Инструкция по работе с отдельным счетом для гособоронзаказа по 275-ФЗ
Отдельный банковский счет исполнителя ГОЗ — это финансовый инструмент, который открывается в уполномоченном кредитном учреждении для проведения взаиморасчетов между заказчиком и поставщиком государственного оборонного заказа.
Кто обязан открывать отдельный счет
Для расчетов между участниками государственного оборонного заказа используется спецсчет: это закреплено в 275-ФЗ от 29.12.2012. Каждый поставщик по ГОЗ обязан использовать отдельные номинальные счета по ГОЗ.
Регулируется открытие счета по 275-ФЗ в ст. 8 Федерального закона (п. 7 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 8): их открывают головные исполнители и поставщики по гособоронзаказу для проведения расчетов с другими исполнителями.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, обязан ли субподрядчик открывать спецсчет. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как открыть
Открытие возможно, только если у исполнителя заключен контракт на банковское сопровождение ГОЗ с уполномоченным банком. Банковское учреждение выбирает сам поставщик. Главное условие, без которого нельзя открыть отдельный счет, — наличие особого подтверждения от Центробанка.
ЦБ РФ проверяет, соответствует ли банк установленным критериям для ведения этого специального инструмента по ГОЗ, и выдает ему разрешение на такую деятельность. К примеру, зарезервировать счет в Новикомбанке по гособоронзаказу допускается, только если у этого кредитного учреждения есть специальное разрешение Центробанка. У АО АКБ «Новикомбанк» такое разрешение присутствует, поэтому поставщики и соисполнители вправе подать заявку на резервирование.
Все банки, уполномоченные открывать специальные счета по гособоронзаказу, получают разрешение от Центрального банка РФ. Актуальный перечень уполномоченных банков доступен на официальном сайте Банка России. Для дополнительного подтверждения запрашивайте у специалиста банковского учреждения документальный допуск от ЦБ РФ.
Отдельный счет предназначен для расчетов между государственными заказчиками и исполнителями гособоронзаказа. Средства, выделенные на ГОЗ, носят целевой характер. Эти деньги используются только для расходов на государственный оборонный заказ, любое отклонение повлечет существенный штраф. Номинальный счет открывается для контроля движения денежных средств по контрактам, связанным с ГОЗ.
В Законе №275 определен режим использования отдельного счета (ст. 8.3 275-ФЗ). Открывается спецсчет по правилам, установленным конкретным уполномоченным банком. Вот что надлежит сделать поставщику:
Как только стороны завершат исполнение контракта по гособоронзаказу, подрядчик обязан уведомить об этом уполномоченный банк и закрыть спецсчет.
Как пользоваться
В 275-ФЗ четко указано, должен ли исполнитель гособоронзаказа открывать счет — да, все головные исполнители, исполнители и соисполнители открывают спецсчет в уполномоченных банках. Банковские учреждения заключают специальные договоры на обслуживание спецсчетов по государственному оборонному заказу. Операции проводятся, только если в распоряжении на перечисление денежных средств указывают идентификатор государственного контракта. Когда открытие одобрено уполномоченным банком, поставщик оповещает заказчика и направляет ему реквизиты. С этого момента государственный заказчик обязан перечислять деньги на спецсчет, указывая в каждом платежном документе идентификатор контракта.
Если из распорядительного органа (ТОФК — территориальное отделение Федерального казначейства) поступит уведомление о временной приостановке операций по спецсчету, уполномоченное учреждение обязано на время заблокировать движение средств (Указание ЦБ РФ №3729-У от 15.07.2015).
Какие операции допускаются
Не все движения денежных средств строго контролируются банками и Казначейством. Вот перечень допустимых операций, по которым допускается использование средств по гособоронзаказу (п. 2 ч. 1 ст. 8.3 275-ФЗ):
Допускаются и расходы на оплату труда персоналу со спецсчета, если соблюдается условие об одновременной выплате вознаграждения и компенсаций работникам ГОЗ по действующему трудовому законодательству. Исполнители вправе использовать спецсчет для перечисления НДФЛ с доходности, полученной в качестве заработной платы (Письмо Минфина России №03-04-06/15565 от 21.03.2016).
Приказ Минобороны №605 от 21.10.2019 закрепляет порядок взаиморасчетов с физическими лицами, которые предоставили в ограниченное пользование земельные участки в рамках сопровождаемой сделки по ГОЗ. Головной исполнитель обязан подать в уполномоченный банк перечень таких лиц, закрепив список тех, кому надлежит перечислить целевые средства гособоронзаказа. В реестр включаются сведения о гражданине (Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации), о его земельном участке (кадастровый номер) и о связанном государственном контракте (идентификатор).
Какие операции проводить нельзя
Ряд операций не получится провести через спецсчет. Поставщику ГОЗ не разрешат предоставить или вернуть кредит, ссуду или заем, рассчитаться с физическими лицами (исключение — оплата труда), купить ценные бумаги или иностранную валюту, вложиться в уставный капитал, разместить деньги на депозитах, обеспечить исполнение обязательств за счет целевых средств по гособоронзаказу. Полный список представлен в ст. 8.4 275-ФЗ.
ТОФК вправе приостановить спецсчет для гособоронзаказа при казначейском сопровождении контрактов по ГОЗ. Такое правило установили в Приказе №43н от 22.12.2020.
Порядок вступил в силу 12 марта 2021 года. Если клиент предоставил неверные реквизиты, находится в процессе ликвидации или банкротства, связан (аффилирован) с государственным заказчиком, специалисты Федерального казначейства приостанавливают открытие лицевого счета. В приложении к Приказу №43н перечислены все критерии приостановления процедуры открытия счетов.
Разъяснения по теме
Основные тезисы
Реквизиты документа
Скачать
О взыскании денежных средств для уплаты налогов (сборов, страховых взносов) с отдельного счета, открытого в рамках гособоронзаказа, в ходе конкурсного производства
Спецсчета для закупок: функции, возможности и ограничения
В большинстве случаев бухгалтеру коммерческой организации приходится иметь дело только с расчетными счетами в банке. Далее по частоте следуют депозитные, кредитные и валютные. Существует особая категория – специальные счета. Они применяются для совершения строго определенных законом операций.
Примером служат счета платежных агентов, принимающих платежи у населения, или должников-банкротов, ограниченных в пользовании деньгами. Большое распространение, особенно с 2019 года, также получили спецсчета для участия в закупках, но и они разделяются на подвиды.
Спецсчета для закупок
Закупки проводятся в рамках трех основных Федеральных законов:
Для первых двух используется более простой специальный счет, не имеющий ограничений. Даже обычный расчетный может нести эту функцию. Для ГОЗ понадобится открыть особый спецсчет, причем не только непосредственному исполнителю, но и другим участникам сделки (субподрядчикам, поставщикам) и, возможно, не один. Для разных контрактов по ГОЗ потребуется открытие отдельных счетов, один и тот же использовать нельзя.
Спецсчет по 44 и 223 Федеральным законам
Обратите внимание! Если оплата оператору происходит напрямую, а для обеспечения заявок используются банковские гарантии или оно не требуется в тех процедурах, где организация принимает участие, то открывать спецсчет не обязательно.
Чтобы расчетный счет использовать как специальный, достаточно обратиться в банк и подписать соответствующее дополнительное соглашение. Иногда это можно сделать в электронном виде через сервисы на сайте или через онлайн-банк без личного визита.
Не каждый банк имеет право на открытие специального счета. На 7 апреля 2020 года в список вошли только 25, среди них: Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, АЛЬФА, Тинькофф, ДОМ.РФ, МКБ, Открытие и другие. Полный перечень в Постановлении № 1451-р. Стоит следить за обновлениями, ведь Правительство пересматривает список. Например, в 2019 году из него исключили РосЕвроБанк из-за присоединения к Совкомбанку (он присутствует в Постановлении).
Если вы пользуетесь услугами какой-то иной кредитной организации, то открыть спецсчет не получится, придется обратиться в другое место. Это не обязывает переводить свои обороты в новый банк или открывать там еще один расчетный счет, хотя вас будут на это уговаривать.
Чем удобна система со спецсчетом: допустим, компания не часто принимает участие в торгах или обеспечение заявки в них небольшое. Разместив определенную сумму на счете, она гарантирует наличие средств в любой момент, с основного по забывчивости можно не вовремя перевести деньги поставщику, а потом не успеть внести до конца срока подачи заявок.
Кстати! Ранее средства блокировались сразу при направлении заявки на площадке, в 2019 году правила изменились и теперь блокировка происходит в день окончания срока подачи заявки. При этом срок не ограничен конкретным временем, он может прийтись на 12, 15 часов и любое другое, поэтому нужно обращать внимание не только на дату, но и конкретный час.
Перечислять вознаграждение оператору можно с расчетного счета, способ оплаты фиксируется, как правило, при заполнении заявки. Там же нужно выбрать спецсчет, если их открыто несколько (по закону достаточно одного, остальные открываются только по желанию участника).
Плюс и в автоматическом списании комиссии площадки, но тогда надо следить за регулярным пополнением и достаточностью средств. Деньги, заблокированные в качестве обеспечения, никуда не списываются и становятся доступными поле окончания торгов.
Спецсчет по ГОЗ (275-ФЗ)
Здесь действуют другие правила. Определим для начала, кто именно является заказчиком по государственному оборонному заказу:
Жесткие требования, присутствие государственной тайны (при этом организуются закрытые закупки, например, в виде закрытого аукциона) делают ГОЗ недоступным многим исполнителям, поэтому конкуренции в этой сфере значительно меньше, по сравнению с остальными торгами.
Важно! В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 275-ФЗ в ГОЗ участвуют головной исполнитель и исполнители. Головной заключает контракт, а остальные — это поставщики, субподрядчики и прочие, кто участвует в цепочке. Вместе все составляют кооперацию. Заказчик четко отслеживает всю систему и требует от головного исполнителя представить всю информацию об исполнителях-участниках заказа.
Поставляется по госзаказу не обязательно вооружение или военная техника. Питание солдат, обеспечение армии обыденными товарами вроде канцелярии или формы тоже может относиться к оборонному заказу.
Закупки проводятся при помощи автоматизированной системы торгов АСТ ГОЗ. Причем сами торги могут проходить по требованиям 44 или 223 Федеральных законов. Т.е. 275-ФЗ предусматривает правила и особенности оборонного заказа, частично и требования к процедурам закупки, а организация происходит на основании двух других законов.
Чтобы поучаствовать в ГОЗ, необходимо пройти довольно непростую процедуру регистрации, начиная с получения ЭЦП и заканчивая аккредитацией. Перейдя по ссылке и прочитав информацию, вы заметите, что требования конкретизированы: ЭЦП только определенных операторов, браузер Mozilla Firefox, защищенный канал для связи (сеть ViPNet) и т.д.
Учитывая сложность подключения, вы понимаете, что и работа со спецсчетом по ГОЗ тоже будет трудной. Открытие счета возможно только в банках, аккредитованных ЦБ для подобных операций. Список скрыли в 2017 году (ранее он находился в свободном доступе на сайте), но и тогда в него входило всего несколько российских банков.
Открывает спецсчет головной исполнитель для расчета с исполнителями и получения средств от заказчика, а другие исполнители открывают счета в уполномоченном банке для расчетов с головным исполнителем и другими подрядчиками более низкого уровня.
Важно! Исполнители открывают спецсчет только в том банке, который изначально был выбран головным исполнителем! В некоторых случаях открывать его необязательно, например, когда исполнитель потратит на расчеты менее 3 миллионов в месяц (ст. 8.3 п.1 подпункт 2 «з»).
До заключения контракта и в его тексте головной исполнитель обязан предупредить своего поставщика/подрядчика, что закупка происходит в рамках ГОЗ и необходимо провести открытие специального счета.
При проведении расчетов в обязательном порядке указывается ИГК (идентификатор государственного контракта), а средства используются на определенные 273-ФЗ цели, в частности:
Существует также перечень запрещенных переводов, он указан в статье 8.4. В него вошли, например, такие операции, как покупка ценных бумаг, внесение вкладов в УК, предоставление займов и т.д.
При ведении спецсчета придется постоянно отчитываться перед банком и головным исполнителем о том, куда и в каком размере направлены средства, предупреждать своих подрядчиков и поставщиков о работе по ГОЗ, необходимости открытия спецсчета, указывать в каждом договоре ИГК (а также в другой документации, связанной с контрактом). Приемка товара или результатов работ будет непростой, требования у оборонки к качеству поставки высокие.
Обязанности банков по спецсчетам
Банк контролирует операции, проходящие через спецсчет, относящийся к ГОЗ, очень строго. Выше указывался список расходов, которые можно осуществлять, по каждой такой операции банк потребует подтверждающие документы. К примеру:
Для перечисления бюджетных платежей не требуется предоставлять подтверждающие документы
Важно! В контракте ГОЗ сумма прибыли фиксируется в виде конкретной суммы.
Банк обязан приостановить операции по спецсчету при наличии соответствующих оснований, они указаны в статье 8.6 Федерального закона № 275-ФЗ (см. также Указание ЦБ № 5300-У).
По специальным счетам в рамках обычных закупок по 44 и 223 ФЗ таких строгостей нет. Средства с него можно использовать на другие цели, не только на обеспечение заявок или оплату площадкам. Кроме того, банки обязаны начислять процент на остаток по счету (мизерный и реально невыгодный, но все-таки).
Отказ банка в открытии счета
Открытый расчетный счет означает, что и со специальным в том же банке проблем, скорее всего, не возникнет. Все необходимые документы есть у службы безопасности, вопросов по благонадежности не будет. Если вы забыли сообщить об изменениях в уставе или смене директором паспорта, то заранее побеспокойтесь об исправлении – передайте банку новые сведения, а потом открывайте спецсчет.
Организация имела ранее проблемы с банками (например, не вовремя оплачивала платежи по кредиту и получила в результате плохую кредитную историю) или обладает признаками «однодневки»? Могут отказать даже в открытии расчетного счета. К критериям «однодневности» относятся:
Естественно, критерии эти относительные и в конкретной ситуации не представляют ничего необычного. С банком в этом плане необходимо вести диалог, предоставлять подтверждающие документы, возможно, привлекать рекомендации других клиентов.
Реальная проблема (дисквалификация) потребует решительных мер: смены руководителя, опротестования внесения в реестр (если произошла ошибка) и т.д. После устранения попробуйте снова. Есть и критические препятствия, которые просто не позволят провести операцию по открытию спецсчета. Дело в том, что первый шаг – это регистрация и аккредитация в ЕИС, только после нее (и соответственно, регистрации и аккредитации на площадках) можно обращаться в банк.
Нахождение организации в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) – «черная метка», не позволяющая участвовать в торгах в течение двух лет, значит, и специальный счет не имеет смысла, в то же время он может использоваться в целях обмана. Не каждый заказчик обращается к РНП для проверки исполнителя, а тот направит заявку, получит возможность участия и выигрыша в торгах, вопреки запрету. В итоге недобросовестный поставщик может оказаться победителем. Поэтому банк проверит реестр и откажет в обслуживании, если найдет там вашу компанию.
эксперт по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод»
Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ
Статья подготовлена по материалам вебинара «Гособоронзаказ. Как выйти на закупки по 275-ФЗ», который провела эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод» Татьяна Руцинская.
Нормативное регулирование ГОЗ
Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:
Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.
Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.
В конце статьи есть шпаргалка
Особенности закупок по 275-ФЗ
Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.
Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:
Регистрация участников в ЕИС
Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).
При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:
Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.
Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.
Регистрация в ЕИС дает аккредитацию на три года на всех федеральных торговых площадках. Пройти регистрацию на новый срок надо не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока регистрации.
Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.
Порядок открытия лицевых счетов
Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.
Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:
Если есть сложности, госзаказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.
Идентификатор как обязательный элемент
Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.
Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.
Разряды идентификатора означают:
Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.
Порядок расчетов по госконтракту
Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:
В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.
Вывести деньги со спецсчета на обычный расчетный счет можно только после исполнения контракта. Если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль можно получить лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации. Это главное отличие расчетов по 275-ФЗ.
Пример. Организация «А» участвует в закупке на уборку помещений и выступает в роли головного исполнителя. Средства от заказчика она получит после приемки всех работ. Организация «Б» участвует в крупной закупке военной техники как исполнитель в рамках кооперации. У нее заключен контракт с головным исполнителем на поставку партии деталей. Организация «Б» получит деньги по своей спецификации только после того, как заказчик перечислит деньги по всему госконтракту головному исполнителю.
Чтобы перевести деньги со счета в уполномоченном банке на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк следующие документы:
Списание денег с отдельного счета возможно, только если во всей цепочке документов по закупке будет указан идентификатор. Если его нет, расходы могут быть признаны нецелевыми, и деньги за товар или работу исполнитель не получит, хотя контракт будет выполнен.
Права и обязанности заказчика
Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:
Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.
Еще одна обязанность установлена п. 6 и 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ. Это связано с обязанностью Заказчика возместить организации все расходы из собственных средств, связанные с выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это условие должно быть включено в госконтракт, а сумма не должна превышать установленную цену.
Права и обязанности головного исполнителя
Головной исполнитель определяет состав субподрядчиков, обосновывает с их участием цену на продукцию, сроки и условия финансирования поставок продукции. При необходимости госзаказчик формирует кооперацию и уведомляет ее участников о порядке работы, соблюдая требования законодательства РФ о гостайне.
По согласованию с госзаказчиком головной исполнитель определяет уполномоченный банк и уведомляет о своем выборе участников кооперации. Далее вписывает в контракты условие о работе с уполномоченным банком и об использовании отдельного счета для работы по ГОЗ.
По запросу заказчика или банка головной исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет информацию о каждом исполнителе-субподрядчике и иную информацию согласно Закону 275-ФЗ. Это важное отличие закупок по 275-ФЗ. В госзакупках по 44-ФЗ на субподрядчиков не возлагается ответственность, а исполнителю не надо предоставлять заказчику все документы на привлеченные организации.
Головной исполнитель также обязан:
Головной исполнитель вправе:
Прибыль поставщика
По поставкам военной техники и техники специального назначения приняты ограничения по прибыли (Постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465). Она не должна превышать 1% плановых привнесенных затрат и 20% плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции.
В закупках вне ГОЗ то, каким образом распределяется прибыль и какое процентное соотношение она имеет к затратам организации, не регулируется законодательно. В закупках же по 275-ФЗ эта норма распространяется на весь список исполнителей.
Если речь идет о закупках опытно-конструкторских работ или военной техники, то головному исполнителю и другим исполнителям придется использовать калькуляции себестоимости, утвержденные Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.
Роль государства
Чтобы обеспечить безопасность и выполнение заказов по 275-ФЗ, Правительство РФ строго контролирует сферу и выдвигает жесткие требования ко всем этапам закупки. Но при этом берет на себя ряд обязательств, которые поддержат исполнителей, например, предоставляет:
Ответственность по ГОЗ
На закупки по ГОЗ распространяется действие КоАП и УК РФ. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность — все, как и в закупках по 44-ФЗ. Но есть и свои особенности (ст. 15 275-ФЗ).
Например, предусмотрены отдельные штрафы за отказ от исполнения обязательств по госконтракту. Не вправе отказаться от исполнения обязательств:
Суммы штрафов за отказ: на должностное лицо — от 30 000 до 50 000 руб., на организацию — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).
За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства руководителя организации накажут:
Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать. Это может отпугнуть тех, кто только планирует выходить на закупки по 275-ФЗ. Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия 429.1 КБ