Что можно не делать микропредприятию
Какие кадровые документы не нужны микробизнесу?
С 1 января 2021 года вступили в силу изменения, затронувшие организацию трудовых отношений между работодателями – микропредприятиями и их работниками.
Особенности труда в организациях микробизнеса
Работодатель, который относится к микропредприятиям, вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Это право было предоставлено организациям малого бизнеса еще в 2017 году.
К таким субъектам МСП относятся организации, среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб.
К локальным актам, которые разрешается не иметь работодателю – микропредприятию, относятся:
Перечень этот открыт, поэтому компания сама может решить, от каких еще документов, содержащих нормы трудового права, она может отказаться.
Однако, в таких случаях указанные вопросы должны быть урегулированы в трудовых договорах, которые заключаются с работниками на основе типовой формы.
Типовая форма трудового договора утверждена постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 г. № 858.
В частности, законодатель установил исключение из перечня документов, которые можно не оформлять работодателю.
В таких компаниях обязательно наличие локального нормативного акта о временном переводе работников на дистанционную работу, принимаемого работодателем в соответствии со статьей 312.9 Трудового кодекса.
Этой статьей предусмотрено право организации перевести работника на дистанционную работу без его согласия.
Вносить изменения в трудовой договор с работником при этом не понадобится.
Основанием к переводу на удаленную работу должно послужить соответствующее решение, которое принято региональным властями. Например, о введении режима ЧС в связи с пандемией.
Однако, в таком случае возможен только временный перевод на «удаленку».
При этом работодатель должен обеспечить сотрудника компьютером и иными средствами, необходимыми для выполнения трудовых обязанностей. А в случае, если сотрудник использует личное или арендованное имущество – выплатить ему компенсацию.
Если работодатель перестает относиться к микропредприятиям, то у него есть 4 месяца на то, чтобы издать необходимые локальные нормативные документы в области трудовых отношений.
Также отметим, что перечисленные новшества с 1 января 2021 года распространяются и на работодателей – некоммерческие организации.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Как вести упрощенный кадровый учет для микробизнеса
Упрощенный кадровый учет сокращает документооборот предприятия. Расскажем, кто вправе перейти на упрощенную форму учета, от каких документов можно отказаться, как это сделать, и зачем нужен типовой трудовой договор.
Кто может вести упрощенный кадровый учет
Вести кадровый учет в упрощенной форме вправе организации и ИП, которые имеют статус «микропредприятие» в едином реестре МСП.
Этот статус присваивают субъектам, у которых:
Как вести упрощенный кадровый учет
«Упрощенность» заключается в полном или частичном отказе от принятия локальных нормативных актов (ЛНА), в которых обычно прописывают нормы трудового права. Такой подход существенно сокращает документооборот и снижает административную нагрузку.
Так, согласно ст. 309.1 ТК РФ микробизнес может не составлять:
Обратите внимание : список открытый, так как набор актов зависит от специфики бизнеса и предприятие вправе само решить, от каких ЛНА оно еще хочет отказаться.
Однако есть ряд документов, которые должны быть у предприятия даже при условии ведения упрощенного учета. Это:
С 01.01.2021 список обязательных кадровых документов пополнился еще одним пунктом. Так, согласно ст. 312.9 ТК РФ компания не вправе отказаться от принятия ЛНА о временном переводе сотрудников на дистанционную работу без их согласия. Причиной перевода персонала на удаленку может послужить решение местных властей. Например: в случае объявления в регионе режима ЧС.
Что такое типовой трудовой договор
Отказ от ЛНА вовсе не означает, что микробизнес перестает подчиняться нормам трудового права. Просто все положения, которые должны быть отражены в этих актах, прописывают в трудовых договорах с работниками.
Правительством была утверждена типовая форма трудового договора (постановление от 27.08.2016 № 858).
Типовая форма содержит необходимый набор условий, которые обеспечивают соблюдение прав сторон трудовых отношений, в частности:
В примечаниях к форме указано, к каким категориям работников применяют или не применяют те или иные пункты.
Работодатель не обязан заимствовать типовую форму целиком. Он может исключить пункты, которые не связаны с характером работы сотрудника, и пункты, указанные в примечаниях (письмо Минтруда РФ от 30.06.2017 № 14-1/В-591).
Также не возбраняется дополнение типовой формы недостающими условиями. Главное, чтобы они не ухудшали положение работника по сравнению с нормами, установленным трудовым законодательством.
Как перейти на упрощенный учет
Вновь зарегистрированные субъекты микробизнеса могут сразу начать вести учет в упрощенной форме.
Действующие предприятия, которые раньше применяли ЛНА, должны оформить отказ от внутренней кадровой нормативки в приказном порядке. Составить приказ можно в свободной форме.
Кстати, если компания до перехода на упрощенный учет заключила с сотрудниками обычные (не типовые) трудовые договоры, то переделывать их не нужно. Достаточно внести в них соответствующие изменения путем заключения дополнительных соглашений.
Что делать при утере статуса микропредприятия
В случае утери статуса микропредприятия у субъекта есть 4 месяца, чтобы принять все локальные нормативные акты, наличие которых требует трудовое законодательство, и ознакомить работников с ними под роспись (ст. 309.1 ТК РФ).
Срок отсчитывают с даты внесения изменений в единый реестр МСП.
А вот типовые трудовые договоры с работниками менять не обязательно. Такие действия будут лишней тратой времени. Ведь необходимые условия в ЛНА и договорах просто будут дублироваться.
Но если компания надумает позже что-то поменять в локальных актах, то эти изменения нужно будет отразить и в трудовых договорах, чтобы избежать расхождений.
Какие трудовые льготы есть у предпринимателей
Как ИП могут упростить кадровый учет
У предпринимателей с сотрудниками по трудовому кодексу есть льготы и дополнительные возможности, которыми мало кто пользуется.
По закону предприниматели могут вести упрощенный кадровый учет, не должны платить пособия при сокращениях штата, вправе увольнять работников по дополнительным основаниям. Все это помогает уменьшить объем кадровых документов и сэкономить на выплатах.
Как юрист по трудовому праву, я работаю с собственниками малого бизнеса и спрашиваю у них, о каких льготах они знают. Большинство предпринимателей пользуются налоговыми льготами, упрощенкой и берут дешевые кредиты для бизнеса.
О возможностях ИП при найме сотрудников почти никто не знает. Многие боятся большой бумажной работы и расходов, стараются оформлять работников не в штат, а по договору ГПХ, или вообще никак не оформляют — так делать нельзя.
Расскажу подробнее, какие трудовые льготы есть у ИП-работодателей и как ими пользоваться.
ИП может вести упрощенный кадровый учет
По трудовому кодексу работодатель должен разрабатывать локальные акты, которые регулируют трудовые отношения. Например, правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности.
Но индивидуальные предприниматели могут все это не делать — часть документов можно вместить в трудовой договор. То есть ИП вправе прописать все условия работы сразу в трудовом договоре, а локальные акты не издавать.
Кто может пользоваться льготой. По закону вести упрощенный кадровый учет могут ИП и организации, которые подпадают под определение микропредприятия:
Упрощенный кадровый учет больше подойдет тем, у кого в штате не больше 4—5 человек и редко меняющиеся условия работы. Потому что, если в условиях работы что-то изменится, работодателю придется заключать дополнительные соглашения к трудовым договорам с каждым работником, а это только увеличит бумажную работу. В обычной ситуации, если есть локальный акт, достаточно приказа об изменениях, с которым работники ознакомятся под подпись.
Упрощенный кадровый учет можно использовать частично. Например, составлять график отпусков отдельным документом удобнее, чем включать его в трудовой договор и каждый год обновлять. Но правила внутреннего трудового распорядка, если они стабильны и работодатель не собирается их менять, можно заменить условиями работы в трудовом договоре. То есть предприниматели могут использовать упрощенный кадровый учет в той мере, что им нужно, убрать лишь те документы, которые посчитают нужным.
Как воспользоваться льготой. Все детали работы, которые обычные работодатели прописывают в локальных актах, нужно указать в трудовом договоре. Например, по режиму рабочего времени — укажите время начала и окончания работы, продолжительность рабочего дня и перерывов. В этом случае необходимость в Правилах внутреннего трудового распорядка отпадет.
Чтобы не вспоминать, какие условия нужно включить в трудовой договор и потом не издавать локальные акты по неразрешенным вопросам, воспользуйтесь типовой формой трудового договора — там есть все нужные условия.
Плюсы для работодателя. Оценить упрощенный кадровый учет смогут предприниматели со штатом до пяти сотрудников и редко меняющимися условиями работы. Почти все кадровое делопроизводство можно уместить в один документ — трудовой договор. Но если в трудовых отношениях что-то изменится, например работнику добавят обязанностей, это надо будет оформлять допсоглашением к договору, а не просто поменять локальный акт.
Если с проверкой приедет трудовая инспекция и запросит локальные документы, регулирующие трудовые отношения, предприниматель может законно их не предоставлять.
Обязанности издавать приказы о приеме на работу, об увольнении, вносить записи в трудовые книжки или передавать сведения о трудовой деятельности в ПФР в случае с электронными трудовыми книжками у ИП все равно остаются. Сдавать отчетность за работников в ПФР, ФСС и ИФНС нужно в любом случае. Еще ИП нужно оформлять документы, связанные с охраной труда, например, журналы о проведении инструктажа.
Кадровые документы для микропредприятия
Микропредприятия имеют право на упрощенный кадровый учет. Уточнения по этому вопросу даются в гл. 48.1 Трудового кодекса. В ней установлены особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей, которые отнесены к микропредприятиям.
Но даже несмотря на существование отдельной гл. 48.1 Трудового кодекса и типовой формы трудового договора, которая по сути освобождает микробизнес от ряда локальных нормативных актов, возникает много практических сложностей. Потому что бизнес, независимо от организационно-правовой формы, будь то ИП или ООО, при наличии сотрудников должен вести кадровый учет.
В этой статье разберемся в следующих вопросах:
Критерии микропредприятия в 2021 году
Понятие микропредприятия введено Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Это могут быть как ИП, так и юрлица.
Есть несколько критериев, определяющих микропредприятие:
Кадровый учет микропредприятия
Так же, как и во всех остальных организациях, кадровое делопроизводство микропредприятия предполагает правильное и последовательное оформление документов. Прежде всего нужно соблюдать правила приема и увольнения.
С 2017 года кадровый документооборот для микропредприятий упрощен благодаря вступлению в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 348-ФЗ.
Микропредприятие, будучи работодателем, имеет право отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
В действительности этот список локальных нормативных актов открытый. Отказ от них — это право, а не обязанность микропредприятий.
В то же время, заключая трудовые договоры с работниками, микропредприятие обязано включить в условия все вопросы, которые регулируются локальными нормативными актами.
Для упрощения работы с документами и формулировки условий Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858 была утверждена типовая форма трудового договора, а также порядок ее оформления.
Типовая форма трудового договора
Использование типового трудового договора утверждается локальным нормативным актом. Таким образом на микропредприятии вводится обязательство применять конкретный документ, в котором прописаны одинаковые для всех работников условия.
В той форме, которую предлагается брать за основу, максимально учтены все необходимые вопросы в отношениях двух сторон:
Необязательно заимствовать всю форму целиком. Работодатель-микропреприятие вправе оставить лишь те условия и положения, которые соответствуют характеру его работы. Такая возможность зафиксирована в Письме Минтруда РФ от 30.06.2017 № 14-1/В-591.
Обратите внимание, что к типовой форме трудового договора есть примечания. В них указано, какие пункты имеют отношение к отдельным категориям работников. Эти пункты тоже можно исключать в зависимости от конкретного микропредприятия.
На основании подписанного трудового договора работодатель выпускает приказ о приеме на работу. С этим приказом сотрудник должен ознакомиться и поставить свою подпись.
При приеме на работу сотрудник предоставляет микропредприятию свои персональные данные. Они необходимы работодателю для исполнения требований трудового, налогового и бухгалтерского законодательства.
Поскольку с недавних пор нормы, регулирующие обработку персональных данных, ужесточились, то важно оформлять согласие работника на такую обработку.
Как вводить упрощенный кадровый учет
Возможность применения сокращенного кадрового учета — это право, а не обязанность микробизнеса.
Прежде чем сделать выбор между упрощенным вариантом и учетом по общим правилам, нужно оценить перспективы развития предприятия. Если расширение штата сотрудников или увеличение дохода не предвидятся, то можете смело делать выбор в пользу упрощенного учета. Для этого необходимо выпустить соответствующий приказ. Он будет служить подтверждением тому, что в данной организации принят упрощенный кадровый учет, который освобождает ее от ряда локальных нормативных актов.
Если вы понимаете, что в ближайшем будущем выйдете за рамки предельных значений микропредприятия, то есть количество сотрудников превысит 15 человек или доход составит более 120 млн руб., то лучше заниматься кадровым учетом по общим правилам. В противном случае возникнут серьезные неудобства.
Утрата права на упрощенный кадровый учет
Когда микропредприятие превышает предельные значения по количеству сотрудников и допустимому доходу, то сведения о нем меняются в едином реестре СМП. С этого момента законодательство устанавливает очень сжатые сроки для перевода трудовых отношений в соответствие с общими требованиями.
Начиная с даты внесения изменений в реестр бизнесу дается всего четыре месяца на то, чтобы создать те локальные нормативные акты, которые ранее он мог не вести.
Как микропредприятию вести трудовую книжку
Поначалу, когда только обсуждалась возможность упрощения кадрового документооборота для микробизнеса, ставился вопрос о том, чтобы разрешить ему не вносить записи в трудовую книжку работника, не оформлять ее впервые трудоустроенным сотрудникам и вносить данные о трудоустройстве непосредственно в трудовой договор. Однако уже по итогам второго чтения законопроекта от идеи изменить требования к оформлению и ведению трудовых книжек решили отказаться.
Таким образом, если у микробизнеса есть оформленные по трудовым договорам сотрудники, то вести их книжки он должен в соответствии с нормами Трудового кодекса и с учетом Инструкции по заполнению (утверждена Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69) и Правил хранения (Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).
С 1 января 2021 года завершился переходный период на электронные трудовые, и эта реформа коснулась всех работодателей. До этого периода все сотрудники должны были определиться, какую форму трудовой оставить. Подробнее об этом мы писали в отдельной статье.
Как хранить кадровые документы
Нередко с хранением документов у микробизнеса возникают большие проблемы. Во-первых, непонятно, что именно нужно хранить (постоянно возникают споры об объемах необходимых для оформления документов). Во-вторых, многие не понимают, как хранить.
Год назад был принят Федеральный закон от 15.10.2020 № 341-ФЗ, который внес изменения в ст. 13.20 КоАП и тем самым значительно увеличил штрафы за неправильное хранение документов. Власти посчитали, что ответственность, которая была установлена ранее, не соизмерима с последствиями от утраты архивных документов.
Можете сравнить сами:
До 26.10.2020 | С 26.10.2020 | |
---|---|---|
Для граждан | от 100 до 300 руб. | от 1 000 до 3 000 руб. |
Для должностных лиц | от 300 до 500 руб. | от 3 000 до 5 000 руб. |
Для юрлиц | нет | от 5 000 до 10 000 руб. |
Чем помимо штрафов чреваты нарушения в хранении документов именно для микробизнеса?
При возникновении конфликтных ситуаций с сотрудником работодатель не имеет возможности защититься и доказать факты, имевшие место в трудовых отношениях с конкретным человеком.
Сроки хранения кадровых документов в 2021 году
Есть документы, срок хранения которых ограничен всего 1 годом, а есть такие, которые приходится хранить 75 лет.
Актуальные сроки хранения можно сверять с Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236. Так, в частности, для заявления работников о выдаче документов, связанных с работой, и их копий установлен 1 год, а для согласия на обработку персональных данных — 3 года.
Документы по личному составу, законченные делопроизводством до 1 января 2003 года, хранятся 75 лет. Эти же документы, но завершенные делопроизводством после 1 января 2003 года, хранятся 50 лет.
Документы по личному составу хранятся дольше всех остальных, так как отражают трудовые отношения работника с работодателем (ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ). К ним в том числе относятся:
Кадровики обычно для удобства использования отдельно хранят разные типы документов — локальные нормативные акты, документы по личному составу и все остальные документы. Микропредприятиям, которые не имеют в штате своего специалиста по кадрам, имеет смысл перенять такой принцип.
Какие кадровые документы нужно вести микропредприятию
Владельцы малого бизнеса нередко думают, что типовой трудовой договор заменяет собой все кадровые документы. Но это большое заблуждение. На самом деле кадровый учет небольшого бизнеса с работниками практически ничем не отличается от учета по общим правилам. Типовая форма — это единственное послабление, которое у него есть.
Более того, специфика деятельности предприятия часто диктует необходимость введения конкретных документов, учитывающих особенности труда. Например, работа с вредными условиями.
Многое зависит и от количества, «сложности» должностей. Если они разные и включают целый список требований и обязанностей, то лучше микробизнесу составлять отдельные должностные инструкции. Потому что в типовой форме должностные обязанности указываются поверхностно.
Не храните копии документов сотрудников: копии СНИЛС, ИНН, паспорта. Это нарушает закон о персональных данных. Работник предъявляет эти документы при приеме на работу для того, чтобы вы взяли из них данные для записи, а не снимали копии.
Какие документы нужно вести:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Трудовые отношения на микропредприятиях – ошибки и их последствия. Часть 1.
Экономика нашей страны, как и любой другой, держится не только на предприятиях-гигантах и монополистах, но и на очень небольших организациях. В законодательстве даже есть специальные термины – микропредприятия и объекты малого бизнеса.
Такие организации, как и крупные, могут являться работодателями. И по закону должны соблюдать ряд правил в этой роли, но увы, тут зачастую появляется много ошибок. Конечно, не со зла. Просто штат в таких организациях маленький, отдельного кадровика, как правило, нет. Вопросы кадрового делопроизводства решает бухгалтер или секретарь, и нередко, такой человек не знает всех тонкостей.
Но как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Это подтвердил Пленум Верховного Суда в своем недавнем постановлении от 29.05.2018 N 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».
В этом документе довольно подробно разбираются многочисленные нарушения, которые такие работодатели совершают, а также даются указания судам, как поступать при рассмотрении этих дел.
Давайте для начала определимся, какие организации относятся к микропредприятиям. Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к таким хозяйствующим субъектам относятся организации, в которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек, а доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 120 млн. руб.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) для таких работодателей предусмотрено только одно послабление – в ст. 309.2 ТК РФ микропредприятиям разрешено не принимать локальные нормативные акты (далее – ЛНА). Но в этом случае необходимо заключать трудовые договоры с работниками на основе утвержденной типовой формы.
С одной стороны, кажется, что это приятное нововведение – эта статья появилась всего два года назад. Но на практике получается, что это усложняет жизнь.
Дело в том, что трудовой договор для микропредприятий в этом случае становится очень неудобным и громоздким – в него надо уместить все то, что обычно прописывают в ЛНА. Для организации неприятным оказывается и то, что внести изменения в трудовой договор без согласия работника уже будет нельзя, а менять ЛНА можно и без такого согласия – достаточно работников лишь уведомить.
При этом многие микропредприятия почему-то решили, что они теперь обязаны перейти на этот вид договора. Но это не так. Ст. 309.2 ТК РФ говорит о том, что небольшие работодатели сами выбирают, как им оформлять отношения с работниками – обычным трудовым договором и принимать ЛНА, или применить большую типовую форму.
Практика показывает, что первый вариант предпочтительнее. Еще и потому, что стоит принять на работу 16-го человека или получить чуть больший доход – и работодатель перестает быть микропредприятием. А значит, даже если были заключены с работниками договоры по типовой форме, придется все равно принимать ЛНА.
Получается, что единственная особенность, предусмотренная для работодателей-микропредприятий, на деле оказывается неудобным инструментом.
А других особенностей в части кадрового делопроизводства и оформления трудовых отношений для микропредприятий нет в действующем законодательстве. Это значит, что все правила, прописанные для остальных категорий работодателей, необходимо соблюдать. Почему-то некоторые небольшие организации не учитывают этот момент – и попадаются с нарушениями.
Какой бы вариант трудового договора вы не выбрали, он должен быть заключен с работником не позднее трех дней с начала работы. Это общее правило, и микропредприятия должны его соблюдать. Работник без трудового договора – это всегда штраф.
Часто именно такие работодатели заключают с физическими лицами не трудовой, а гражданско-правовой договор (далее – ГПД). Но в ст. 15 ТК РФ запрещено заключать ГПД в тех случаях, когда отношения фактически трудовые, т.е. человек приходит к вам в офис с 9 до 18 ежедневно, выполняет трудовые обязанности и т.д. В этих случаях ГПД признают трудовым договором и, увы, тоже накажут работодателя штрафом.
Еще одна ошибка, которая также часто встречается в трудовых договорах у небольших организаций – это срочные трудовые договоры. Точнее, злоупотребление правом заключать такие договоры. В статье 59 ТК РФ субъектам малого предпринимательства с численностью, не превышающей 35 человек, разрешено заключать именно срочные трудовые договоры без дополнительных оснований.
На практике это приводит к тому, что сотрудники работают годами, а с ними «перезаключают» трудовые срочные договоры. Почему я взяла слово в кавычки? Дело в том, что ТК РФ не предусматривает такой процедуры как перезаключение или продление срочного трудового договора. Попытки сделать это приводят к тому, что такой договор признается бессрочным.
То же самое будет, если регулярно увольнять всех сотрудников «по истечении срока договора» и снова принимать их на работу.
Почему так важно не совершать ошибок именно в отношении трудовых договоров? Это самые дорогие штрафы – по 100 000 рублей за каждый договор с нарушениями. А для небольшой организации и 10 человек с неправильными трудовыми договорами – это уже очень дорого. А, к сожалению, ошибки и не только с договорами бывают. Но их мы рассмотрим в следующий раз.