Что можно делать с проектом

Как управлять проектом? Самый простой пошаговый план для новичков

Сегодня я расскажу о самом простом плане работы с проектом от его начала до его завершения. Этот план отлично подойдет для новичков. Если вы еще не освоили Agile, не знаете всех инструментов и лучших практик, но проект сделать нужно, то эта статья для вас.

Совсем немного введения

При разработке нового продукта важно выяснить каким конкретным требованиям он должен соответствовать, необходимо продумать основные функции и интерфейс, а также некоторые важные детали реализации.

Как правило, до начала процесса разработки подготавливается описание основных, самых важных компонентов и достаточно поверхностно, некоторые детали могут быть описаны подробнее, при необходимости. Детализация требований происходит параллельно с процессом программирования и фиксируется, обычно, в ТЗ, а также в виде задач для команды. Такой подход позволяет на этапе инициации проекта достаточно быстро подготовить информацию по проекту, которую можно использовать в оценке проекта, а также дает большую гибкость в реализации проекта, так как требования имеют свойство меняться в процессе (закладываем на это время в оценке).

Итак, ниже я опишу материалы, которые необходимо подготовить для проекта, а также основные этапы работы над проектам от инициализации до запуска и что вам нужно делать на каждом из них.

Для полноценного проектирования и детализации требований продукта необходимо подготовить следующее:

Техническое задание, где мы описываем в текстовом виде и с помощью диаграмм все требования и детали проекта.

Прототипы дизайна, где в общем виду показать какая информация будет размещаться на основных экранах

Смета проекта, где указаны все виды работ на проекте и их оценка в человеко-часах или в днях, а также стоимость проекта

Из второстепенных материалов:

Роадмап проекта, где указываем календарный план работ и майлстоуны

Устав, который часто разрабатывается вместе с контрактом на этапе инициации и где указываем правила работы над проектом (полезная вещь, особенно в неопытных командах)

Ниже я буду описывать процесс работы над проектом, где опишу немного подробнее разработку материалов:

Этап Инициации

На этом этапе идея продукта формируется в виде более подробных требований. Необходимо описать в техническом задании следующее:

Общая информация о проекте

Целевая аудитория проекта и ее проблемы (потребности), которые будет решать продукт

Ожидаемые выгоды от проекта (для ЦА)

Основные функции, которые пользователи смогут выполнять в системе. Составляется в общем виде с базовым описанием. Нужно разбить проект на компоненты, в состав которых может входить несколько функций.

Основные экраны и информация на них (в текстовом виде), которая составляется на основе требований к функциям из пункта выше.

На основе этого Технического Задания делаем Прототипы дизайна, где отображаем информацию, которая описана в последнем пункте. Стоит учесть, что в процессе могут возникнуть изменения и дополнения в ТЗ и это нормально.

После того, как готовы базовое ТЗ и прототипы, формируем Смету проекта, где указываем все виды работ, их оценку в часах, а также бюджет проекта. Иногда там же можно указать майлстоуны. Что касается оценки, то существует масса вариантов, но лично я предпочитаю оценку через бета-распределение (упрощенную версию)

Также можно составить Роадмап проекта на этом этапе, где указать календарный план работ и майлстоуны:

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектом

Этап Разработки

На этом этапе подготовленное ранее Техническое задание разбивается на части (функциональные компоненты, например), затем каждая часть описывается более детально, затем разбивается на конкретные задачи для команды и идет в разработку. Таким образом, пока идет проектирование и описание второй части, первая часть уже разрабатывается.

Для каждого компонента системы указывается следующее:

Список use cases (можно постепенно дополнять use case диаграмму или сразу сделать ее в полном объеме) с описанием каждого use case

Описание экранов (также можно постепенно составлять схему экранов или карту сайта)

База данных для компонента (может постепенно дополняться или разрабатываться сразу полностью)

Стоит отметить, что есть разные подходы к разработке Дизайна. В некоторых проектах дизайн полностью подготавливается до разработки, но я часто сталкиваюсь с тем, что дизайн делается частями в момент разработки. Таким образом, сперва подготавливаются основные экраны и компоненты, затем начинается разработка и по мере описания частей решения (о чем я писал выше) составляется дизайн для соответствующих компонентов, который также частями передается в разработку

Этап Запуска

Этап разработки завершается полноценным приемочным тестированием системы. Когда основные баги исправлены, проект запускается на сервере или (если это не серверное решение) отправляется в стор, после чего могут понадобится дополнительные настройки, которые лучше заранее расписать в ТЗ в виде требований к окружению (серверу).

Кроме того, в материалах, описанных выше, могут быть и другие составляющие или, напротив, отсутствовать некоторые из описанных, что вполне нормально и индивидуально для каждого проекта.

Это, конечно, очень упрощенное описание работы над проектом, но достаточное для понимания того, какие материалы и как нужно готовить. Самое важное при работе над проектом пользоваться не только правилами, а также и здравым смыслом.

Источник

GRAMOPOD.RU

Статьи об ИТ в образовании

Как сделать школьный проект

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектом

Что такое проект и проектная деятельность

Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.

Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.

Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).

Проект это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.

Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектом

Цели проектной деятельности

Особенности проектной деятельности

Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.

В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы

От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектомЭтапы выполнения проекта

Шаг «Реализация задач и создание продукта» будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.

Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!

Как выбрать тему школьного проекта

Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.

Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:

Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель.
Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету.
Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектом

Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:

Тема проектаПродукт/результат проекта
Компьютерные игры: польза или вредВидео-ролик или компьютерная анимация по безопасной работе за компьютером.
Что означают наши имена?Буклет с именами одноклассников и их значениями.
История футболаБуклет со списком секций по футболу, которые есть в городе. Можно поделить на две категории: бесплатные и платные.
Таблица умножения на пальцахБрошюра или буклет с правилами умножения на пальцах.
Видео-ролик, демонстрирующий умножение на пальцах.
Поэты писатели о моём родном городеБлог в Интернет, посвящённый этой теме. Можно создать на бесплатных платформах (Blogger от Google, https://www.blogger.com).
Звонкие и глухие согласныеПрограмма на языке Scratch для проверки знаний звонких и глухих согласных.
ВегетарианствоБрошюра с рецептами вегетарианских блюд.
Интернет-блог, посвящённый вегетарианству. Можно сделать бесплатной платформе Blogger от Google, https://www.blogger.com.

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектом

Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта

Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.

Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать «тема актуальна, потому что лично мне интересна» — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.

Например, для темы «Компьютерные игры: польза или вред» актуальность можно описать следующим образом:

Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.

Лайфхак: чтобы доказать актуальность проекта, воспользуйтесь сервисом https://wordstat.yandex.ru. На этом сервисе показывается статистика запросов пользователей на Яндексе. Чем больше люди что-то ищут, тем это актуальнее. В проект можно включить скриншоты из этого сервиса.

Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, «информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр«, «повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных«.

Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы «Почему ты это делаешь?» (актуальность) и «Чего ты этим хочешь добиться?» (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.

Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.

Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.

Определение этапов проекта и выполнение проекта

О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.

Шаг «Реализация задач и создание продукта» надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.

Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.

Приведём пример этапов для проекта «Звонкие и глухие согласные», который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:

Оформление проекта

Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.

В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.

В какой программе оформить проект?

Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.

Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.

Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:

Требования к оформлению

Если вы будете представлять проект на какой-нибудь конкурс, то требования к оформлению будут содержаться в Информационном сообщении этого мероприятия. Ничего выдумывать не надо: оформите так, как просят Организаторы конкурса или конференции.

Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.

Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:

Создание презентации и защита проекта

Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.

В какой программе сделать презентацию?

Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.

Какие должны быть слайды в презентации

Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс

Как написать речь защиты проекта

О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.

Источник

Работа с проектом: этапы, особенности и артефакты

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектом

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектом

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектом

Начинаем серию статей для быстрого погружения в проджект-менеджмент. Весь курс в видеоформате можно бесплатно пройти на GeekBrains. А здесь первый урок в текстовом виде — для тех, кому удобнее читать.

Этапы проекта

Любой проект состоит из четырёх этапов: инициализации, планирования, реализации и завершения. Рассмотрим каждый подробнее.

Инициализация. Заказчик приходит к проджект-менеджеру с запросом. Менеджер анализирует бизнес-идею (определяет содержание и длительность проекта), разрабатывает проектное задание и выполняет стратегическое планирование.

Планирование. Проджект-менеджер определяет, из каких специалистов будет состоять команда, каковы объёмы проекта, его этапы и контрольные точки для сверки с заказчиком. Также выявляет возможные риски и рассчитывает ресурсы.

Реализация. Проджект помогает команде создать конечный продукт или его часть — для этого отслеживает и контролирует каждый из этапов, решает проблемы, информирует заказчика о ходе проекта и управляет изменениями.

Завершение. Проджект-менеджер сдаёт продукт заказчику, оценивает уровень удовлетворённости клиента и приобретённый опыт. Фиксирует успехи, неудачи и их причины, чтобы стать эффективнее и избежать негативного опыта в будущем.

Проектные артефакты

Артефакты проекта — это физические носители информации, которые подтверждают договорённости и позволяют всем членам команды следить за ходом проекта. Например, договор, коммерческое предложение, техническое задание, сопроводительные документы, исполняемые файлы, исходные тексты, веб-страницы, файлы с данными и справочной информацией. При этом универсального набора артефактов не существует — на каждом проекте он свой.

Рассмотрим, как распределяются артефакты на каждом из этапов проекта. При этом от проекта к проекту набор будет немного разным.

Инициализация: техническое задание, коммерческое предложение, договор и приложение к нему, дополнительное соглашение.

Планирование: план проекта, дорожная карта, точки сверки и ресурсный план.

Реализация: акт сдачи-приёмки работ, замечания и доработки.

Завершение: инструкция по работе, обучение, акт сдачи-приёмки работ.

Так могут выглядеть основные артефакты по IT-проекту:

Сбор артефактов

Проджект-менеджер собирает артефакты проекта во время согласования требований с заказчиком и уточнения деталей — лучше показаться дотошным и избежать недоразумений, чем поскромничать и недопонять клиента.

Проджект обсуждает требования с командой, чтобы быть уверенным, что каждый понял свою задачу и выполнит работу корректно. Это ещё один этап, на котором формируются артефакты проекта.

Проджект-менеджер согласовывает результаты с конечными пользователями — это подтверждает, что команда делает именно то, что нужно заказчику.

Результаты каждой встречи фиксируются — это позволяет избегать многих неприятных ситуаций. Например, если заказчик попросит разработать новую фичу, которая не была прописана в изначальном техническом задании, — будет возможность обсудить условия дополнительной оплаты и новые сроки. Клиент не сможет сказать, что он говорил о ней ранее и вы обещали реализовать её в рамках стандартной оплаты. Также это не позволит заказчику выставить одни требования, а затем сказать: «Я видел это совсем иначе». У вас всё зафиксировано!

После встречи проджект рассылает её итоги всем участникам проекта, а клиента просит подтвердить, что он тоже ознакомился с ними. Если он не отвечает, то менеджер не стесняется напомнить о письме.

Виды артефактов

Артефакты делятся на формальные и неформальные.

Формальные — обязательные, прописанные в договоре, на которых стоят реквизиты заказчика и исполнителя. Также к формальным артефактам относится документация и элементы, которые указаны в официальных документах. Если в договоре написано, что исполнитель обязан предоставить результаты исследования, то они будут формальным артефактом.

Неформальные артефакты — вся остальная информация: итоги переписок, сообщения в мессенджерах, записи с флипчарта, на котором команда фиксирует ход проекта, стикеры с канбан-доски и даже матрица RACI.

Виды заказчиков

Заказчиков принято разделять по двум принципам. Первый — по традиционному объёму документации, который необходимо вести по проекту. Второй — с точки зрения того, как происходит процесс взаимодействия до запуска проекта. В этой классификации выделяют четыре вида заказчиков:

Есть и другая категоризация заказчиков — по ней они могут быть внутренними и внешними. Внутренний заказчик — это смежный отдел. Если GeekBrains закажет IT-решение у отдела разработки, входящего в Mail.ru Group, то станет для него внутренним заказчиком — всё будет происходить в рамках одной компании. Если GeekBrains поставит задачу разработать IT-решение стороннему подрядчику, то выступит для него внешним заказчиком.

Зона ответственности заказчика

Работая в любом проекте, нужно понимать, к кому и с каким вопросом обращаться: что может решить заказчик, что руководитель, а когда стоит получить больше информации от команды. Чтобы не растеряться в самый неподходящий момент, на старте нужно распределить зоны ответственности. Один из классических инструментов для этого — матрица RACI.

Матрица RACI — это таблица, в которой проджект-менеджер по горизонтали вписывает зоны ответственности, а по вертикали — исполнителей и другие действующие лица на проекте (заказчиков, членов команды, подрядчиков). Этот инструмент помогает распределить ответственность ещё на этапах инициализации и планирования проекта.

В матрице выделяется четыре зоны ответственности: R — responsible (исполняет), A — accountable (несёт ответственность) C — consult before doing (консультирует до исполнения), I — inform after doing (оповещает после исполнения). Рассмотрим это на примере.

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектом

По горизонтали прописаны зоны ответственности, а по вертикали — действующие лица. Анна разрабатывает устав, а Бен несёт ответственность за выполнение этой задачи. Если у кого-то из членов команды появится вопрос про устав, он сразу поймёт, к кому обратиться.

Чтобы составить матрицу RACI, нужно выполнить следующие шаги:

При этом важно соблюдать основные принципы:

Удержать все эти вещи в голове непросто, но благодаря практике можно стать эффективным проджект-менеджером. Попробуйте начать свой путь в профессии с бесплатного курса GeekBrains. Желаем удачи!

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектом

Начинаем серию статей для быстрого погружения в проджект-менеджмент. Весь курс в видеоформате можно бесплатно пройти на GeekBrains. А здесь первый урок в текстовом виде — для тех, кому удобнее читать.

Этапы проекта

Любой проект состоит из четырёх этапов: инициализации, планирования, реализации и завершения. Рассмотрим каждый подробнее.

Инициализация. Заказчик приходит к проджект-менеджеру с запросом. Менеджер анализирует бизнес-идею (определяет содержание и длительность проекта), разрабатывает проектное задание и выполняет стратегическое планирование.

Планирование. Проджект-менеджер определяет, из каких специалистов будет состоять команда, каковы объёмы проекта, его этапы и контрольные точки для сверки с заказчиком. Также выявляет возможные риски и рассчитывает ресурсы.

Реализация. Проджект помогает команде создать конечный продукт или его часть — для этого отслеживает и контролирует каждый из этапов, решает проблемы, информирует заказчика о ходе проекта и управляет изменениями.

Завершение. Проджект-менеджер сдаёт продукт заказчику, оценивает уровень удовлетворённости клиента и приобретённый опыт. Фиксирует успехи, неудачи и их причины, чтобы стать эффективнее и избежать негативного опыта в будущем.

Проектные артефакты

Артефакты проекта — это физические носители информации, которые подтверждают договорённости и позволяют всем членам команды следить за ходом проекта. Например, договор, коммерческое предложение, техническое задание, сопроводительные документы, исполняемые файлы, исходные тексты, веб-страницы, файлы с данными и справочной информацией. При этом универсального набора артефактов не существует — на каждом проекте он свой.

Рассмотрим, как распределяются артефакты на каждом из этапов проекта. При этом от проекта к проекту набор будет немного разным.

Инициализация: техническое задание, коммерческое предложение, договор и приложение к нему, дополнительное соглашение.

Планирование: план проекта, дорожная карта, точки сверки и ресурсный план.

Реализация: акт сдачи-приёмки работ, замечания и доработки.

Завершение: инструкция по работе, обучение, акт сдачи-приёмки работ.

Так могут выглядеть основные артефакты по IT-проекту:

Сбор артефактов

Проджект-менеджер собирает артефакты проекта во время согласования требований с заказчиком и уточнения деталей — лучше показаться дотошным и избежать недоразумений, чем поскромничать и недопонять клиента.

Проджект обсуждает требования с командой, чтобы быть уверенным, что каждый понял свою задачу и выполнит работу корректно. Это ещё один этап, на котором формируются артефакты проекта.

Проджект-менеджер согласовывает результаты с конечными пользователями — это подтверждает, что команда делает именно то, что нужно заказчику.

Результаты каждой встречи фиксируются — это позволяет избегать многих неприятных ситуаций. Например, если заказчик попросит разработать новую фичу, которая не была прописана в изначальном техническом задании, — будет возможность обсудить условия дополнительной оплаты и новые сроки. Клиент не сможет сказать, что он говорил о ней ранее и вы обещали реализовать её в рамках стандартной оплаты. Также это не позволит заказчику выставить одни требования, а затем сказать: «Я видел это совсем иначе». У вас всё зафиксировано!

После встречи проджект рассылает её итоги всем участникам проекта, а клиента просит подтвердить, что он тоже ознакомился с ними. Если он не отвечает, то менеджер не стесняется напомнить о письме.

Виды артефактов

Артефакты делятся на формальные и неформальные.

Формальные — обязательные, прописанные в договоре, на которых стоят реквизиты заказчика и исполнителя. Также к формальным артефактам относится документация и элементы, которые указаны в официальных документах. Если в договоре написано, что исполнитель обязан предоставить результаты исследования, то они будут формальным артефактом.

Неформальные артефакты — вся остальная информация: итоги переписок, сообщения в мессенджерах, записи с флипчарта, на котором команда фиксирует ход проекта, стикеры с канбан-доски и даже матрица RACI.

Виды заказчиков

Заказчиков принято разделять по двум принципам. Первый — по традиционному объёму документации, который необходимо вести по проекту. Второй — с точки зрения того, как происходит процесс взаимодействия до запуска проекта. В этой классификации выделяют четыре вида заказчиков:

Есть и другая категоризация заказчиков — по ней они могут быть внутренними и внешними. Внутренний заказчик — это смежный отдел. Если GeekBrains закажет IT-решение у отдела разработки, входящего в Mail.ru Group, то станет для него внутренним заказчиком — всё будет происходить в рамках одной компании. Если GeekBrains поставит задачу разработать IT-решение стороннему подрядчику, то выступит для него внешним заказчиком.

Зона ответственности заказчика

Работая в любом проекте, нужно понимать, к кому и с каким вопросом обращаться: что может решить заказчик, что руководитель, а когда стоит получить больше информации от команды. Чтобы не растеряться в самый неподходящий момент, на старте нужно распределить зоны ответственности. Один из классических инструментов для этого — матрица RACI.

Матрица RACI — это таблица, в которой проджект-менеджер по горизонтали вписывает зоны ответственности, а по вертикали — исполнителей и другие действующие лица на проекте (заказчиков, членов команды, подрядчиков). Этот инструмент помогает распределить ответственность ещё на этапах инициализации и планирования проекта.

В матрице выделяется четыре зоны ответственности: R — responsible (исполняет), A — accountable (несёт ответственность) C — consult before doing (консультирует до исполнения), I — inform after doing (оповещает после исполнения). Рассмотрим это на примере.

Что можно делать с проектом. Смотреть фото Что можно делать с проектом. Смотреть картинку Что можно делать с проектом. Картинка про Что можно делать с проектом. Фото Что можно делать с проектом

По горизонтали прописаны зоны ответственности, а по вертикали — действующие лица. Анна разрабатывает устав, а Бен несёт ответственность за выполнение этой задачи. Если у кого-то из членов команды появится вопрос про устав, он сразу поймёт, к кому обратиться.

Чтобы составить матрицу RACI, нужно выполнить следующие шаги:

При этом важно соблюдать основные принципы:

Удержать все эти вещи в голове непросто, но благодаря практике можно стать эффективным проджект-менеджером. Попробуйте начать свой путь в профессии с бесплатного курса GeekBrains. Желаем удачи!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *