Что может увеличить спрос на землю
Факторы, влияющие на величину спроса и предложения товара: как они формируются в экономике и от чего зависят — закон
Экономическая сфера находится в непрерывном развитии. Предприниматели постоянно разрабатывают новые маркетинговые планы для роста бизнеса, в которых подробно расписывают каждый шаг, при этом уделяется особое внимание пункту ценообразования. Вопрос является одним из сложнейших и наиболее актуальных, так как необходимо вывести предприятие к хорошей прибыли за счет увеличения продаж и покрытия всех издержек, а также учесть возможные расходы в будущем на совершенствование технологического процесса. Решающими в описанной ситуации будут законы спроса потребителя и предложения товаров, в статье мы рассмотрим основные факторы в экономике, влияющие на их формирование, изменение величины, приведем актуальные примеры.
Определение
Термин можно описать как потребность граждан в покупке тех или иных продуктов и услуг с последующей оплатой, а его величина — количество, которое будет приобретено в зависимости от платежеспособности покупателей и установленных цен. Такая способность выражается в денежной форме и напрямую зависит от доходов клиента. Именно он является одним из важнейших звеньев при определении текущего состояния рынка.
В случае отсутствии потребностей у человека, уровень продаж снижается, а значит разработка новых коммерческих предложений становится бессмысленной.
Закон
Взаимосвязь цен и количества приобретаемых единиц имеет обратно пропорциональную зависимость: на бюджетные модели спрос возрастает. Эластичность ценового фактора демонстрирует уменьшение среднего чека по мере повышения ценника. В этом случае можно наблюдать снижение реального дохода потребителя при росте стоимости и одновременном сохранении стабильности заработка. Покупательская способность сокращается, что в итоге снижает интерес. В то же самое время, увеличивающиеся расценки на отдельные категории делают бюджетные аналоги более привлекательными.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Экономические причины изменения
Основным признаком, влияющим на степень заинтересованности, является стоимость, ее корректировка, актуальность, а также платежеспособность покупателя. То есть это переменная величина, которая зависит от :
Для объяснения причин изменения спроса необходимо определить, от каких факторов он зависит:
Какие неценовые факторы влияют на формирование и величину спроса
Вне зависимости от установки высокой или низкой цены человек может проявлять большее или меньшее внимание, именно поэтому выделяют отдельные причины необходимости приобретения определенных вещей.
Доходы потребителей
При увеличении среднего заработка в регионе или стране, индексации заработной платы и других составляющих прибыли происходит повышение востребованности в реализуемых продуктах. При этом предпринимателям необходимо учесть, что существует вероятность изменения структуры потребления, а значит отдельные категории не подчиняются общей закономерности. Так покупка низкокачественных или б/у-товаров снижается: при увеличении дохода отпадает необходимость их приобретения в связи с появлением возможности найти более качественный и актуальный вариант. В этом случае происходит разделение всей продукции на низшие, нормальные и высшие категории.
Для того чтобы оптимизировать бизнес-процессы, легко отслеживать любые изменения в работе и четко фиксировать полученные результаты, используйте специализированное ПО и оборудование. Так, компания «Клеверенс» предлагает решения для предпринимателей в самых разных сферах деятельности. С помощью нашего софта можно автоматизировать товароучетные операции, отслеживать движения товаров и материальных ценностей, предоставлять информацию о продукции покупателям и многое другое.
Что влияет на величину спроса: вкусы и мода
Замена товаров на более актуальные чаще всего происходит под влиянием рекламы, обзоров и т.п. В этом случае при актуализации заинтересованность в них возрастает, в то время как на устаревшие предложения — снижается. Данный фактор наиболее ярко выражен в сфере одежды и обуви, гаджетов и аксессуаров, а относительно вещей длительного пользования повышение востребованности менее выражено и проявляется в течение 1 года или даже нескольких лет.
Количество потребителей
Изменение численности населения может быть естественным — увеличение рождаемости/снижение смертности, а также искусственным — миграция. Так, в мегаполисах наблюдается регулярный и стабильный прирост числа постоянных жителей, а значит спрос растет.
В условиях международной торговли, выведение товара на рынки других стран способствует увеличению числа покупателей, но правило работает только в отношении повсеместно востребованных высококачественных товаров-заменителей. Например, продажа национальной одежды и нарядов остается актуальной для представителей отдельных культур со спецификой использования в определенной местности.
Цены на заменители
Сегодня все, что представлено на рынке, имеет товары-заменители, обладающие аналогичными функциями. Предложения из единой категории делят между собой конкурентоспособные позиции (фирмы телевизоров, марки авто и т.д.). При увеличении расценок покупатели чаще обращаются к более бюджетному аналогу. Правило работает в отношении продукции, имеющей аналогичные свойства или функции. В случае выбора сложных технических или электронных приборов, клиент дополнительно изучает его уникальные характеристики и возможности.
Ожидания потребителя
Изменение спроса также зависит от потребительских ожиданий относительно возможного увеличения дохода или возрастания ценника в будущем. Так при прогнозировании экстремальных ситуаций можно наблюдать повышение заинтересованности в продуктах первой необходимости, а при ожидании снижения — покупатель откладывает визит в магазин на потом.
Данный фактор довольно сложен для прогнозирования предпринимателями и в большинстве случаев не учитывается при построении модели кривой.
Наличие дополняющих товаров
Отдельные категории имеют дополнительные составляющие, которые обеспечивают более комфортное пользование или же вовсе являются неотъемлемыми.
В большинстве случаев пункт относят к сложным техническим аксессуарам, так как они являются наиболее ярким примером. Например, использование профессионального фотоаппарата невозможно без карты памяти или кабеля, а штатив, дополнительные линзы, вспышка — повышают комфорт пользователя и положительно сказываются на качестве работ. При этом для бытового пользования вполне подойдет менее сложная техника, аксессуары для которой будут дешевле в несколько раз. Так, при повышении цен на дополнения, интерес потребителя в отношение отдельных моделей или иногда даже группы уменьшается.
Сезонность
Спрос на такие товары довольно просто спрогнозировать как предпринимателю, так и покупателю. Некоторые сидят дома в ожидание огромных скидок и покупают лыжи летом. Однако несмотря на существующие акции «вне сезона», большая часть покупок все же приходится на разгар зимы, когда народ устремляется на гуляния.
Неценовые факторы предложения
Главным детерминантом является цена, установленная производителем и продавцом. Также имеются другие составляющие, не связанные со стоимостью. Их изменение влечет за собой замену величины при заданном ценнике.
Уровень технологии
Постоянный технологический прогресс способствует повышению уровня отдачи ресурсов, за счет которых производится большее число реализуемых на рынке единиц. Так внедрение потолочных линий позволяет увеличивать объемы производства в расчете на одного рабочего, что в итоге способствует росту кривой предложения. При этом фактор не учитывается на предприятиях, где необходима ручная работа или применение традиционных методов.
Цены ресурсов
Возрастающие издержки предприятия, а именно постоянное возрастание расценок на ресурсы, образует прямо пропорциональную зависимость с ценообразованием на продукцию, то есть ее стоимость возрастает. Таким образом, рассматриваемый пункт в условиях роста имеет обратное влияние на величину.
Оплата налогов
В товары уже заложен налоговая плата за прибыль, что обеспечивает полную компенсацию для производителя. Данный пункт имеет наибольшее влияние на кривую предложения для предприятий, занимающихся алкогольной или табачной продукцией, а также для меховых фабрик. Постоянный рост ценников на данные категории способствует ограничению количества производимых и приобретаемых единиц.
Количество производителей
Появление в единой сфере конкурентов обуславливает увеличение числа групп вещей в магазинах, однако их появление в скором времени вызывает ограниченность ресурсов. Нехватка сырья в регионе заставляет предпринимателей завозить их из других мест, а значит и увеличивать средний чек.
Ожидания производителей
Фактор напрямую зависит от запросов конечного потребителя. Так, при планировании повышения чека на базовые продукты, продавец может ограничить число поставок в торговые точки с целью большего выгодополучения в будущем. Также возможна ситуация с наращиванием объема производства для обеспечения лидирующей и конкурентоспособной позиции на рынке.
Цены на другие товары
Постоянный поиск более выгодного капитала вложения объясняется повышающимися расценками на аналогичные варианты. Предприниматели стремятся вложить свои средства в наиболее выгодное направление, а в то же самое время происходит отток капитала из иных сфер, что, соответственно, уменьшает объем предложения. Данный фактор имеет большее значение для схожих условий производства, что гарантирует минимальные вложения на переквалификацию завода.
Сезонность
Наибольшие запасы фруктов и овощей, например, будут реализованы в теплое время года (летом или в начале осени). В зимний период продажи сокращаются.
Обычаи и традиции
Реализация товаров, имеющих отношения к особенностям того или иного народа также имеет большое влияние. Так, в Китае или Японии население преимущественно использует палочки при приеме пищи. Именно поэтому объемы разработок вилок в стране минимальны.
Эластичность
На спрос и предложение влияют следующие факторы:
Как установить свои расценки
Основной концепцией ценообразования, планируемой в условиях увеличения выгодоприобретения, является понимание того, насколько спрос будет эластичен. Желание постоянно увеличивать интерес потребителя вполне естественно для каждой конкурирующей фирмы, что позволяет наиболее грамотным предпринимателям вырываться на лидирующие позиции, но именно за счет понимания критерия величины можно занять большую долю рынка, предлагая свой товар или услугу по самой выгодной и оптимальной цене.
Из такого утверждения можно сделать вывод, что продукция, пользующаяся наибольшей востребованностью, принесет своему владельцу большой доход. Тем не менее, если не достичь высоких позиций на первых этапах за счет заниженного ценника, то отпускная стоимость возрастет, а со временем постоянно увеличивающаяся расценка будет обусловлена возникшей инфляцией.
Рост прибыли компании
Построение приблизительной кривой спроса базируется как минимум на 2 показателях ценообразования и текущих объемах продаж. Чем больше факторов будет учтено, тем более точные параметры можно рассчитать.
Применение стратегии увеличения среднего чека будет наиболее безопасным в условиях точного анализа рисков потерь из-за вероятного оттока постоянных клиентов, а соответственно и недополучения ожидаемой прибыли. Основываясь на базовых знаниях, можно произвести самые простые расчеты по формуле.
Доход производителя достигает максимального значения при заново сформированной цене только в том случае, когда изменение объема реализуемого товара, переведенное в процентное значение, будет равно корректировке стоимости с обратным знаком, также отображаемом в процентах. Таким образом, при коэффициенте эластичности спроса, значение которого меньше 1, новый выросший чек на продукцию повлечет за собой выручку. В том случае, если значение Е (эластичн.) больше 1, то необходимо пересмотреть ценообразование и снизить ее.
Прибыль — один из главных показателей успешной деятельности предприятия и эффективности выбранной бизнес-методики, но она не может существовать без логичного ценоформирования, при которых выручка будет максимальной.
Рост доходов компании станет реальным только при таких условиях, когда показатель маржинальной прибыли, умноженный на коэффициент эластичности, будет равен 1. Если выражение преобразовать в формулу, то оно выглядит следующим образом:
Если предприниматель планирует изменить расценки на свой товар, то этот факт необходимо включить как часть маркетингового плана, так как в нем отражаются сопутствующие затраты. Повышение зачастую связано с улучшением качества продукции или услуг, которые напрямую зависят от финансовых вложений, а снижение — с выпуском на рынок новинок, в отношение которых рассчитываются минимальные издержки. Таким образом, все решения, связанные с ценообразованием, должны быть приняты с учетом показателей и того, какие факторы влияют на спрос и предложение, а также всевозможных изменений — как временных, так и с перспективой перевода на регулярную основу. Еще один важный факт: при любых нововведениях следует учитывать чувствительность, а, точнее, платежеспособность потенциальных и постоянных клиентов. Каждый покупатель стремится найти для себя товары с идеальным соотношением цены и качества, поэтому необходимо справедливо оценивать возможности торговли.
Спрос на землю и ее предложение. Земельная рента
Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 22248 ; Нарушение авторских прав
Земля играет особую роль в хозяйственной деятельности, выступая и как средство труда, и как предмет труда. В экономической теории земля – это все естественные ресурсы (почва, вода, полезные ископаемые). Рассматривая землю, как фактор производства, мы будем иметь в виду лишь поверхность земли, участки которой могут быть объектом купли продажи на рынке земли.
Следует отметить, что в отношениях по поводу земли необходимо различать землевладение и землепользование.
Землевладение означает юридически закрепленное право лица на определенный участок земли, то есть собственность на землю. |
Землепользование – это право использовать землю в установленном законом порядке. |
Его может осуществлять как владелец земли, так и ее арендатор. Более того, арендатор в период арендного срока может распоряжаться землей, использую наемную рабочую силу.
Таким образом, в отношения по поводу земли вступают три группы субъектов, причем, все они претендуют на получение определенного вида дохода. Собственник земли претендует на ренту, арендатор – на прибыль, наемный работник – на заработную плату. Однако, для получения соответствующих доходов от земли, сама она должна попасть в экономический кругооборот, стать товаром на рынке факторов производства.
Если анализ всех предыдущих рынков мы начинали со спроса, то характеристику рынка земли начнем с ее предложения. Это вызвано тем, что земля, как экономический ресурс, наиболее ограничена, абсолютно немобильна и не может быть предложена дополнительно, даже при возросшем спросе. Такая ситуация исключена на остальных факторных рынках. Если на рынке труда или капитала в результате роста спроса вырастет цена соответствующего фактора производства, то это вызовет ответную реакцию владельцев ресурсов и объемы предложения факторов производства также возрастут. Кроме того, на предложение земли влияют плодородие почвы и местоположение участков земли. Все это делает предложение земли неэластичным по цене. Графически предложение земли можно представить следующим образом (рис. 12.5).
Эта особенность предложения земли определяет специфику ценообразования в сельском хозяйстве, а также возникновение земельной ренты.
Рассмотрим особенности спроса на землю. Спрос на землю неоднороден и состоит из двух видов:
1) сельскохозяйственный спрос;
2) несельскохозяйственный спрос.
Сельскохозяйственный спрос на землю – это спрос на нее как на основной фактор производства сельскохозяйственной продукции. |
На сельскохозяйственный спрос на землю оказывают влияние следующие факторы:
— спрос на продукты питания, который характеризуется неэластичностью по цене (поэтому в неурожайные годы с ростом цен на продовольствие спрос на землю может расти, а в урожайные, сопровождающиеся падением цен, – сокращаться);
— цены на сельскохозяйственную продукцию;
— цены на иные ресурсы, применяемые в сочетании с землей (удобрения, техника, семена и т.д.);
— природные и климатические условия, делающие сельское хозяйство рискованной сферой бизнеса;
— сокращение доли расходов на продукты питания в бюджете домохозяйств (это сказывается отрицательно не только на сельскохозяйственном спросе на землю, но и на ее предложении);
— различия в плодородии земли (производительность ресурса);
— различия в местоположении участков по отношению к рынкам сельскохозяйственной продукции.
Наиболее существенной особенностью сельскохозяйственного спроса на землю является его производный характер, то есть зависимость от спроса на сельскохозяйственную продукцию и цен на нее. Например, если цена на картофель снизилась (потребители с ростом дохода стали заменять его в своем рационе более полноценными продуктами), то уменьшится и спрос на землю для выращивания картофеля. А значит и ставки арендной платы (платы за пользование землей) также будут уменьшаться. Вот как это можно представить графически (рис. 12.6):
Действие перечисленных факторов приводит к тому, что в современных условиях сельскохозяйственный спрос на землю имеет тенденцию к сокращению.
Несельскохозяйственный спрос на землю – это спрос на участки для строительства жилья, дорог, добычи полезных ископаемых, возведения промышленных и социальных объектов. |
К этому виду спроса относится также готовность приобретать землю как недвижимость в условиях высокой инфляции (способ сохранить деньги от обесценения). Все, изложенное выше и касающееся сельскохозяйственного спроса на землю, относится и к спросу на землю для несельскохозяйственных целей. Но главным фактором, определяющим этот вид спроса, является местоположение участков земли.
Как уже отмечалось, платой за пользование землей является рента. Остановимся на этом понятии подробнее. Вначале дадим общую характеристику ренты.
Рента как экономическая категория – это доход от владения каким-либо фактором производства, предложение которого неэластично |
Она выступает какцена равновесия на рынке земли.
Принцип формирования земельной ренты такой же, как и заработной платы на рынке труда или процента на рынке капитала. Обратимся к графической модели (рис. 12.7).
Точка Е – это уровень земельной ренты, при котором спрос на участки земли и их предложение уравновешиваются. Если уровень арендной платы повысится, то предложение земли превысит спрос, собственники земли не смогут сдать ее в пользование и будут вынуждены снизить ставки арендной платы. Если уровень арендной платы установится ниже точки Е, то спрос превысит предложение, и арендная плата будет повышаться.
Земельная рента может быть абсолютной и дифференцированной.
Абсолютная земельная рента – доход, получаемый всеми владельцами земли, независимо от ее качества. |
Это результат монопольного права владения землей как ограниченным ресурсом или рента в общем понимании этой категории – монополии частной собственности на землю.
Дифференциальная земельная рента – это доход, полученный в результате использования участков земли с более высокой производительностью. |
Причиной ее образования являются различия в плодородии и местоположении, а, следовательно, в качестве земельных участков.
Различают плодородие естественное (данное природой) и экономическое, или искусственное (результат капитальных вложений землепользователя). Естественно, доходы, получаемые владельцами различных по плодородию и имеющих разное месторасположение участков, не могут быть одинаковыми. Плодородные черноземные земли, расположенные радом с дорогами, на ровной местности, будут стоить гораздо больше, чем болотистые участки, удаленные от транспортных магистралей.
Дифференциальная рента – это сверхприбыль, получаемая владельцами лучших и средних по качеству земель в виде разницы между рыночной ценой и индивидуальными затратами производства продукции. |
Владельцам земель отлично известно их качество, поэтому при сдаче своих участков в аренду, они включают в арендную плату соответствующую сверхприбыль.
Предположим, имеется земля трех видов: худшая, средняя и лучшая. За счет различий в естественном плодородии урожайность на этих землях будет разная, а, следовательно, и средние издержки производства будут разные: самые низкие на лучшем участке и самые высокие на худшем участке. Цена на сельскохозяйственную продукцию будет складываться, исходя из затрат на худших участках земли, иначе ее арендатор не сможет возместить свои экономические издержки (включая нормальную прибыль), и вынужден будет уйти с рынка. Поэтому, используя худшие участки, можно получить лишь нормальную прибыль, а, используя средние и лучшие, – сверхприбыль (площади заштрихованных прямоугольников), которая и является дифференциальной рентой.
Дифференциальная рента, полученная вследствие различий в естественном плодородии земли, получила название дифференциальной ренты 1. |
Напомним, земельный собственник получает ее, включая в арендную плату.
Существует также дифференциальная рента II. Она образуется в том случае, когда арендаторы улучшают качество доставшихся им в пользование участков, делая определенные инвестиции.
Дифференциальная рента II образуется в случае, когда собственники земли или арендаторы улучшают качество доставшихся им в пользование участков, делая определенные инвестиции. |
Так, это может быть связано с затратами на мелиорацию земель, проведением агротехнических мероприятий, постройкой сооружений. В результате бывшие худшие участки могут стать более плодородными, и дифференциальную ренту II можно получать уже с любых участков земли. До окончания срока аренды ее присваивает арендатор, а после окончания собственник земли включает ее в арендную плату и таким образом возвращает себе. В результате происходит столкновение интересов землевладельца и землепользователя: первый хочет сократить срок арендного договора, чтобы быстрее присвоить результаты чужого труда, второй – продлить его, чтобы успеть получить выгоду от вложенных инвестиций.
Обратите внимание, наряду с категорией «земельная рента» мы использовали такое понятие, как «арендная плата». Общим между ними является то, что оба используются для характеристики платности земли. Но есть и отличия. Арендная плата, как правило, больше размеров ренты, так как кроме ренты включает еще амортизационные отчисления всех построек и сооружений, находящихся на участке, а также процент, на вложенный в землю капитал.
Арендная плата включает ренту, амортизационные отчисления всех построек и сооружений, находящихся на участке, а также процент, на вложенный в землю капитал. |
Итак, мы выяснили, что земля покупается и продается, что ее владельцы имеют право на присвоение земельной ренты разных видов, осталось выяснить, чем определяется цена земли.
Для этого стоит подумать, с какой целью приобретается земля. Как и все, что приобретается на факторных рынках, земля рассматривается как ресурс, способный приносить доход. В этом смысле земля выступает в виде капитального блага (вспомните определение капитала в широком смысле слова). Следовательно, цель покупки земельного участка – постоянный доход, ежегодная рента. Но постоянный ежегодный доход можно иметь и, положив в банк определенную сумму денег. Владельцу денег предстоит выбор из двух альтернатив: купить землю или положить предназначенные для этого деньги в банк. Поэтому цена земли должна рассчитываться как дисконтированная стоимость. Однако формула цены земли несколько отличается от той, что дана в предыдущем вопросе лекции – не учитывается время (t), так как предполагается, что доход собственник земли будет получать достаточно продолжительный отрезок времени.
Цена земли = ∙ 100%.
Из формулы видно, что цена земли зависит от двух величин:
1) размеров земельной ренты (арендной платы), которую можно получить, став собственником земли;
2) ставки ссудного процента.
Например, если ежегодный доход в виде ренты – 20000 руб. а ставка ссудного процента – 5%, то цена земли составит:
20000/5% ∙ 100% = 400000 руб.
Если ставка процента вырастет, то цена земли упадет (иметь банковский вклад будет выгоднее, чем владеть участком земли). Если будет расти рента, то цена земли будет повышаться. На практике цена земли определяется не только этими факторами, но и многими другими, некоторые из которых были названы при характеристике спроса и предложения земли. В современном мире цена земли постоянно растет. Этому способствуют высокие темпы жилищного строительства, особенно индивидуального, прокладка новых транспортных магистралей, линий электропередач, что значительно повышает спрос на землю при сохранении ее ограниченности.