконфликтно провести диалог.

12. Индивидуальные особенности характера конкретного человека также является одной из причин коммуникативных неудач. Каждый человек имеет свой особый и неповторимый характер. Одни умеют слушать, а другие легко вступают в конфликты. Несовместимость характеров приводит к коммуникативным неудачам.

13. Невежливость. В деловой беседе недопустимо невежливое и хамское отношение к партнеру. Это приводит к раздражениям и негативному впечатлению.

Источник

Причины коммуникативных неудач

Подробное изучение причин коммуникативных неудач, построение их типологии, выработка рекомендаций по их устранению еще предстоит лингвистической науке. На данный момент не существует единой классификации речевых неудач и причин их порождающих (если таковая вообще возможна). Например, О.П. Ермакова и Е. А. Земская предлагают делить причины коммуникативных неудач на три самых общих типа: 1) порождаемые устройством языка, 2) порождаемые различиями в индивидуальных (психических и физических) свойствах говорящих, 3) порождаемые прагматическими факторами [Ермакова, Земская 1993].

Неудачами, вызванными индивидуальными различиями говорящих, можно считать примеры такого типа – ср.: (разговор двух близких подруг о том, есть ли на даче, которую снимает Б., машина. Б. все время внутренне извиняется и страдает, что машины нет, что А. поэтому не захочет приехать к ней в гости) А. А у хозяев есть машина? Б. Нет // Была / но продали // Есть у дачников одних / но они зимой не ездят // А. А! Б. Да и летом они не подвозят // Потом они летом и не живут здесь // А. Значит у вас на участке нет машины // Б. Нет // Надеяться не на кого // (огорченно) Надо на поезде / или на такси // А. Какое счастье / что на участке нет машины! Б. (удивленно) Чему ты радуешься? А. От них шум же? Они весь участок портят!.

Подобные коммуникативные неудачи часто становятся поводом для языковой игры, ср.: Молодой человек допоздна сидел в гостиной со своей девушкой. Внезапно открылась дверь, и появился ее отец: «Гм… а сколько сейчас времени?» Молодой человек что-то промямлил и выскочил вон. «Что это с ним? У меня часы остановились, а он так и не сказал, который час!» (пример взят из [Санников 1999: 453]).

К коммуникативным неудачам третьего типа можно отнести, например, неудачи, порождаемые игнорированием одним из собеседников прагматического компонента в семантике слова. Ср.: (Две подруги приехали с дачи. Оказалось, что в доме меняют трубы) А. Сегодня весь день придется быть дома // Б. Не жалуйся // Еще хорошо / что приехали в этот день // А. А я и не жалуюсь / только констатирую // Б. Если говоришь «придется» / значит жалуешься / выражаешь недовольство //. Или сама прагматическая ситуация общения иногда может провоцировать коммуникативную неудачу, ср. ситуацию, обыгрываемую в анекдоте: В психиатрическую клинику к ведущему специалисту привели прибывшую в Америку с официальным визитом румынскую королеву Марию. Представили почетную гостью профессору, ректор сказал: «Доктор, это королева Румынии». — «Да, — ответил профессор, — очень интересно. Значит, эта старушка мнит себя королевой, а?» (пример взят из [Санников 1999: 453]).

Несколько иная трактовка сути такого явления, как коммуникативная неудача, в [Культура русской речи и эффективность общения 1996] приводит и к иному делению факторов, коммуникативные неудачи вызывающих. Так, по мысли авторов, причинами коммуникативных неудач могут послужить нарушения коммуникативных норм, создание ошибочного «образа партнера» или «образа дискурса», отсутствие ориентации на адресата (или чрезмерная ориентация на самовыражение в ущерб ориентации на адресата), разного рода коммуникативные помехи.

Под коммуникативными помехами в данном случае понимаются явления разной природы, затрудняющие общение или делающие его вообще невозможным. К такого рода помехам относятся:

1) социальные: воздействие на коммуникацию социокультурных условий, социальных институтов, политики, идеологии, результатом которого может стать аберрация или вообще изъятие из коммуникативного процесса дискурсов определенных типов (например, в тоталитарном общества снятие газетных материалов, закрытие радио- и телепередач);

2) ментальные: различия в мировоззрении, идеологии, глубинных интересах нередко приводят участников общения к коммуникативному краху, лишая их возможности договориться;

3) ситуационные: включаемые в этот разряд явления имеют широкий диапазон — от чисто физических (сильный шум) до собственно коммуникативных (присутствие нежелательного лица при доверительном общении);

4) помехи канала: сюда относятся разнообразные технические и «технологические» дефекты, затрудняющие передачу и восприятие информации, — от нечеткой артикуляции до полиграфического брака и неисправности телевизионной аппаратуры;

5)поведенческие: обычно являются следствием незнания или неисполнения этикетных правил и возникают тогда, когда тип поведения одного из участников общения неприемлем для другого;

6) пресуппозиционные: связаны с различием в объемах предварительной, «дотекстовой» информации, которой располагают коммуниканты;

7) текстовые: самая многочисленная группа, включающая все вербализованные помехи (например, чрезмерно усложненные или неоднозначно построенные синтаксические конструкции, стилистическая или синтаксическая неупорядоченность высказываний, чрезмерная перифрастичность и т.п.).

Источник

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К КОММУНИКАТИВНОЙ НЕУДАЧЕ

Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть картинку Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Картинка про Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть картинку Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Картинка про Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть картинку Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Картинка про Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть картинку Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Картинка про Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры

Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть картинку Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Картинка про Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры

Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть картинку Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Картинка про Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры

Кафедра специального (дефектологического) образования

ДОКЛАД

«Виды и причины языковых ошибок»

Современный русский язык

Студентки гр. ЗС(Д)О-19

Худайбердыевой Алие Бахтияровны

Проверил:

кафедры русской филологии

Бахича Эльнара Арифовна

Симферополь, 2020 г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1. Причины и виды речевых ошибок…………………………….4
ГЛАВА 2. Факторы, приводящие к коммуникативной неудаче………………………………….…………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. ….12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….13
Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть картинку Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Картинка про Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык – один из богатейших языков мира. Он имеет огромный лексический запас. Не менее важно и то, что язык является также орудием мышления. Человеческое мышление опирается на языковые средства, а результаты мыслительной деятельности оформляются в виде определенных речевых единиц – законченных по значению высказываний и целостных текстов.

Язык – форма существования национальной культуры, проявление самого духа нации. В дошедших до наших дней пословицах и поговорках, песнях и сказках, в архаичных словах язык хранит упоминания о чертах былой жизни народа. На русском языке написаны величайшие произведения литературы.

Умение грамотно и эффективно строить свою речь – необходимая предпосылка подготовки специалистов высшей квалификации любого профиля. Овладение культурой речи позволяет избежать помех в общении, когда внимание обращается на неграмотную, косноязычную форму высказывания, а не на его содержание. Знание правил стилистики помогает общаться не только грамотно, но и целесообразно. Знакомство с основами риторики способствует выработке умения быстро воспринимать речь во всех видах слова, умения создавать монолог, вести диалог и управлять им.

Слово – важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную функцию.

И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Цель работы – изучить виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм.

Ниже будут рассмотрены причины речевых ошибок.

1. Непонимание значения слова:

а) Употребление слова в несвойственном ему значении.

Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. В данном случае ошибка заключается в неверном выборе слова «распаляться» – 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким- либо сильным чувством. Разгораться – начинать сильно или хорошо, ровно гореть.

б) Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.

Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. В современном русском языке предлог «благодаря» сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола «благодарить». В этом предложении предлог «благодаря» следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

в) Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).

Пример: Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний. Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик – тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм – болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.

Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Смотреть картинку Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Картинка про Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры. Фото Что может стать причиной коммуникативной неудачи приведите примеры

г) Неправильно употребление паронимов.

Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение. Праздный и праздничный – очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: 1) праздничный – прилагательное к существительному праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); 2) праздный – не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.

2. Лексическая сочетаемость.

При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т.д.

Пример: Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена. Слово «дружба» сочетается с прилагательным «крепкая» – крепкая дружба.

3. Употребление синонимов.

Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.

4. Употребление омонимов.

Благодаря контексту, омонимы, как правило, понимаются верно. Но, все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.

Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж – это повозка или команда? Само слово «экипаж» употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.

5. Употребление многозначных слов.

Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации.

Пример: Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.

6. Лексическая неполнота высказывания

Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.

Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова.

Неудачно образованные неологизмы тоже являются речевыми ошибками.

Пример: А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей. И только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» – это ремонт ям.

8. Устаревшие слова.

Архаизмы – слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, – должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны.

Пример: Ныне в университете был день открытых дверей. Здесь устаревшее слово ныне (сегодня, теперь, в настоящее время) совершенно неуместно.

9. Слова иноязычного происхождения.

Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда их точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово.

Пример: Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. Лимитировать – установить лимит чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово «лимитировать» в данном предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась. Диалектизмы оправданы в художественной или публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка.

Пример: Пришла ко мне шаберка и просидела целый вечер. Шаберка – соседка. Употребление диалектизма в данном предложении не оправдано ни стилистикой текста, ни целью высказывания.

10. Разговорные и просторечные слова.

Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной) лексики, употребляется в речи всего народа.

Пример: У меня совсем худая куртка. Худой (разг.) – дырявый, испорченный (худой сапог). Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом.

Таким образом, при выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К КОММУНИКАТИВНОЙ НЕУДАЧЕ

Языковая данность «речевое общение» во многом формирует­ся неязыковыми факторами и конструирует внеязыковые сущности: отношения, действие, состояние, эмоции, знания, убеждения и т. д. Поэтому и успешность речевого общения, и неудачи далеко не всегда зависят от выбора говорящими языковых форм.

Коммуникативные неудачи — это недостижение инициато­ром общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопони­мании и согласия между участниками общения.

Линейное развертывание диалога (или полилога) обусловлено разнопорядковыми, но в то же время взаимосвязанными фактора­ми, лингвистическими и экстралингвистическими процессами. Поэ­тому поиск причин коммуникативных неудач должен вестись в раз­ных сферах: в социально-культурных стереотипах коммуникантов, в их фоновых знаниях, в различиях коммуникативной компетен­ции, в психологии пола, возраста, личности. Кроме того, естествен­но, негативное влияние на исход речевого общения могут оказы­вать дистантностъ участников, присутствие посторонних лиц, об­щение через записки, письма, по телефону. Большую роль играют все особенности развития речевой ситуации, вплоть до со­стояния коммуникантов и их настроения.

Кажущаяся неосязаемость слагаемых речевого общения тем не менее позволяет выделить следующие неблагопри­ятные факторы, приводящие к коммуникативной неудаче.

1. Чуждая коммуникативная среда сводит усилия участников общения на нет, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноме­нальный внутренний мир друг друга. В диалоговом общении при посторонних лицах собеседники чувствуют дискомфорт, мешающий им осознать себя в данной ситуации и определить тональность своего речевого поведения. Малая степень знакомства может усугубить дискомфорт и затруднит поиски «общего языка». Положение может ос­ложняться отвлекающими моментами, вмешательством третьих лиц, вынужденными паузами, отвлечением от разговора по разным об­стоятельствам. При полилоге в чуждой коммуникативной среде не­возможно добиться согласия в беседе на любые темы из-за социаль­ных, психологических различий, разнице в образовании, понимании нравственных норм, из-за разных интересов, мнений, оценок, зна­ний собеседников.

Неполный речевой контакт может проявляться в низком темпе обмена репликами, высказываниях невпопад, неуместных шутках и эмоциональных реакциях, неправильной интерпретации реплик.

2. Серьезным основанием для отчуждения участников разго­вора может быть нарушение паритетности обще­ния. В данном случае также имеет место нарушение правила со­лидарности, кооперации собеседников. Это проявляется в доминировании одного из участников разговора: начиная с инициальной реплики один и тот же человек выбирает тему разговора, задает вопросы, перебивает собеседника, не дожидаясь сигналов воспри­ятия и правильной интерпретации сказанного, превращая таким образом диалог в монолог. При этом определяющую роль играют такие факторы, как психологические черты участников общения, социальный статус, эмоциональные отношения, культурные навы­ки.

3. Причиной нарушения контакта с собеседником и прекраще­ния разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, ко­торое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего (нарушение правила кооперации, солидарности). Ср. широкое понимание неуместности у Цицерона: «Кто не считается с обстоятельствами, кто не в меру болтлив, кто хвастлив, кто не считается ни с достоинством, ни с интересами собесед­ников и вообще кто несуразен и назойлив, про того говорят, что он «неуместен» [Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994, С. 229].

4. Непонимание и недостижение собеседниками согласия мо­жет быть вызвано целым рядом обстоятельств, когда коммуника­тивные ожидания слушателя не оправдываются. И если устране­ние причин неудачного общения, лежащих в сфере социокультур­ных стереотипов, фона знаний, психологических пристрастий (при­ятие / неприятие действий или черт характера собеседника), в прин­ципе невозможно, то непонимание, вызванное низким уровнем языковой компетенции, преодолимо.

Другой тип ошибочного понимания или непонимания связан с неясностью для слушателя слов с абстрактным значением или слов-терминов, соответствующих специальным областям зна­ний.

5. Дискомфорт общения, неправильная интерпретация и отчуж­дение возникают в случае неправильной линейной организации вы­сказывания. Синтаксические ошибки в согласовании, нанизывание падежей, усеченные предложения, недоговоренность, перескакива­ние с одной темы на другую, пусть и близкую, — все это вызывает напряженность внимания и неосуществление коммуникативных ожи­даний слушающего. Ситуация усугубляется быстрым темпом речи, паузами обдумывания (запинками). Если при этом говорящий ин­формирует слушателя по теме, известной ему, то слушателю при­ходится проделывать большую «работу» по домысливанию общей картины, а если тема сообщения неизвестна адресату, то говоря­щий рискует оказаться непонятым.

В обыденной речи неполнота высказываний и их контамина­ция (наложение) «расшифровывается» с помощью интонационного рисунка реплики и сопутствующих обстоятельств. Однако не сле­дует забывать, что языковое осмысление одних и тех же событий и фактов у разных людей различно, индивидуальна и манера речевого «сжатия», эллиптирования, поэтому попытки слушателя извлечь смысл из услышанной фразы могут быть на­прасными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в работе говорится о том, что, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску и сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к языковой ошибке.

В работе были рассмотрены следующие причины языковых ошибок: непонимание значения слова; лексическая сочетаемость; употребление синонимов; употребление омонимов; употребление многозначных слов; лексическая неполнота высказывания; новые слова; устаревшие слова; слова иноязычного происхождения; разговорные и просторечные слова.

Также в работе рассмотрены следующие причины возникновения коммуникативных неудач:

a) отсутствие четких сигналов установления и поддержания речевого контакта со стороны говорящего и сигналов поддержания речевого контакта со стороны слушающего;

б) нарушение паритетности обще­ния (правила со­лидарности, кооперации собеседников);

в) неуместное замечание в адрес слушателя;

г) ошибочное понимания или непонимание;

д) дискомфорт общения, неправильная интерпретация и отчуж­дение.

Источник

Объяснение 3. Реальная причина коммуникативных неудач

Объяснение 3. Реальная причина коммуникативных неудач

Фокусирование внимания на участниках разговора или на том, о чем они говорят, не только мешает найти правильное решение. Такой подход отвлекает нас от истинной причины коммуникативных проблем: от того, как люди разговаривают друг с другом. Чтобы понять, почему какой-либо разговор проходит успешно или не складывается, достаточно прислушаться к используемым в нем сочетаниям слов и интонациям – формам коммуникативного поведения.

Все коммуникативные неудачи можно объяснить на основе анализа одного общего фактора:

поведение – конкретные сочетания слов и интонаций.

Какое бы сообщение вы ни пытались передать, используемые вами формы коммуникативного поведения окажут сильное влияние на то, как оно будет воспринято. Эти формы поведения можно рассматривать как средство доставки наших идей в окружающий мир. Нередко мы настолько сконцентрированы на содержании своего сообщения, что совершенно не осознаем, в какой упаковке его «посылаем». Мы не замечаем, что наши блестящие идеи «упакованы» в разговорный эквивалент химической бомбы со зловонным газом или плакат, гласящий «Дай мне пинка». Это значительно снижает вероятность того, что наше сообщение будет понято именно так, как мы ожидаем. (В приведенной далее врезке представлен пример в контексте делового общения.)

Непонимание данного эффекта может привести к неприятностям и в том случае, когда мы сами выступаем в роли стороны, принимающей сообщение. Его «упаковка» может настолько отвлекать наше внимание, что мы не замечаем той ценной информации, которая под ней скрывается. Например, крайне сложно воспринять ответную реакцию, представленную в виде резкого обвинения или язвительного замечания, даже если она потенциально может быть очень полезной.

Давайте вернемся к беседе в больнице. Если мы посмотрим на поведение каждого из ее участников, то сможем понять, почему не складывается их разговор. Читая эту книгу, вы научитесь распознавать шесть форм поведения, которые чаще всего служат причиной коммуникативных неудач. Все эти формы можно найти в рассматриваемом нами коротком диалоге:

1. «Да, но…». Формальное согласие, за которым следует возражение.

Доктор М.: «Я понимаю, что вы сейчас чувствуете, но у нас есть новый препарат, который может повысить качество его жизни».

2. Чтение мыслей. Предположения о мыслях или чувствах другого человека, выраженные в форме констатации факта.

Доктор М.: «Уверен, что вы хотите использовать все возможности».

3. Негативное предсказание. Негативные предположения относительного будущего, выраженные в форме констатации факта.

Сара: «Он уже никогда не вернется в то состояние, которое позволяет вести нормальную жизнь».

4. Наводящие вопросы. Вопросы, которые делают очевидным предполагаемый правильный ответ.

Доктор М.: «Не лучше ли подождать, чтобы убедиться в правильности вашего решения?»

5. Жалобы. Высказывания, выражающие разочарование или раздражение, подразумевающие несправедливость со стороны людей или обстоятельств.

Сара (со слезами): «Мы и так уже ждали очень долго, но ничего не помогло!»

6. Атаки. Высвобождение сильных негативных чувств, проявляющихся во враждебной или осуждающей форме.

Сара: «Послушайте, я больше не в состоянии говорить с вами об этом!»

Измените поведение – изменится результат

Предположим, вы хотели бы нанять нового сотрудника для организационной поддержки работы офиса, но не уверены, что ваш руководитель одобрит эту идею. Существует множество форм коммуникативного поведения, которые вы можете использовать для выражения своих мыслей:

• «Мы и так все работаем как каторжные, а нагрузка изо дня в день становится все больше». (Жалоба)

• «Я знаю, что вы скажете, что мы не можем позволить себе нанять еще сотрудников». (Негативное предсказание)

• «Я понимаю, что сейчас у нас туго с финансами, но прием на работу человека для дополнительной организационной поддержки освободит нас, позволив взяться за большее количество проектов и заработать больше денег». («Да, но…»)

• «Вы не думаете, что нам нужна дополнительная организационная поддержка работы в офисе?» (Наводящий вопрос)

• «За последние три месяца количество часов, когда моя команда работала сверхурочно, увеличилось вдвое». (Констатация факта)

• «Я предлагаю взглянуть на бюджет и оценить, не можем ли мы позволить себе нанять сотрудника для организационной поддержки нашей работы». (Предложение)

• «Если бы у нас в бюджете нашлось достаточно денег, чтобы включить в штат дополнительного сотрудника для помощи в организационных вопросах, вы бы поддержали такое решение?» (Закрытый вопрос)

Очень важно, какое из этих высказываний или вопросов вы используете. Некоторые из них могут помочь вам получить одобрение для найма дополнительного сотрудника. Другие, скорее всего, положат начало спору между вами и вашим руководителем.

Если мы взглянем на беседу Сары и доктора М. с этой точки зрения, то сможем с легкостью понять возникшие у них коммуникативные проблемы. Используемые ими формы поведения способны осложнить любой разговор. Более того, такой подход позволяет увидеть ясный путь, следуя которому можно улучшить их общение. В этом случае нет никакой необходимости избегать темы разговора или менять личностные особенности кого-то из собеседников. Все, что необходимо, – это изменение поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Халява потенциальная и реальная

Халява потенциальная и реальная В ходе написания книги мы выяснили, что один из нас воспринимает халяву как нечто потенциальное, т. е. наличествующее в мире вообще, а другой – только то, что достаётся непосредственно ему или другим людям с наименьшими затратами или вообще

Дискурс политики и реальная политика

Реальная вина как ответственность

Реальная вина как ответственность Хотя система правосудия любого государства признает возможность уменьшения степени вины, например, для психически неполноценного человека или человека, не достигшего определенного возраста, вряд ли хотя бы один читатель этой книги

Реальная проверка

Реальная проверка Если человек считает себя выше других и уверен, что общепринятые правила писаны не для него, мы часто говорим, что в нем преобладает эго. Мы используем слово эго, имея в виду тщеславие, самовлюбленность и высокомерие. Однако Зигмунд Фрейд придавал этому

Заземленность и реальная действительность

Заземленность и реальная действительность Умение целиком капитулировать перед собственным телом одновременно сочетается с необходимостью отказаться от всевозможных иллюзий и опуститься на землю, погрузившись в реальную действительность. Про человека, который прочно

Любовь реальная и упаковочные проблемы

Любовь реальная и упаковочные проблемы Что же такое любовь, если не переживание?Я могу ответить просто: любовь – это забота, заботливое действие. Если по вашей воле, от вашей жизни и деятельности мир становился прекраснее, а люди более здоровыми и счастливыми – вы любили

ЛЕКЦИЯ III СВОЙСТВА НЕМАГНЕТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. – ОН – БРЮЗГА. – ОН УГНЕТАЕТ. – ПРИЧИНА. – ОН САМ ВИНОВНИК СВОИХ НЕУДАЧ

ЛЕКЦИЯ III СВОЙСТВА НЕМАГНЕТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. – ОН – БРЮЗГА. – ОН УГНЕТАЕТ. – ПРИЧИНА. – ОН САМ ВИНОВНИК СВОИХ НЕУДАЧ СВОЙСТВА НЕМАГНЕТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. Знаете ли вы немагнетического человека? Здесь уместно будет набросать его портрет как противоположность той

Реальная любовь

Реальная любовь В процессе любых длительных отношений мы понимаем, что наш партнер неидеален. Неизбежно та же мысль рано или поздно настигает нашего партнера. Мы начинаем полностью осознавать недостатки друг друга, и они в какой-то момент воспринимаются не как милые, а

Причина неудач

Причина неудач Причина неудач К сожалению, многие из нас лишь говорят о том, что хотели бы изменить свою жизнь, но никогда и ничего не изменяют. Мы рассуждаем об отсутствии таланта, об обстоятельствах, и все это правда. Но есть еще одна причина, по которой мы ничего не

Причина неудач

Причина неудач К сожалению, многие из нас лишь говорят о том, что хотели бы изменить свою жизнь, но никогда и ничего не изменяют. Мы рассуждаем об отсутствии таланта, об обстоятельствах, и все это правда. Но есть еще одна причина, по которой мы ничего не меняем и ничего не

В нем причина неудач?

В нем причина неудач? Почему принятие верных решений не оправдывает себя? Этот совет звучал так духовно, так по–христиански. Чем же противоречит Библии совет выбрать путь к духовному здоровью? Почему мы не можем возрасти духовно одним усилием воли?Многие христиане

Глава 13 Главная причина финансовых неудач

Глава 13 Главная причина финансовых неудач Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. Притчи, 1:19 Тест ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ: • Богатые более жадные, чем бедные и люди со средним достатком. • Чем больше человек зарабатывает, тем более

В чем причина неудач?

Реальная вина как ответственность

Реальная вина как ответственность Хотя система правосудия любого государства признает возможность уменьшения степени вины, например, для психически неполноценного человека или человека, не достигшего определенного возраста, вряд ли хотя бы один читатель этой книги

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *