Что можно нарисовать в тетрадке по биологии
Рабочая тетрадь по биологии
Наш учительский долг — постоянно воспитывать в молодежи стремление более полно узнавать историю родного края, села, своей школы, родословную своей семьи. Учить умению видеть в настоящем, сегодняшнем дне то, что может представлять интерес для будущего, постараться сохранить его. Все это отражено в общей проблеме, над которой работает наш небольшой педагогический коллектив — «Формирование всесторонне развитую личность на основе индивидуальной педагогической деятельности учащихся с учетом передачи многовековой народной культуры». Отсюда и вытекает моя проблема, над которой несколько лет работаю: «Элементы развивающего обучения на уроках биологии. Практическая направленность. Учёт и контроль знаний учащихся» — вот основные задачи, которые мне приходится постоянно решать.
Работая над этими вопросами, я выяснила, что большую обучающую и воспитывающую роль имеет тетрадь. Мне хочется поделиться небольшим опытом, накопленным в течение нескольких лет.
Чтобы начать работу в тетради необходимо усвоить несколько основных требований.
1. Рабочая тетрадь должна быть общей (желательно в клетку).
2. В тетради должен соблюдаться «Единый орфографический режим для учащихся». Ученик подписывает тетрадь строго по образцу.
3. В тетради строго запрещается делать другие записи, не относящиеся к предмету.
4. Тетрадь должна стать для учащегося своеобразной творческой лабораторией. Это конечная цель, как для учителя, так и для учащегося.
5. Работа в тетради начинается с пятого класса поэтапно.
Графическое изображение лекционного материала. В тетради могут проводиться следующие работы:
Тетради проверяются один раз в четверть, и выставляется оценка — за ведение тетради в специальную графу классного журнала. Основным моментом при работе является свободное ориентирование в ней учащимся. Для этого предлагается система условных обозначений.
Условные обозначения в тетради.
Теперь о том, как тетрадь помогает при контроле и учете знаний, умений и навыков. Для этого в тетради ведется определенная систематическая работа. При начале изучения нового учебного материала (темы) делается рамочка — со всех сторон по одной клетке включая поля. Особым шрифтом и намного крупнее записывается тема блока. Например: «Стебель — составная часть побега», «Семя — зачаток будущего растения» и т.д. Можно это делать в форме высказываний: «Имеющий в руках цветы плохого совершить не может». Затем вводится дополнительный материал в виде: «Кто сколько живет?», «Гиганты и пигмеи» и т.д.
Пример начальной страницы блока с сеткой внизу
В низу «Титульного листа оставляется четыре клетки для сетки контроля и учета знания учащегося учителем и родителями. По моему убеждению на каждом этапе обучения ребенок должен знать и видеть свои результаты, а так как зрительное восприятие оказывает наибольший эффект, то это и рассчитано на:
Далее идут графы в которых указывается, что необходимо сделать, чтобы получить итоговую оценку по теме учащемуся. Нужно сразу отметить основные важные вопросы темы, влияющие на итоговую оценку.
Варианты сетки учета и контроля знаний в 6-11 классах
Кроме того, учителю необходимо учитывать не только работы проверяющие знания по теме, но и:
Проводя эту работу необходимо четко уяснить все основные требования. Все это в комплексе требует от учителя и учащихся большой кропотливой работы по усвоению учебного материала. Поэтому первый этап включает в себя знания следующих параметров.
Тетрадь, в которой учащиеся выполняют письменные и графические работы, содержит в себе много информации. По ней можно судить о деятельности ученика и учителя на уроках и в домашних условиях. Объем и разносторонность знаний, умений применять знания на практике. Тетрадь отражает некоторые черты характера её владельца — опрятность, аккуратность, исполнительность, бережливость и другие качества ребенка. В то же время по тетради можно узнать методы и приемы, используемые учителем в процессе обучения. Это — виды и объемы знаний, предлагаемых им на уроках и на дом, а так же качество их проверки. Недаром тетрадь ученика используется в первую очередь при контроле за его учебной работой родителями и становится объектом пристального изучения при инспекторской проверке работы преподавателя.
Некоторые преподаватели считают целесообразным пользоваться одной тетрадью, что позволяет сконцентрировать все виды работ в одном месте. Кроме того, этот вариант дает возможность иметь под рукой и при необходимости использовать данные. Несмотря на то, что дети уже имеют определенные навыки владения тетрадей, на первых уроках им все же напоминают требования к оформлению записей. При этом указывают, что каждая работа должна иметь дату и заглавие, что записи в тетради следует делать чисто, грамотно. С первых уроков необходимо стремиться новые или трудные биологические понятия и термины записывать в тетрадь под заголовком «Словарик». Для этого отводят самые нижние строчки в тетради и записывают новые слова пастой другого цвета или же эту работу выполняют в конце тетради.
Тетради будут выполнять обучающую и воспитывающую функции при условии, если учитель систематически проверяет. Естественно, что проверка тетрадей требует дополнительного времени на уроках и во внеурочное время и соответственно увеличивает нагрузку преподавателя. Но, несмотря на эти трудности, следует помнить, что без контроля за ведением тетрадей нет смысла их заводить, т.к. бесконтрольности у учащихся снижается усидчивость и утрачивается чувство ответственности. Избежать перегрузки и повысить эффективность этой работы можно, если использовать определенные приёмы проверки тетрадей — выборочный просмотр тетрадей до урока.
Контроль за выполнением домашнего задания можно доверить самим учащимся. Обход учащихся по рядам с целью проверки выполнения работы. Следует приучать учащихся к тому, что при выставлении отметки за устный ответ учитывается и состояние тетради. Беглый просмотр тетрадей необходимо проводить на всех этапах урока. Более тщательную проверку проводят после уроков с таким расчетом, чтобы у каждого ученика тетрадь была подвергнута контролю один раз в месяц.
При оценке тетради на ряду с биологическими ошибками учитываются также стилистические и грамматические. Кроме того контролируют чистоту и аккуратность записей в тетрадях. Отметки за ведение тетрадей обязательно выставляются в классный журнал и учитываются при подведении итогов за полугодие и год.
Это приучает к добросовестному ведению тетрадей, осознанному отношению к учебной работе. При проверке ошибки не исправляются, а лишь ручкой с красной пастой с помощью условных обозначений (одна черточка, две, галочка и т.д.) показывает, что в данной строчке есть ошибка. Отметка, выставляемая за ведение тетради, должна быть объективной. Такая отметка имеет воспитательное значение лишь в том случае, если к проверке и оценке знаний и умений относится не шаблонно и объявлять оценку вовремя.
Таким образом, ведение тетрадей должно стать неотъемлемой частью работы как учителя, так и учеников. Учебные тетради — это важное средство организации и активизации познавательной деятельности, они формируют умение самостоятельной работы, помогают более прочному и глубокому усвоению учебного материала, вырабатывают трудолюбие и ответственность.
В заключение несколько примеров страниц из рабочей тетради ученицы 9 класса Павловой Ирины (1997—1998 учебный год).
Что можно нарисовать в тетрадке по биологии
Рекомендации по ведению тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по биологии
Рекомендации по ведению и оформлению тетрадей по биологии
Наряду с обычными тетрадями могут использоваться специальные Рабочие тетради на печатной основе, которые изданы как сопровождение к соответствующей линии учебников.
Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой.
Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом.
Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя.
Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с Требованиями по проверке письменных работ по биологии.
Рекомендации к оформлению отчета по выполнению лабораторной работы по биологии.
В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы).
Лабораторная работа без вывода может не быть оценена.
Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.
Учитель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.
Оценка за лабораторную работу выставляется каждому ученику, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.
Практические и лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся.
При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:
Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.
Рисование по клеточкам: полезное занятие?
Бабушкина графика
Из-за схожести принципа исполнения технику рисования по клеточкам в тетради еще называют модным словом «пиксел-арт». Самое интересное, что эта форма графического изображения существовала еще у наших прапрабабушек. Вспомните вышивку крестиком. Вот вам исторический пример. Многим пиксельная графика хорошо знакома по старым моделям сотовых телефонов и играм на телевизионных приставках Super Nintendo, Sega’s Mega Drive.
Может показаться, что ничего сложного в пикселях нет: нужно лишь закрасить клеточку. Но это не так. Процесс рисования по пикселям-клеточкам очень трудоемкий, требует усидчивости. Если вам кто-то скажет, что вы занимаетесь ерундой, продолжайте рисовать. Вы на правильном пути.
С чего начать
С простого тетрадного листа. Когда сидите на скучной лекции или преодолеваете расстояние между городами на общественном транспорте, когда устали от работы и хотите в перерыве отвлечься, берите в руки карандаш или ручку, листочек в клеточку и начинайте творить. Психологи говорят, что это занятие помогает стабилизировать нервную систему.
Что можно нарисовать по клеточкам? Что угодно: узоры, смайлики, людей, животных, пейзажи, натюрморты.
Если творческая мысль развивается туго, но попробовать очень хочется, берите готовые шаблоны. В плагиате вас точно никто не обвинит, ведь это творчество для души.
Только забава от скуки?
Простые рисунки в тетрадке помогают детям развивать мелкую моторику, логику и воображение. Вспомните прописи. Изучение азов чистописания начиналось с этих самых клеточек и палочек.
Взрослым набор вышеперечисленных навыков тоже нужен. Для некоторых рисование по клеточкам в тетради – отличный способ поднять свою самооценку.
Есть люди, которые заявляют, что они совершенно не умеют рисовать. Ситуацию легко исправить с помощью пиксел-арта. Вам не нужны специальные навыки и понимание перспективы. Просто берем и рисуем по клеточкам в тетради. Вы сами не заметите, как со временем изменится ваше отношение к собственному творчеству. Да и окружающие вскоре попросят показать, как вы это делаете.
Совместное творчество
Если в доме есть ребенок, то осваивать новый вид творчества интереснее вместе. Вы можете играть роль разработчика образца «картины», а ваше чадо – старательного исполнителя. Не беритесь за сложные задачи сразу. Для начала вполне подойдут простые рисунки в виде кругов, домиков, грибочков, сердечек.
Чтобы приучить малыша к такому виду творчества, начните с прямых линий. Ничего сложного в этом нет. Просто рисуйте прямые линии по изгибу клеточек. Проводите их прямо, заборчиком, по диагонали. Такой нехитрый узор можно в дальнейшем усложнить.
Приступайте к изображению толстый линий. Чтобы их нарисовать, клетка закрашивается полностью. Рисунок вы можете придумать сами. Для начала это может быть простой крестик.
Когда освоите этот этап, переходите на плавные линии. Вот тут и появятся шляпка гриба, ручка зонтика, соединения между детальками и более сложные узоры.
Педагогу на заметку
В педагогической практике существует понятие «графический диктант». Он состоит из заранее подготовленного задания, где указан четкий алгоритм действий. Педагог диктует детям схему движения по листочку, а полученный результат предлагает дополнить на свое усмотрение. Например, если это животное, то ученикам нужно дорисовать глазки, носик.
Графический диктант помогает развить внимательность, логическое мышление и ориентацию в пространстве, подготавливает руку к письму и учит усидчивости.
В начальной школе таким способом можно познакомиться с учениками поближе. Диктант неплохо раскрывает потенциальные возможности детей.
Чтобы занятие было еще интереснее, к нему желательно подойти творчески. Если сам диктант может играть роль завязки урока, то загадки, сценки-импровизации, чтение сказок по теме рисунка сделают его ярким и запоминающимся.
Надо сказать, что такие задачки любят не только маленькие дети, но и подростки. Вспомните своих одноклассников, старательно вырисовывающих на полях тетрадок «косички». Кстати, благодаря мифу о том, что у мальчиков более математический склад ума, чем у девочек, легко предположить, почему у некоторых парней так много интересных картинок в тетрадках.
Широкие возможности
Профи пиксел-арта иногда создают очень сложные рисунки по клеточкам с большой палитрой цветов и множеством деталей. Для этого они используют чертежную бумагу с мелкой линовкой. Она продается в любом магазине канцелярских принадлежностей. Раскрашивать картинки можно как цветными карандашами, так и фломастерами. Некоторые, отточив мастерство на бумаге, начинают осваивать графические редакторы.
Не стоит думать, что пиксельная графика, которая получила свое название только 1980-х годах, утратила популярность. До сих пор в мире существует множество фанатов пиксел-арта, способных потратить годы на создание одной-единственной картинки.
Как видим, вопрос о применении электронного изображения имеет очевидный ответ. Что делать с бумажными носителями?
Ваши картинки могут стать отличными схемами для плетения бисером, вышивки крестиком, мозаики. Многие рукодельницы увеличивают понравившиеся схемы с помощью рисования по клеточкам. Это намного интереснее, чем просто распечатать картинку на принтере.
Правила выполнения учебного рисунка по биологии
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Правила выполнения учебного рисунка.
Особенное внимание следует обращать на линии как элемент графического изображения. Каждая линия на контурном рисунке что-то означает. Например, границы тела животного (или границы клеток на препарате) замкнуты. Линии, обозначающие их на рисунке, должны быть сплошными.
Рисунки следует хранить только в папке. Чистовые рисунки удобно хранить в прозрачной папке.
Методические и технические приемы рисования
Учебный рисунок всегда снабжается подписями. Обычно указывается таксономическое положение объекта (начиная с класса или типа и заканчивая видом). Эти подписи делаются в углу рисунка (лучше для них провести линии по линейке). Кроме того, подписываются части объекта на горизонтальных линиях, от которых проведены (по линейке) указывающие линии к соответствующим частям рисунка. Указывающие линии не должны пересекаться.
Подписи можно заменить цифрами. В этом случае в нижнем углу рисунка составляется «легенда», в которой расшифровываются подписи. Все подписи к любому рисунку (в том числе тушевому) нужно выполнять только простым карандашом, чтобы можно было при необходимости внести исправления.
Начинать рисунок следует с общего наброска. На нем должны быть прорисованы внешние контуры объекта и намечены пропорции между основными частями тела. Все линии должны быть очень тонкими, рисовать нужно без всякого нажима на карандаш.
Завершающая стадия работы над рисунком, если он выполняется карандашом, — придание линиям разной толщины и нанесение точечной или линейной штриховки (если она необходима). Перед этим все лишние линии нужно стереть, линиями большей толщины и четкости обводятся внешние контуры рисунка (слишком сильно нажимать на карандаш не нужно!). Для рисунка тушью делается карандашный набросок, который затем «переводится в тушь». Ластиком нужно пользоваться как можно реже: на разлохмаченной бумаге тушь расплывется, и рисунок будет испорчен.
Рисунок в практике лабораторных работ на уроках биологии в 6 классе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
РИСУНОК В ПРАКТИКЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
На лабораторных занятиях важную роль играет биологический рисунок. Как учебное средство рисунок развивает умение наблюдать объект, выделять существенные его черты и в то же время подмечать детали. Изображение объекта и выполнение подписей к рисунку способствуют прочному усвоению знаний о строении биологического объекта.
Научный рисунок, или фото, или то, что мы видим в микроскоп, просто глазом, мы можем не только показать, но и интерпретировать, подтверждая те или иные научные положения, факты. Казалось бы, в этом качестве предпочтительнее фотография, тем более что в последнее время техника фотографирования вместе с компьютерными технологиями позволяет получать качественные фотографии практически любых биологических объектов. На фото, кроме необходимых объектов, мы видим много других, на микропрепарате мы видим массы различных клеток, а нужно понимать то, что мы видим. Мы анализируем изображение, мы его, преобразовывая, воспроизводим, и тогда получаем результат – знание о том, что происходит. Биологический рисунок становится информативнее фотографии. При этом мы запоминаем объект и его интерпретацию – сохраняются ассоциации зрительные, двигательные (манипуляции при выполнении рисунка), сам рисунок на бумажном носителе и вербальная информация о нем. Все, что мы делаем своими руками, впечатляет нас сильнее и надолго запоминается. Если ученик нарисовал просто какой-то конкретный объект, сделал подписи к нему, это важно – важно в современном мире не терять навыки ручной работы, т.к. это глубже, лучше ложится и запечатляется. Обмен визуальной информацией, сделанной прямо на уроке, позволяет ученику «проснуться» и активно включиться в работу. Кроме того, ребята очень радуются, когда овладевают простыми техниками передачи изображений. Учитель может показать, как изобразить объект, и, даже если будут небольшие художественные неточности, это допустимо, главное – чтобы не было неточностей биологических.
Обычно учителя показывают картинки, но очень важно показать сам процесс рисования. Рисовать органы растения с натуры и микропрепараты его тканей нужно используя разные подходы. Рисунок должен появляться на доске постепенно, тогда становятся более яркими и отличными структурные черты объекта, это способствует лучшему пониманию и запоминанию. Учитель на доске выполняет р исунок достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его. Рисунок должен быть предельно простым, ясным, лаконичным. Учитель выделяет главное в иллюстрации и обращает на него внимание учащихся. Если необходимо изображение микропрепарата с большим количеством клеток, можно воспроизводить отдельный сектор, обращая внимание на особенности строения отдельных элементов, не отражая их точного количества. Главное – соблюдение пропорций и особенностей структуры. Устные объяснения, сопровождающие ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогут установить более тесный контакт учителя с учениками, что приведет к более полному и углубленному усвоению знаний и умений.
Важно объяснять ученикам требования к рисунку в тетради. Биологический рисунок выполняется простым карандашом, подписи к нему – ручкой. Рисунок должен иметь размер не меньше, чем 6х6 см. Если это микроскопический объект, не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Рисунки должны располагаться на левой стороне страницы тетради, подпись (название) рисунка – внизу. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей, структурных компонентов и т.п. Эти обозначения можно делать на горизонтальных линиях (линии выполняются простым карандашом), от которых при помощи линейки проведены указывающие линии к соответствующим частям рисунка. Указывающие линии не должны пересекаться.
Если подписей много, их можно заменить цифрами. В этом случае рядом с рисунком или под ним составляется «легенда», в которой цифры расшифровываются.
В курсе биологии 6 класса 14 лабораторных работ. Из них 11 по морфологии и анатомии высших растений. Ниже приведена таблица с тематикой лабораторных работ и те объекты, которые рисуют дети в своих тетрадях.
Тема лабораторной работы
Лабораторная работа №1 Изучение строения семян однодольных и двудольных растений
Лабораторная работа №2 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы
Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Лабораторная работа №3 Корневой чехлик и корневые волоски.
Лабораторная работа №4 Строение почек. Расположение почек на стебле
Лабораторная работа №5 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
Лабораторная работа №6 Строение кожицы листа. Клеточное строение листа
Лабораторная работа №7 Внутреннее строение ветки дерева
Лабораторная работа №8 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)
Лабораторная работа №9 Изучение строения цветка
Лабораторная работа №10 Ознакомление с различными видами соцветий
Лабораторная работа №11 Ознакомление с сухими и сочными плодами