Что можно нарисовать на уроке в 1 классе
Что можно нарисовать на уроке в 1 классе
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Нетрадиционные техники рисования. 1-4 класс.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема: «Нетрадиционные техники рисования
в начальной школе».
Выполнила: Канунникова А.О.
Описание слайда:
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют школьников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы школьников.
Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.), а также координации мелкой моторики пальцев рук.
Описание слайда:
1. Метод «Монотипия»
Этапы выполнения:
берется бумажный лист (можно использовать любой – белый или другого цвета)
складывается вдвое и тут же разворачивается.
на одной стороне при помощи красок, гуашевых или акварельных, рисуется половина рисунка (это может быть половина луны, яблока, бабочки, цветочка, домика, всего что угодно).
пока изображение не подсохло бумагу опять нужно сложить пополам по существующему сгибу, хорошо прижать и развернуть.
На второй стороне останется симметричный отпечаток рисунка. Получилось целостное изображение предмета. Когда краска подсохнет, к нему можно добавить детали, если это необходимо.
Данную работу можно выполнять в 1- 2 классе.
Описание слайда:
Возможные работы в технике «Монотипия»
Описание слайда:
Советы по выполнению данной техники
Желательно использовать гуашь, так как акварель быстро сохнет и может не получиться. Если же используем акварель, то выполняем быстро до момента высыхания.
Краски разводить лучше до сметанной основы, рисунки тогда получатся четкие и не будут сильно растекаться.
Работать лучше на ровной поверхности, так как мы проглаживаем лист.
Описание слайда:
2. Метод «Печатание листьями»
Необходимо иметь листья деревьев и растений разных видов, при этом лучше использовать опавшие листочки.
Этапы выполнения:
Берется один лист и покрывается выбранным оттенком краски.
Дальше его нужно прижать стороной с краской к бумаге, а сверху прикрыть чистым листом и придавить.
После того, как бумага вместе с листиком будет снята, останется отпечаток.
Так можно создать целую композицию, повторяя действие несколько раз с остальными листьями.
Данную работу можно провести во 2-3 классе.
Описание слайда:
Возможные работы в технике «Печатание листьями»
Описание слайда:
Советы по выполнению данной техники
1.Удобнее рисовать свежим листом с четкими выступающими прожилками, а не сухим, способным рассыпаться на глазах
2.Раскрашивать нужно только его внутреннюю сторону
3.Придавливать надо обязательно, чтобы он не сдвигался, не порвался, оставлял отпечаток без пропуска
4.На ткани используйте специальную краску, после ее высыхания проглаживайте утюгом
5.Аккуратно наносите краску по краю, чтобы рисунок получился четким, используйте мало воды.
6.Осторожно снимайте с бумаги листок за корешок, иначе может размазаться.
Описание слайда:
3. Метод «Рисование нитками» или «ниткография»
Есть несколько способов создания рисунков.
1-й способ. Нитки следует разрезать на отдельные части, длина которых, приблизительно, будет составлять от 7 до 10 сантиметров. Берется одна нить, обмакивается в краску и проводится в разных направлениях по листу. Получаются интересные линии. Затем берем следующую нить и повторяем действие, только используем другую краску. Так можно рисовать до бесконечности.
Данную форму работы можно провести в 1-2 классе.
2-й способ. Бумажный лист сворачивается пополам и разворачивается. На одну сторону выкладываются нити, окрашенные краской. Лист снова складывается как в предыдущем случае, прижимается. Быстрым движением выдергивают нити. После разворачивания бумаги, на ней остается замысловатый рисунок.
Данную форму работы можно провести во 2-3 классе.
3-й способ. На подготовленной для рисования бумаге прорисовываются очертания любого объекта, животного и так далее, только разукрашивается оно не карандашами или красками, а нитками, которые приклеиваются. На каждом участке нужно клеить нить соответствующего цвета. Важно при наклеивании не оставлять пробелов, тогда рисунок получится красочным и интересным.
Данную форму работы можно провести в 3-4 классе.
Описание слайда:
Возможные работы в технике «Рисование нитками»
Урок ИЗО в 1 классе по теме «Изображения всюду вокруг нас» (программа «Школа России»)
Цель: знакомство с видами художественной деятельности; ознакомление с правилами работы на уроке и материалами для уроков изобразительного искусства.
-Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
Давай друг другу улыбнемся,
И начнем урок скорей!
II. Сообщение темы и цели урока.
— Ребята, к нам сегодня на урок пришли три волшебника-мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения. Они помогут вам понять изобразительное искусство, познакомят с материалами, необходимыми для уроков изобразительного искусства, и правилами работы на уроке.
III. Введение в тему урока.
А) Вступительная беседа.
— В окружающей жизни мы встречаем различные изображения. Рассмотрите предметы, представленные на виртуальной выставке.
-Где нам встречаются данные предметы?
-Над созданием этой красоты потрудились три мастера. Если бы их не было, все вокруг было бы унылым и некрасивым.
— А как вы думаете, почему у них такие имена?
Б) Работа по учебнику.
-Откройте учебники на с. 10.
-Что вы видите? (Если учебников нет, можно рассмотреть изображения, представленные на слайде)
-На 11 странице учебника вас приветствует Мастер Изображения, который будет учить рисовать и лепить. С остальными Мастерами вы познакомитесь позднее.
-Посмотрите на следующий слайд. Что на нем представлено?
-Для какого возраста эти книги? Как вы это поняли? Что можно рассказать по иллюстрациям в книге? Кто может определить, к каким произведениям созданы данные иллюстрации?
-Библиотекарь школы подготовил для вас небольшую выставку детских книг. Предлагаю пройтись по этой выставке и выбрать книгу, которая вас больше всего заинтересовала (организация двигательной активности школьников, использована вместо физминутки).
-При создании детских книг художники создают яркие иллюстрации, чтобы они привлекли внимание юных читателей.
-Представьте, как выглядели бы книги, если бы в них совсем не было иллюстраций. Интересно было бы их читать?
-Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг. А еще мастера-волшебники помогают сделать наш мир еще прекрасней.
-Вам сегодня тоже предстоит побывать в роли волшебников и нарисовать свои рисунки. Но сначала нужно познакомиться с правилами работы на уроках изобразительного искусства и материалами, которые вы будете использовать.
IV. Знакомство с материалами.
-Чтобы определить, какие материалы понадобятся на уроках ИЗО, предлагаю разгадать загадки.
1) Жмутся в узеньком домишке
Там, глядишь, красота. (Цветные карандаши)
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт. (Карандаш)
3) Вы меня перелистали –
Как в музее побывали.
Космос на одной странице,
На другой странице – дом,
На последней – хвост жар-птицы.
4) Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт. (Ножницы)
5) Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисть и краски)
— Ребята, теперь вы знаете, какие основные предметы вам будут необходимы на уроке изобразительного искусства. Но это еще не все. Давайте узнаем, какие материалы так же могут понадобиться на уроках ИЗО. Откройте учебник на стр. 12 и 13. Рассмотрите материалы для уроков изобразительного искусства. Какие предметы вы видите? Назовите их.
Нам необходимы различные кисточки: плоские и круглые. Посмотрите, как ими пользоваться.
Изобразительное творчество тесно связано с аппликацией, лепкой, поэтому на уроках мы будем использовать ножницы, клей и пластилин.
V. Знакомство с правилами работы на уроке.
-С материалами для уроков изобразительного искусства вы познакомились, перейдем к правилам работы на уроке.
1) Во время работы содержи свое рабочее место в порядке. Размести все материалы на рабочем столе так, чтобы они не мешали выполнять работу.
2) Если работаешь акварелью, то необходимо иметь баночку для воды.
3) Чтобы не испачкать работу, нужно иметь тряпочку, которой можно промокнуть кисточку от лишней воды.
4) Ножницы передавайте друг другу только вперед кольцами.
5) При работе с пластилином нужны дощечка, стеки и сухая тряпочка.
6) Закончил работу – убери свое рабочее место.
VI. Творческая практическая деятельность учащихся.
-Ну что, юные художники, пора приступать к работе! Нарисуйте то, что вам хочется. Можно использовать любые материалы.
1. Выставка работ учащихся.
— Вы очень старались, молодцы. Очень хорошо, что на нашей выставке представлены рисунки с разными сюжетами.
2. Обобщение материала, изученного на уроке.
Урок рисования в 1 классе «Три волшебных цвета»
Урок изобразительного искусства в 1-ом классе по теме: «Три волшебных цвета»
Трофимова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 83», ЗАТО Северск, Томская область, 636070
Для дошкольников и учащихся младшего школьного возраста учиться, познавать новое наиболее свойственно в игровых ситуациях, поэтому объяснение нового материала, особенно в начальной школе, постоянно строится на основе сказок и игр.
Если верно утверждение, что ведущим видом деятельности в детстве является игра, то многое становится понятным в отношении ребенка к искусству, которое он включает в жизнь.
Урок рисования в 1-м классе проходит в виде игры-сказки. Дети учатся смешивать краски, фантазировать. На этом уроке они должны осознать, что цвет помогает раскрыть огромный мир эмоций. Этот урок, может быть исползован как, занятие по рисованию в подготовительной группе детского сада.
Тема:Три волшебных цвета.
Вид работы:
Цель:
развитие творческого мышления посредством психоэмоционального воздействия с помощью нестандартной тематики.
Задачи:
Оборудование:
для учителя: картинки героев – Красика, Синика, Желтика и Чёрника, шаблоны, палитра, краски гуашь, кисти, лист формат А3;
для учащихся: краски гуашь, кисти, лист формат А4, палитра.
Структурные элементы занятия (этапы)
Время прохождения этапа
Методические особенности, краткие указания по проведению занятия
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности воспитанников к занятию.
2. Настрой воспитанников на работу.
Сообщение темы, цели занятия, создание положительной мотивации под музыку.
3. Актуализация (воспроизведение) опорных знаний.
Актуализация проходит в виде рассказа сказки и трёх волшебных красках.
4. Закрепление знаний об основных и смежных цветах, навыков для получения нужного цвета путем смешивания красок
1 эт. – 3 мин
2 эт. – 17 мин
Закрепление знаний, навыков проходит в 3 этапа:
1 этап – смешивание красок на палитре.
2 этап – выполнение работ в технике гуашь.
5. Заключительный этап занятия.
Подведение итогов занятия.
Экспозиция работ, анализ.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Настрой учеников на работу
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
3. Актуализация новых знаний
Дорогие друзья, сегодня мы попадем с вами в сказку, но для этого нам нужен ключ. А ключом на уроке рисования служат инструменты для работы на уроке. Давайте их проверим (вывешиваю на доску предметы: карандаш, ластик, краски и т.д.)
Итак, готовы слушать сказку?
Учитель: Жили-были три волшебные Красочки. А почему они были волшебные, вы сами потом скажете.
Познакомьтесь ребята – это Красник-озорнишка, это Синик-шалунишка и Желтик-веселый мальчишка (на доске вывешиваю красную, синюю и желтую каплю).
И был у них друг – Карандаш. Жили они счастливо и весело. Каждый день они выходили на поляну, Карандаш рисовал бабочек, цветы, радугу, домики, а братья их раскрашивали. И все время на поляне раздавался веселый смех. Красник раскрашивал лепестки цветов, Синик – тучки, Желтик – одуванчики и солнышко. И все было бы хорошо, если бы не было у них еще одного брата – черной капли – Черника-чумазика. Черник всегда завидовал своим братьям, что у них всегда весело, но он очень не любил цветы и бабочек, а любил, когда на поляне было черно и тихо, он всячески мешал своим братьям: то что-нибудь замарает, то кого-нибудь толкнет. Придумал однажды Черник-чумазик завладеть этой поляной и выкрасить её в свой любимый черный цвет. Посадил он в темницу Карандаша, чтобы тот не смог больше нарисовать цветов, и ночью со своими друзьями кляксами вымазал всю поляну черным цветом, а самое главное, пока они спали, перемазал их черным цветом. Проснулись братья и видят, что все вокруг почернело, и руки их тоже черные, и все, к чему они прикасаются становиться только чернее. Сели братья на поляне и плачут черными слезами. (на доске крепятся черные кляксы). Черник ликовал. Наконец-то не щебечут птицы, не летают бабочки. Теперь можно и Карандаша выпустить, все равно он уже ничего не сможет сделать. Пришел Карандаш на поляну и увидел своих печальных друзей. Решил нарисовать красивый цветок. А раскрасили его братья все равно в черный цвет. Карандаш решил, во что бы то ни стало, спасти своих друзей, и нарисовал большую тучу, попросил своих друзей раскрасить её. Туча получилась черной, тяжелой, дождевой. И вдруг грянул гром, засверкали молнии, и полился дождь и всю черную краску смыл и с братьев, и с цветов. Опять засияло солнце, прилетели бабочки, стало ещё красивее. А братья так обрадовались, что стали, веселится и играть еще больше.
Взялись за руки Желтик и Синик и стали, кружится, и вдруг в разные стороны полетели цветные брызги и смешались, и получился совсем другой цвет.
4. Закрепление знаний об основных и смежных цветах
Учитель: А какой? Давайте возьмем палитру – трудолюбивую помощницу живописца и попробуем смешать эти две краски. Какой цвет получился?
Учитель: Решили, теперь покружится Желтик и Красник. Какого цвета получились брызги?
Учитель: А какой получится цвет, если смешаются Синик и Красник.
Учитель: краски развеселились, что решили покружиться все вместе красный, желтый и синий. Какой получился цвет?
Учитель: Кто теперь может сказать, почему красная, желтая и синяя краски называются волшебными?
Дети: Потому что из них можно сделать другие цвета. Новые Красочки.
Учитель: А теперь, ребята, давайте нарисуем волшебную поляну с её волшебными героями.
Приготовили и показали мне друга Карандашика. В левую руку взяли шаблон героя сказки. Положили на альбомный лист, обвели. На что еще похож этот шаблон?
(на капельку, на лепесток цветка, на крылышко бабочки и т.д.)
Физкультминутка: ритмическая пауза «Зверобика»
5. Практическая работа
Учитель: Дорогие друзья, я приглашаю приступить к работе тех детей, у кого на столе шаблон Красника-озорнишки, теперь начнут работу у кого Синик-шалунишка, и сейчас займут свои места у кого Желтик-веселый мальчишка.
Давайте, раскрасим эту поляну, так чтобы на ней появилось солнышко, запели птицы, прилетели бабочки и зацвели красивые цветы. И всем на этой поляне было радостно.
Физкультминутка: пальчиковая гимнастика.
6. Подведение итога урока
Учитель: Какое настроение навевают на вас эти работы? (Радость, ожидание чуда, приятные ощущения и т. д.) Что вам понравилось в этих работах? (Они очень красивы, грамотно выполнены, паспарту выделяет работу, соответствуют настроению). Позвольте, мне открыть наш выставочный зал (располагаю работы на доске). Дорогие друзья вы все справились с заданием. Ваши друзья и помощники инструменты напоминают вам, чтобы вы привили их в порядок.
Методическая копилка
Ребусы
воскресенье, 29 ноября 2020 г.
Изобразительное искусство 1 класс
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Урок 1
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ.
ВСЕ ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ
Цели: ознакомить учащихся с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником; пробуждать интерес к изобразительному творчеству.
Оборудование: работы детей, выполненные в различной технике (гуашь, мелки, карандаши); альбом; любой материал для рисования; учебник «Искусство и ты» для 1 класса; музыкальное сопровождение (запись песни «Улыбайся, солнышко», сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемпневского).
I. Организационный момент.
Звучит песня «Улыбайся, солнышко».
II. Сообщение темы и цели урока.
– Ребята, вы уже освоились в школе, у вас прошли первые уроки. Сегодня вы познакомитесь с новым школьным предметом. Посмотрите на оформление кабинета.
– Может, кто-то из вас уже догадался, как называется этот предмет? Это «Изобразительное искусство».
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?
– Послушайте еще раз первый куплет песни, под которую вы вошли в класс. О чем поет мальчик? (Он очень любит рисовать.)
– Тема нашего первого урока созвучна со словами песенки: «Все дети любят рисовать».
III. Введение в тему урока.
– А вы любите рисовать? – Посмотрите, сколько детских рисунков на доске!
– Как вы думаете, дети, нарисовавшие их, любят рисовать? – У вас есть свои рисунки? – Что вы любите рисовать? – На уроках изобразительного искусства мы с вами будем рисовать, лепить, делать аппликации, учиться изображать все то интересное, что сможем увидеть вокруг, придумать, нафантазировать.
– У вас будут помощники: это учебник и различные принадлежности для уроков рисования.
IV. Знакомство с учебником.
– Давайте познакомимся с учебником. Откройте учебник. Что вы видите на 3-й странице? – Чем заняты дети? (Дети рисуют.) – Да, это их коллективная работа. Посмотрите, как дружно они работают. Все довольны, у всех хорошее настроение.
– Я прочитаю обращение авторов учебника к вам, ученикам.
– Переверните страницу учебника. На этих страницах напечатано содержание. Познакомьтесь с темами, над которыми мы с вами будем работать.
– Что нарисовано на следующей странице? (Портрет.)
– Обратите внимание: девочка широко открытыми глазами пытливо всматривается вокруг.
– Прочитайте название раздела. («Ты учишься изображать».)
– Как вы понимаете предложение: «Изображая мир, люди учатся его понимать»?
– Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы.
– Давайте рассмотрим рисунки детей на с. 8–9.
– Что на них изображено? Что больше всего привлекло внимание юных художников?
– Какие цветы они использовали?
– Посмотрите, какие яркие рисунки. Ребята рисовали все то, что нас окружает: природа, птицы, животные, люди.
– У вас есть любимые рисунки, похожие на эти?
Гадай, гадай, угадывай,
Целый день катился
Целый день катился
– Что это, кто догадался?
– Конечно же, это солнце.
Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.
Солнце глянуло в кроватку, (Руки на поясе,
Раз, два, три, четыре, пять. наклоны в сторону.)
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать. (Выполнение приседаний.)
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять. (Руки в стороны.)
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать. (Прыжки на месте.)
На носок, потом на пятку – (Поочередно левую и правую
Все мы делаем зарядку. ногу ставят на носок и на пятку.)
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Предлагаю вам нарисовать рисунок по желанию, а может быть, кто-то из вас захочет нарисовать солнце.
Заранее смочите акварельные краски водой при помощи кисточки.
– Каким вы представляете солнышко? Как об этом говорилось в загадке? (Золотой клубочек, яблочко.)
– Есть ли солнце в рисунках детей, которые вы рассматривали? Каким увидели и нарисовали его дети?
– Нарисуйте большое радостное солнце на весь лист бумаги.
– Аккуратно разложите на столе все, что вам понадобится для работы: акварельные краски, которые вы заранее смочили водой, баночку с водой, кисточку, сухую тряпочку, альбом. Тряпочка нужна для вытирания кисточки.
Учащиеся самостоятельно рисуют солнце (или рисунок по замыслу).
1. Выставка работ учащихся.
– Полюбуйтесь, какие разные солнышки у вас получились».
– Найдите среди рисунков самое веселое солнышко.
– Чье солнышко вам больше всего понравилось?
2. Обобщение материала, изученного на уроке.
– О каком новом школьном предмете вы узнали сегодня?
– Чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?
– Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.
3. Уборка рабочего места.
Урок 2
ИЗОБРАЖЕНИЯ ВСЮДУ ВОКРУГ НАС
(урок-игра)
Цели: ознакомить с видами художественной деятельности; учить видеть и изображать; познакомить с правилами работы на уроке и материалами для уроков изобразительного искусства.
Оборудование: иллюстрации с различными изображениями (узоры на ткани, керамические изделия с различными изображениями, иллюстрированные книги, шкатулки, открытки и др.); материалы для уроков изобразительного искусства (гуашь, акварельные краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, бумага, клей, ножницы, пластилин); стихи; загадка.
I. Организационный момент.
– Прежде чем начать занятие, проверим, все ли у вас готово к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Ребята, сегодня на уроке вы узнаете о трех волшебниках-мастерах, помогающих всем желающим освоить и понять изобразительное искусство, познакомитесь с материалами, необходимыми для уроков изобразительного искусства, и основными правилами работы на уроке.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– В жизни нас окружают всевозможные изображения. Они встречаются нам везде: дома, на улице, в школе.
– Что представлено на нашей выставке? (Картинки, фотографии, иллюстрации к книгам, керамические изделия, шкатулки.)
– Красивым все вокруг постарались сделать три мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки. Без них все было бы унылым и некрасивым.
– А как вы думаете, почему у них такие имена?
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебники на с. 10.
– Что вы видите? (Рекламные плакаты, скульптуры, витражи, мозаичные панно, расписную посуду, красочно иллюстрированные книги.)
– Вас приветствует добрый волшебник – Мастер Изображения. Он научит вас рисовать и лепить. С остальными мастерами вы познакомитесь позже.
– Это постарались художники, чтобы книги были красивыми. Представьте, как выглядели бы книги, если бы в них совсем не было иллюстраций. Интересно было бы их читать? Могли бы ребятишки наглядно увидеть то, о чем поведал автор книги? Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг. Сравните фотографию животного и рисунок этого животного. Что вы заметили?
– Перед вами скульптуры, керамические изделия, игрушки, изделия из дерева. Они красиво оформлены? Это постарались мастера изобразительного искусства.
Мы рисуем, украшаем, строим.
Нам ничего это не стоит:
Взмахнуть волшебной кистью,
Украсить ткань, игрушку, мебель,
Построить уникальные дома,
Своим присутствием всегда.
Живем мы вместе, дружно.
Волшебниками все считают нас.
И мы придем, когда кому-то нужно,
И сделаем прекрасный мир наш в тот же час.
– Вы догадались, о ком идет речь?
– В загадке-стихотворении говорилось о мастерах-волшебниках, которые могут сделать наш мир еще прекрасней.
– Кто запомнил из вас, как зовут мастеров?
– Вы сегодня тоже побываете в роли волшебников и нарисуете свои рисунки, но для этого нужно познакомиться с правилами работы на уроках изобразительного искусства и материалами, которые вы будете использовать.
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают ножками.
IV. Знакомство с материалами.
– Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие материалы вам будут нужны для уроков изобразительного искусства.
1) Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно… (карандаш.)
2) Палочки волшебные
Есть у меня, друзья,
Башню, дом, и самолет,
И большущий пароход!
3) Утром в школу я иду,
На плечах несу свой дом,
А в нем для рисования… (альбом.)
А посередине гвоздик.
5) Над бумажным над листом
Она машет нам хвостом.
Красит в разные цвета.
– Молодцы, вы правильно отгадали загадки, эти предметы нам понадобятся для уроков, но это еще не все.
– Откройте с. 12 и 13 учебника. Рассмотрите материалы для уроков изобразительного искусства. Какие предметы вы видите? Назовите их.
Гуашь – это непрозрачная, густая краска, а акварель – прозрачная краска. Для работы с акварелью используют воду. Для смешивания красок можно применять крышку от коробочки с красками.
Нам необходимы различные кисточки: плоские и круглые. Посмотрите, как ими пользоваться. (Показ учителя.)
– Рисовать можно и цветными карандашами, и мелками, и фломастерами. В своих учебниках вы уже видели работы детей, выполненные этими материалами.
– Назовите, что еще будем использовать на уроках.
– Не удивляйтесь, нам нужны белая и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин. Ведь изобразительное творчество тесно связано с аппликацией, лепкой, прекрасно совмещает рисование и декоративно-прикладные виды деятельности.
V. Знакомство с правилами работы на уроке.
1) Размещать все материалы на рабочем столе нужно так, чтобы не мешать себе выполнять работу.
2) Если работаешь акварелью, то необходимо иметь баночку для воды. Акварельные краски нужно заранее смачивать водой.
3) Чтобы не испачкать работу, нужно иметь тряпочку, которой можно промокнуть кисточку от лишней воды.
4) Ножницы передавайте друг другу только вперед кольцами.
5) При работе с пластилином нужны дощечка, стеки и сухая тряпочка.
VI. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Нарисуйте то, что вам хочется. Можно использовать материалы, которыми вам больше всего нравится рисовать.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
На доске демонстрируются лучшие работы.
– Вы очень старались, молодцы. Очень хорошо, что на нашей выставке представлены рисунки с разными сюжетами.
2. Обобщение материала, изученного на уроке.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Чему научит нас Мастер Изображения?
3. Уборка рабочего места.
Урок 3
МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ
(урок-путешествие)
Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира; познакомить с понятием «форма».
Оборудование: аппликация из цветной бумаги «Осенний лес»; осенние листья; иллюстрация «Осенний пейзаж»; иллюстрации с изображением животных; стихи об осени и зверях; гуашь; акварельные краски; кисти.
I. Организационный момент.
Пришли ребята в светлый класс.
И вы поздравьте нас сейчас:
Учились мы читать, писать,
Учиться будем рисовать.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Тема нашего урока «Мастер Изображения учит видеть». Сегодня вы попытаетесь увидеть в самом обыкновенном предмете что-то необычное, особенное. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на предмет, но ничего не замечают. А вокруг столько интересного. Вы будете развивать свою наблюдательность и узнаете, что такое «форма».
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Вы готовы к путешествию в осенний лес?
– Мы с вами были на экскурсии. Что вы можете сказать о природе осенью?
– Да, природа осенью очень красива. Все ли ребята это заметили?
– Послушайте отрывок из стихотворения.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
– Как вы понимаете выражение «терем расписной»? Кто расписал терем? О каком тереме идет речь?
– Что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – блестяще-желтый; багряный – темно-красный.)
– Вы видели в природе листья такого цвета?
– Посмотрите на доску. Это осенний пейзаж.
– Вам знакомо слово «пейзаж»?
– Вот как о нем говорит поэт А. Кушнер:
Если видишь на картине
Или ель и белый иней,
Или снежная равнина,
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с. 14.
– На что похожи опавшие листья?
– Посмотрите, как прекрасен ковер из осенних листьев в лесу.
– Почему люди сравнивают опавшие на землю листья с ковром?
– Какие краски выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени?
– Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Осень», и подумайте, какие краски «разводила осень». Можно ли осень назвать художником?
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!»
Учитель повторяет вопросы:
– Так какие же краски разводила осень?
– Какие цвета вам не понятны?
– Как вы понимаете слова «зарделись», «пурпур»? (Покраснели; пурпур – ярко-красный цвет.)
– Можно ли осень назвать художником?
– Обратите внимание на иллюстрации на с. 15. На что похожи капли дождя на листьях растений? (Сверкающие драгоценные камни.)
– Что разглядели вы на коре дерева? (Изображение лица человека.)
– Как вы думаете, чтобы это заметить, нужно уметь видеть и учиться видеть в обыкновенных предметах что-то особенное?
– Каждый из вас увидел свой образ при разглядывании коры дерева.
– Рассматривая осенние листья, что вы можете о них сказать: одинаковой ли они формы, цвета?
– Какой формы листья? (Треугольной, овальной, круглой.)
– На что похожи листочки? (На маленькое деревце.)
– Сравните с аппликацией. Какой формы деревья? Похожи они на листочки, которые только что рассматривали?
– Листики каких деревьев вы собрали на экскурсии?
– Какой формы деревья?
– Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме.
– Какого цвета листья на осенних деревьях?
– Что вы увидели, путешествуя в сказочный лес, который нарисовали дети на с. 17 учебника?
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Дети поднимают руки вверх.)
Дунул ветер – полетели. (Движения руками
Мы летели, мы летели. из стороны в сторону.)
И на землю тихо сели. (Дети приседают.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Кружатся на месте.)
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
IV. Педагогический рисунок.
– Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья.
– Разместим листья на плоскости бумаги. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист ивы?
– Лист ивы можно вписать в прямоугольник.
– На какую геометрическую форму похож лист сирени?
– Правильно, лист сирени похож на треугольник.
– На какой листик похож лист осины? (На лист сирени.)
– Лист осины похож на сиреневый лист, но он имеет волнистые края.
– Нарисуем геометрические формы и впишем туда похожие по форме листья.
– Чтобы листик получился красивым, необходимо посередине геометрической формы провести линию.
– У листика осины нарисуем волнистые края.
– Перед вами образцы листьев. Окрасьте их в нужные цвета.
– Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько оттенков разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавим эти дополнительные оттенки.
– Пофантазируйте, окрасьте свои листья в нарядные цвета.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья.
– Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?
– Вспомните стихи об осени, иллюстрации осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.
1. Выставка работ учащихся.
– Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.
2. Обсуждение цветовой гаммы, формы листьев.
3. Обобщение по теме.
– Чему учились сегодня на уроке? ( Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.)
– Что нового узнали? (Узнали о форме листьев.)
4. Уборка рабочего места.
Урок 4
ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ПЯТНОМ
(урок-сказка)
Цели: помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; развивать воображение и аналитические возможности глаза.
Оборудование: фотографии животных; выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина; гуашь, акварель, черный фломастер.
I. Организационный момент.
ШКОЛЬНИКУ НА ПАМЯТЬ
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала.
– С каким мастером мы познакомились? (С Мастером Изображения.)
– Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное.)
– Еще мы с вами учились сравнивать форму листьев и деревьев.
– Давайте рассмотрим изображения животных на с. 18 и 19.
– Сравните форму разных животных. Чем они отличаются друг от друга. Что общего?
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы необычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер… (Дети отвечают: «Изображения».)
IV. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника.
– Почему клякса считала себя несчастной? (Ее огорчила бумага.)
– Кто согласился помочь кляксе? (Мастер Изображения.)
– Как вы думаете, в кого превратилась клякса-пятно? (Дети высказывают свои предположения.)
V. Педагогический рисунок.
Учитель демонстрирует рисунок Винни-Пуха с шариком, полученный из пятна.
– Давайте попробуем пофантазировать! Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю (показывает на доске).
– Кто получился у меня?
– А кого еще можно было бы дорисовать?
– При помощи чего можно изображать различные предметы, животных, птиц? (При помощи пятна.)
– Вот вы и узнали еще один секрет Мастера Изображения – изображение пятном.
VI. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунки на с. 21. Какие зверушки получились из обычного пятна? (Собачка, зайчик.)
– На нашей выставке книг есть книги Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока», «Про Томку» и другие. Иллюстрации к книге нарисовал автор. Он воспользовался приемом изображения пятном. Посмотрите, какие забавные зверушки получились!
– Сравните работы художников на с. 22–23.
– Обратите внимание, что тень на стене от руки, – это тоже пятно.
– Каких зверушек изображают люди?
Вывод. Изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку (приседания):
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания),
Прыгать и скакать (прыжки).
VII. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Хотите ли вы научиться изображать пятном?
– Вспомним правила работы с кистью, краской и водой.
– Сделайте пятно на листе бумаге и превратите его в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, хвост, уши, то есть все, что необходимо, чтобы разглядеть в вашем рисунке необыкновенного зверя.
– Дорисовывать можно черным фломастером.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам понравилось рисовать пятном?
– Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились? (Учились изображать пятном.)
3. Уборка рабочего места.
Урок 5
ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО В ОБЪЕМЕ
Цели: помочь овладеть навыками работы с пластилином (изображение в объеме); дать представление об использовании объемности как средства изображения; развивать воображение и аналитические способности глаза, поэтического видения.
Оборудование: пластилин, стеки, дощечка, сухая тряпочка; иллюстрации и фотографии природных объемов выразительных форм; настоящие камешки, форма которых напоминает изображение каких-либо предметов; загадки.
I. Организационный момент.
Вот опять звенит звонок,
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– При помощи чего вы учились изображать на прошлом уроке?
– Сегодня я помогу вам узнать об изображении в объеме, научу вас изображать различных животных из пластилина. Вы сможете побыть в роли настоящих художников-скульпторов.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– До сегодняшнего урока вы изображали на плоскости свои рисунки. Оказывается, изображать что-то можно и в объеме.
– Кто знает, что такое объем?
Объем – это такая форма предмета, которую можно рассматривать с разных сторон, обходить, даже обнимать. Такую подсказку нам предлагает Мастер Изображения.
– Посмотрите на доску, что вы видите на картинке? (Геометрические фигуры.)
– Чем они отличаются? (Плоскостные и объемные.)
– Какие фигуры можно рассмотреть с разных сторон, подержать в руках? (Объемные.)
– Сейчас у вас есть такая возможность.
Дети рассматривают объемные фигуры.
– Рассмотрим иллюстрации в учебнике на с. 24 и 25.
2. Работа по учебнику.
– На что похожи корни и ветви растений? (На сказочных животных.)
– Как вы думаете, это объемное изображение? (Да.)
– Художники-скульпторы создают уникальные произведения искусства. Вы убедились в этом, рассматривая их произведения. Какие изображения они создают? (Объемные изображения.)
Что за диво, посмотри!
Плывут по небу корабли,
В зверей превратиться.
– Кто из вас наблюдал за облаками?
– Чей облик вам виделся в облаках?
– Рассмотрите фотографию на с. 25 учебника.
– Кого вам напоминают эти скалы?
– Встречали ли вы в природе скалы, камни или другие предметы, напоминающие живых существ?
– Послушайте сказку про камешки Мастера Изображения.
– Какая мечта была у камешков?
– Как вы думаете, превратилась ли они в кого-нибудь?
– Можно ли комок пластилина превратить в зверушку?
– Какое это будет изображение? (Объемное.)
Упражнение для рук.
Их как хочешь поверни. (Ладони вверх и вниз.)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. (Сжимание и разжимание пальцев.)
Скачет резвый табунок. (Прыжки.)
IV. Показ учителем приемов работы с пластилином.
– Разомните пластилин. В ваших руках комок пластилина легко изменит форму путем вытягивания. Например, когда вам нужно будет вылепить шею, туловище, ноги, нужно воспользоваться приемом вытягивания, а путем вдавливания можно изобразить глаза, рот, нос и др. Вытянутую форму можно заломить и сделать защипы.
Учитель напоминает детям этапы и правила работы с пластилином.
V. Практическая творческая деятельность учащихся.
– Сегодня вы будете работать с пластилином. Хотите хоть на миг превратиться в волшебников? Предлагаю вам сотворить чудо: сделать из комочка пластилина зверушку.
– Посмотрите рисунки на с. 26 учебника. Как справились с заданием другие ребята.? Каких зверушек они лепили?
– Кого хотите вылепить вы?
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– У всех получились замечательные зверушки. Это потому, что вы воспользовались советами работы с пластилином, правильно выполняли приемы пластилиновой техники.
– Что нового узнали на уроке? (Изображение может быть объемным.)
– Чему учились на уроке? (Изображать фигуры животных из пластилина.)