Что можно исследовать формулирование темы

Как выбрать тему для научной статьи?

Главная » Аспиранту » Как выбрать тему для научной статьи?

Что можно исследовать формулирование темы. Смотреть фото Что можно исследовать формулирование темы. Смотреть картинку Что можно исследовать формулирование темы. Картинка про Что можно исследовать формулирование темы. Фото Что можно исследовать формулирование темы

Что можно исследовать формулирование темы. Смотреть фото Что можно исследовать формулирование темы. Смотреть картинку Что можно исследовать формулирование темы. Картинка про Что можно исследовать формулирование темы. Фото Что можно исследовать формулирование темы

Время от времени сотрудники делали доклады на
странные темы, вроде: “Относительно выражения
глаз авгура” или “Предикторские свойства гущи
из-под кофе мокко урожая 1926 года”.

Аркадий и Борис Стругацкие
“Понедельник начинается в субботу”

Корректный выбор темы научного исследования — один из первых факторов успеха. Хорошая тема обеспечивает популярность вашей работы в научном сообществе и дает импульс для дальнейшего исследования. От нее зависит, согласится ли журнал публиковать рукопись.

Чтобы выбрать подходящую тему для статьи, ученый должен прежде всего хорошо понимать, что происходит в его научной отрасли: какие проблемы решаются, что уже известно и что предстоит исследовать. Искомая тема зарыта среди неизученных или плохо изученных вопросов. Поскольку таких вопросов может быть много, рассмотрим основные критерии выбора.

1. Выбор темы на основе типа статьи.

Выбор темы для научной публикации часто определяется тем, насколько ученый погружен в исследовательскую деятельность. Например:

В зависимости от того, на какой стадии находится ваша работа, вы можете писать разные типы научных статей:

В чем разница и какой тип выбрать? Чтобы было понятнее, разберем каждый из них подробно.

2. Три типа научных статей.

1) Теоретические статьи разрабатываются на основе литературных источников. Это вариант выбора в ситуации, когда исследование находится на начальном этапе. В таком случае найти идею для темы статьи можно среди следующих вопросов:

Можно обсуждать уже сделанное открытие с другой точки зрения. Новые данные и новые методы иногда выявляют неожиданные аспекты в давно изученных вопросах. Тогда переосмысление старой работы дает неожиданные и небанальные результаты.

2) Практические статьи основаны на лабораторных или полевых исследованиях, практике производства, объективных процессах. Если у вас уже есть данные, которые можно обсуждать и анализировать, пишите практическую статью. В ней можно рассматривать следующие темы:

Чаще всего практическая статья подводит итог какому-то этапу исследования. В ней можно обсудить, в каком направлении вы планируете двигаться дальше, исходя из полученных данных. Таким образом, чтобы выбрать актуальную тему для практической статьи опирайтесь на свое исследование.

3) Смешанные статьи сочетают теоретические и практические аспекты. Такая статья является достойным завершением работы. Это фундаментальный труд, который раскрывает тему целиком. Он показывает:

Таким образом, публикацию можно подготовить на любом этапе исследования. Выбор темы научной статьи зависит от того, какими данными вы располагаете на текущий момент.

3. Как выбрать тему: два варианта действий.

Статья должна соответствовать тематике научной работы и отражать ее результаты. Поэтому при выборе темы для статьи логично отталкиваться от вашего научного исследования.

Если у вас уже есть тема диссертации или дипломной работы, понять, о чем писать статью легче, потому что область поиска очерчена.

Другая ситуация, если вы только обдумываете тему научного проекта. Перед вами очень обширный выбор. Придется проделать большую работу, чтобы сначала определить, что вы будете исследовать вообще, а потом формулировать тему для конкретной статьи.

Исходя из этого, возможно два подхода к выбору темы статьи:

1. Отталкиваться от сути вашей работы и научного результата.

Если у вас уже есть не только тема и общий план научного исследования, но проделана определенная работа, то это и есть материал для статьи. Расскажите, в чем суть данного этапа исследования, обсудите полученные результаты и предварительные выводы.

Основой для формулировки темы могут быть названия глав и подглав диссертации или дипломной работы. Можно опираться на тему самой диссертации, особенно при написании обзорных, теоретических статей.

2. Сформулировать тему статьи, затем собрать контент и писать рукопись.

В этом случае речь идет о начальном этапе научной разработки, когда определяют цели и ставят задачи. Каждая задача может содержать в себе идею для статьи.

Например: стоит задача выбрать методы исследования и спланировать эксперимент. Пишем обзорную статью о существующих методах, их недостатках и преимуществах. Рассматриваем дизайн исследований в уже опубликованных статьях. Выбираем и обосновываем собственную программу.

Если вы начинаете с нуля, cделать выбор довольно сложно. Изучение работ других исследователей поможет найти неизбитую тему для научной работы, в которой есть простор для изысканий и новизна. Изучите онлайн-каталоги и базы научных статей, например:

Также темы для статей можно поискать в сервисе Sci Hub, а том как им правильно пользоваться, читайте в отдельной статье.

Анализ опубликованных статей в вашей научной области помогает найти идеи и сформулировать собственную тему статьи.

4. Что необходимо учитывать при выборе темы научной работы?

На основе изучения литературы и уже существующих статей можно определить несколько перспективных направлений исследования. На чем остановиться? Вот несколько факторов, которые помогут сделать окончательный выбор темы будущей статьи и проверить его правильность:

1. Актуальность. Если тема никому не интересна, статью не будут читать. Здесь нет другого пути, кроме изучения уже имеющихся публикаций. Чтобы выбрать тему для своей статьи, проанализируйте, что пишут ваши коллеги.

Если публикаций по вашей теме очень мало или нет совсем, значит тема неактуальна. Тогда ищите в смежных областях.

Если публикаций очень много, то нужно предложить что-то очень интересное, чтобы именно вашу статью заметили среди многих других.

2. Новизна. Внимательно изучите другие работы в вашей научной области, чтобы понять, что нового и интересного вносит ваше исследование. Будьте внимательны, чтобы ничего не пропустить. Если автор не заметил, что кто-то другой уже сообщал о результатах, которые он преподносит как оригинальные, его авторитет может пострадать необратимо.

3. Значимость работы. Подумайте, какие насущные проблемы решит ваше исследование. Если вы не предлагаете ничего существенного, статья, скорее всего, не стоит потраченной бумаги. Хорошую тему для статьи можно найти среди актуальных проблем в вашей научной области.

4. Реализуемость. Вопрос “есть ли жизнь на Марсе” может быть очень интересен. Но если вы не можете запустить марсоход или иным способом собрать доказательную базу, работа становится пустой тратой времени.

Не беритесь за темы, требующие работы с труднодоступным материалом, если у вас нет реальной возможности его получить. Проверьте наличие необходимой литературы, оборудования, расходных материалов и объектов для исследования, прежде чем браться раскрытие темы.

5. Широта охвата. Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и писать статью на очень широкую тему. Такие вопросы, как “Образование” или “Здравоохранение” можно изучать годами.

Статья — не монография и не энциклопедия. Выбирайте в широкой теме тот аспект, который можно полноценно раскрыть на 10–15 листах. Например, “Проблемы финансирования в образовании” или “Обеспеченность кадрами в здравоохранении”. Не растекайтесь и не уходите в другую крайность — слишком узкую тему.

При слишком узкой формулировке вопроса трудно найти достаточно данных. Например “Лечение пациентов с синдромом Армстронга в Польше”. Таких больных, к счастью, настолько мало, что в масштабах одной страны невозможно сформировать репрезентативную выборку.

Если вы собираетесь писать диссертацию, рекомендуем изучить отдельную статью о том, как выбрать и обосновать ее тему.

6. Готовность к работе. Очень хорошо, если у вас уже есть какие-то наработки в виде курсовых работ, рефератов или дипломного проекта. Легче работать с уже знакомым материалом, чем начинать что-то совершенно новое.

7. Последнее, но немаловажное — ваш интерес к теме. Помните, что вы ввязались в масштабный проект, который потребует много времени и ресурсов. При отсутствии внутренней мотивации и энтузиазма легче получить депрессию, чем стоящие результаты.

Несмотря на то, что выбор темы будущей статьи может лежать на поверхности, нужна довольно кропотливая работа, чтобы убедиться, что об этом нужно писать.

Заключение

Если у вас нет готовых наработок и идеи по выбору темы для статьи в голову не приходят, используйте алгоритм “от общего к частному”.

Выбирайте предметную область и выписывайте вопросы, имеющие к ней отношение. Например: здравоохранение → финансирование, кадры, оборудование, обучение и так далее.

В каждом вопросе выделяйте подвопросы. Например: кадры в здравоохранении → врачи, средний медицинский персонал, санитарки; врачи общей практики и узкие специалисты.

Теперь возьмите вопросы, интересные лично вам.

Просмотрите публикации по этим темам: о чем пишут ваши коллеги и что нового можете сказать вы сами по актуальным проблемам в очерченной области. Это и будет ваша тема.

Чтобы выбрать тему для статьи, нужно выявить аспекты, которые требуют дополнительного исследования и анализа. Именно в них спрятана новизна и актуальность вашей статьи. И, конечно, убедитесь в том, что у вас есть ресурсы для проведения исследования.

Источник

Методические рекомендации Выбор темы исследования и формулирование названия исследовательской работы

Выбранный для просмотра документ методические рекомендации 2016.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №22с углубленным изучением иностранных языков имени В. Тезетева»

Выбор темы исследования и формулирование названия исследовательской работы

Автор работы: Абмаева Марина Николаевна,

учитель английского языка

Сведения об авторе:

Анализ названий работ, поступающих на конференции и конкурсы, позволяет утверждать, что правильно сформированное название темы исследования организует всю последовательность этапов работы. Самым трудным и практически не описанным в литературе этапом учебно-исследовательской деятельности является выбор темы. Нет смысла рассматривать случай, когда педагог предлагает учащимся выбрать из готового списка уже утвержденные названия тем. При таком подходе теряется главная мотивационная составляющая исследования – осознание личной причастности ученика к самому первому этапу исследования, при этом теряется возможность сказать себе и другим: «Мне было интересно, поэтому я придумал…».

Выбору темы исследования предшествует наиболее творческий этап сотрудничества педагога и ученика – выявление, активизация и фиксация любопытства и интереса ученика к проблеме. Можно обозначить этот этап как предметное раскрытие исследовательских способностей ученика. Данные методические рекомендации нацелены на оказание методической помощи педагогам-практикам и составление алгоритмапри выборе темы и формулировки исследовательской работы.

Собственно выбор темы исследования состоит из двух этапов:

1. мыслительный процесс, изложение отдельных мыслей, рассмотрение типичных аналогий и т. д.

2. вербализация (выражение в виде культурно оформленного текста-описания на языке научных терминов) темы, цели и задач будущего исследования

Умение формулировать свои мысли является обязательным условием формирования культуры исследования.

Сформулировать проблему часто сложнее, чем решить ее. Исследовательская работа и начинается с выбора проблемы, что предполагает выполнение целого комплекса работ и реализуется в следующей последовательности:

— определение цели исследования;

— конкретизация проблемы;- определение актуальности проблемы, обоснование выбора проблемы (темы);

— вопросы разработанные (получившие общее признание научной общественности и проверенные на практике);

— вопросы недостаточно разработанные и требующие научного обоснования (дискуссионные);

— нерешенные вопросы, содержащиеся в литературных источниках, предложенные практикой или возникшие при выборе темы.

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно- исследовательскую работу, отвечающую следующим принципам:

Во-вторых, принцип личной заинтересованности – основополагающий при организации УИР. На этапе выбора темы выявляются личные интересы, пристрастия учащихся. Удобнее всего узнать о них из анкеты или беседы, в которую обязательно должны быть включены вопросы: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать побольше?», « Что интересно больше всего?», «По каким учебным предметам получает лучшие отметки?», « К каким из них проявляет большой интерес?», « Какие из своих достижений считает наиболее значимыми?»

В-третьих , принцип научности подразумевает обращение к научно-понятийному аппарату (терминам, теории).

В-четвертых, принцип доступности, связанный с учетом возрастных особенностей учащихся. Школьникам, впервые приобщающимся к исследовательской работе, можно предложить более простые в теоретическом плане темы. Это темы, предполагающие описание одного уже известного из школьного курса явления, но на новом материале.

«Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину». Например, удачно сформулированы темы: «Как нас заставляют покупать (язык телерекламы)», «Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь», «Нарушение норм литературного языка в рекламе». А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка: «Юмор в школе», «Феномен анекдота» и др.

Сегодня все чаще УИР руководит школьный учитель. Это даёт ему возможность реализовать свой творческий потенциал, воспользоваться знаниями, не востребованными на уроках, наконец, проявить индивидуальность.

Интересна научному руководителю (очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога);

Опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;

Соответствует принципу научности;

Доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;

Посильна по объему и времени, необходимому для её выполнения;

Содержит проблему, требующую решения.

Тема должна быть привлекательна, вызывать удивление

Тема должна быть выполнима, а выполнение должно принестиреальную пользу участникам исследования

Тема должна быть оригинальной, с элементом неожиданности инеобычности

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполненаотносительно быстро

Должна быть реализуема в имеющихся условиях

Соотносить желания и возможности

Выбор темы – ответственный этап работы. Недаром говорят, что правильно выбранная тема – это уже наполовину решенная проблема.

Формулировка темы должна существенно определяться основным результатом работы. Чтобы найти для нее ключевые слова, надо задать себе два вопроса: а) о чем будет говориться в работе? б) что именно будет утверждаться?

Тема должна быть сформулирована предельно кратко и в то же время максимально предметно и конкретно. С этой целью термины в названии темы должны быть ограничены только словами, которые указывают на существенное содержание работы. В заглавии не должно быть лишних слов, вводных слов, придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Если тему невозможно сформулировать кратко, то часть ее лучше представить в подзаголовке, указав ракурс подхода к теме и отделив его точкой или круглыми скобками. Вводимые в заглавие вспомогательные элементы (например, второе заглавие) должны иметь уточняющее значение.

Источник

Урок вариативного курса Исследователькая деятельность на тему «Постановка проблемы и выбор темы исследования»

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Цель: способствовать развитию умения видеть проблемы для исследования, выбор вида и темы исследования, познакомить с правилами и приемами выбора темы, обоснование актуальности.

Материалы: карточки к заданию «Изменение точки зрения на объект», карточки с высказываниями мыслителей, карточки к заданию «Составь рассказ от имени другого», карточки к заданию «Составь рассказ, используя концовку», карточки к заданию «Сколько значение у предмета», тексты «Проблема» и «Выбор темы исследования».

ТСЗ (проверка ранее изученного).

2-3. прикладной проект

4-5. исследовательский проект

6-7. информационный проект

9-10-11. индивидуальные и групповые проекты

12-13-14-15. эмпирические, теоретические и фантастические исследования

2-3. научная проблема

4-5. тема исследования

6-7. выполнимая тема

8-9. оригинальная тема

«Великая проблема подобна драгоценному камню.

Тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его».

— Как вы думаете, что имел в виду автор этих строк?

Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

А что значит найти проблему?

Подбор ассоциаций к понятию «проблема» и построение кластера.

Чтение текста и работа с ним.

Древнегреческое слово « problema » в переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность».

Проблема выступает как нечто неизвестное в науке. Это мост от неизвестного к известному, конкретное знание о незнании.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.

Поэтому формулировка проблемы – дело чрезвычайно сложное.

Д. Бернал не без основания утверждал, что в стратегии научного исследования гораздо труднее найти проблему, чем ее разрешить, т.к. для того, чтобы найти проблему требуется творческое мышление, а для того, чтобы разрешить ее – только умение.

Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его определенном этапе.

Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.

Что означает понятие «проблема»?

В чем сущность проблемы?

Почему Д.Бернал утверждал, что труднее найти проблему, чем ее разрешить?

Опишите главное качество исследователя.

— Подумайте, какие проблемы вас интересуют на данный момент?

— Запишите 3-5 проблем, которые могли бы стать основой для исследования.

Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Выбирая новую точку зрения, подумайте о словах классика: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения». Что имел в виду автор этих строк?

Пример в книге «Основы научного исследования» стр.18 (курсивный шрифт).

Задание «Изменение точки зрения на объект».

Продолжение неоконченного рассказа от имени разных персонажей.

Осеннее небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…

— Завершите рассказ, исходя из разных точек зрения, представив, что вы:

водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге;

прохожий, спешащий на работу;

гуляющая молодая парочка;

лисичка или зайчик в лесу.

Задание «Что имел в виду мыслитель».

— Что имел в виду мыслитель? (раздаются высказывания мыслителей)

«Сегодня – счастье, завтра – счастье, помилуй Бог, надо же когда-нибудь и умение».

«Лестница жизни полна заноз, но больше всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз».

«Судья – это говорящий закон, а закон – это говорящий судья».

Задание «Составь рассказ от имени другого».

— Представьте, что вы на какое-то время стали неодушевленным предметом. Опишите один день своей новой жизни.

Карточки с названиями предметов:

стол в классной комнате

При устном коллективном обсуждении поощрить самые интересные, изобретательные, оригинальные ответы.

Задание «Составь рассказ, используя концовку».

Зачитывается окончание рассказа или раздаются карточки с оконцовками рассказов.

«…Нам так и не удалось выехать за пределы города».

«…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы целые потоки воды».

«…Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».

«…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

Подумайте, а потом расскажите о том, что было в начале и почему все закончилось именно так.

Оценивается в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

Задание «Сколько значений у предмета».

Позволить иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы можно с помощью широко известных заданий.

Вам предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Необходимо найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Тема исследования или проекта.

Чтение текста и работа по нему (выписка тезисов).

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других.

Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

Какая проблема интересует меня больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь: математикой или поэзией, астрономией или историей, биологией или психологией и др.?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким предметам я получаю самые высокие оценки?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите родителей, поговорите с одноклассниками. Может быть, кто-то и подскажет интересную идею.

Сформулируйте и запишите выбранную тему исследования.

Правила выбора темы исследования:

Тема должна быть интересна исследователю, должна увлекать его.

Выбор темы обусловлен какими-то рамками: тематическими, временными, ситуативными.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (оригинальность в данном случае следует понимать не только как способности найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления).

тема должна быть соразмерна предполагаемому объему работы. Если работа по заинтересовавшей вас теме в нужный объем не вмещается, можно сузить тему, а то, что осталось, рассмотреть в другой раз.

объем газетной или журнальной статьи обычно не превышает 10-12 машинописных страниц;

микроисследование предполагает небольшой объем работы – 5-6 страниц;

исследовательская работа на научно-практическую конференцию учащихся – 25-30 страниц;

курсовая работа в вузе – 25-50 страниц;

дипломная работа – до 100 страниц;

кандидатская диссертация в большинстве наук не должна превышать 150 страниц.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро (объем исследований должен быть такой, чтобы возможно было завершить его за 1-2 года).

Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы, литература, необходимая исследовательская база. Невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это мешает развитию творческого мышления.

Проблема может быть стара как мир, но способы и пути разрешения и осмысления могут быть самыми разнообразными.

Тема может быть предложена учителем.

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других.

Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

Какая проблема интересует меня больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь: математикой или поэзией, астрономией или историей, биологией или психологией и др.?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким предметам я получаю самые высокие оценки?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите родителей, поговорите с одноклассниками. Может быть, кто-то и подскажет интересную идею.

Сформулируйте и запишите выбранную тему исследования.

Правила выбора темы исследования:

Тема должна быть интересна исследователю, должна увлекать его.

Выбор темы обусловлен какими-то рамками: тематическими, временными, ситуативными.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (оригинальность в данном случае следует понимать не только как способности найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления).

тема должна быть соразмерна предполагаемому объему работы. Если работа по заинтересовавшей вас теме в нужный объем не вмещается, можно сузить тему, а то, что осталось, рассмотреть в другой раз.

объем газетной или журнальной статьи обычно не превышает 10-12 машинописных страниц;

микроисследование предполагает небольшой объем работы – 5-6 страниц;

исследовательская работа на научно-практическую конференцию учащихся – 25-30 страниц;

курсовая работа в вузе – 25-50 страниц;

дипломная работа – до 100 страниц;

кандидатская диссертация в большинстве наук не должна превышать 150 страниц.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро (объем исследований должен быть такой, чтобы возможно было завершить его за 1-2 года).

Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы, литература, необходимая исследовательская база. Невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это мешает развитию творческого мышления.

Проблема может быть стара как мир, но способы и пути разрешения и осмысления могут быть самыми разнообразными.

Тема может быть предложена учителем.

Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

А что значит найти проблему?

Подбор ассоциаций к понятию «проблема» и построение кластера.

Чтение текста и работа с ним.

Древнегреческое слово « problema » в переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность».

Проблема выступает как нечто неизвестное в науке. Это мост от неизвестного к известному, конкретное знание о незнании.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.

Поэтому формулировка проблемы – дело чрезвычайно сложное.

Д. Бернал не без основания утверждал, что в стратегии научного исследования гораздо труднее найти проблему, чем ее разрешить, т.к. для того, чтобы найти проблему требуется творческое мышление, а для того, чтобы разрешить ее – только умение.

Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его определенном этапе.

Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.

Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

А что значит найти проблему?

Подбор ассоциаций к понятию «проблема» и построение кластера.

Чтение текста и работа с ним.

Древнегреческое слово « problema » в переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность».

Проблема выступает как нечто неизвестное в науке. Это мост от неизвестного к известному, конкретное знание о незнании.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.

Поэтому формулировка проблемы – дело чрезвычайно сложное.

Д. Бернал не без основания утверждал, что в стратегии научного исследования гораздо труднее найти проблему, чем ее разрешить, т.к. для того, чтобы найти проблему требуется творческое мышление, а для того, чтобы разрешить ее – только умение.

Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его определенном этапе.

Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *