Что можно классифицировать примеры

Что такое классификация

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человеческий мозг так устроен, что любит все упорядочивать, раскладывать по полочкам.

В этом ему помогает классификация. Она повсюду: в любом учебнике, на любой лекции.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Сегодня мы выясним, что означает это слово, дадим ему понятное определение и разберемся, как правильно классифицировать.

Классификация — что это?

Термин образовался от слияния двух слов из латинского языка:

Толковый словарь Ушакова дает такое определение:

«Классификация — это система распределения предметов, явлений или понятий какой-нибудь области на классы, разделы и разряды».

Под этим словом понимается не только результат, но и сам процесс:

«Классификация — это разделение объема понятия по установленному признаку или критерию».

В результате образуется система соподчиненных понятий (объектов и классов), которая позволяет установить связи между всеми элементами. При этом делимое называют «родом». В результате разделения рода получаются новые понятия — виды. Если дробить дальше, то образуются подвиды.

Тут лучше объяснить на примере. Изучим объект — какую-нибудь организацию. Есть общий род — сотрудники. Можем разделить их на классы: руководители, бухгалтеры, маркетологи, ИТ-специалисты, менеджеры, секретари.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Класс «руководители» можно разбить на подклассы: генеральный директор, исполнительный директор, начальник отдела, руководитель отдела продаж. Мы берем что-то большое и смотрим, что в него входит.

Классификация — это логический метод, позволяющий упорядочить знания. Чтобы ее провести, необходимо обнаружить общие свойства предметов или явлений. Мы группируем вместе объекты, которые имеют похожее поведение или строение.

Классифицирующий признак

Самый важный вопрос — выбор классифицирующего признака. То есть основания или критерия, по которому будет происходить распределение.

Давайте разделим весь объем понятия «спортсмен» на виды: футболисты, хоккеисты, боксеры и так далее. Здесь признак — это вид спорта, которым они занимаются.

Но можно разделить их и по-другому: первый, второй и третий спортивные разряды, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта России. Здесь основанием для деления будет достижение конкретного результата. Такая классификация называется «ЕВСК» — единая всероссийская спортивная классификация.

Виды классификации

Классифицирующие признаки могут быть существенными и несущественными. Когда классификация проводится по существенному признаку, она называется естественной.

Естественная классификация имеет познавательное значение — позволяет получить информацию о структуре изучаемого объекта, понять, что объединяет его элементы, чем они отличаются. Классический и всем известный со школьной скамьи пример — периодическая таблица Менделеева. Мы к ней еще вернемся.

Если же деление происходит по несущественному признаку, то это — искусственная или вспомогательная классификация.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Ее синонимом будет являться термин «систематизация». Вот вы приходите в библиотеку и видите, что книги разложены по алфавиту. Это несущественный признак: не все ли равно с какой буквы начинается название литературного произведения? Но такая систематизация помогает быстро отыскать нужную книгу среди тысяч других.

Другой пример — свалка из файлов на компьютере, когда невозможно ничего найти. Мы проводим систематизацию — создаем папки: фильмы, картинки, документы для работы, электронные книги, сериалы. Затем распределяем файлы по выбранным категориям на основании их содержания.

Классификация химических элементов

Это тот случай, когда естественная классификация помогла совершить настоящий прорыв в науке.

Русский ученый Менделеев смог выявить зависимость между свойствами химических элементов и их атомной массой. В результате все элементы были упорядочены и рассортированы по периодической таблице.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Классификация повлекла научные открытия:

Правила классификации

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Если тема классификации вас заинтересовала, советую посмотреть лекцию профессора ВШЭ Бориса Григорьевича Миркина:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Классификация очень важна в любой сфере. Без нее любые знания будут являть собой неупорядоченную информацию, которой невозможно воспользоваться. При этом, необходимо чтоб правила классификации в конкретной сфере были унифицированы, иначе это внесет только большую путаницу. Кроме того, важно корректно подобрать параметры отбора, они должны быть объективны, а не субъективны.

Классифицируя что-то, мы опираемся на логику, идем от общего к частному, это прежде всего нужно нам самим, для нашей же деятельности и неважно в какой сфере эта деятельность ведётся, даже в домашнем хозяйстве.

Если мне нужно купить плитку, то только такой информации мне недостаточно, нужно выяснить из какого материала сделана плитка, здесь плитку можно разделить на керамическую и керамогранит, размер плитки, её форма, квадрат или прямоугольник.

Источник

Классификация

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

«Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.» [2]

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией; она основана на понятии типа, как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии).

Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций.

Делением называется раскрытие объема известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (то есть меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis).

От правильного деления требуется:

Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия. Пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к классификации.

Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он:

Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.; например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер классификации зависит от ее цели.

Источник

Глава XXIII. Классификация

Определение классификации. В этом разделе мы рассмотрим процесс классификации, потому что он служит вспомогательным средством для индукции; с другой стороны, как мы сейчас увидим, классификация возможна только благодаря индукции. Классификацией мы называем распределение вещей по классам согласно сходству между ними. Так, например, мы можем отнести зарево, кровь, вишни в один класс, потому что все они при всём различии имеют то общее, что они суть красного цвета. Классификация вещей, или распределение их по классам, преследует свои определённые задачи, которые можно формулировать так: задача классификации заключается в том, чтобы распределить вещи по группам в таком порядке, который наиболее полезен для припоминания вещей и для определения свойств их.

Первое требование хорошей классификации заключается в том, чтобы пункты сходства, на основании которых мы составляем классы, были важны в практическом отношении.

Второе требование хорошей классификации состоит в том, чтобы она давала нам возможность сделать наибольшее число утверждений. Та классификация наилучшая, в которой предметы сходны друг с другом в возможно большем числе признаков.

Из этого становится ясной связь классификации с индукцией. Именно классификация предполагает индукцию, потому что эта последняя определяет те общие признаки, которые дают возможность относить предметы в общий класс. Только что указанный признак классификации отличает естественную классификацию от искусственной. Чтобы понять это, возьмём пример какой-нибудь искусственной классификации. Мы можем распределить фамилии каких-либо авторов по первым буквам их фамилий. Это иногда очень важно потому, что мы можем в случае надобности отыскивать те или иные фамилии. Но такая классификация допускает чрезвычайно мало утверждений. В самом деле, что мы можем утверждать относительно того или иного автора только на том основании, что фамилия его начинается с буквы А или с буквы Б?

Естественная классификация. Для того чтобы мы могли делать большое число утверждений, мы должны брать за основание классификации такие признаки, которые влекут за собой большое число других признаков. Это бывает в том случае, когда мы соединяем предметы в классы по признакам существенным, выражающим природу вещей. Если мы имеем такую классификацию, то для нас вполне достаточно знать название класса, чтобы судить о свойствах вещей, принадлежащих к этому классу.

Возьмём пример для пояснения этого. Рожь, ячмень, овёс и другие сорта растений относятся к семейству злаков. Всякий, кто знаком с ботаникой, легко может определить, принадлежит ли данное растение к злакам или нет. В пищу как людям, так и животным главным образом идёт какой-нибудь род злаков, и поэтому следует предположить, что ни одно из растений, принадлежащих к этому семейству, не ядовито. Предположим, что путешественник попал в какую-нибудь необитаемую страну и нуждается в пище. Если он увидит какой-либо злак, он станет питаться его семенами, так как ему известно, что злаки не ядовиты. Следовательно, по принадлежности известного растения к известному классу можно умозаключать о ядовитости или неядовитости его.

Таким образом, естественная классификация имеет в виду раскрыть истинные свойства вещей и основывается вследствие этого на признаках важных и существенных. Так, людей можно классифицировать по религии, речи, государственному устройству и т.п. Если бы мы стали делить людей на классы, смотря по тому, как они изготовляют пищу или как они одеваются, то это было бы искусственной классификацией.

Искусственная классификация. Искусственная классификация кладёт в основу классификации какие-либо произвольные признаки. Так, например, известная Линнеевская система классификации растений может служить примером искусственной классификации. Шведский ботаник Линней разделил всё растительное царство на 24 класса на основании числа тычинок, их прикрепления, срастания между собой и т.п. В искусственной классификации вследствие того, что она имеет в своей основе более или менее случайный признак, всегда возможно, что совершенно несходные предметы могут очутиться в одной группе, между тем как очень родственные предметы могут очутиться в очень отдалённых группах. В Линнеевской классификации очень родственные группы растений, например злаки, относятся в различные, очень несходные классы, между тем как очень несходные, например дуб и один вид осоки, соединяются в один класс. Это происходит вследствие того, что в основе этой классификации лежит только такой признак, как строение цветка. Этого не может быть в естественной классификации, в которой для выяснения родства между растительными формами обращают внимание на всю совокупность признаков, свойственных изучаемым организмам. Другой пример. Семейство губоцветных характеризуется четырёхгранным стеблем, супротивными листьями, двугубым зевообразным венчиком и четырьмя тычинками. Но есть растение (шалфей), которому присущи все указанные черты, но в котором всего две тычинки. Вследствие этого его приходится отнести в другое семейство, если пользоваться искусственной классификацией, хотя родство его с губоцветными не подвергается никакому сомнению.

В связи с классификацией следует упомянуть о научной номенклатуре и научной терминологии.

Номенклатура. Номенклатура самым теснейшим образом связана с классификацией. Группы естественные или искусственные, на которые распределяются предметы, не могут быть нами запоминаемы, не могут быть сообщаемы другим, если только эти группы не фиксируются определёнными названиями. Для этого именно существует номенклатура. Номенклатура может быть определена как собрание названий всех реальных родов, классов, например в ботанике, зоологии, химии и т.п. В минералогии названия отдельных минералов, каковы, например, гематит, топаз, амфибол, составляют номенклатуру. В химии мы имеем названия, например, для органических соединений: этил, ацетил, бензол и т.п. Число естественных групп в природе настолько велико, что почти невозможно запомнить имена отдельных групп. Так, известные науке виды растений значительно превосходят 60 тысяч, но если мы примем в соображение разновидности и подразновидности, то число групп будет значительно больше. Поэтому только при помощи названий и возможно оперировать с таким огромным числом предметов. Мы можем не помнить подгруппы, но если мы помним группу, то этого вполне достаточно для оперирования с ними. В пример можно привести номенклатуру, введённую Линнеем в ботанику. Эта номенклатура была в состоянии обозначить около 10 тысяч видов растений 1 700 родовыми названиями, которым придавались видовые признаки. Так, например, в ботанике каждое растение обозначается двойным названием: одно из них есть родовое, т.е. Указывает род, другое видовое. Например, в названии Betula alba, – Betula есть название всего рода берёз, alba есть название вида. Может быть десять видов герани; эти виды каждый в отдельности нам нет надобности запоминать, достаточно помнить только род. Всякая хорошая номенклатура предполагает хорошую систему классификации. Только те науки, которые имеют полную классификацию, имеют и выработанную номенклатуру, например ботаника и химия.

Терминология. Терминология есть совокупность названий или терминов, которые отличают те или другие свойства или части индивидуальных предметов, рассматриваемых наукой. Различие между номенклатурой и терминологией сводится к следующему. Если мы говорим о роде «роза», то мы употребляем номенклатуру ботаники, если же мы говорим о свойствах индивидуума вида «роза», то мы употребляем не номенклатуру, а терминологию. Термины дают нам возможность описывать индивидуальные предметы. «Описательная терминология, – по Юэллю, – должна заключать в себе все термины, необходимые для того, чтобы точно описывать всё то, что было наблюдаемо относительно какого-либо предмета или явления, для того чтобы мы могли постоянно вспоминать о наблюдённом. Для каждого качества, формы, обстоятельства, степени или количества должно быть подходящее название или способ выражения. Так, вспоминая открытие нового минерала, мы должны быть в состоянии фиксировать при помощи слова самым точным образом его кристаллическую форму, его цвет, степень его твёрдости, удельный вес, запах, вкус и т.п. В ботанике, когда мы описываем листья того или другого растения, мы употребляем термины: „округлые“, „овальные“, „эллиптические“, „продолговатые“, „яйцевидные“, „ланцетные“, „линейные“, „сердцевидные“, „почковидные“, „стреловидные“, „копьевидные“ листья и т.п.

Совершенная терминология должна быть построена таким образом, чтобы выражать каждый оттенок в описании тех или иных свойств. Прогресс наук задерживался вследствие того, что термины употреблялись без достаточной точности, например, в физике употреблялись неточно такие термины, как сила, притяжение и т.п.».

Вопросы для повторения

Что такое классификация и какие она преследует цели? Какие требования хорошей классификации? Какое отличие естественной классификации от искусственной? Что такое номенклатура и каково значение её? Что такое терминология и чем она отличается от номенклатуры?

Источник

Естествознание. 10 класс

Конспект урока

Естествознание, 10 класс

Урок 7. Учимся классифицировать и систематизировать

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Классификация – это разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным признаком;

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Открытые электронные ресурсы по теме урока :

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже знаем, что классификация и систематизация относятся к теоретическим методам научного познания и являются важнейшими функциями любой науки. Рассмотрим подробнее роль этих методов для естествознания.

Все возрастающее число вновь открытых компонентов и видов организмов в природных системах настойчиво требовало упорядочивания (классификации и систематизации). Первые системы живого зачастую носили случайный характер — организмы могли, например, объединять по пользе, которую они приносят человеку, или по первой букве названия. На смену случайным системам приходят искусственные системы, построенные исходя из одного или немногих последовательно прослеживаемых признаков.

Классификация – это разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным признаком. Часто используется во многих разделах биологии, геологии, географии и других описательных науках.

К основным принципам классификации можно отнести следующие положения: 1. Все члены деления в совокупности должны составлять исходное понятие; 2. Разбиение на группы (классы) проводят по одному или небольшому числу признаков (основанию классификации), которое имеет существенное значение; 3. Члены деления не должны пересекаться, т.е. взаимно исключать друг друга; 4. Распределение на классы должно быть непрерывным, без скачков

Примеры классификаций: планеты Солнечной системы можно распределит на три группы: планеты земной группы, планеты гиганты и Плутон; все химические элементы делят на металлы и неметаллы; формы познания можно разбить на классы: чувственные, рациональные и иррациональные, а методы научного познания классифицируются на эмпирические и теоретические и т.д.

Наука дает не просто знание, но систематизированное знание о мире.

Систематизация предполагает распределение предметов или явлений по группам на основании нескольких существенных признаков деления. Для этого мы сравниваем предметы или явления, анализируем целое, синтезируем выводы, проводим классификацию материала.

Например, Д. И. Менделеев систематизировал все химические элементы. Для отображения периодического закона Д.И. Менделеев предложил периодическую систему химических элементов, которая отражает взаимосвязь всех химических элементов. Она является воплощением идеи системности: качественно отличные друг от друга химические элементы в своей совокупности представляют упорядоченное множество, подчиненное внутренней взаимосвязи всех элементов. Именно порядковый номер (показывающий заря ядра атома) непосредственно определяет положение химического элемента в периодической системе и является важнейшей характеристикой, с которой связаны как его свойства, так и свойства образуемых им соединений. В данном случае не имеет значения то, что внутренняя сущность химических элементов в то время не была ясной (электронное строение). Важно то, что суждение о внутренней связи химических элементов являлось в данной ситуации почти неизбежным следствием.

Систематизация упорядочивает знания, т.е. приводит в систему результаты наблюдения и экспериментальные факты. Систематизация, по сравнению с классификацией, это более глубокое обобщение, которое отражает внутреннюю сущность объектов исследования. Это позволяет не только описывать и объяснять какие-то системные свойства объектов, но и часто позволяет делать предсказания. Например, для Периодической системы – свойства еще не открытых химических элементов, а это уже прогностическая черта научной теории. Прогностическая функция заключается в объяснении возможных явлений и предметов, которые раскрываются как тенденции в дальнейшем развитии данных явлений. Это дает возможность предугадать возникновение новых, ранее неизвестных явлений, что, в свою очередь, имеет большое значение как для деятельности людей, так и для самого научного познания.

Ярким примером научной биологической систематики является труд шведского врача и естествоиспытателя Карла Линнея (1707—1778) по упорядочению и обобщению знаний всего предыдущего периода развития биологической науки. Классификации животного и растительного мира была искусственной, так как не устанавливала родственных связей между организмами и не учитывала всю совокупность признаков рода, она была направлена на поиск сходства между организмами. Попытка систематизации природы К. Линнеем в целом стала базисом для современной научной классификации живых организмов. Введённую им для точного описания различных частей растений терминологию в подавляющем большинстве используют и в настоящее время (а это около одной тысячи терминов).

Еще одним примером может служить систематика беспозвоночных Ж.-Б. Ламарка (1744-1829).Он также разработал основные принципы систематизации растений и животных в виде родословного древа от простейших до человека.

Классификация как теоретический метод познания направлена на структурирование имеющихся знаний путем разбиение на классы по существенному признаку;

Систематизация, по сравнению с классификацией, это более глубокое обобщение, которое отражает внутреннюю сущность объектов исследования. Систематизация помимо обобщающей и объяснительной функции часто выполняет и прогностическую.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1) систематизация научных фактов

2) проведение наблюдений

3) описание экспериментальных данных

4) классификация изучаемых объектов

Ответ: 1) систематизация научных фактов; 4) классификация изучаемых объектов

Задание 2. Распределите животных по соответствующим группам: беспозвоночные и позвоночные.

Источник

Урок 9
Основы классификации (объектов)

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примерыЧто можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примерыЧто можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Изучив эту тему, вы узнаете:

— что такое классы и подклассы;
— что такое основание для классификации;
— что такое наследование свойств;
— для чего нужна классификация;
— как проводить классификацию разнообразных объектов;
— как классифицируются компьютерные документы.

Классы и классификация

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Человеку присуща способность обобщать и упорядочивать все многообразие объектов. Каждое имя существительное отражает представление человека об обширной группе объектов: дом, стол, книга. Объекты одной группы обладают общими для всей группы характеристиками, а также некоторыми чертами, позволяющими отличить их от других объектов.

Человеку свойственно отождествлять несколько объектов, родственных по какому-то признаку, рассматривая их как самостоятельный объект.

Например, про скрипку, виолончель, альт, контрабас, флейту, гобой, фагот, трубу мы говорим, что это «музыкальные инструменты». Видя на столе чашки, блюдца, сахарницу, чайник, называем это общим словом «посуда». У этих групп объектов существуют некоторые общие свойства, на них можно одинаково воздействовать для получения определенного результата. Обычно они существуют в одной среде. Такие группы объектов получили название «класс».

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примерыКласс — группа объектов с одинаковым набором характеристик.

Объекты, входящие в класс, называются экземплярами класса. Необходимо понять, что объекты, которые вы по каким-то параметрам объединили в класс с общим названием, отличаются друг от друга конкретными значениями параметров. Например, мячи, сохраняя основные свойства данного класса объектов (легкость, упругость), могут различаться материалом (каучуковые, резиновые, кожаные), цветом, размером. Птицами называют орла и курицу, страуса и колибри. Даже внутри узкого класса экземпляры могут сильно различаться: среди крылатых насекомых под названием «пчелы» существует матки, трутни, рабочие пчелы. В этом проявляется важное свойство классов — многообразие экземпляров, входящих в класс. Эти различия позволяют выделять внутри классов более узкие группы — подклассы, то есть проводить классификацию объектов в окружающем мире.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примерыКлассификация — распределение объектов на классы и подклассы на основании общих признаков.

Результаты классификации принято отображать в виде иерархической (древовидной) схемы. Общий вид такой схемы изображен на рисунке 9.1.

Внешне схема классификации напоминает перевернутое дерево, за что и получила название иерархической (древовидной). Пунктирными линиями на схеме выделены уровни иерархии. Самый верхний уровень (корень дерева) задает основные признаки, позволяющие отличить объекты данного класса от других. Каждый следующий нижестоящий уровень выделяет из вышестоящего группы объектов на основании совпадения одного или нескольких признаков. На нижнем уровне располагаются конкретные экземпляры выделенных подклассов.

С подобными схемами вы, возможно, уже встречались при изучении биологии, истории и других предметов.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Рис. 9.1. Общий вид иерархической схемы

В виде такой схемы часто изображают родословную. Ее принято называть генеалогическим древом.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примерыРодословная — перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Основание классификации

С известными примерами классификации вы уже знакомы. Например, в биологии это классификация растений и животных. С глубокой древности люди, знакомясь с многообразием форм жизни на Земле, стремились распределить это многообразие по группам. Так сложилась естественная классификация, основанная на наблюдении и группировке по некоторым признакам. Идеи, изложенные в книге К. Линнея «Виды растений», изданной в 1753 году, до сих пор служат исходной точкой йри классификации растений. С того времени используется и двойное название растений: первая часть имени указывает на подкласс (семейство), а вторая — на конкретные особенности экземпляра этого подкласса. Например, название Citrus limon указывает, что речь идет о семействе цитрусовых, а конкретно — о лимонном дереве.

Классификации поддаются не только природные, но и искусственные объекты: в грамматике принято разделение слов по частям речи, в физике — классификация видов движения, в математике — классификация чисел. В их основе лежит группировка объектов по одному или нескольким намеренно выбранным признакам. В разных отраслях науки и техники классы и подклассы могут иметь свои специфические названия: виды, семейства, отделы, разряды, группы и т. п. При этом суть их не меняется.

Рассмотрим объект «книга». Под этим словом мы подразумеваем множество разнообразных книг: художественных и технических, разных авторов, разной стоимости, толстых и тонких, в подарочном издании и в мягкой обложке.

А теперь представьте, что вам необходимо разложить все это многообразие «по полочкам» в буквальном смысле слова, например упорядочить свою библиотеку.

Каждый подойдет к этому вопросу по-разному. Один человек расставит все книги в алфавитном порядке, по фамилии автора. Другой разделит их на жанры: детективы, фантастика, приключения, любовные или исторические романы. Третий поместит их на полки, руководствуясь цветом переплета и размером книг (наверняка вы сталкивались и с таким подходом). Несмотря на разницу в способах классификации, все эти примеры роднит нечто общее: подразделение объектов на «родственные» группы (классы), для которых существует один или несколько общих параметров.

Во всех приведенных примерах при группировке был выбран общий признак: в первом случае это автор, во втором — жанр, в третьем — цвет и размер. Именно по этим признакам затем производилось выделение из общей массы тех объектов, у которых его значение совпадает.

Таких общих признаков может быть несколько. Они являются основанием классификации. Выбрав основание, из класса с общим названием «книга» можно выделить подклассы: «книга определенного автора», «книга определенного жанра», «книга определенного размера».

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примерыКлассификация — творческий процесс, поэтому у каждого человека может получиться своя схема. Один из возможных вариантов выделения подклассов из класса книг показан на рисунке 9.2.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Рис. 9.2. Классификация книг

На первом уровне за основу разбиения книг на две группы выбран признак «вымысел» (да, нет). По этому признаку произошло разделение на художественную и техническую литературу.

На втором уровне признак выделения подклассов можно было бы назвать «форма подачи информации» (художественная проза, поэзия, словари и т. д.).

Третий уровень разбиения можно охарактеризовать признаком «стиль изложения».

Четвертый уровень классификации выделен только для романов, чтобы не загромождать схему. Признаком этого уровня выбран «жанр».

На самом нижнем уровне находятся конкретные экземпляры разнообразных книг.

Наследование свойств

Важнейшим свойством классов является наследование. Это слово вам хорошо знакомо. Дети наследуют от родителей черты характера и внешние признаки. Каждый подкласс, выделяющийся из класса, наследует свойства и действия, присущие этому классу. В приведенном на рисунке 9.2 примере и роман Д. С. Мережковского, и все другие изданные романы, и вся художественная литература вообще — наследуют от класса «книга» общие свойства и действия. Все они напечатаны на бумаге, переплетены и предназначены для чтения.

Из приведенной выше классификации видно, что образовалась иерархическая структура (дерево). Во главе ее класс-пра- родитель — «книга». В самом основании экземпляры подклассов — конкретные книги конкретных авторов.

Такая древовидная структура с общим корнем называется «иерархией наследования». Характеристики и поведение, связанные с экземплярами определенного класса, становятся доступны любому классу, расположенному ниже в иерархическом дереве.

Утверждая, что «книга — источник знаний», вы подразумеваете как все книги вообще, так и конкретную книгу, например «О вкусной и здоровой пище». В этом проявляется наследование.

Для чего же нужна классификация?

Классификация позволяет выделить из всего многообразия объектов группы с интересующими исследователя свойствами и сосредоточиться на их изучении.

Предположим, что вы — неопытный огородник, но хотите, используя достижения науки, выращивать на своем участке хорошие урожаи помидоров. Вам незачем штудировать толстый том «Растениеводство», достаточно прочесть книги о семействе пасленовых, а еще лучше — об особенностях выращивания помидоров в вашей местности.

Классификация объектов проводится с целью установления наследственных связей между объектами. Свойство наследования позволяет изучать характеристики всех объектов класса, не привязываясь к конкретному экземпляру.

В геологии существует «теория единообразных изменений», которая гласит, что все природные факторы действуют повсюду одинаково. Не надо изучать, как действуют ветры на Уральские горы, так как механизм разрушения гор под воздействием ветров давно исследован, он един для всех случаев. То же относится к землетрясениям, вулканам, наводнениям, селям и т. п.

Классификация позволяет систематизировать знания об объектах любой природы и назначения.

Иллюстрацией этого утверждения служит то, что нет ни одной школьной дисциплины, в которой не использовалась бы классификация объектов изучения как средство обобщения информации, получаемой на уроках. Откройте любой учебник и убедитесь в этом.

Примеры классификации различных объектов

Исследуя один и тот же объект с разными целями, можно увидеть его различные грани. Например, врач, описывая конкретного человека, сделает акцент на симптомах возможной болезни.

Психолога заинтересуют черты характера и особенности психики. Социальные службы обратят внимание на возраст, наличие родственников, условия жизни. Поэтому одни и те же объекты можно классифицировать по-разному, выбрав те или иные основания. Вы уже столкнулись в учебнике с примерами различных классификаций. Например, изучая раздел 1, вы классифицируете информацию по разным признакам: по способу восприятия и по форме представления.

На рисунке 9.3 приведен еще один пример классификации информации — по содержанию.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Рис. 9.3. Классификация информации по содержанию

В этой классификации на основании признака «содержание» на первом уровне выделены следующие группы информации:

♦ статистическая — показатели развития производства и общества;
♦ коммерческая — наиболее важные сведения о производственных, торговых и финансовых операциях;
♦ экологическая — сведения о состоянии окружающей среды и влиянии деятельности человека на природу;
♦ политическая — информация о деятельности государственной власти, общественных движений и партий;
♦ другая (демографическая, медицинская и т. д.).

Все выделенные подклассы характеризуются теми же свойствами (ясность, полнота, актуальность и т. п.) и действиями (обмен, хранение, обработка), что и вышестоящий класс «информация».

Приведем еще один пример классификации, касающейся наиболее значимых систем (рисунок 9.4).

В качестве основания для классификации на первом уровне выбрано участие человека в создании системы (естественные и искусственные).

На втором уровне основанием для классификации был выбран признак «сфера жизнедеятельности человека». Здесь выделены такие подклассы систем:

♦ духовные у касающиеся духовной жизни человека;
♦ технологические у связанные с производственной деятельностью человека;
♦ организационные у обеспечивающие обслуживание всех видов деятельности.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Рис. 9.4. Классификация наиболее значимых систем

На схеме не показано дальнейшее разветвление дерева, так как это сделало бы рисунок громоздким. Но подразумевается, что дальнейшее выделение подклассов возможно. Например, рассматривая класс систем, называемых «Искусство», можно было выделить следующие подклассы по средствам воплощения замыслов авторов: Живопись, Скульптура, Архитектура, Литература, Театр, Музыка, Кино и т. д.

Наряду с устоявшимися и общепризнанными классификациями имеет право существовать любая классификация объектов, если за ее основу взят характерный признак и соблюдены правила выделения классов и подклассов. На рисунке 9.5 приведен пример классификации используемых в реальной жизни и встречающихся в сказках средств передвижения.

Здесь на нулевом уровне расположен класс объектов с общим названием «средства передвижения».

На первом уровне выделено два подкласса по признаку «реальность» (существуют в реальной жизни или в сказках, фантазиях).

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Рис. 9.5. Классификация средств передвижения

Второй уровень выделяет из реальных и сказочных средств передвижения новые подгруппы по признаку «среда передвижения».

Третий уровень делит реальные средства передвижения на подгруппы по признаку «вид транспортйого средства». На схеме не указано выделение подгрупп из реальных наземных средств передвижения, чтобы не загромождать ее. Но эти группы могли быть следующими: рельсовые, дорожные. Возможно и дальнейшее подразделение. Важно понять, что нижние уровни наследуют все характерные признаки, свойственные более высоким уровням: например, объект Ка-26, принадлежащий к подклассу вертолетов, наследует от вышестоящего уровня среду перемещения (воздух), а также является реальным средством передвижения со всеми сопутствующими признаками (существует в реальной жизни, осуществляет перевозки людей и грузов).

Классификация компьютерных документов

В самом общем смысле компьютер можно назвать инструментом для обработки информации. Для этого существует множество разнообразных программных сред. Разработчики постоянно совершенствуют программы, упрощая работу с ними и предусматривая в них новые возможности.

Чтобы не «утонуть» в море программных продуктов, пользователь очень хорошо должен представлять, с какой информацией ему предстоит работать. Каждая программная среда предназначена для создания документов определенного вида.

На практических занятиях вы уже познакомились со многими видами компьютерных документов, которые будут упоминаться при классификации документов.

Приведенная на рисунке 9.6 схема показывает классификацию, в которой в качестве основания выбран признак «назначение документа». Основным назначением компьютерных документов является представление информации в удобном для пользователя виде. В таблице 9.1 дана более конкретная характеристика каждого класса документов.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Рис. 9.6. Классификация компьютерных документов

Обратите внимание, что название среды, как правило, совпадает с видом документа и формой представленной в нем информации.

Приведенная классификация поможет вам выбрать среду в соответствии с предполагаемой формой представления информации.

В настоящее время документы, используемые в различных областях человеческой деятельности, создаются на компьютере. Рассмотрим примеры документов различного назначения и сферы применения.

Литературное произведение, газетная статья, приказ — примеры текстовых документов.

Рисунки, чертежи, схемы — это графические документы.

Таблица 9.1. Виды компьютерных документов

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примеры

Бухгалтер на предприятии представляет в табличном виде данные для расчета зарплаты сотрудников. Основная особенность электронных таблиц состоит в том, что они позволяют не только представлять информацию в табличной форме, но и производить автоматические вычисления по формулам, связывающим ячейки таблицы.

Один из видов компьютерных документов — база данных. Она представляет собой совокупность упорядоченных сведений об объектах. В обычной жизни вы не раз встречались с базами данных. Это и картотека с названиями книг в библиотеке, и телефонный справочник, и каталог товаров. В настоящее время вместо обычных «бумажных» баз данных повсеместно создаются компьютерные, представленные документами соответствующего вида. Диспетчер справочной службы имеет в своем распоряжении всеобъемлющую компьютерную базу данных, позволяющую ответить на любой ваш вопрос. Система управления базой данных обеспечивает быстрый поиск интересующей вас информации.

Текст, графика, таблица, база данных — это примеры документов, в которых представлена информация какого-то одного вида.

Однако наиболее часто мы имеем дело с составными документами, в которых информация присутствует в разных формах. Такие документы могут содержать и текст, и формулы, и рисунки, и таблицы, и многое другое. Школьные учебники, журналы, газеты — это хорошо знакомые всем примеры составных документов.

Для создания составных документов используются программные среды, в которых предусмотрена возможность представлять информацию в разных формах.

Развитие программного обеспечения привело к тому, что в настоящее время появились новые виды компьютерных документов. В частности, это презентации и гипертекстовые документы.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примерыПрезентация представляет собой совокупность компьютерных слайдов. Специальная программа обеспечивает не только подготовку информации, но и показ ее по заранее созданному сценарию.

Что можно классифицировать примеры. Смотреть фото Что можно классифицировать примеры. Смотреть картинку Что можно классифицировать примеры. Картинка про Что можно классифицировать примеры. Фото Что можно классифицировать примерыГипертекст — это документ, который содержит так называемые гиперссылки на другие части документа или другие файлы, где содержится дополнительная информация.

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужно классифицировать объекты?

2. Что лежит в основе любой классификации?

3. Приведите пример классификации объектов по общим свойствам.

4. Приведите пример классификации объектов по общим действиям.

5. Может ли среда существования стать основанием классификации?

6. Произведите классификацию объектов с общим названием «велосипед».

7. Классифицируйте домашнюю посуду по следующим признакам: материал, назначение, долговечность.

8. Предложите несколько вариантов упорядочения (классификации) разнообразных объектов на вашем письменном столе.

9. Назовите основание, по которому в одну группу могли бы попасть следующие объекты:

■ кенгуру, утконос, кролик, броненосец;
■ роза, колесо, футбольные бутсы, кактус;
■ молоко, бензин, кислота, магма.

10. Назовите разнородные объекты окружающего мира, которые вошли бы в одну группу по основанию «одно вещество».

11. Какие классификации используют в вашей школьной среде?

12. Перечислите наиболее распространенные группы компьютерных документов.

13. Приведите примеры классов программных продуктов. Какое можно выбрать для этого основание классификации?

14. Какое основание классификации можно использовать для выделения групп аппаратной части компьютера?

15. Какие вы знаете классы памяти компьютера?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *