Что можно делать на уроке технологии для девочек 7 класс
Поурочное планирование для 7 класса(девочки) по технологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №112» Авиастроительного района города Казани.
___________/ Новикова Л.Н./
Заместитель руководителя по
по УВР МБОУ «СОШ №112»
___________/ Крайнова Т.А./
Руководитель МБОУ «СОШ №112»
___________/ Архипова С.В./
По Технологии (обслуживающий труд)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №112»
Авиастроительного района г. Казани
Рассмотрено на заседании
протокол №___ от «___»______2017__г.
2017-2018 учебный год
Рабочую программу составляет учитель на базе примерной программы – документа, раскрывающего обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету, и авторской программы, созданной в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и на основе примерной программы с оригинальной концепцией и построением содержания учебного предмета.
Общая характеристика программы
Рабочая программа по технологи (технология ведения дома) составлена на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии (и технология ведения дома), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.
формирование представлений о составляющих техносферы,
о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их туда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской).
ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА (8ч)
Основные теоретические сведения
Освещение жилого дома: основные типы ламп; типы и виды светильников; системы управления светом.
Систематизация, принципы размещения картин и коллекций в интерьере.
Гигиена жилища: виды и последовательность уборки помещений, средства для уборки. Санитарно-гигиенические требования к уборке помещений. Современные бытовые приборы для уборки помещений;
Творческий проект « Умный дом»
Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.
Выполнение электронной презентации « Освещение жилого дома».
Подготовка к защите и защита проекта.
Блюда из молока и кисломолочных продуктов (2ч)
Основные теоретические сведения
Пищевая ценность молока. Значение молока, молочных и кисломолочных продуктов в питании человека. Блюда из молока, молочных и кисломолочных продуктов. Виды тепловой обработки молока. Определение качества молока и молочных продуктов. Технология приготовления молочных супов и каш. Технология приготовления блюд из творога: сырников, вареников, запеканки.
Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога.
Изделия из теста (6ч)
Основные теоретические сведения
Виды разрыхлителей. Технология приготовления изделий из жидкого теста.
Виды теста и выпечки. Качество продуктов для выпечки, их функция в составе теста. Виды ароматизаторов теста. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для приготовления различных видов теста.
Технология приготовления изделий из пресного слоеного (готового или скороспелого) теста. Виды изделий из слоеного теста.
Технология приготовления изделий из песочного теста. Виды изделий из песочного теста. Способы формования печенья из песочного теста.
Приготовление изделий из жидкого теста. Приготовление изделий из слоеного и песочного теста.
Технология приготовления сладостей, десертов, напитков (2ч)
Основные теоретические сведения
Технология приготовления цукатов.
Десерты из шоколада и какао-порошка, технология приготовления «Шоколадных трюфелей».
Различные сладкие блюда (безе, суфле, желе, мусс, самбук), технология их приготовления, подача готовых блюд. Продукты и желирующие вещества, используемые для приготовления сладких блюд.
Сладкие напитки. Технология приготовления компота, морса, киселя.
Приготовление сладких блюд и напитков.
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет (2ч)
Основные теоретические сведения
Составление меню сладкого стола. Правила подачи десерта. Эстетическое оформление стола. Правила использования столовых приборов при подаче десерта, торта, мороженого, фруктов.
Творческий проект « Праздничный сладкий стол» (2ч)
Основные теоретические сведения
Возможная проблемная ситуация. Разработка меню для праздничного сладкого стола. Расчет расхода продуктов. Выполнения эскизов украшения праздничного стола. Оформление сладких блюд и подача их к столу.
Выполнение и защита проекта « Праздничный сладкий стол». Самооценка и оценка проекта.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (28ч)
Элементы материаловедения (2ч)
Основные теоретические сведения
Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их свойства. Технология производства шерстяных и шелковых тканей. Виды и свойства шерстяных и шелковых тканей. Определение вида тканей по сырьевому составу.
Ассортимент шерстяных и шелковых тканей.
Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств.
Конструирование поясной одежды (6ч)
Основные теоретические сведения
Виды поясной одежды. Юбка в народном костюме. Виды тканей, используемых для пошива юбок. Конструкции юбки (прямая, клиньевая, коническая).
Мерки, необходимые для построения основы чертежа прямой юбки.
Правила снятия мерок для построения чертежа юбки. Правила построения основы чертежа прямой юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину (по своим меркам).
Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод или Интернета. Определение индивидуального размера (российский и европейский размерный ряд). Чтение чертежа и перенос контура чертежа на кальку.
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование юбки в соответствии с выбранным фасоном. Получение выкройки швейного изделия из журнала мод и подготовка ее к раскрою.
Швейные ручные работы (2ч)
Основные теоретические сведения
Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Терминология ручных работ. Подшивание: прямыми, косыми, крестообразными стежками.
Изготовление образцов ручных швов.
Технология машинных работ (2ч)
Основные теоретические сведения
Изготовление образцов машинных швов.
Творческий проект «Праздничный наряд» (16ч)
Основные теоретические сведения
Проектирование праздничного наряда: выбор лучшей идеи (модели юбки) и обоснование.
Организация рабочего места для работ. Последовательность и приемы раскроя швейного изделия. Подготовка ткани и выкройки к раскрою. Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия: правила раскладки выкроек на ткани, раскладка выкроек на ткани, раскладка выкроек на ворсовой ткани, на ткани в клетку, в полоску, обмеловка, контрольные надсечки.
Обработка деталей кроя. Дублирование деталей с использованием флизелина, дублерина, клеевой прокладки.
Сборка поясного швейного изделия. Технология обработки вытачек, складок. Технология притачивания застежки-молнии. Технология обработки боковых срезов, пояса, нижнего среза юбки.
Влажно-тепловая обработка швейного изделия. Подготовка доклада к защите проекта.
Подготовка ткани к раскрою и раскрой проектного изделия. Обработка среднего (бокового) шва юбки с застежкой-молнией. Обработка складок, вытачек. Примерка изделия и устранение дефектов. Обработка верхнего среза прямым притачным поясом. Обработка нижнего среза юбки (потайными стежками). Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль, оценка и самооценка качества готового изделия.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА (20ч)
Ручная роспись тканей (4ч)
Основные теоретические сведения
Виды росписи по ткани. Художественные особенности различных техник росписи по ткани. Материалы, инструменты, приспособления. Красители анилиновые и на основе растительного сырья. Приемы росписи по ткани. Закрепление рисунка на ткани. Технология росписи по ткани «холодный батик».
Выполнение образца росписи по ткани в технике холодного батика.
Ручные стежки и швы на их основе. Вышивка (8ч)
Основные теоретические сведения
Вышивка как один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в России. Вышивка в народном костюме. Применение вышивки в современном костюме, интерьере. Организация рабочего места для ручного шитья.
Виды вышивки. Материалы и оборудование для вышивки. Виды ручных стежков (прямые, петлеобразные, петельные, косые, крестообразные).
Виды счетных швов (крест, гобеленовый, болгарский крест, хардангер).
Виды вышивки по свободному контуру (гладьевые швы).
Вышивка лентами: материалы, инструменты, приспособления. Приемы вышивки лентами.
Выполнение образцов швов. Выполнение образца вышивки швом крест. Выполнение образцов вышивки гладью. Выполнение образца вышивки лентами.
Творческий проект «Подарок своими руками» (8ч)
Основные теоретические сведения
Исследование проблемы, определение цели и задач проекта. Выбор техники выполнения проекта. Обоснование проекта. Разработка технологической карты, расчет затрат на изготовление изделия. Подготовка к защите проекта, оценка и самооценка.
Выполнение проекта «Подарок своими руками».
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса
Изучение технологии в 7 классе основной школы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
мотивация учебной деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
реализация творческого потенциала в духовной и предметно – продуктивной деятельности;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
гражданская идентичность (знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное понятие своей этнической идентичности)4
проявление технико – технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
осознание необходимости общественно – полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам);
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно – трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально – техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
виртуальное или натуральное моделирование технических объектов и технологических процессов;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей; проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
соблюдение норм и правил культуры в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности и познавательно – трудовой деятельности и созидательного труда;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико – технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
согласование и координация совместной познавательно – трудовой деятельности с другими ее участниками;
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия); саморегуляция;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
В познавательной сфере:
осуществление поиска и рациональное использование необходимой информации в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
владение методами чтения графической информации и способами выполнения чертежа поясного изделия;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующей культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
планирование технологического процесса и процесса труда;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
разработка освещения интерьера жилого помещения с использованием светильников разного вида, проектирование размещения в интерьере коллекций, книг; поддержание нормального санитарного состояния помещения с использованием современных бытовых приборов;
работа с кухонным оборудованием, инструментами; планирование технологического процесса и процесса труда при приготовлении блюд из молока, молочных и кисломолочных продуктов, из различных видов теста, при сервировке сладкого стола;
оценка и учет свойств тканей животного происхождения при выборе модели поясной одежды;
выполнение на универсальной швейной машине технологических операций с использованием различных приспособлений;
планирование и выполнение технологических операций по снятию мерок, моделированию, раскрою, поузловой обработке поясного изделия;
подбор материалов и инструментов для выполнения вышивки, росписи по ткани;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда;
в эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор средств знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого – психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
На изучение предмета отводится 2ч в неделю, итого 70ч за учебный год. Предусмотрены практические работы и творческие проекты по каждому разделу.
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Интерьер жилого дома (8ч)
Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере
Урок открытия нового знания
Личностно ориентированного обучения, групповой работы
Как грамотно разместить в интерьере разные виды светильников для создания комфортного освещения? Какие способы систематизации и размещения картин и коллекций в жилом помещении более эффективны?
Бытовые приборы для уборки
Урок общеметодологической направленности
Развивающего и проблемного обучения, личностноориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные
Какие санитарно-гигиенические требования предъявляют к уборке помещений? Какие бытовые приборы созданы для уборки и создания благоприятного микроклимата в помещении?
Знания: о требованиях к уровню освещения, типах и видах светильников; способах размещения коллекций.
Умения: выполнять эскиз (план) размещения светильников в жилом помещении с учетом всех требований, анализировать варианты размещения коллекций
Познавательные: исследовательская деятельность, определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция.
Коммуникативные: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, познавательного интереса, эстетических чувств, смыслообразования;
Нравственно – эстетическая ориентация
Знания: о санитарно – гигиенических требованиях к помещению, бытовых приборах для уборки помещений и создания микроклимата.
Умения: составлять план уборки помещения, выполнять уборку с использованием бытовых приборов
Познавательные: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция.
Коммуникативные: диалог, сотрудничество
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, познавательного интереса, эстетических чувств, смыслообразования; нравственно – эстетическая ориентация
Урок технологии (девочки) «Красота и мода». 7-й класс
Разделы: Технология
Класс: 7
Тип занятия: комбинированное.
Форма проведения: Лекция с практической частью.
Метод: Поисковый, иллюстративный.
Материально-техническое оснащение урока:
Ход уроков
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Основная часть
I. Исторические сведения.
В качестве материала для одежды человек использовал все то, что могло выполнить защитную функцию: листья и волокна тропических растений, мягкую кору деревьев и т.п. Выбор материалов для первобытной одежды обусловлен самой природой, в которой жил человек, и главным материалом повсеместно были шкуры животных.
Первоначальные формы одежды (целиком используемой шкуры) закрывавшей грудь и живот ( в виде передника) или спину, в зависимости от способа крепления:
Соединив покрытия по линии бока ( сначала с одной стороны, потом с обеих сторон) человек получил глухую рубаху без рукавов, которая по форме приблизилась к фигуре и лучше согревала тело человека (северные народы – тунгусский кафтан, одежда эстонцев, финнов, норвежцев).
Развитие трудовой деятельности и кочевой образ жизни в суровых природных условиях требовали более усовершенствованной одежды, которая дала бы возможность свободно двигаться, которая бы согревала бы руки. Общее направление, по которому шло дальнейшее развитие одежды, – появление рукавов, разреза спереди насквозь (распашная одежда), удлинение и расширение нижней части одежды. Развиваются формы глухой рубахообразной одежды из звериных шкур (малица, совик) сохранились и до наших времен на Крайнем Севере.
На большой территории Европы и Азии получила распространение кафтанообразная одежда с расширением в нижней части с помощью боковых клиньев и заужением деталей кроя (полочек, спинки) по линии талии.
Кафтан – длинный свободный верхний плащ восточного происхождения, спереди открытый, иногда подпоясанный, обычно с широкими рукавами.
Человеческое тело является основополагающим предметом модной стилизации. Одежда подчеркивает или скрывает определеннее части тела для приближения силуэта к общепринятому идеалу. Она поправляет и стилизует.
Подражание является необходимой предпосылкой моды, ее противоречием. Человек приспосабливается к окружающему миру, он приемлет моду, но с помощью моды стремиться отличиться от окружающих. Человек подражает другим и в тоже время старается в этой форме подражания осуществить свою собственную самостилизацию, свое представление о себе самом
Закономерности развития моды.
Модный цикл можно разбить на фазы:
У не очень дорогих предметов циклы сменяются очень быстро, от сезона к сезону. Такая сезонная обусловленность основными фазами – весна – лето и осень – зима – является признаком процесса развития моды.
Некоторые модные новинки после признания переходят в категорию стандарта.
Фактом, определяющим существование моды, является сопутствие димоды или антимоды, т.е. отрицательной реакции на любое нововведение, следовательно, мода провоцирует, антимоду и выполняет функцию контрстимулятора. Роль антимоды сложна и неоднозначна. Антимода: – разрушает идеальные образы; служит своеобразным обновителем стиля, убыстряет темпы развития моды, порождает контрастные, но популярные и демократические формы.
Цель ее – поколебать устоявшиеся позиции общества, а для бизнеса – увеличить объем продаваемых товаров.
Различается 7 аспектов социальной функции моды:
Основные отличия элитарной моды: индивидуальное изготовление, способ ношения, максимальное соответствие между всеми элементами костюма и его назначение – ансамбливость
Направления в современной моде:
При разработке новой модели художник – модельер учитывает назначение одежды, фактуру ткани, ее цвет, размеры рисунка, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к ней, направление моды, возраст и занятие человека, которому она предназначена, формы и пропорции фигуры человека.
Пропорции – это соотношение костюма по величине меду собой и в сравнении с фигурой человека. Длина, ширина, объем юбки, рукава, форма головного убора и деталей влияют на зрительное восприятие фигуры человека. В костюме применяют естественные пропорции (для любой фигуры) и сознательно нарушенные (для устранения недостатков фигуры).
Масса костюма, его тяжесть или легкость зависят от:
Цвет – одно из самых выразительных средств в костюме. Он влияет на чувства и настроение людей, поэтому при создании костюма обязательно учитываются свойства цвета. Цвета теплые (желтый, оранжевый, красный) энергичные, они возбуждают человека. Цвета холодные (фиолетовый, синий, голубой, зеленый) сдержанные, успокаивают человека.
Светлые (чистые, теплые) цвета приближают и увеличивают предмет, делают его легче.
Темные (холодные) цвета удаляют, уменьшают предмет, придают ему тяжесть.
Каждый сезон в моде другая цветовая гамма
Выбор цвета зависит от:
Гармонирующие цвета
Негармонирующие цвета и оттенки
Зеленый, синий, синевато-зеленый, золотисто-желтый
Фиолетовый, кирпичный, коричневый, каштановый, красновато-желтый
Бордо, коричневый, серый
Синий, красный, каштановый, сиреневый
Небесно-голубой, зеленый, фиолетовый, лиловый, коричневый, белый
Беж, синий с зеленоватым оттенком, серый, золотистый
Бордо, каштановый, сиреневый, розовый
Зеленый, коричневый, золотистый
Красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый
Бордо, темно-фиолетовый, сиреневый
Красный, серый, золотистый, бордо
Зеленый, сиреневый, розовый, коричневый
Золотистый, желтый, оранжевый, светло-зеленый, травяной, цвет морской воды.
Серый, каштановый, светло-фиолетовый, зеленый
Синий, кирпичный, красный, бордо, золотистый, розовый,
Зеленый, сине-зеленый, серый, розовый, синий
Сиреневый, кирпичный, красный, золотистый
Черный, зеленый, красный, синий, розовый, желтый, голубой
Все активно цветное, пестрое, яркое требует большой осторожности. Во-первых, это уместно в сочетании с яркой внешностью, яркой природой, солнцем; во-вторых, излишне яркие цвета одежды, особенно в виде крупного орнамента, букетов могут сделать фигуру бесформенной; в-третьих, они часто раздражают окружающих, особенно рабочей обстановке. Именно при использовании ярких цветов особенно требуется чувство меры, тонкий вкус.
Аксессуары (от франц. аccessories “мелкая деталь”) – это дополнения к одежде: чулки, шарф, платок, сумка, пояс, перчатки, зонтик…
Ансамбль (от франц. еnsemble “вместе”) – гармоничное по цвету и форме сочетание одежды с головным убором и аксессуарами; все вещи подобраны дуг к другу и выглядят как единое целое.
Ассортимент (от франц. аssoriment) – это совокупность швейных изделий от белья до верхней одежды.
Гардероб (от франц. garbe-robe) – это вся одежда, принадлежащая одному человеку и отвечающая определенным социальным, климатическим условиям и образу жизни человека.
Гарнитур (то франц. garniture) – это определенный круг вещей, выполняющих общую функцию (из одного материала и общего стиля).
Комплект – это полный набор вещей, выполненных из сочетающихся материалов, имеющих общее назначение и стилевое решение.
Набор – это ряд вещей, выполняющих общую функцию (белье, Обувь, юбки, кофты и т.д.), где единство материала и стиля не обязательно.
Стиль лат.stilus – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру. Стиль – это манера одеваться. (Мода приходит и уходит, а стиль остается.)
Таким образом, одежда всегда отражала суть времени и образа жизни людей.
Современный стиль одежды характеризуют простота и художественная выразительность, разнообразие форм и материалов, гармоничная согласованность формы с назначением и материалом. В одежде XXI в. стали традиционными приемлемые в настоящее время костюмов различных исторических эпох.
Принято различать четыре основных стиля: классический (строгий, деловой, элегантный) (рис. 12).
Спортивный (удобный для движения, активного отдыха и работы) (рис.13).
Романтический и фантази (рис.14, рис.15)
Силуэт – это плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, четко ограниченных контурами. Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеч, длиной и шириной изделия внизу. Для точной характеристики силуэт сравнивают с геометрическими фигурами (например, трапеция (рис.16), треугольник ( рис.17), овал – (рис. 18) или с различными предметами (карандаш (рис. 19), тюльпан – (рис.20).
Форма костюма, его силуэт ограничены силуэтными линиями, а внутри силуэта располагаются линии разного назначения:
фасонные (модельные) – подчеркивают особенности силуэта, например линии воротника и лацканов, линия “реглана” и т.п.;
конструктивные – создают объемную форму костюма в пространстве, необходимы для создания силуэта и посадку его на фигуре человека, например плечевые и боковые швы, средняя линия спинки и т. п.;
декоративные – служат для украшения наиболее важных для зрительного восприятия частей костюма, например кокетки, карманы, драпировки и т.п.
Идеальное человеческое тело еще у древних греков считалось образцом гармонии и соразмерности объемов форм и линий. Если за единицу измерения (модуль) принять размер головы, можно рассмотреть отношение частей фигуры между собой. Модуль в росте фигуры укладывается 7,5 – 8 раз. Ширина плеч – 1,5 модуля, ширина бедер – 1,6 модуля, ширина талии – 1 модуль. В верхней части фигуры – от темени до талии – модуль укладывается 3 раза, в нижней – 5 раз. Расстояние от темени до бедер равно длине ног (4модуля). Локтевой сгиб находится на уровне талии. Длина руки равняется 3-м модулям (рис.21).
Пропорциональность фигуры человека зависит не только от правильно выбранных пропорций одежды, но и от прически, величины головного убора, высоты каблука обуви и т.д. Все это должен учитывать художник – модельер при разработке моделей одежды. Одним из средств связи в единое целое всех элементов композиции модели является ритм.
Ритмом называется закономерное чередование соизмеримых форм и элементов одежды.
Самое простое проявление ритма – это повторение одного и того же элемента через равные промежутки. Такой вид ритма называется метрическим (рис. 22). Нарастание или убывание элемента характеризует пропорционально – последовательный ритм (рис. 23). В радиально – лучевом ритме организация элементов может быть лучевой или радиальной (рис. 24)
III. Практические работы
1. “Выполнение эскиза модели по описанию”.
Оборудование: журналы мод с фотографиями и рисунками одежды, эскизы моделей и описания к ним, выполненные художником – модельером, листы ватманской бумаги формата А4, карандаши ТМ, М.
Порядок выполнения работы:
2. Выполнение цветового круга.
Учащиеся выполняют цветовой круг. Коллективная работа
- Что можно делать на уроке технологии в 5 классе
- Что можно делать на уроке технологии для девочек