Что можно назвать ключевым преимуществом виртуальной фабрики
Фабрики будущего
Многоуровневая структура Фабрик Будущего
Фабрики Будущего – это определенный тип системы бизнес-процессов, способ комбинирования бизнес-процессов, который имеет следующие характеристики:
создание цифровых платформ, своеобразных экосистем передовых цифровых технологий. На основе предсказательной аналитики и больших данных платформенный подход позволяет объединить территориально распределенных участников процессов проектирования и производства, повысить уровень гибкости и кастомизации с учетом требований потребителей;
разработка системы цифровых моделей как новых проектируемых изделий, так и производственных процессов. Цифровые модели должны обладать высоким уровнем адекватности реальным объектам и реальным процессам (конвергенция материального и цифрового миров, порождающих синергетические эффекты);
цифровизация всего жизненного цикла изделий (от концепт-идеи, проектирования, производства, эксплуатации, сервисного обслуживания и до утилизации). Чем позже вносятся изменения, тем их стоимость больше, а потому центр тяжести смещается в сторону процессов проектирования, в рамках которых закладываются характеристики глобальной конкурентоспособности или высокие потребительские требования.
На этапе формирования Фабрик Будущего происходит и формирование новых ключевых компетенций, например:
быстрая кастомизация отклика на запросы Рынка или Заказчика;
использование системных подходов (системный инжиниринг), когда необходимо в каждый момент времени держать в поле зрения всю систему, все ее взаимодействующие компоненты;
формирование многоуровневой матрицы целевых показателей и ограничений как основы нового проектирования, значительно снижающего риски, объемы натурных испытаний и объемы работ, связанных с «доводкой изделий и продукции на основе испытаний»;
разработка и валидация («сравнение с экспериментами») математических моделей с высоким уровнем адекватности реальным объектам и реальным процессам – так называемые «умные» модели;
управление изменениями на протяжении всего жизненного цикла;
«цифровая сертификация», основанная на тысячах виртуальных испытаний как отдельных компонентов, так и всей системы в целом.
Фабрики будущего. Ключевые понятия
«Умные» фабрики (Smart Factory) – системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения от заготовки до готового изделия, отличительными чертами которого является высокий уровень автоматизации и роботизации, исключающий человеческий фактор и связанные с этим ошибки, ведущие к потере качества («безлюдное производство»). В качестве входного продукта «Умных» фабрик, как правило, используются результаты работы Цифровых фабрик. «Умная» фабрика обычно подразумевает наличие оборудования для производства – станков с числовым программным управлением, промышленных роботов и т. д., а также автоматизированных систем управления технологическими процессами (Industrial Control System, ICS) и систем оперативного управления производственными процессами на уровне цеха (Manufacturing Execution System, MES).
Виртуальные фабрики (Virtual Factory) – системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения за счет объединения Цифровых и (или) «Умных» фабрик в распределенную сеть. Виртуальная фабрика подразумевает наличие информационных систем управления предприятием (Enterprise Application Systems, EAS), позволяющих разрабатывать и использовать в виде единого объекта виртуальную модель всех организационных, технологических, логистических и прочих процессов на уровне глобальных цепочек поставок (поставки => производство => дистрибьюция и логистика => сбыт => послепродажное обслуживание) и (или) на уровне распределенных производственных активов.
Фабрики будущего. Испытательные полигоны (Testbeds)
Для того чтобы формировать Фабрики Будущего, отбирая и комплексируя различные лучшие в мире технологии с добавлением собственных кросс-отраслевых интеллектуальных ноу-хау, необходимо иметь место, где их можно было бы опробовать на практике, в среде, отвечающей реальным условиям. Для этих целей дорожной картой «Технет» в 2017–2019 гг. предусмотрен запуск трех испытательных полигонов (TestBeds):
• испытательного полигона для генерации Цифровых, «Умных», Виртуальных Фабрик Будущего на базе первого в России Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ;
• испытательного полигона Фабрики Будущего на базе НПО «Сатурн»;
• экспериментально-цифровых центров сертификации на базе Сколковского института науки и технологий и МГУ им. М.В. Ломоносова
Ответы на тесты по теме Фабрики будущего
На что нацелено создание объединения Future Internet PPP?
На проведение исследовательских работ в области ИКТ, разработку специальных устройств, программного обеспечения, сопутствующих сервисов и медиатехнологий
Robot Control Meta Language, как метаязык программирования промышленных роботов, нацелен на:
Решения проблем, связанных со стыкуемостью робототехнического оборудования, предоставляемого различными производителями
Какие из задач решаются Big Data?
Все варианты верны
—> Какое из нижеперечисленных понятий не относится к перечню необходимых критериев для создания проекта, связанного с Большими данными?
С чем из перечисленного может быть связно возникновение первичных потребностей?
Какие системы можно отнести к цифровому ядру компании (выберите несколько правильных ответов)?
Чему соответствует определение «полностью автоматизированный интеллектуальный производственный участок по изготовлению деталей (от получения материала на складе до финишной обработки)»?
Гибкая производственная ячейка
К чему относится характеристика «гибкое (быстропереналаживаемое) производство и применение автоматизированных систем управления производственными процессами и планированием обеспечивает энергоэффективность и конкурентоспособность производства. Большое значение придается роботам, которые выполняют всё более сложные производственные операции. Совокупность этих технологий должна обеспечить повышение общего уровня интеллектуализации и эффективности производства, повышение отказоустойчивости, а также создать плацдарм для дальнейшего развития новых рынков инновационных производственных решений » в логике Factories of the Future Public-Private Partnership?
какие уровни готовности технологий покрывают Виртуальные Фабрики в рамках «Технет» НТИ
Что можно назвать ключевым преимуществом Виртуальной Фабрики?
Подключение к информационному полю других участников цепочки добавленной стоимости
Какие уровни готовности производства покрывают Виртуальные Фабрики в рамках «Технет» НТИ?
Сколько проектов по Виртуальной Фабрике было запущено в рамках партнёрства Factories of the Future Public-Private Partnership до его включения в Horizon 2020?
—>
Предприятия какой из стран не участвовали в проектах по созданию Виртуальной Фабрики в рамках FITMAN
Какие из приведённых показателей могут характеризовать фактор конкурентоспособности «скорость» (выберите несколько правильных ответов)?
Длительность производственного цикла Время на разработку и освоение производства новой продукции Длительность цикла закупки
Какой фактор конкурентоспособности предприятия характеризует способность организации быстро осваивать и выводить на рынок новые виды продукции?
Способность предприятия положительно отвечать на запрос заказчика об изменении даты поставки продукции характеризует:
гибкость в поставках
К классу промышленных роботов относятся робототехнические механизмы с различной конструкцией, которые подразделяются на
7 конструктивно-технических групп.
Основой для построения гибкого производства и простейшей единицей гибких производственных систем являетс
Гибкий производственный модуль верно
Какое утверждение относительно НСИ (нормативно-справочная информация) верно?
НСИ содержит в себе данные, которые нужно хранить централизованно с целью многократного повторного использования
Фабрики будущего: какие технологии помогут развитию российской промышленности
Технический эксперт по направлению «Цифровое производство» в Autodesk
Чем отличаются фабрики будущего от сегодняшних индустриальных предприятий? Подходом к производственному процессу. Большая часть трудоемкой работы поручается искусственному интеллекту, а участие человека минимизируется. На таких фабриках используются 3D-принтеры, генеративный дизайн и технология интернета вещей. За счет этого существенно повышается качество и снижается время производства высокотехнологичных изделий.
Игорь Бобков, технический эксперт по направлению «Цифровое производство» в Autodesk, рассказывает о фабриках будущего и технологиях, которые там используются.
Фабрики будущего являются неотъемлемой частью индустрии 4.0. Для России наступление этой эпохи стало хорошим стимулом реализовать свой потенциал в рамках глобальной экономической конкуренции.
В этом случае бездействие может быть чревато заметным снижением доли российского несырьевого экспорта на международном рынке, неспособностью конкурировать с зарубежными аналогами и отставанием от стран, которые уже инвестируют значительные средства в собственное технологическое оснащение.
Итак, фабрики будущего представляют собой подход, в основе которого лежит идея максимальной цифровизации производства при минимальном использовании человеческих ресурсов для получения «умной» продукции.
Эта концепция обсуждалась на протяжении последних 30 лет, однако окончательно была сформулирована только на выставке в Ганновере в 2011. Согласно аналитике McKinsey, работа умной фабрики может, например, повысить производительность на 3-5% и сократить время выхода изделия на рынок на 20-50%.
Сегодня в создании фабрик будущего лидируют пять стран – США, Германия, Франция, Великобритания и Швеция. Впрочем, Россия старается не отставать.
Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?
В 2017 году была утверждена дорожная карта «Технета» по направлению передовых производственных технологий в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Особое внимание в ней уделяется развитию фабрик будущего.
Искусственный интеллект для инженера
Изготовление современной продукции на умных фабриках невозможно без соответствующих систем цифрового проектирования. Одна из них – технология генеративного дизайна на базе искусственного интеллекта, позволяющая автоматически разрабатывать изделия и изменять их свойства.
Инженер должен задать всего лишь исходные условия – материал, нагрузку, производственные ограничения. С помощью этих данных система сама прорабатывает множество вариантов, возвращая ответы в виде готовых решений.
Сегодня технология в основном востребована в тех отраслях, где есть потребность снижения массы изделий, – например, в военной промышленности, аэрокосмической отрасли, судостроении, медицине, железнодорожном транспорте, атомной и автомобильной индустриях.
Например, генеративный дизайн применялся для разработки концепта посадочного модуля, созданного Autodesk вместе с лабораторией ракетных двигателей NASA. Он получился легче традиционных на 35% – это крайне важно, учитывая, что при отправке в космос в нем необходимо разместить как можно больше научного груза.
Для производства модуля использовались сразу три технологии: внутренняя структура была напечатана алюминием на 3D-принтере, для корпуса применяли литье, для стоек, держащих конструкцию, – фрезерование.
Еще один яркий пример – крепление сиденья автомобиля, созданное компанией General Motors. Программа разработала более 150 подходящих вариантов конструкции, основанных на установленных инженерами параметрах. Новая деталь оказалась на 40% легче и на 20% прочнее, чем оригинальная запчасть.
В России генеративный дизайн пока не используется настолько крупными компаниями. Многим он может показаться капиталоемким – зачастую изделия, спроектированные таким образом, можно произвести только с помощью аддитивного производства.
На долю России пока приходится лишь два процента 3D-принтеров, установленных в мире, и ситуация остается неизменной на протяжении нескольких лет. Очевидно, это связано с ограничениями, которые накладывает технология 3D-печати:
Впрочем, некоторые российские предприятия, например представители аэрокосмической и строительной отраслей, уже ведут эксперименты с аддитивными технологиями – разрабатывают оборудование и собственные материалы.
Если же внедрять генеративный дизайн и 3D-печать в рамках создания фабрик будущего, а также при цифровизации уже существующих предприятий, эти вложения могут довольно быстро окупиться и принести выгоду в виде сокращения финансовых затрат и времени на разработку изделия.
Робот – друг человека на фабрике будущего
Впервые слово «робот» прозвучало в 1920 году – так чешский писатель назвал в своей пьесе искусственно созданного человека, предназначенного для использования на тяжелых и опасных производствах. Сегодня же роботы все чаще применяются для сварки или в качестве альтернативного варианта станка с ЧПУ для фрезерования или сверления и, кроме того, все больше «общаются» с окружающим миром.
Например, Эш, робот в технологическом центре Autodesk Pier 9, напрямую взаимодействует с людьми через систему VR. Для погружения в его среду используются VR-очки, а Эш с помощью компьютерного зрения может видеть окружающих, обрабатывать информацию о происходящих вокруг процессах и учиться выполнять поставленные задачи.
К сожалению, Россия пока не может похвастаться большим количеством роботов на предприятиях.
Согласно данным Yaskawa Robotics Europe, в России приходится лишь три робота на десять тысяч работников в промышленности, а в рейтинге стран Восточной Европы по плотности их внедрения мы находимся на шестом месте.
Несмотря на эту статистику, в 2017 году в России был отмечен рост по установке промышленных роботов на предприятиях. Он составил 84%. Учитывая низкую производительность труда и прогнозы снижения количества трудоспособного населения на шесть с половиной миллионов человек, к 2035 году вопрос роботизации становится одним из ключевых для нашей промышленности.
Связаться с изделием
Интернет вещей является ключевой технологией для успешного взаимодействия. Один из последних примеров его применения – фабрика будущего Autodesk (AMF) в Бирмингеме. Там представлены все технологии, которые нужны для организации умного производства.
На AMF имеется единый инструмент, который, используя промышленный интернет вещей, собирает и объединяет данные с различных частей производства и оборудования. Все это происходит в облачной среде. Команда может идентифицировать неэффективные процессы и разрабатывать решения, повышающие производительность.
Практически безграничные возможности облачных сервисов и доступность сравнительно недорогих датчиков позволяют собирать данные с изделий, анализируя их работу. Используя эту информацию, производитель может совершенствовать продукт или оптимизировать те или иные его характеристики.
Такой подход использовал стартап Hack Rod, который производит сверхлегкие машины на облегченных каркасах футуристической формы. Исследователи взяли существующую модель машины, максимально оснастили ее датчиками, провели серию тест-драйвов в различных режимах и использовали полученные с сенсоров данные для оптимизации производительности автомобиля.
Они даже подключили к датчикам водителя с целью отслеживания его мозговой активности во время вождения. Особенности рельефа фиксировались камерами с запущенного беспилотника.
По завершении было получено 20 миллионов единиц данных о поведении автомобиля и силах, воздействующих на него в процессе испытаний.
Затем эти данные были использованы инструментом генеративного дизайна для разработки вариантов конструкций каркаса. В результате появилась новая подвеска автомобиля, конструкция которой была основана на данных, полученных с датчиков в ходе реальных испытаний.
Цифровые фабрики будущего. Какие они?
Дата публикации: 4 Февраля 2021
Говоря про фабрики будущего, мы для начала должны определиться с терминологией. Фабрики будущего — это и цифровые фабрики (Digital Factory), и “умные” фабрики (Smart Factory) и “виртуальные” фабрики (Virtual Factory). Если коротко, то цифровые фабрики — это цифровое проектирование и моделирование, т.е. всё в “цифре”, полностью “безбумажное производство”, “виртуальные” фабрики — это уже объединение цифровых и/или умных фабрик в распределенную сеть.
Начнём с того, что фабрика будущего это часть экосистемы, т.е. она должна быть встроена в глобальную цепочку, где присутствуют: аналитика, поставка материалов, проектирование и производство, дистрибуция и логистика, сбыт и послепродажное обслуживание, и, наконец, утилизация и переработка.
Таким образом сначала ИИ на основе больших данных делает анализ каким будет спрос, потом делит всё это многообразие на когорты, а уже потом на основании этого анализа производится продукция.
Через какое-то время будет производство по запросу. На онлайн-витринах мы будем видеть не фотографии, а цифровые двойники изделий, т.е. 3D объекты, но реалистичные как фотография или видео. Такое программное обеспечение, как CLO 3D design уже давно позволяет сделать не только проектирование лекала, но и визуализацию образа фотографического качества и видео демонстрацию на виртуальной модели, которую можно подобрать из стандартного набора платформы или смоделировать индивидуально на свой вкус. Но есть небольшой нюанс, чтобы визуализация спроектированной одежды была реалистична, необходима библиотека оцифрованных материалов, тех, которые Вы намереваетесь использовать. Чтобы складки шёлкового платья были реалистичны, программа должна знать все свойства этого материала, состав, плотность, эластичность и т д.
Опережают в развитии направления fashiontech те страны, где есть консолидация индустрии и активная поддержка государства. Выгоды очевидны, например, имея цифровой двойник потребителя и его цифровой след, у вас минимизируются возвраты, потому что исчезает проблема “не подошло” по размеру или по стилю. В конечном итоге возможно будет прогнозировать потребление, и избежать затоваривания.
У нас есть примеры производств, которые активно цифровизируются, но если говорить о самых продвинутых технологиях — роботизированных безлюдных фабриках, — то пока в индустрии моды с точки зрения технологий лидирует обувное направление, и то, пока в пример можно привести только зарубежные кейсы.
Например, “пробный шар” умных фабрик Speedfactory, запущенных в 2017 в Германии и США брендом Adidas. Можно сказать, что, вероятно, это были пилотные проекты, на которых отрабатывались технологии.
В 2019 компания объявила о переносе проектов в Азию ближе к поставщикам. Как мы видим, мало создать самую передовую фабрику, нужно ещё чтобы поставщики существовали в этой же парадигме и были частью экосистемы.
Из наиболее передовых умных фабрик, можно отметить опыт международной компании с белорусскими корнями iCol, которая опережает по многим аспектам проект компании Adidas. Выгода от использования цифровых технологий очевидна: увеличение производительности, скорости разработки и запуска новых моделей, производство по заказу потребителя, величина партии не влияет на стоимость, кастомизация моделей, персонализация, сокращение отходов производства, нет необходимости изготавливать миллионы образцов.
Чтобы от сегодняшней инфраструктуры пройти путь к идеалу будущего, в первую очередь необходимо создать центры цифровых компетенций. Все мировые индустрии переходят на новый этап развития в соответствии с трансформациями в направлении цифровой экономики и опережающего развития креативных индустрий. Индустрия моды одна из самых динамичных и постоянно меняющихся индустрий, в основе которой лежит постоянное отслеживание “духа времени”.
Необходимо вести формат и стандарты цифрового профиля потребителя (цифровой двойник), создать и популяризировать платформу. В Европе уже ведётся работа над подобным проектом под названием Bodypass. И нужно отметить, что везде в мире подобные отраслеобразующие проекты имеют государственную поддержку. Необходимо создать глобальный международный реестр материалов, куда будут портироваться артикулы и цифровые данные всех производимых материалов и фурнитуры. Это примерно как ЕГАИС, только для материалов и международного масштаба. Для этого как минимум нужно организовать международный консорциум производителей и договориться о форматах и стандартах. Но начать можно с отечественных производителей и на них сделать пилотную модель всей экосистемы. Чтобы форсировать процесс, необходимо обязать передачу в облачную платформу информации о производимом материале (цифровой двойник ткани) в момент присваивания артикула продукции. Далее любой дизайнер в любом редакторе сможет подтягивать цифровые данные артикула из открытой библиотеки, со всеми свойствами материала. Нужно стимулировать производителей материалов портировать цифровые данные производимых материалов в единый реестр.
Одна из ключевых проблем — отсутствие горизонтальных связей и информационной среды в индустрии моды в России, поэтому нужно реализовывать комплексную, рыночную, скоординированную интеграционную программу.
В рамках деятельности рабочей группы РАЭК FashionTech и СОЮЗЛЕГПРОМ, были проработаны идеи реализации такой программы, и возможности оперативного запуска процессов построения вертикальных платформ, а так же их тестирования на реальных пилотных проектах. Необходимо используя уже существующий опыт и технологии, интегрироваться с локальными институтами развития и структурами поддержки бизнеса и ведущими участниками индустрии.
В особенности это необходимо малому и среднему бизнесу, у которого меньший запас прочности и более слабая устойчивость к потрясениям. Нужны цифровые сервисы для взаимодействия компаний и специалистов, от создания продукта до закупок, продаж и до утилизации продукции. Нужно дать компаниям возможность интеллектуального поиска контрагентов и выявление компаний на совместимость по определённым параметрам.
У многих участников рынка, есть инструменты и понимание как это реализовать уже сейчас, необходимо, привлекая лучшие практики и опыт успешных иностранных партнеров, не забывая о необходимости локализации know-how, создание собственных инструментов для цифровизации бизнеса. Критично важно, сохранение и обработка данных, в наших локальных системах, платформах, инструментах. Но подчеркну ещё раз, подобные инициативы будут эффективными только при активном участии отраслевых ассоциаций, таких как СОЮЗЛЕГПРОМ и РАЭК при должной поддержке государства.
Сейчас меняется структура всей fashion индустрии. Очевидно, что пандемия подтолкнула переход многих процессов в онлайн и цифру, но многие компании оказались не готовы к резкой и глубокой трансформации бизнеса.
В недалёком будущем, технические рутинные операции и множество функций по разработке и проектированию изделий возьмёт на себя ИИ. Будущее это генеративный дизайн. Дизайнерам же достанется креативная часть. Разработка будет происходить только в цифровой среде. Сегодняшние молодые дизайнеры возможно это уже последние поколение, которое делает лекала в наколку или рассчитывает их на бумаге. Можно привести пример: много ли мы сегодня встречаем архитекторов с кульманом? Пандемия, кстати, наглядно показала конкурентные преимущества тех, кто уже освоил цифровую среду. Появляется новая терминология в индустрии: виртуальный инфлюенсер, цифровой лук, виртуальная примерка, цифровые двойники ткани, одежды и т.д. Соответственно появляются запросы и на новые компетенции.
Поэтому, что касается рабочих мест, механические операции будут вытесняться роботизированными производствами, но при этом появится потребность в новых квалифицированных кадрах. Эпоха fast fashion ушла, наступает slow fashion и устойчивое потребление. Со временем вещи будут персонализированные, больше отвечать потребительским запросам покупателя, с учётом новых более технологичных материалов, будут больше эксплуатироваться. Время избыточного потребления осталось в прошлом. Что касается ценообразования в будущем, обратимся опять же к опыту компании Adidas. Произвести пару кроссовок на умной фабрике Speedfactory в Германии стоило практически в 2 раза дешевле, чем на их производствах в Азии.
Что касается будущего виртуальных примерочных, на мой взгляд оно есть только у тех, которые будут визуализировать цифрового двойника пользователя “одевая” его в цифровой двойник изделия, а не просто накладывая изображение изделия поверх изображения потребителя, как это происходит во многих сегодняшних стартапах. Соответственно, в идеале, система потребления будущего — это цифровой профиль потребителя, который складывается из 3D скана пользователя, цифрового следа о его покупках, и стиля жизни, содержимого гардероба и проч., и всё это собирается и хранится в облаке, и подтягивается при взаимодействии с любым магазином, если Вы авторизуете этот магазин. Тогда, во время шопинга, Вы видите персонифицированную витрину с индивидуальным товарным предложением, и реалистичную визуализацию, где ИИ на основе всех этих данных выполняет роль персонального стилиста и комплементарно дополняет Ваш гардероб, учитывая все Ваши предпочтения.
Конечно, для реализации концепции производства и потребления будущего нужно двигаться с двух сторон и это нужно и можно делать уже сегодня. С одной стороны все современные бренды уже давно проектируют одежду в нескольких САПР типа Gerber, Lectra, Grafis и др. Где лекало любого изделия в формате 2D или 3D — это фактически формула, которую можно портировать в облако для каждого артикула, даже при существующих технологиях. Пусть пока это не цифровой двойник в полной мере, но точно оттуда легко можно извлечь переменные, т.е. мерки потребителя, на которого это изделие рассчитано.
Что касается цифровых двойников потребителей, то можно очень быстро оцифровать фигуры людей, те создать 3D аватары. Понятно, что, как всегда, будет много противников из серии “нас всех посчитают”, но это неизбежный вектор развития цифровой экономики. Начать можно с тех, кому интересно получать более качественные персонифицированные товарные предложения, и тех, кто не любит тратить время на бесконечные примерки, и возврат товаров. Сегодня уже есть технологии вычисления размеров по фотографиям прямо с камеры смартфона, но точность таких измерений вызывает вопросы. Конечно есть сканеры, которые устанавливают в ТЦ, где нужно раздеваться, крутиться, и т. д. Но не все готовы тратить на это время. В прошлом году обсуждали эту тему с экспертами из одной компании, которая занимается пару десятилетий “железом” и софтом для компьютерного зрения для спутников. Теоретически возможно создать сканер делающий 3D скан человека на ходу и в любой одежде, погрешность такая, что можно шить смокинг на заказ. Так вот представьте, если мы совместим этот функционал, например, с рамками безопасности в торговых центрах и метро. Каждый проходящий, кому интересна такая опция просто устанавливает приложение на гаджет, и активирует его. Проходя через рамку, через какое-то время 3D аватар появляется в его аккаунте в облаке. Для реализации цифровой трансформации в индустрии моды, цифровой двойник потребителя — это необходимый элемент экосистемы. Для экономики и для потребителя от этого будет только множество выгод.
Мы живём в период 4-й индустриальной революции. Это прогресс, и это данность. Этот вопрос можно было бы переформулировать на примере предыдущих индустриальных революций, например, какие минусы были, когда паровые машины заменили лошадей? Конечно, минусы были для тех, чей бизнес был связан с лошадьми. То же самое было с появлением конвейера, люди теряли работу.
Цифровизация и автоматизация направлена на снижение издержек и увеличение эффективности, но любая смена укладов это выход из зоны комфорта. Фабрики будущего безлюдные. Поэтому всем этим тысячам людей нужно будет осваивать новые профессии. Но это случится не завтра, швейные роботы в производстве одежды пока существуют для очень лимитированного ассортимента изделий. Хотя, например, в обувном производстве уже есть полностью роботизированные фабрики. Так что это вопрос времени.