Что можно делать на котлин
Немного о Kotlin
На днях JetBrains после пятилетней работы выпустила первый релиз языка Kotlin. Давайте посмотрим, что же это за язык, попробуем разобраться зачем и для кого он, какие имеет функциональные особенности. Скорее всего в статью затесались и личные впечатления от языка, но я старался, чтобы они не влияли на изложение полезной информации. Если вы еще ничего или почти ничего не знаете о Kotlin, то я завидую вам, ибо по моему ощущению почитать про инструмент, который ты долго ждал, сродни распаковке новогоднего подарка. Впрочем судите сами.
Что такое Котлин
Котлин — это небольшой остров в Финском заливе недалеко от Санкт-Петербурга. Видимо, тем самым создатели дают отсылку к тому, что новый язык, как остров Котлин — младший русский брат далекого острова Ява.
Для кого этот язык
Действительно, новый язык компилируется в JVM байт-код (есть еще и компиляция в JavaScript, но так как релиз компилятора именно в JVM, эту тему придется опять отложить). А это значит, что он может заинтересовать всех, кто имеет дело с Java-машиной и в целом с языками со сборщиком мусора (а с выходом релиза компиляции в JavaScript покрытие и возможности будут еще шире).
Простой и совместимый
Две главных особенности котлина, на мой взгляд, это его простота и полная совместимость с Java. Котлин создавался компанией, которая делает очень много продуктов на Java и которая хорошо разбирается в современных инструментах разработки. Запрос на новый язык витает в воздухе давно, но сделать такой язык, который бы позволил взять (огромную) готовую кодовую базу Java, обычных Java-разработчиков, дать им новый инструмент и бесшовно (но более эффективно) продолжать разработку — такого инструмента до появления котлина не существовало. Создатели нового языка, на мой взгляд, очень хорошо почувствовали потребности бизнеса и разработчиков: бизнесу дали возможность увеличить эффективность разработчиков, а разработчикам дать современный инструмент для разработки. И когда я говорю о «современном инструменте», я, конечно, имею ввиду не только компилятор, но и поддержку в IDE, без которой лично моя деятельность разработчика мне видится совсем немыслимой.
В итоге: простота позволяет использовать язык почти любому Java-разработчику, который готов потратить полчаса на то, чтобы посмотреть туториал или спецификацию языка, обратная совместимость же позволяет использовать язык в уже существующем проекте.
Production-ready
Конечно, в первую очередь, запрос на этот язык был у самой JetBrains, отсюда и некоторое понимание, каким он должен быть. Более того, JetBrains же внутри компании его и тестировала: к моменту выхода этого релиза у компании уже есть как минимум один крупный продукт сделанный чисто на котлине (да, я понимаю, что платформа по прежнему написана на Java). Отсюда можно предположить, что заявления о готовности языка к продакшену не голословны. А из своего же опыта использования котлина с 2012 года могу сказать, что из тех проблем, с которыми я сталкивался в дорелизные времена, до релиза ни одна не дожила. Есть еще небольшие проблемы с плагином для IDEA, но сам компилятор работает как часы.
Совместим с Java 1.6
Это очень важный момент, ведь именно эта версия Java используется во всех современных версиях Android, и, не смотря на запланированный переход на OpenJDK, восьмая версия попадет в руки разработчикам под мобильные устройства не так скоро как хотелось бы. Конечно, есть всякие ретролямбды и другие ухищрения, но котлин — это не только лямбды для андроид, но и современный язык, позволяющий сделать разработку под андроид проще и приятней без особых затрат. А увеличение размера apk совсем не значительно по нынешним временам: 823KB (для версии 1.0.0)
Особенности
Полный список возможностей, конечно, лучше искать в документации, я же постараюсь отразить наиболее важные на мой взгляд моменты в общих словах:
Null safety
Почему-то исторически так сложилось, что эта особенность котлина вспоминается первой. И хотя она безусловно важна, на мой взгляд не является важнейшей. Здесь язык позволяет, определяя переменные, поля, константы и тд, указать, может ли в них храниться ссылка на null. Поднимает на новый уровень идею аннотаций вроде @Nullable и NotNull, позволяет умно приводить к не-nullable типу после проверки её на null. Надо отметить, что бывают случаи, когда эта особенность расходится с моим закостенелым разработкой на Java представлением о том как должны быть сделаны некоторые вещи, но после некоторого раздумья хорошее решение всегда находится.
Выведение типов
Да, котлин почти везде где возможно, умеет вывести тип, однако тип всё же придется определить для публичных методов и свойств, что очень разумно (мне подсказывают, что это неправда — с какой-то версии это убрали):
Extension methods
Возможность, которой мне остро не хватает в Java для увеличения гибкости языка и решений. Заключается в возможности определить метод для типа отдельно от его (типа) объявления. Такая функция, конечно, не будет виртуальной и никак не меняет класса, которому мы добавляем метод, однако позволяет добавить как утилитарную функциональность для уже существующего кода, так и разгрузить интерфейс от этих же утилитарных методов.
Лямбды
Конечно, как любой современный язык с претензией на возможности функцинального программирования, у котлина функция — это сущность первого класса, если переводить дословно. Т.е. функции можно не только объявлять прямо в пакете (из джавы они видны всё равно в классах — по имени файла), но и передавать в качестве параметров, возвращать из других функций и тд. И сейчас, конечно, никого этим не удивишь, но например в сравнении с Java, где синтаксически функций как таковых нет (а только функциональные интерфейсы), в котлине полноценный синтаксис для объявления функции:
Extension-лямбды
Наряду с extension-методами, это еще одна моя любимая фича. Позволяет определить лямбду, которая будет еще и extension-методом. Звучит не очень, да. Посмотрим на примере:
Эта возможность особенно интересно смотрится в билдерах, посмотреть на которые я предлагаю вам самостоятельно — на случай, если вам интересно, как получаются вот такие конструкции:
Inline-фукнции
Помечая функцию как inline мы просим компилятор поместить её по месту использования. Чаще всего такими вещами занимается рантайм, но есть кейзы, когда мы точно знаем, что фукнция это просто шорткат для какого-то действия — особенно эффективно это работает с передаваемыми лямбдами:
Конечно, на такие функции накладывается серия ограничений, подробнее см. документацию.
Делегирование
В котлине есть два типа делегирования. Первый, который позволяет делегировать все методы реализуемого интерфейса к какому-то инстансу этого типа:
У этого синтаксиса есть ряд ограничений. Например, инстанс для делегирования должен быть известен до вызова конструктора.
Второй тип делегирования — это delegated properties. Позволяет определить объект с методами get (и set для var), к которым будет осуществляться делегирование доступа при обращении к свойству объекта.
Generics
Создатели котлина несколько улучшили Java-дженерики. Из-за совместимости с джавой не всё получилось как хотелось бы, но им удалось исправить много неприятных моментов, которые не учли их предшественники при работе над Java 5.
Деструктуризация
Чтобы такой код заработал, возвращаемое значение из someFunc() должно быть типа, у которого есть (можно extension) методы component1(), component2():
Data-классы
Сахар компилятора для создания бинов:
Создает бин с полями + автогенерирует equals+hashCode+toString()+componentN из раздела выше, что позволяет писать такой код:
Полезная вещь, но о нюансах см. пункт «О грустном».
Стандартная библиотека
Конечно, нельзя не упомянуть и стандартную библиотеку. Так как котлин нацелен в первую очередь на работу вместе с Java, то и целиком своей стандартной библиотеки у него нет. Большая часть стандартной библиотеки Kotlin нацелена на улучшение и исправление библиотеки старшего брата — Java. Однако, это тема для другой большой статьи.
О грустном
Вы могли подумать, что это идеальный продукт, но нет, есть и неприятные моменты:
Над плагином еще работать и работать, периодически выдает эксепшены, плохо умеет в toString() в дебаге, а так же любит промахиваться по ссылке на исходник, иногда (видимо из за особенностей инлайна) путает где поставлен брэкпоинт и тому подобные проблемы. Это всё конечно со временем наверняка поправят, но сейчас мы имеем именно это.
Data-классы
Некоторая неряшливость
Конечно, неряшливость в первую очередь в головах, но краткость синтаксиса иногда играет злую шутку, и местами код выглядит неважно. Возможно, наличие стайл-гайда несколько эту проблему исправило бы, но пока иногда приходится постараться, чтобы не только хорошо работало, но и красиво выглядело. Особенно на мой субъективный взгляд страшно выглядят get, set для свойств.
Почему следует полностью переходить на Kotlin
Хочу рассказать вам о новом языке программирования, который называется Kotlin, и объяснить, почему вам стоит использовать его в своём следующем проекте. Раньше я предпочитал Java, но в последний год пишу на Kotlin везде, где только можно. И в данный момент я не представляю себе ситуации, в которой лучше было бы выбрать Java.
Kotlin разработан в JetBrains, и участие тех же людей в создании наборов IDE, таких как IntelliJ и ReSharper, хорошо заметно по самому языку. Он прагматичен и краток, благодаря чему написание кода превращается в приятный и эффективный процесс.
Хотя Kotlin компилируется в JavaScript и скоро будет компилироваться в машинный код, я сконцентрируюсь на его первичной среде — JVM.
Итак, несколько причин, почему вам следует полностью переходить на Kotlin (порядок случаен):
0# Совместимость с Java
Kotlin на 100 % совместим с Java. Вы можете в буквальном смысле продолжать работать над своим старым Java-проектом, но уже используя Kotlin. Все ваши любимые Java-фреймворки также будут доступны, и, в каком бы фреймворке вы ни писали, Kotlin будет легко принят упрямым любителем Java.
1# Знакомый синтаксис
2# Интерполяция строк
Это как бы более умная и читабельная версия String.format() из Java, встроенная в язык:
3# Выведение типа
Kotlin будет выводить ваши типы, если вы посчитаете, что это улучшит читабельность:
4# Умные приведения типов (Smart Casts)
Компилятор Kotlin отслеживает вашу логику и по мере возможности автоматически выполняет приведение типов, т. е. вам больше не нужны проверки instanceof после явных приведений:
5# Интуитивные равенства (Intuitive Equals)
6# Аргументы по умолчанию
Больше не нужно определять несколько одинаковых методов с разными аргументами:
7# Именованные аргументы
В сочетании с аргументами по умолчанию именованные аргументы избавляют от необходимости использовать Строителей:
8# Выражение When
Оператор ветвления заменён гораздо более читабельным и гибким в применении выражением when:
Оно работает и как выражение (expression), и как описание (statement), с аргументом или без него:
9# Свойства
Можно добавить публичным полям кастомное поведение set & get, т. е. перестать набивать код безумными геттерами и сеттерами.
10# Data Class
11# Перегрузка оператора (Operator Overloading)
Заранее определённый набор операторов, которые можно перегружать для улучшения читабельности:
12# Деструктурирующие объявления (Destructuring Declarations)
Некоторые объекты могут быть деструктурированы, что бывает полезно, к примеру, для итерирования map:
13# Диапазоны (Ranges)
Для улучшения читабельности:
14# Функции-расширения (Extension Functions)
Если бы существовал способ добавления новых функций в старые классы, тогда ваш IDE помог бы найти правильную функцию при завершении кода. Именно это можно делать в Kotlin:
Стандартная библиотека расширяет функциональность оригинальных Java-типов, что особенно полезно для String :
15# Безопасность Null
Kotlin заставляет вас бороться с NPE, когда вы обращаетесь к типу, допускающему null:
Возможно, выглядит громоздко, но благодаря нескольким своим возможностям действительно полезно. У нас всё ещё есть умные приведения типов, когда типы, допускающие null, преобразуются в не допускающие:
Если всё это вам не подходит и вам совершенно точно нужны NPE, то скажите об этом явно:
16# Улучшенные лямбды
Это хорошая система лямбд — идеальный баланс между читабельностью и лаконичностью благодаря нескольким толковым решениям. Синтаксис прост:
А вот и толковые решения:
Комбинация этих факторов делает эквивалентными эти три строки:
Это позволяет нам писать лаконичный функциональный код, вы только посмотрите на эту красоту:
Система лямбд, объединённая с функциями-расширениями, делает Kotlin идеальным инструментом для создания DSL. Anko — пример DSL, предназначенного для расширения возможностей Android-разработки:
17# Поддержка IDE
У вас есть целый ряд вариантов, как можно начать работать с Kotlin, но я крайне рекомендую использовать IntelliJ, идущий в комплекте поставки Kotlin — его возможности демонстрируют преимущество ситуации, когда одни и те же люди разрабатывают как язык, так и IDE.
Небольшой пример: это сообщение всплыло, когда я впервые попытался скопипастить Java-код со Stack Overflow:
IntelliJ заметит, что вы вставляете Java-код в файл Kotlin
На этом всё, спасибо за чтение! Если мне пока не удалось убедить вас насчёт Kotlin, то рекомендую почитать дополнительные материалы:
Что такое Kotlin
И зачем он андроид-разработчику.
Kotlin — это язык программирования компании JetBrains, который за 9 лет потеснил Java и стал важным инструментом андроид-разработчиков. Разберёмся, что особенного в Kotlin, какие у него риски и с чего начать.
🤔 Зачем понадобился ещё один язык вместо Java
На этот вопрос есть два ответа.
Официальный ответ: в 2017 году языком Kotlin пользовались около миллиона программистов, и им не хватало поддержки на Андроиде. Гугл пошёл навстречу разработчикам и сделал Kotlin приоритетным языком на Андроиде.
Догадки и слухи: с 2010 года Гугл судится с компанией Oracle по поводу использования Java в системе Андроид. Вот почему:
в основе первых версий Андроида лежала виртуальная машина Dalvik,
Dalvik построена на основе платформы Apache Harmony,
Apache Harmony — это платформа Java, на которую у Гугл нет лицензии.
В 2010 году Oracle потребовала от Гугл миллиардную компенсацию и трижды выигрывала суд: в 2012, 2014 и 2015-м. Дело не закрывалось, поскольку в Гугл отказывались столько платить. В 2016 году иск вырос до девяти миллиардов, однако суд встал на сторону Гугл. Дело висит с 2017 года, а Гугл постепенно переводит всю андроид-инфраструктуру с Java на Kotlin.
✅ Преимущества
Совместимость с Java. Kotlin и Java можно использовать в одном проекте. Для этого у языка Kotlin есть собственный компилятор, который выдаёт байт-код, совместимый с обычной Java-машиной. Получается, что с точки зрения Java неважно, из какого языка был сделан байт-код.
Упрощенная схема взаимодействия Java и Kotlin
Выразительность. Kotlin — это компактный язык без кусков избыточного кода:
В простых программах у Kotlin проще синтаксис и меньше вспомогательных конструкций
В некоторых случаях код на Kotlin может быть в несколько раз короче, чем код на Java
Безопасность. Язык Kotlin и его среда программирования — это продукт одной компании, которая постоянно обновляет базу ошибок и помогает разработчикам редактировать код до момента исполнения программы.
На этапе компиляции в Kotlin срабатывает null-защита: Kotlin автоматически проверяет типы данных, отслеживает null-значения и предотвращает появление NullPointerException — распространённой Java-уязвимости.
❌ Недостатки
Низкая скорость. Чаще всего разработчики жалуются на непредсказуемую скорость компиляции. По быстродействию Kotlin уступает Java, поскольку в его основе лежит виртуальная машина JVM — фундаментальная программа, выпущенная специально под язык Java, а не под Kotlin.
Другие нюансы смотрите в твиттере Даниила Попова — андроид-инженера Авито, который изучает Kotlin на практике и рассказывает о свежих технических багах.
Маленькое сообщество и единственный владелец языка. Kotlin всё ещё не такой популярный, как Java. Причина в том, что Kotlin — это не продукт Гугл. Разработчики боятся, что через какое-то время Гугл откажется от него, придумает какую-то свою версию языка или поссорится с JetBrains.
Малочисленное сообщество тормозит развитие Kotlin: под него медленно выпускаются новые библиотеки и обновления, а для решения технических проблем нужно обращаться в баг-трекер — написать в техподдержку JetBrains, добавить свою проблему в очередь задач, ждать и надеяться на её исполнение.
В сентябре 2020 в баг-трекере Kotlin около 40 000 задач, которые закрываются по мере критичности. До некоторых задач очередь доходит через несколько лет, но есть и те, что остаются нерешёнными — в таких условиях разработчики вынуждены искать костыльные решения или переходить на другой язык с развитым сообществом.
Для чего используется
Kotlin используется для создания мобильных приложений, веб-разработки, бэкенда и мультиплатформенного программирования:
Для мультиплатформенного программирования предусмотрены технологии разработки интерфейсов в React, создания серверного HTTP API в Ktor и адаптирования андроид-приложений под операционную систему iOS.
Google, Netflix, Twitter, Uber, Netflix и другие компании переводят некоторые свои продукты на Kotlin. Кейсы есть на developer.android.com в разделе «Истории разработчиков».
Андроид-приложения с оптимизированным Kotlin-кодом. Источник: developer.android.com
С чего начать
Почитайте у нас статью про Java — это язык, на котором написано множество приложений, библиотек и фреймворков. Перечисленное часто используется в мобильной разработке и в обозримом будущем не будет переводиться на Kotlin.
Скачайте IntelliJ IDEA или Android Studio. Обе программы — это среда разработки под язык Kotlin. IntelliJ IDEA больше подходит для сайтов и десктопных программ, а Android Studio — для разработки мобильных приложений под андроид.
Установите плагин EduTools — это специальный инструмент, разработанный для изучения языка Kotlin. Есть в IntelliJ IDEA и Android Studio. Познакомьтесь с официальным руководством по языку Kotlin. Если возникнут сложности с переводом — посмотрите неофициальную русскоязычную версию.
Практическое применение Kotlin в стартапах и энтерпрайзе
Disclaimer: Я не имею никакого отношения к JetBrains, не получаю денег от продвижения Kotlin или от написания данной статьи. Весь материал — это лишь отражение моего личного опыта.
Выбор того или иного языка (и вообще любого инструмента) как правило продиктован как объективными, так и субъективными факторами. В каждом проекте могут быть свои особенности, влияющие на выбор. Я далек от того, чтоб устраивать очередной холивар на тему какой язык круче — языков много и у каждого своя ниша. Однако, на мой взгляд выбор между Kotlin и Java более определенный, поскольку Kotlin покрывает все возможности Java и добавляет много дополнительного функционала и сахара.
Исторически сложилось, что Java занял огромную часть рынка корпоративной разработки. Команды, начинающие новые проекты как в стартапах, так и в энтерпрайзе, по инерции в большинстве случаев выбирают в качестве основного языка именно Java. На мой взгляд, на сегодняшний день это является ошибкой, которая приводит лишь к увеличению стоимости разработки и дальнейшей поддержки кода.
В этой публикации я собираюсь объяснить свою позицию, а заодно опишу некоторые особенности перехода с Java на Kotlin как в условиях стартапа, так и в условиях крупного энтерпрайз-проекта.
Kotlin против Java
Можно было бы привести список из десятков-сотен преимуществ языковых конструкций в Kotlin против таких же конструкций в Java, но основной выигрыш от применения языка находится гораздо глубже.
Печально то, что разрыв лишь нарастает, несмотря на попытки его сократить со стороны Oracle. Например, дата-классы в Kotlin появились в самых ранних версиях, а некий их аналог в Java появился лишь в 14 версии, полагаю, как раз под давлением конкуренции с JetBrains.
Kotlin, напротив, стремился вобрать в себя все самые передовые практики от всех других языков разработки, при этом поддерживая интероперабельность с Java. Поэтому, сравнивая Java и Kotlin, мне приходит на ум аналогия со старым добрым и надежным паровозом с его чугунными поршнями (Java) и автомобилем с его персональной аудиосистемой, противоугонкой, хромированными ручками дверей и прочими «наворотами» (Kotlin).
Я лишь вкратце перечислю те преимущества, которые Kotlin предлагает из коробки, но которые с трудом достигаются в традиционном Java.
Множество элементов, сокращающих бойлерплейт: data class, getters&setters — в разы сокращает количество кода.
Более продуманная и юзабельная структура классов: вместо HashMap, например, Map (иммутабельный) и MutableMap (мутабельный) — позволяет с легкостью входить в язык новичкам и концентрироваться на бизнесовой постановке, а не на способах реализации.
Прямо из коробки идут различные защиты, например от null :
— что приводит к значительным сокращениям ошибок в программах и снижению стоимости поддержки.
На уровне языка идет поддержка асинхронных операций, которые существуют в Python и JS ES6 — приводит к упрощению работы с асинхронными и многопоточными операциями по сравнению с Java.
Kotlin Multiplatform — возможность компиляции программ на Kotlin одновременно для JVM, JS, Native (C/C++, Object C) — допускает снижение дублирования кода, более легкую интеграцию с фронтендами и более оптимальную разработку в архитектуре Serverless.
Domain Specific Language (DSL) — дает компактную и легкочитаемую замену билдерам.
Проблемы перехода на Kotlin
При обсуждении проекта с командами, возникают одни и те же вопросы по внедрению Kotlin. Давайте пройдемся по ним.
Где взять Kotlin разработчиков?
Kotlin хоть и относительно новый язык, но он уже завоевал значительную нишу. Специалистов, знакомых с Kotlin достаточно много на рынке. Сильно способствует этому то, что для Android Kotlin стал основным языком разработки.
В любом случае, любой разработчик, знакомый с Java, вполне успешно и быстро переходит на Kotlin (см. следующий вопрос).
Сколько нужно времени для подготовки разработчиков?
Kotlin разрабатывался на базе Java и совместим с ним на 100%. Поэтому для перехода на него не обязательно проходить какие-то специализированные курсы. Начать разрабатывать на Kotlin можно с первого дня. Базовых отличий не так много между языками. Например, if работает и там, и там практически одинаково, дополнительно в Kotlin его можно использовать в виде выражения:
Существенные языковые несовместимости между языками, естественно, присутствуют, но они довольно быстро осваиваются и продуктивнее их прочитать на официальном сайте Kotlin, чем слушать курс лекций.
Однако, надо понимать, что новичок будет пользоваться Котлином в стиле Java, т.е. без использования всех преимуществ языка. Для освоения практики использования Kotlin с его особенностями, безусловно требуется практический опыт. Значительно ускорить вход в язык помогает опытный разработчик, который может отревьюировать код и подсказать лучшие решения, либо практические курсы.
В любом случае, некоторая заминка в связи с переходом на новый язык, полностью покрывается значительным ускорением разработки на Kotlin.
Как быть с легаси кодом?
Kotlin полностью интероперабелен с Java, что позволяет прямо в программе на Kotlin использовать код, написанный в Java. Также в саму Intellij Idea включен плагин, который на лету умеет конвертировать куски кода (либо весь файл) из Java в Kotlin. Надо понимать, что качество автоконвертации не сравнится с работой человека, но тем не менее, инструмент очень полезный.
Начинающие разработчики на Kotlin бывает совершают ошибку, дублируя библиотеку для Java и для Kotlin. Поддерживать две версии библиотеки будет неэффективно, поэтому рекомендую либо просто продолжать ее разработку на Java и просто импортировать в Kotlin, а еще лучше сразу конвертировать ее в Kotlin и обеспечить совместимость с легаси семантикой.
У нас стартап, зачем нам Kotlin?
Довольно часто для стартапов применяется даже не Java, а такие языки как PHP, Python, JavaScript (NodeJS). В каких-то случаях это может быть оправдано, но надо иметь в виду следующее. Перечисленные языки могут себя неплохо показать для прототипирования, но из-за отсутствия строгой типизации, они меньше подходят для долгосрочных, крупных проектов. Просто потому, что строгая типизация позволяет избегать множества ошибок на этапе даже не компиляции, а на этапе написания кода в IDE. Ошибки, допущенные из-за отсутствия проверки типов, выливаются в простои в боевом режиме, приводя к убыткам. Поэтому вам нужно тщательно взвесить все выгоды от быстрой разработки на языках без строгой типизации и убытки от их применения в продуктовом режиме.
Довольно часто бытует мнение, что первую продажу можно сделать на каком-нибудь PHP, а затем мигрировать на Java/Kotlin. Мой опыт говорит, что сделать первую продажу можно вообще без кода хоть на PHP, хоть на Kotlin. Но времени для перехода с одного языка на другой на практике никто не даст при развитии стартапа. Каждый день будут задачи, которые нужно сделать вчера.
Безусловно, на любом языке можно написать плохо. Но PHP, Python, JS дают гораздо больше возможностей для низкокачественного кода, чем Java/Scala/Kotlin. И чем хуже изначально написанный код, тем хуже он поддерживается дальше, приводя к еще большим костылям. Я сталкивался со стартапом, который стартовал нормально, но за 7 лет своей работы получил совершенно нечитаемый и неподдерживаемый код на Python. Ситуация оказалась патовой: его нельзя было просто так закрыть из-за наличия обязательств, и нельзя было продолжить развивать из-за необходимости полностью переписать проект, на что бюджета уже не было.
Поэтому моя рекомендация для долгосрочных и потенциально крупных проектов — использовать Kotlin. Ускорение выхода на рынок можно реализовать не снижением качества разработки, а другими подходами типа правильного выбора MVP, гибкой архитектурой и сокращением расходов на техподдержку при качественно написанном коде.
Особенности разработки на Kotlin
Как я уже отмечал выше, применение Kotlin в реальных проектах может существенно отличаться от применения Java, благодаря тем дополнительным средствам, которые он предоставляет. Особенности эти, в итоге влияют в том числе и на общую архитектуру проекта. Поскольку особенностей много, я лишь для примера приведу несколько.
Ненулевые переменные и свойства класса
Существует множество случаев, когда нам просто необходимо делать свойства нулевыми. Например, в API или в хранилище мы не можем быть уверенными, что нам придет всегда non-nullable значение. Как раз здесь и играет свою роль DDD (domain driven design). Мы для отправки данных или для сохранения делаем отдельные DTO-классы, которые содержат в себе нулевые поля, а в рабочие модели мы их мапим со всеми проверками:
Таким образом, простое использование Null-safety в Kotlin стимулирует нас применять практику DDD, что в свою очередь делает наш код более гибким, защищенным от изменений API или внутренней логики.
Kotlin Multiplatform (KMP)
KMP — это довольно мощное средство и его стоит использовать в проектах при интеграции с JS и Native компонентами системы. На практике, KMP вполне неплохо себя показывает при описании API для потребления Single Page Application (SPI) типа React, Angular, Vue, а также мобильными приложениями под Android и iOS.
Но лично я предпочитаю разрабатывать фронтенд на Dart/Flutter, а с этим фреймворком простой интеграции через KMP пока не существует. Интеграцию между бэкендом на Kotlin и фронтендом на Dart можно реализовать с использованием OpenAPI, AsyncAPI, gRPC и других кодогенераторов.
На бэкенде KMP может быть применен, например, при использовании Serverless архитектуры, в том числе Google Cloud Functions, Yandex Cloud Functions, AWS Lambda и др. аналогов. Особенность бессерверных архитектур в том, что в них важна скорость старта приложения. Поэтому код на Python или NodeJs может показывать гораздо более низкое время отклика, чем на JVM. Использование KMP позволяет компилировать код в JavaScript или в Native executable, что вполне решает проблему быстрого старта.
Недостатки Kotlin
Наверное есть какие-то недостатки более бытового характера. Но для меня самым существенным недостатком является отсутствие фронтенд-фреймворка для Kotlin. Ktor, при всех его преимуществах, не достиг уровня фронтенд-фреймворка. Я как-то видел набор в Jetbrains фронт-разработчиков и думаю, что вскорости такой фреймворк будет анонсирован. Однако, на сегодняшний день на фронтенде я предпочитаю использовать Google Flutter, который использует язык Dart. Возможно для кого-то окажется более приемлемым переход на Dart как на фронтенде, так и на бэкенде вместо Котлина.
Заключение
В заключении хочу кратко суммировать основные утверждения настоящей статьи.