Что можно назвать результатами воспитания

Задание 10. Результат воспитания как компонент процесса воспитания. Подходы к оценке результативности воспитания.

1) Понятие о результате воспитания

В основе концепции воспитательной деятельности мы полагаем видение результата воспитания.

Философское понятие результат базируется на представлениях о тесном единстве его с понятиями цель и средство. Результаты прогнозируемый и реальный совпадают лишь отчасти и в той мере, в какой средство-понятие тождественно средству реальному, преобразующему предмет.

Обращаясь к категории результат воспитания, мы имеем в виду, что под результатом в русском языке понимается не только то, что получено в завершении какой-нибудь деятельности, работы, итог, но и показатель мастерства. Таким образом, в отношении воспитательной деятельности категория результата, очевидно, связана с категорией качества.[1]

Результаты воспитательного процесса в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей воспитанников, их отношение к окружающей действительности, прежде всего к направленных на них воспитательных воздействий, их взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, отношение к педагогам и родителей.

Результат процесса воспитания – это реализация целей воспитания, прежде всего целей ближних, реальных и создание базы для реализации цели идеальной.[4]

2) Факторы, влияющие на выбор критериев результативности воспитания

Эффективное воспитание – это действенное, результативное воспитание. Новикова Л.И. выделяет такие показатели воспитанности человека, как гуманизм, интеллигентность, ответственность, креативность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и поступках, самостроительство, ориентацию на общечеловеческие ценности.

В ходе взаимодействия воспитателя и воспитанника у последнего происходит прирост личностных качеств, то есть значительные качественные изменения, происходящие в его личности. Результативность процесса выражается в способности воспитателя достичь намеченных целей воспитания.

Рассмотрим факторы, которые все таки влияют на выбор критериев результативности воспитания:

— объективные факторы ( социальная среда, условия деятельности и ее организация, наличие соответствующей материальной базы, влияние окружения, критерии оценки уровня воспитанности);

— субъективные (индивидуальные и возрастные особенности личности, мотивы и потребности, профессиональные качества воспитателя, его авторитетность, опыт воспитательной работы, отношение к воспитанникам и воспитанию) [2,267].

3) Роль результата воспитания в структуре процесса воспитания

Роль результата воспитания будет очевидной. Результат воспитания это механизм саморегуляции, самодвижения, саморазвития для человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе работы были выполнены 10 заданий, которые содержали в себе изучение основных моментов теории воспитания.

Теория воспитания – раздел педагогики, раскрывающий общие закономерности воспитания, формирования личности.

Процесс воспитания имеет ряд особенностей:

— Целенаправленность. Процесс воспитания может быть эффективен только в том случае, если его цель четко определена, близка и понятна воспитаннику.

— Многофакторность. Данная особенность объясняется наличием многочисленных объективных и субъективных факторов, обусловливающих сложность протекания процесса воспитания.Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы как в процессе обучения.

— Длительность. Процесс воспитания длится всю жизнь. Для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

— Комплексность. Данная особенность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов процесса воспитания.

— Вариативность и неопределенность результатов. Результаты процесса воспитания в одних и тех же условиях его протекания могут быть различны.

— Двусторонность. Реализовывается в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

Цель воспитания – заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами.

Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности.

Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения.

«Метод» означает способ осуществления обучения на практике.

В качестве форм воспитания рассматриваются конкретная деятельность, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.

Результат процесса воспитания – это реализация целей воспитания, прежде всего целей ближних, реальных и создание базы для реализации цели идеальной.

Источник

Тема 4. Цели, содержание и результат воспитания

Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания

Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания

Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания

1. Амонашвили. Единство цели./В кн.: Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. – Минск, 1990. С. 305-339.

2. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания шк-ков. – М., 1979.

3. Макаренко А.С. Цель воспитания //Избр. Соч. в 2- т., т.1, с. 30-41. – М., 1977.

4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина //Избр.соч. в 3-х т., т.1. – М., 1979.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.

Ушинский писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить – храм ли, просто ли дом, раззолоченную ли гостиницу для обирания нерасчетливых путешественников, кухню ли для переварки съестных припасов, музей ли для хранения редкостей, или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому не нужного хлама?. То же самое вы должны сказать о воспитателе, который не сумеет ясно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

Таким образом, цель – это то, к чему стремятся, что пытаются осуществить. По аналогии цель воспитания – это те результаты, к которым стремится педагог в процессе воспитательной работы.

Макаренко неоднократно подчеркивал, что цели воспитания не могут быть выведены ни из чего другого, как из общественных потребностей. Они (цели воспитания) представляют собой своего рода равнодействующую социально-политических и экономических отношений общества, присущего ему уровня развития науки, техники, культуры, национальных традиций и т.д.

В первобытнообщинном обществе цель воспитателя – дать общине хорошего работника, воина. В периоды рабовладельческого, феодального, капиталистического развития воспитание носило классовый характер, а следовательно, и предполагало разные цели: одни готовились к труду, получая минимум образования, а то и вовсе его не получая, другие – к умению пользоваться плодами чужого труда. Высокий уровень воспитания и образования, вплоть до времен Ломоносова (18 век), был доступен лишь для детей имущего класса, а на элементарном уровне, а то и вовсе ни на каком, для всех неимущих классов и групп населения. Таковы были структуры и потребности общества. В период революции нужен был борец за идеи социализма и коммунизма, причем слепо идущий туда, куда его ведут. В период строительства социализма – строитель, подчиняющий всего себя, всю свою жизнь созданию нового пролетарского дома. В период развитого социализма – гармонично развитая личность, определяемая кодексом строителя коммунизма. И только сейчас, в период всеобщего развала и реформ мы говорим о необходимости формирования самобытной, творческой личности, нравственно состоятельной, эстетически развитой, физически совершенной.

Однако рассматривать цели воспитания как пересказ политических установок нельзя, ибо решительно все в воспитании преломляется через экономические возможности сегодняшней школы, мастерство учителя, психологию ученика, позицию педагогической общественности, науки. Иначе говоря, основанием для выработки целей воспитания становится наряду с общественной необходимостью их практическая достижимость. Отсюда справедливо утверждение педагога-исследователя Кудринского в статье «О воспитании и образовании» Он пишет: «Цель воспитания имеет 2 стороны: реальную и идеальную. С реальной стороны воспитание должно вести к организации в каждом человеке таких средств и сил, которые дали бы возможность приспособиться к самой разнообразной окружающей социальной и физической среде. Уча дать дар в ребенке и приложить все средства к его развитию – величайшая задача педагога». Таким образом, умение отгадать индивидуальное призвание воспитанника и по возможности подготовить его к будущему делу – вот реальная цель воспитания.

Развить все стороны душевных и физических потребностей для того, чтобы дать человеку возможность всесторонне осуществить все назначения на земле, использовать наилучшим образом свои силы в определенном деле для блага людей – это идеальная цель воспитания. В этом смысле цель – формирование гармонической, всесторонне развитой личности должна рассматриваться в качестве идеальной цели, к которой стремится и общество, и школа. Но это идеальная цель. В настоящее время у общества нет таких возможностей, которые помогли бы в ее реализации. Реальная цель воспитания – дать каждому школьнику базовое образование, воспитание и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желании индивида) и объективные возможности семьи, школы, общества.

Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания

Таким образом, ближние (частные) цели воспитания:

1. наиболее полное интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое развитие каждого ребенка;

2. ориентация и подготовка к профессиональной деятельности;

3. подготовка учащихся к участию в культурной жизни;

4. подготовка творческих, неравнодушных к окружающей жизни людей.

II. Данным целям (как дальней, так и ближним) подчинено содержание воспитания.

Что же составляет содержание воспитания?

Содержание воспитания

Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитанияЧто можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитания

Умственное эстетическое нравственное правовое экономическое

Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть фото Что можно назвать результатами воспитания. Смотреть картинку Что можно назвать результатами воспитания. Картинка про Что можно назвать результатами воспитания. Фото Что можно назвать результатами воспитанияЭкологическое трудовое социальное семейное физическое

Умственное воспитание – важнейшее звено воспитания человека. Его суть заключается в развитии ума и познавательных способностей путем вызова интереса к интеллектуальной деятельности. В процессе умственного воспитания развиваются умственные силы человека, его мышление, совершенствуется культура труда.

Умственное воспитание приводит к качественным изменениям, которые поднимают выше познавательные интересы и способности человека.

Содержание умственного воспитания – это факты, понятия из всех областей науки. Повышение уровня умственной деятельности определяется владением умственными операциями (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация и т.д.).

Нравственное воспитание. Проблема нравственного воспитания личности – одна из самых основных в обществе. Это не случайно, ибо любая общественно-экономическая формация опирается прежде всего на людей, не подверженных нравственным порокам.

Под нравственностью следует понимать систему норм, правил, требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности. Это также совокупность навыков и привычек человека, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.

Задача нравственного воспитания – сделать так, чтобы нормы, правила, требования общественной морали стали взглядами, убеждениями и формами поведения каждого человека.

Эстетическое воспитание есть не только постижение прекрасного в искусстве. Это прежде всего постижение прекрасного в самой жизни. Однако эстетическое воспитание не должно ограничиваться воспитанием способности воспринимать только прекрасное в жизни и искусстве. Оно должно состоять в воспитании разностороннего эстетического отношения к действительности.

К решению проблемы эстетического воспитания нужно подходить комплексно. Аспектами эстетического воспитания являются наука, труд, природа, искусство.

Экономическое воспитание предусматривает знание экономических закономерностей развития общества, творческий подход к развитию существующих экономических структур, желание участвовать в их совершенствовании.

Экологическое воспитание включает усвоение ведущих идей, основных научных понятий и фактов, на базе которых осуществляется оптимальное функционирование системы «человек-общество-биосфера», понимание многосторонней ценности природы, владение прикладными знаниями и практическими умениями рационального природопользования.

Правовое воспитание – это прежде всего воспитание правовой культуры, которая складывается из правосознания и соответствующего ему правомерного поведения. Что включает правовое воспитание.? Правовые ориентации, предполагающие готовность личности к сознательному соблюдению правовых норм, обязанностей, уважение к закону, готовность выполнять и защищать его.

Трудовое воспитание. Его основу составляют творческая ориентация на труд, уважительное отношение к людям любого труда, культура и дисциплина труда, развитие предприимчивости и деловитости.

Физическое воспитание предусматривает нормальное физическое развитие, укрепление здоровья.

Результат процесса воспитания – это реализация целей воспитания, прежде всего целей ближних, реальных и создание базы для реализации цели идеальной.

Результатом процесса воспитания является и уровень сформированности мировоззрения учащихся.

Мировоззрение – это более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений, понятий, через которую индивид осознает мир в его целостности и осознает свое положение в этом мире.

Мировоззрение – это определенная система ответов на вопросы о происхождении мира, источниках знания, характере общественного прогресса, а смысле жизни человека, природе человеческого счастья. Предметом осмысления человеком в мировоззрении является система: мир и человек, я и другие люди.

Мировоззрение имеет каждый человек. Однако уровень его – результат воспитания и образования.

Результат воспитания нельзя увидеть сразу. То, что вы пытались сформировать сегодня, может проявиться через несколько дней, месяцев, лет, а может их не проявиться вовсе. Результат может быть как положительным, при благоприятном воздействии, и отрицательным, при неблагоприятном влиянии учителя на своих воспитанников. Учитель должен помнить об этом, постоянно давать себе отчет в том, какая ответственность лежит на нем – в его руках самое дорогое на земле – человек и его жизнь.

Источник

Часть первая. Сущность воспитательного процесса

§ 11. Идея развития

§ 12. Факторы развития и образования человека. Понятие о воспитании

Необходим новый, второй фактор развития, именно человеческое общество или человеческая среда. И дитя находится, можно сказать, под самым сильным влиянием этого фактора. С ним постоянно сталкивается более или менее широкий круг взрослых людей, от которых оно слышит мнения, суждения, наставления, видит известный образ действий, принимает поручения, исполняет требования, и при своей любознательности и подражательности очень легко перенимает все видимое и слышимое и приноравливается к нему. Имеем в виду прежде всего семейный дом с его родными и знакомыми; но по мере того, как дитя растет, оно ознакомляется и с более широкими сферами человеческой жизни, каковы – общество, государство и церковь. Этот фактор гораздо глубже первого (физической природы) и уже в состоянии вызвать и питать в дитяти истинно человеческие разум и волю. Но недостаток этого фактора тот, что влияния его на дитя случайны и беспорядочны. Они бывают и вредны; ведь не каждый взрослый и не всегда имеет в виду в сношениях своих с детьми истинное благо их и заботится об осуществлении его правильными средствами. Может статься также, что иное дитя будет слишком изобильно питаться сообществом взрослых людей, а другое – слишком скудно.

§ 13. Выводы из понятия о воспитании. Время воспитания

§ 14. Возможность воспитания. Теории, исключающие возможность воспитания

Второе положение, вытекающее из данного нами понятия о воспитании, состоит в том, что в дитяти предполагается способность к воспитанию. Т.е. предполагается, что, с одной стороны, дитя податливо влияниям на него воспитателя и может меняться под этим влиянием; но, с другой стороны, эта податливость и изменяемость не безграничны, – мало помалу внутреннее существо дитяти приобретает твердую форму, прочный облик, недопускающий более изменений; человек наживает самостоятельный характер. И действительно, если станем наблюдать колыбельное дитя, то рядом с крайней беспомощностью его найдем крайнюю неопределенность и бесформенность его внутреннего существа. В нем нельзя подметить тех способностей, склонностей и судеб, которые обнаружатся в нем впоследствии. Из колыбельного дитяти, по-видимому, все можно сделать; и это делание обусловлено весьма длинным процессом развития (как нам уже известно); характер наживается весьма медленно и закрепляется довольно поздно. Между тем, обративши внимание на новорожденное животное, мы заметим, что через несколько недель и даже дней по рождении оно высказывает довольно определенные склонности, известный психический тип, в котором быстро закрепляется, и, таким образом, исключает возможность дальнейшего образования своего. Потому-то большая часть животных через несколько недель и даже дней по рождению в состоянии поддерживать свою жизнь собственными силами.

Возможность воспитания человека (т.е., с одной стороны, податливость его внешним влияниям воспитателя, а с другой стороны – возможность закрепления в одном неизменном направлении) на практике никогда не отвергалась. Но в теории создавались иногда философами такие учения, которыми исключается возможность воспитания. Пока, впрочем, идет речь о воспитании в низшем смысле слова, о внешней и формальной стороне образования человека, как то – об уходе за телом, об изощрении внешних чувств и умственных способностей, об усвоении знаний и известных навыков, возможность воспитания никем не отвергается. Она отвергается некоторыми мыслителями, когда имеется в виду воспитание в высшем смысле слова; а в этом смысле воспитание направлено на то, чтобы внутренно затронуть дух питомца, чтобы не только содействовать совершенствованию формальной или психологической свободы, но чтобы привести его к обладанию полной нравственной свободой, чтобы питомец самодеятельно сделался другим, чем каким он явился бы от природы. В теориях мыслителей или отвергается способность внутреннего существа питомца к изменениям под влиянием воспитателя, или не допускается, чтобы питомец мог нажить прочный характер. Первое проповедуется детерминизмом, а последнее предполагается индетерминизмом. По учению детерминизма человек рождается с известными свойствами и известным направлением, и эти свойства и направление остаются во всю жизнь его неизменяемыми, несмотря ни на какие внешние влияния. Чем человек имеет сделаться, тем он непременно сделается, а чем ему не предназначено сделаться, тем он никогда не сделается; следовательно, воспитание здесь бессильно и излишне. А по учению индетерминизма человек никогда не может иметь в себе ничего прочного и устойчивого, он во всякую минуту может разрушить все то, что произвело в нем в течении целых лет воспитание; воспитывать человека, значит, строить здание на песке.

Но эти два крайних учения находятся в противоречии с человеческим сознанием и опытом. В противоречие детерминизму, отвергающему человеческую свободу, непосредственное сознание говорит каждому, что он влечется на свои действия не с такой неотразимой необходимостью, с какой, например, катится по гладкой поверхности шар, толкнутый палкой; человек в состоянии обсуждать свои действия и в известной мере давать им от себя такое или иное направление. Хотя, несомненно, что человек предопределяется в жизни своей естественной индивидуальностью, но за этой естественной индивидуальностью скрывается высшая, свободная сила, которая может по своему усмотрению распоряжаться естественной индивидуальностью и, так или иначе, формировать ее. Об этом свидетельствуют наши чувство свободы, сознание вины и раскаяние. Когда человек вполне созреет, тогда он самолично владеет и распоряжается своей свободой; когда же он находится еще под опекой воспитателя, тогда незрелая свобода его восполняется свободной волей воспитателя, руководящего воспитываемого. А в противоречие индетерминизму, опыт весьма ясно говорит, что человек следует обыкновенно такому образу действий, какой нажил, и что потому во многих случаях можно с достаточной вероятностью предсказать, как человек поступит в известном случае, и чего вообще можно ожидать от него. Одним словом, действуя свободно так или иначе, человек в то же время, вследствие частого повторения одного и того же образа действий, постепенно закрепляет себя в известном направлении. Так образуется характер.

Есть еще религиозное учение, несовместимое с понятием воспитания, вроде учения о предопределении. По этому учению человек есть орудие в руках высшей, божественной силы, и потому всем, чем ему предназначено свыше сделаться, он непременно сделается; воспитание тут не причем. Но если Творец, ответим мы, создал человека свободным, то Он должен был уделить ему известную сферу для самодеятельности. Следовательно, что случается и происходит с человеком – это зависит сколько от воли Божией, столько и от попечений о себе самого человека. Распоряжения и деятельность Божия по отношению к человеку столь же не мешают самодеятельности человека, как, например, движение земли вокруг своей оси не мешает человеку ходить по земле в каком угодно ему направлении.

§ 15. Пределы воспитания

§ 16. Индивидуальность дитяти. Необходимость познания ее

§ 17. Сущность индивидуальности

§ 18. Категории индивидуальностей. Различие детей по полам

Прежде всего, воспитанию подлежит или мальчик, или девочка. Следовательно, надобно различать детей, прежде всего, по полу. И это индивидуальное различие самое глубокое. Как физиологически, так и психически девочка развивается быстрее мальчика: девочка 6-летняя равняется по общему духовному развитию мальчику 7-летнему; девочка 12-летняя равняется мальчику 14-летнему. Но и оканчивается развитие женщины скорее. Потому-то женщина не идет так далеко в области науки (особенно там, где требуется отвлеченное логическое мышление) и в высших областях искусства, как идет мужчина. Хотя виной невысокого образования женщины должно быть названо отчасти и то обстоятельство, что до последнего времени на женское образование мало обращали внимания, но главная причина заключается в индивидуальности ее. Но недостаток высших способностей женщины в области ума обильно восполняется высшими способностями ее в области чувства. Женщины весьма расположены к симпатии, а потому и к нравственным чувствам и нравственному настроению. Следовательно, от природы женщина добрее мужчины. В этих общих особенностях женской природы коренятся все прочие частные особенности ее, которые должны быть приняты при воспитании во внимание, и из них должно быть выведено указание разностей методы воспитания девицы сравнительно с мальчиком.

§ 19. Различие детей по темпераментам

Когда дитя в высшей степени подвижно и впечатлительно, но впечатления не остаются в нем надолго, – когда оно, по-видимому, весьма любознательно, быстро выучивает урок и часто уверяет, что знает его, между тем, на самом деле, не знает, выучивает урок почти исключительно памятью, а не рассудком, и при любознательности своей неспособно к продолжительному и всестороннему исследованию предмета, вообще легкомысленно и ветрено, – когда оно отличается мягкостью, добродушием, общительностью, сочувствием к другим, но при этом расположено к неверности, лести, сплетничанью, интригам, тщеславию, – то такое дитя принадлежит к сангвиническим натурам. Воспитателю придется иметь много хлопот с такими детьми и часто бранить их за недостаток внимания и любви к порядку; но так как такие дети бывают уступчивы и послушны, то их не особенно трудно воспитывать, если в воспитателе есть достаточный запас терпения и твердой воли, которую он мог бы противопоставить слабой и изменчивой воле сангвинического питомца. При воспитании последнего, прежде всего, требуется тщательный надзор, ввиду того, что сангвиник легко поддается всякому влиянию. Воспитательное влияние на сангвинических детей должно быть сильно; только надобно помнить, что в особенности тех детей, которых темперамент направляет ко вне, к отсуждению от своего центрального «я», надобно остерегаться воспитывать чисто внешними средствами, дрессировать; и без того они очень похожи на дрессированные существа; надобно стараться полагать точку опоры воспитания внутри них, в центре. Для устранения рассеянности и приучения к сосредоточенности и усидчивости надобно следить за тем, чтобы каждая задаваемая дитяти работа была оставляема не прежде, как после того, когда она будет доведена до конца. И если она выполнена неудовлетворительно, то должна быть переделана, даже несколько раз. Особенно полезно упражнять таких детей на арифметических задачах (к которым они не имеют расположенности, но очень любят историю и вообще те науки, которые больше занимают воображение и память, чем рассудок), заставляя решать их правильно и до малейших подробностей. Неверность и непостоянство, естественно, вызывают воспитателя относиться к словам сангвиника, которые у него часто расходятся с делом, недоверчиво и настаивать на немедленном и точном исполнении намерений и обещаний. Много говорить и давать длинные наставления и вообще не следует детям, особенно же сангвиникам; надобно скорее переходить к делу. Во лжи (которая свойственна сангвиническим детям) легко изобличить их, запутавши в противоречие в их собственных словах и суждениях. Общество сангвинические дети весьма любят и хотят играть первую роль в нем; пусть они посещают его, но больше молчат и слушают других. Средством для успокоения сангвинических детей могут служить также усиленное движение и гимнастика.

§ 20. Различие детей по энергии и направлению психических сил

А по отношению к талантливому дитяти обыкновенно допускают две ошибки: во-первых, слишком много хвалят его, а во-вторых, – или ставят по отношению к нему слишком большие умственные требования, чтобы оно всегда и во всем отличалось от других детей и превосходило их, чтобы никогда «не посрамило себя», или, в надежде на богатые умственные способности, не радят о тщательном наблюдении за исполнением им своих обязанностей. Следствия неумеренных похвал известны, – дитя становится тщательным, учится только ради восхвалений, а затем делается высокомерным и гордым, и не только по отношению к товарищам, но и по отношению к родителям и воспитателям. А вследствие чрезмерного напряжения сил дитя впоследствии ослабевает как физически, так и духовно, и этим тормозится дальнейшее успешное развитие. Наконец, следствием пренебрежения к аккуратному выучиванию уроков и исполнению обязанностей бывает то, что талантливое дитя начинает лениться и злоупотреблять своими обязанностями; а опыт показывает, что даровитые, но ленивые дети обыкновенно остаются в развитии своем позади менее даровитых, но прилежных учеников. Вообще же, педагогика должна сказать, что родители не слишком должны радоваться, если видят в своем маленьком ребенке какого-то феномена, какое-то чудо, приводящее их в восторг. Впоследствии быть может придется разочароваться.

Кроме различных степеней энергии психических способностей, можно еще различать людей по преобладанию в них той или другой силы. Например, одного человека называют человеком ума, другого – человеком фантазии, третьего – человеком воли, четвертого – человеком чувства; в одном человеке настолько сильны дурные наклонности, что нравственный характер его может выработаться или созреть не иначе, как в трудной борьбе, а другой развивается и созревает тихо, как бы в силу одного естественного роста.

§ 21. Различие детей по национальностям

Наконец, люди различаются по национальностям. Иным рождается русский, иным немец, иным француз или англичанин. Но мы пишем о воспитании русского дитяти, и потому можем не распространяться об этом индивидуальном различии между детьми. Еще во введении в науку, в параграфе об источниках педагогики, мы сказали, что космополитическое направление воспитания неразумно и невозможно, потому составитель педагогики всегда должен иметь ввиду, как определенный период времени, так и определенную нацию.

§ 22. Нажитая или приобретенная индивидуальность

§ 23. Возрасты

§ 24. Общие черты детской природы

Мы ознакомились с индивидуальными особенностями детской природы, насколько можно обозреть их с общих точек зрения. Каковы же, спросим еще, общие черты детской природы?

Вторая общая характеристическая черта детской природы состоит в сильном влечении детей к занятию чем-нибудь, к подходящей для них деятельности. Духовно-телесный организм детский представляет собой не одноформенную и безжизненную массу, а комплекс самых разнообразных и живых влечений и потребностей, нудящих детей к удовлетворению их. Эту черту в особенности подметил педагог Фребель, создавши целую систему образовательных игр и работ детских. Правильно удовлетворять естественные влечения и потребности дитяти и этим развивать и образовывать его – в этом и состоит задача воспитания.

§ 25. Цель воспитания

Индивидуальная природа дитяти – вот материал воспитания. Какую же форму должно сообщить воспитание этому материалу? Иначе: каков идеал или цель воспитания?

§ 26. Результаты воспитания

Например, широкая и глубокая река, величественно и мощно несущая в море полные воды свои, по мере приближения к истоку ее становится уже и мельче. Страшный пожар возникает из едва заметной искры.

А в высших организмах отнятие некоторых частей (головы, сердца) даже сопровождается мгновенной смертью организма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *