Что можно нарисовать на мольберте
Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования
У начинающих художников часто стоит вопрос: как лучше, правильнее обустроить свое рабочее место?
Сейчас мы сравним варианты рабочих мест для рисования. Как правильнее? Рисовать на столе? Или рисовать на мольберте?
Рисуем за столом.
Когда лист бумаги расположен перед вами горизонтально, то все, что на нем нарисовано, вы видите в перспективе, то есть, искаженно.
Например: вы положили перед собой лист бумаги и рисуете на нем круг и квадрат (лист бумаги на столе изображен в перспективе).
То есть, это вы думаете, что нарисовали круг и квадрат. Но когда рисунок поворачивается прямо, то оказывается, что нарисовано на нем вот что.
Круг и квадрат — это несложные, понятные формы. На них можно заметить ошибку и легко ее исправить. А вот если рисуем что-нибудь более сложное, часто потом, глядя на уже законченный рисунок, возникает странное чувство, будто что-то не так. Но что же именно?
Например, рисуем портрет любимого человека. Вот такой.
Теперь повесим готовый портрет на стену! Видите, на нем изображен совсем другой человек? Да и вся композиция съехала куда-то вниз.
И здесь уже сложнее понять, как же это произошло?
Естественно, все это не значит, что рисовать сидя за столом, нельзя. Но, чтобы избежать подобных искажений, можно посоветовать:
Рисуем за мольбертом.
Недостатков, о которых написано выше, можно избежать, если расположить рисунок вертикально, а лучше перпендикулярно взгляду. Как это сделать? Правильно, использовать мольберт!
Мольберт же предпочтительнее для более-менее больших рисунков. И, конечно, для живописи. Никому же не приходит в голову натянутый холст положить на стол и писать на нем масляными красками?
Мольберты бывают разные, но самое существенное отличие между ними одно: за одними мольбертами нужно рисовать сидя, за другими — стоя. Профессиональным художникам больше нравятся мольберты, перед которыми приходится стоять. Когда стоишь, удобнее периодически отходить от работы и смотреть на нее со стороны. Это тоже нужно для самопроверки. Дело в том, что расстояние между работой на мольберте и художником не больше полуметра, а ошибки часто видны только на расстоянии.
Какое это расстояние? А такое, чтобы весь рисунок целиком попадал в поле зрения. Лучше всего он будет восприниматься на расстоянии, равном 1,5-2 диагоналям рисунка. Почти таком же, как рекомендуемое расстояние для просмотра телевизора. То есть, если вы пишете картину 50х70 см, у вас должна быть возможность отойти назад, хотя бы на 1,5 (а лучше, на 2) метра.
Рисуем на планшете — компромисс.
Есть еще и третий вариант. Если покупать мольберт дорого (или места в квартире для него не достаточно), а за столом рисовать неудобно, можно использовать планшет. Не обязательно нужен именно планшет, это может быть любая доска, лист фанеры, или даже просто книжка большого формата. В общем, что-то, к чему можно прикрепить лист бумаги.
Планшет по размеру должен быть больше, чем рисунок. В зависимости от размера планшета, можно поставить его на колени, другой край опереть о край стола, и так рисовать.
Как и при рисовании в других положениях, нужно время от времени ставить планшет вертикально и отходить, чтобы взглянуть на рисунок на расстоянии, со стороны.
Стол или мольберт? Что выбрать художнику для рисования?
Что для художника важнее – талант или мастерство?
Как нарисовать портрет в технике Старых мастеров
Стол или мольберт? Что выбрать художнику для рисования?
Несмотря на то, что мольберт на протяжении многих веков является неизменным атрибутом художника, тем, кто только начинает свой путь в изобразительном искусстве, его преимущества не очевидны. Не лучше ли рисовать за столом, за которым комфортней и привычней? Однако опытные художники всегда предпочитают работать стоя, и для этого есть ряд весомых аргументов.
Что представляет собой мольберт
Мольберт – это приспособление, предназначенное для установки полотна вертикально или под небольшим углом к вертикали. Большинство моделей также регулируется по высоте, что позволяет с удобством использовать одну и ту же установку людям разного роста. Это особенно актуально для художественных школ и студий, где работает большое количество учеников.
Существуют стационарные и мобильные мольберты. Первые представляют собой массивные, прочные и устойчивые конструкции, способные выдерживать тяжелые холсты любого размера. Полотно крепко зажимается специальной планкой или устанавливается на планшетную подставку. Стационарные модели имеют в нижней части утяжелители, поэтому не качаются даже при энергичном письме. Недостаток стационарных моделей в том, что они требуют дополнительного места в доме, но, если вы собираетесь заниматься живописью профессионально, рано или поздно придется задуматься о приобретении именно такого мольберта.
Если вы рассматриваете живопись как хобби или как занятие для ребенка, можно купить мольберт-хлопушку, который по окончании работы можно сложить и поставить у стены либо расположить в проеме между шкафом и стенкой. Такие конструкции несколько тяжеловаты и недостаточно устойчивы, но в нерабочем состоянии практически не занимают места.
Для этюдов оптимальным вариантом будет складной портативный мольберт, выполненный в виде треноги или имеющий телескопическую конструкцию. Треноги складываются до длинной планки, а «телескопички» – до короткой связки реек.
Преимущества мольберта
Мольберт практичен и удобен при рисовании на габаритном полотне, которое можно зафиксировать по центру, не опасаясь, что оно перевернется при нажиме на переферийные участки. В свою очередь, для устойчивости лежащей на столе картины, стол должен быть таких же размеров, как она сама. Чтобы убедиться, насколько это непрактично, попробуйте представить процесс написания картины, которую художник рассматривает в этом видео, на столе
Сказать, что будет неудобно – ничего не сказать, особенно если работать в технике Старых мастеров, когда требуется скрупулезное внимание к мелочам. Посмотрите, насколько тщательно проработаны фактура и мелкие детали, вплоть до волоска, травинки и складок одежды. Увидеть все эти нюансы, располагая полотно горизонтально невозможно и вот почему.
Перспективное искажение
Когда лист бумаги, холст или другое полотно для рисования лежит на столе, художник смотрит на него под углом, что приводит к перспективному искажению всех объектов. Эти особенности нужно учитывать и все время представлять, как изображаемые элементы будут выглядеть, если поставить картину вертикально – так, как на нее смотрит зритель. Прокручивать в голове подобный «паззл», учитывая, что под углом линии и формы вытягиваются и искривляются, достаточно сложно и под силу только опытным художникам. Но даже они не станут утруждать себя такой работой, поэтому отдают предпочтение мольберту.
Удобство просмотра
Чтобы обеспечить целостность композиции и видеть все недочеты, художнику приходится постоянно отходить от картины и смотреть на нее издалека. При рисовании за столом можно увлечься и забыть об этом. С другой стороны, отходя назад, вы увеличиваете угол обзора, что приводит к еще большему искажению изображаемых объектов.
Рисование на мольберте не имеет подобных недостатков, потому что художник работает стоя, а картина располагается вертикально. Такие условия сами подталкивают живописца к тому, чтобы он оценивал свое творение с расстояния потенциального наблюдателя. На курсе изучения технологии оптических просветов мы рекомендуем своим ученикам еще один действенный прием при рисовании на мольберте – поворот картины. Поворачивая время от времени полотно, можно увидеть места, которые требуют доработки. При каждом повороте всплывают все новые и новые нюансы, поэтому менять ракурс картины следует постоянно. А на этапе проработки изображения наждачной бумагой, когда закладывается воздушная перспектива и объем, поворачивать полотно нужно как можно чаще, чтобы не выпустить из виду даже малейшую погрешность. Подробнее о смене ракурса и о том, на что нужно обращать внимание при каждом повороте, рассказывается в этом видео.
Забота о здоровье
Длительное сидение за столом приводит к тому, что мышцы спины и шеи перенапрягаются и становятся малоподвижными, что увеличивает риск появления остеохондроза и искривления позвоночника. Работа за мольбертом лишена подобных проблем. Художнику не нужно постоянно наклонятся вперед или в стороны, чтобы увидеть мелкие детали или оценить изображение с другого ракурса – достаточно подойти ближе, отойти дальше либо сделать шаг вправо-влево. Таким образом, спина всегда находится в ровном положении, и мышцы получают умеренную нагрузку.
Безусловно, к мольберту нужно привыкнуть, и сначала будет казаться, что работать за ним не слишком удобно. Но это только в самом начале. В дальнейшем вы оцените все преимущества и будете с удовольствием рисовать стоя, не опасаясь за свое здоровье. А, если при этом вы хотите писать «живые», гармоничные природе картины, технология оптических просветов (ТОП) станет верным помощником в реализации ваших идей. Она основана на многослойной технике Старых мастеров и эффективных современных методах живописи, благодаря которым можно создать гармонию цвета, завораживающее пространство и реалистичную фактуру. Подробнее о ТОП рассказывается в книге, которую можно бесплатно скачать по этой ссылке.
Почему художники рисуют на мольберте? Почему не стоит рисовать на столе?
И не зря, ведь рисуя за мольбертом, мастер не только облегчает физически процесс создания картины, но и бережёт собственные силы и здоровье. Не зря рисовать на мольберте приучают увлечённых изобразительным искусством детей с самого раннего возраста, ведь это не прихоть или красивый атрибут профессии, а необходимость. Разберём тему подробнее.
Значит, если лист бумаги, на котором рисует художник, располагать на столе, то это может быть формат не более А3, да и то, рисовать на нём придётся стоя, чтобы покрыть визуально всю его площадь.
Восприятие картины издалека.
Чтобы избежать ошибок в рисунке или посмотреть на картину со стороны, с позиции зрителя (чуть издалека), художник вынужден постоянно отходить от своей работы в процессе её создания. Это гарантирует цельность и ясность изображения и гармоничное общее впечатление от картины или рисунка. Рисуя за столом, можно настолько увлечься живописью, что про отход на расстояние можно забыть напрочь, ведь сидеть за столом так комфортно и удобно.
Для того, чтобы не забывать проверять рисунок на ошибки таким образом и следить за цельностью изображения, художники рисуют за мольбертом, обычно стоя. При положении сидя, достаточно просто отклониться назад, чтобы увидеть будущую картину со стороны или на расстоянии. Обычно, чем крупнее картина, тем дальше отходит художник во время рисования (почему, описала выше).
Во время рисования на мольберте не приходится наклоняться вперёд и в сторону, как при письме, например, спина всё занятие расположена ровно, она меньше напрягается и легче переносит длительные сеансы живописи. Особенно полезно рисовать стоя, чтобы не горбиться и хотя бы немного двигаться во время занятий рисованием.
Это сложно в самом начале, когда происходит привыкание к мольберту и положению листа или холста, но самочувствие художника во время таких занятий намного лучше. Если мольберт подобран и установлен правильно, то художник быстро привыкает заниматься живописью стоя и рисует в своё удовольствие, не отвлекаясь на технические моменты.
При правильно организованном процессе и пространстве, рисовать за мольбертом проще и быстрее, чем на столе.
Если рабочий стол во время занятий рисованием постоянно приходится разгружать от лишних вещей, а также снова приводить в прежнее состояние после сеанса, то мольберт может служить не только местом создания картины, на нём можно оставить картину для просушки или, отставив в сторону, наблюдать какое-то время за уже нарисованным. Это полезно, если вы пишете одну работу за несколько сеансов и время от времени думаете над тем, что ещё можно поправить в картине, чтобы стало лучше.
И ещё один нюанс: в процессе рисования за столом краски, палитра, пробные куски бумаги, банки с красками и водой, разбавители и прочее стоят тут же, на столешнице и занимают часть рабочего пространства. Немудрено нечаянно смахнуть со стола что-то, активно размахивая кисточкой. Да и тянуться за нужной банкой краски, чтобы положить её на палитру неудобно.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Как рисовать на мольберте
Правильная организация рабочего места является основой комфортной работы художника. Ведь все внимание должно быть сосредоточено именно на создании рисунка, а неустойчивый мольберт, плохая фиксация полотна, неправильный наклон планшета или отсутствие регулировки по вертикали может свести на нет все старания художника. Поэтому очень важно знать, как закрепить бумагу на мольберте, изменить угол наклона или расположить полотно на необходимой высоте.
Рекомендации о том, как использовать мольберт, будут наиболее полезным тем, кто только начинает постигать азы изобразительного искусства, посещает художественную школу или просто любит рисовать дома в свободное время.
Основные функциональные элементы мольберта и их предназначение
Чтобы правильно и удобно рисовать на мольберте, необходимо, прежде всего, знать, из каких элементов он состоит и для чего они предназначены.
Как пользоваться мольбертом
Тяжелые стационарные модели для профессиональных художников обычно устанавливают в мастерской на одном месте и редко перемещают. А для походных треног, Лиры, Хлопушки установка может производиться каждый день. Вопрос о том, как установить мольберт переносного типа, достаточной простой.
Лира имеет три ножки, две из которых находятся в передней части и соединены поперечной планкой, а третья – подвижная и находится сзади. Чтобы установить такой треног с удобным наклоном рамы, достаточно переместить заднюю ножку, выбрав наиболее подходящую позицию.
Конструкция Хлопушки – самая простая и представляет собой рамку на четырех ножках. Устанавливают мольберт и регулируют угол наклона путем перестановки задней пары ножек.
Фиксация холста или бумаги зависит от модели оборудования. Так, при использовании Лиры нижняя часть холста на раме устанавливается на нижнюю полочку, а верхняя часть – фиксируется зажимом.
Чтобы закрепить лист на мольберте Хлопушка, понадобятся канцелярские кнопки или скотч, поскольку специальных фиксаторов на нем не предусмотрено. Это же касается и настольных планшетов, хотя некоторые из них имеют и верхний зажим.
Как рисовать: за столом или мольбертом?
Один из главных технических вопросов, которые должен решить для себя художник, – это организация рабочего места. И в первую очередь это касается того, где и как будет размещён холст или лист бумаги, на котором будет выполняться рисунок. Здесь появляется альтернатива: можно рисовать на обыкновенном столе, а можно купить мольберт, столь популярный среди профессиональных живописцев.
В чём же принципиальная разница между первым и вторым способом рисования? Давайте попробуем разобраться.
Главный «минус» рисования на столе.
Как показывает практика, у рисования на столе есть один наиболее существенный недостаток. Когда ваше произведение лежит в горизонтальном положении, вы смотрите на него под острым углом, и оно воспринимается в перспективе. Это означает визуальное искажение всех имеющихся пропорций. Чем дальше от художника наблюдаемый участок, тем меньше он кажется. Например, нарисовав на листе бумаги правильные геометрические фигуры, вы можете обнаружить искажение их формы, если взглянете на лист под прямым углом.
Конечно, опытная рука вряд ли допустит искажения при изображении элементарных форм. Однако, предположим, что вы рисуете портрет. Вы вроде бы правильно определили пропорции лица, а когда закончили работу, то обнаруживаете значительные искажения, и человек на портрете совершенно не похож на свой «оригинал». Конечно, можно прибегать к различным хитростям, например, работать, нависая над бумагой, или наловчиться работать, делая мысленную поправку на перспективу. Ещё один способ – во время работы временами ставить лист вертикально и проверять, не появились ли искажения формы. Однако на самом деле рисование за столом может быть удобным разве что при работе с небольшими по размеру произведениями (не больше формата A4).
Рисуем на планшете для рисования.
Альтернативой столу является планшет для рисования, который может выступать в качестве автономной поверхности, на которой можно разместить рисунок и располагать его под любым удобным углом к себе. Планшет для рисования, купить который можно в любом магазине для художников, очень удобно использовать в условиях ограниченного пространства, и он почти не занимает места при хранении. Во время работы его можно поставить на стул, опереть об стену или просто удерживать свободной рукой. Планшеты обладают специальными креплениями для рисунка, могут быть снабжены специальными гнёздами или держателями для кистей, карандашей и т.д.
Мольберт – профессиональный инструмент художника.
Однако для наиболее комфортной работы, пожалуй, стоит использовать мольберт. Этот профессиональный инструмент художника известен с глубокой старины, и сегодня по-прежнему остаётся чрезвычайно популярным. Сегодня есть тысячи мест, где можно купить мольберты оптом и в розницу – разница лишь в предлагаемых моделях, цене и качестве изготовления. Наиболее выгодным вариантом, как правило, является покупка мольберта от производителя, что позволяет избежать дополнительных торговых наценок. Помимо мольберта, вам понадобится подрамник для холста, на котором полотно растягивается и закрепляется. Можно также закрепить на мольберте планшет для рисования, если вы рисуете на бумаге.
Существует много разновидностей мольбертов. За некоторыми можно рисовать сидя, за другими приходится стоять. Однако при кажущемся неудобстве работы стоя у такого способа рисования есть одно очень весомое преимущество: когда художник стоит, ему очень легко время от времени отходить от своего творения, чтобы произвести осмотр со стороны. Это позволяет устранить ошибки, которые не видны, когда художник находится вплотную к холсту.
Какой именно способ рисования выбрать – решать вам. Ведь то, что одним кажется удобным и естественным, совершенно не подходит для других. Так что, если вы ещё не определились, ищите свою «зону комфорта» в изобразительном искусстве экспериментальным путём. Остаётся лишь пожелать вдохновения и успешного творчества.