Что можно есть после причастия и исповеди
Не подавай меча вместо пищи
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему
О том, кто может приступать ко Святому Причащению и что для это делать: нужно ли поститься, исповедоваться и молиться особым образом, рассуждает самый известный румынский старец и духовник архимандрит Клеопа (Илие).
Святое Причастие приносит человеку великую пользу, если он действительно причащается с верой, подготовившись и получив разрешение духовника. А кто приступает недостойно, тот суд себе ест и пьет, ибо Причастие — это огонь, пожигающий недостойных, — ты видел, что сказано в молитвах перед Святым Причащением.
— Кто может причащаться Святых Христовых Таин?
— Тот, чья жизнь чиста, непорочна; чьё извещение помысла чисто, на ком нет канонических препятствий и кто разрешён духовником, тот может причащаться, а кто не исповедан, не разрешён духовником и не выполнил назначенной ему епитимии, тот и к Причащению приступить не может. Ибо даже если он всего лишь раз в год причастится, он всё равно будет подобен Иуде, который причастился один раз, и вошёл тогда в него сатана, и он предал Господа (см.: Ин. 13:27).
Если кто-нибудь недостоин, тот и один раз в год да не причащается… А если он очистился и приготовился по каноническому порядку Церкви Христовой исповедью и выполнил полагающуюся ему епитимию — то да приступит со страхом и трепетом.
— Что вы можете сказать о причащении детей младше семи лет? Нужна ли тут исповедь?
— Невинных деток младше пяти лет хорошо будет причащать, если возможно, и каждое воскресенье. А детей шести-семи лет, особенно сейчас, хорошо будет исповедать и затем причастить, ибо сегодня дети видят и слышат много соблазнов: дома, по телевизору и повсюду, когда за ними не следят родители.
Также и о старых и больных говорит святой Симеон Фессалоникийский: «Старым и больным, на ком нет канонических препятствий, хорошо будет причащаться почаще, и в великие праздники».
Всегда перед Причастием, после того, как ты положишь свои поклоны, после того, как бросишь грех и выполнишь епитимию, назначенную священником, тебе нельзя перед Святым Причастием самое меньшее три дня ни вина пить, ни есть скоромной пищи или приготовленной на растительном масле. А в промежутки времени между постами ты не можешь причащаться без исповеди, без епитимии и без недели поста (или хотя бы трех дней). Перед тем, как причаститься, не ешь пищи с растительным маслом и не пей вина; только сухоядение. Так полагается перед Святым Причащением, братья.
— Расскажите нам о причащении монахов, о частом причащении.
— Монастырские монахи, если у них есть хороший духовник, пусть исповедуются как можно чаще. У нас исповедь, как видите, совершается раз в неделю, в пятницу. Но у меня есть очень трезвенные [1] монахи, которые приходят по два, а то и по три раза в неделю на исповедь: «Отче, я пропустил утреню», «Отче, я не вычитал правила», «Отче, я съел то-то до трапезы», — и диву даёшься, чего только они не скажут. Если его укоряет совесть, то он приходит, ты кладешь руку ему на голову, разрешаешь его, и ему становится легко.
Так что и старые, и больные монахи могут причащаться раз в неделю; остальные, если им позволяет духовник, могут причащаться самое меньшее раз в сорок дней, а лучше всего — раз в месяц.
— А имеется ли какое-нибудь указание у святых отцов о причащении раз в сорок дней?
— Да, есть, у святого Симеона Фессалоникийского. Он говорит, что раз в сорок дней каждый да готовится и да причащается, если на нём нет какого-нибудь канонического препятствия. Бывает грех, который и на двадцать лет запрещает Причащение.
В случае смерти, если ты видишь, что человек может умереть, ты подаёшь ему Причастие. Перед смертью нельзя запрещать ему причаститься; если же он не умрет и останется жив, то продолжит выполнять свою епитимию. Знайте это.
— Можно ли кому-нибудь причаститься, не исповедуясь?
— Нет. Никогда. Ни в случае смертельной опасности, ни в любом другом случае, нет. Сначала исповедь, а потом уже пусть причащается.
— Что вы можете сказать нам об общей исповеди, практикующейся по местам, на которой верующие не исповедуют индивидуально своих грехов и не бывает разрешения грехов с возложением рук на каждого?
— Эта исповедь неканонична, она не имеет силы Таинства, а грехи остаются неразрешенными. Подобные практики нужно совершенно прекратить, чтобы не упразднялось Таинство Святой Исповеди и не были ввержены в осуждение как священник, так и верующий.
— Сколько раз в году должны исповедоваться миряне?
— Исповедь не приурочена к каким-нибудь временам и срокам в течение года. Мы можем прибегать к духовнику каждый раз, когда испытываем потребность в том, чтобы облегчить свою душу от бремени грехов и получить утешение по благодати и надежду спасения. Чем чаще мы исповедуемся, тем лучше.
— Сколько раз в году мы должны причащаться, по уставу Церкви?
— Какие главные условия надо выполнить, чтобы достойно принять Тело и Кровь Господни?
— Приготовление ко Святому Причастию бывает двух видов: телесное и душевное. В общем оно состоит из следующих частей:
а) исповедь, то есть признание грехов, без которого никому нельзя причащаться, даже клирику. Только дети до семи лет освобождаются от исповеди;
б) примирение со всеми людьми. Никому нельзя причащаться, если он находится с кем-нибудь в ссоре, не примирился с кем-то, испытывает по отношению к кому-либо злобу, ненависть или желание отомстить. Бог, будучи Любовью, принимает в Святыне только тех, кто прощает и живет в любви;
в) воздержание от скоромной пищи и всякой телесной похоти и нечистоты. Супруги должны хранить себя в чистоте самое меньшее семь дней до Святого Причастия и еще три дня после Святого Причастия.
Верующие должны хранить себя в чистоте и поститься по средам, пятницам и во все четыре поста, когда они и причащаются. В случае тяжелой болезни священник назначает более короткий пост, в зависимости от обстоятельств. Те, кто причащается не во время постов, должны поститься самое меньшее от трех до семи дней перед Святым Причастием. Перед принятием Святыни христиане должны воздерживаться от пьянства, табака, развлечений, шуток, зависти, клеветы и так далее;
г) выполнение епитимии, наложенной духовником. Верующие не могут причащаться без согласия своего духовника и выполнения епитимии, наложенной на них на исповеди, кроме случаев болезни и других тяжелых обстоятельств, когда оказавшиеся в них люди могут принимать Святыню, в какой бы ситуации они ни находились;
— Как полагается исповедоваться и причащаться монахам, по установлению святых отцов? Как часто могут причащаться монахи, схимонахи и больные монахи?
— Всё, что я сказал до сих пор об этом Святом Таинстве, действительно и для монахов. Монахи и схимонахи должны причащаться Тела и Крови Господней чаще мирян, но с должным приготовлением, по священным канонам, и с разрешения их духовника.
— Может ли спастись человек без духовника и исповеди?
— Нет. Никто не может спастись — ни миряне, ни монахи, ни клирики — без исповедания грехов и разрешения их духовником, по слову Господа, гласящему: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23). И в другом месте: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).
Итак, как может войти кто-нибудь в Царство Небесное, не будучи развязан [8] на земле от своих грехов? А власть эта [вязать и решить] дана только избранным, то есть апостолам, епископам и священникам, но не мирянам. Мы все должны иметь своих духовников и исповедоваться регулярно, даже те, кому кажется, что у него нет грехов.
Итак, будем помнить, что грех — это нарушение закона Божия, мерзость и нечистота пред Ним и что гнев Божий обрушивается на тех злых и грешных людей, которые умирают неисповеданными и нераскаянными. Грешники посредством исповеди и покаяния отводят от себя праведный гнев Божий и получают спасение души.
— Что вы думаете о тех клириках, которые слишком часто и без должного исследования совести верующих преподают им Святое Причастие?
— Священникам, которые преподают Святое Причастие верующим без должного исследования и епитимии, нужно внимательно прочитать наставления в Служебнике, которые касаются душевного и телесного приготовления верующих ко Святому Причащению. Священники должны хорошо знать священные каноны и практику Православной Церкви, а в случае необходимости — советоваться с местным епископом, которому они должны подчиняться всю жизнь.
Поэтому духовник должен быть очень внимательным на исповеди, решая, кому воспретить, а кому достойно преподать Святыню. Если кто-нибудь проводит безнравственную жизнь и хочет путем обмана принять Святое Причастие, в него войдет сатана (см.: Ин. 13: 27) как в такого, кто уподобился Иуде.
Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 1, 4. Ediţie îngrijită de arhimandrit Ioanichie Bălan. Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004
[1] Трезвенные в аскетическом смысле, от слова «трезвение» – слежение за чистотой и ума и сердца.
[2] См.: Православное исповедание. Ч. 1. Вопрос 90.
[3] Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 25-я на Первое Послание к Коринфянам. § 1 // Свт. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. М., 2004. Т. 10. С. 272; Его же. О предательстве Иуды. Беседа 2. § 6 // Там же. М., 2005. Т. 2. С. 435.
[4] Имеется в виду Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии, называемый также Параклисом Матери Божией.
[5] В Последовании ко Святому Причащению они напечатаны после Канона.
[6] См.: Свт. Иоанн Златоуст. Против аномеев Слово 6. § 3 // Свт. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. М., 1991. Т. 1. С. 554.
[7] Ср.: Известие учительное // Служебник. М., 2003. С. 452.
[8] «Развязать» – именно так переводится церковно-славянское слово «разрешити».
[9] Ср.: Симеон Фессалоникийский, блаженный. Разговоры о святых священнодействиях и Таинствах церковных. Гл. 217. С. 316–318.
[10] Ср.: Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 82. § 6 // Иоанн Златоуст, святитель. Творения: В 12 т. М., 2001. Т. 7. С. 828.
Как вести себя после Причастия: опровержение 5 мифов
Посетительница сайта «Правмир» задаёт вопрос:
«Доброе время суток! Подскажите, пожалуйста, что нельзя делать после причащения? Говорят, что если кому что-либо передать после Причастия, то Причастие передается другому человеку. Так ли это? Спасибо заранее за ответ! Дарья».
Учитывая, что через причастие должен пройти каждый верующий православный христианин, то разбор того, как вести себя после Причастия, пригодится всем. Ответим здесь на все самые популярные вопросы.
Причастие — это церковное таинство, принятие Крови и Плоти Христа
Коротко о самом основном. Причастие — одно из церковных таинств. Оно воспроизводит события тайной вечери, когда Спаситель угощал апостолов вином и хлебом.
Цель Причастия — впустить человека в Церковь Христову, сделать его её частью через хлеб и вино.
Но мы же не каждый день ходим на Причастие, верно? Нюансы этого обряда для многих остаются вопросом. Рассмотрим же, что можно, а чего нельзя делать и особенное внимание уделим следующим 5 мифам о том, что после Причастия:
Но сперва ещё немного поговорим о самой процедуре.
После причастия употребляют запивку и съедают просфору, но это не обязательно
Запивка (теплота) — это тёплый напиток, которым принято запивать Причастие. Смысл в том, что хлеб, который называется Плотью Христа, должен попасть внутрь человека целиком. Если какие-то крошки человек сплюнет или выкашляет, это считается не лучшим тоном со стороны верующего.
Конечно, грехом это не назвать, но сама идея Причастия состоит в том, чтобы употребить частицу Христа, а не раскрошить её. Дабы избежать неудобных ситуаций, придумана запивка. В каждом храме это может быть разный напиток:
Идея в том, чтобы полностью промыть рот от остатков евхаристического хлеба. Но здесь нет никакой принудиловки. В само церковное Таинство Причастия запивка не входит, так что от неё вполне можно отказаться.
Можно даже запить чем-то своим. В этом ничего страшного нет.
Во время Причастия можно не пить вино, а употребить виноградный сок, но это не приветствуется
Одна из самых болезненных тем для Церкви — это нежелание многих людей пить вино, которое символизирует Кровь Христа. Происходит это по двум причинам:
Часто одна причина наслаивается на другую. На самом деле Богу всё равно, каков уровень брожения в напитке. Библия не даёт никаких рекомендаций. В годы гонений священники причащались водой в тюрьмах, и ничего страшного.
Другое дело, что не просто подыскать приход, где батюшка согласиться отказаться от традиции и пойти навстречу. Но богословских препятствий для этого нет.
Мозаика, на которой Иисус совершает первое Причастие — даёт апостолам свою Кровь
Это неправда, что в день причастия нельзя заниматься любовью
Можно ли после принятия святых даров спать с мужем (женой), хотя бы целоваться? Нет никаких препятствий для того, чтобы заниматься любовью со своим супругом. Церковь негативно относится только извращённым видам секса и тем, что происходят незаконно, либо по принуждению.
Но вот принятие Христовых Тайн никак не должно отразиться на личной жизни верующего. Это странная и плохая тенденция — противопоставлять физическое и духовное. Одно другое дополняет. В конце концов, это Бог придумал интимную сторону человеческой любви, с чего бы теперь Он должен был бы оскорбиться на то, что причащённый человек воплотил Его же замысел.
Интимная сторона жизни — не что-то грязное. Церковь никогда не призывала к ней так относиться.
После принятия Тела и Крови Христа можно чистить зубы и вынимать что-либо изо рта, это ответ священника Владимира (Головина)
Ещё одни доморощенные богословы уверены, что после причастия нельзя чистить зубы и много чего ещё нельзя делать, потому что запрещено сплёвывать. Вдруг выплюнешь частицу Тела и Крови Христовых.
Протоиерей Владимир (Головин) даёт на этом видео достаточный комментарий:
Ответ священника заключается в том, что все ограничения касаются короткого промежутка время от Причащения до запивки. После этого человек возвращается к своей обычной жизни. Вести себя после Причащения как-то странно и выдумывать ограничения нет никакой нужды. Если у человека есть вставная челюсть, то он волне имеет право её вынимать.
Ещё одна выдумка: «В день Причастия нельзя мыться»
Мыться человеку можно и нужно. Вода смывает всякую грязь. Но может ли Божественная благодать смыться? Пожалуй, нет ни одной истории в Библии, где человек бы искупался и утратил благословение Божье.
А стричься после Христовых Тайн можно? — Конечно!
Стрижка — это вообще действо больше магическое, чем религиозное. В православии она имеет символическое значение, скажем, при пострижении в монахи. Но никакой в этом действе магии.
Было бы странно, если бы человек пришёл на исповедь и признался: «Батюшка, я грешник, взялся стричься после Причастия». Такого не бывает, и быть не может. Сама ситуация абсурдна не только с духовной, но и физиологической точки зрения. Святые Дары у человека в желудке, волосы — на голове. Как стрижка может повлиять на святыню?
После Причастия можно отдавать вещи другому человеку
То, что кому-то нельзя отдавать свои вещи после Причастия, — тоже суеверие.
Причастие — не вещь, оно не передаривается. Чтобы его пройти, от человека должна быть инициатива, духовный импульс.
А передача каких-то сил через предметы — это уже магия, а не православие.
Вопрос о том, можно ли есть мясо после Причастия, не лишён смысла, ибо воздержаться полезнее
Некоторые вещи после Причастия: курить, пить спиртное и т.д. никто не воспрещает, но и не приветствует. То же самое касается и употребления мясных продуктов.
В христианстве проскальзывает настороженное отношение к мясу. Вроде прямых запретов и нет, но монахи его не едят. И это считается более высшим проявлением духовности человека, образцом веры. Соответственно, тот, кто после принятия Святых Даров хотел бы и дальше стяжать Божественную благодать может в самом деле жёсте отнестись к своему рациону и образу жизни. Из таких соображений мясо, конечно, лучше не есть, чем есть.
Правильное поведение в день Причастия — благочестивое
Православие вообще не сильно ограничивает человека после Божественного Причащения. Главное после принятия Плоти и Крови Христовых — это сохранить богатство Даров, направить тело и душу в созидательное, духовное русло. Люди должны пребывать в правильном умонастроении, нужно научиться беречь Божественную благодать, полученную при таинстве. И многим будут мешать различные искушения.
После приобщения к Таинству Тела и Крови, в день Причащения полезно читать благодарственные молитвы, думать о возвышенном.
То есть идеальное поведение — благочестивое. Но лучше, чтобы это было не по случаю Таинства, а всегда и везде.
После Причастия человек должен начать новую, благочестивую жизнь
Например, вот что советовал преподобный Никодим Святогорец:
«По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее.
Понятно, что земные поклоны надо бить не в реальности, а в душе — это фигуральное выражение о том, что человек должен начать себя вести по-новому и благодарить за это Господа.
В этом и состоит сама идея Причастия.
После Причастия человек особо слаб перед искушениями. На этом старинном гобелене Жана де Бондоля из серии «Анжерский Апокалипсис» как раз изображено искушение: битва ангела и беса за душу праведника
После Причастия происходят искушения из-за того, что человек думает, что достиг нужного духовного уровня
Профессор богословия Алексей Ильич Осипов на видео ниже отвечает на вопрос, почему человека после Причастия преследуют искушения.
Дело в том, что человек неверно рассматривает своё состояние. Он думает, что уже достиг всего, что нужно, и расслабляется. А ведь Причастие — не финиш, а старт духовной жизни. Человеку предстоит ещё много работы.
Но если потерять бдительность, очень легко стать уязвимым.
Если хочется спать, становится плохо, начались неприятности или возникла болезнь, это никак не связано с грехом
Бывает, после Причащения становится плохо, хочется спать или даже возникает какая-то болезнь. Вот сходил человек на Причастие, и начались неприятности. Это говорит, что человек был слишком грешным? А может, бес в нём засел? Да нет, всё это глупости и стечение обстоятельств.
Случается, что в церкви душно, либо просто человек простыл по дороге до дома. А может, в нём был вирус, который только проявил себя именно сейчас.
А у кого-то могло ещё и подскочить давление от вина. Чего только не бывает. Но это не значит, что Причастие или Божественная литургия как-то негативно подействовали на грешника.
Мы оскорбляем святыню, если продолжаем то, чего в день Причастия нельзя: жить в грехе
Почти все мифы развеяны. В основном мы говорили о том, что можно, а чего в день причастия нельзя?
В любое время после время после Причастия (час, день, год, десятилетие) нельзя совершать грех, иначе теряется весь смысл Таинства. Причастник должен помнить, что грехом оскорбляем мы святыню. Об этом рассказывает протоиерей Валентин Амфитеатров:
«Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.
А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.
Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти.
Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела.
Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире».
Как нужно поститься перед причастием и исповедью
Здравствуйте, дорогие друзья! Исповедь и причастие даны человеку Всевышним как великий дар. Но перед этим Таинством обязательно надо поститься. Все верующие должны знать, как поститься перед причастием, как подготовиться к Таинству, как сдерживать себя, что можно вкушать, какие читать молитвы, как себя вести, как правильно подготовиться.
Как обрести чистоту души
Чтобы человек мог очистить душу от грехов, Господь дал нам возможность покаяться. В христианстве исповедь – это «второе Крещение». Когда мы, преодолевая стыд и душевную боль, бичуем себя, откровенно признаёмся Господу Богу в своих неправедных деяниях, очищаем душу от скверны, получаем второе Крещение.
Что даёт нам Таинство? Благодаря откровенному раскаянию, мы словно оживаем, обретаем вновь душевную чистоту и облегчение. Исповедь — это ещё и путь к новой чистой жизни, когда человек решает, что он больше не будет повторять эти грехи.
Когда человек раскается, то его душа обретает небывалый покой, ему становится легко и радостно жить, отступают все хвори, печали, несчастья. В теле прибавляется сил и энергии.
А нужно ли всё рассказывать священнику, ведь человек, совершивший грех уже раскаивается? Раскаяние перед самим собой – это не духовное наказание. Самому себе можно рассказать, но к самому себе мы не будем строго относиться и бичевать себя.
А как же стыдно рассказать чужому человеку (в христианстве — это священнику) о том, что совершил. Священник выступает посредником между Господом и человеком, поэтому принято исповедоваться именно ему. В этом и заключается смысл исповеди.
Рассказывая священнику о совершённом проступке, человек вдруг видит всю глубину своего греха, осознаёт это, искренне раскаивается в содеянном. Потом он получает отпущение грехов и уже в следующий раз будет задумываться над тем, а нужно ли снова совершать этот неблаговидный поступок.
Признайтесь сами себе, что грешить приятно, легко, а вот рассказать о грешных делах и раскаяться – это довольно тяжкий крест. Смысл этого Таинства в том и заключается, чтобы облегчать этот крест.
Многим исповедь помогает остановиться и больше не совершать проступков, за которые потом становится стыдно.
Подготовка к великому Таинству
Чтобы правильно подготовиться к исповеди и причастию, надо знать несколько утверждённых канонов. Каждому христианину, готовящемуся к этому обряду надо поститься. Сколько дней нужно держать пост? Священники рекомендуют пост держать 3 дня. (Больные сахарным диабетом освобождаются от этого правила).
За эти дни человек должен не просто отказаться от скоромной пищи, а молиться, читать молитвы, готовиться не только телесно, но и духовно.
Почему надо воздерживаться от скоромной пищи? Воздержавшись от пищи, мы настраиваем наше тело и мысли на покаяние не просто на словах, но и на самых глубинных уровнях нашей души.
С 12 часов ночи в день причастия нельзя вкушать пищу, а по возможности не пить воду. Обязательно надо соблюдать молитвенные правила.
Вечером молитва постящегося состоит из трех канонов и молитвы из «Правил ко Св. Причащению»:
Утром перед Таинством нужно прочитать:
Перед Таинством нужно исповедаться – накануне на вечерней службе или в начале утренней службы в день обряда.
Если вы давно не причащались, не исповедовались, то выпишите все грехи на лист бумаги. Если грехи уже были отпущены, то их писать и говорить не надо. Лист с перечисленными грехами можно отдать батюшке, потом он сам их прочтет, а лучше рассказать вслух самому.
Не надо расписывать все подробно, стараться себя оправдать. Просто назовите грехи. Если что-то гложет вашу душу, то выберите время, когда будет меньше народу и расскажите всё священнику.
В какие дни можно причащаться? Причащение верующих происходит ежедневно, за исключением Великого поста. В Великий пост можно только по средам, пятницам, субботам и воскресеньям.
Как подготовиться к Покаянию
Подготовка к покаянию и причастию в первый раз начинается с изучения, когда впервые произошло это великое действие. Впервые его принял Иисус Христос на Тайной Вечере перед распятием. Здесь же Он заповедовал повторять это своим ученикам.
Перед Таинством непременно совершается богослужение — Божественная Литургия, или Евхаристия. В переводе с греческого языка это звучит как «благодарение». Именно это действо и совершил Христос перед тем, как причастить своих последователей.
Подготовка к причастию с включением воспоминаний об этих далёких событиях, даёт нам возможность к пониманию и ещё большему принятию Таинства.
Многих интересует, почему в Чашу наливают вино и кладут кусочки хлеба? Хлеб – символ жизни, который дал людям наш Бог. А те, кто пребывает Со Христом — ветви этой лозы.
Чаша – это символ спасения и единства. Соединённые вместе хлеб и вино означают «плоть и кровь». Это славянское обозначение психофизической природы человека…
Таинство трапезы — это единство человека с Богом и людей между собой. Вот что значит «плоть и кровь».
Как часто взрослым следует причащаться? Это дело абсолютно добровольное. Принуждать себя тоже нельзя. Приобщение к Тайне Христовой должно следовать по зову души. Когда человек внутренне готов к этому действию, то надо идти в храм.
Если вы свято верите в Господа, то причащаться можно один раз в месяц или неделю. А во время каждого большого поста — это обязательно.
Каждый верующий должен знать, что в году есть особенный день — Великий Четверг (перед Пасхой), когда причащение просто необходимо. Это дань древней традиции.
Человек сам решает, как часто ему самому необходимо это действие. Принуждать, неволить себя не допустимо. Чисто механически это не должно происходить. Регулярно — это допустимо, чтобы мирянин держал себя правильно, не совершал греховных поступков.
Читайте также
Как подготовиться к таинству исповеди и причастию
Как подготовиться к исповеди и причастию и как исповедаться первый раз. Основные грехи…
Почему необходимо воздержание
Чтобы принимать Дары Христовы, необходимо не только соблюдать пост, но и вести более сдержанную жизнь в миру. Необходимо воздержаться от разного рода увеселений, просмотра телевизора. Супругам необходимо воздержаться от телесной связи во время подготовки к священному обряду.
Стоит особое внимание обратить на свои мысли. Не надо допускать осуждения кого-либо, злиться на домашних и других людей, нельзя завидовать, допускать грешные мысли, поддаваться плохому настроению, раздражению. Все свободное время необходимо посвятить чтению духовной литературы.
Как открыться душой перед Господом
Чтобы правильно подготовиться к исповеди, необходим особый настрой. Человек должен вспомнить всё, что он сделал такого, что нарушает Заповеди Господа нашего, что им противоречит. Исповедоваться надо осознанно, поэтому рекомендуется все грехи записать на листок.
Но записи надо делать для себя. Простое перечисление грехов перед священником, лишает это действие открытости и искренности.
Кажется проще всего: отдать листок священнику, чтобы он сам прочитал и отпустил грехи. Но человек не испытает столько свободы, когда расскажет всё сам. Не надо поддаваться смущению и стыду, когда решите рассказать даже самое тайное. Надо помнить, что священник — это проводник, поэтому ваши тайны остаются только с ним и Всевышним.
Чтобы искренне открыть душу, то исповедаться лучше накануне, чтобы у священника было время вас выслушать. Утром меньше времени, поскольку в церкви много народу, поэтому батюшке трудно подробно выслушать ваше раскаяние.
Как соблюдать пост
Что нельзя есть перед причастием? Следует исключить мясо, животный белок, исключается также рыба, молочные продукты. Не стоит включать в меню вредные продукты, которые услаждают вкус. Это искусственные продукты и напитки.
Что едят накануне принятия Таинства за 3 дня поста? Можно есть полезные продукты: фрукты, овощи, крупы — гречка, пшено, чечевица, пить компот, соки, собственного отжима.
Необходимо пить святую воду, чтобы настроиться на молитву. Во время поста можно пить воды до 2-х литров в сутки, произнося покаянную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Произнося эту молитву, человек осознаёт, что грешен.
Меню постящегося тоже может быть разнообразным. Можно готовить простые первые блюда из овощей. Чтобы первое блюдо было сытным, то лучше приготовить крем-суп.
Рецепты на крем-суп:
В качестве второго блюда можно приготовить картофельные драники. Отлично дополнят постный стол помидоры, фаршированные баклажанами и грибами, овощи-гриль. На гарнир можно приготовить отварной картофель, макароны, рассыпчатый рис, любую кашу на воде.
К каше можно добавить орехи, ягоды или сухофрукты, тогда блюдо получится вкусным и сытным. Любителям десертов можно приготовить постные картофельные оладьи, даже пирожки!
Читайте также
Православный мир: что такое Соборование в церкви
Здравствуйте! Наступил Великий пост и многие верующие стремятся прийти в храм на Соборование. Распространилось мнение, что в этом случае отпускаются все забытые вами грехи. Так ли это? Попробуем…
День причастия. Что делать?
В день причастия есть свои правила, которые надо соблюдать. В храм нужно идти натощак. Тот, кто курит, должен воздержаться от своей привычки до того, пока не примите Дары Христовы.
Когда священники выносят Чашу с причастием, необходимо по очереди приблизиться к алтарю, скрестив руки на груди. Возле Чаши сделать заранее поклон, потом произнести своё имя, а после съесть хлеб.
После того, как Таинство свершилось, необходимо поцеловать край Чаши и проследовать к столику с просфорами. Там надо съесть кусочек просфоры и запить сладким чаем.
Сразу из церкви уходить не надо. Необходимо выслушать благодарственные молитвы, приложиться к напрестольному кресту, который будет держать священник. После обряда следует соблюдать чистоту души и тела.
Как причастить детей
Детям обязательно нужен этот христианский обряд. Некоторые родители считают, что младенец без грехов, поэтому причащать не надо. Этот обряд нужен для того, чтобы малыш был защищён от темных сил, был спокойнее, умиротворённее. Маленькие дети, до семи лет, допускаются к причастию без исповеди.
С грудным младенцем можно приходить после Литургии. За полчаса до причащения его можно покормить. Кормящей матери тоже можно пройти это обряд, если она подготовилась, даже если принесла ребенка к концу Литургии.
После 3 лет ребенка тоже можно не кормить, однако православная религия не относится строго к этому действию. А вот после семи лет необходимо постепенно приучать детей поститься, отказаться от просмотра мультфильмов.
С детьми в возрасте от 7 до 10 лет следует приходить в церковь к пению «Иже Херувимы». Не надо заставлять детей стоять всё богослужение, ведь не все дети могут это сделать. Если ребёнок устал, то надо с ним выйти и погулять около храма.
С детьми более 10 лет следует приходить на полное богослужение, однако если родители видят, что ему трудно стоять, то не надо насильно заставлять его простоять всю службу. Насильственные действия со стороны родителей могут вызвать у ребенка нелюбовь к церкви.
Необходимо приобщать ребенка к благодати, а не заставлять его что-то делать через силу. Бог не ждёт от нас невозможного.
Родители должны приучать ребенка постепенно. Начинать надо с чтения молитв и объяснения сути обряда. Не запугиванием, а объяснением надо приучать детей к церковным обрядам.
Если маме трудно найти время для чтения большого количества молитв, то достаточно: «Отче наш — 3 раза», «Богородица Дево радуйся — 3 раза», «Верую — 1 раз».
После обряда родители должны сохранить в душе ребенка ту благодать, которую он получил в храме.
Читайте также
Кто может быть крестными у ребенка? Ответы на самые частые вопросы
Что вы знаете о том, кто может быть крестными у ребенка? Ответы на самые задаваемые вопросы. Что можно подарить крестнику, что должны делать…
Как подготовиться беременной?
Беременным женщинам обязательно надо проходить обряд причастия. Это поможет не только будущей матери обрести духовную поддержку от Господа, но и окажет благотворное воздействие на ребёнка, находящегося в утробе.
Поститься беременные могут, но не очень строго. Можно поговорить со священником и получить разрешение, например, не есть мясо. Главное для беременной женщины — ходить в церковь, читать молитвы, не злиться, не огорчать близких людей, меньше смотреть развлекательные программы.
Читайте также
Почему не пускают в церковь: правила посещения храма для женщин
Здравствуйте, уважаемые читатели! Многих женщин волнует вопросы: почему не пускают в церковь в брюках, можно ли ходить в церковь при макияже после родов, почему нельзя сидеть. Ответы есть на каждый…
Евхаристия в католической церкви
Католики, как и православные совершают это Таинство по канонам своей церкви.
Как проходит это великое действие у католиков? К причастию могут быть допущены только те, кто не имеет на душе смертных нераскаянных грехов. Поэтому перед Евхаристией также нужно прийти на Исповедь и раскаяться. Отпущение грехов тоже проходит через священника.
Во время Мессы, все допущенные к причастию верующие католики, по очереди подходят к священнику с кубком, в котором Тело Христово хранится в виде литургического Хлеба — Гостии (это пресная круглая хлебная лепешка).
Обычно у католиков причащают только Телом Христовым в виде Гостии, но запрета причащать двумя видами – нет. Могут причащать, обмакивая Хлеб в Вино.
Руки католики держат скрещенными на груди (правая лежит поверх левой) или молитвенно сложенными ладонями вместе. Перед священником верующие крестятся или преклоняют колено. Потом священник говорит: «Тело Христово» («Тело и Кровь Христовы»). Тот, кто причащается, отвечает «Амен». После этого священнослужитель кладет Гостию на язык мирянина.
Верующий принимает Тело Христа, медленно его ест, мысленно благодарит Бога за благодать. После этого верующий отходит на то место, где стоял, и некоторое время стоит в состоянии молчаливой молитвы.
Как правило, детей в католической церкви причащают в возрасте 8-9 лет. То есть в том возрасте, когда дети уже могут осмыслить процесс этого Таинства.
Уважаемые друзья, теперь мы знаем, как поститься перед причастием, как важно пройти этот этап по всем церковным канонам, а потом принять Божью благодать.
Очищайте душу, потому что трудно жить с грузом грехов на душе. Расскажите всё священнику, раскайтесь и живите спокойно, не совершая больше таких грехов.
Читайте также
Правильный рацион питания по время поста
Здравствуйте, дорогие читатели. Вы все, конечно, в курсе, что начался Великий пост. И если вы решили поститься (неважно, из каких соображений), то вопрос как питаться в пост и какой должен быть…