Что может улучшить образование
25 способов улучшить качество образования
Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.
Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
По итогам переговоров по целям устойчивого развития передовые страны по всему миру обязались обеспечить качественное начальное и общее образование населения. Поскольку руководители стран поручат исполнить данную задачу своим соответствующим ведомствам, для последних становится актуальным правильно расставить приоритеты использования ресурсов для достижения всеобщего «соответствующего и эффективного» обучения.
За последние десятилетия было проведено большое количество исследований факторов, влияющих на качество образования, было разработано большое количество моделей, иллюстрирующих их взаимосвязь. Можно выделить как минимум пять таких моделей, которые были серьезно рассмотрены на международном уровне: исследование качества образования ЮНИСЕФ в 2000 году; доклад по итогам мониторинга «Образование для всех» в 2005 году; анализ системы общего образования ЮНЕСКО (GEQAF); исследование результатов образования Всемирного Банка (SABER); а также несколько более известных международных исследований, таких как PISA.
Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).
25 способов улучшить результаты образования
Учителя и педагогика
Помощь обучающимся
Учебный план и учебные материалы
Школы и ресурсы
Менеджмент образовательной системы
Качество образования в школе. Проблемы и пути решения
Методички Педсовета
Единственный путь, ведущий к
знанию — деятельность.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:
уровень обученности учащихся;
готовность их к продолжению образования;
уровень воспитанности учащихся;
состояние здоровья детей;
уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
уровень выполнения стандартов образования.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.
Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;
пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;
слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;
невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);
потеря связи с родительской общественностью.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.
Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;
Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов);
Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:
духовно- нравственное развитие (потенциал личности).
На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).
Во-первых, необходимо сделать так, чтобы российская система образования позволяла раскрыть потенциал каждого ребенка. У детей изначально должен быть равный доступ к нашему культурному и социальному капиталу (языку, исторической памяти, искусству, науке и спорту, новым технологиям), к программам дошкольного и дополнительного образования. При этом подход к обучению должен быть индивидуальным.
Работа по такому «адресному» развитию ребят ведется в России уже несколько лет. Есть первые уникальные достижения. Постоянно расширяется охват детей программами, созданными авторитетными российскими педагогами.
Для развития ребенка нужна разнообразная насыщенная образовательная среда. Нам необходимо расширять ее: увеличивать количество мест в детских садах и школах (за счет нового строительства и капремонта), создавать инфраструктуру для детских образовательных программ в университетах, колледжах, центрах дополнительного и профессионального образования. При этом обязательно надо предусматривать возможности для инклюзии.
Меньше «бумажек» и стресса для детей и педагогов
Во-вторых, необходимо снизить учебную нагрузку на детей в рамках общего образования и снять бюрократический груз с педагогов.
Вместо этого и тех и других нужно поддерживать, консультировать, приобщать к новым методам обучения и воспитания. С особой тщательностью стоит подойти к подготовке учителей, руководителей образовательных организаций, клинических психологов. Мы всеми своими ресурсами должны повышать благополучие детей и их педагогов.
Следующий вопрос, который нуждается в пересмотре: как мы определяем статус образования. Традиционно во главу угла ставится его уровень. Но вообще-то в образовании ключевую роль играет качество. Образовательные стандарты, цифровые технологии, финансовые механизмы развития должны быть не самоцелью, а инструментом для создания общедоступного образования высокого качества, позволяющего любому ребенку выбрать свою траекторию и стать успешным.
Сегодня мы видим жесткую иерархию уровней образования. На каждом из которых действуют свои «правила игры». Эта межведомственная и межуровневая разобщенность создает разрывы в системе обучения и воспитания.
Именно поэтому региональные университеты должны стать центрами развития территорий. Необходимо поддержать каждый из них (особенно в регионах, где университет всего один), повышая качество и уникальность программ. Это можно делать за счет сетевого взаимодействия: когда студенты поступают в региональный университет, но часть программы могут освоить в других образовательных или научных организациях, на производстве. Это можно делать за счет прикладных научных исследований по критическим технологиям регионов, внедряя российское ПО и применяя отечественное научное оборудование, снимая барьеры для поставки расходных материалов, повышая качество управления научными организациями и технологическими кластерами.
Талант нужно применить
Каждый ребенок рождается талантливым, и чтобы стать счастливым, этот талант нужно проявить, применить на благо других людей!
В России много умных, ответственных и неравнодушных молодых людей, готовых сделать весомый вклад в ее развитие. Мы видим это по их включенности в гуманитарные инициативы последних лет. Ребята охотно приходят к тем, кому нужна помощь, практически круглосуточно дежурят у постели больных. Многие участвуют в разработке вакцин и лекарственных препаратов. Волонтеры, медики, добровольцы ОНФ активно проявляют свою гражданскую позицию, участвуют в политической жизни общества и государства. Именно профессионалы, лидеры значимых для общества проектов должны представлять наш народ в органах госуправления. Тут нужно не умение красиво говорить, а практические достижения, постоянное присутствие среди сограждан, умение понять суть их проблем и нести за их решение персональную ответственность.
Как оценить и повысить качество общего образования: мнения экспертов
Рассказываем, какие грядут изменения в подходах к оценке качества образования и почему от учителей ждут социального оптимизма.
Merry Mary для Skillbox Media
На Российском международном форуме «Время образования», прошедшем 27 августа, в секции «Педагогика нового времени» эксперты говорили о том, что влияет на качество образования, как оно измеряется и что необходимо предпринять, чтобы восполнить существующие дефициты в знаниях и компетенциях школьников.
Модератор дискуссии Андрей Зинин, директор московского Городского методического центра (ГБОУ ГМЦ ДОНМ), напомнил собравшимся о тезисах, прозвучавших в выступлении Владимира Путина на заседании президиума Госсовета 25 августа. Он тогда отметил, что цель государства — обеспечить высокий уровень образования во всех школах, «дать детям фундаментальные знания и научить пользоваться ими в жизни». Кроме того, президент напомнил про цель войти в топ-10 стран по качеству образования.
Спикеры обсудили обозначенные главой государства цели и поделились своими мнениями о том, как их достичь.
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Как сейчас обстоят дела с оценкой качества образования
Евгений Семченко, директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ, справедливо отметил, что любые решения, относящиеся к системе образования, нельзя принимать без выяснения реального положения дел в этой сфере.
Эксперт рассказал о недавнем исследовании, в котором участвовало порядка 2500 школ из разных регионов страны. Анализ показал, что содержание образовательных программ в 70% из этих школ не соответствует федеральным стандартам.
В настоящее время, по словам Семченко, Минпросвещения, его подведомственные учреждения и экспертные сообщества работают над формированием единого содержания общеобразовательных программ. Так, сейчас разрабатывается 34 образовательные программы по предметам начального и основного общего образования. Эксперт считает, что это позволит решить проблему несоответствия стандартам.
Другое направление, которое он отметил, — повышение объективности оценочных процедур. По словам Семченко, до сих пор остаются вопросы, насколько объективно выставляются оценки, например, за ОГЭ в отдельных субъектах Российской Федерации, а также за всероссийские проверочные работы. При этом спикер отметил, что прогресс в этой области уже заметен:
«Ещё несколько лет назад, анализируя результаты всероссийских проверочных работ, мы видели десятки муниципалитетов, в которых были десятки и сотни школ, десятки тысяч детей, у которых результаты по всем предметам были следующие: ни одной двойки, ни одной тройки и ни одной четвёрки. Пятёрки по всем предметам у всех детей. Мы понимаем, что таких чудес не бывает. Это, мягко говоря, необъективные данные. И вот такой картины последние несколько лет мы больше не наблюдаем».
Какие умения должна формировать школа
Один из главных векторов развития современной школы, отражённый в новых ФГОСах, которые вступят в силу в 2022 году, — это достижение метапредметных и личностных результатов учащихся. Чему же именно нужно учить нынешних школьников?
Дмитрий Метёлкин, заместитель директора по научно-образовательной деятельности Института стратегий развития образования Российской академии образования, считает, что новые ФГОСы хороши в первую очередь тем, что детализируют требования не только к предметным, но и метапредметным и личностным результатам. Почему это важно? Эксперт считает, что подобный стандарт создаёт целостную систему развития, необходимую в нынешних реалиях.
Что касается конкретных компетенций, незаменимых в современном мире, то спикер сходится во мнении со множеством других экспертов и работодателей — конечно, это soft skills. Выпускнику XXI века не обойтись без умения работать с информацией, коммуникативных навыков и внутренней мотивации, а чтобы успешно формировать у детей метапредметные компетенции, нужно серьёзно пересмотреть подходы к методике преподавания предметов, считает Метёлкин. Но главное — любой предмет преподавать надо так, чтобы детям было интересно:
«Ни для кого не секрет, что науку двигают энтузиасты, фанатики, люди заинтересованные. Эта внутренняя мотивация должна формироваться на уровне школы. Если учитель не сможет преподнести свой предмет „вкусно“, сделать из тривиального изложения сухих научных фактов какую-то интересную историю, которая увлечёт ребёнка, то мы не воспитаем поколение будущих Вернадских, Циолковских, Гагариных».
Как изменится система государственной итоговой аттестации
Не секрет, что направление для школьного образования во многом задаёт система государственных итоговых экзаменов. Обучение в средней и старшей школе, как правило, становится подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ соответственно.
Игорь Круглинский, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора), считает, что это просто неправильно — ориентироваться в содержании образовательных программ не на ФГОС, а на требования экзаменов. Потому что ни один экзамен не может включать в себя проверку всех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать школьник.
По его словам, Рособрнадзор в настоящее время стремится систематизировать и оптимизировать все контрольные и оценочные процедуры, которые проводятся в школе:
«Мы часто слышим тезис о том, что контрольных работ очень много и они порой заменяют собой учебный процесс. Перед тем как принимать те или иные решения, мы проводили мониторинг и обнаружили, что есть школы, где количество контрольных работ несущественно меньше по сравнению со всем остальным количеством часов, которое отводится на изучение учебного материала».
Чтобы исправить это и снизить нагрузку на педагогов и учеников, межведомственная рабочая группа разработала рекомендации, предполагающие составление единого графика контрольных работ. Они были направлены во все школы страны в августе. По словам Игоря Круглинского, Рособрнадзор будет следить за тем, как эти рекомендации применяет и принимает педагогическое сообщество на местах. И если окажется, что новые правила поддерживают и учителя, и родители, и дети, то их ждёт нормативное закрепление.
Также спикер отметил, что выпускные экзамены будут проводиться на основе нового федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с 2022 года, — именно в этом году выпускниками станут ребята, которые учились по этому стандарту с первого класса.
Проекты и демоверсии контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ будущего года уже опубликованы на сайте ФИПИ — и ЕГЭ ждут изменения по сравнению с 2021-м. По словам Игоря Круглинского, эти изменения направлены в первую очередь на то, чтобы задания раскрывали творческий потенциал выпускников, побуждали их решать задачи креативными способами, формулировать собственные идеи и мнения.
Чего не умеют наши школьники и как с этим быть
Когда речь заходит о качестве образования, нельзя не упомянуть дефициты в знаниях, умениях и навыках, которые демонстрируют современные школьники. Можно ли выявить конкретный список пробелов, общий для большинства детей, и просто их заполнить?
Елена Михайлова, первый заместитель министра образования Московской области, отметила, что школьникам повсеместно не хватает умения применять знания на практике. Во многом это связано с историческим развитием нашей системы образования, которая устроена так, чтобы в большей степени давать теоретические знания.
Также спикер подчеркнула, что очень многие дефициты учеников повторяют учительские дефициты. Поэтому Елена Михайлова считает, что систему повышения квалификации учителей следует перестроить и обновить. Из своей практики она отметила пользу коротких модулей, прорабатывающих конкретные практические навыки:
«Если ты не знаешь, как научить детей теореме Пифагора, значит, тебе нужно дать эту технологию, а не всю историю математики и всю технологию обучения математике. Мы у себя создали, как мы говорим, протоколы восполнения дефицитов у учеников. Даём учителю такой алгоритм: „Делай раз, делай два, и ты получишь такой результат“. Для начинающих педагогов, учителей из сельских школ, которые часто ведут по несколько предметов, это оказалось очень полезно».
Как школе готовить учеников в соответствии с профессиональными трендами?
Агентство стратегических инициатив (АСИ) каждый год выпускает «Атлас новых профессий» — прогноз профессиональных трендов, которые будут актуальны в ближайшие 10–15 лет. Согласно ему, в ближайшем будущем наиболее востребованными будут специальности на стыке разных предметных областей.
Что может делать школа, чтобы ориентировать выпускников не на узко-предметный путь, а на развитие актуальных компетенций?
Евгений Семченко считает, что в первую очередь нужно донести до детей картину современного мира, с его новыми профессиями, видами деятельности, и научить их видеть «всю палитру этих изменений». Но, как справедливо заметил Игорь Круглинский, для этого школе нужны специалисты, обладающие такими знаниями, — а подобных курсов повышения квалификации в настоящий момент, к сожалению, просто не существует.
Также Круглинский отмечает, что необходимо доносить до родителей информацию о разных образовательных траекториях, кроме общепринятой «поступить в вуз сразу после школы».
Елена Михайлова, в свою очередь, отметила, что подготовку школьников в современном мире невозможно эффективно проводить только за стенами школы — детям нужно видеть окружающий мир и с ним взаимодействовать. Для этого она рекомендует устраивать музейные уроки, экскурсии на предприятия и применять другие подобные подходы.
Дмитрий Метёлкин выразил мнение, что школе следует начать с развития организационной культуры образовательной организации. По его словам, одна из важных черт такой культуры в школе — социальный оптимизм, то есть способность педагога видеть разнообразные перспективы и мотивировать учеников к развитию.
Как улучшить образование в России?
Изучая опыт других стран и историю образования в России, а также политическое устройство нашей страны, хочу поделиться с вами некоторыми соображениями.
1️⃣ Образование должно перестать быть плановым сектором в рыночной экономике. Другими словами, государство должно перестать быть заказчиком образования — им должно стать общество. Частные школы = конкуренция = рост качества. ⠀
Но при всём этом я считаю, что образование должно оставаться бесплатным. Мне нравится опыт Швеции: у каждого ребёнка есть возможность учиться в любой школе — государство просто покрывает все расходы. ⠀
2️⃣ Высокие требования к преподавателям, высокое качество подготовки преподавателей. ⠀
Для этого, кстати, было бы неплохо ещё отменить срочную армию. Понимаете, как это связано?
Я уверена, что для повышения престижа преподавателей, нам необходимо сделать учёбу в педагогических вузах качественнее, с высокими стипендиями и серьёзным конкурсом. ⠀
3️⃣ Автономность школ, наличие своих методистов в каждой школе. В Финляндии, например, преподаватели обязаны закончить магистратуру и защитить свою научную работу в области педагогики. ⠀
Пока такая автономность кажется нереальной, но это до тех пор, пока у нас всё образование централизованное. Как только школы смогут быть более вольны в своих образовательных программах и методиках, эта автономность начнёт развиваться.
4️⃣ Уход от предметно-классного образования к модульному и разноуровнему. ⠀
Дети должны изучать явления, а не предметы. Например, изучая Вторую мировую войну, рассматривают её с т. з. истории, литературы, культуры, техники, физики, химии, географии и т. д. ⠀ Классы формируются не по возрасту, а по знаниям. У детей есть возможность выбирать модули. ⠀
5️⃣ Изменение системы оценивания работ, отказ от промежуточных тестов и проч. контроля успеваемости. ⠀
Парадокс, возможно, но это так работает: появляется свобода — повышаются результаты. ⠀
6️⃣ Снижение нагрузки на преподавателей и детей.
Мировой опыт показывает, что минимизация домашки только улучшает успеваемость детей, их состояние и желание учиться. ⠀
7️⃣ Ориентация на практические навыки, развитие самостоятельности и критического мышления, проблемноориентированное обучение.
Вот вы приходите в класс и говорите: «Дети, сегодня мы с вами познакомимся с русской литературой 18 века». Справедливый вопрос — зачем? Не потому, что это не нужно, а потому, что каждый ребёнок должен понимать, зачем он (а) это изучает. Многие преподаватели не смогут ответить на этот вопрос, почему же мы тогда требуем пустого зазубривания от детей? ⠀
8️⃣ Самое главное: в центре — уважение. Развитие личности, а не передача фактов. Вообще хорошо бы 1 сентября праздновать деть учащихся, а не день знаний — чувствуете разницу?
Как же нам добиться всего этого?
Быстрый ответ: сменить власть.
Подробнее (попробую тезисно): ⠀
Бюджетная система в стране, построенная Путиным, губит наши жизни и убивает образование в том числе. ⠀
Как это работает? Вопреки популистскому мифу, кормят Россию не нефть и газ, а мы с вами. Все доходы от нефти и газа не превышают 18% от всего бюджета страны. Остальные 82% — это наши с вами налоги. ⠀
Каждый раз, выплачивая своим сотрудникам ЗП, работодатели кормят Россию (страховые взносы = 20% бюджета РФ). Каждый раз, когда вы получаете ЗП и покупаете в магазине гречу, вы кормите Россию (доходы от НДС = примерно 19% бюджета РФ). ⠀
Проблемы не в отсутствии денег, а в бюджетной политике, т. е. в том, как эти деньги распределяются. А распределяются они преступно. ⠀ Вы живёте в Иркутске, Барнауле, Ростове, работаете, платите налоги, но эти деньги уходят не в бюджет вашего города или хотя бы округа, а в Москву, к Путину. ⠀ НДС — это федеральный налог, город с него НИЧЕГО не получает. Прибыль организаций — это налог региональный, ваш город с него тоже получает НИЧЕГО. ⠀
Все эти деньги уходят не на улучшение вашего города, строительство школ и больниц, парков и детских центров — потому что их распределяет не ваш город. ⠀
Ваши деньги уходят в Москву, а потом оттуда часть уходит на московскую полицию/яхты/дворцы/самолёты для корги (нужное подчеркнуть), а потом частично — возвращается обратно к вам в город. Но возвращается уже в виде подачек и поощрений. ⠀
К чему это приводит?
1️⃣ Зависимость ваших местных властей от Москвы. Знаете шутку про то, что Россия — это Москва, а все остальные — это её вассалы? Так вот, это не шутка. ⠀ На примере школ. Ваш город реально не имеет никаких прав по их реорганизации, более того — они не имеют права даже зп назначить без указки из региона. НИКАКИХ РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРАВ ПО УПРАВЛЕНИЮ. Ваш город — просто бухгалтерия для региона/Москвы: принимает деньги и отправляет туда, как и куда расписано. ⠀
Если из региона спускают деньги на асфальт у школы, ваш город не может потратить их на новую спортплощадку, даже если асфальт уже есть и его не нужно перекладывать, а спортплощадка нужна! ПЕРЕОФОРМИТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ ГОРОД НЕ МОЖЕТ. В итоге — закопанные в землю наши с вами деньги. Миллиарды. Сколько ещё таких примеров вы можете назвать? ⠀
Без «благодетельства» Москвы ваш город не сможет даже яму в дороге заделать. Они и не заделываются чаще всего. Ваши же деньги могут спуститься к вам в город в виде субсидий/дотаций и т. д., если администрация будет хорошо себя вести — а могут и не спуститься. ⠀
2️⃣Отсутствие желания что-то делать — как следствие. Вашему городу вообще наплевать, что там происходит, ведь практически все деньги идут мимо него. Много вы наработаете бесплатно и на альтруистических началах? То-то же. ⠀ У вашего города просто нет мотивации его делать лучше. ⠀
3️⃣Зато у него огромная мотивация для коррупции. Коррупция — это не взятка инспектору. Коррупция — это система, которая ради выгоды отдельных лиц ухудшает жизнь всего общества. Перечитайте это определение ещё раз. ⠀ Бюрократия — сестра-подруга такой системы.
Плохое образование в России — это не случайность. Это следствие такого управления страной. Чтобы у нас было нормальное образование, нам необходимо убрать Путина и его команду. По-другому невозможно реформировать бюджетную систему в стране. ⠀
Им там глубоко наплевать на то, есть ли в ваших школах тёплые классы или цифровая доска, здоровая еда и крутые специалисты. Им нужно, чтобы из раза в раз они могли выигрывать выборы и продолжали выкачивать наши с вами деньги, а потом под видом благодеяний возвращать часть обратно — чтобы мы помогали выигрывать им выборы и закрывали глаза на фальсификации.
Посмотрите исследования, выборы в России фальсифицируются с 2000 года, но только после возмущений 2011 года выборы в мосгордуму прошли без фальсификаций. Всё не так безнадёжно и бессмысленно, как нас в том пытаются последовательно убедить.
Включайтесь в общественно-политическую повестку, перестаньте думать, что кто-то за нас решит проблемы в стране. Россия — это мы, нам и решать эти все проблемы. Может, до 2008 года эта власть справлялась со своей задачей, но и тут нас обманывают. Это — отдельная преогромная тема. ⠀
Без смены власти у нас не будет даже намёка на хорошее образование, где в центре — личность ребёнка, а не заказ Москвы. Отдельные частные школы в Питере и Москве — только исключения, подтверждающие правило.
Отдельное спасибо Максиму Кацу за помощь в общественно-политической работе и источники.