Что можно и нужно делать в лаборатории 5 класс
Работа в лаборатории
Содержание
Чтобы ваш эксперимент прошел качественно и безопасно, его необходимо проводить в специальном месте, в лаборатории.
Лаборатория — место, оборудованное всеми специальными приборами и посудой, необходимыми для эксперимента.
Помните, главное в работе с лабораторным оснащением — это неукоснительное соблюдение правил техники безопасности!
Правила работы в лаборатории:
Лабораторная посуда
Вся лабораторная посуда в зависимости от своего назначения может быть изготовлена из обыкновенного или термостойкого стекла, керамики, пластмассы или металла.
Стеклянная лабораторная посуда
К стеклянной лабораторной посуде относят пробирки, колбы, мерные цилиндры, стаканы, пипетки, предметные стекла, палочки для мешания и воронки для переливания растворов.
Пробирки и колбы используют для различных опытов с веществами, мерные цилиндры, как вы уже знаете из прошлого урока, применяются для определения объема жидкости. Стеклянные стаканы удобно использовать для изготовления растворов в больших объемах.
Особого внимания заслуживают предметные и покровные стекла. Они используются для изготовления микропрепаратов.
Пипетки
Важно также обсудить пипетки. На уроках биологии вы скорее всего столкнетесь с простыми пипетками, изготовленными из стекла или пластика.
В современной лаборатории пользуются автоматическими пипетками регулируемого объема. Автоматические пипетки используют совместно с одноразовыми пластиковыми наконечниками, благодаря которым можно сохранять чистоту биологического материала даже при работе сразу с несколькими пробами. В дополнение ко всему прочему автоматические пипетки в несколько раз более точные, чем обыкновенные стеклянные или пластмассовые.
Керамическая лабораторная посуда
Из керамики изготавливают ступки, тигли, различные мисочки, шпатели. В ступке с помощью пестика можно размалывать, измельчать сухие вещества до состояния порошка. Фарфоровые тигли используют для нагрева, высушивания, сжигания, плавления или обжига различных материалов.
Металлическая лабораторная посуда
Из металла делают петли для сжигания, поддоны и ванночки для вскрытия, препаровальные иглы, пинцеты, скальпели. Препаровальные иглы, пинцеты различных размеров и скальпели составляют препаровальный набор, с помощью которого можно проводить вскрытие лабораторных животных.
Чашки Петри
Важным лабораторным оборудованием является чашка Петри. Это низкая цилиндрическая чашка с крышкой, изготовленная из стекла или пластмассы.
Особенно часто чашками Петри пользуются микробиологи, специалисты, изучающие микроорганизмы: бактерий, дрожжи и т.п. Кроме того, чашка Петри может быть удобным местом хранения различных биологических образцов. Чашка Петри с питательной средой может также стать простейшим оборудованием для определения степень чистоты воздуха.
4.1.1. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Правила работы в лаборатории
1) Категорически запрещается одному работать в лаборатории, поскольку в ситуации несчастного случая вам некому будет оказать первую неотложную помощь;
2) При работе в лаборатории обязательно следует соблюдать чистоту и порядок, не шуметь, четко следовать правилам техники безопасности. Запрещено работать в условиях спешки, поскольку это может привести к несчастному случаю;
3) Работать в лаборатории разрешается только в халате, который всегда должен быть застегнут;
4) Обувь и одежда, в которых вы работаете в лаборатории, должны быть закрытыми (сандалии, шорты);
5) Если у вас длинные волосы, то их следует собрать в пучок или хвост таким образом, чтобы они не мешали в ходе работы;
6) В лаборатории обязательно должны быть средства личной защиты – маски, очки;
7) В любом помещении лаборатории должны быть средства противопожарной защиты, а именно ящик с просеянным песком и совком для него, асбестовое или толстое войлочное противопожарное одеяло, огнетушители в рабочем состоянии;
8) Все работники лаборатории должны быть информированы о том, где находятся средства противопожарной защиты, а также аптечка, которая должна содержать все необходимое для оказания первой помощи;
9) На всех склянках, в которых хранятся реактивы, должны быть приклеены этикетки с указанием названия вещества;
10) Строго запрещено пить и/или принимать пищу в лаборатории, а также хранить в лаборатории продукты питания, поскольку они легко могут пропитаться парами токсичных веществ:
11) Опыты нужно проводить только в чистой и целой химической посуде без трещин и прочих признаков повреждений;
12) Работать следует аккуратно таким образом, чтобы реагенты не могли попасть на открытые участки кожи (лицо, руки);
13) Категорически запрещается пробовать вещества на вкус. Пробовать на вкус запрещено любые даже знакомые из быта нетоксичные вещества типа хлорида натрия или сахарозы. Даже такие вещества могут содержать токсичные примеси либо из-за неаккуратного обращения с такими веществами, либо же из-за специфики способа производства реагента;
14) Для ознакомления с запахом вещества категорически запрещается подносить сосуд с ним близко к носу или склоняться над отверстием сосуда. Для того чтобы почувствовать запах вещества, следует легким движением руки направить к себе его пары:
15) При перемещении бутылей с реактивами с одного места на другое сосуд следует брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать его за дно;
16) Вещества запрещается трогать руками. Для набора сыпучих веществ следует воспользоваться металлическим или фарфоровым шпателем/ложечкой:
17) Жидкие вещества и их растворы запрещается набирать в пипетки ртом, для этого необходимо использовать резиновую грушу или пипетатор;
18) Категорически запрещается закрывать сосуд с неостывшей горячей жидкостью пробкой;
19) При нагревании веществ и их растворов в пробирке запрещено держать ее при этом руками. Для удерживания пробирки следует воспользоваться держателем пробирок;
20) При нагревании веществ в пробирках запрещается направлять их отверстия на себя или в сторону окружающих:
21) Запрещается смотреть в отверстия нагреваемых сосудов с веществами из-за возможного поражения выбросом горячей массы;
22) По окончании эксперимента посуду надо сразу же помыть. Признаком чистой посуды является ее равномерное смачивание водой и отсутствие мутных разводов;
23) При возникновении вопросов всегда обращайтесь к преподавателю.
Лабораторная посуда и оборудование
Лабораторный штатив | Служит для закрепления лабораторной посуды, например, колб, пробирок и фарфоровых чашек при проведении опытов. | |
Круглодонная колба | Используется при перегонке веществ, в том числе под вакуумом. | |
Коническая колба | Применяется в тех операциях, которые требуют перемешивания жидкого содержимого. Также используется при хранении жидких веществ или растворов. | |
Мензурка | Измерение объема жидкости. | |
Мерный стакан | Измерение объема жидкости. | |
мерный цилиндр | Измерение объемов жидкостей. В отличие от мерного стакана и мензурки значительно более точное ввиду продолговатой узкой формы. | |
пипетка с делениями | Набор маленького объема жидкости. | |
Металлический шпатель | Применяется для отбора небольших порций сыпучих веществ. | |
Ступка с пестиком | Измельчение твердых веществ. | |
Фарфоровая чашка | Используется для нагревания и выпаривания различных растворов. | |
Обратный холодильник | Используется для охлаждения и конденсации паров, образующихся при кипении органических жидкостей. | |
Асбестированная сетка | Используется для равномерного нагревания дна плоскодонной посуды с помощью пламени. | |
спиртовка | Используется для нагревания, в частности, пробирок и колб. В случае нагревания колб требуется асбестированная сетка | |
пробирка | Используется при проведении реакций между небольшими порциями веществ. | |
держатель пробирки | ||
штатив для пробирок | ||
ложечка для сжигания веществ | ||
нисходящий холодильник | Используется при дистилляции (перегонке) жидкостей. | |
тигель | Прокаливание твердых веществ. | |
тигельные щипцы | Используются для перемещения тигля. | |
фильтровальная воронка | Воронка в сочетании с бумажным фильтром используется для отделения осадка от жидкости с помощью фильтрования. | |
бумажные фильтры | ||
делительная воронка | Используется для разделения несмешивающихся жидкостей. | |
стеклянная палочка | Перемешивание жидкостей. | |
ртутный термометр | Измерение температуры среды. |
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии
1) Работать с едкими веществами и их растворами (щелочи, кислоты) следует только в защитных очках и перчатках;
2) Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами, а также газами, образующими взрывчатые смеси с воздухом, следует проводить в вытяжном шкафу, надев защитные очки и перчатки.
3) При попадании концентрированного раствора кислоты на кожу пораженное место следует незамедлительно промыть под струей холодной воды, после чего обработать кожу разбавленным раствором питьевой соды (гидрокарбоната натрия NaHCO3);
4) При ожоге концентрированными растворами щелочей обожжённый участок следует промыть под струей холодной воды, после чего обработать его 1%-ным раствором уксусной (CH3COOH) или борной (H3BO3) кислот, после чего снова промыть водой;
5) Концентрированные растворы щелочей и кислот следует хранить в вытяжном шкафу в прочной посуде, под которой должен располагаться поддон на случай протечки сосуда;
6) Все работы с едкими и токсичными веществами нужно проводить в защитных очках;
7) Концентрированные растворы летучих кислот, в частности, плавиковой, азотной и соляной, допускается переливать только в вытяжном шкафу;
8) Разбавление концентрированных растворов кислот следует проводить в жаростойкой посуде. При этом кислоту необходимо приливать к воде небольшими порциями. Ни в коем случае не наоборот, т.к. это может привести к вскипанию жидкости и ее выбросу из сосуда;
9) Для приготовления раствора из твердой щелочи щелочь маленькими порциями с помощью шпателя добавляют в холодную воду при тщательном перемешивании. Если в процессе растворения жидкость очень сильно нагревается, следует временно приостановить добавление щелочи до остывания раствора, после чего добавить еще недостающее количество твердой щелочи;
10) Нельзя допускать контакт щелочных металлов с водой и галогенпроизводными органических соединений;
11) Хранить щелочные и щелочноземельные металлы нужно в посуде из темного стекла под слоем керосина или другой инертной по отношению к ним органической жидкости в вытяжном шкафу. Поскольку литий – очень легкий металл, во избежании всплытия в керосине его придавливают грузом;
12) При работе с щелочными и щелочноземельными металлами кусок металла следует извлечь из банки пинцетом, промокнуть его салфеткой от защитной жидкости и отрезать ножом кусочек металла необходимого размера. Оставшуюся большую часть следует поместить снова в банку под защитный слой жидкости. Отрезанный маленький кусок ЩМ или ЩЗМ следует использовать сразу же по назначению;
13) Небольшие обрезки натрия, а также посуду и бумагу с остатками металла следует «обезвредить» с помощью 96%-ного этилового спирта (не водой. );
14) Строго запрещается выкидывать остатки активных металлов в мусорное ведро, раковину или оставлять их не «обезвреженными» в химической посуде после эксперимента.
Работа с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ)
1) Работы с горючими веществами следует проводить под вытяжкой вдали от открытого пламени. Категорически запрещается нагревать летучие и легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, эфиры, спирты и т.д.) на горелках. С целью нагрева горючих жидкостей следует пользоваться водяной баней или электрической плиткой с изолированной спиралью;
2) Горючие жидкости нельзя нагревать в открытых сосудах. Сосуд с нагреваемой горючей и летучей жидкостью должен быть снабжен обратным холодильником;
3) Разбирать приборы, в которых содержатся остатки ЛВЖ, следует вдали от открытого пламени во избежание пожара;
4) Категорически запрещается выливать горючие жидкости в канализацию или мусорные ведра;
5) ЛВЖ должны храниться в металлических шкафах в количествах, не превышающих повседневные нужды.
Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии
1) При использовании агрессивных моющих средств (стиральные порошки, отбеливатели, средства для чистки сантехники и т.д.) необходимо использовать перчатки. Если средство является сильно пахучим, использовать его следует в условиях хорошего проветривания помещения;
2) Используйте любое средство бытовой химии строго по его назначению в соответствии с инструкцией по использованию;
3) Хранить средства бытовой химии надо в плотно закрытой емкости, в прохладном и темном месте, вдали от маленьких детей, животных, а также подальше от продуктов питания;
4) Средства бытовой химии должны быть использованы до истечения их срока годности, поскольку помимо снижения их эффективности они также могут стать опасными;
5) Тщательно ополаскивайте все предметы и поверхности после использования для их чистки (стирки) моющих средств. Особенно это касается столовых приборов, одежды и обуви.
Урок биологии в 5 классе «Как работают в лаборатории».
Ситникова Елена Николаевна, ГБОУ СОШ №473 г.Москвы
Тема: «Как работают в лаборатории».
Цель урока: сформировать понятие о работе в лаборатории.
познакомить учащихся с правилами работы в лаборатории;
познакомить с лабораторным оборудованием;
познакомить с правилами техники безопасности в лаборатории;
развивать интерес к предмету «Биология»
Планируемые образовательные результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: работать с лабораторным оборудованием, организовывать рабочее место, узнают правила работы в лаборатории.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения: о бъяснительно-иллюстративный;индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер,
Основные понятия: лаборатория, лабораторное оборудование.
Технологическая карта урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Формы органи-зации
взаимодействия на уроке
Формируемые умения (универсальные
учебные действия)
I. Организационный момент
Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
– С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Биология». Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках?
– Какие знания и умения приобретём?
– Какие открытия сделаем? (Ответы детей.)
— Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа.
Слушают, принимают участие в диалоге.
Познавательная: слушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге
Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,
понимают его важность.
в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями
II. Изучение нового материала
по теме «Как работают в лаборато-рии»
–Эксперименты обычно проводят в специально оборудованных помещениях
-Как называются эти помещения?
— Чему нужно научиться приступая к работе в лаборатории?
-Знакомство с правилами работы в лаборатории (стр.12 учебника, работа в рабочей тетради зад.1 стр.8).
-Знакомство с лабораторным оборудованием.
-А знаете ли вы для чего используют это лабораторное оборудование? (демонстрация слайда)
-Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради. (зад.3 стр.9)
– Итак, кто как думает?
(Учитель подводит итог выводам детей).
– Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения? (Ответы детей)
– А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?
– Демонстрация опытов (диск)
Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.
Познавательная: отвечают на вопросы. Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивная: высказывают свои мнения
на основе работы с учебником, высказыванияодноклассников, учителя.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание
в устной и письменной форме
умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Устные ответы, работа в тетрадях.
Проводит физкультминутку. (музыкальная)
Выполняют физические упражнения.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение
Беседа по вопросам.
– Ребята, представьте, что вы ставите какой-нибудь опыт или наблюдаете за каким-нибудь явлением в природе. По какому плану вы будете работать: что будете делать сначала, чем завершать работу?
-Давайте ответим на него.
Отвечают на вопросы,
Обобщение полученных на уроке сведений.
– Вот и подошёл к концу наш урок биологии. Что вы узнали на нём?
– Какие открытия сделали?
– С чем вы познакомились на уроке?
– С каким настроением вы уходите с урока?
на вопросы, обосновывают своё мнение
в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Личностные: проявляют интерес
к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке
Как работают в лаборатории
1) Заполните таблицу «Правила работы в лаборатории».
Нельзя | Можно и нужно | ||||||||
А | Б | В | Г | Д |
3 | 2 | 4 | 1 | 5 |
4) Перечислите известные вам лабораторные приборы. Для проведения каких исследований их используют?
5) Подпишите лабораторную посуду, изображённую на рисунках.
6) Какие профессии связаны с работой в лаборатории?
Физик, ученый, биолог,лаборант, химик
- Что можно и нужно делать в кабинете информатики
- Что можно и нужно делать в лаборатории